Научная статья на тему 'Психолого-педагогические методы формирования творческой личности в детском хореографическом коллективе'

Психолого-педагогические методы формирования творческой личности в детском хореографическом коллективе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
790
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ / PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL METHODS / ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ / CREATIVE PERSONALITY / ДЕТСКИЙ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ / РУКОВОДИТЕЛЬ-БАЛЕТМЕЙСТЕР / ПЕДАГОГ / TEACHER / CHILDREN''S CHOREOGRAPHIC COLLECTIVE / HEAD-CHOREOGRAPHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карпенко Виктор Николаевич, Карпенко Ирина Анатольевна, Шестопалова Людмила Александровна

В данной статье авторы рассматривают методы деятельности руководителя детского хореографического коллектива, с выявлением психолого-педагогических особенностей на занятиях хореографическим творчеством. Использование руководителем психолого-педагогических приемов, улучшает процесс управления детским хореографическим коллективом, что влечет за собой повышение воспитательного уровня и усиление степени влияния хореографического искусства на формирование личности ребенка. Педагогическая подготовка руководителей детских танцевальных коллективов станет эффективней, существенно повыситься уровень профессиональной компетенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Карпенко Виктор Николаевич, Карпенко Ирина Анатольевна, Шестопалова Людмила Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL METHODS OF FORMATION OF CREATIVE PERSONALITY IN THE CHILDREN''S CHOREOGRAPHIC COLLECTIVE

In this article, the authors consider the methods of work of the head of children''s choreographic collective, with the identification of psycho-pedagogical features in the classroom choreographic creativity. The use of psychological and pedagogical techniques by the head improves the process of management of the children''s choreographic collective, which entails an increase in the educational level and an increase in the degree of influence of choreographic art on the formation of the child''s personality. Pedagogical training of managers of children''s dance groups will become more effective, significantly increase the level of professional competence.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические методы формирования творческой личности в детском хореографическом коллективе»

3. О внесении изменений в Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 августа 2013 г. N 968. Приказ Минобрнауки России от 17.11.2017 N 1138 [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс.иЯЬ: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71730408/ (дата обращения: 11.01.2018 г.).

4. Оценочные материалы для демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия по компетенции «Преподавание в начальных классах» [Электронный ресурс] // Ворлдскиллс Россия. Оценочные материалы. URL : https://drive.google.com/drive/folders/1zqRDzULcU_1HlxT (дата обращения: 11.01.2018 г.).

5. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель). Утверждён 18.10.2013 г. № 544н [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. - URL : http://www. http://base.garant.ru/70535556/ (дата обращения: 11.01.2018 г.).

6. Юсупов В.З. Функции проектирования и специфика их проявления в педагогике / Акмеология. 2005. № 3 (15). С. 58-62

Педагогика

УДК 371

заведующий кафедрой хореографии, кандидат педагогических наук, доцент Карпенко Виктор Николаевич

Краснодарский государственный институт культуры (г. Краснодар); доцент кафедры хореографии, преподаватель Карпенко Ирина Анатольевна Краснодарский государственный институт культуры (г. Краснодар); магистрант кафедры хореографии Шестопалова Людмила Александровна

Краснодарский государственный институт культуры (г. Краснодар)

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ В ДЕТСКОМ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ

Аннотация. В данной статье авторы рассматривают методы деятельности руководителя детского хореографического коллектива, с выявлением психолого-педагогических особенностей на занятиях хореографическим творчеством.

Использование руководителем психолого-педагогических приемов, улучшает процесс управления детским хореографическим коллективом, что влечет за собой повышение воспитательного уровня и усиление степени влияния хореографического искусства на формирование личности ребенка. Педагогическая подготовка руководителей детских танцевальных коллективов станет эффективней, существенно повыситься уровень профессиональной компетенции.

Ключевые слова: психолого-педагогические методы; творческая личность; детский хореографический коллектив; руководитель-балетмейстер; педагог.

Annotation. In this article, the authors consider the methods of work of the head of children's choreographic collective, with the identification of psycho-pedagogical features in the classroom choreographic creativity.

The use of psychological and pedagogical techniques by the head improves the process of management of the children's choreographic collective, which entails an increase in the educational level and an increase in the degree of influence of choreographic art on the formation of the child's personality. Pedagogical training of managers of children's dance groups will become more effective, significantly increase the level of professional competence.

Keywords: psychological-pedagogical methods, creative personality, children's choreographic collective, head-choreographer, teacher.

Введение. В современных условиях творческая личность становится востребованной обществом на всех ступенях ее развития. Творчество - это созидающая деятельность. Соответственно, творческая личность - это человек, готовый к такой деятельности и занимающейся ей. Творческая личность не может жить без творчества, видя в нем главную цель и основной смысл своей жизни [2, с. 34].

Изложение основного материала статьи. Творческая личность, как считает В. Андреев, - это такой тип личности, для которой характерна стойкость, высокий уровень направленности на творчество, мотивационно-творческая активность, которая проявляется в органическом единении с высоким уровнем творческих способностей, позволяющие ей достигнуть прогрессивных, социальных и личностно значимых результатов в одной или нескольких видах деятельности [3, с. 98-99].

Основой успеха решения творческих задач является способность действовать «в уме», определяемая высоким уровнем развития внутреннего плана действия. Эта способность, возможно, является структурным эквивалентом понятия «общая способность», или «генеральный интеллект» [8, с. 596].

Предметом деятельности хореографического коллектива является искусство, а цель танцевального искусства - это формирование и удовлетворение духовно-эстетических задач, и прежде всего среди непосредственных исполнителей.

Руководитель детского хореографического коллектива как педагог, является тем самым человеком, который оказывает непосредственное влияние на формирование растущей творческой личности ребенка. Как воспитатель, по А.В. Луначарскому, руководитель-балетмейстер есть фактор будущего участников творческого коллектива, а не только продукт прошедшего и сегодняшнего дня. Высоты и все успехи танцевального ансамбля или коллектива и его участников находятся в полной зависимости от степени культуры, уровня образования, личностных качеств, способностей как художественных, так и педагогического таланта руководителя - организатора, педагога, балетмейстера.

«Балетмейстер - это высокая степень культуры. Чем выше его общие знания, тем выше художественный уровень его произведений» [6, с. 14], что естественным образом ведет к высокой хореографической и общей культуре участников танцевального коллектива.

Постижение и осмысление всей структуры деятельности руководителя-балетмейстера, которые позволят хореографическому коллективу достигать наибольших результатов в своем развитии.

Руководитель хореографического коллектива обязан знать возрастные законы анатомического и физиологического развития, а так же психологического состояния детей и подростков, уметь пользоваться приобретенными педагогическими познаниями, хорошо владеть методикой психологического воздействия на участников своего коллектива. Эти сведениями и знания показывают профессиональную компетентность руководителя, его, как теоретическую, так и практическую готовность к квалификационной деятельности.

«Основное правило педагогики - превращение повседневной работы в творчество» [1, с. 199].

В практике хореографического воспитания выделяют следующие методы обучения:

1. Словесные методы:

• объяснение - раскрывает сущность движения, создает представление о нем. Оно должно быть кратким, конкретным, доступным и соответствовать уровню развития всех обучающихся детей. Необходимо объяснять правильным, грамотным и выразительным языком, эмоционально, с изменением интонации;

• рассказ - при изучении ряда танцевальных движений, объединенных сюжетной линией, и имеющих конкретные образы. Новый материал рассказывается в занимательной, повествовательной форме. Применяется этот метод, как правило, в работе с детьми младшей возрастной категории;

• беседа - удобная форма общения учителя и ученика. Используется для того, чтобы установить пройденный материал с изучаемым материалом. Наладить личный контакт с обучающимися;

• распоряжение - отдавая распоряжение, педагог воспитывает у участников дисциплину и приучает к организованным действиям в коллективе;

• разбор - проводится после выполнения задания или концерта. Может быть разносторонним и односторонним;

• задание - постановка задачи перед уроком или по ходу проведения учебного занятия;

• оценка - результат анализа выполнения задания.

2. Наглядный метод (практический показ движений). Методы этой группы обеспечивают зрительное и слуховое восприятие изучаемых движений. Этот метод имеет большое значение при обучение детей всех возрастных категорий.

3. Практические методы - основаны на активной двигательной деятельности самих обучающихся. Основная задача - формирование у учеников прочных навыков движения.

4. Соревновательный метод применяется лишь тогда, когда у участников есть навык в движении. Этот метод повышает интерес детей, способствует закреплению умений и навыков, способствует творческому подходу к движению, повышению результативности занятий.

5. Игровой метод, который постоянно работает через, имеющееся свое сюжетное содержание. Этот метод можно порекомендовать положить в основу обучения не только детей дошкольного и младшего школьного возраста. Он также плодотворно действует и в подростковом возрасте и даже в юношестве.

6. Метод запоздалого показа состоит в том, что педагог-хореограф как бы пропускает начало фразы и начало движения, а самые сообразительные дети вступают правильно и через некоторое время к ним подключается педагог и дети, которые понадеялись на помощь.

7. Метод опережающего показа - начинает делать упражнение преподаватель, а потом вступают его воспитанники. И далее делают все вместе.

8. Метод идеомоторной тренировки. Идеомоторная тренировка - мысленное или воображаемое исполнение элемента, движения, упражнения, комбинации. Это дает ученику возможность подготовить себя мысленно, внутренне настроить себя к исполнению полноценной комбинации или отдельно взятого элемента, возможно целой группы движений.

9. Метод музыкального движения помогает совершать двигательные умения в зависимости от характера музыки, ее выразительных средств, форм, жанров.

10. И, наконец то, самый распространенный метод, применяемый в хореографическом образовании, там где занимаются воспитанием души и тела с помощью всевозможных движений - это комбинированный метод проведения учебных уроков и тренировочных занятий. Его еще называют методом смешанным, так как он предполагает сочетание показа телодвижений с доступным пояснением методики и техники их исполнения с музыкальной методической раскладкой.

Руководствуясь данным методом, вначале происходит воздействие на зрительный анализатор, на демонстрацию движений реагирует только первая сигнальная система исполнителей. Зрительное восприятие показанных упражнений, элементов, движений оставляет след в центре зрения коры больших полушарий мозга, и при осознании и представленного он создает мнение об увиденных телодвижениях [4, с. 225].

Танцевальная техника - это средство достижения, представленной художественной цели, средство решения исполнительских задач, является элементом исполнительского мастерства участников, выступает как форма организации художественного содержания. Техника танца - это в первую очередь подчинение определенному ритму независимо от того, каков характер движений - классический, современный, экспрессивный, поэтический или музыкальный. Техника - это умение выполнять движения, из которых состоит танец. Двигательные навыки участников хореографического коллектива формируются в процессе осмысления полученного задания. Разумеется, показ неверного исполнения - «ошибки» не должен унижать, оскорблять личность учащегося, его достоинство. Основой этого является толерантное и эмпатийное отношение педагога к своим ученикам.

Большое внимание при обучении должно уделяться вырабатыванию подвижной эмоциональности. Все, полученные задания: движения, элементы, упражнения, комбинации, исполняемые под музыкальный аккомпанемент, самым активным образом сказываются и влияют на появление каких-либо эмоций. Как правило, однообразие исполняемого учебного материала, определенных упражнений, длительный повтор может вызвать негативную реакцию. У участников вначале понемногу угасает интерес, затем они начинают отвлекаться, и даже могут разговаривать во время исполнения. Тем самим они отвлекают окружающих, часто останавливаются, стоят без исполнения задания, без выполнения движений. Затем у них появляется эмоциональная усталость (раздражительность на все происходящее вокруг, особенно если какой-то элемент упражнения не получается).

Ограниченность и монотонность учебных занятий, отсутствие разнообразия и дисциплины на уроках -это самые распространенные и тесно взаимосвязанные основания, которые заявляют о неблагополучии во внутреннем климате конкретного творческого коллектива. Это есть доказательство о не выполнении основных требований общего воспитания и хореографического обучения участников коллектива, в это число

входит и принцип увлекательности всеми, происходящими процессами, жизнерадостности, доброжелательства и оптимизма.

«Дисциплина на занятиях - показатель результативности работы художественного руководителя, его профессиональной зрелости. Ведь соблюдение творческой дисциплины - непреложное правило любого хореографического коллектива, в котором участники, под руководством педагога, увлеченно занимаются любимым видом художественного творчества» [7, с. 227].

В коллективе всегда должен быть комфортный, теплый, дружелюбный психологический климат.

Так что же подразумевается под словами: «Быть руководителем детского хореографического коллектива», а это значит выстроить свою педагогическую систему с наилучшим выбором, как форм, так и методов, использовать все возможные средства для организации и комплексного планирования учебно-воспитательного процесса, т.е. передавать своим ученикам - участникам танцевального коллектива, свои знания и умения. Руководитель-балетмейстер организовывает всю свою деятельность на творческие достижения детей, на приобретение ими необходимых навыков. Руководитель строит свою работу, создавая условия для различных активных и самостоятельных способов деятельности участников в учебно-воспитательном процессе, учитывая и оценивая результаты своей педагогической деятельности через самоанализ и анализ достижений творческого коллектива и его участников [5, с. 85].

Невербальные технологии, применяемые на занятиях хореографией, представляют собой особые возможности для формирования духовно-нравственной сферы. Выражение индивидуальности помогает сформировать правильное представление о действительности и дать верную оценку происходящим событиям с точки зрения духовно-нравственного отношения, что в свою очередь, способствует формированию личности. Развитие эмоционально-чувственной сферы, воображения прямо пропорционально проявлению её творческого потенциала. Творчество как фактор, рождающий новый подход, нетрадиционный взгляд, способствует формированию духовно-нравственной позиции личности, способной ломать стереотипы, преобразовывать действительность в соответствии с духовно-нравственными принципами.

Для роста моральных качеств личности ребенка, увеличение его нравственного потенциала, вырабатывания его энергичности, есть необходимость систематически подновлять и обогащать применяемые формы и методы. Присутствие у участников группы, ансамбля одинаковой, нравственно-привлекательной цели сплачивает коллектив, настраивает на единый творческий ритм, устанавливает совместный, коллективный действительно выполнимый интерес. Органы самоуправления в коллективе - это старосты и лидеры ансамбля. Именно они должны взять на себя воспитательную функцию.

Для развития познавательной активности детей школьного возраста, можно использоваться различные виды внеурочной работы, касающиеся народного танцевального творчества и хореографического искусства в целом - беседы об истории танца как искусства, о творчестве ведущих танцевальных коллективов и хореографов и т.д. К примеру, дети подросткового периода очень эмоциональны, поэтому в работе необходимо использовать методы эмоционального стимулирования деятельности: создания ситуаций успеха в учении, поощрения и порицания в обучении.

В работе с разными возрастными группами нужно уметь выработать стиль общения, который может строиться на основе общения высоких профессиональных установок педагога: на основе дружеского общения, которое предполагает увлечённость общим делом; иногда при необходимости можно применять авторитарный стиль общения. Комбинирование стилей общения, поможет руководителю держать ситуацию под контролем. Но, ни в коем случае, в общении с подростками нельзя применять методы устрашения и заигрывания.

А также руководитель занимается изучением личностных качеств каждого участника в коллективе для раскрытия их творческого потенциала, чтобы определить их готовность получать новые знания и усваивать новые умения. Уметь определить уровень хореографической подготовки коллектива в целом.

Выводы. У хорошего руководителя хореографического коллектива, как и у хорошего учителя-наставника дело никогда не будет расходиться со словами. И еще бытует мнение, что учитель - это тот человек, который может делать трудные вещи легкими.

Следует подчеркнуть, что существуют слова - названия, слова - понятия, слова - термины, слова -ассоциации, слова - жесты (как невербальный язык общения) и педагогу необходимо использовать только те слова, которые способствуют усвоению двигательного пластического материала. Уместно в этой связи замечание Б. Покровского, высказанное в одном из интервью в возрасте 92 года, в котором говорится о том, что всякое высказывание, даже случайно, выроненное словечко из уст доктора медика, а также наставника и учителя является немалой ценностью для человеческого духа и тела. Данный момент следует уметь правильно оценивать, а также необходимо понимать всю глубину ответственности и за каждое сказанное слово, и за сделанное либо несделанное, а может не доведенное до своего завершения дело».

Педагог-хореограф должен иметь максимум авторитета при минимуме власти. Авторитетность руководителя творческого коллектива, балетмейстера и педагога - это немаловажный и существенный показатель степени понимания его участников художественного и воспитательного смысла всей деятельности этого коллектива. Несомненно, что руководитель, для большинства участников его коллектива, является авторитетом. Однако авторитет не появится просто так, его нельзя кое-как присвоить, он завоевывается в момент работы, в процессе совершенствования руководителя, как в области художественно-творческой, так и в педагогической деятельности.

В этом мы наблюдаем объединенные педагогические умения руководителя-балетмейстера. При всем этом быть специалистом, быть профессионалом в своем деле - значит любить детей, и это одно из основных требований в деятельности руководителя детского хореографического коллектива.

Литература:

1. Ваганова А.Я. Статьи. Воспоминания. Материалы / А.Я. Ваганова. - М.-Л.: Искусство, 1958.

2. Васильева, Т.И. Балетная осанка - основа хореографического воспитания детей. Метод. раз. / Т.И. Васильева. - М., 1983. - С. 28-35.

3. Гельниц Г. Ритмика - музыкальная двигательная терапия, как основа психогигиенического подхода к ребенку / Г. Гельниц, Г, Шульц-Вульф // Психогигиена детей и подростков. - М.: Медицина, 1985. -С. 186-208 с.

4. Ивашковский А.А. Хорреокорекция: теоретические и практические основы: Научное издание / А.А. Ивашковский. - Калуга: КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2006.

5. Игнатова И.Б. Коллектив художественного творчества: проблема педагогического руководства: Учеб. пособие / И.Б. Игнатова, С.М. Малакуцкая. - Белгород, БГИКИ, 2007.

6. Карпенко В.Н., Карпенко И.А., Багана Ж. Хореографическое искусство и балетмейстер: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2015.

7. Пруткова Т.В. Учите детей танцевать: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / Т.В. Пруткова, А.Н. Беликова, О.В. Кветная. - М.: Гуманист. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

8. Психология: Учебник для гуманитарных вузов. 2-еизд. / Под общ. ред. В. Н. Дружинина. - СПб.: Питер, 2009. - 656 с.

Педагогика

УДК: 378.2

доктор педагогических наук, профессор Карпова Ольга Леонидовна

Уральский социально-экономический институт (филиал)

ОУП ВО «Академия труда и социальных отношений» (г. Челябинск);

доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ Найн Альберт Яковлевич

ФГБОУ ВО «Уральский государственный университет физической культуры» (г. Челябинск)

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БАКАЛАВРОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАТИВНО-РАЗВИВАЮЩЕГО ПОДХОДА

Аннотация. В статье рассматривается проблема развития коммуникативной компетенции обучающихся на основе интегративно-развивающего подхода как приоритетное направление подготовки бакалавра физической культуры в целях реального общения на межкультурном уровне и реализации многообразных способов самопрезентации в профессиональной деятельности. На основе анализа большого массива литературных источников приведены уровни сформированности коммуникативной компетенции бакалавра и их смысловое содержание.

Ключевые слова: развитие, коммуникативная компетенция бакалавр физической культуры, уровни, подход, интегративно-развивающий.

Annotation. This article deals with the problem of the development of communicative competence of learners based on integrative development approach as a priority direction of the Bachelor of physical education for real communication in intercultural level and implementation of multiple modes of self-presentation in professional activity. On the basis of an analysis of a large array of literary sources are the levels of communicative competence and their semantic content.

Keywords: development, communicative competence bachelor of physical education, integrative approach levels-developing.

Введение. В Концепции Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2015-2020 годы» подчеркивается актуальность стратегической цели государственной политики в сфере образования - повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития образования страны, современным потребностям общества и каждого гражданина [5, с. 24-26]. Эта мысль находит отражение и в другом нормативном документе - Постановлении правительства Российской Федерации «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» [10].

Отмеченные положения, как пишет С. Г. Наговицын, предполагают переход всей системы физкультурного образования к инновационной образовательной парадигме: поиск, переосмысление цели и результата образования, соответствующих требованиям модернизации содержания обучения; оптимизация технологического обеспечения учебного процесса. При этом речь должна идти о новых принципах отбора и систематизации знаний, предполагающих акцентирование учебного процесса на изучении важных, фундаментальных, инновационных и в то же время самых передовых и перспективных знаний, в том числе и зарубежных [8, с. 17].

Формулировка цели статьи. На основе интегративно-развивающего подхода выявить сущностную характеристику уровней сформированности коммуникативной компетенции бакалавра и раскрыть их смысловое содержание.

Изложение основного материала статьи. Развитие коммуникативной компетенции является одним из приоритетных направлений подготовки бакалавра физической культуры в целях реального общения на межкультурном уровне и реализации многообразных способов самопрезентации в профессиональной деятельности. Как отмечается в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования по направлению «Физическая культура», выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия [11].

Сегодня существуют различные подходы к решению этой задачи. В нашем исследовании [3; 9], в образовательном процессе вуза физической культуры, активно внедряется наряду с компетентностным и явно инновационный интегративно-развивающий подход. Здесь уместно привести и содержание дефиниции «подход», которая вызывает зачастую разночтение многих авторов. «Подход - это особая форма познавательной и практической деятельности, рассматривающая педагогические явления как ведущую категорию и стратегию исследования изучаемого процесса; базовая ценностная ориентация, определяющая позицию исследователя» [18, с. 24].

Теоретическое обоснование и эффективность интегративно-развивающего подхода в практике подготовки обучающихся физкультурной отрасли достаточно убедительно доказаны в современных психолого-педагогических исследованиях, что по мнению Н. Л. Коршуновой, является репрезентативным и достоверным [6, с. 24-25].

Изучая развитие коммуникативной компетенции обучающихся на основе интегративно-развивающего подхода, мы исходили из концепции, что в условиях современной социокультурной ситуации эффективность

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.