Научная статья на тему 'Развитие толерантности у студентов как меры профилактики проявлениям экстремизма в молодёжной среде'

Развитие толерантности у студентов как меры профилактики проявлениям экстремизма в молодёжной среде Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
200
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ЭКСТРЕМИЗМ / ПРОФИЛАКТИКА / ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ / TOLERANCE / EXTREMISM / PREVENTIVE MEASURES / PROCESS OF DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Еговцева Надежда Николаевна

В статье рассматриваются ценностные основы толерантного поведения, раскрывается роль образования в профилактике экстремизма, определены пути развития толерантности у студентов в высшей школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Еговцева Надежда Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOLERANCE DEVELOPMENT OF STUDENTS AS PREVENTIVE MEASURES TO EXTREMISM DISPLAYS IN THE YOUTH ENVIRONMENT

Tolerant behavior value basis are considered. The role of education in extremism preventive measures carried out. Ways of students tolerance development in higher educational establishments are defined.

Текст научной работы на тему «Развитие толерантности у студентов как меры профилактики проявлениям экстремизма в молодёжной среде»

новано на принципах функциональной асимметрии.

Выстраивается определенная диспозиция данных подсистем культуры: первая оперативная подсистема (элитарность), является созидающей. Вторая - более тесно связанная с социумом консервативная подсистема (массовость)-транслирующей. Она становится своеобразным адаптационным полигоном для новаций оперативной подсистемы элитарности. Выделение специального эволюционного буфера позволяет проверить в нем разные решения встающих перед культурой эволюционных проблем, без риска закрепления неудачных, что позволяет культуре находиться в состоянии устойчивого равновесия.

Развитие по законам дихронной эволюции обеспечивает соответствующие «шаговые» стратегию и тактику развития культуры: новация предшествует адаптации и сохранению, то есть эволюция оперативной подсистемы является первичной, а эволюция консервативной подсистемы - вторичной.

Функция сохранения новаций реализуется наиболее эффективно через расширение аудитории воздействия, то есть через постоянное увеличение количества потенциальных хранителей системы ценностей и норм культуры. Домен элитарности обладает более узкой нормой реакции на потребности большинства социума.

Доминанта той или иной бинарной сопряженной дифференциации культуры не может являться абсолютной, поскольку применительно к процессу эволюции культуры мы вправе говорить лишь о первенстве функции, а не подсистемы. Именно этой спецификой соотношений двухдиф-ференциаций мы можем объяснить тот факт, что в один и тот же историко-культурный период мы можем наблюдать одновременное доминирование и аутсайдерство как подсистемы элитарности, так и подсистемы массовости. Вместе с тем, одно из доминирований может быть эксплицитно, а другое - неявно, имплицитно.

Список литературы

1. Хакен Г. Синергетика - М.: Мир, 1980. - С. 249.

2. Гэодакян В. А. Эволюционные теории асимметрии организ-

мов, мозга и тела // Успехи физиологических наук. - 2005. - Т. 36,- № 1. - С. 24-53.

3. Андреева O.A. Стабильность и нестабильность в контек-

сте социокультурного развития. - Таганрог: ТИУиЭ, 2000. - 232 с.

4. Лесков Л.В. Синергетика культуры //Вестник Московского

университета. - Сер. 7. Философия. - 2004. - №4. - С. 46-47.

5. Гзардини Р. Конец философии нового времени // Феномен

человека: Антология. - М.: Высшая школа, 1993. - С.240-296.

6. Гэодакян В.А. Конвергентная эволюция фенотипа, асим-

метрии и сексуальности в культуре // Сексология и сексопатия. - 2003. -№6,- С. 2-8.

7. Капица С. П. Об ускорении исторического времени // Новая

и новейшая история. - 2004. - № 6 - С. 3-17.

8. Гуревич А. Я. Жак Ле Гэфф и «Новая историческая наука»

во Франции //Ле Гэфф Ж. Цивилизация средневекового запада. - М.: Прогресс - Академия, 1992. - С. 376.

9. ГолосовкерЯ. Э. Логика мифа. - М.: Наука, 1987. - 217 с.

10. Туркина В.Г. Мифологема героя и массовое сознание: Дис.

... канд. филос. наук- Саратов, 2001. - 125 с.

11. Гзнис А. Вавилонская башня: искусство настоящего

времени: Эссе. - М.: Независимая газета, 1997. - 256 с.

12. Dennett D. Darwin's Dangerous Idea: Evolution and the

Meanings of Life. - New York: Simon & Schuster, 1995. -p.519.

13. Каган M. С. Синергетика и культурология // Синергетика

и методы науки. - СПб.: Наука, 1998. - 438 с.

14. Сыров В.Н., Поправко Н.В. Гэнезис массового сознания //

Социологический журнал. -1998 - № 1/2. - С. 66-78.

15. Мареева Е.В. Культурология. Теория культуры: Учебное

пособие для вузов. - М.:Экзамен, 2001,- 466 с.

16. Козловский В.В., Уткин А.И., Федотова В.Г. Модернизация:

от равенства к свободе. - СПб. : Изд-во С.-Петербургс-

кого ун-та, 1995. - С. 115 - 167.

17. Гэфф Ле Ж. Цивилизация средневекового запада. - М.:

Прогресс - Академия, 1992. - 376 с.

18. Гэрцен А. И. Диалектизм в науке // Сочинения: В 8 т. - Т. 2. -

М.: Правда, 1975. - С. 21-38.

19. Шеннон К. Э. Работы по теории информации и киберне-

тике. - М.: Иностранная литература, 1963 - 829 с.

20. Лебедева В. Г. Судьбы массовой культуры России. Вторая

половина XIX- первая треть XX века. - СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2007. - 356 с.

Н.Н. Еговцева

Курганский государственный университет УДК 37.034

РАЗВИТИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ КАК МЕРА ПРОФИЛАКТИКИ ПРОЯВЛЕНИЙ ЭКСТРЕМИЗМА В МОЛОДЁЖНОЙ СРЕДЕ

Аннотация

В статье рассматриваются ценностные основы толерантного поведения, раскрывается роль образования в профилактике экстремизма, определены пути развития толерантности у студентов в высшей школе.

Ключевые слова: толерантность, экстремизм, профилактика, процесс развития

N.N. Yegovtseva Kurgan State University

TOLERANCE DEVELOPMENT OF STUDENTS AS PREVENTIVE MEASURES TO EXTREMISM DISPLAYS IN THE YOUTH ENVIRONMENT

Annotation

Tolerant behavior value basis are considered. The role of education in extremism preventive measures carried out. Ways of students'tolerance development in higher educational establishments are defined.

Keywords: tolerance, extremism, preventive measures, process of development.

В современных условиях системной модернизации, стремительного роста социально-экономических инноваций возникает процесс социального расслоения населе-

ния, увеличивается число мигрантов, и, как следствие, возрастает социальная напряжённость, проявляется межнациональная, межкультурная нетерпимость в обществе.

В связи с этим возникает необходимость научного осмысления продуктивных способов, имеющих своей целью минимизацию опасностей; поиска путей, влияющих на культурные паттерны поведения у личности нового поколения; необходимость разработки механизмов, обеспечивающих безопасность и противодействие терроризму.

Очевидно, что наиболее чувствительной к общественным изменениям является молодёжь как лидирующая группа общества, кроме того, юношеский возраст является сензитивным периодом включения в процесс усвоения определённой системы знаний, умений, навыков, позволяющих человеку формироваться как личности, периодом формирования личного отношения индивида к социальным нормам, системе национальных и культурных традиций, религиозным взглядам, мнениям и формам поведения других людей; это возраст активного становления ценностных основ. Наряду с позитивными проявлениями молодые люди вольно или невольно становятся массовыми участниками и носителями негативных и опасных порождений современного общества.

Вторичный анализ социологических исследований последних лет, проведённых в различных регионах, показывает рост экстремистских настроений среди молодёжи. Поиск причин, детерминирующих явления молодёжного экстремизма, позволяет определить, что, с одной стороны, это объективные социальные условия периода реформ, а с другой - субъективные факторы, связанные с поведением самой молодёжи в сложных и противоречивых социальных условиях. Экстремистские группы привлекают молодых людей своей оригинальностью, альтернативностью, возможностью проявлять различные формы протеста - всё это соответствует специфическим социально-психологическим характеристикам возраста.

По данным Следственного управления по Курганской области в 1 полугодии 2011 года поступило 6 сообщений о преступлениях экстремистской направленности. По результатам проведенных проверок по указанным сообщениям возбуждено 3 уголовных дела по ч.1 ст.282 УК Российской Федерации - возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства [14].

Вызывает тревогу тот факт, что в преступлениях участвуют молодые люди, хотя с 2002 года на территории Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» проводится активная профилактика экстремизма, т. е. принимаются меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности[2].

Вместе с тем в Стратегии государственной молодёжной политики в РФ, утверждённой распоряжением Правительства РФ от 18 декабря 2006 года № 1760-р, отмечено, что молодые люди должны быть готовы к противостоянию политическим манипуляциям и экстремистским призывам. В условиях глобализации и вынужденного притока мигрантов именно молодёжь должна выступать проводником идеологии толерантности, укрепления межнациональных отношений[5].

В целом развитие толерантности у студентов как мера профилактики проявлений экстремизма не является новацией, одним из важных пунктов Федеральной целевой программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском

обществе» является тезис о необходимости «использования в полной мере возможностей отечественной системы образования при решении задач формирования установок толерантного поведения у молодёжи, профилактики национализма и экстремизма, уменьшения риска социальных взрывов» [4].

О важности и объективной необходимости развития толерантности у молодого поколения свидетельствуют различные организационные и нормативно-правовые документы в сфере прав человека и их реализации, в частности права человека на получение образования. Это отражено во Всеобщей декларации прав человека, Великой хартии европейских университетов, Конституции РФ, ФЗ «Об образовании», Фз «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Национальной доктрине образования в РФ на период до 2025 г, Государственных образовательных стандартах профессионального образования и др. Согласно этим документам одной из приоритетных задач является формирование толерантности в стенах учебных заведений, кроме того, в условиях европейской интеграции системы высшего образования важно, чтобы выпускник учебного заведения был готов отстаивать свою точку зрения и при этом сосуществовать с другими людьми, имеющими отличные от его мнения, убеждения, традиции.

В свете новой образовательной парадигмы важно осознавать, что развитие толерантности в системе компетенций будущих специалистов поможет студентам в будущей профессиональной деятельности успешно осваивать новую среду, эффективно взаимодействовать с людьми и в целом становится жизненно необходимым.

Вместе с тем, по ряду причин система образования не обеспечивает всего комплекса мер, реализация которых могла бы эффективно формировать у подрастающего поколения основы толерантного мировоззрения. Об этом свидетельствуют не только результаты эмпирических исследований, но и полицейские сводки. В связи с этим возникает необходимость дальнейшего эксплицирования понятийного поля толерантности, системы форм, средств и методов, направленных на развитие толерантности у студентов.

В научном знании нет единства взглядов на феноменологию толерантности, учёные изучают различные её грани, исследования велись и ведутся авторами на основе применения системного, генетического, культурологического, аксиологического, детерминационного, экзисталь-но-гуманистическом, личностно-деятельностного и других подходов. Толерантность рассматривается как ценность (В.А. Лекторский), духовно-нравственное качество личности (Е.Н. Третьякова), культурная норма (А.М. Байбаков), историческое право человека и этноса на отличность, непохожесть, инаковость (А.Г. Асмолов). Исследование культурно-семантического поля слова-концепта «толерантность» позволяет рассматривать его в контексте таких понятий как «признание», «принятие», «понимание». В исследованиях Л.В. Скворцова, В.А.Тишкова, Н.М. Лебедевой и других выделяются личностные характеристики толерантной личности: диалогичность сознания и мышления; система установок (понимание, интерпретация, коммуникация, рефлексивная, установка на остроумие и др.); внутренний локус контроля (толерантная личность несет ответственность за исход взаимодействия с другими людьми); удовлетворенность осуществлением смысла жизни; развитое самосознание; сформированная Я-концепция (как рефлексивная сторона самосознания -адекватные образы Я и самооценка); сформированная ценностно-мотивационная сфера; коммуникативная толерантность (аналитико-прогностические умения, антиципация, эмпатия, коммуникативные умения, саморегуляция).

Отдавая должное всем, кто теоретически исследовал проблему толерантности, следует отметить, что указанная проблема не потеряла своей остроты и актуальности.

Не будем углубляться в поиск наиболее полной имманентной характеристики толерантности - это предмет отдельного исследования. В рамках авторского подхода значимо рассмотрение толерантности как социально значимой характеристики личности, исключающей экстремизм и в целом как генерализованной диспозиции, имеющей самый широкий круг проявлений.

Если понятие толерантности вызывает разногласия при его интерпретации, то сама необходимость взаимодействия в обществе с позиции толерантности и необходимость развития толерантности у населения разногласий не вызывают. Образовательные институты концентрируют все категории молодежи, в них представлена вся палитра различных этносов и конфессий. Образовательная среда является наиболее организованной и в ней сконцентрирован интеллектуальный потенциал педагогов, призванных успешно решать вопросы обучения и воспитания подрастающего поколения, общество рассчитывает на то, что именно в этой среде будут выработаны механизмы практической реализации идей толерантности.

В настоящее время разработан специфический инструментарий, позволяющий исследовать различные аспекты толерантности. С целью изучения проблемы на эмпирическом уровне в апреле 2011 года было проведено исследование, в котором принимали участие студенты вторых курсов различных специальностей высших учебных заведений Курганской области (299 человек). В рамках авторской концепции изучения проблемы был использован экспресс - опросник «Индекс толерантности» (Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайге-рова) [11].

Субшкалы опросника направлены на диагностику этнической, социальной толерантности, толерантности как черты личности. Студентам были предложены утверждения, выявляющие их отношение к некоторым социальным группам (меньшинствам, психически больным людям, нищим), коммуникативные установки (уважение к мнению оппонентов, готовность к конструктивному решению конфликтов и продуктивному сотрудничеству), этнической толерантности-интолерантности (отношение к людям иной расы и этнической группе, оценка культурной дистанции).

В результате анализа результатов были получены количественные данные, которые можно классифицировать по ступеням. Преобладающим явился средний уровень толерантности (57%), такие результаты показали респонденты, для которых характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт. В одних социальных ситуациях они ведут себя толерантно, в других могут проявлять интолерантность. Низкий уровень толерантности зафиксирован у 28% студентов, для них характерна высокая интолерантность, выраженные интолерантные установки по отношению к окружающему миру и людям. Высокий уровень толерантности характерен лишь для 15% опрошенных студентов.

Для качественного анализа аспектов толерантности было проведено разделение полученных данных на субшкалы. Анализ толерантности как черты личности отражает личностные черты, установки и убеждения, которые определяют отношение человека к окружающему миру. Для 59% респондентов характерен средний уровень по субшкале «толерантность как черта личности», для 21% -высокий, для 20% - низкий уровень толерантности как черты личности. Субшкала «социальная толерантность» позволила исследовать толерантные и интолерантные проявления в отношении различных социальных групп (пре-

ступников, больных людей, меньшинств), а также изучить установки личности по отношению к некоторым социальным процессам. Низкий уровень социальной толерантности характерен для 29 %, высокий для 17 % и средний уровень социальной толерантности характерен для 54 % респондентов. Субшкала «этническая толерантность» позволила выявить отношение студентов к представителям других этнических групп и установки в сфере межкультурного взаимодействия. Средний уровень характерен для 53 % респондентов, 19 % показали высокий уровень, настораживает, что для 28 % респондентов характерен низкий уровень этнической толерантности, для приграничного региона это тревожные данные. Кроме методики «Индекс толерантности» среди участников исследования был проведён пилотажный опрос (сплошной, групповой, очный, письменный), остановимся на анализе наиболее значимых для темы данного материала ответов респондентов.

На вопрос: «Толерантны ли Вы?» 53 % ответили «в зависимости от ситуации», 9% ответили «толерантны», 18% «нет», 20% затруднились ответить, на вопрос: «Считаете ли Вы необходимым воспитывать в себе толерантность?» почти все студенты ответили положительно (92%), остальные затруднились с ответом (8%). Такое распределение ответов позволяет говорить о наличии у обучаемых определенной готовности к развитию толерантности. В процессе исследования были также получены ответы студентов на следующий вопрос: «Какие формы работы (лекции, семинары, самостоятельная работа, творческие задания, учебная практика, встречи со специалистами, вне-учебные мероприятия), на Ваш взгляд, лучше помогают развить в себе толерантность?» По перечисленным формам учебной и внеучебной работы были получены такие ответы: лекции (34%), семинары (54%), самостоятельная работа (23%), творческие задания (76%), учебная практика (67%), встречи со специалистами (58%), внеучебные мероприятия (78%).

Наиболее полезными в развитии толерантности, по мнению студентов, оказались интерактивные, нетрадиционные формы учебной работы в виде творческих заданий, а также те практикоориентированные формы, которые позволяют осознать и проявить эту ценность во время прохождения учебной практики. Эти ответы указывают и на недостаточно используемые педагогами возможности традиционных форм учебной работы, поскольку лекционные и семинарские занятия отметили как значимые формы в развитии толерантности только около половины респондентов. Одновременно заслуживает большего внимания и внеучебная деятельность студентов, так как она содержит в себе существенный потенциал для развития толерантности у студентов в свободное от учебы время.

Подводя итоги, можно сказать о том, что роль образования в развитии толерантной личности безусловна, в процессе перехода к новой образовательной парадигме важно исследовать концептуальные подходы к процессу развития толерантности у студентов, при этом опираться на накопленный образовательной практикой лучший опыт и предусмотреть разработку эффективных технологий, направленных на профилактику экстремизма в молодёжной среде.

В связи с этим современная высшая школа должна быть единым информационным пространством для распространения идей толерантности, гражданской солидарности, уважения к другим культурам, религиям. На наш взгляд, перед научным педагогическим сообществом высших учебных заведений в числе приоритетных стратегических задач развития высшей школы необходимо поставить следующие задачи:

- создание и укрепление толерантной среды в облас-

ти межкультурных, межконфессиональных, межэтнических взаимодействий;

- разработка и внедрение концепции развития толерантности у студентов в соответствии с принципами системности с учётом требований современной ситуации;

- создание инновационного механизма развития воспитания в студенческой среде с учётом социокультурных особенностей воспитательного пространства региона.

Это возможно при организации проблемно-тематического структурирования содержания образования, опоре на инновационные педагогические технологии, активизации ведущих механизмов культурного саморазвития личности в процессе коллективной деятельности, создании мотивации толерантного поведения.

Парадигма образования, а не обучения сводит воедино мыслящего и действующего субъекта в процессе формирования специалиста, направленного на самопознание, самосовершенствование, на освоение культуры как сложного многомерного явления. Принцип толерантности должен творчески применяться в образовательном процессе, во взаимоотношениях педагога и обучаемых, речь идёт, как считал Ю.М. Лотман, характеризуя специфику университетского образования относительно отношений преподавателей и студентов, об отношении коллеги к младшему коллеге - это создаёт благоприятные условия для дальнейшей экспансии толерантности в другие сферы социальных отношений [10].

При этом важно учитывать, что только согласованные усилия всех общественных, политических и властных структур могут позволить внедрить эффективные технологии в системе высшего профессионального образования. Работа должна строиться на комплексной основе, затрагивая всех субъектов образовательного процесса и все компоненты образовательной среды. В структуру должны входить просветительский, диагностический и коррекци-онно-развивающий блоки.

Система высшего профессионального образования будет обеспечивать высокий уровень развития толерантности у студентов, если в процессе подготовки обучаемых категория «толерантность» будет обозначена и органично вписана в содержание образования и методы организации деятельности на всех этапах обучения и воспитания при неразрывном единстве трёх блоков: знание о сущности толерантных отношений; практические навыки толерантного поведения; переживание положительных эмоций по поводу достижения уважительного взаимодействия с окружающими людьми.

Традиционные подходы к процессу личностного развития предполагают на начальном этапе концептуальное осмысление основ толерантности с этой целью необходимо введение в учебные планы дисциплин по выбору, направленных на изучение традиций национальной культуры, открытых и конструктивных отношений между представителями разных наций, конфессий и цивилизацион-ных моделей.

Методы организации образовательной деятельности должны быть направлены на формирование социокультурной идентификации личности, развитие навыков социального общения, ассертивного поведения, способности к состраданию, культивирование уважения к истории и культуре своего народа, знание истории и культуры других этносов. Необходимо развивать индивидуальную адресную работу с молодыми людьми.

Высшему учебному заведению следует консолидировать усилия всех общественных, политических и властных структур по проведение региональных молодёжных мероприятий: конкурсов, слётов, фестивалей, дней национальной культуры, проведение научных мероприятий: конфе-

ренций, диспутов, круглых столов, форумов, брифингов, веб-семинаров по вопросам развития толерантности у студентов как меры профилактики экстремизма; реализо-вывать в регионе тематические социально-просветительские проекты.

Социально значимо развивать и поддерживать организацию молодёжных общественных объединений, клубов, направленных на формирование нравственных ценностей у молодёжи, на патриотическое воспитание молодого поколения.

Важным направлением профилактической работы является проведение мониторингов толерантных отношений в молодёжной среде, позволяющих выявить негативные тенденции, связанные с экстремизмом и ксенофобией.

Внедрение технологий формирования и развития толерантности у студентов в высшей школе является наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости, будет способствовать появлению у молодых людей осознанного подхода к самоопределению и самореализации в полиэтнической и поликультурной среде, умению осуществлять конструктивный межкультурный диалог.

Список литературы

1. Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 148-ФЗ «О внесении

изменений в статьи 1 и 15 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности"» // Собрание законодательства РФ. - 2006. - № 31 (1 ч.). -Ст.3447.

2. Федеральный закон от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ «О противо-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

действии экстремистской деятельности»(в ред. от 29.04.2008) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 30. - Ст. 3031.

3. Федеральный закон от 25.07.2002 г. № 112-ФЗ «О внесении

изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности"» (в ред. от 02.03.2007) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 30. - Ст. 3029.

4. Федеральная целевая программа «Формирование установок

толерантного сознания и профилактика экстремизма в Российском обществе (2001 - 2005)» // Народное образование. - 2002. - № 1.

5. Стратегии государственной молодёжной политики в РФ,

утверждённой распоряжением Правительства РФ от 18 декабря 2006 года. № 1760-р

6. Асмолов А.Г. Слово о толерантности//Век толерантнос-

ти. - 2001. - № 1.

7. Безюлева Г.В. Толерантность в педагогике. - М.: Академия

профессионального образования, 2002. - 228 с.

8. Еговцева Н.Н. Лингводидактические основы толерантнос-

ти // Развитие человеческих ресурсов - необходимый базис для конкурентной экономической политики России: Сб. науч. тр. - М, 2009.- С.230-233.

9. Леонтьев Д.А. К операционализации понятия «толерант-

ность» // Вопросы психологии. - 2009. - №5.- С. 3-17.

10. Лотман Ю.М. и тартусско-московская-семиотическая

школа. - М.: Гнозис, 1994. -560 с.

11. Практикум по психодиагностике и исследованию толеран-

тности личности /Под ред. Г.У. Солдатовой, Л.А. Шайгеровой и др. - М.: Центр СМИ МГУ им. М.В. Ломоносова, 2003. - 112 с.

12. Шалин В.В. Толерантность: Монография. - Ростов н/Д,

2000. - 292 с.

13. Философские и лингвокультурологические проблемы

толерантности: Коллективная монография / Отв. ред. Н. А. Купина и М. Б. Хомяков. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005. -542 с.

14. http://www.usk-kurgan.ru/index.php?option=com_

content&view=article&id=167&Itemid=145 Сайт Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Курганской области

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.