Научная статья на тему 'Значение толерантных отношений подростков во внеучебной деятельности'

Значение толерантных отношений подростков во внеучебной деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
453
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Толерантность / интолерантность / личностная толерантность / социальная толерант-ность / этническая толерантность / коммуникативная толерантность / Tolerance / intolerance / personal social tolerance / ethnic tolerance / communication and tolerance

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Т. В. Малютина, А. А. Абраменко

Статья посвящена анализу структуры толерантности подростков, проблеме формирования толерантного сознания, ее воспитанию и анализ основных форм организации внеучебной деятельности под-ростков, способствующие воспитанию толерантности. Показана необходимость комплексного подхода к воспи-танию толерантности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUE TOLERANT ATTITUDE OF TEENAGERS IN EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

The paper analyzes the structure of tolerance of teenagers, the problem of formation of tolerance, edu-cation, and its analysis of the main forms of organization of extra-curricular activities of adolescents, promoting toler-ance education. The necessity of a comprehensive approach to promote tolerance.

Текст научной работы на тему «Значение толерантных отношений подростков во внеучебной деятельности»

УДК 159.9.07

ЗНАЧЕНИЕ ТОЛЕРАНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ ВО ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Т.В. Малютина,

ГБОУ ВПО «Омский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации

А.А. Абраменко

Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение «Омский кадетский военный корпус» Министерства обороны Российской Федерации

Аннотация. Статья посвящена анализу структуры толерантности подростков, проблеме формирования толерантного сознания, ее воспитанию и анализ основных форм организации внеучебной деятельности подростков, способствующие воспитанию толерантности. Показана необходимость комплексного подхода к воспитанию толерантности.

Ключевые слова. Толерантность, интолерантность, личностная толерантность, социальная толерантность, этническая толерантность, коммуникативная толерантность.

Прогресс, экономика, новые компьютерные системы - все на службе человека. Жизнь должна быть размереннее, увереннее, радостнее. В последнее время наблюдается активизация внимания исследователей к проблеме толерантности. Это обусловлено факторами, характеризующими сегодняшнюю ситуацию в мире и нашем обществе: социальные и межэтнические конфликты, рост насилия и терроризма, напряженная социальная, экономическая, идеологическая обстановка. Почему? Толе-рантно ли общество или нет? Какие проблемы толерантности в современном обществе существуют? Возросший интерес к проблеме толерантности вызван, прежде всего, потребностями социальной практики и новыми подходами к исследованию вопросов, связанных с общением и межличностным взаимодействием.

В современном обществе имеет место дефицит толерантного отношения, проявляющийся в неприятии взглядов других людей, иной культуры и нетерпимости к ним. Следствиями такого дефицита являются рост детской преступности и жестокости, кризис семьи, нарушения в межличностном общении (в том числе в образовательной среде). Становится очевидным, что детей и подростков нужно учить такому взаимодействию с окружающими людьми, которое характерно для партнерского поведения и исключает отношение к другому человеку как к объекту манипулирования.

На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности подростков с самых первых дней обучения. Особое внимание обращается на воспитание толерантности в подростковом возрасте. Именно в этот период начинает формироваться чувство культурной идентичности человека, а соответственно повышается интерес к вопросам культурной принадлежности.

В подростковом возрасте закладываются основы дальнейшего социального поведения личности, в том числе: способность к эмпатии или конфликтность, социальная изолированность, позитивное или заведомо негативное отношение к другому человеку. Подростковый возраст, как известно, всегда — возраст трудный.

Проблема толерантности в отношениях между людьми - это далеко не новая научная проблема. Различные ее аспекты широко представлены в многочисленных работах отечественных и зарубежных ученых. При этом большинство исследований направлено на изучение толерантности как феномена социокультурной эволюции человека, в основе которого лежит позиция «Я и Другой» (И. В. Абакумова [1], А. Г. Асмо-лов [2]и др.), как этической (В. М. Золотухин [3], Ф. Карлгрен [4] и др.) и

психологической (А. Адлер[5], К. Роджерс[6], Э. Фромм [7] и др.) категорий, как психического явления (И. Б. Гриншпун [8], В. O. Руднева[9], и др.).

В работах С. К. Бондыревой [10], И. Б. Гриншпуна [8], Г. С. Кожухаря [11] представлены различные классификации типов толерантности. Различные аспекты формирования толерантности подростков рассматривалась в статьях О.А. Бондаренко [12], К.А. Тункина [13], С.Б. Дагбаева [14].

К настоящему времени накоплен весьма значительный объем информации о результатах исследований толерантности и о разработке методик ее воспитания. Однако, феномен толерантности столь многопланов, что до сих пор ученые, педагоги, общественные деятели не выработали единого взгляда на содержательное наполнение этого понятия. Историю возникновения понятия толерантности связывают с эпохой религиозных войн. Этимологически слово толерантность восходит к латинскому tolerantia - «терпение, терпимость», и по своему первоначальному содержанию выражает компромисс, на который вынуждены были согласиться католики и протестанты.

Анализ понятия «толерантность» актуализирует проблему изучения трех видов толерантности: личностной, социальной и этнической[15].

Личностная толерантность включает в себя, ценностно-смысловое содержание, в котором центральное место занимают «уважение к человеку, его право и свобода ответственности за собственную жизнь и признание таковой за каждым человеком».

Социальная толерантность - это партнёрское взаимодействие личности с различными социальными группами общества, она направлена на равновесие в обществе, на защиту прав и интересов личности в составе различных социальных групп.

Третий вид - этническая толерантность определяет отношение к «другим», на основе их этнической принадлежности - важнейшее проявление толерантности и личности и общества.

Задачей нашего исследования стало определение структуры толерантности подростков, совокупность условий, способствующих ее воспитанию и проанализировать основные формы организации внеучебной деятельности подростков, способствующие воспитанию толерантности.

В качестве диагностического инструмента использовался теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, опросник диагностики уровня сформированности толерантности у подростков П.В. Степанова; экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова); методика диагностики уровня общей коммуникативной толерантности В.В. Бойко. Для обработки результатов исследования использовалась программа Microsoft Excel 2010 и пакет прикладных программ статистической обработки данных SPSS.

Выборка в нашем исследовании составила 50 обучающихся, в возрасте от 14-16 лет, Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение «Омский кадетский военный корпус» Министерства Обороны Российской Федерации.

Для раскрытия уровней толерантности условно П. В. Степанов выделяет четыре уровня: высокий и невысокий уровни толерантности, а также высокий и невысокий уровни интолерантности. Анализ результатов исследования позволил определить уровень сформированности толерантности подростков: 4%-высокий уровень интоле-рантности, 34%-не высокий уровень интолерантности, 16%-высокий уровень толерантности и 46%-не высокий уровень толерантности.

В соответствии с представлениями автора методики высокий уровень интоле-рантности присущ учащимся, которые сознательно отказываются признавать, принимать и понимать представителей иных культур. Это проявляется: в склонности подростка характеризовать культурные отличия как отклонения от некоей нормы, как девиантность, в нежелании признавать равные права на существование тех, кто имеет иной физический облик или разделяет иные ценности.

Исследователи полагают, что это вполне осознанная, отрефлексированная позиция человека. Такие подростки, как правило, выделяются своим поведением, определённого рода высказываниями, а иногда даже и внешним видом. Среди опрошенных подростков такой уровень интолерантности зафиксирован только у 4% опрошенных.

Невысокий уровень интолерантности, что выявлен у 34% респондентов, характеризуется тем, что подросток: на словах признаёт права других на культурные отличия, декларирует принцип равенства людей независимо от их расовой, национальной, религиозной принадлежности, но при этом испытывает личное неприятие отдельных социокультурных групп.

Такой диссонанс между декларируемыми гуманистическими принципами и реальным проявлением нетерпимости подросток пытается оправдать ссылками на общественное мнение («все так считают»), аморальное поведение, якобы свойственное представителям этих групп («все они такие»), личный неудачный опыт взаимодействия с ними («я встречал таких людей и уверен, что...»). Эта позиция основана на куль-туроцентризме, ксенофобии, презумпции вины другого. Такого рода интолерантность проявляется не только в непринятии других культур, но и в непонимании их, рассмотрении их сквозь призму только собственных культурных установок.

Невысокий уровень толерантности, зафиксированный почти у половины опро-шенных-46%, определяется с одной стороны признанием и принятием культурного плюрализма, уважением к самым разнообразным социокультурным группам, с другой стороны отличается склонностью человека разделять (зачастую неосознанно) некоторые культурные предрассудки, использовать стереотипы в отношении представителей тех или иных культур. Очень часто такие подростки не умеют самостоятельно увидеть многие, особенно скрытые, проявления культурной дискриминации в повседневной жизни. Такому подростку трудно представить, с какими проблемами могут сталкиваться культурные меньшинства, мигранты или беженцы. Это объясняется непониманием другого, неумением увидеть его изнутри, взглянуть на мир с его точки зрения. В проявлении такой позиции определяющую роль играют возрастные особенности и недостаточный социальный опыт подростков.

Высокий уровень толерантности продемонстрировали 16% обучающихся, для поведения которых характерно, как правило: признание и принятие иных культур, признание права людей на иной образ жизни, свободное выражение своих взглядов и ценностей, способность предполагать альтернативные взгляды на проблемы, возникающие в поликультурном обществе.

Для уточнения и подтверждения полученных результатов на следующей стадии эмпирического исследования был использован дополнительный экспресс - опросник «Индекс толерантности».

Анализ и интерпретация результатов позволил выявить уровень толерантности и важнейшие субшкалы толерантности. Рассмотрим полученные результаты. Только у незначительной группы подростков был выявлен низкий уровень толерантности, это свидетельствует о выраженных интолерантных установках по отношению к окружающему миру и людям.

У подавляющего большинства респондентов 92% индекс толерантности находится в пределах от 71 до 90 баллов, что соответствует среднему уровню толерантности. Следует отметить, что обучающимся, вошедшим в эту группу, свойственно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт. В таких социальных ситуациях как: терпимость к приезжим, религиозным течениям, к средствам массовой информации подростки показывают более высокий уровень толерантности.

Особое место в исследовании занимает коммуникативная толерантность подростков. Общепризнано, что ведущим видом деятельности подростков является общение. Именно в общении подростков находят проявление большинство признаков

толерантности/ интолерантности.

Для диагностики уровня сформированности общей коммуникативной толерантности использована методика В.В. Бойко.

По результатам исследования можно отметить «западение» крайних уровней коммуникативной толерантности. Наиболее показательно отсутствие высокого уровня толерантности у подростков. Этот уровень коммуникативной толерантности характе-ризуетсяэмоционально устойчивым отношением к членам других социокультурных групп, высокой степенью эмпатии и рефлексии, высокой степенью самостоятельности и ответственности. Это, безуслово, связано с особенностями подросткового возраста.

Большинство подростков (46 % опрошенных) предъявили средний уровень коммуникативной толерантности. Коммуникативная толерантность среднего уровня свидетельствует о достаточно развитых коммуникативных качествах подростков, но в то же время показывает неустойчивость коммуникативных уровней.

Низкий уровень коммуникативной толерантности выявлен у 6% опрошенных. Отсутствие коммуникативной толерантности или ее низкий уровень объясняются негативными реакциями индивида на обнаруженные различия между подструктурами своей личности и личности партнера.

Таким образом, анализ материалов диагностического этапа исследования позволил сделать вывод об уровнях сформированности толерантности, у большинства опрошенных были выявлены средний и низкий уровни.

Это позволяет нам говорить о том, что в образовательном пространстве Федерального государственного казенного общеобразовательного учреждения «Омский кадетский военный корпус» Министерства Обороны Российской Федерации необходима работа по созданию совокупности психолого-педагогических условий, обеспечивающих формирование и развитие толерантного поведения обучающихся. Отметим, что данный процесс должен включать в себя комплексную работу не только с подростками, но и с родителями и педагогами.

Развитие толерантности возможно только в условиях толерантной образовательной среды, которая опирается на: целенаправленность, учет индивидуальных и половозрастных особенностей, культуросообразность, связь воспитания толерантности с жизнью, уважительное отношения к личности, завуалированность педагогических воздействий, единство знания и поведения, диалогичность и сотрудничество, воспитывающую рефлексию.

Нами была разработана программа, направленная воспитания толерантности подростков во внеучебной деятельности. Наиболее приемлемым считаем адаптировать данную программу под структуру работы в Федеральном государственном казенном общеобразовательном учреждении «Омский кадетский военный корпус» Министерства Обороны Российской Федерации. Это связано с тем, что подросток проводит большую часть своего времени в образовательной среде данного заведения.

Изучение состояния реального процесса воспитания толерантности современных подростков позволило констатировать недостаточный уровень развития толерантности подростков. В коллективе среди подростков чаще проявляются такие поведенческие признаки, как категоричность в оценках людей, использование себя в качестве эталона при оценке других и частично в стремлении подогнать партнёра под себя, сделать его удобным. Эти проявления сопровождаются негативными эмоциями, что обусловливает незначительные конфликты в референтной группе.

В связи, с чем возникла необходимость в разработке и апробации специальной программы «Воспитание толерантности подростков во внеучебной деятельности». Данная программа включает в себя разнообразные формы: беседы, дискуссии, игровые тренинги, коммуникативные тренинги, индивидуальные и групповые занятия, диагностирование, творческая деятельность, экскурсии, праздники, фестивали.

Литература

1.Абакумова И. О становлении толерантности личности в поликультурном образовании / И.Абакумова, П. Ермаков, В. Гуров // Вопросы психологии. - 2003. - № 3. - С. 11-15.

2. Асмолов А. Г. Историческая культура и педагогика толерантности / А. Г. Асмолов // Мемориал. -2001. - № 24. - С. 61-63.

3. Золотухин В.М. Терпимость как общечеловеческая ценность // Современные проблемы гуманитарных дисциплин. Ч.1. М., 1997. С. 7-9.

4. Карлгрен Ф. Воспитание к свободе : пер. с нем. / Ф. Карлгрен. -М., 1992.

5. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии/; пер. с англ. А. Боковикова. - М.: Академический Проект, 2011. - 240 с. - («Психологические технологии»).

6. Роджерс, К., Фрейберг, Д. Свобода учиться. М., 2002.

7. Фромм Э. Человек для себя / Пер. с англ. и послесл. Л.А.Чернышевой. — Минск, 1992.

8. Гриншпун И.Б. Понятие и содержательные характеристики толерантности (к вопросу о толерантности как психическом явлении).//Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика) Ответственный редактор С.К. Бондырева Сб. науч. - метод. ст. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002. - с. 31-40.

9. Руднев В. О формировании толерантности у юных россиян // Библиотека учителя словесности, 2001, №4, с. 95-98 34.

10. Бондырева С.К., Колесов, Д.В. Толерантность (введение в проблему). -М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003- 240с

11. Кожухарь Г.С. Акмеологический и аксиологический подходы к проблеме толерантности в межличностном общении.

12. Бондаренко О. А. Молодежь и толерантность в современном обществе // Академия медиа индустрии » Наука » Вестник электронных и печатных СМИ » Архив журнала » Вестник № 15».

13.Тункина К. А. Методика воспитания толерантности у младших подростков в поликультурной среде образовательного учреждения: опыт реализации / Аспирант кафедры педагогики, Вятский государственный гуманитарный университет, г. Киров.

14. Дагбаева С.Б. К вопросу формирования этнической толерантности подростков психологическими средствами. Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н.Г. Чернышевского. г. Чита. http://research-journal.org/featured/psycology/ formirovanie-etnicheskoj-tolerantnos

15. Валитова Р.Р. К истории понятия толерантности. М., МГУ, 1994

VALUE TOLERANT ATTITUDE OF TEENAGERS IN EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

Malyutina T. V., Abramenko A.A.

Resume. The paper analyzes the structure of tolerance of teenagers, the problem of formation of tolerance, education, and its analysis of the main forms of organization of extra-curricular activities of adolescents, promoting tolerance education. The necessity of a comprehensive approach to promote tolerance.

Keywords. Tolerance, intolerance, personal social tolerance, ethnic tolerance, communication and tolerance.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.