Научная статья на тему 'О методиках диагностики толерантности'

О методиках диагностики толерантности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1901
461
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О методиках диагностики толерантности»

дискуссия

журнал научных публикаций

Нури Тайебех, аспирантка Российский государственный гуманитарный университет, Институт психологии им. Л.С.Выготского (РГГУ), г. Москва, Россия

О МЕТОДИКАХ ДИАГНОСТИКИ ТОЛЕРАНТНОСТИ

В последнее время проблеме толерантности личности уделяется много внимания и мы не могли не затронуть тематику научных исследований в социальных и в гуманитарных науках. Так, в психологии одним из приоритетных направлений стало исследование толерантности - тема, хорошо разработанная в западных, и в первую очередь, американских работах.

Как пишит Д.А.Леонтьев, «...в самое последнее время в российской психолого-педагогической литературе появилось большое число работ, в которых предполагаются более или менее целостные «диагностические комплексы» [1], в качестве такого примера можно назвать «практикум по психодиагностике и исследованию толерантности личности» группы авторов, где предлагается такая «рабочая дефиниция»: «толерантность - это интегральная характеристика индивида, определяющая его способность в проблемных и кризисных ситуациях активно взаимодействовать с внешней средой с целью восстановления своего нервно-психического равновесия, успешной адаптации, недопущения кон-фронтаций и развития позитивных взаимоотношений с собой и с окружающим миром» [2]. Несмотря на некоторую громоздкость и механистичность, это определение указывает важнейшие характеристики толерантности.

В зависимости от того, с какой стороны рассматривается проблема толерантно-

сти, изменяются и методические подходы к изучению этой проблемы. Мы рассматриваем толерантность, как личностную характеристику и как систему установок и ценностей личности. Мы не будем останавливаться на проблемах коммуникативной толерантности, воспитания толерантности, поскольку интерес представляет, прежде всего, диагностика существующего положения.

Исследование толерантности как одной из характеристик личности, испытывающих на себе влияние множества социальных и психологических факторов, действующих в одном направлении и в целом формирующих позитивный или негативный взгляд человека на мир, включает использование таких методик как: «Методика-опросник для измерения толерантности «Шкала базовых убеждений» [3] (Р. Янов-Бульман) и «Методика определения толерантности к неопределенности» (С.Баднер). На последней мы не будем специально останавливаться, поскольку опросник для измерения толерантности включает диагностику толерантности к неопределенности.

Различные эмпирические иссследова-ния, проводиммые на протяжении многих лет зарубежными и русскими психологами, показали, что «личностными детерминантами толерантности являются в частности, способность к эмпатии, устойчивость к неопределенности, ментальная гибкость

№6 ИЮНЬ 2010

ДИСКУССИЯ

журнал научных публикаций ж

(флексибильность), коммуникативная толерантность, альтуризм, ощущенние безопасности, умение брать на себя ответственность, внутренний локус контроля и

др» [4].

Опросник для измерения толерантности первоначально разрабатывался для оценки влияния тренинга толерантности на сознание старшеклассников. Хотя методика была создана для решения частной задачи, ее содержание жестко не привязано к конкретным особенностям упомянутого тренинга, и потому ее можно использовать для любых измерений толерантности.

В отборе и конструировании вопросов авторы опирались на общетеоретические представления о толерантности и на имеющийся в западной социальной психологии опыт измерения данной характеристики. Все вопросы анкеты направлены на выявление различных аттитюдов, поэтому данный опросник, как и подавляющее большинство других опросников, измеряет, прежде всего, толерантность на декларируемом уровне.

В состав анкеты вошли вопросы, направленные на выявление разных видов толерантности: толерантности к представителям других наций, представителям иных культур; толерантности к иным взглядам, в том числе взглядам и мнениям меньшинства; толерантности к отступлениям от общепринятых норм, правил и стереотипов; толерантности к сложности и неопределенности окружающего мира.

Опросник «Шкала базовых убеждений» (Р. Янов-Бульман) разработан в рамках когнитивной концепции базовых убеждений личности. В соответствии с ней одним из базовых убеждений нормального человека является здоровое ощущение безопастно-сти. По мнению американского психолога Р. Янов- Бульман, оно основано на трех категориях базовых убеждений, составляющих ядро нашего субъективного мира:

1. Вера в то, что в мире больше добра, чем зла. В эту категорию входит отноше-

ние к окружающему миру вообще и отношение к людям.

2. Убеждение в ценности собственного «Я». Здесь основное значение имеют два аспекта: «Я хороший человек» - и « Я правильно себя веду» - контроль.

3. Убеждение, что мир полон смысла. Обычно люди склонны верить, что события происходят не случайно, а подчиняются законам контроля и справедливости.

Базовые убеждения личности претерпевают серьезные изменения под влиянием перенесенных личностью травматических событий, в результате которых основательно разрушаются привычные жизненные представления и схемы поведения. Экстремальный негативный опыт настолько противоречит существовавшей ранее картине мира, что его осмысление вызывает долговременные и тяжёлые психологические проблемы. Чувство беспомощности и потери контроля над собственной жизнью могут сохраняться ещё долгое время после того, как исчезнут первоначальные симптомы ПТСР ( постравматического стрессового расстройства).

Таким образом, базовые убеждения, как в отношении самого себя, так и в отношении окружающего мира, существенно различаются у лиц, переживших травматическое событие и не переживавших такового.

дискуссия

журнал научных публикаций

Толерантность как система установок и ценностей личности - это психологическая устойчивость личности к различиям (культурным, этническим, религиозным,социальным, мировоззренческим и др.) в многоликом и меняющемся социальном окружении. В этом смысле толерантность выступает как особое проявление человеческого духа, его нравственная сила. Методики, используемые в рамках данного направления, позволяют оценить возможности личности противостоять фундаментализму фашизма, национализму, выраженной ксенофобии. Остановимся на этих методиках: «Шкала социальной дистанции» (Э.Богардус), «Шкала фашизма» (Т.Адорно, Э.Френклель-Брунсвик, Д.Левинсон, Р. Сэн-форд), методика для измерения степени предрасположенности к предрассудкам (Г. Олпорт, Б. Крамер), которые нуждаются в адаптации к российским

условиям (в особенности методика Ол-порта). Для диагностики доминирующих ценностей и конфликтов личности, выявления уровня тревожности, указывающих на уровень толерантности, используется методик Е.Б. Фанталовой «Диагностика внутреннего конфликта». Кроме того, возможно использование опросника «Типы этнической идентичности» ( Г.У.Солдатов., С. В.Рыжова).

Шкала социальной дистанции (Э.Богардус) была разработана в 20-х годах ХХ в. Для измерения социальной дистанции, рассматриваемой как степень близости или отчужденности между двумя группами людей.

Богардус сформулировал список из

семи суждений, отражающих различную степень социальной дистанции. При опросе необходимо отметить то суждение, которое соответствует допускаемой ими близости с членами заданной группы.

Шкала фашизма (Т.Адорно, Р. Сэн-форд, Э.Френкель-Брунсвик, Д. Левинсон) позволять измерять предубеждения, не открывая цели исследования и не называя прямо группу меньшинств. Данная шкала коррелирует с созданными этими же исследователями ранее шкалами антисемитизма и этноцентризма и может их заменить. Таким образом, шкала фашизма представляет адекватный инструмент выявления

так называемой без упоминания меньшинств или актуальных политико-экономических проблем.

В процессе разработки опросник «шкала фашизма» перерабатывался и редактировался, окончательный вариант опросника, наиболее удачный, по менению его разработчиков - в нём респондентам данная шкала предъявлялась как опросник для изучения общественного мнения.

В 1946 г. Г. Олпорт и Б. Крамер опубликовали результаты проведенного ими исследования происхождения и содержания расовых, этнических и религиозных предрассудков. Авторы исходили из предположения, что предрассудки не являются врожденными, и ставили перед собой задачу выяснить, почему подавляющее большинство представителей американской культуры испытывают враждебность и недоверие к людям иной расы или вероисповедания. По нашему мнению, методика измерения предрасположенности к пред-расудкам Олпорта-Крамера нуждается в

№6 ИЮНЬ 2010

ДИСКУССИЯ (&)

журнал научных публикаций

адаптации к современным реалиям и к нашей культуре.

Система Е.Б.Фанталовой «Диагностика внутреннего конфликта» состоит из четырех последовательных методик, направленных «на выявление доминирующих ценностей и конфликтов личности, а также способов их эмоциональной переработки, отражающей, в свою очередь, глубокую индивидуальность и специфичность функционирования психологических защит» [5].

Система включает следующие методики, из которых три последних имеют до-сполняющий характер:

1. Уровень соотношения «Ценности» и «Доступности» в различных жизненных сферах.

2. Семь состояний.

3. Шкала оценки дискомфорта.

4. Свободный выбор ценностей.

Следует подчеркнуть, что эти мотодики больше подходят для индивидуальной социальной работы, чем для проведения массового исследования.

Опросник «Типы этнической идентичности» [6] позволяет диагностировать этническое самосознание и его трансформации в условиях межэтнической напряженности. Один из показателей трансформации этнической идентичности - это рост этнической нетерпимости (интолерантности). Толерантность\инто-лерантность - главная проблема межэтнических отношений в условиях роста напряженности между народами - явилась ключевной психологической переменной при конструировании данного опросника. Степень этнической толерантности респондента оценивается на основе следующих критериев: уровня «негативизма» в отношении к собственной и другим этническим группам, уровня порога эмоционального реагирования на инэтниче-ское окружение, степени выраженности агрессивных и враждебных реакций по отношению к другим группам.

Типы идентичности с различным каче-

ством и степенью выраженности этнической толерантности выделены на основе широкого диапазона шкалы этноцентризма, начиная от «отрицания» идентичности, когда фиксируется негативизм и нетерпимость по отношению к собственной этнической группе, и заканчивая национальным фанатизмом - апофеозом нетерпимости и высшей степенью негативизма по отношению к другим этническим группам.

Опросник содержит шесть шкал, которые соответствуют следующим типам этнической идентичности:

1. Этнониглизм - одна из форм ги-поидентичности, представляющая собой отход от собственной этнической группы и поиски устойчивых социально-психологических ниш не по этническому критерию.

2. Этническая индифферентность -размывание этнической идентичности, выраженное в неопределенности этнической принадлежности, неактуальности этнич-ности.

3. Норм (позитивная этническая идентичность) - сочетание позитивного отношения к собственному народу с позитивным отношением к другим народам. В полиэтническом обществе позитивная этническая идентичность имеет характер нормы и свойственна подавляющему большинству. Она задает такой оптимальный баланс толерантности по отношению к собственной и другим этническим группам, который позволяет рассматривать ее, с одной стороны, как условие самостоятельности и стабильного существования этнической группы с другой - как условие мирного межкультурного взаимодействия в полиэтническом мире.

4. Этноэгоизм. Может выражаться в безобидной форме на вербальном уровне как результат восприятия через призму конструкта «мой народ», но может предполагать, например, напряженность и раздражение в общении с представителями других этнических групп или признание за

дискуссия

журнал научных публикаций

своим народом права решать проблемы за «чужой» счет.

5. Этноизоляционизм. Убежденность в превосходстве своего народа, признании необходимости «очищения» национальной культуры, негативном отношении к межэтническим брачным союзам, ксенофобии.

6. Этнофанатизм - «готовность идти на любые действия во имя так или иначе понятых этнических интересов, вплоть до этнических «чисток», отказа другим народам в праве пользования ресурсами и социальными привилегиями, признания приоритета этнических прав народа над правами человека, оправдания любых жертв в борьбе за благополучие своего народа» [7].

Трем последним шкалам опросника соответствует усиление деструктивности в межэтнических отношениях вследствие трансформации этнического самосознания по типу гиперидентичности.

Этноэгоизм, этноизоляционизм и этно-фанатизм представляют собой ступени гиперболизации этнической идентичности, означающей появление дискриминационных форм межэтнических отношений. В межэтническом взаимодействии гиперидентичность проявляется в различных формах этнической нетерпмимости: от раздражения, возникающего как реакция на присутствие членов других групп, до отстаивания политики ограничения их прав и возможностей, агрессивных и насильственных действий против другой группы и даже геноцида.

Несомненно, выбор определенных методик в первую очередь исходит из методологических представлений о толерантности. В то же время, для получения объективной картины необходимо использование нескольких дополняющих методик и адаптация их к конкретным условиям. Настоящая статья носит обзорный характер и дает представление об одном из возможных подходов к диагностике толерантности, исходя из личностных и аксиологических аспектов проблемы. I

1.Практикум по псходиагностике и исследованию толерантности личности\ под ред. Г. У Солдатовой, л. А. Шайгеровой. М., МГУ им М. В. Ломоносова, 2003

2. Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005годы)». Краткий отчет по государственному контракту N 483 от 20.04.2004 на выполнение работ по теме: «Введение гуманитарной экспертизы образовательных программ». Руководитель темы, д-р психол. Наук Д.А.Леонтьев. М., 2004.

3. Магун В.С.Жамкочьян М.С., Магура М.М.Оценка эффективности тренига толерантности как средства воздействия на сознание старшеклассников\\на пути к толерантному сознанию. Под ред. А. Г. Асмолова. М. Смысл, 2000

4. Психодиагностика толерантности личности, Под редакцией Г.У Солдатовой, Л.А.Шайгеровой.-М.Смысл,2008.

5. Практику по псходиагностике и исследованию толерантности личности\ под ред. Г. У. Солдатовой, л. А. Шайгеровой. М., МГУ им М. В. Ломоносова, 2003.

6. Магун В.С.Жамкочьян М.С., Магура М.М.Оценка эффективности тренига толерантности как средства воздействия на сознание старшеклассников\\на пути к толерантному сознанию. Под ред. А. Г. Асмолова. М. Смысл, 2000.

7. Психодиагностика толерантности личности, Под редакцией Г.У Солдатовой, Л.А.Шайгеровой.-М.Смысл,2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.