Обзор профилактических методов противодействия идеологии терроризма и экстремизма в образовательной среде
(на примере Зерноградского техникума агротехнологий)
Брайко Дарья Николаевна - младший научный сотрудник НЦПТИ
Кубинец София Андреевна - участник регионального общественного движения «Интернет без угроз », преподаватель Зерноградского техникума агротехнологий
Статья посвящена анализу опыта противодействия экстремизму и терроризму в образовательной среде, а также нормативно-правовому закреплению мер и рекомендаций по данному направлению
На сегодняшний день распространение молодёжного экстремизма становится частью повседневности. Экстремизм — приверженность к крайним взглядам, методам действий является одной из наиболее сложных социально-политических проблем современного общества. Это связано с многообразием экстремистских проявлений, неоднородным составом организаций экстремистской направленности,которые оказывают ослабляющий эффект
на социально-политическую обстановку в стране. Экстремизму подвержены как отдельные люди, так и организации, особенно политические.
Чтобы эффективно заниматься проблемой профилактики экстремизма в молодёжной среде, необходимо знать и применять основные нормативные и правовые документы в этой области. На наш взгляд таковыми являются:
1. Конституция Российской Федерации. Цель противодействия терроризму в Российской Федерации — защита личности, общества и государства от террористических актов и иных проявлений терроризма [4].
2. Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ (ред. от
03.07.2016) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации и общепризнанными нормами международного права устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних [8].
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 06.07.2016). Нормативный акт, регулирующий общественные отношения по привлечению к административной ответственности, а так-
же устанавливающий общие начала, перечень всех административных правонарушений (который может быть дополнен на региональном уровне), органы, рассматривающие дела, порядок привлечения к административной ответственности и порядок исполнения решений по административным делам [1].
4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-Ф3 (ред. от 06.07.2016). Задачами настоящего Кодекса являются: охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств, обе-
Классный час со студентами Зерноградского техникума агротехноло-гий на тему "Профилактика экстремизма среди молодежи"
спечение мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений. Для осуществления этих задач настоящий Кодекс устанавливает основание и принципы уголовной ответственности, определяет, какие опасные для личности, общества или государства деяния признаются преступлениями, и устанавливает виды наказаний и иные меры уголовно-правового характера за совершение преступлений [3].
5. Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ (ред. от
23.11.2015) «О противодействии экстремистской деятельности», в котором в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя, обеспечения целостности и безопасности Российской Федерации определяются правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности, устанавливается ответственность за её осуществление [9].
6. Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-Ф3 (ред. от
06.07.2016) «О противодействии терроризму». Закон устанавливает основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, а также правовые и организационные основы применения Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом [6].
7. Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29.12.2010 N 4 3 6 - Ф З, направленный на установление культурно-нравственных границ безопасности детей в информационно-коммуникационном пространстве [7].
8. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года № 761). Внедрение новых технологий оказания помощи детям и семьям (социальная помощь малоимущим семьям, профилактика социального сиротства, социализация детей-сирот, медицинская помощь детям, реабилитация детей-инвалидов) переход на новые образовательные стандарты, поддержка одарённых детей и талантливой молодёжи, новые фильмы и мультфильмы для детей [5].
9. Концепция общественной безопасности в Российской Федерации (утверждена Президентом РФ 14.11.2013 № Пр-2685). Настоящая Концепция является основополагающим документом стратегического планирования, определяющим государственную политику в сфере обеспечения общественной безопасности, а также основой для конструктивного взаимодействия в этой сфере сил обеспечения общественной безопасности и институтов гражданского
общества, граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства [2].
10. К важным ориентирам также можно отнести «Комплексный план информационного противодействия терроризму в Российской Федерации на 2013 — 2018 годы», «Комплексный план противодействия идеологии терроризма в РФ на 2013 — 2018 гг.»
Наиболее опасным с точки зрения вступления в поле экстремистской активности является подростковый и юношеский период. В это время происходят значимые изменения как в психологическом, так и в социальном плане. Подростковый возраст и юность характеризуются развитием самосознания, обострением чувства справедливости, поиском смысла и ценности жизни.
Именно в это время подросток стремится найти любую группу, с которой индивид себя идентифицирует или к которой он испытывает эмоциональную привязанность. Молодёжь стремится к самореализации, а возможности для этого очень ограничены. Также для молодых людей характерна неустойчивая психика, они склонны к внушению и манипулированию.Всё это ставит их в группу риска, на которую негативное влияние окружающей среды чаще всего производит самое сильное воздействие.
Невысокий уровень сформи-рованности мышления и сознания подрастающего поколения, а также повышенная возбудимость и чувствительность к несправедливости, которые могут переходить в агрессию, возможность показать себя, в сочетании с приватностью нравственных норм выступают мотивами экстремистского поведения подрастающего поколения. Среди причин появления экстремизма в молодёжной среде необходимо отметить проблемы уровня и качества образования. На данный момент образовательные организации не заинтересованы в сохранении и вовлечении в активный учебный процесс учащихся. Свободное времяпрепровождение проходит вне учреждений культуры, зачастую ограничивается лишь телевидением, дискотеками, ночными клубами и т.д. Молодёжь вне школы предоставлена самой себе, из-за чего и возникают разнообразные молодёжные группы, в том числе антиобщественные, которые способны перерасти в экстремистские группировки.
Юношество находится в ситуации возможного «попадания» в группы экстремистской активности (в зоне риска). В данном контексте деятельность по профилактике экстремистских проявлений в молодёжной среде должна быть направлена на молодых людей, чья жизненная ситуация позволяет предположить воз-
Классный час со студентами Зерноградского техникума агротехнологий на тему «Профилактика экстремизма среди молодежи»
можность включения в группы экстремистской активности. К таким категориям могут относиться:
- дети, находящиеся в сложной жизненной ситуации, из семей с низким социально-экономическим статусом, имеющие тягу к алкоголизму, наркомании, физическому и моральному насилию;
- дети, подростки и молодёжь, склонная к агрессии, силовому методу решения проблем и споров;
- «золотая молодёжь», воспитанная в безнаказанности, вседозволенности, любящая экстремальный досуг и рассматривающая участие в экстремистской субкультуре как непосредственный образец времяпрепровождения;
- носители молодёжных субкультур, участники нефор-
мальных объединений и склонных к девиациям уличных компаний;
- участники экстремистских, политических, религиозных организаций, сект, движений.
Основываясь на опыте существующих программ профилактики экстремизма и упомянутых выше законодательных актов, рассмотрим следующие, наиболее актуальные направления по профилактике экстремизма в образовательной организации. В их числе:
- разработка мероприятий, направленных на создание психологической безопасности детей при воздействии средств массовой информации (проведение семинаров, бесед, тренингов, формирование ценностно-смысловой нормализации поведения учащихся);
- реализация мероприятий, направленных на воспитание толерантности;
- проведение мониторингов экстремистской направленности среди молодёжи;
- воспитание уважительного межнационального общения через овладение знаниями о культурном многообразии мира.
На основе этой программы подготовлен план воспитательной работы, мероприятия которого направлены на предупреждение межнациональных конфликтов в студенческой среде. В учебном заведении ГБПОУ РО «Зерноградский техникум агротехнологий» разработана программа формирования толерантного сознания и профилактики экстремизма и терроризма на период 2016-2019 гг.
Целью программы является укрепление толерантной сре-
ды на основе ценностей многонационального российского общества, общероссийской гражданской идентичности, принципов соблюдения прав человека; совершенствование системы профилактики терроризма, экстремизма в молодёжной среде.
В соответствии с планом проводится система воспитательных мероприятий: тематические классные часы; уроки по основам правовых знаний, семинары-тренинги для педагогов; родительские собрания и т.д. В план воспитательной работы дополнительно включены мероприятия с использованием активных форм обучения, акции и круглые столы. В учебном заведении создана и работает конфликтная комиссия по урегулированию споров между участниками образо-
вательных отношений. Ведётся работа по индивидуальному психолого-педагогическому сопровождению обучающихся из группы «риска».
Согласно плану воспитательной работы, в первом квартале 2018 года были проведены следующие мероприятия:
- классные часы по группам на темы: «Подростковый экстремизм», «Профилактика экстремизма среди молодёжи», «Религиозный экстремизм и его опасность для личности», «Терроризм без маски» (с просмотром слайдов и видеороликов);
- введение дополнительных предметных тем национально-регионального характера в дисциплины «История» и «Об-ществознание»;
- семинар для педагогов «Проблемы нетерпимости и экстремизма в подростковой среде»;
- оформление стенда «Терроризм, экстремизм — угроза миру», изготовление и тиражирование буклетов «Задумайся! Экстремизм это...»;
- книжно-иллюстрированная выставка «Опасные грани жизни и пути их преодоления»;
- профилактическая беседа со студентами «Безопасный интернет».
Для выявления радикальных настроений среди обучающихся организована работа по мониторингу общественного мнения в молодёжной среде. Последний мониторинг был
направлен на изучение отношения к неформальным субкультурам. Он проводился среди зачисленных на первый курс и показал, что большинство студентов имеют ограниченные знания в области девиантного поведения и неформальных течений. В большинстве случаев в «неформале» студенты видят человека, не похожего на них, имеющего определённые проблемы и комплексы. Причём, в каждой из опрашиваемых групп первого курса хотя бы один человек причисляет себя к неформальному течению.
Делая самое общее заключение, можно сказать, что молодые люди не очень часто причисляют себя к субкультурам, но и не выстраивают непреодолимых границ и барьеров между представителями субкультур и обществом.
В образовательном учреждении работает телефон доверия. Фактов распространения экстремизма и терроризма в техникуме не зафиксировано. Неформальных молодёжных группировок, религиозных и национальных сообществ, пользующихся авторитетом среди молодёжи, и фактов проявления национальной вражды, экстремизма в образовательном учреждение не выявлено.
Проводится работа по недопущению использования сети Интернет для вовлечения обучающихся и воспитанников в деятельность экстремистских
движений и международных террористических организаций:
- беседы с родителями о возможности выхода в сеть Интернет, об использовании контент-фильтрации (блокировки) для исключения доступа несовершеннолетних к информации, причиняющей вред здоровью и вовлекающей в экстремистскую деятельность;
- выявление, наблюдение и постоянный контакт детей из «группы риска» со службой социально-психологического сопровождения;
- разработка и тиражирование буклетов с методическими рекомендациями для студентов, их родителей и классных руководителей по профилактике экстремизма и терроризма;
- мониторинг социальных сетей на предмет выявления экстремистских проявлений, нежелательных контактов обучающихся.
На данный момент одной из эффективных форм работы с подрастающим поколением является социально-психологический тренинг. Этот метод позволяет наиболее продуктивно решать задачи, связанные с развитием навыков конструктивного общения, самопознания,активизацией творческого потенциала. Действенность процессов профилактики экстремизма напрямую зависит от правильного понимания этого сложного общественного явления.
Литература:
1. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 07.03.2018). [Электронный ресурс]. - формат доступа. - http:// www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_34661/- (Дата обращения 1.04.2018).
2. «Концепция общественной безопасности в Российской Федерации» (утв. Президентом РФ 14.11.2013 N Пр-2685) http://legalacts. ru/doc/kontseptsija-obshchestvennoi-bezopasnosti-v-rossiiskoi-federatsii-utv/-(Дата обращения 1.04.2018).
3. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 19.02.2018). [Электронный ресурс]. - формат доступа. - http:// www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_10699/- (Дата обращения 1.04.2018).
4. Конституция Российской Федерации. [Электронный ресурс]. - формат доступа. - http://constitution.kremlin.ru/ -(Дата обращения 1.04.2018).
5. Указ Президента Российской Федерации от 01.06.2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» http:// www.kremlin.ru/acts/bank/35418 - (Дата обращения 1.04.2018).
6. Федеральный закон «О противодействии терроризму» от 06.03.2006 Ш5-ФЗ http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_58840/- (Дата обращения 1.04.2018).
7. Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29.12.2010 N 436-ФЗ. [Электронный ресурс]. - формат доступа. - http://www.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW& n=216133&fld=134&dst=100008,0&r.