Р.Т. Мамбетова
ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОГО СОЗНАНИЯ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ
Статья посвящена анализу проблемы формирования толерантного сознания в условиях школы. Рассмотрена современная ситуация в обществе и ее влияние на идентификационные процессы современных подростков. Показана необходимость комплексного подхода к обучению толерантности.
Ключевые слова: толерантность, интолерантность, эмоционально-нравственное взросление, обучение толерантности, межличностная толерантность.
Формирования толерантного сознания занимает сегодня важное место в ряду активно решаемых в обществе проблем. Тенденции развития современного общества требуют серьезного обсуждения и исследования проблемы формирования активной гражданской позиции.
Интолерантность как проблемная область взаимодействия между людьми возникла не в XXI веке, она существует столько, сколько существует человечество. В наши дни проблема толерантности не стала менее актуальной, а, может быть, даже обострилась в связи с резко меняющейся социально-экономической, политической ситуацией в мире.
Многообразие и многоликость мира растет. Параллельно с процессами глобализации, как всеобщая бессознательная реакция, огромное значение приобретает стремление человечества к отличительности. Поэтому многие из нас замечают рядом все больше чужих, других, непохожих. Критериями определения «чужих» становятся не только расовые или этнические отличия, «чужие» идентифицируются также на основе социальных, эконо-
мических, гендерных и других ценностных установок и ориентаций. Стремление человечества разделять мир на «своих» и «чужих» неистребимо и может доходить до абсурда [5].
В наступившем веке молодежь вступает в мир, в котором можно быть одновременно гражданином нескольких стран, представителем разных профессиональных сообществ, даже по желанию менять свой пол. Такая ситуация очень затрудняет самоопределение личности в подростковом и юношеском возрасте, так как заставляет выбирать не из десятков жизненных стилей, а из сотен. При этом повышается роль личностной идентификации, поскольку только она может создать устойчивую Я-концепцию в стремительно меняющемся мире социальных отношений. Следует особо подчеркнуть, что именно размывание социальных границ, которые казались незыблемыми в течение многих веков, привело человечество к постановке проблемы формирования толерантности, поскольку показало необходимость интеграции на основе общечеловеческих ценностей [9].
Растет число стрессогенных, фрустрирующих факторов, которые ставят под угрозу психологическую устойчивость современного человека. Многочисленные информационные потоки, ускоряющийся темп жизни, высокая скорость изменений в мире -тенденции современной действительности. При этом скорость эмоционально-нравственного взросления человека по сравнению с темпами развития мира весьма невелика.
Встает вопрос о том, как должно происходить эмоционально-нравственное взросление человека, кто должен осуществлять контроль над эффективностью и скоростью данного процесса. Проблема толерантности входит в круг психологопедагогических проблем, следовательно, и психологам и педагогам необходимо заниматься ее разработкой.
Стоит отметить, что исследования толерантности, проведенные ранее, были посвящены, в основном, выявлению степени выраженности толерантного сознания, поведенческим проявлениям его, но не определению природы данного психологического
явления. Необходимо глубокое изучение связей толерантности с личностными и когнитивными особенностями старшего школьника. Перед исследователями должна стоять задача выявить, какими личностными характеристиками обладает человек с толерантным и интолерантным сознанием, на каком личностном базисе держится возможность быть толерантным.
Корреляция между образованием и толерантностью в исследованиях, проведенных ранее, была выявлена: чем выше уровень образования в обществе, тем больше возможности проявления толерантного поведения [2]. Также необходимо найти взаимосвязь толерантности и с уровнем когнитивной дифференциро-ванности человека. Для исследования этой взаимосвязи используется системно-структурный подход, в рамках которого глубина и успешность восприятия и переработки информации связаны с уровнем дифференцированности когнитивных структур - стабильных систем репрезентации знаний, их извлечения и анализа (Н.П.Локалова, Т.А.Ратанова, Н.И.Чуприкова). Результаты данного исследования, несомненно, дополнят теоретикопрактическую базу психологии толерантности.
Толерантность - это не только вопрос национальной терпимости, это вопрос гибкости по отношению к другой личности. Явления нетолерантного сознания наблюдаются и на уровне больших, и на уровне малых групп, таких как военные, трудовые, школьные коллективы. Важно понимать, что для решения существующей проблемы необходимо двигаться во всех возможных направлениях, вести работу как на уровне малых групп, так и на уровне общества в целом.
Важно сделать попытку рассмотрения феномена толерантности в аспекте межличностных отношений, «спустить» изучение толерантности до уровня межличностного взаимодействия. Для того чтобы решить проблему в глобальном плане, следует изучить интересующий феномен на микро уровне. Если мы сегодня научим человека терпимо относиться к своему ребенку, супругу, другу, коллеге по работе, то завтра он окажется способным
проявить толерантность к человеку другой страны, веры, национальности.
Без постановки практических задач проблема толерантности в силу своего семантического и идеологического содержания вполне могла бы стать демагогической и конъюнктурной [5]. В России в 2001 году была принята Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» [6]. Данная программа действует в основном через сферу образования, потому что это один из возможных источников создания толерантной идеологии.
Встает вопрос, возможно ли научить человека быть толерантным. Существующие среди психологов и педагогов взгляды на методы обучения и формирования толерантности имеют очень широкий диапазон: от полного оптимизма до крайнего пессимизма. Например, есть такая точка зрения: каждый ребенок изначально рождается толерантным, его не надо учить этому специально, нужно только исключить влияние интолерантного воздействия. Есть и противоположная точка зрения: каждому человеку присуща природная агрессивность и интолерантность, в процессе социализации они подавляются, но, так или иначе, просятся наружу [5].
Педагогический аспект проблемы толерантности рассматривается в следующих направлениях: 1) формирование отношения обучающихся к толерантности как к общественно значимой ценности (Т.В. Болотина, Б.С. Гершунский, В.В. Глебкин, О.В. Гуткин, И.В.Крутова, М.С. Мириманова, Л.И. Семина, П.В. Степанов); 2) формирование межэтнической толерантности школьников (Г.Г.Абдулкаримов, Н.П. Едыгова, Н.П. Магомедова, Ф.М. Малхозова, Н.В. Мольденгауэр, З.Ф. Мубинова, В.А. Тишков, Ф.М. Филиппов); 3) формирование толерантного сознания школьников и студентов (Г.В. Безюлева, Г.В. Скрябина, Г.В. Солдатова, О.Д. Шарова, Г.В. Шеламова). Ценным для исследо-
вания проблемы является издание «Библиотеки психологии и педагогики толерантности» под редакцией А.Г. Асмолова.
Результаты практической работы по формированию толерантности подтверждают существование возможности формировать толерантное сознание. Обучение толерантности - это не только формирование разных форм психологической устойчивости, но и развитие способности индивида к мобилизационной реакции, способности самостоятельно возвращаться в состояние психологического равновесия с собой и с окружающим миром.
В рамках указанной федеральной целевой программы активно ведется работа с учителями. Главный принцип этой работы - посредством специально разработанных психологических групповых технологий и курсов повышения квалификации научить человека вставать на место другого, умению увидеть с помощью целого ряда приемов мир глазами другой личности, тем самым приобрести мировоззренческую толерантность. Преподавателей в первую очередь обучают уважать себя, быть терпимыми к себе и, как следствие, они передают свой опыт подрастающему поколению с целью привить своим ученикам умения быть толерантными.
Психологические технологии применяются и в работе с детьми. Формирование толерантной личности происходит через отработку жизненно необходимых социальных навыков, позволяющих ребенку осваивать трудное искусство успешно жить в мире и согласии с собой и другими. Особое значение приобретает проблема формирования межличностной толерантности старшеклассников. Старший подростковый возраст - это сензитивный период нравственного созревания, во время которого происходит становление самосознания обучающегося, формируется мировоззрение, самооценка и представление о самом себе. В последние годы у старшеклассников наряду с высоким интеллектом, глубокими знаниями, широким кругозором, активной нравственной позицией, духовными запросами порой развивается чувство своей исключительности, излишняя самоуверенность, стремление к
утверждению своей независимости. Это приводит их к раздражительности, нетерпимости, агрессии по отношению к ровесникам, учителям, родителям, к межличностным конфликтам, неприятию окружающей действительности [8].
Обучение толерантности, «взращивание» культуры толерантности и формирование соответствующих качеств личности -все это можно рассматривать в рамках категории ценностного воспитания. Нередко такой процесс входит в противоречие с общественными и семейными нормами. Например, отношение к толерантности как социально значимой ценности может расходиться с отношением к толерантности в семье. Поэтому воспитание толерантности может восприниматься как угроза тем ценностям, которые детям стремятся привить дома. У значительной части общества могут возникнуть глубокие сомнения насчет того, что толерантность - это эволюционно выигрышная линия культуры. В представлениях многих людей понятие «толерантность» является синонимом понятий «бесхребетность», «безразличие», «беспринципность», «вседозволенность» и т.д. Жизненный опыт очень часто не содействует развитию доброжелательности и открытости. В жизни мы нередко наблюдаем, как соответствующее воспитание непосредственно и прочно формирует основу жизненного опыта [2].
Именно поэтому важно понимать, что полностью перекладывать решение данной проблемы на школьное образование нельзя. Это должен быть непрерывный согласованный процесс, в котором участвуют все основные социальные институты: семья, дошкольные и средние общеобразовательные учреждения, учреждения послешкольного профессионального образования, например, через введение в программы вузов психологии толерантности и т.д.
Если в семье сформированы толерантные установки, то ребенок так или иначе впитывает их, и его поведение в корне отличается от поведения тех, чьи родители не уважают права личности. Еще одна сторона воспитательного процесса - это взаим-
ная (подчас совершенно немотивированная) нетерпимость в детско-родительских отношениях. Она не возникает на пустом месте, а является следствием толерантности взрослых (их терпимости и снисходительности), практиковавшейся в семейном воспитании ранее, на более ранних возрастных этапах. Как свидетельствуют психологические исследования, ранняя психологическая травматизация ребенка в семье, постоянное подавление его индивидуальных проявлений неизбежно приводят к развитию авторитарной интолерантной личности (Адорно Т., Миллер А., Фромм
Э.и др.). Следует также отметить роль политических структур в формировании интолерантного сознания.
Толерантность - главный индикатор уровня развития гражданского общества. За межнациональными и межконфессио-нальными проблемами, социальным неравенством скрывается одно: или общество стоит на пути построения гражданского общества, которое толерантно по образу жизни, или нет. Государство должно обеспечивать контроль соблюдения прав человека и найти способ транслировать свои идеи обществу. Психологи, например, рекомендуют использовать для развития толерантности социальную рекламу.
Всякое развитие личности способствует проявлению толерантности, поскольку черты зрелой личности включают в себя ориентацию на общечеловеческие ценности, креативность, независимость суждений, уважительное отношение к чужой точке зрения, стремление способствовать развитию других людей. Формирование толерантности должно рассматриваться как ориентир становления личности нового тысячелетия.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Адорно Т. Исследования авторитарной личности. М., 2001.
2. Асмолов А.Г., Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А. О смыслах понятия «толерантность» // Век толерантности: Науч-публицистич. вестник. М., 2001.
3. Асмолов А.Г. Толерантность как культура XXI века II Толерантность: объединяем усилия. М., 2002.
4. Межкультурный диалог: исследования и практика I Под ред. Г.У. Солдатовой, Т.Ю. Прокофьевой, ТА. Лютой. М., 2004.
5. Солдатова Г.У. Толерантность и интолерантность - две грани межэтнического взаимодействия// Век толерантности: Науч.-публицистич. вестник. М., 2001.
6. Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактики экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы)». М., 2000.
7. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994.
S. Шаврина О.Г. «В гармонии с миром». Формирование установок толерантного сознания юношества: Учеб. пособие. Курган, 2003.
9. Шкуратова И.П. Когнитивный стиль и общение. Ростов-на-Дону, 1994.
10. Шрейдер Ю.А. Лекции по этике. М., 1994.