Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)
Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive17/17-01/ Дата публикации: 1.03.2017 № 1 (25). С. 47-52. УДК 37.013.77:37.011.3-051
Психолого-педагогические механизмы формирования эстетической культуры будущих учителей изобразительного искусства
В статье обосновывается значение формирования эстетической культуры будущего учителя изобразительного искусства с позиции категорий эстетического, через осознания важности продвижения от «человека образованного к человеку культурному». Автор рассматривает мотивы, интересы, потребности как движущие силы формирования эстетической культуры будущего учителя изобразительного искусства, которые обеспечивают условия функционирования психолого-педагогических механизмов ее формирования. Обосновываются психолого-педагогические механизмы формирования данной культуры как процесс изменений личности студентов через культурно-эстетическое самосознание, культурно-эстетическую идентификацию, что приводит к культурно-эстетическому самоопределению в художественно-педагогической деятельности.
Ключевые слова: эстетическая культура, будущие учителя изобразительного искусства, психолого-педагогические механизмы, педагогический университет
Г. И. Сотская
Perspectives of Science & Education. 2017. 1 (25)
International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)
Available: psejournal.wordpress.com/archive17/17-01/ Accepted: 1 January 2017 Published: 1 March 2017 No. 1 (25). pp. 47-52.
G. I . S ots kaya
Psychological and pedagogical mechanisms of aesthetic culture formation of the future teachers of arts
The article explains the importance of aesthetic culture formation of the future teacher of fine arts from the perspective of aesthetic categories, by awareness of the importance of promoting from the «educated person to cultural person». The author examines the motivations, interests and needs as driving forces of aesthetic culture formation of the future teacher of arts, which provide conditions for psychological and pedagogical mechanisms of its formation. Psychological and pedagogical mechanisms of this culture development as a process of students' personality change through cultural and aesthetic identity, which leads to the cultural and aesthetic self-determination in the artistic and educational activities, are grounded.
Keywords: aesthetic culture, future teachers of arts, psychological and pedagogical mechanisms, pedagogical university
современной ситуации в Украине и мире, в условиях социально-экономических, научно-технических и культурных трансформаций в обществе изменяется отношение к образованию учителей в педагогических университетах на основе гуманизации, культуросоответ-ствия и философии человекоцентризма. Сегодня общество нуждается в естетически развитых личностях с активной творческой позицией, сформированных на морально-естетических ценностях, способных к саморазвитию в течении жизни. Это обусловлено тем, что в современном социуме
наблюдаются негативные тенденции, связанные с вытеснением эстетического начала в различных аспектах человеческого бытия, прагматизацией сознания и деперсонализацией личности, нивелированием красоты человеческой жизни. В связи с этим актуализируется проблема эстетизации различных аспектов общества и более активного использования влияния прекрасного в жизнедеятельности человека. Доминирующее значение в этом вопросе предоставляется эстетической культуре учителей, в частности учителей изобразительного искусства, которые должны находить
и воплощать в практической деятельности школы формы и методы обогащения мировоззрения учащихся эстетическими реалиями, формировать у них эстетический вкус, восприятие, понимание эстетических явлений (прекрасного и безобразного, трагического и комического и т.д.).
Именно сегодня социальной миссией деятельности педагогических университетов должна стать не только подготовка будущих учителей изобразительного искусства к выполнению определенных согласно с образовательно-квалификационной характеристикой профессиональных функций и задач, но и формирование их как эстетически развитых, высокоинтеллектуальных и высококультурных специалистов, которые являются носителями профессиональных, духовных, нравственных, культурных и национальных ценностей, способных реализовать культурную направленность образования, готовых к осуществлению культурно-гуманистической функции в школьной практике.
Реализация означенных задач детерминирует процесс формирования эстетической культуры будущего учителя изобразительного искусства
с позиции категории эстетического (чувственного), через осознания важности движение от «человека образованного к человеку культурному», поскольку «образование не изолированный остров, а часть культурного континента», поэтому «невозможно исследовать умственную деятельность человека вне ее культурного пространства, которое определяет форму и грани разума» - культура руководит образованием, является воплощением культурного образа жизни [1]. На этой основе сделана попытка обосновать психолого-педагогические механизмы формирования эстетической культуры будущих учителей изобразительного искусства, что и является целью статьи.
Под формированием эстетической культуры будущего учителя искусства мы понимаем процесс (от лат. ргосеssиs - продвижение), что предполагает последовательную смену явлений и состояний в формировании данного личностного качества, а также организацию педагогических условий, направленных на формирование целостной, творчески активной и эстетически-культурной личности, способной воспринимать, переживать и преобразовывать явления действительности «по законам красоты». При этом процесс формирования эстетической культуры будущего учителя изобразительного искусства мы рассматриваем как личный, непосредственный, открытый, поскольку он обусловлен спецификой эстетического отношения, которое всегда «диалогично». В процессе его реализации происходит эстетическое саморазвитие личности, присвоения ею социально значимого опыта, установления динамической тождественности субъекта и объекта (И. Зязюн) [2].
Движущей силой формирования эстетиче-
ской культуры будущих учителей изобразительного искусства являются противоречия между осознанием несовершенства имеющегося уровня эстетической культуры учителя и стремлением достичь определенного эстетического идеала.
Предпосылками формирования эстетической культуры являются мотивы, потребности и интересы будущих учителей изобразительного искусства, которые создают основания для преодоления противоречий между сознанием и чувствами человека; желаниями и возможностями; между человеком и окружающим миром через стремление преодолеть несоответствия путем осознания своего «Я», а не «раствориться в окружающем мире». Мотивацией, - отмечает Х. Хек-хаузен, - объясняется выбор между различными возможными действиями, между возможными содержаниями мышления, интенсивностью и упорством в осуществлении выбранного действия и достижения его результатов [3]. При этом в формировании собственной эстетической культуры для студентов особое значение имеют не только мотивы, но и способы, которые выбираются и закрепляются в поведении или деятельности.
Мотивы направляют активность студентов, их желание продвигаться к поставленной цели, являются основой для овладения операциями мышления (анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования и др), способствуют формированию познавательной активности и самостоятельности субъекта обучения. Результатом мотивации является внутренняя психологическая активность, которая организовывает и планирует деятельность и поведение студентов, в основе которых лежит необходимость удовлетворения потребности.
Побуждение к действиям всегда исходит из потребностей, что определяет направленность будущих учителей искусства к формированию собственной эстетической культуры. Потребность как внутреннее психическое состояние регулируют поведение личности, выступает источником активности будущих учителей изобразительного искусства. Потребность на высоком уровне упорядоченности, является эстетической потребностью как жизнеутверждающий, гармонизирующий, социализирующий порядок.
Эстетическая потребность, за М. Вербом, является «сверх человеческой из всех человеческих потребностей», которую А. Маслоу относит к основным потребностям [4], которые определяют индивидуальное отношение к красоте, выступает как ведущий мотив, внутренняя ценностная установка, стержень направленности личности. Если рассматривать потребности как основу деятельности человека, то за первичную «клеточку» эстетической культуры индивида следует принять его потребности - от простых эстетических до высших эстетических устремлений (идеалов) [5]. Основными показателями сформи-рованности эстетических потребностей являются
разносторонность запросов в области эстетики; общественно-эстетическая активность; высокое качество предпочтений; постоянное общение человека с прекрасным; нетерпимость к уродливому, безобразному.
Развитие эстетической потребности личносты обогащает ее интеллектуальную, эмоционально-волевую сферы, побуждает общаться с искусством, активно его воспринимать. По этому поводу К. Станиславский писал: «Человек должен смотреть и не только смотреть, но и видеть прекрасное во всех аспектах своего и чужого искусства и жизни..., ему нужны впечатления от хороших спектаклей, музеев, красивых картин...» [6, с. 22]. Войти во внутренний мир человека и «жить» там, воздействуя на весь моральный и эстетический смысл бытия личности, - в этом наивысшее предназначение искусства. Этим оно облагораживает и возвышает человека над реальностью.
Осознанные эстетические потребности будущими учителями изобразительного искусства возбуждают интерес к эстетическому в жизни, становятся стимулом их эстетической деятельности. При этом потребность в эстетическом воспринимается как эстетическая установка, чувственно-эмоциональная склонность и готовность субъекта к встрече с прекрасным в жизни, выступает источником активности поведения личности в эстетической сфере.
Эстетические потребности для будущих учителей изобразительного искусства является исходным началом всех форм эстетического отношения, в процессе реализации которого происходит развитие субъекта, его эмоциональных чувств, духовное присвоение личностью богатств общечеловеческой культуры. Эстетическое отношение (Н. Крылова) является процессом, результатом и условием предметно-духовного утверждения человека в реальности как активного субъекта культуры, что активизирует эстетическую деятельность, способствует развитию эстетического сознания, предопределяет отношение к эстетическим и художественным ценностям [7].
Потребность в эстетическом, способствует гармонизации диссонансов внутреннего мира личности, когда она теряет свою тождественность с действительностью, вступает с ней в конфликт и выражает свое несогласие со всем тем, что противоречит его идеалам и стремлениям, в момент упадка, разочарования, потери веры и стимулов к борьбе и творчеству [8].
Осознание потребности в эстетическом вызывает особый эстетический интерес, в результате чего появляется избирательность в эстетически значимых категориях.
Интерес в формировании эстетической культуры будущего учителя изобразительного искусства является движущим фактором, что обусловлено познавательным отношением личности к окружающему миру, которое основано на эмо-
ционально-познавательном отношении между субъектом и объектом и характеризуется устойчивым положительным эмоциональным отношением. «Если физический мир подчинен закону движения, то мир духовный подчинен закону интереса», - утверждал К. Гельвеций [9, с. 186].
В прямой зависимости с интересом выступает эстетический интерес, который характеризуется выраженной избирательной направленностью человека на объект прекрасного в окружающей действительности, имеет для него эстетическую значимость, ценность и практическую необходимость. Эстетический интерес через познание эстетических свойств, которые вызывают эстетическое отношение, эстетическую оценку, обусловливает познавательную активность личности. Как показатель эстетического отношения студента к окружающей действительности, эстетический интерес тесно связан с эмоциональными переживаниями как «направленностью мысли, чувств, вкусов на эстетически привлекательные объекты, вызывающие эмоциональное отношение» [10, с. 24].
Эстетический интерес для будущих учителей изобразительного искусства способствует возникновению творческих проявлений личности, которые стимулируют развитие способностей к эстетической деятельности.
Следовательно, мотивы, интересы, потребности являются движущими силами формирования эстетической культуры будущего учителя изобразительного искусства и обеспечивают условия функционирования механизмов ее формирования.
Один из важных механизмов формирования эстетической культуры будущего учителя изобразительного искусства - культурно-эстетическое самосознание как специфическая характеристика социального субъекта, которая проявляется в выделении им себя в культурно-эстетическом бытии, оценке себя и своих возможностей в культурно-эстетическом процессе.
Основой культурно-эстетического самосознания есть самосознание как оценка человеком своих действий и их результатов, мыслей, чувств, морального облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя и своего места в жизни. Самосознание является переживанием человеком единства и специфичности своего «Я» как духовный свет, обнаруживающий и себя и другое. Самосознание дает возможность личности критически относиться к собственной сознательности, выделять внутреннее от внешнего, анализировать его и сопоставлять с внешним, то есть изучать акт собственного сознания. Вместе с тем в самосознании происходит осознание самого себя не как совершенно обособленного от этого мира, а в его многообразном отношении с ним. Самосознание является не монологом сознания с самим собой - это диалог личности с собственным опытом.
Самосознание связано с механизмом рефлексии в общении с окружающим миром, с миром культуры, с искусством как формирование представлений о собственном «Я», собственных действиях, поведении, предпочтениях, вкусах, идеалах, приводит к выработке эстетических идеалов, суждений, взглядов. На основе рефлексии, которая выступает как критическое переосмысление личностью первичных представлений о себе, носителе и реализаторе интеллектуальных стереотипов, у будущих учителей изобразительного искусства происходит построение нового «Я» как субъекта художественно-педагогической деятельности.
Происходит восприятие себя как реципиента (зрителя, слушателя) к осознанию себя как активного субъекта (педагога, художника) на основе тесной взаимосвязи различных аспектов культурно-эстетического самосознания: выделение себя из мира культуры и осознание себя в нем, осознание эстетического опыта, эмпатийно-эстетиче-ских переживаний, оценок художественно-педагогических явлений (ситуаций или произведений искусств). Основой восприятия, является феноменологическая рефлексия, которая в отличии от естественной (психологической) обеспечивает переход от смысла художественно-педагогической ситуации (какой она, возможно, является в действительности или представляется на данный момент) к смыслу самих представлений, который они привносят в сознание индивида (В. Орлов) Это дает возможность познанию подняться над собственными знаниями, сделать его объектом созерцания по сравнению с другими знаниями, определяя границу и таким образом осуществляя рефлексию собственного знания. Процесс осознания собственных действий и мотиваций позволяет индивиду рассматривать их как феномены, «по отношению к которым он становится свободным, ...способным на свое усмотрение изменять, заменять, совершенствовать свои профессиональные качества» [11].
Высшего уровня культурно-эстетическое самоосознание личности достигается в процессе художественно-эстетического творчества, где творческий акт, по утверждению А. Петровского, «проявляется через свободу от чьих-либо предположений и схем... Происходит не только стремление индивида «выплиснуть себя на холст», но и желание сказать о мире и о себе в мире еще никем не сказанное слово... Индивид неадаптивно формирует свой новый образ «Я» в противовес ожидаемому и якобы единовозмож-ному» [12].
Таким образом, эстетическое сознание является осознанием собственных культурно-эстетических основ, эмоционально-эстетического отношения к себя, осмысление своих эстетических действий, чувств, мыслей, мотивов, интересов, осознания своего «образа Я» - «Я - концепции» как основы собственного поведения, деятельности и общения.
Следующим механизмом формирования эстетической культуры будущих учителей изобразительного искусства является их культурно-эстетическая идентификация, основой которой есть категория идентификации (лат. identifico -отождествлять) - от формировании способности «Я» к саморазвитию через взаимосвязь между субъектом и объектом, который был отражен, устанавливается определенная эмоциональная связь, содержание которой является переживание своего тождества с другим человеком, объектом, образцом или идеалом (З. Фрейд).
Культурная идентификация, является самоощущением человека внутри конкретной культуры, в частности, эстетической, осознанное восприятие культурно-эстетических норм и поведения, системы ценностей и языка, а также осознание своего «Я» в конкретном культурно-эстетическом измерении. Культурная идентификация соотносится с культурной идентичности, где идентичность - это «Я» глазами других, что построено на основе отношений с «другими», это состояние и одновременно способность человека интегрировать в себе на основе самоопределения, самоценности, самосознания «Я» - концепции», «Я - другие», «мы - они».
Культурная идентичность по мнению Т. Уса-тенко, - это движение от осознания себя как носителя определенных культурных традиций через четкое отражение себя, личностного «Я» как субъекта культуры, отождествление себя с выдающимися достижения духовности национальной культуры, что способствует принятию иных культурных ценностей [13].
Эстетическими измерениями такого осознания личности в культурном пространстве, а через него - красоты, гармонии, возвышенного или же низкого, величия и трагизма человека и человечества есть опыт создания закономерного в отношениях к миру конкретных исторических эпох, народов, личности. Они вооружают критериями эстетических суждений о действительности и проявляются в процессе эстетических отношений, которые являются процессом, результатом и условием утверждения человека в реальности как активного субъекта культуры.
В процессе идентификации заимствуются не только внешние культурно-эстетические формы поведения индивида для подражания, но и возникают определенные внутренние предпосылки для формирования культурно-эстетических ценностных ориентаций, мировоззренческих представлений других личностных структур, мотивированных к образцу лица.
Определяя механизмы идентификации, в частности, культурно-эстетической, в качестве важнейшего выступает эмпатия как стремление личности эмоционально откликнуться на проблемы другого (сопереживать, сочувствовать). Эмпатия - рационально-эмоционально-интуитивная форма отражения, которая является сред-
ством «вхождения» в культурно-эстетическое пространство другого человека, что позволяет постичь чувства другого человека на основе эмоционального опыта, посредством эмоциональных ассоциаций.
В связи со спецификой деятельности будущих учителей изобразительного искусства эмпатия есть способом познания объекта, эстетического наслаждения от него, «вчуствование» в объект через проекцию своих чувств и идентификацию с ним. Основой этого процесса является искусство, через которое культура учит «смотреть», «слушать», «читать», «рассказывать», то есть воспринимать произведение не как предмет, а как выражение творческого процесса. Эстетическая эмпатия - вид духовного общения, особый проводник выхода за пределы своего «Я», является взглядом в духовное пространство культуры, что способствует субьективизации чувственного опыта, воплощенного в произведении искусства, то есть «присвоение» его в личном опыте передачи от человека к человеку, от одного поколения к другому общих, культурных форм эмоционально-чувственного опыта.
Таким образом, культурно-эстетическая идентификации будущих учителей изобразительного искусства является осознанием себя, «Я - концепции» в культурно-эстетическом пространстве, причастностью к ценностям культуры, через эстетическое отношение их к миру, к окружающим, к самим себе и восприятие «личностного» через личный пример «подражания» с последующей трансляцией в художественно-эстетической деятельности.
Следующим важным механизмом формирования эстетической культуры будущих учителей изобразительного искусства является культурно-эстетическое самоопределение, которое является процессом и результатом выбора личностью собственной позиции, целей и средств самореализации в конкретных условиях, обстоятельствах жизни; основной механизм обретения и проявления человеком свободы.
Культурно-эстетическое самоопределение -непрерывный процесс создания и реализации системы представлений индивида о культурно-эстетическом пространстве в профессиональной деятельности, осуществления личностью акта самоопределения под воздействием искусства, что выражается в потребности в признании собственной личности, равноправном общении с окружающими и свободном эстетическом самовыражении. Культурно-эстетическое самоопределение характеризуется потенциальной способностью к ответственным действиям субъекта согласно собственным культурно-эстетическим критериям, интересам, взглядам.
Движущей силой этого процесса есть преодоление противоречий между сущностными силами индивида («хочу», «могу», «имею») как внутренними условиями, между личностью и целью
других, между желаемым и возможным, между внутренними принципами и внешними условиями. Происходит переход от непосредственного, импульсивного принятия решений осознанного выбора к рефлексии собственной деятельности, что вписывается в культурно-эстетическую традицию; соответствующее движение в вечных ценностях, что служит осознанным стремлением личности занять определенную позицию в жизни, в профессиональной деятельности и в формировании культурно-эстетического пространства вокруг себя и способности вступать в межкультурный диалог; трансляция культурных ценностей, в частности, художественных, через непосредственное общение людей, от поколения к поколению и между представителями разных культур.
Другим психологическим механизмом, который детерминирует формирование эстетической культуры будущих учителей искусства, является синтезия (от греч. synaisthesis - смешанное чувство) - психический комплекс, что обеспечивает восприятие, познание и оценку действительности; разноаспектное чувственное восприятие явлений мира; целостная их проекция на экран психики; непосредственно-квалификационный аспект акта восприятия; переживания и эффект «психической волны», что возвышается от уровня рефлекторных эмоциональных реакций до уровня отклика чувств.
В. Доманский отмечает, что в своей практике учитель, опираясь на теорию синестезии, использует различные виды искусства для создания целостного представления об исторической эпохе, типе культуры, художественном образе, тем самым включая различные рецепторы учащихся. При этом один психофизический механизм дополняет другой. Так, музыка вызывает слуховые представления, живопись - зрительные, архитектура - пространственные, что создает целостную картину бытия [14].
Для будущих учителей изобразительного искусства сенситивность (лат. sensibilis - чувствительный) - мера чувствительности к явлениям действительности, касающиеся личности, актуализирует спектр комплексных ассоциаций личности, ее способность оперировать определенно-языковыми аналогиями смежных искусств, стимулирует постижение многоплановости художественного смысла, выявления невысказанной, необъяснимого, затрагивает самые сокровенные сферы их чувственного мышления, открывает путь к синкретической полноты ощущений в единстве сознательного и бессознательного [15].
Механизм сенситивности помогает личности собрать необходимую сенсорную информацию с различных анализаторов, что позволяет ей не только приспособиться к окружающей среде, но и познавать законы природы и активно изменять эту среду. При этом сенситивность (чувствительность) оперирует механизмом сенсорной инфор-
мации, а сенситивность - механизмом семантической информации, образуют синергетическое единство, открытую систему взаимодействия, способную к самоорганизации и саморазвитию для эффективного обеспечения взаимодействия биологических и психических систем личности с природной и окружающей средой.
Таким образом, психолого-педагогические механизмы формирования эстетической культуры будущих учителей изобразительного искусства связаны с изменениями в личности студентов через культурно-эстетическое осознание, культурно-эстетическую идентификацию, что
приводит к культурно-эстетическому самоопределению в художественно-педагогической деятельности. Результатом этого процесса является сформированные личностные и профессиональные качества будущего учителя изобразительного искусства, эстетически богатого, способного к саморазвитию эстетических потребностей, эстетического познания и самопознания, рефлексии, эстетического общения, которому свойственно стремление к эстетическому идеалу с устойчивыми ориентирами на общечеловеческие ценности, мировую и национальную культуру, философию, этику, эстетику и искусство.
ЛИТЕРАТУРА
1. Bruner S. The Culture of Education. Cambr. Mass.: Harvard Universio Press. 1996. 181 p.
2. Зязюн 1.А. Естетична регуляция цшысно''' свщомосп // Профеайно-художня ocBiTa Укра'ни. 2005. № 3. С. 3-15.
3. Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения. Санкт-Петербург: Речь, 2001. 256 с.
4. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: ПИТЕР, 2003. 351 с.
5. Пирадов А.В. Эстетическая культура. Л.: Изд-во ЛГУ, 1979. 176 с.
6. Станиславский К.С. Собрание сочинений в 8-и тт. - Т.1. Моя жизнь в искусстве. М.: Искусство, 1954. 515 с.
7. Крылова Н.Б. Эстетические отношения: содержание и функции. М.: Знание, 1980. 64 с.
8. Газнюк Л.М. Естетика. К.: Кондор, 2011. 124 с.
9. Гельвеций К.А. Сочинения: В 2 т. М.: Мысль, 1974. - Т.1. 687 с.
10. Верб М.А. Эстетические потребности и духовное развитие личности. Л.: Знание, 1981. 36 с.
11. Орлов В.Ф. Професшне становлення майбутых вчт^в мистецьких дисциплш: теорiя i технолопя. К.: Наукова думка, 2003. 262 с
12. Петровский А.В. Психология развивающейся личности. М.: Педагогика, 1987. 238 с.
13. Усатенко Т.П. Культуролопя в трансформацшних процесах освти / Культуролопчна складова професшного розвитку педагога. Ки'в-Ыжин: ПП Лисенко М.М., 2012. 128 с.
14. Доманский В.А. Литература и культура: культурологический подход к изучению словесности в школе: учеб. пособ. М., 2002. 326 с.
15. Рудницька О.П. Педагопка: загальна та мистецька: навч. поаб. Тернопть: Навчальна книга - Богдан, 2005. 360 с.
REFERENCES
1. Bruner S. The Culture of Education [The Culture of Education].Cambr. Mass.: Harvard Universio Press. 1996. 181 p.
2. Zyazyun I.A. Estetichna regulyatsiya tsinnisnoyi svidomosti // Profesiyno-hudozhnya osvita Ukrayini. 2005. no. 3, pp. 3-15 (in Ukraina).
3. Hekhauzen H. Psihologiya motivatsii dostizheniya [The psychology of achievement motivation]. Sankt-Peterburg: Rech, 2001. 256 р.
4. Maslou A. Motivatsiya i lichnost [Motivation and personality]. SPb.: PITER, 2003. 351 р.
5. Piradov A.V. Esteticheskaya kultura [Aesthetic culture]. Leningrad, Izd-vo LGU, 1979. 176 р.
6. Stanislavskiy K.S. Sobranie sochineniy v 8-i tt. - T.1. Moya zhizn v iskusstve [My life in art]. Moscow, Iskusstvo, 1954.- 515 р.
7. Krylova N.B. Esteticheskie otnosheniya: soderzhanie i funktsii [Aesthetic relationships: content and functions]. Moscow, Znanie, 1980. 64 p.
8. Gaznyuk L.M. Estetika [Estetica]. Kyiv, Kondor, 2011. 124 p.
9. Gelvetsiy K.A. Sochineniya: V 2 t. Moscow, Mysl, 1974. - T.1. 687 р.
10. Verb M.A. Esteticheskie potrebnosti i duhovnoe razvitie lichnosti [Aesthetic needs and spiritual development of the individual]. Leningrad, Znanie, 1981. 36 p.
11. Orlov V.F. Profesiyne stanovlennya maybutnih vchiteliv mistetskih distsiplin: teoriya i tehnologiya [Profesine stanovlenia maybeth uchitelu mestecky disciple: theory and technology]. Kyiv, Naukova dumka, 2003. 262 p.
12. Petrovskij A.V. Psihologija razvivajushhejsja lichnosti [The psychology of a developing personality]. Moscow, Pedagogika, 1987. 238 p.
13. Usatenko T.P. Kulturologiya v transformatsiynih protsesah osviti [Cultural component of teacher professional development]. Kyiv -Nizhin: PP Lisenko M.M., 2012. 128 р.
14. Domanskij V.A. Literatura i kultura: kulturologicheskij podhod k izucheniyu slovesnosti v shkole: ucheb. posob. [Literature and culture: the cultural approach to the study of literature in school: тextbook. сollec]. Moscow, 2002. 326 р.
15. Rudnitska O.P. Pedagogika: zagalna ta mistetska: navch. posib [Victim: General the art: navch. posb.].Ternopil: Navchalna knyha - Bohdan, 2005. 360 p.
Информация об авторе Information about the author
Сотская Галина Ивановна Sotskaya Galina Ivanovna
(Украина, Киев) (Kiev, Ukraine)
Доктор педагогических наук, старший научный Doctor of pedagogical sciences
сотрудник, заместитель директора по научно- Senior researcher
экспериментальной работе Deputy director for scientific and experimental work
Институт педагогического образования и Institute of Pedagogical and Adult Education
образования взрослых Национальной академии National Academy
педагогических наук Украины of Pedagogical Sciences of Ukraine
E-mail: [email protected] E-mail: [email protected]