Научная статья на тему 'Психолого - педагогические аспекты ценностных ориентаций современной молодёжи'

Психолого - педагогические аспекты ценностных ориентаций современной молодёжи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
393
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / СОЦИАЛЬНЫЙ ОПЫТ / СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ИДЕАЛЫ / МОЛОДЁЖЬ / VALUE ORIENTATIONS / SOCIAL EXPERIENCE / STRUCTURE / IDENTITY / SOCIAL IDEALS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коценко Вячеслав Николаевич

В статье раскрыты аспекты ценностных ориентаций как важнейших компонентов в структуре личности. Показаны подходы в трактовке ценностных ориентаций в современном общественном знании. Автор делает вывод о том, что ценностные ориентации индивида представляют собой основной канал усвоения духовной культуры общества, превращения культурных ценностей в стимулы и мотивы практического поведения людей. Формирование ценностных ориентаций во многом способствует процессу развития личности в целом. Особенно это актуально в юношеском возрасте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF VALUE ORIENTATIONS OF MODERN YOUTH

The article deals with aspects of value orientations as an essential component in the structure of personality. Showing approaches the interpretation of value orientations in the contemporary public knowledge. The author concludes that the value orientations of the individual constitute the main channel of the assimilation of the spiritual culture of the society, the transformation of cultural values in the incentives and motives of practical behavior. Value orientations formation largely contributes to the process of development of the personality as a whole.

Текст научной работы на тему «Психолого - педагогические аспекты ценностных ориентаций современной молодёжи»

Выводы. Ясно лишь одно, спорт полезен как для физического, так и психологического здоровья человека, он существовал на протяжении всей истории человечества для разных целей, но, должно быть, именно греки как первооткрыватели знали истинное его применение - он должен помогать создавать и поддерживать гармонию души и тела. Когда душа не хочет покидать тело, нам легче дышится и желание жить и познавать чудеса мира становятся всё сильнее с годами. А кому из нас не хочется быть счастливым? Должно быть, к этому выводу и пришло человечество спустя тысячи лет истории физической культуры и спорта.

Литература:

1. Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта. Учебное пособие для студ. высших пед. учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001 г.

2. История физической культуры и спорта [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://lib4all.ru/base/B3139/B3139Part1-3.php

3. Экстремальная деятельность человека [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.extreme-edu.ru/content/1-30-2014g

4. By Murray G. Phillips and Alexander Paul Roper "The History of Physical Education". 2007. S. - 84.

5. Earle F. Zeigler "Sport and Physical Education in the Middle Ages". - 2006. S. - 253.

6. History of sport - Wikipedia [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://en.wikipedia.org/wiki/History_of_sport

7. History and development of physical education and sport [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://jamaica-gleaner.com/article/sports/20150929/history-and-development-physical-education-and-sport

Педагогика

УДК 378

аспирант Коценко Вячеслав Николаевич

ФГБОУ ВО «Гжельский государственный университет» (пос. Электроизолятор)

ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СОВРЕМЕННОЙ

МОЛОДЁЖИ

Аннотация. В статье раскрыты аспекты ценностных ориентаций как важнейших компонентов в структуре личности. Показаны подходы в трактовке ценностных ориентаций в современном общественном знании. Автор делает вывод о том, что ценностные ориентации индивида представляют собой основной канал усвоения духовной культуры общества, превращения культурных ценностей в стимулы и мотивы практического поведения людей. Формирование ценностных ориентаций во многом способствует процессу развития личности в целом. Особенно это актуально в юношеском возрасте.

Ключевые слова: ценностные ориентации, социальный опыт, структура личности, общественные идеалы, молодёжь.

Annotation. The article deals with aspects of value orientations as an essential component in the structure of personality. Showing approaches the interpretation of value orientations in the contemporary public knowledge. The author concludes that the value orientations of the individual constitute the main channel of the assimilation of the spiritual culture of the society, the transformation of cultural values in the incentives and motives of practical behavior. Value orientations formation largely contributes to the process of development of the personality as a whole.

Keywords: value orientations, social experience, structure, identity, social ideals.

Введение. Ценностные ориентации являются важнейшей составляющей структуры личности. Они представляют собой наиболее гибкую, предполагающую свободный выбор, а, следовательно, всесторонний учет индивидуальных интересов и потребностей человека, связь между личностью и обществом, его институтами, культурой, ценностями. Понятие «ценностные ориентации» широко используется в современных общественных науках: философии, социологии, психологии.

В философском энциклопедическом словаре представлено следующее описание обозначенного понятия:

«Ценностные ориентации - важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отграничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого несущественного» [5, с. 91-93].

В отличие от глобального философского подхода к проблеме ценностных ориентаций психология определяет это понятие следующим образом. В общей психологии: «Ценностные ориентации - это разделяемые и внутренне принятые личностью материальные и духовные ценности, предрасположенность к восприятию условий жизни и деятельности в их субъективной значимости» [2].

В педагогической психологии: «Ценностные ориентации - детерминированные устремления, желания, потребности человека, выступающие для него в качестве важнейших личных ценностей и целей жизнедеятельности» [4].

В социальной психологии понятие "Ценностных ориентаций" определяется с двух позиций, как: 1) "идеологические, политические, моральные, эстетические и другие основания оценок субъектом действительности и ориентации в ней; 2) способ дифференциации объектов по их значимости. Ценностные ориентации формируются при усвоении социального опыта и обнаруживаются в целях, идеалах, убеждениях, интересах и др. проявлениях личности".

Изложение основного материала статьи. Анализ приведенных определений позволяет выделить следующие основные характеристики ценностных ориентаций:

1. связаны с жизнедеятельностью человека

2. отражают потребности, желания и устремления личности

3. характеризуют направленность личности

4. отражают систему межличностных отношений

5. являются элементами структуры личности

6. закреплены жизненным опытом индивида и совокупностью переживаний

7. являются главной осью сознания, обеспечивающей устойчивость личности.

Новая, более адекватная парадигма, для которой вполне подходящим представляется понятие «культурно - историческая психология» предполагает, что человек не только изначально находится в социокультурном окружении, но и строит себя из него как из строительного материала. Культура и общество не просто внешние условия, но и материал индивидуального развития, которое заключается в их присвоении, превращении в собственное достояние в элементы личности. Только при такой трактовке понятия ценностных ориентаций может найти свое место в психологии и более того, оказаться незаменимым для понимания ключевых механизмов социализации личности.

Представителем данной парадигмы является Д.А. Леонтьев. Он предлагал соотнести понятие ценностных ориентаций с тремя различными группами явлений и сформулировал представление о трех формах существования ценностей:

-общественные идеалы - выработанные общественным сознанием и присутствующие в нем обобщенные представления о совершенстве в различных сферах общественной жизни;

-предметное воплощение этих идеалов в деяниях или произведениях конкретных людей;

-мотивационные структуры личности, побуждающие ее к предметному воплощению в своем поведении и деятельности общественных ценностных идеалов.

Эти три формы переходят одна в другую. Эти переходы можно представить следующим образом: общественные идеалы усваиваются личностью и начинают побуждать ее активность, в процессе которой происходит предметное воплощение этих моделей: предметно воплощенные ценности в свою очередь становятся основой для формирования общественных идеалов по бесконечной спирали [3, с. 17].

Ценности личности, так же как и ценности группы, скорее являются конкретизацией ценностей общества, причем вид этой конкретизации зависит как от позиции личности в социальной системе, так и от уровня ее развития. Таким образом, личностные ценности являются генетически производными от ценностей социальных групп и общностей разного масштаба. Селекция, присвоение и ассимиляция индивидом социальных ценностей опосредуется его социальной идентичностью и ценностями референтных для него малых контактных групп, которые могут быть как катализатором, так и барьером усвоения ценностей. Личностные ценности выступают как внутренние носители регуляции, укорененные в структуре личности.

Другой подход к пониманию ценностных ориентаций представляет В.А. Ядов. Он говорит о ценностных ориентациях как об элементе структуры личности. Включение ценностных ориентаций в структуру личности позволяет уловить общие социальные детерминанты мотивации поведения, истоки которой следует искать в социально экономической природе общества, его морали, культуре, в особенностях социально - группового сознания той среды, в которой формировалась социальная индивидуальность и где протекает повседневная деятельность человека [6, с. 234].

В последнее время все больший интерес привлекает к себе теория ценностных ориентаций личности как многомерной нелинейной системы[1,с.39]. Автор данной теории говорит о том, что система ценностных ориентаций обладает сложной иерархической структурой, элементы которой прослеживаются в конкретных видах общественных отношений.

Как отмечают учёные, ценности - это значимые для личности объекты и явления окружающей действительности, определяющие ее направленность и мотивацию деятельности. Чрезвычайно важным свойством системы личностных ценностей является многомерность, заключающаяся в том, что критерий их иерархии - значимость для личности - отражает различные содержательные аспекты, обусловленные влиянием тех или иных форм социальных отношений. В ходе исследования С.С. Бубновой [1] были выделены несколько типов личности, различающихся структурой ценностей - идеалов. Опишем некоторые из них.

1. Тип неформального лидера, для которого значимыми ценностями являются уважение и признание людей, любовь и высокое материальное благосостояние. Отвергаемыми ценностями являются высокий социальный статус и социальная активность. Это достаточно многочисленная группа испытуемых, в основном мужского пола.

2. Вторая по численности группа в основном женская. Этот тип личности был назван авторами гуманистическим, поскольку кластер значимых ценностей составляют гуманизм, помощь другим людям, любовь, общение, здоровье. Для этого типа личности характерно отвержение высокого социального статуса и социальной активности. В число индифферентных ценностей входят познание и высокое материальное благосостояние. В целом, таким людям свойственна альтруистическая направленность, связанная с ближайшим социальным окружением: семьей и близкими людьми. Основные ценности - создание атмосферы любви и взаимопомощи в этой сфере. Такие ценности обычно характерны для женщин, мужчины же выделяют их как значимые в том случае, если отвергают ценности социального характера: завоевание уважения и признания людей и высокого статуса в обществе.

3. Тип личности с доминированием материальных ценностей. В нем выделяют два подтипа:

• с преобладанием ценностей общественного признания и уважения людей, высокого социального статуса и материального благосостояния - тип руководителя;

• с доминированием материальных ценностей, наслаждения прекрасным и удовольствия -гедонистический тип.

4. Тип формального лидера. В число значимых ценностей входит завоевание высокого социального статуса. Интересно, что при этом ценность завоевания уважения людей не является значимой. Отвергается эстетическая ценность.

5. Познавательный тип. Для этих лиц ценность, занимающая первое в кластере значимых, - познание. Обычно она объединяется в этом кластере с завоеванием уважения людей или высоким социальным и материальным благосостоянием. В данном случае познание воспринимается не как самоцель, а как средство влияния на других людей и завоевания определенного социального положения.

6. Эстетический тип. В кластер значимых ценностей входят ценности поиска и наслаждения прекрасных и любовь. Основное отличие от «гуманистов» заключается в том, что характерная для последних альтруистическая направленность, помощь людям для эстетического типа либо не значима, либо отвергается.

В отечественной психологии ценностные ориентации рассматривались в основном внутри личностных образований - личностных смыслов. Ценности, как и другие личностные образования (направленность, установки, убеждения) рассматриваются как результат отражения в сознании человека общественных

отношений и социально- экономических условий жизни. Ценности взаимосвязаны, находятся в динамическом равновесии и соотносятся друг с другом по признаку личностной значимости. В качестве базового отношения, определяющего индивидуальную структуру ценностных ориентаций, выступает их относительная значимость для личности.

Особое значение четко выстроенная система ценностей личности приобретает в юности. По утверждению Е.И. Головаха, "планируя будущее, намечая конкретные события - планы и цели, человек исходит, прежде всего, из определенной иерархии ценностей, представленной в его сознании" [7, с. 258]. Несформированность представлений человека о будущем - результат несогласованности ценностных ориентаций, когда человек не может осуществить выбор наиболее значимых сфер жизнедеятельности [7]. Когда равные по значимости ценности конкурируют в сознании человека, возникает ситуация неопределенности жизненного выбора, человеку трудно определить первоочередные направления деятельности. Е.И. Головаха указывает на близость жизненных целей и планов, ориентаций и перспектив, то есть совокупности представлений человека об основных линиях его жизненного пути.

Представления о сравнительно отдаленном будущем в профессиональной, семейной и других сферах жизнедеятельности сформированы у человека уже к 14-15 годам. Юноши и девушки проявляют реалистичность в жизненных притязаниях, связанных с будущей профессиональной деятельностью и семьей. Однако в сфере образования, социального продвижения и материального потребления их притязания менее реалистичны. Более высокий уровень притязаний в этих сферах не всегда подкрепляется соответствующими профессиональными устремлениями.

Профессиональное самоопределение, - "событие, в корне меняющее дальнейшее течение жизни и влияющее отнюдь не только на ее профессиональную составляющую. Оно существенно влияет и на брачно-семейные перспективы, и на материальное благосостояние, и на психологическую гармонию, самооценку и взаимоотношения с самим собой, и на местожительство, поездки и переезды, и на многое другое - трудно назвать хоть один аспект образа жизни, на который не влиял бы, причем самым существенным образом, выбор профессии, сделанный после окончания школы" [9, с. 59]. Чтобы сделать оптимальный выбор в ситуации профессионального самоопределения, необходимо обладать навыками построения воображаемой картины взаимосвязи жизненных событий и экстраполяции этой картины в будущее. Имеющиеся данные позволяют усомниться в том, что познавательная сфера у всех выпускников школы готова к таким сложным действиям [9]. "Старшеклассник часто не знает, чего он хочет, кем бы он хотел быть. Знание об огромном множестве профессий не делает их автоматически альтернативами для профессионального самоопределения; реальными альтернативами они, становятся лишь тогда, когда приобретают для выпускника определенный смысл, т.е. вписываются им в контекст его жизненного мира" [9, с. 60].

Студенчество определяется как особая социальная группа, характеризующаяся специально организованными, пространственно и временно структурированными бытием, условиями труда, быта и досуга, социальным поведением и психологией, системой ценностных ориентаций. По Э. Эриксону, пребывание в ВУЗе является "законодательно закрепленной отсрочкой" в принятии человеком роли взрослого, которую он в контексте формирования ценностной системы называет "психосоциальным мораторием" [10, с. 230]. Однако, по мнению большинства авторов, именно период обучения считается для человека наиболее важным в плане происходящего в это время профессионального и личностного самоопределения, становления его как личности.

Возможно, именно вузовская среда (или среда в условиях средне- профессионального учебного учреждения) создает необходимые условия для личностного роста и формирования высшего, автономного уровня системы ценностей. Содержание ценностей в большой степени зависит от культурного контекста и исторического периода, в котором живёт подрастающее поколение.

Общество предъявляет молодым специалистам все новые требования, призывая к возрождению и развитию национальной культуры, национального образования, целью которого является формирование достойного представителя культуры своей страны. Воспитание профессионала это не только вооружение его системой специализированных знаний, технологий, но и приобщение к ценностям, идеалам отечественной культуры. Значимую роль при выстраивании системы ценностей играет преподаватель, который обязан быть носителем и транслятором подлинно гуманистических, конструктивных ценностей и образцом ценностно-самоопределившейся личности. Основное содержание идеальной модели ценностных ориентаций современных студентов вузов должно включать в себя:

- сохранение жизни и здоровья как высших жизненных ценностей;

- первостепенность духовно-нравственных опор, таких как счастье, любовь, хорошая семья, будущее детей, дружба, что особенно важно в условиях нестабильности и жизненной среды;

- образованность, хорошую работу и хорошее материальное положение;

- конкурентоспособность, стремление к профессиональной самореализации, строящихся на уверенности в себе, предприимчивости, самостоятельности, упорстве, ответственности, самосовершенствовании (в условиях появления новых возможностей, ужесточения конкуренции и требований к профессионализму);

- креативность, развитие своих способностей и индивидуальности, сохранение духовной независимости и самоуважения (поскольку в настоящее время востребованы способности принимать нестандартные решения, создавать оригинальные проекты, критично мыслить, отстаивать свою позицию и т.д.);

- активные социальные контакты и социальная компетентность, то есть установление благоприятных отношений в различных сферах социального взаимодействия, расширение межличностных связей, реализация своей социальной роли (в настоящее время востребовано умение работать в команде, видеть возможные перспективы карьерного роста).

Следовательно, разрешение социально-экономических и образовательно-воспитательных проблем общества предполагает совершенствование аксиологической подготовки будущих специалистов, от которой будут зависеть духовное здоровье нации, уровень аксиологической просвещенности юных граждан, успешность их адаптации к новым социально-экономическим условиям и конкурентоспособность на рынке труда.

Выводы. Таким образом, ценностные ориентации индивида представляют собой основной канал усвоения духовной культуры общества, превращения культурных ценностей в стимулы и мотивы

практического поведения людей. Формирование ценностных ориентаций во многом способствует процессу развития личности в целом. Ценностные ориентации представляют собой наиболее гибкую, предполагающую свободный выбор, а, следовательно, и всесторонний учет индивидуальных интересов и потребностей, форму включения общественных ценностей в механизм деятельности и поведения личности.

Литература:

1. Бубнова С.С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система // Психологический журнал. - 1999. - №5. - С. 38-44.

2. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологический словарь - справочник. Мн.: Харвест. - М.: АСТ, 2001. - 576 с.

3. Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии. - 1996. - №4. - С. 15-26.

4. Психолого - педагогический словарь. - Ростов - на - Дону:«Феникс», 1998. - 544 с.

5. Радьков В., Тугаринов В.П. Личность и общество. - М.: Мысль, 1965. - С. 91-93.

6. Человек и его работа / под ред. А.Г. Здравомыслова и др. - М.: Мысль, 1967. - 392 с.

7. Психология личности в трудах отечественных психологов. - СПб: Питер, 2000. - 480 с.

8. Алексеева, В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психологический журн. - 1984. - Т.5. - № 5. - с. 63-70.

9. Абайханов А.Р., Абайханов Р.С., Абдурахманова П.Д., Агарагимова В.К., Айтмагамбетова Р.Х., Асильдерова М.М., Ахметова Б.З., Бесаева А.Г., Бородина Д.С., Выхристюк М.С., Гаджиева П.Д., Джиоева А.Р., Дмитриев М.М., Дубинина Н.В., Дуйсекеева Н.Ж., Ерина И.А., Идрисова П.Г., Исаева Ж.К., Исалгинбаева К.К., Калиев Б.Н., Калкеева К.Р., Карабулатова И.С., Касторнова В.А., Клушина Е.А., Клушина Н.П., и др. // Актуальные проблемы гуманитарных наук: история и современность: коллективная монография - М., 2018

10. Абдурахманова П.Д., Агарагимова В.К., Амамбаева Н. С., Асильдерова М.М., Бен А.М., Гаджиева П.Д., Гадзаова Л.П., Дзидзоева С.М., Ерина И.А., Зембатова Л.Т., Идрисова П.Г., Касторнова В.А., Киргуева Ф.Х., Клушина Е.А., Клушина Н.П. и др. // Личность в современной реальности: педагогические, психологические, лингвистические, правовые аспекты: коллективная монография - М., 2018

Педагогика

УДК: 378.1

кандидат педагогических наук Кравец Ирина Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ БАКАЛАВРОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ»

Аннотация. В статье подчеркивается необходимость рассмотрения вопросов организации самостоятельной работы бакалавров; представлены задания самостоятельной работы в различных формах организации обучения, способствующие усвоению дисциплины «Методика профессионального обучения».

Ключевые слова: самостоятельная работа, виды заданий самостоятельной работы, инструкционная карта.

Annotation. The article emphasizes the need to consider the issues of organizing the independent work of bachelors; presents the tasks of independent work in various forms of organization of training, contributing to the assimilation of the discipline "Methods of vocational training".

Keywords: independent work, types of tasks for independent work, instruction card.

Введение. Реализация компетентностной модели подготовки бакалавров профессионального обучения обусловила необходимость пересмотра организации учебного процесса в вузе. Сегодня увеличение часов самостоятельной работы в учебных планах подчеркивает ее особое значение для усвоения программы дисциплины и требует правильного подхода к ее организации.

Формулировка цели статьи. Целью данной статьи является организация самостоятельной работы бакалавров по дисциплине «Методика профессионального обучения».

Изложение основного материала статьи. В педагогической литературе понятие «самостоятельная работа» не получило однозначного толкования и чаще всего рассматривается как способ организации учебного процесса, метод, средство обучения и как вид учебной и познавательной деятельности.

Мы разделяем мнение профессора Л.С. Гребнева, определяющего самостоятельную работу как совокупность всей самостоятельной учебной деятельности студентов, которая осуществляется под мотивационным управлением преподавателя, рассматривается как основное средство целенаправленного, систематического и познавательного обучения студентов, как средство развития профессиональной компетентности, индивидуальных качеств и способностей [2, с. 42].

Особенности изучаемой дисциплины, ее структура и характер, объем часов на изучение, виды заданий для самостоятельной работы, индивидуальные качества студентов и условия учебной деятельности определяют методику организации самостоятельной работы студентов.

Процесс организации самостоятельной работы студентов включает в себя следующие этапы: 1) подготовительный (определение целей, составление программы, подготовка методического обеспечения и оборудования); 2) основной (реализация программы, использование приемов поиска информации, усвоения, переработки, применения, передачи знаний, фиксирование результатов, самоорганизация работы); 3) заключительный (оценка значимости и анализ результатов, их систематизация, оценка эффективности программы и приемов работы, выводы о направлениях оптимизации труда) [4, с. 198].

Анализ научной литературы, изучение современных тенденций в профессионально-педагогической подготовке бакалавров профессионального обучения, а также личный опыт педагогической деятельности показали существование недостаточной разработанности учебно-методического обеспечения процесса самостоятельной работы бакалавров и подчеркнули необходимость рассмотрения вопросов организации самостоятельной работы бакалавров по дисциплине «Методика профессионального обучения».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.