Нури Тайебех
КРОССКУЛЬТУРНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТИ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ЖИТЕЛЕЙ РОССИИ И ИРАНА
В статье рассмотрены кросскультурные особенности толерантности на материалах иранской и российской культуры. Обсуждается степень толерантного или интолерантного различия и сходства между двумя культурами.
Ключевые слова: толерантность, интолерантность, коммуникативная толерантность, этническая идентичность, субъективность, авторитарная личность.
Толерантность как терпимость и способность к установлению и поддержанию благожелательных отношений с другими людьми, в том числе отличающимися в свете принятых норм и мнений, стала предметом интенсивного изучения в конце ХХ в. Толерантность/интолерантность - главная проблема межэтнических отношений в условиях роста напряженности между народами. Поэтому толерантность явилась для нас одной из ключевых социально-психологических характеристик при исследовании межкультурных взаимодействий.
Понятие «толерантность» имеет множество определений и значений. Как отмечает В.В. Бойко, «коммуникативная толерантность - это совокупность отношений личности к людям, показывающая степень переносимости ею неприемлемых, по ее мнению, психических состояний, качеств и поступков партнеров по взаимо-действию»1. Противоположная толерантности интолерантность проявляется в нетерпимости, агрессии, ненависти. В разных странах толерантность понимается неодинаково и зависит от особенностей культуры, традиций, исторического опыта и религии народов. Человек в своей жизни совершает как толерантные, так и интоле-
© Нури Тайебех, 2010
рантные поступки. Тем не менее склонность к толерантному или интолерантному поведению является относительно устойчивой личностной чертой. Есть основания полагать, что формирование этой личностной характеристики и ее особенностей существенно зависит от культурной составляющей. Поэтому эмпирическое изучение кросскультурных особенностей толерантности позволит получить данные, уточняющие психологическое содержание этого понятия и отличительные проявления толерантности у людей из разных стран и существенно разных культур.
Согласно Мацумоту, «культура - это набор отношений, ценностей, убеждений и форм поведения разделяемых на группы людей и передаваемых из поколения в поколение с помощью языка или другого средства коммуникации»2. Во всех ли культурах существует понятие толерантности? Социальные психологи все больше осознают потребность кросскультурного подхода. Одна из причин этого состоит в том, что наука стремится быть универсальной, и нам необходимы кросскультурные исследования, чтобы выяснить, верны ли наши открытия для иных культур. Другая причина - желание избежать этноцентризма и предположения, что если что-то распространено в нашей культуре, то оно является «нормальным» для человечества. Третья причина связана со значением культуры: ведь и наше поведение, и наши мысли подвержены ее влиянию, а кросскультурная психология может помочь определить, до какой степени психологические процессы меняются под влиянием разных культур.
Предпринятые исследовательские поиски в этом направлении на материале сравнения данных, полученных в Иране и в России, дали обнадеживающие результаты. Для определения психологических аспектов толерантности были применены следующие методики: экспресс-опросник «Индекс толерантности»; «Типы этнической индентичности» (Г.У. Солдатова, С.В. Рыжова); опросник «Шкала фашизма» (Т. Адорно, Э. Френкель-Брунсвик, Д.Дж. Левинсон, Р. Сэнфорд)3; тест общей коммуникативной толерантности (В.В. Бойко); тест «Уровень субъективного контроля» (Дж. Роттер)4.
В исследовании приняли участие 450 человек, из них 250 были жителями Ирана, а 200 человек проживали в России. В иранской выборке было 46% женщин и 54% мужчин, средний возраст 24,93 лет, в российской выборке испытуемых женщин было 69%, а мужчин 31%, средний возраст 22,65 лет. В исследовании учитывался также уровень образования обследованных лиц. В подавляющем большинстве как в России, так и в Иране это были люди с высшим или неполным высшим образованием. Полученные в ис-
Низкий Средний Высокий
Рис. 1. Уровень коммуникативной толерантности русских испытуемых
следовании эмпирические материалы довольно обширны по изучавшимся параметрам, свойствам и объему полученных данных. Общая гипотеза о значимой связи толерантности с культурой той или иной страны подтвердилась. Были выявлены статистически значимые различия по изучавшимся параметрам у испытуемых из Ирана и России. В то же время по ряду показателей таких различий не обнаружилось, что говорит о наличии общечеловеческих ценностей и общих установок сознания у людей, принадлежащих к столь различным культурам. По каким-то свойствам более высокие показатели были зафиксированы у русских испытуемых, а по другим более высокий уровень был отмечен у испытуемых из Ирана. Так, среднее значение индекса толерантности в русской группе (86,83) оказалось выше, чем в иранской (78,48), но и тот и другой показатели относятся по методике «Индекс толерантности» к среднему уровню развития толерантности. Сравнение показателей коммуникативной толерантности по 9 параметрам, предусмотренным этой методикой, позволило выявить как значимые различия, так и совпадения в некоторых показателях в русской и иранской группах. Так, русские испытуемые более склонны рассматривать себя как эталон при оценке других людей. Они чаще судят о партнерах по общению, руководствуясь своими привычками, установками, настроениями. А вот нетерпимость к физическому или психическому дискомфорту более выражена у иранских испытуемых. В то же время они в меньшей степени демонстрируют неприятие или непонимание индивидуальности другого человека. Общие показатели коммуникативной толерантности свидетельствуют, что в иранской группе они находятся на среднем уровне, а в русской -на высоком, однако, например, низкий уровень в иранской группе обнаружили 5,22% испытуемых, тогда как в русской - 7% (см. рис.1, 2).
80%
20%
60%
40%
0%
Series 1
Низкий Средний Высокий
Рис. 2. Уровень коммуникативной толерантности иранских испытуемых
Примечательно, что уровень коммуникативной толерантности у женщин выше, чем у мужчин, как в русской, так и в иранской группах.
Соотношение толерантных и интолерантных лиц у жителей Ирана и России определялось на основе методической разработки «Типы этнической идентичности» Г.У. Солдатовой, С.В. Рыжовой с помощью критерия и-Манна-Уитни (см. табл. 1). Оказалось, что у русских показатель по типу «нормы» и «этнической индифферентности» выше, чем у иранских. Это значит, что у русских испытуемых в целом меньше акцентированность на этничности. Г.У. Солдатова пишет: «К толерантным лицам мы отнесли тех респондентов, у которых доминирует этническая идентичность по типу "нормы", либо по типу "нормы" и "этнической индифферентности" одновременно»5.
Группу интолерантых лиц составили респонденты с этническим самосознанием по типу «гиперидентичности». Сюда вошли также респонденты, у которых наряду с гиперидентичностью выделяются показатели либо «нормы», либо «этнической индифферентности», либо и то и другое одновременно.
В то же время наиболее выражены гиперидентичные (этноэго-изм, этноизоляционизм, этнофанатизм) трансформации этнического самосознания у иранцев.
У иранских испытуемых права нации всегда выше прав человека, так же как и необходимость очищения культуры своего народа от влияния других культур. И нередко установки на чувство превосходства своего народа над другими у иранцев связаны с негативными установками на межнациональные браки. Кроме того, иранцы считают, что любые средства хороши для защиты интересов своего народа.
Таблица 1
Описательная статистика различия по шкалам опросника типов этнической идентичности жителей России и Ирана (N=200)
Шкалы Среднее значение Leven's test for equality of variances t-test for equality of means
Россия Иран F sig t Sig (2-tai-led) mean difference
Этнонигилизм 3.58 7.48 4.44 .038 -3.707 .000 -3.040
Этническая 10.20 8.2 5.27 .024 2.305 .024 2.066
индифферентность
Норма 16.93 12.4 4.001 .049 5.004 .000 4.500
Этноэгоизм 4.96 6.88 .681 .412 -2.740 .008 -1.846
Этноизоляционизм 4.38 10.70 3.26 .075 -6.892 .000 -6.160
Этнофанатизм 6 9.76 .849 .360 -3.783 .000 -3.593
По сравнению с русскими испытуемыми гиперидентичность иранских испытуемых, отражение их группового стремления к доминированию на своей этнической территории, к историческому опыту, к традиционной культуре, к религиозным убеждениям, к ассоциированности со своими этническими группами по разным параметрам повышена. Меньшая гиперидентичность у русских испытуемых подтверждает, что этническая принадлежность для русских не так значима, как для иранцев. Согласно данным исследования, разделение по этническому признаку русских ведет к тому, что они не считают свой народ не лучше и не хуже других народов и любят свой народ, но уважают языки и культуры других народов. В целом русские испытуемые стремятся в первую очередь сохранить свой социально-профессиональный статус и поэтому демонстрируют более высокий уровень этнической толерантности.
Были исследованы параметры авторитарной личности (Т. Адорно, Э. Френкель-Брунсвик, Д.Дж. Левинсон, Р. Сэнфорд) (табл. 2). Получены значимые различия и совпадения некоторых показателей для иранских и русских испытуемых. Так, иранские испытуемые более, чем русские, склонны к подчинению авторитетам, например авторитетам родителей, старших, вождей, сверхъестественной силе. На мой взгляд, это больше можно наблюдать между взрослыми в традиционных семьях в Иране. Они считают,
Таблица 2
Описание статистически значимых различий по шкалам фашизма у иранских и русских испытуемых (N=125)
Среднее Leven's test t-test for equality
Шкалы значение for equality of means
of variances
Рос- Иран F sig t Sig Mean
сия (2-tai- diffe-
led) rence
Консерватизм 15.65 17.46 173 .679 -3.906 .000 -3.441
Автоподчинение 29.08 33.89 639 .427 -2.623 .011 -4.291
Автоагрессия 33 34.79 .584 .124 -1.999 .050 -3.406
Антиинтрацепция 13.83 17.20 .427 -4.449 .000 -3.937
Суеверия и стереотипия 22.77 24.72 739 .393 -1.288 .202 1.487
Комплекс власти 24.8 24 030 .862 .571 .570 .756
Деструктивность 7.4 10.25 .352 .249 -2.830 .006 -4.468
Проективность 16.85 18.80 348 .557 -1.351 .181 -1.600
Преувеличенная 11.74 14.02 .431 .236 -2.452 .017 -2.434
озабоченность
сексуальной жизнью
Общая сумма 175.12 195.13
что послушание и уважение к авторитету - важнейшие добродетели, которым должны научиться дети, и стране нужны самоотверженные вожди, которым народ может доверять, нужны больше, чем законы.
Авторитарная агрессия более выражена у иранских испытуемых. Они считают, что молодежь больше всего нуждается в строгой дисциплине, твердой решимости и воле работать и бороться ради семьи и отечества. Тот, кто оскорбляет честь, в любом случае должен быть наказан. Например: сексуальные преступления заслуживают большего наказания, чем просто тюрьма; таких преступников надо публично бить плетью или наказывать еще суровее. Строго наказываться должны и лица с нетрадиционной сексуальной ориентацией, так как они, по мнению иранцев, не лучше, чем другие преступники. В иранской выборке также демонстрируется преувеличенное отношение к сексуальной жизни, притом как к своей, так и чужой. По мнению испытуемых, сексуальная рас-
пущенность древних греков в римлян - детские шалости по сравнению с тем, что происходит даже в тех кругах, где этого меньше всего следовало ожидать.
В соотношении комплекса власти значимых различий между русскими и иранцами нет. Обе группы предполагают, что слабость и трудность не остановят нас, если у нас достаточно силы воли, но, к сожалению, у некоторых людей имеется врожденное стремление катиться вниз. Поэтому людей можно подразделить на два типа: слабых и сильных. По параметрам проективности также значимых различий между русской и иранской выборками нет. И те и другие верят в то, что мир зол и опасен; наблюдается проекция неосознанных, инстинктивных импульсов на внешний мир. Испытуемые считают, что большинство людей не осознают, в какой мере жизнь определяется тайно вынашиваемыми заговорами. Они думают, что сегодня люди все больше вмешиваются в чужие личные дела, которые должны оставаться частными. Полученный фактический материал отражает некоторые поведенческие признаки, которые свидетельствуют о низком, среднем или сильном уровне антидемократической идеологии или, другими словами, авторитарной личности наших испытуемых ко всем типам партнеров во всех ситуациях. Мы считаем, что низкий уровень антидемократической идеологии расположен в диапазоне от 28 до 70 баллов, средний - от 71 до 154 баллов, сильный уровень - от 155 до 196 баллов.
Общие показатели авторитарной личности иранской группы подтверждают их сильный уровень, он равен 195,13 баллам. 89% -сильный уровень, 11% - средний уровень антидемократической идеологии. Общие показатели авторитарной личности русской группы подтверждают сильный уровень антидемократической идеологии = 175,12 баллам. 77,14% - имеет сильный уровень, 22,85% - средний уровень.
Анализ и сравнение показателей уровня субъективного контроля по 7 параметрам (общей интернальности, интернальности в области достижений, неудач, семейных отношениях, производственных отношениях, межличностных отношениях и в отношении здоровья и болезни) показали, что общий уровень интернальности как у русских, так и у иранских испытуемых является низким (Иран -4,31; Россия - 3,83 при норме 5,5). И иранские, и русские испытуемые склонны приписывать более важное значение внешним обстоятельствам. Только по показателю интернальности в области достижений и в области межличностных отношений иранские граждане имеют относительно высокий уровень контроля над значимыми событиями и ситуациями (Иран - 6,75; Россия - 5,2 при норме 5,5). Русские испытуемые чаще приписывают свои успе-
1. Профиль УСК: русские респонденты
2. Профиль УСК: иранские респонденты
Е.Е
1 1 ----- 10
1 ------10
3.31 ____ -- 10
10
.! 1 10
1 1 I0
1 Е 7 --—1 ___-- ' 10
Норма
хи, достижения и радости везению, счастливой судьбе или помощи других людей. В целом жители и России, и Ирана склонны считать, что они не являются архитекторами своего поведения и творцами своей судьбы (см. Профиль 1, 2).
Сравнение связей коммуникативной толерантности, этнической идентичности и уровня субъективного контроля с уровнем образования и возрастом производилось по программе SPSS с применением непараметрического коэффициента корреляции Спирмена. По некоторым связям были выявлены значимые положительные корреляции, например связь коммуникативной толерантности с возрастом и с уровнем образования прослеживается и в той, и в другой стране. В то же время было установлено, что показатели уровня субъективного контроля мало связаны с образова-
нием и возрастом испытуемых как в иранской, так и в русской группах.
Приведенные данные являются выборочными примерами, иллюстрирующими общее направление исследовательских поисков. Накопленный эмпирический материал нуждается в более обстоятельном анализе и презентации, однако можно сказать, что на его основе возможно осмысление этого проблемного поля и выдвижение прицельных гипотез, в перспективе способных пролить новый свет на психологическое содержание и кросскультурные особенности толерантности.
Примечание
1 Клепцова Е.Ю. Психология и педагогика толерантности: Учеб. пособие для слушателей системы дополнительного профессионального педагогического образования. М.: Академ-Проект, 2004. С. 28.
2 Мацумото Д. Психология и культура. М., 2000.
3 Психодиагностика толерантности личности Г.У. Солдатовой, Л.А. Шайгерова, Т.Ю. Кравцова. М.: Смысл, 2008.
4 Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Самара, 2008. С. 288-310.
5 Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М.: Смысл, 1998. С. 389.