Научная статья на тему 'Формирование эстетической субъектной позиции будущего специалиста в условиях высшего образования'

Формирование эстетической субъектной позиции будущего специалиста в условиях высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
337
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТНАЯ ПОЗИЦИЯ / ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ИСКУССТВО / ЛИЧНОСТЬ / САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ ЗНАЧИМОСТЬ / SUBJECTIVE POSITION / CULTURAL / AESTHETIC / DEVELOPMENT / TASTE / FEELINGS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ежова Елена Юрьевна

В статье рассматривается сущность категории эстетическая субъектная позиция личности будущего педагога как органическая часть его эстетической культуры. Рассматриваются основные условия ее становления система развития эстетической культуры в вузе, в которой субъектная позиция развивается в эстетической деятельности студентов по освоению искусства. Актуализация многофункциональности искусства осуществляется на уровнях духовно-нравственного, личностно-деятельностного и профессионального аспектов развития личности студента. Реализация системы развития эстетической культуры будущего педагога способствует формированию его эстетической субъектной позиции, характеризуемой эстетическим вкусом, ценностными понятиями, суждениями, развитыми эстетическими чувствами, потребностями, идеалом, которые только будучи в активном субъектном состоянии способны выполнять свои смыслоутверждающие роли, способствующие самоактуализации личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Teachers aesthetic subjective position development in higher education conditions

Teacher's aesthetic subjective position provides the further cultural development of human society. The ability of fine arts to construct and perform the personal development, the aesthetic qualities: such as aesthetic taste and feelings, ideals and aesthetic perception, acts as the powerful means of subjective position construction. The educator's aesthetic cultural levels are the following: the personal, the culturological and the professional. So as to develop the educator's aesthetic subjective position it is organized the aesthetic culture studying system.

Текст научной работы на тему «Формирование эстетической субъектной позиции будущего специалиста в условиях высшего образования»

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА В УСЛОВИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Е.Ю. Ежова

В статье рассматривается сущность категории эстетическая субъектная позиция личности будущего педагога как органическая часть его эстетической культуры. Рассматриваются основные условия ее становления - система развития эстетической культуры в вузе, в которой субъектная позиция развивается в эстетической деятельности студентов по освоению искусства. Актуализация многофункциональности искусства осуществляется на уровнях духовно-нравственного, личностно-деятельностного и профессионального аспектов развития личности студента. Реализация системы развития эстетической культуры будущего педагога способствует формированию его эстетической субъектной позиции, характеризуемой эстетическим вкусом, ценностными понятиями, суждениями, развитыми эстетическими чувствами, потребностями, идеалом, которые только будучи в активном субъектном состоянии способны выполнять свои смыслоутверждающие роли, способствующие самоактуализации личности.

Ключевые слова: субъектная позиция, эстетическая культура, искусство, личность, самоактуализация, деятельность, ценностно-смысловая значимость.

Современная образовательная парадигма характеризуется повышением внимания к личности будущего специалиста, его культурному развитию и позиции в социокультурной обстановке. Ведущим выражением этого процесса становится возрастающая ценность личности, ее значимость как субъекта культуры, ее способности формировать культурные смыслы, утверждать эстетические ценности, решать задачи нестандартными творческими путями.

Культура и способ ее материализации, искусство, представляют собой широкое поле развития, в котором создаются возможности для самоактуализации и саморазвития человека через раскрытие его внутренних сил и способностей и освоение внешнего, эстетического, богатства культурно-художественного наследия и эстетического потенциала современных художественно-динамических процессов.

В поисках наиболее оптимальных путей развития культурной субъектности личности будущего специалиста разработана и получила свою апробацию в Рязанском государственном университете имени С.А. Есенина система развития эстетической культуры личности студентов - будущих педагогов -

средствами искусства. Структура и содержание данной системы способствует не только получению личностью студента эстетических знаний, умений и навыков, но и построению самой себя, своих культурных ориентиров, потребностей, культурного профессионализма.

В концептуальной стадии данной системы выстраивается гипотеза: эстетическая культура личности будущего педагога как комплексное образование предполагает существование определенной структуры личностных свойств, личностной эстетической позиции, эстетических знаний и видов деятельности, обращенных «внутрь» и «во вне» структуры, которая развивается в процессе освоения искусства.

Происходящие в личности будущего специалиста эстетические изменения: вкуса, потребностей, суждений, чувств осуществляются в зависимости от мотивации освоения искусства, его ценностно-смысловой значимости как инструмента личностного и профессионального развития, способа раскрытия внутреннего потенциала студента.

Искусство как средство развития эстетической культуры студентов вводится в образовательное пространство и реализуемые в

нем все виды их деятельности. Чтобы искусство развивало эстетическую культуру отдельной личности, воздействовало именно на нее, оно должно стать высокозначимым для личности мотивом. Для этого личность должна:

- быть включена в пространство искусства - энергетическое поле искусства: рассмотрение подлинников произведений живописи, графики, скульптуры в музеях и выставочных залах, что представляет собой органическую часть учебной деятельности, а залы музеев - расширенное образовательное пространство вуза;

- понимать художественно-эстетическую выразительность искусства, его язык чувствами, рассуждениями, осознанием, пониманием;

- быть включена в действенность цикла «вуз - музей», отличающегося системным подходом, последовательным освоением, накоплением эстетического опыта в восприятии произведений искусства.

Освоение искусства в расширенном образовательном пространстве отличается интегративным подходом в решении вопросов его освоения на основе единства целей, задач, содержания тем. Оно побуждает студентов к эстетической рефлексии, к автокоммуникации на темы увиденного и услышанного. Освоение высоких образцов искусства формирует одно из наиболее субъектных качеств личности - эстетический вкус - способность чувственного восприятия красоты и оценивания ее.

Приведенные этапы освоения искусства будущим педагогом отвечают идее субъект-ности С.Л. Рубинштейна, проявляющейся через потребность и способность самосовершенствования человека. Согласно его теории, методически ключевой для гуманитарных наук является идея онтологии, в которой субъект рассматривается как «центр перестройки бытия» [1].

Таким образом, отвечая задачам современной парадигмы, в центре вузовского образовательного процесса должно осуществляться взращивание личности студента как активного субъекта культуры, устремленного в дальнейшее культурное совершенствование общества.

Современной психологической наукой личность студента рассматривается как соз-

нательный субъект, обладающий самосознанием, которое формируется в процессе становления и развития самостоятельности человека как субъекта деятельности. Самостоятельный выбор молодого человека педагогической профессии, его учебная и внеучебная деятельность, каждодневное утверждение самого себя среди своих сверстников, становление субъектом культуры способствуют развитию самосознания его как личности.

Личностная позиция присутствует во всех сторонах деятельности педагога, становясь органичной частью его профессиональной деятельности. Эстетическая направленность личностной позиции представляет собой, прежде всего, ценностно-смысловые ориентации в культуре, развитый вкус, адекватные суждения и оценки, творческий подход, высокие художественные потребности, которые имеют свое выражение в профессиональной деятельности.

Эстетическая позиция педагога в современном мире, в соответствии с потребностями социокультурного развития, должна стать непременной субъектной характеристикой его личности, его субъектной позицией.

Проблема субъектной позиции представляется актуальной в современной педагогической науке, поскольку она связана с активным отношением человека к жизни, его самопознанием и самоопределением.

В рассмотрении эстетической субъектной позиции представляется целесообразным обращение к пониманию субъектной позиции рядом исследователей как:

- обозначающей интеграцию доминирующих избирательных отношений человека в каком-либо существенном для него вопросе (В.И. Мясищев) [2];

- сложной интергративной характеристики личности, отражающей активно избирательное, инициативно ответственное преобразовательное отношение к самому себе, к деятельности, к миру в целом (Г.И. Аксенова) [3];

- субъектной позиции в творческой деятельности в качестве системного отношения внутренних психических элементов, позволяющих человеку творчески осуществлять взаимодействие с внешней и внутри-личностной средой (А.С. Лебедев) [4].

Суть субъектной позиции в культуре представлена М.С. Каганом [5], рассматри-

вавшим в качестве самого существенного явления культурного процесса превращение человека из творения культуры в ее творца, активное творческое начало, способное к са-мотворению своей личности и к ее самосовершенствованию. Это превращение обеспечивает человеку непрерывное изменение образа жизни и характера деятельности, непрерывное творчество, столь актуальное в современных условиях.

Таким образом, субъектная позиция представляет авторство, самоконструирова-ние, активную преобразовательную стратегию личности, которая, будучи выработанной, распространяется на все сферы деятельности человека.

Признаками эстетической субъектной позиции являются:

1) активные ценностно-смысловые ориентации человека в культуре и искусстве, их соответствие современному социокультурному развитию общества и индивида;

2) развитость эстетических чувств, многообразие их оттенков, способность эстетических переживаний: восторга, задумчивости, просветления, осознания чего-то важного, очищения, страдания и сострадания, грусти и радости;

3) обладание художественно-эстетическим вкусом - способностью оценивать с позиции художественно-эстетического идеала явления и предметы окружающей жизни, искусства; умение увидеть, почувствовать, разобраться, отличить подлинность прекрасного или безобразного;

4) наличие у личности эстетических потребностей: в общении с художественноэстетическими ценностями, в переживании духовно-эстетических состояний;

5) обладание человеком способностью эстетического суждения - обоснованной эмоционально-смысловой оценки эстетических явлений жизни, искусства, природы, человеческих отношений.

В самом общем понимании эстетическая субъектная позиция отражает эстетически избирательные эмоционально-чувственные отношения личности к миру культуры, искусства, миру прекрасного; эстетические предпочтения, ориентацию на ценности искусства с позиции индивидуального выбора.

Кроме выделения общих признаков эстетической субъектной позиции, необходимо

представить эти признаки относительно личности студента - будущего педагога:

1) стремление к самопознанию себя в культуре: своих личностных интересов, потребностей, суждений вкуса (может быть также представлено в форме автокоммуникации, внутреннего рассуждения на затрагивающие темы культуры и искусства);

2) потребность в раскрытии своих культурно-эстетических устремлений, творческих способностей;

3) потребность в эстетическом диалоге с социумом, с разными культурными эпохами, с произведениями искусства и авторами;

4) стремление к расширению эстетического опыта, степени приобщенности к культуре, к искусству, обогащение опыта общением с подлинниками произведений искусства;

5) владение усвоенными эстетическими знаниями, художественно-эстетической компетентностью как умением разбираться в многообразном мире искусства: понимание видовых и жанровых характеристик искусства, художественного языка искусства, уровней художественного мастерства;

6) обладание умением использовать собственный художественно-эстетический опыт в профессиональной педагогической деятельности;

7) обладание потребностью создания эстетической среды вокруг себя, в своей деятельности.

Из всего этого следует, что субъектная эстетическая позиция личности студента может ярко выступать во всех видах его деятельности, в форме «картины» личностных мотивов, смыслов, эстетических ценностей, вкусовых предпочтений, суждений, направляющих его на самостоятельное жизнетвор-чество в личной, профессиональной, общественной и культурной сферах, ориентирующих его на самопознание, саморазвитие, самосовершенствование, самоактуализацию.

Наиболее убедительным показателем эстетической субъектности является проявление эстетического вкуса. Это становится понятным при обращении к взглядам на отмеченную проблему классиков философии.

Рассматривая вкус в качестве посредника между разумом и чувствами, Д. Юм [6] отмечал, что вкусом «открываются истинные области человеческого». Особое внимание следует обратить на его тезис: вкус - показа-

тель тождественности личности, Я. Без вкуса не складывается личность, и вне личности не существует вкуса.

Системный подход создает условия эстетического развития личности студента, в которых учебное время регионального компонента отводится на развитие его эстетической культуры средствами искусства в дисциплинах, получивших название «Художественноэстетические курсы по выбору», которые стали ядром системы и получили свою реализацию на основе следующих принципов:

1) многофункциональности искусства;

2) взаимосвязи искусства и науки;

3) диалога культур;

4) интеграции искусства с предметами профессиональной подготовки;

5) широкого спектра взаимодействия искусств;

6) этнологического компонента, включающего в практику культурные и художественные традиции региона;

7) широкого спектра деятельности студентов в музеях и выставочных залах.

Художественно-эстетические курсы разработаны с учетом специфики подготовки в педвузе по конкретным специальностям. Они отличаются внутренней целостностью и преемственностью с дисциплинами общекультурной и психолого-педагогической подготовки. В центре их целеполагания и содержания находится искусство, объектом которого является человек в мире культуры и искусства в его конкретной деятельности и его многообразной субъективности и объективности.

Студентам, обучающимся по специальности «учитель начальных классов», предлагаются курсы: «Музейная педагогика», «История и теория искусства», «Народные художественные промыслы России», практикотеоретический курс «Графика», позволяющие успешно осуществлять разностороннюю подготовку к эстетическому развитию младшего школьника.

Художественно-эстетический курс «Музееведение», разработанный для специальности «учитель географии-биологии», ориентирует будущих педагогов на организацию экскурсионной работы, освоения материала искусства в музейных коллекциях с учащимися разного возраста.

Курс «Занятия изобразительным искусством - путь преодоления задержек психического развития детей», разработанный для специальностей «логопедия» и «олигофренопедагогика», позволяет использовать искусство в коррекционной работе.

Курс «Физическое совершенство и красота человека в искусстве и в спорте» ориентирован на подготовку учителя физической культуры, спортивного тренера, спортсмена, для которых сила духа, выносливость могут находиться в единстве с пониманием значимости физического совершенства, грациозности, гармонии и путей овладения ими.

Подобные курсы, охватывающие основные темы искусства и его взаимосвязь с основами разных наук и сфер деятельности будущего педагога, разработаны для студентов, обучающихся по основным специальностям вуза.

Методология процесса развития эстетической культуры в разработанных курсах определяется механизмом реализации технологии становления всех составляющих эстетической культуры личности студента как продуктивное интерактивное педагогическое взаимодействие.

Используемые в русле системы методы обучения искусству нацеливают студентов на активное освоение искусства как многоаспектного явления с позиций общефилософских, эстетических, культурологических и социокультурных подходов.

Наиболее оптимальными методами являются активно приобщающие к глубинному чувствованию искусства и осознанию - существенным истокам субъектной позиции студентов.

Метод искусствоведческого анализа, освещающий рассматриваемые произведения с художественно-эстетических позиций: с позиций стилевых характеристик, соответствующих направлениям и стилям эпох, с позиций личностных интересов и пристрастий художника, с позиций композиционного решения, колористических особенностей - того, что принято называть «художественным языком», с позиций выбранного художественного материала и специфики технических приемов.

Метод композиционного анализа, позволяющий ощутить суть многих художественных композиционных приемов, авторских

подходов и интерпретаций выбранных тем произведений.

В рассмотрении произведений искусства с позиций композиционного анализа важная роль отводится, с одной стороны, пониманию, как композиционные средства воздействуют на эмоциональный мир, с другой стороны, какие чувства, эмоции они развивают, какое создают настроение, какая реакция рассматривающего человека на соответствующее композиционное построение может считаться адекватной.

Метод организации сопереживания -автору, персонажам произведений, художественной идее эпохи создания. Данный метод наглядно включает эмоционально-чувственную сферу студентов, способствует развитию воображения, эстетических чувств, эстетических понятий. Его действенность проявляется в том, что, выражая свои чувства, студенты открывают тот самый наиболее загадочный «личностный смысл» (А.Н. Леонтьев) искусства.

Передача эстетической информации в форме художественного образа адресуется к глубинным, тонким структурам психики воспринимающего человека. Переживания художника создаваемых им образов, посыл этих переживаний зрителю и ожидание ответных реакций сопереживания, сочувствия или непонимания - все это, отраженное в самой сути искусства, может становиться механизмом обучения и развития субъектной позиции.

Метод семиотического анализа позволяет рассматривать произведения искусства с позиций знаковых характеристик изображения, композиционных приемов, выбора колорита. В семиотическом плане язык искусства представляет систему, в которой доминирует экспрессивное значение.

Он содержит такие художественные приемы, как: метафоры, сравнения, олицетворения, аллегории, глубоко воздействующие на все сферы человеческой личности, передающие в образном решении искусства чувства и мысли.

Его действенность можно убедительно рассмотреть на примере триптиха П.Д. Корина «Александр Невский», центральным звеном которого является изображение князя в кольчуге, за спиной его развивается плащ алого цвета. Почему художник выбрал имен-

но такой оттенок красного? Это знак принадлежности князя к святости русского воинства? На всех иконах Георгий Победоносец имеет плащ такого же цвета. Это цвет кровопролитной борьбы и цвет победы? Выбранный художником цвет заставляет задуматься: что хотел подчеркнуть автор, или все эти характеристики вместе уложились в алом цвете плаща князя.

Мудрость художника обращается к зрителям иногда едва заметными визуально, но глубоко значимыми знаками. Изучая искусство необходимо держать отрытым внутреннее видение, интуицию, которая находит кратчайший путь связи с мыслями и чувствами мастера. Л.С. Выготский [7] отмечал, что именно знак, символ являются ведущими развивающими импульсами. Обучение пониманию знаков дает убедительные результаты в освоении эстетических понятий, сформированности художественного вкуса, развитии воображения и эстетических чувств.

Методы изучения цветового воздействия основываются на цветовой теории И. Ит-тена, представившего цвет как «гениально сконструированное внутри себя природное явление со своей внутренней энергетикой» [8]. Положения цветовой теории объясняют закономерности действия цвета, которые трудно понять вне материала искусства. Владение художниками закономерностями цветов, умениями гармоничного их применения, интуицией в выборе цветов во взаимодействии являются условиями создания наиболее выразительных полотен.

Рассмотрение законов действия цвета на материале искусства на лекциях и семинарах позволяет почувствовать притягательную силу его эстетической выразительности, развивающую эстетические чувства человека. И. Иттен в этом плане подчеркивает «... форма и ее цвет - это носители трансцендентальной сущности, только еще смутно нами прозреваемой» [8, с. 10].

Разработанная система развития эстетической культуры ориентирована на активную деятельность студентов, в которой искусство выступает средством и мотивом развития, охватывает следующие уровни.

Личностный уровень развития, задачами которого являются:

- духовное совершенствование личности;

- развитие всех составляющих эстетической культуры: эстетического вкуса личности студента, его эстетических чувств, суждений, взглядов, творческих способностей, эстетических знаний;

- развитие личностной направленности и творческой инициативы освоения культуры и искусства, личностно значимого в них и формирование субъектной культурной и художественно-эстетической позиции;

- освоение специфических закономерностей искусства и связанных с ним форм художественной деятельности, в которых может реализоваться творческий потенциал личности.

Уровень культурологического развития, задачами которого являются:

- развитие эстетической культуры студентов в овладении опытом мировой художественной культуры, ее полифункциональностью, гуманистическим характером;

- в овладении культурно-художественным наследием и современными художественно-динамическими особенностями мирового развития художественной культуры;

- в освоении культуры как совокупности знаковых систем;

- в действенности культуры как эффективном инструменте реализации всех творческих потенциалов человека;

- в способе расширения экзистенциальной перспективы человечества.

Уровен ь профессионально-предметного развития, задачи которого сформулированы исходя из понимания «человекотворческого характера» педагогической профессии и представляют собой:

- развитие эстетической культуры студентов с позиций ее вклада в формирование гуманистических ценностных ориентаций подрастающего поколения и общества в целом;

- формирование будущего специалиста как творческой личности, владеющей искусством как средством обучения и развития учащихся;

- владение профессиональной культурно-художественной компетенцией;

- осознание и умение использовать в практической деятельности культуротворческую природу воспитания подрастающего поколения;

- владение искусством как широким культурно-художественным полем, заложен-

ными в нем видами деятельности как мощным развивающим средством личностей учащихся;

- владение разнообразием видов художественно-педагогической деятельности.

Представленная на рис. 1 модель формирования субъектной позиции позволяет увидеть реальное проявление рассматриваемого процесса в русле системы развития эстетической культуры студента средствами искусства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Способность искусства заражать, притягивать своей силой, обращаться к внутреннему миру делает процесс его освоения процессом активного саморазвития, самопост-роения студента, в котором реализуются задачи всех приведенных уровней развития его эстетической культуры.

Профессиональное обучение и развитие студентов осуществляется в рамках социального и культурного контекста, что становится одним из значимых факторов, предопределяющих действенность системы развития их эстетической культуры средствами искусства. Понимание, что субъектная позиция получает развитие в среде с ее определенными ценностно-смысловыми установками и эстетическими нормами, стало доминирующим в развитии эстетической субъектности будущего педагога.

Студент рефлексирует окружающую его культуру и создает свою индивидуальную картину, осознанно и неосознанно формирует свою эстетическую программу, свое субъектное понимание, чувствование, проживание этой культуры.

Поэтому одной из первоочередных задач стало насыщение эстетическим содержанием среды вуза эстетическими видами деятельности: экскурсиями, встречами с мастерами искусства, художественными и музыкальными гостиными, участием студентов в «мастер-классах» художников-графиков и прикладников; эстетическими исследовательскими видами деятельности: исследованиями мира народных художественных промыслов; эстетической деятельностью во взаимосвязи с социокультурными учреждениями, пространством города, где находятся памятники культурного значения, по отношению к которым действует направление деятельности -освоение культурного наследия.

Система развития эстетической культуры будущего педагога

\ Искусство /

Полифункцио- нальность Эстетические начала Интегрированность Творческость

Мотив

Способ

Творческий подход Направленность

Учебная деятельность Научно- исследовательская деятельность Внеучебная деятельность

\ . . /

Художественно-эстетические курсы по выбору

Личностный уровень

Культурологический

уровень

Эстетическая субъектная позиция (культурная активность, творческая сознательность, эстетический вкус, ценностно-смысловое значение искусства, избирательное отношение к миру культуры и искусства)

Профессиональный

уровень

Эстетическая самоактуализация

Рис. 1. Модель формирования субъектной позиции

Наполненность образовательной среды студента культурно-эстетическими ценностями искусства, мотивами, ориентациями на взаимосвязь и трансформацию классического наследия в современную жизнь создает условия для раскрытия собственного культурнохудожественного потенциала и формирования его субъектной культурной позиции.

Сформированная эстетическая субъектная позиция студента приводит его к эстетической трансцендентности - преодолению себя, своей пассивности в понимании многих вопросов культуры, создает условия выхода за пределы своих привычных возможностей -интенсивного развития.

На завершающей стадии реализации системы развития эстетической культуры сту-

дент на старших курсах обучения в вузе как самосозидательный субъект характеризуется:

- ценностно-смысловыми ориентациями в культуре и искусстве;

- развитым эстетическим вкусом;

- усвоенными эстетическими нормами и идеалами;

- усвоенными эстетическими знаниями;

- развитыми эстетическими чувствами;

- пониманием взаимосвязи чувственного и логического в искусстве;

- развитым художественно-эстетическим восприятием;

- потребностями в общении с художественно-эстетическими ценностями, в переживании духовно-эстетических состояний;

- способностью эстетического суждения - обоснованной эмоционально-смысловой оценкой эстетических явлений жизни, искусства, природы, человеческих отношений;

- владением какими-либо видами художественно-эстетической деятельности, в которых развиваются способности к художественному творчеству;

- обладанием эстетической самореф-

лексией - умением отслеживать способы самовыражения личности во взаимосвязи с изучением искусства, стремлением к поиску самовыражения; умениями использовать собственный художественно-эстетический

опыт в профессиональной деятельности.

Приведенные характеристики субъекта эстетической культуры существуют во внешнем и внутреннем пространстве личности. Искусство как действенное средство их появления и развития более всего обращено к внутреннему проникновению, к духовному миру личности студента, интенсивная скрытая жизнь которого определяет выбор приоритетов, ценностей, постановку целей, включение чувств, оценочных характеристик в жизни и профессиональной деятельности.

1. Абульханова-Славская К.А. Принцип субъекта в концепции С.Л. Рубинштейна // Очерки, воспоминания, материалы. М., 1989. С. 13.

2. Мясищев В.И. Психология отношений. М., 2004.

3. Аксенова Г.И. Формирование субъектной позиции учителя в процессе профессиональной подготовки. Рязань, 1998.

4. Лебедев А.С. Формирование субъектной позиции в творческой деятельности у студентов педколледжа: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2001.

5. Каган М.С. Человеческая деятельность. М., 1974. С. 128.

6. Юм Д. О норме вкуса // Соч.: в 2 т. 1965. Т. 2.

7. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1986.

8. Иттен И. Искусство цвета / пер. с нем. М., 2007. С. 8.

Поступила в редакцию 10.06.2008 г.

Ezhova E.Yu. Teacher’s aesthetic subjective position development in higher education conditions. Teacher’s aesthetic subjective position provides the further cultural development of human society. The ability of fine arts to construct and perform the personal development, the aesthetic qualities: such as aesthetic taste and feelings, ideals and aesthetic perception, acts as the powerful means of subjective position construction. The educator’s aesthetic cultural levels are the following: the personal, the culturological and the professional. So as to develop the educator’s aesthetic subjective position it is organized the aesthetic culture studying system.

Key words: subjective position, cultural, aesthetic, development, taste, feelings.

К ПРОБЛЕМЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА В ОБЛАСТИ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК К ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Н.И. Старцева

В статье определены факторы, способствующие формированию готовности студентов к решению задач профессиональной деятельности, предложена модель организации подготовки специалиста в условиях профессионально адаптированной среды.

Ключевые слова: профессиональная культура специалиста, профессионально-адаптированная среда, общефизический практикум.

Современная наука и производство предъявляют высокие требования к содержанию высшего образования и, в частности, к содержанию естественнонаучного образования. Государственный образовательный стандарт в качестве одной из основных целей высшей школы определяет формирование

готовности студентов к решению задач профессиональной деятельности. Но, как показывает опыт, даже у выпускников с высокой академической успеваемостью эта готовность нарабатывается после нескольких лет практической деятельности. Это означает, что существует разрыв между содержанием

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.