Научная статья на тему 'Психолого-педагогические основы формирования у курсантов профессиональных качеств, командных и методических навыков'

Психолого-педагогические основы формирования у курсантов профессиональных качеств, командных и методических навыков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
224
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
личность / профессиональные качества личности / профессионально-специфические качества / морально-психологические качества / командные навыки / методические навыки / образовательная деятельность / инновационная личность. / personality / professional qualities of person / professional and specific qualities / moral and psychological qualities / team skills / methodical skills / educational activity / innovative personality.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — С. В. Ценцеря

В статье раскрываются проблемы психолого-педагогических основ формирования профессиональных качеств, командных и методических навыков у курсантов военных образовательных организаций высшего образования в ходе образовательной деятельности. Автор делает вывод о том, что прочной основой формирования у курсантов профессиональных качеств, командных и методических навыков является вся жизнедеятельность учебного заведения во всех её проявлениях. Здесь следует отметить, во-первых, принципиальность руководителей всех уровней к обязательности выполнения мероприятий регламента служебного времени, распорядка дня, плана основных мероприятий и ревностная требовательность к надлежащей организации службы всеми видами суточных нарядов. Особенно следует принять во внимание командирскую требовательность, педагогический такт и личную примерность офицеров, прапорщиков и служащих по отношению к службе, внешнему виду и строевой выправке

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — С. В. Ценцеря

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL BASES OF FORMATION OF PROFESSIONAL QUALITIES, COMMAND AND METHODICAL SKILLS

The article reveals psychological and pedagogical bases of formation of professional qualities, command and methodical skills of cadets of military educational organizations of higher education in the course of educational activities. The author concludes that the solid basis for the formation of the cadets’ professional qualities, command and methodical skills is the entire life of the educational institution in all its manifestations. First, it should be noted that the principle of managers at all levels to the obligatory implementation of the activities of the regulations of service time, the daily routine, the plan of major events and the zealous demand for the proper organization of service by all types of daily outfits. Particularly it is necessary to take into account the commanding exactingness, pedagogical tact and personal exemplary of officers, warrant officers and servants in relation to service, appearance and military correction

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические основы формирования у курсантов профессиональных качеств, командных и методических навыков»

Н.И. Жукова выделяет критерии (факторы) и соответствующие им показатели структуры художественно-эстетического мировоззрения в рамках формирования художественного вкуса студентов средствами театрального искусства. К таким критериям она относит: развитие художественно-эстетического сознания, которое включает в свой сущностный состав художественно-творческую познавательную деятельность, понимание и интерпретацию специфики языка искусства, интегрально-синтетическое отражение картины мира в художественных образах и творческой деятельности; субъектную (индивидуальную) самоактуализацию в системе духовно-нравственных ценностей, которая состоит в совокупности ценностных ориентаций на духовно-эстетические идеалы мировой культуры, мотивационной рефлексия, которая лежит в основе художественно-эстетической деятельности, индивидуальной саморегуляции в рамках концептуальной системы общечеловеческих ценностей; становление индивидуальности на основе ее творческой природы, что базируется на развитии эмпатии, самоидентификации студента в качестве творчески активного субъекта, развитии креативности в рамках решения художественно-эстетических задач и бытовых задач творческим способом; непосредственно самореализацию в творческой деятельности, которая складывается из множества факторов, таких, к примеру, как владение способами и приемами реализации творческой деятельности в сфере театрального искусства, самостоятельность в воплощении художественно-эстетических идей в рамках процесса творческой деятельности, глубина и сложность создаваемых художественных образов и т.д. [3].

Таким образом, все вышесказанное дает нам повод полагать, что факторы становления и развития художественного вкуса студентов, связанные с театральным искусством и реализацией в театральном творчестве, представляют собой личностный базис, на основе которого происходит расширение и углубление личностных, индивидуально-творческих способностей, проявляется личностная самостоятельность в воплощении художественно-эстетических идей в процессе театрального творчества, выражается интерес студентов к постоянному культурному, профессиональному и личностному развитию и т.д. Главное - происходит активное развитие художественного вкуса, который позволяет молодым людям укреплять ценностную систему и духовно развиваться в соответствии с собственной, грамотно выстроенной и целостной духовной концепцией.

Еще одним важным элементом в системе художественного вкуса является музыкальный вкус личности, который претерпевает крайне сложный путь становления и развития. Музыкальный вкус объединяет по своей сущности разнообразные способы погружения в содержательную часть личностно-твор-ческой интерпретации произведений репертуара, что частично перекликается со специфическими характеристиками театрального искусства и его влияния, описанными ранее. В связи с этим можно заметить, что такой вкус формируется посредством становления ценностной оценки произведений музыкально-

Библиографический список

го (эстрадного) творчества. Как известно, основой становления музыкального (а следовательно, - и системы художественного вкуса) является художественно-эстетический идеал, базирующийся на представлениях о ценностях, существующих в рамках какого-либо историко-культурного периода развития искусства и социума [4].

Эстрадное искусство оказывает особенное влияние на формирование художественного вкуса человека, поскольку сопровождает его на протяжении всего жизненного пути, особенно сейчас, когда музыкальная культура стоит в центре внимания СМИ и социума. Посредством музыки студенческая молодежь самореализовывается и приобщается к массовой культуре, находит единомышленников и друзей. Важным здесь является становление вкуса, поскольку сегодня музыкальная культура состоит не всегда из качественных произведений, несущих ценностные идеалы и морально устойчивые установки. В связи с этим необходимо структурированно сформировать занятия и внеучебные мероприятия по изучению истории музыки, прослушиванию классических композиций, пояснению их значения и сущности. Таким образом можно педагогически отрегулировать собственно музыкальное восприятие молодого поколения.

Помимо всего прочего, необходимо обратить внимание на духовную культуру личности студентов, непосредственно причастных к исполнительскому искусству, являющихся ее представителями. Как известно, сегодня целью значительного количества пользователей Интернета является приобретение популярности и славы. На пути к этому молодые люди постоянно ищут ниши для самореализации. Так, сегодня достаточно большой процент исполнителей, причем не всегда с устойчивой музыкально-художественной культурой. Крайне важным в этом случае является формирование особой системы художественного вкуса, которая характеризуется в первую очередь общим уровнем освоения музыкального искусства и проявляется в стремлении к постоянному саморазвитию и самосовершенствованию в процессе творческой деятельности при наличии высокоразвитой рефлексии, вполне сформированного мировоззрения, владения определенной системой ценностей, активной жизненной позиции [5]. Таким образом, эстрадное искусство формирует личность как всесторонне развитую, рефлексивно чуткую и ценностно ориентированную структуру. Художественный вкус здесь - тот элемент, на развитие и устойчивое становление которого направлена вся творческая деятельность личности.

Резюмируя вышесказанное, отметим, что следует учитывать влияние на молодёжь всех элементов различных видов искусств, в данном случае - театрального и эстрадного. Интересно отметить, что именно эти виды являются наиболее привлекательными и интересными для студенческой молодежи, за счет чего можно использовать их как активных мотиваторов для процесса педагогического воспитания художественного вкуса и формирования системы духовно-нравственных ценностей у обучающихся вуза.

1. Бирюков М.Ю. Обоснование педагогических условий формирования художественного вкуса у студентов творческих специальностей в процессе их профессиональной подготовки. Самарский научный вестник. 2016; № 2 (15).

2. Губанова Я.Н. Формирование художественного вкуса посредством театрального творчества. Баландинские чтения. 2019; № 1.

3. Жукова Н.И. Критерии формирования художественно-эстетического мировоззрения студенческой молодежи в театре-студии. Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2015; № 1.

4. Илларионова Н.Н. Музыкальный вкус эстрадного вокалиста как психолого-педагогическая проблема. Москва, 2014.

5. Маргатова Е.В. Исполнительская культура эстрадного певца как Высшая форма его профессиональной деятельности. Наука и школа. 2012; № 5.

6. Черникова Н.В. Формирование эстетической культуры студентов в педагогическом вузе: методические рекомендации. Минск 2010.

References

1. Biryukov M.Yu. Obosnovanie pedagogicheskih uslovij formirovaniya hudozhestvennogo vkusa u studentov tvorcheskih special'nostej v processe ih professional'noj podgotovki. Samarskij nauchnyj vestnik. 2016; № 2 (15).

2. Gubanova Ya.N. Formirovanie hudozhestvennogo vkusa posredstvom teatral'nogo tvorchestva. Balandinskie chteniya. 2019; № 1.

3. Zhukova N.I. Kriterii formirovaniya hudozhestvenno-'esteticheskogo mirovozzreniya studencheskoj molodezhi v teatre-studii. Uchenye zapiski OGU. Seriya: Gumanitarnye i social'nye nauki. 2015; № 1.

4. Illarionova N.N. Muzykal'nyj vkus 'estradnogo vokalista kakpsihologo-pedagogicheskaya problema. Moskva, 2014.

5. Margatova E.V. Ispolnitel'skaya kul'tura 'estradnogo pevca kak Vysshaya forma ego professional'noj deyatel'nosti. Nauka ishkola. 2012; № 5.

6. Chernikova N.V. Formirovanie 'esteticheskoj kul'tury studentov v pedagogicheskom vuze: metodicheskie rekomendacii. Minsk 2010.

Статья поступила в редакцию 28.04.20

УДК 355.23:159.9

Tsentserya S.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), Deputy Head of Department of Military Pedagogy and Psychology, Saratov military order Zhukov Red Banner

Institute of the National Guard of the Russian Federation (Saratov, Russia), E-mail: tsentserya@mail.ru

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL BASES OF FORMATION OF PROFESSIONAL QUALITIES, COMMAND AND METHODICAL SKILLS. The article reveals psychological and pedagogical bases of formation of professional qualities, command and methodical skills of cadets of military educational organizations of higher education in the course of educational activities. The author concludes that the solid basis for the formation of the cadets' professional qualities, command and methodical skills is the entire life of the educational institution in all its manifestations. First, it should be noted that the principle of managers at all levels to the obligatory implementation of the activities of the regulations of service time, the daily routine, the plan of major events and the zealous demand for the proper organization of service by all types of daily outfits. Particularly it is necessary to take into account the commanding exactingness, pedagogical tact and personal exemplary of officers, warrant officers and servants in relation to service, appearance and military correction.

Key words: personality, professional qualities of person, professional and specific qualities, moral and psychological qualities, team skills, methodical skills, educational activity, innovative personality.

С.В. Ценцеря, канд. пед. наук, зам. нач. каф. Саратовского военного ордена Жукова Краснознаменного института войск национальной гвардии

Российской Федерации, г. Саратов, E-mail: tsentserya@mail.ru

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У КУРСАНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ, КОМАНДНЫХ И МЕТОДИЧЕСКИХ НАВЫКОВ

В статье раскрываются проблемы психолого-педагогических основ формирования профессиональных качеств, командных и методических навыков у курсантов военных образовательных организаций высшего образования в ходе образовательной деятельности. Автор делает вывод о том, что прочной основой формирования у курсантов профессиональных качеств, командных и методических навыков является вся жизнедеятельность учебного заведения во всех её проявлениях. Здесь следует отметить, во-первых, принципиальность руководителей всех уровней к обязательности выполнения мероприятий регламента служебного времени, распорядка дня, плана основных мероприятий и ревностная требовательность к надлежащей организации службы всеми видами суточных нарядов. Особенно следует принять во внимание командирскую требовательность, педагогический такт и личную примерность офицеров, прапорщиков и служащих по отношению к службе, внешнему виду и строевой выправке.

Ключевые слова: личность, профессиональные качества личности, профессионально-специфические качества, морально-психологические качества, командные навыки, методические навыки, образовательная деятельность, инновационная личность.

Основная задача военных образовательных организаций высшего образования (далее - ВООВО) - подготовка офицеров, способных качественно выполнять служебно-боевые задачи в любой обстановке. В процессе обучения у курсантов формируются необходимые офицеру профессиональные качества личности, способной активно и эффективно сознательно осуществлять профессионально обусловленную командную деятельность, направленную на качественное улучшение военно-служебной среды и повышение эффективности всех сфер служебно-боевой деятельности в целом за счёт последовательного внедрения в них педагогически обоснованных объективными потребностями общества новшеств и нововведений [1 - 3].

Рассматривая психолого-педагогические основы формирования у курсантов профессиональных качеств, командных и методических навыков, мы приходим к выводу, что особое место в реализации образовательных программ ВООВО отводится содержанию обучения, системе компетенций, которыми овладевают курсанты за время обучения, и формирование ответственного отношения к выполнению воинского долга.

Основное требование к содержанию обучения заключается в формировании профессиональных компетенций, включающих высокий уровень военно-профессиональной выучки курсанта и характеристики личности, позволяющие уверенно действовать в любых условиях обстановки, обеспечивая выполнение поставленных задач [4].

Знания, умения и навыки, получаемые в ходе образовательной деятельности, в результате формируют воинское и боевое мастерство. Ответственное отношение к выполнению воинского долга является следствием высокого уровня развития нравственно-патриотических качеств и обеспечивает ревностное отношение офицера к защите Отечества.

Данная цель может быть достигнута при изучении предметов обучения, затрагивающих основные стороны служебно-боевой деятельности. Каждая учебная дисциплина, предусмотренная программой обучения, содержит безграничные обучающие и воспитательные возможности.

Современные методики обучения предполагают комплексное и рациональное использование в образовательной деятельности методов, приемов и средств обучения.

Конечным результатом образовательной деятельности будет являться реализованная цель, а главными показателями её достижения - приобретённые знания, умения, навыки и коррелирующие с ними, сформированные профессионально важные качества личности, включающие, в свою очередь, ответственное отношение к выполнению воинского долга.

Рассматривая более подробно воспитательную работу, осуществляемую в ВООВО, отметим, что она реализуется в патриотическом, профессиональном, правовом и нравственном направлениях, а также в заключается в защите от негативного информационно-психологического влияния в целях формирования и развития общественно значимых и профессионально важных качеств личности будущих офицеров, обеспечивающих осознанное и добросовестное выполнение воинского и служебного долга.

Теперь рассмотрим более детально, какие качества можно по праву называть профессиональными для будущего офицера, психолого-педагогические основы их формирования и развития у курсантов в условиях ВООВО.

Итак, под профессионально важными качествами, необходимыми офицерам, мы будем понимать совокупность достаточных специфических знаний, умений, навыков в различных сферах, индивидуальных особенностей личности и возможностей офицера качественно и эффективно реализовать свои способности в профессиональной деятельности.

Еще древний мыслитель и философ Китая VI - V веков до н.э. Конфуций говорил: «Выберите себе работу по душе, и вам не придётся работать ни одного дня в своей жизни» [3 и др.]. Мыслитель вывел любимую работу из разряда трудовой деятельности и причислил к увлечению, или своего рода хобби.

И наоборот, человек, выполняющий не свойственные ему задачи, занимающийся не своим делом, не получает должного удовлетворения от выполненной работы, тяготится ею, быстро утомляется.

Тем самым, сформировав профессионально важные для осуществления предстоящей деятельности качества личности у курсанта, мы пропорционально повысим эффективность предстоящей деятельности. Но не всё так просто. В вопросах, включающих человеческий фактор и, в частности, касающихся качеств личности, законы математики не работают.

В соответствии с учебными планами, программами изучения учебных дисциплин, планами формирования командно-методических навыков у курсантов в ВООВО на разных этапах проводятся различные мероприятия с целью формирования и развития профессиональных качеств, командных и методических навыков. Прогресс в этом всегда бывает очевиден, но вместе с тем уже при планировании мероприятий по формированию и развитию профессиональных качеств, командных и методических навыков профессорско-преподавательскому составу учебного заведения следует учитывать психолого-педагогические основы формирования качеств личности и онтологическую связь основных психических функций между собой.

Изначально формирование качеств личности - сложный психологический процесс. Выбрать отдельно взятые качества личности, необходимые в деятельности офицера, несложно, но вот объединить эти качества не всегда представляется возможным. Ряд качеств, взаимодействуя, проявляют себя неожиданно.

Индивидуальный стиль военно-профессиональной деятельности курсанта можно прогнозировать с большей вероятностью с учётом некоторой модели системы профессионально важных качеств личности офицера.

Модель системы профессионально важных качеств личности офицера мы условно разделили на три уровня: первый - базовые профессиональные качества, второй уровень - профессионально-специфические качества и третий уровень — морально-психологические качества.

Рассмотрим более подробно каждый из предложенных уровней.

Базовые профессиональные качества представляют собой фундаментальную основу системы профессиональных качеств, необходимых для успешной военно-профессиональной деятельности. Не всегда очевидна взаимозависимость данной группы качеств и результатов военно-профессиональной деятельности, вместе с тем очевидно их взаимовлияние и связь с большинством профессионально важных качеств. Профессор А.В. Карпов считает, что «... именно базовые профессионально важные качества являются основой для формирования подсистем ПВК в целом. Вокруг них и на их базе объединяются, структурируются и сорганизуются все иные качества субъекта, необходимые для обеспечения деятельности и (или) ее основных действий, функций» [3].

К данному уровню можно условно отнести:

а) индивидуально-личностные качества - качества, которые могут быть врожденными или приобретенными. Данная группа качеств содержит особенности индивидуальных психических явлений и поведения курсанта. Зависят от имеющихся у него знаний, сформированных умений и навыков;

б) социально-личностные качества, формируемые, как правило, под влиянием общества и являющиеся результатом воспитания или самовоспитания. Они включают черты характера курсанта, его способности взаимодействия в коллективе;

в) служебно-должностные качества отражают предрасположенность курсанта к успешному выполнению деятельности определённого рода и самосовершенствованию в данном виде деятельности, кроме того, личные качества человека выражают имеющиеся у него знания, умения и навыки.

Профессионально-специфические качества:

а) качества, приоритетные в повседневной военно-профессиональной (служебной) деятельности, являются актуальными в условиях мирного времени (стандартных условиях). Прослеживается четкая взаимозависимость данной группы качеств и результатов военно-профессиональной деятельности.

Таблица 1

Система профессионально важных качеств личности офицера

Базовые профессиональные качества

а) индивидуально-личностные физическая сила, активность, выносливость, внимательность, самоконтроль, организованность, выдержанность, упорство, эрудиция и др.

б) социально-личностные чувство товарищества, коллективизм, уверенность в себе, коммуникабельность и др.

в) служебно-должностные качества компетентность, работоспособность, профессиональный кругозор, дисциплинированность, находчивость и др.

Профессионально-специфические качества

а) качества, приоритетные в повседневной военно-профессиональной (служебной) деятельности исполнительность, тактичность, чуткость, внимательность, аккуратность, трудолюбие и др.

б) качества, приоритетные в условиях выполнения слу-жебно-боевых задач (в условиях осложнения обстановки, нестандартных и экстремальных ситуациях) хладнокровие, наблюдательность, оперативная память, преданность профессии, сосредоточенность, решительность, верность долгу, точность и др.

Морально-психологические качества

а) психо-физиологические внимательность, усидчивость, терпение, уравновешенность, самообладание, целеустремленность, стрессоустойчивость и др.

б) морально-боевые качества Патриотизм, верность военной присяге, мужество, стойкость, напористость и др.

в) морально-психологическая устойчивость психологическая устойчивость: - к резким изменениям обстановки; - негативному информационно-психологическому воздействию; - воздействию политических, социальных, экономических и других факторов; - способность сохранять высокую функциональную активность и успешно выполнять поставленные задачи в любых условиях и др.

г) ценностно-мотивационная составляющая стремление к освоению профессии, профессиональный оптимизм и др.

Часто характеризуются как основные (ведущие) профессионально-важные качества;

б) качества, приоритетные в условиях выполнения служебно-боевых задач (в условиях осложнения обстановки, нестандартных и экстремальных ситуациях). Выделение данной группы качеств обусловлено тем, что в условиях осложнения обстановки часто появляется вероятность изменения привычного, размеренного уклада жизни, возникает угроза опасности для здоровья и жизни. Происходит переосмысление приоритетов и ценностей. Гипертрофируются многие негативные качества личности, препятствующие качественному выполнению профессиональной деятельности. В условиях выполнения служебно-боевых задач становится актуальной иная совокупность профессионально-важных качеств.

Морально-психологические качества:

а) психо-физиологические качества - качества, обеспечивающие предрасположенность курсанта к успешному обучению в определённой сфере деятельности и овладению конкретной специальностью. Это, как правило, врожденные качества либо качества, к формированию и развитию которых курсант имеет выраженную предрасположенность.

Задатки данных профессиональных качеств либо их непосредственное наличие возможно выявить проведением психо-физиологического отбора до начала обучения, что позволит:

- выявить курсантов, наиболее способных к обучению и овладению конкретной специальностью;

- значительно оптимизировать сроки, темп и качество образовательной деятельности;

б) морально-боевые качества представляют собой комплексирующую совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных индивидуальных свойств характера и особенностей личности будущего офицера, необходимую для выполнения курсантом изначально учебных задач в учебно-боевой деятельности на допустимом уровне, а в последующем - при выполнении служебно-боевых задач в любых условиях обстановки;

в) морально-психологическая устойчивость - система личностных качеств военнослужащего (сотрудника), определяющих его предрасположенность сохранять высокую профессиональную активность, противостоять негативному информационно-психологическому воздействию и успешно выполнять поставленные задачи в любых условиях обстановки;

Библиографический список

г) ценностно-мотивационная составляющая - характеристика личности, предопределяющая её направленность в реализации профессиональных качеств и оценке перспектив профессиональной деятельности в зависимости от комплекса ценностных установок, системы мотивации деятельности будущего офицера.

Данную модель системы профессионально важных качеств личности офицера можно рассмотреть в виде представленной ниже табл. 1.

Таким образом, очевидно, что прочной основой формирования у курсантов профессиональных качеств, командных и методических навыков является вся жизнедеятельность учебного заведения во всех её проявлениях. Здесь следует отметить, во-первых, принципиальность руководителей всех уровней к обязательности выполнения мероприятий регламента служебного времени, распорядка дня, плана основных мероприятий и ревностная требовательность к надлежащей организации службы всеми видами суточных нарядов. Особенно следует принять во внимание командирскую требовательность, педагогический такт и личную примерность офицеров, прапорщиков и служащих ВООВО в отношении к службе, внешнему виду и строевой выправке. Во-вторых, это чистота и порядок в расположении подразделений, учебных аудиториях, служебных помещениях, на прилегающей к казармам территории, оформление ландшафтного дизайна военного городка, словом, всё то, что создаёт педагогическую среду в ВООВО.

В-третьих, это комплекс воспитательных мероприятий, реализуемый в различных формах и методах воспитательной работы: обучение культуре приёма пищи в столовой, культурно-досуговые мероприятия, мероприятия спортивно-массовой работы и многие другие, пронизывающие все направления жизнедеятельности обучаемого и преследующие цель формирования у обучаемых соответствующих качеств, знаний, умений и навыков, необходимых будущему офицеру.

Учитывая в ходе образовательной деятельности рассмотренные психолого-педагогические основы формирования профессиональных качеств, командных и методических навыков у курсантов, командиры курсантских подразделений, профессорско-преподавательский состав смогут более эффективно достигать учебных и воспитательных целей с учетом индивидуальных особенностей каждого курсанта и задач, решаемых офицерами непосредственно в войсках.

1. Быкова Е.А. Личностные детерминанты инновационной деятельности педагогов и обучающихся. Мир науки, культуры, образования. 2018; Т. 69, № 2: 395 - 398.

2. Ценцеря С.В. Понятие инновационной личности в современной научной теории. Мир образования - образование в мире. 2010; Т. 39, № 3: 142 - 147.

3. Ценцеря С.В. Формирование качеств инновационной личности у офицеров внутренних войск МВД России. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 2000.

References

1. Bykova E.A. Lichnostnye determinanty innovacionnoj deyatel'nosti pedagogov i obuchayuschihsya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; T. 69, № 2: 395 - 398.

2. Cencerya S.V. Ponyatie innovacionnoj lichnosti v sovremennoj nauchnoj teorii. Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire. 2010; T. 39, № 3: 142 - 147.

3. Cencerya S.V. Formirovanie kachestv innovacionnoj lichnosti u oficerov vnutrennih vojsk MVD Rossii. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2000.

Статья поступила в редакцию 15.05.20

УДК 378

Cherkessov A.Yu, teacher, Department of Fire Training, North Caucasus Institute for Advanced Studies, Branch of Krasnodar University of the Ministry of Internal

Affairs of Russia (Nalchik, Russia), E-mail: rukisha@bk.ru

FEATURES OF TEACHING HISTORICAL DISCIPLINES IN THE HIGHER MILITARY EDUCATION INSTITUTION. The article considers problems of the state of military historical science in Russia, the diversity of historical disciplines in educational programs for the training of military universities of the Russian Federation. It is concluded that modern education should become democratic, humanized, aimed at solving the problems of the development of the state army. Individualization and humanization of historical education should give young people a greater degree of freedom, will make an informed choice of the path of self-realization in a complex world that is constantly changing. It should not be forgotten that the improvement of historical education takes place in the market conditions for the development of the army, which requires significant changes in the state educational policy at one stage or another of its implementation, its constant adjustment, and the like.

Key words: historical disciplines, higher military educational institution, student.

А.Ю. Черкесов, преп., Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, г. Нальчик,

E-mail: rukisha@bk.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ВЫСШЕМ ВОЕННОМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ

В статье рассмотрены проблемы состояния военно-исторической науки в России, разнообразие исторических дисциплин в образовательных программах подготовки военных вузов Российской Федерации. Сделан вывод о том, что современное образование должно стать демократическим, гуманизированным, направленным на решение задач развития армии государства. Индивидуализация и гуманизация исторического образования должны дать молодежи большую степень свободы, позволят сделать осознанный выбор пути самореализации в сложном мире, который постоянно меняется. При этом не следует забывать, что совершенствование исторического образования происходит в рыночных условиях развития армии, что требует существенных изменений государственной образовательной политики на том или ином этапе ее реализации, постоянной ее корректировки.

Ключевые слова: исторические дисциплины, высшее военное учебное заведение, студент.

С начала девяностых годов двадцатого века в различных сферах жизни российского общества произошли изменения, касающиеся содержания деятельности человека в них. Не осталась в стороне и система образования: неоднократно изменялись ее нормативные, организационные и содержательные основы. Наиболее ярким примером произошедших изменений можно считать переход в реализации образовательных программ к системе государственных образовательных стандартов, регламентирующих содержание образования по тем или иным специальностям. Такие инновации присутствовали как в системе гражданского, так и военного образования.

Для расширения и улучшения профессиональных, психолого-педагогических компетенций педагогических, командных офицерских кадров в современной российской армии необходимо изучение опыта преподавания дисциплин исторической направленности и воспитания курсантов военно-учебных заведений на примерах из отечественной (в том числе военной) истории [1 - 4].

Современное состояние Вооруженных Сил Российской Федерации является практически идеальным, решён целый комплекс экономическо-социальных проблем, полным ходом идёт переоснащение армии и флота, совершенствуются новые типы и виды вооружений. Однако немаловажным фактором является и то, что отношение к вооруженным силам в нашей стране коренным образом изменилось: то, что происходило в 90-е годы, повлекло утрату гражданами таких морально-этических категорий, как чувство гордости за свою страну и принадлежность к ее вооруженным силам, честь, воинский долг, самоотверженность и мужество, коллективизм. Все это, вместе взятое, привело к образованию духовного вакуума и вызвало необходимость заполнения его какими-то иными нравственными ценностями.

Не последнюю роль здесь сыграло изменение социально-политической ориентации Российского государства и деполитизация вооружённых сил. Как нам представляется, для решения этой задачи наряду с радикальными переменами в принципах выбора союзников и противников, военно-стратегических ориентиров, способов строительства вооружённых сил и механизма их использования требуется адекватное изменение системы подготовки военных кадров, в частности основ их обучения и воспитания.

Патриотизм российского офицера не может основываться исключительно на законах и обязательствах. Роль освоения сложных тем военной истории -важнейшая задача вузов России. Фундамент становления настоящего патриотизма - знание тем истории войска России и истории военного искусства. Эти знания - кладезь мудрости элиты офицерского корпуса любой страны. Приобретенные офицером знания по военной истории, истории российского войска необходимы в его дальнейшей служебно-боевой деятельности.

К проблемам состояния военно-исторической науки в России в разные периоды ее истории неоднократно обращались отечественные военные исследо-

ватели. Из большого ряда научных работ, посвященных непосредственно анализу военно-исторической литературы, стоит упомянуть военного исследователя Е.В. Верхоянского, по мнению которого составляющие военно-исторической науки помогают раскрывать развитие военно-исторической науки, исследующие процессы, что в ней проходили, намечают состояние, в котором она находится, и пытаются создать условия и наметить задачи для ее дальнейшего развития.

Безусловно, переход к новой форме одежды, меры по восстановлению военных традиций русского войска, которые совершаются сегодня, свидетельствуют о роли военно-исторического вектора в развитии как Вооруженных Сил России, так и ее Национальной гвардии. Но решающее значение для построения фундамента профессионализма и организации учебного процесса, без сомнения, имеют пособия, которыми пользуются курсанты. За время существования независимого государства в создании учебной базы в виде научной литературы по военно-историческим дисциплинам проведена большая работа. Однако на сегодня очевидны положительные моменты и недостатки состояния военно-исторической науки в нашей стране и ее влияние на учебную литературу.

Важной функцией военно-исторической науки в любой стране есть влияние на формирование мировоззрения будущих офицеров. В связи с этим возникает необходимость изучения военной истории вообще и истории войска России в частности. С одной стороны, наработана значительная учебная база пособий для подготовки современных офицерских кадров. Успехи некоторых авторов и авторских коллективов бесспорны. Но до сих пор нет единой концепции преподавания военной истории в нем нашего государства. Все это, безусловно, очень важно. В управлении военного образования Министерства обороны Российской Федерации разработаны «Требования к минимуму содержания подготовки специалистов с высшим военно-специальным образованием по военной истории в военно-учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации».

Авторы исследования считают, что это очень важный и своевременный документ, с появлением которого отпадает нужда в типовой учебной программе по военной истории. Каждый вуз получил возможность разрабатывать ее самостоятельно с учетом собственной специфики и в рамках требований. С другой стороны, ими же пресекаются попытки произвольного сокращения учебного времени на изучение военной истории. Уточнены объект и предмет этой учебной дисциплины, что, по нашему мнению, очень важно, так как оба этих фактора определяют роль и место военной истории в образовательном процессе вуза и ее межпредметные связи.

В «Положении о высших военно-учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации», где приводится перечень кафедральных документов, частные методики преподавания учебных дисциплин не предусмотрены. А между тем в связи с увеличением количества учебных часов на изучение военной истории к проведению занятий привлекается много новых преподавателей,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.