Научная статья на тему 'Психолого-педагогические аспекты развития художественного восприятия в процессе создания произведения изобразительного искусства'

Психолого-педагогические аспекты развития художественного восприятия в процессе создания произведения изобразительного искусства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
380
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ / ПРОЦЕСС ВОСПРИЯТИЯ / УСЛОВИЯ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ / ARTISTIC PERCEPTION / PROCESS OF PERCEPTION / CONDITIONS AND EXERCISES FOR THE DEVELOPMENT OF ARTISTIC PERCEPTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Павленкович Ольга Борисовна, Бутина Анастасия Павловна

В статье представлены результаты исследования проблемы развития художественного восприятия, на основе анализа психологических теорий восприятия определены ключевые условия и разработан комплекс упражнений, способствующих развитию художественного восприятия у студентов художественных специальностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF THE DEVELOPMENT OF THE ARTISTIC PERCEPTION IN THE PROCESS OF CREATING THE PRODUCTION OF FINE ARTS

The article presents the results of research on the problem of the development of artistic perception. Based on the analysis of psychological theories of perception, key conditions are defined and a set of exercises designed to promote the artistic perception of students in art specialties is developed.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические аспекты развития художественного восприятия в процессе создания произведения изобразительного искусства»

УДК 37.013

кандидат педагогических наук, доцент Павленкович Ольга Борисовна

Педагогический институт Федерального государственного образовательного учреждения высшего образования «Тихоокеанский государственный университет» (г. Хабаровск); аспирант кафедры изобразительного искусства Бутина Анастасия Павловна

Педагогический институт Федерального государственного образовательного учреждения высшего образования «Тихоокеанский государственный университет» (г. Хабаровск)

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ В ПРОЦЕССЕ СОЗДАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Аннотация. В статье представлены результаты исследования проблемы развития художественного восприятия, на основе анализа психологических теорий восприятия определены ключевые условия и разработан комплекс упражнений, способствующих развитию художественного восприятия у студентов художественных специальностей.

Ключевые слова: художественное восприятие; процесс восприятия; условия и упражнения для развития художественного восприятия.

Annоtation. The article presents the results of research on the problem of the development of artistic perception. Based on the analysis of psychological theories of perception, key conditions are defined and a set of exercises designed to promote the artistic perception of students in art specialties is developed.

Keywords: artistic perception; process of perception; conditions and exercises for the development of artistic perception.

Введение. Произведение изобразительного искусства - наглядное проявление знаний, умений, эмоционально-волевых усилий художника, воплощенное средствами искусства. Художественное восприятие - одно из профессиональных качеств личности художника, способность к созданию законченного с эстетической и художественной точки зрения целостного, идейно-содержательного произведения, востребованное в течение всего творческого процесса.

Изложение основного материала статьи. Развитие особенности человека входить в мир художественной культуры, порождать на основе личного мировосприятия новые культурные миры - одна из основных задач художественной педагогики. Психолого-педагогические теории рассматривают художественное восприятие как способность к эмоционально-чувственному восприятию произведений искусства, как развивать данное качество у студентов в процессе создания художественного произведения не нашло должного внимания, что обуславливает актуальность данного исследования.

Цель исследования - изучить теоретические аспекты феномена «художественное восприятие», выявить ключевые условия и разработать комплекс заданий-упражнений способствующих решению проблемы развития художественного восприятия в творческой деятельности студентов художественных специальностей.

Теория «вчувствования» Т. Липпса [9] - первая научная теория, посвященная художественному восприятию как феномену, обеспечивающему прямую связь между эмоциональной реакцией от воспринятого и умением человека преобразовывать импульсы, посылаемые объектом восприятия в собственные переживания. Л.С. Выготский отмечал, одинаковые по силе эмоции человек способен переживать как от действительного и так воображаемого события/объекта [4]. В эстетике, культурологи под художественным восприятием понимают интеграцию возможностей восприятия, способную вызвать эмоции от непосредственного «общения» художника с натурой или произведением. Основополагающую роль духовного потенциала (эмоциональной чувствительности) субъекта, его индивидуального воображения и фантазии в формировании «художественно ценного» разделял в своих исследованиях Кант [7].

Художественное восприятие основывается на психофизиологических и психоэмоциональных закономерностях восприятия человека, а также профессиональном восприятии художника, признаками которого являются:

• ассоциативность и эмоциональность;

• аконстантность;

• осознанность восприятия (как многоуровневого диалога в процессе эксперимента с формой), осознанность собственных переживаний (как основного содержания произведения), осознанность форм и ритмической структуры (как источника переживаний);

• установку на воплощение образов восприятия в материале искусства.

Восприятие - «субъективное пространство» мозговой деятельности человека [10]. Информация, полученная в процессе восприятия, поступает в отделы головного мозга, где анализируется и преобразовывается в образ сознания - субъективный (перцептивный) образ окружающего мира. В рисовании с натуры в ряде форм отражения реальности доминируют зрительное восприятие. Но «человек видит не глазами, а мозгом» примером тому служат сновидения - образы сознания, формируемые без участия глаза [10]. Насыщенность мышления художника зрительными образами определяет его наглядно-образный характер. На основе зрительных образов и образов памяти в сознании возникают ассоциации по смежности и контрасту, оперирование которыми на уровне представлений позволяет художнику комбинировать, сочинять и творить. И чем разнообразнее и богаче эти ассоциации, тем выразительнее и интереснее возникают на их основе художественные образы.

По форме восприятие классифицируют на: психическое (преднамеренное, непреднамеренное); существованию материи (во времени, в пространстве, в движении); ведущему анализатору (зрительное, осязательное и др.); организации (организованное, неорганизованное). Преднамеренное восприятие обусловлено целеполаганием и осмысленным выбором объекта восприятия, оно активизируется и осуществляется посредством психологических факторов - волевых усилий и мотивации. Осмысленность восприятия - одна из высших форм предметного восприятия, направленная на достижение осмысленного перцептивного образа. Эстетик и психолог искусства Р. Арнхейм отмечал, что преднамеренное восприятие художника не механический, а сознательный акт и активный творческий процесс изучения объекта для

выработки целостного визуального образа [21. Р. Арнхейм, также А.Н. Леонтьев, отмечали наличие точек соприкосновения общих механизмов интеллектуального познания и художественного восприятия. «У художника, который анализирует, сопоставляет, сравнивает, всегда имеется возможность найти эту основную задачу, выразить ее суть, именно выразить, а не отразить» [6]. В.С. Кузин синтез чувственного и логического познаний «без преимущественного преобладания одного над другим» рассматривал как обязательное условие создания выразительного художественного произведения искусства [8].

Восприятие целостно, т.к. отражает не только качества раздражителей, но и отношения между ними. Художественное восприятие мира начинается с осознанного наблюдения, избирательного соотнесения главного и второстепенного в объекте наблюдения, основанного на восприятии и знании о предмете [1; 8; 5]. Чем совершеннее художественное восприятие автора, тем глубже и полнее передает он идейное содержание в художественном произведении. Выбрав мотив, в целях создания художественного образа, художник комбинирует его содержание, на основе открывшегося ему в природе, а также отобранного и представляемого им самим [2; 3]. Художественный образ - чувственное выражение идеи, результат обобщения идейного содержания для восхождения от единичного к типичному. В произведении искусства художественный образ выражается в гармонии изобразительного, выразительного и содержательного компонентов.

Исходя из того, что произведение изобразительного искусства требует гармонии темы, формы, содержания, активизация художественного восприятия сводится к установке: «мысль/тема -настроение/личное отношение - идея/замысел». «Восприятие в известной мере обусловлено изображением художественно воспринятого, оно подчинено условиям изображения и преобразовано в соответствии с ними» [11, с. 267]. Тематическая определенность с начала работы, личное отношение и ассоциации художника обусловливают выбор материала, все изменения и отступления от натуры для выражения художественного замысла произведения.

На основе анализа теорий общего и художественного восприятия авторами данного исследования разработан комплекс упражнений, способствующих развитию художественного восприятия у студентов художественных специальностей:

• художественный анализ структуры и методов выполнения произведений мастеров различных жанров;

• целенаправленное наблюдение эстетических характеристик предмета изображения;

• выбор художественных материалов и средств, определение задач и методов исполнения произведения;

• выполнение краткосрочных набросков, этюдов, сюжетных зарисовок с натуры на заданную тему при использовании разных форматов и размеров изобразительной плоскости;

• выполнение этюдов с натуры при различных состояниях погоды и времени суток;

• написание трех-пяти вариантов одного мотива с выбором разных композиционных центров;

• выполнение живописных этюдов на заданную тему.

Данный комплекс упражнений предполагает активную работу механизмов восприятия и представления, интеллектуального контроля над обоснованностью избираемого решения, приучает студента в характерных чертах воспроизводить формы реального мира, подчеркивая их сущность и взаимоотношения.

Выводы. Художественному восприятию, как процессу отбора, сравнения, анализа и обобщения объектов изображения, отводится особая роль в создании выразительного с художественной и эстетической точки зрения произведения изобразительного искусства.

Эффективное развитие художественного восприятия протекает при обязательном соблюдении следующих психолого-педагогических условий: паритетного соотношения чувственного и логического познания в процессе творчества художника; преднамеренного восприятия объектов изображения при сохранении высокого уровня его эмоциональности и осознании особого содержания предмета восприятия.

Художественное восприятие активизируется и развивается в процессе выполнения комплекса специальных тематических упражнений, последовательность построения которых соотносится с последовательностью деятельности художника по созданию произведения изобразительного искусства, а именно начиная с первоначальных художественных накоплений, к рождению художественного замысла и далее к его воплощению в материале искусства.

Литература:

1. Авсиян, О.А. Натура и рисование по представлению. - М., 1985.

2. Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие. - М.: Прогресс, 1974.

3. Волков, Н.Н. Цвет в живописи. - М.: Искусство, 1965.

4. Выготский, Л.С. Психология искусства. - М., 1968.

5. Гинзбург, И. П.П.Чистяков и его педагогическая система. - М.-Л., 1940.

6. Дембинский, С.И. О формировании у студентов ХГФ методико-педагогической направленности. -Л.: ЛГПИ., 1978.

7. Кант, И. Собр. соч.: в 6 т. Т. 5. М., 1965.

8. Кузин, В.С. Психология живописи: Учебное пособие для вузов. - М., 2005.

9. Липпс, Т. Эстетика. Философия в систематическом изложении. - СПб., 1909.

10. Раушенбах, Б.В. Геометрия картины и зрительное восприятие. - С.-П.: Азбука-классика, 2002.

11. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. Т. 1., 1989.

УДК 378.8

кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков Палёхина Светлана Валерьевна

Черноморское высшее военно-морское училище имени П. С. Нахимова (г. Севастополь)

ВЗАИМОСВЯЗЬ КАТЕГОРИИ «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ» С ДРУГИМИ КАТЕГОРИЯМИ, ЗНАЧИМЫМИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ СПЕЦИАЛИСТА

Аннотация. Статья представляет понятие «профессиональная мобильность» с позиций философии, социологии, психологии и педагогики. Раскрывается сущность понятия «профессиональная мобильность», рассматривается взаимосвязь профессиональной мобильности с другими категориями, формирующими современного специалиста.

Ключевые слова: профессиональная мобильность, компетентность, рефлексия, деятельность, работоспособность, децентрированное мышление.

An^tatton. The article presents the notion "professional mobility" considering philosophy, sociology, psychology, pedagogics. The notion "professional mobility" is disclosed hereby. The article focuses on the interrelation between professional mobility and other professional categories relevant to modern specialist.

Keywords: professional mobility, competence, reflexion, activity, working ability, decentralized thinking.

Введение. Впервые понятие профессиональной мобильности как интегративного качества личности было введено Ю.И.Калиновским [6, с. 31]. Известные отечественные психологи Э.Ф.Зеер и Э.Э.Сыманюк при разработке компетентностного подхода к модернизации профессионального образования вводят три образовательных конструкта - компетентности, компетенции и метапрофессиональные качества личности (широкого и узкого радиуса функционирования). При этом профессиональную мобильность данные исследователи относят к социально-профессиональным качествам личности и вводят данное качество личности в группу метапрофессиональных качеств широкого радиуса функционирования (наряду с такими личностными качествами как ответственность, организованность, самостоятельность и др.), что предполагает наличие этого качества у представителей разных профессий [4, с. 25].

Сегодня профессиональную мобильность связывают с готовностью человека принимать самостоятельные нестандартные решения, направленные на повышение уровня своего профессионализма, со способностью быстро осваивать новую образовательную и социальную среду в соответствии с новыми требованиями, используя эффективные методы и средства для достижения цели (Л.В.Горюнова, Э.Ф.Зеер, И.Г.Шпакина).

Анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературы и практических исследований показывает, что в настоящее время понятие «профессиональная мобильность» следует рассматривать как философско-социально-психолого-педагогический феномен, так как оно представляет собой достаточно сложное комплексное явление, не получившее до сих пор всеобъемлющего определения.

В социологических исследованиях проблема мобильности изучалась такими авторами как П.А.Сорокин, Ж.Дедор, О.Дункан. Социологи в качестве ключевого понятия определяют «социальную мобильность» -перемещение индивида между различными уровнями социальной иерархии.

Философское понимание проблемы мобильности, в том числе в контексте профессионального развития, представлено в работах Э.Дюркгейма, М.Вебера, И.Т.Фролова. Названные авторы рассматривают мобильность через призму законов диалектики.

Учёные-психологи категорию «профессиональная мобильность» связывают с изучением мотивации профессиональной деятельности (Н.Р.Хакимова, И.Г.Шпакина); мотивационных, интеллектуальных и волевых процессов (Е.А.Никитина); механизма адаптации (Ю.Ю.Дворецкая); психологических детерминант профессиональной мобильности (М.В.Кормильцева).

На педагогическом уровне раскрывается формирование и развитие профессиональной мобильности будущих специалистов в процессе обучения в вузе (А.И.Архангельский, Л.В.Горюнова, Л.М.Митина); рассматриваются направления подготовки выпускника к профессиональной мобильности (Н.Зверева, С.Шевченко, О.Каткова); раскрываются пути и средства формирования профессиональной мобильности (Г.Минкина, Н.Пугачёва); определяется роль инновационного образования в решении проблем профессиональной мобильности (Б.М.Игошев, Н.В.Сидорова, Е.П.Шарова).

Анализ литературы по данной проблеме позволяет сделать вывод, что профессиональная мобильность является интегративным личностным качеством и выражается во внутреннем личностном потенциале, который может быть охарактеризован определёнными параметрами: открытость новому; готовность к профессиональной рефлексии; мотивация успеха; способность к интерпретации; способность к внутренне свободному выбору в ситуации принятия ответственных решений; включённость в непрерывный процесс образования и самообразования [3, с. 172]; [5, с.73]; [8, с. 9].

Цель статьи - рассмотреть взаимосвязь категории «профессиональная мобильность» с другими категориями, значимыми для становления современного специалиста.

Изложение основного материала статьи. Остановимся на взаимосвязи категорий компетентность и профессиональная мобильность. Если понятие профессиональная мобильность принято в наш научный обиход вместе с развитием социологии, то «компетентность» - слово из области «оценочной» деятельности, утверждавшееся по мере того, как развивалась система повышения квалификации современного специалиста. Если «компетентность» всегда мысленно сопровождалась позитивным отношением, то «профессиональная мобильность» вызывала настороженность. В педагогике это понятие избегали, предполагая, что оно снижает уровень компетентности. Чаще всего использовались понятия, которые были антиподом мобильности. Например, стабильность, то есть привязанность к одной и той же образовательной среде, одному и тому же образовательному учреждению.

Компетентность - категория, которая ассоциируется с профессиональным опытом, знаниями в избранной области и стабильностью. С одной стороны, компетентность отвергает мобильность, если она рассматривается как передвижение, а с другой стороны, если это свойство, способность, качество, то мобильность - необходимый компонент компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.