деляющий содержание воспитания этнокультурных отноше- Таким образом, внедрение разработанной нами техноло-
ний будущих учителей; процессуальный компонент, выяв- гии, на наш взгляд, позволит определить своеобразие концеп-
ляющий методы, приемы и формы указанного вида воспита- ции воспитания этнокультурных отношений будущих учите-
ния. лей в поликультурном образовательном пространстве.
Библиографический список
1. Лихачев, Б.Т. Педагогика: курс лекций. - 4-е изд. перераб. и доп. - М.: Юрайт, 1999.
2. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Высш. школа, 1989.
3. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие для пед. вузов и ин-тов повышения квалификации. - М.: Народное образование, 1998.
4. Кустов, Л.М. Проблема системогенеза исследовательской деятельности инженера-педагога: монография. - Челябинск: ЧИПКРО, 1998.
Статья поступила в редакцию 23.10.09
УДК 371:351.851
А.Е. Дружинина, аспирант АПК и ППРО, г. Москва. E-mail: [email protected]
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
В даппой статье рассмотрены современные представления о формировании толерантных отношений в образовательном учреждении. Сформулированы психолого-педагогические условия создания единого толерантного пространства в организации учебного и воспитательного процессов, направленного на реализацию принципов педагогики толерантности.
Ключевые слова: гуманизация, толерантная образовательная среда, коммуникативная нетерпимость, толерантность, интолерант-ность, компонент толерантности.
В силу обострившихся межнациональных и межрелиги-озных отношений, одной из важнейших сегодняшних проблем воспитания является формирование личности человека как носителя гуманистических, толерантных идей в системе межэтнических отношений.
Интерес к проблемам толерантности в образовательной среде является отражением усиления внимания к толерантности во всем мире, имеющем место в последние десятилетия. Так, в 1989 году была принята Конвенция по правам ребенка [1]. Она, в частности, определила права детей на выражение своих взглядов, своего мнения, на свободу мысли, совести и религии. В дальнейшем, 16 ноября 1995 года, 185 государствами, членами ЮНЕСКО, включая Россию, была принята Декларация принципов толерантности [2,с 62-68]. Эта декларация определила толерантность не только как моральный долг, но и как политическое и правовое требование к людям, группам людей и государствам. Логическим продолжением этой программы в Российской Федерации явилась федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе»[3].Таким образом, смещение фокуса внимания на толерантность в образовательных средах связано с общемировыми процессами, определившими усиление внимания к толерантности и распространение во всем мире идей гуманизации, гуманитаризации, демократизации и повышения стандартов образования [4]. Педагогические системы, основанные на толерантности и сотрудничестве, в России всегда оценивались как новаторские и никогда не использовались массово.
Значительная роль в построении толерантного образовательного пространства принадлежит образовательному учреждению как важнейшему институту социализации личности. Традиционной особенностью российских государственных образовательных учреждений, особенно средней школы, является интолерантность. Проектирование толерантной образовательной среды может строиться на принципах гуманизации, интеграции, культуросообразности, вариативности и гибкости. Реализация данных принципов возможна в том случае, если педагогический коллектив проникся идеей толерантности и владеет элементами подобной культуры. Рассматриваем толерантность как состоящую из трех компонентов:
- когнитивный компонент толерантности, включающий представления о толерантности, ее проявлениях и ее границах;
- аффективный компонент толерантности, включающий самопринятие, эмоционально-положительное отношение к
другим людям, негативное отношение к насилию в любой форме;
- поведенческий компонент толерантности, включающий навыки конструктивного разрешения конфликтов, а также навыков предложения и оказания помощи и эмоциональной поддержки.
В основе толерантной образовательной среды лежит формирование гуманистических отношений в микросреде класса, которое начинается с самых первых дней обучения ребенка в школе. В младшей школьной среде недостаточное внимание к психическому и личностному развитию учащихся, его взаимодействию с окружающим социумом приводит к росту тревожности и изменение вектора интересов с учебной деятельности на межличностное общение. К этапу перехода в подростковый возраст недостаточная сформированность учебной деятельности, ситуация новизны, возникновение эмоционального дискомфорта - основа интолерантных отношений в младшем подростковом возрасте. На основе анализа работ, посвященных толерантности [5; 6; 7; 8; 9; 10], А.Н. Зятьков [11] выделяет следующие критерии толерантности:
- социальная адаптированность;
- ответственность за свои поступки;
- доброжелательное отношение к миру,
- эмоциональная стабильность, проявление выдержки, самообладания;
- терпение;
- эмпатия, чувствительность, высокий уровень сопереживания, сочувствия;
- способность к рефлексии;
- способность понять другого;
- любознательность;
- снисходительность;
- способность прощать;
- отсутствие тревожности;
- высокий уровень общительности коммуникабельности);
- владение диалогическим общением, направленным на разрешение спорных вопросов, на предупреждение конфликтов;
- уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия,
- признание существования другой (иной) точки зрения, критичность к своему мнению (рефлексивная активность);
- отсутствие стереотипов, предрассудков;
- признание многомерности и многообразия человече-
ской культуры, норм, верований, отказ от сведения этого многообразия к единообразию или к преобладанию какой-то одной точки зрения . Так, П.Ф. Комогоров связывает толерантность и общение, говоря о наличии двух субъектов как необходимом признаке общения и проявления толерантности[12]. Создание ситуации успеха, сохранение чувства собственного достоинства, повышение личностной самооценки, привитие навыка самостоятельного решения проблем, оказание помощи в познании себя - задачи начальной школы. Наиболее яркое проявление проблем формирования толерантности наблюдается на этапах перехода из одной возрастной категории в другую: начальная школа - средняя школа; средняя школа - старшая школа или студенческая среда колледжа. Известно, что одним из важнейших компонентов толерантности как личностной черты является способность переносить ограничения, проблемы, недостатки, свойственные окружающей среде [13][14]. Интолерантность представляет собой чувствительность к ограничениям и проблемам среды. Таким образом, чем толерантнее человек, тем терпимее он относится к возможным ограничениям образовательной среды и тем меньший дискомфорт они у него вызывают. И напротив, чем нетерпимее личность, тем меньше она способна принять неприятные ему качества.
Неумение подростком управлять своими эмоциями, проявлять сдержанность в критических ситуациях часто приводит к конфликтам. Подростковые категоричность и негативизм усиливают, гипертрофируют и абсолютизируют разницу между «своими» и «чужими», что приводит к росту национализма, всплеску межнациональной конфликтности.
Рост этнического самосознания подростков под воздействием окружающей среды часто встречает непонимание со стороны окружающих в силу устоявшихся стереотипных представлений. Большинство подростков не способны спокойно взаимодействовать с. людьми других национальностей.
На вопрос о том, какие из негативных социальных явлений имеют наибольшее распространение среди учащихся и молодежи,17% ответили: «жестокость и насилие». Проблема толерантности отмечается как в учебной, так и вне учебной деятельности. Пример: один из успешно обучающихся студентов отказался от участия в концерте по причине участия в нем азербайджанцев и армян. В школе конфликты между детьми выражаются в открыто проявляемом негативном отношении к сверстникам другой национальности. Проблема коммуникативной нетерпимости оказывает большое влияние на социально-психологическую адаптацию и в восприятие образовательной среды как толерантной. Таким образом, воспитание толерантности представляется наиболее актуальной задачей для развития современного человека и межличностных отношений, в значительной мере влияющих на развитие социального климата.
Одним из условий восприятия учащимися образовательной среды как толерантной является уровень толерантности педагогов. Однако интолерантность педагога оказывает на толерантность образовательной среды двоякое влияние: с одной стороны, она способствует интолерантному отношению педагога к внешнему виду учащихся, а с другой стороны, ин-толерантность педагога препятствуют проявлениям интоле-рантности со стороны учащихся (таким, как нетерпимость к представителям других национальностей и к учащимся, чей внешний вид отличается от других). Для групп с толерантными педагогами, и для классов с интолерантными педаго-
Библиографический список
гами характерны проявления интолераншости. Но в классах с толерантными педагогами интолерантность проявляют учащиеся, а в классах с интолерантными педагогами - сами педагоги. Статистический анализ показал, что подростки из групп с толерантными педагогами чаще соглашаются с утверждением «Многие из моих одноклассников дразнят тех, кто не похож на других (толстых, с плохим зрением, с другой прической, по-другому одевающихся и т п.)». В группах с толерантными педагогами таких детей - 57 %, в группах с интоле-рантными педагогами - 27 %.
Полученные результаты можно объяснить тем, что высокий уровень толерантности педагогов может переходить в попустительство, при том, что их уровень толерантности как свойства личности в целом высок. Например, таким проявлением является отказ от помощи учащимся в разрешении их конфликтов. Для образовательных сред с толерантными педагогами намного больше характерны националистические настроения, чем для сред с интолерантными педагогами. Уровень толерантности педагога не оказывает существенного влияния на толерантность учащихся юношеского возраста. Это связано с тем, что глубинные аспекты толерантности учащихся к этому возрасту, уже сформировались, и толерантность или интолерантность педагога уже не может повлиять на нее. В то же время, как показал анализ ответов на вопросы анкеты, на проявления интолерантности в виде неприятия национальных меньшинств или «белых ворон» уровень толерантности педагога оказывает существенное влияние. Характерной особенностями образовательной среды колледжа и школы являются такие проявления интолерантности, как оскорбления со стороны педагогов, оскорбления со стороны сверстников по поводу физических недостатков, дисциплинарный подход педагогов (приоритетность для них тишины и дисциплины на занятиях, негативные эмоции в адрес нарушителей дисциплины). Большинство педагогов имеют относительно низкий уровень толерантности к представителям других социальных групп, отличаются более высоким уровнем коммуникативной нетерпимости, категоричности и консерватизма в оценках других людей и стремления подогнать партнера под себя. Таким образом, в целом можно сделать вывод о том, что толерантность педагогов оказывает влияние на проявления толерантности учащихся.
Совершенно очевидным в образовательном учреждении становится создание психолого-педагогических условий формирования толерантной среды. К таким условиям относятся:
1.гуманизация отношений субъектов образовательного процесса,
2. установка на толерантные отношения к другому, проявляющаяся в готовности учащихся и педагогов к взаимодействию,
3. диалог и сотрудничество;
4.учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
5.повышение коммуникативной культуры всех участников образовательного процесса [15].
В настоящий момент имеется необходимость расширения и развития исследований в данной области, попыток введения идей толерантности в практическую сферу. Воспитание толерантности на каждом этапе развития человека один из современных подходов к современному воспитанию, который способствует успешной социальной адаптации ребенка.
1. Декларация прав ребенка. Конвенция о правах ребенка. - М., 2007.
2. Декларация принципов толерантности // Век толерантности, 2001. - № 1.
3. Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы)»// Утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2001. - № 629.
4. Крылова, Н.Б. Социокультурный контекст образования. Динамика проблем образования // Новые ценности образования. - М.: Инноватор, 1995. - Вып. 2.
5. Байбаков, А.М. Воспитание толерантности у старшего подростка в условиях малых групп:: автореф. дис. ... канд.пед.наук. - Волгоград, 2003.
6. Зиновьев, Д.В. Повышение педагогического мастерства будущего педагога на основе формирования социокультурной толерантности. Дисс. канд. пед. наук. - Красноярск, 2000.
7. Скрябина, О.Б. Педагогические условия формирования коммуникативной толерантности у старшеклассников: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Кострома, 2000.
8. Солдатова, Г.У. Научная конференция «Толерантность - норма жизни в мире разнообразия» // Вопросы психологии.. - 2002. - №1.
9. Солдатова, Г.У. Жить в мире с собой и другими: тренинг толерантности для подростков.2-е издание, стереотипное / Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова, О. Д. Шарова. - М.: Генезис, 2001.
10. Третьяк, В.Г. Субъект, личность и психология человеческого бытия // Психология толерантной активности субъекта. - М., 2005.
11. Зятьков, А. Н.. Формирование толерантного сознания учащихся старших классов: диссертация ... кандидата педагогических наук. - М., 2007.
12. Комогоров, П.Ф. Формирование толерантности в межличностных отношениях студентов высшего учебного заведения: дисс. ... канд. пед. наук. - Курган. - 2000.
13. Психология: словарь / под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М., 1990.
14. Реан, А.А. Социальная педагогическая психология / А. А. Реан, Я.Л. Коломенский. - СПб.: Питер, 1999.
15. Ашинова С.А. Формирование толерантных отношений к близкому другому у школьников в условиях современной социокультурной среды: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Владикавказ, 2009.
Статья поступила в редакцию 23.10.09
УДК 378.02:372.8
О.М. Слесарчук, соискатель АлтГАКИ, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ И ЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ СРЕДСТВАМИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье рассматриваются понятия «корпоративная культура», «корпоративная культура молодых специалистов». Описывается формирование корпоративной культуры молодых специалистов через развитие трех социально-культурных уровней: командообразующего, управленческого и личностного средствами социально-культурной деятельности в рамках деятельности клуба.
Ключевые слова: культура, корпоративная культура, социально-культурная деятельность, социо-культурные уровни, педагогический процесс, педагогическое воздействие, ценности, клуб, досуг, игра.
В современной социокультурной ситуации посредством повышения уровня корпоративной культуры многие современные предприятия развитых стран мира получают почти половину валового национального продукта. Корпоративная культура, как в мире, так и в России приобретает огромное значение. Успехи нашей страны в XXI веке, ее возможность выбирать и реализовывать оптимальную историческую траекторию в полной мере зависят от наличия современной культурной сферы общества и в частности предприятия.
От предприятий требуется корпоративная политика, которую определяет корпоративная культура. Корпоративная культура формируется под воздействием ряда факторов, среди которых имеют место, социально-экономические факторы, идеологические, нормативные и т. д. В современной практике деятельности предприятий не учитываются и не используются социокультурные средства и условия, как фактор формирования культуры данного типа.
Корпоративная культура организации, ярко выраженная или скрытая существует абсолютно во всех организациях и является тем контекстом, фундаментом, который определяет приемлемость других управленческих концепций в отношении организации. Следует отметить, что изначально термин "корпоративный" возник от латинского "согрогаїіо" - объединение, сообщество, а не от "корпорации" как организационноправового типа предприятия. Известно, что наличие в организации "корпоративного духа" обсуждалось еще в XIX веке. А. Файоль назвал укрепление и поддержание корпоративного духа одним из базовых принципов управления предприятием. Формулируя значение корпоративного духа, Файоль говорил; " Союз - это сила. А она является результатом гармонии молодых специалистов" [1, с. 28].
По мнению многих отечественных и зарубежных ученых, корпоративная культура представляет собой совокупность мышления, определяющая внутреннюю жизнь организации; это образ мышления, действия и существования.
Мы считаем, что корпоративная культура молодых специалистов может рассматриваться как выражение основных ценностей, правил и норм деятельности, обычаев и традиций, индивидуальных и групповых интересов, особенностей поведения молодых специалистов, стиля руководства, показателей удовлетворенности условиями труда, уровня взаимного сотрудничества.
В большинстве определений авторы выделяют следующие уровни корпоративной культуры:
1) образцы базовых предположений, которых поддерживаются члены организации в своем поведении и действиях. Эти предположения связаны с видением окружающей индивида среды (группы, организации) и регулирующих ее переменных (природа, пространство, время, работа, отношения и т.д.).
2) символика (артефакты), посредством которой ценностные ориентации воспринимаются членами организации. Существует два профиля символов: высокий и низкий. К символам высокого профиля условно относят те, которые были созданы с целью формирования имиджа организации и ориентированы на потребителя и партнеров организации. Зачастую первое впечатление у потребителей формируется на основе символов - логотип, лозунг, миссия, униформа и т.д. Символы низкого профиля являются более обыденным выражением того, как конкретно выполняется работа.
3) ценности (или ценностные ориентации), которых может придерживаться индивид. Ценности ориентируют индивида в том, какое поведение следует считать допустимым или недопустимым, помогают индивиду понять то, как он должен действовать в конкретной ситуации. Ценность - это то, что значимо для человека, что ему дорого и важно, на что он ориентируется в своей деятельности. Ценности организации могут подразделяться на те, которыми организация владеет (разделяемые), и те, на которые она ориентируется (декларируемые).
В свою очередь, на наш взгляд, корпоративные ценности представляют собой окружающие объекты (как внутри, так и вне организации), в отношении которых члены организации занимают позицию оценки в соответствии со своими потребностями и целями организации. На основе корпоративных ценностей вырабатываются нормы и формы поведения молодых специалистов в организации.
Стремление к общим ценностям способно объединять молодых специалистов на предприятии, создавая мощную силу в достижении поставленных целей.
Молодые специалисты не только рассчитывают на то, что будут материально преуспевать, но также предпочитают психологически комфортно себя чувствовать в организации, культурные ценности которой соответствуют их личностным ценностным ориентациям.