К числу наиболее древних семейных традиций народов Дагестана относятся обычай уважения к старшим и обычай гостеприимства. Родители в семье и пожилые люди в обществе вели себя исключительно правильно, подавая примеры достойного поведения. Семья объединяет не только супругов, но и их детей, других родственников, которые оказывают воздействие на формирование определённых ценностей и норм у подростков.
Наше исследование показывает, что дагестанский народ в вопросах воспитания детей достаточно консервативен, скорее всего, это объясняется склонностью к патриархальности в семье, потому особенности дагестанских народных воспитательных традиций заключаются в том, что в них отражены собственные представления об идеале женщин и мужчин [4].
Проведенный опрос среди подростков (было охвачено 200 учащихся) школ г Махачкала подтвердило наше представление.
На базе изученного материала нами был разработан и проведен социально-психологический тренинг по формированию позитивного имиджа подростка.
До проведения социально-психологического тренинга по формированию позитивного имиджа были изучены особенности поведения, нравственные качества и воспитанность подростков в контрольной и экспериментальной группе. Предварительно было проведено тестирование и анкетирование.
Ранее в экспериментальной группе нами была сформировано понятие о позитивном имидже, а в контрольной группе это понятие не знакомо.
Библиографический список
По данным тестирования и анкетирования было выявлено, то, что дети из полных семей имеют большую склонность к формированию позитивного имиджа. У детей из неполных семей нет четкого понятия о позитивном имидже.
Для проведения тренинга были выбраны классы, 7 «а» и 7 «б», 7 «в», 7 «г» школы № 37 города Махачкала, и 7 «а» и 7 «б», 7 «в», 7 «г» школы № 1 г. Махачкала.
Контрольная группа - все 7 классы школы № 37 г Махачкала, экспериментальная группа - все 7 классы школы № 1 г Махачкала.
В благополучных семьях дети понимают, что такое позитивный имидж, а в неблагополучных нет понятия о позитивном имидже. После проведенного тренинга в экспериментальной группе состоялась повторная проверка, по результатам которого оказалось, что у большинства подростков при решении наиболее важных вопросов основную роль играл семейный совет, где активное участие принимали все члены семьи. Однако, даже у подростков из неполных и неблагополучных семей появилось понятие о необходимости создания у себя позитивного имиджа. Конечно, современная жизнь благодаря телевидению, интернету вносит свои коррективы в быт дагестанской семьи, поэтому считаем необходимым формировать и воспитывать основные нравственные ценности своего народа, сохранять и передавать от одного поколения другому, у которого до сих пор считается имидж подростка должен быть позитивным и никаким другим. Сегодня соблюдение семейных традиций и обычаев способствует возрождению и сохранению национальной культуры и формированию духовных качеств и нравственного здоровья подростков.
1. Аминтаева С.А., Мирзоев Ш.А. Формирование у студентов имиджа современного руководителя образования. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Махачкала, 2003.
2. Омарова Э.М. Патриотизм как нравственная категория позитивного имиджа подростка. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции. Махачкала, 2015.
3. Магомедов А.М., Дендиева РУ. Традиции кавказских горцев в нравственно-эстетическом воспитании. Махачкала, 2012.
4. Мирзоев Ш.А., Абуталимова А.А. Социально-педагогическая направленность этнокультурных традиций народов Дагестана и их роль в социализации личности. Сибирский педагогический журнал. 2009; 4: 252 - 262.
References
1. Amintaeva S.A., Mirzoev Sh.A. Formirovanie u studentov imidzha sovremennogo rukovoditelya obrazovaniya. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Mahachkala, 2003.
2. Omarova 'E.M. Patriotizm kak nravstvennaya kategoriya pozitivnogo imidzha podrostka. Materialy II Vserossijskojnauchno-prakticheskojkonferencii. Mahachkala, 2015.
3. Magomedov A.M., Dendieva R.U. Tradicii kavkazskih gorcev v nravstvenno-'esteticheskom vospitanii. Mahachkala, 2012.
4. Mirzoev Sh.A., Abutalimova A.A. Social'no-pedagogicheskaya napravlennost' 'etnokul'turnyh tradicij narodov Dagestana i ih rol' v socializacii lichnosti. Sibirskijpedagogicheskij zhurnal. 2009; 4: 252 - 262.
Статья поступила в редакцию 22.10.18
УДК 37.017:75
Orlova M.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Department of Fine Arts, Institute of Arts, Adyghe State University (Maikop, Russia),
E-mail: [email protected]
DEVELOPMENT OF ARTISTIC PERCEPTIONS IN THE PROCESS OF TEACHING ADOLESCENTS. The article substantiates the relevance of a problem of development of artistic perception in the process of teaching adolescents, describes the criteria for the effectiveness of this process. The criteria include: imagery, adequacy, meaningfulness, integrity, emotionality. The author's model of the development of artistic perception of adolescents in the learning process is given. The model is represented by the following components: target, motivational, substantive-procedural, criteria-diagnostic and effective. The results of an empirical study confirming the effectiveness of the proposed model are characterized. The scientific novelty of the obtained results is noted, their theoretical and practical significance is determined.
Key words: artistic perception, model of development of artistic perception, pedagogical conditions.
М.А. Орлова, канд. пед. наук, ст. преп. каф. изобразительного искусства Института искусств Адыгейского государственного университета,
г. Майкоп, E-mail: [email protected]
РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
В статье обоснована актуальность проблемы развития художественного восприятия в процессе обучения подростков, охарактеризованы критерии эффективности данного процесса. В число критериев включены: образность, адекватность, осмысленность, целостность, эмоциональность. Приведена авторская модель развития художественного восприятия подростков в процессе обучения. Модель представлена следующими компонентами: целевой, мотивационный, содержательно-процессуальный, критериально-диагностический и результативный. Охарактеризованы результаты эмпирического исследования, подтверждающие эффективность предложенной модели. Отмечена научная новизна полученных результатов, определены их теоретическая и практическая значимость.
Ключевые слова: художественное восприятие, модель развития художественного восприятия, педагогические условия.
В настоящее время интенсивные обменные процессы между искусством и образованием выступают в качестве одной из важных доминант цивилизованного развития общества, позволяя каждой из этих сфер обогащать свое содержание, углублять и расширять символику своего языка. Одним из факторов, обеспечивающих возможность этого взаимообмена, является художественное восприятие - творческий процесс интерпретации художественного образа, как
процесс диалога и одновременно бытия людей прошлых, настоящих и будущих культур (М.М. Бахтин, Н.Н. Бердяев, В.С. Библер, А.Ф. Лосев и др.).
Феномен «Художественное восприятие» многогранен по своим проявлениям, в связи с чем выступает предметом исследования в различных сферах гуманитарных наук. Концептуальные и теоретические положения о психологической сущности художественного восприятия содержат исследования Р Ар-
нхейма, Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, Т. Липпса. Основной педагогической идеей построения образовательного процесса развития художественного восприятия выступает концепция гуманистического воспитания (Е.В. Бондаревская, М.С. Каган, B.C. Леднев и др.). Наиболее актуальными для реализации концептуальных идей гуманистической педагогики являются положения личностно-ориен-тированного образования (В.В. Сериков, С.В. Панюкова, И.С. Якиманская и др.), деятельностного подхода (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, А.В. Брушлинский и др.), компетентностного подхода (В.И. Байденко, Г.И. Ибрагимова, А.М. Новиков, М.В. Пожарский и др.), которые выступают в качестве теоретической основы для разработки современных технологий художественного развития подростков; а также основные положения концепции эстетического отношения к миру (А.А. Ме-лик-Пашаев и З.Н. Новлянская) и др.
Очевидно, в научном дискурсе представлена достаточная теоретическая база для проектирования инновационного педагогического процесса развития художественного восприятия у обучающихся. Тем не менее, на практике, традиционная образовательная система ориентируется, преимущественно, на решение когнитивных проблем обучения, не уделяя достаточного внимания развитию художественного восприятия подростков. Так, анализ результатов практической деятельности преподавателей дисциплин художественного цикла общеобразовательных школ свидетельствует о том, что подавляющее большинство учителей не придаёт должного внимания проблеме и, как следствие, не создает надлежащих педагогических условий, обеспечивающих эффективность процесса развития художественного восприятия. В частности, в большинстве случаев не отводится время на организацию внеурочной деятельности, на создание предметно-развивающей среды, на обновление дидактико-технологического обеспечения образовательного процесса и т. д. Таким образом, констатируется противоречие между необходимостью целенаправленного и эффективного развития художественного восприятия подростков в художественно-образовательной деятельности учреждений образования и недостаточной разработанностью педагогических условий развития художественного восприятия подростков в образовательном пространстве школ. Поиск способов разрешения данного противоречия составляет проблему исследования, новизна которой определяется выявлением таких педагогических условий, которые являются необходимыми и достаточными для развития уровня художественного восприятия подростков, соответствующего основным тенденциям социокультурного развития общества и адекватого психологическим особенностям учащихся данной возрастной категории.
Ключевая идея нашего исследования, сформулированная по итогам теоретического анализа научной литературы, заключается в том, что потенциалом развития художественного восприятия и психолого-педагогическими предпосылками, благоприятствующими его актуализации, обладает практически каждый ребенок. Поэтому с педагогической точки зрения процесс развития художественного восприятия правомерно рассматривать не как привилегию особо одаренных детей, обучающихся в специальных учебных заведениях, а, в первую очередь, как проблему общего образования.
Изучение существующих на настоящий момент психолого-педагогических исследований, освещающих вопросы сущности художественного восприятия [1, 2, 3], факторов его актуализации и условий развития в различных социокультурных обстоятельствах, у разных категорий обучающихся [3, 4, 5] и т.д., позволило выделить следующую совокупность педагогических условий эффективного развития художественного восприятия произведений изобразительного искусства у подростков: 1). Организация целостной педагогической системы в совокупности её структурных (целевой, содержательный, деятельностный, результативный) и функциональных (гностический, проектировочный, конструктивный, коммуникативный, организаторский) компонентов. 2). Поэтапность развития художественного восприятия, структурно представленная подготовительным, основным, заключительным этапами. 3). Создание предметно-развивающей среды, призванной: а) обогащать эмоциональную и познавательную сферы подростка информацией об искусстве; б) обогащать эмоционально-чувственный опыт в процессе непосредственного общения с произведениями искусства; в) создавать условия для поддержания изобразительных интересов у подростка; организация творческой деятельности о подростка, предполагающая институ-ционализацию, то есть обязательное наличие в образовательном пространстве значимых условий для стимулирования его креативных побуждений. 4). Дидак-тико-технологическое обеспечение процесса развития художественного восприятия произведений изобразительного искусства подростков, интегрирующее технологии развивающего и проблемного обучения, эмоционально-художественной и коммуникативно-диалоговой деятельности, а также мультимедиа-технологии.
Выявленные особенности художественного восприятия, а также педагогические условия его развития у подростков легли в основу экспериментальной модели развития художественного восприятия произведений изобразительного искусства в процессе обучения подростков. Экспериментальная модель представляет собой траекторию образовательного процесса, направленного на качественные изменения в образности, адекватности, осмысленности, целостности и эмоциональности художественного восприятия подростков от низкого к среднему и высокому уровням.
Модель развития художественного восприятия произведений изобрази-
тельного искусства включает целевой, мотивационный, содержательно-процессуальный, критериально-диагностический и результативный компоненты.
В контексте экспериментальной модели целевой компонент является основополагающим, так как задает стратегию всему педагогическому исследованию. Достижение поставленной цели осуществляется через решение конкретных задач: развитие интереса к произведениям изобразительного искусства; формирование потребности общения с произведениями искусства; развитие умения образно, адекватно, осмысленно, целостно, эмоционально воспринимать произведения искусства; воспитание эмоционального отклика на произведения изобразительного искусства.
Очевидно, что эффективность процесса развития художественного восприятия произведений искусства во многом зависит от художественных интересов, склонностей, устремлений, потребностей и желаний подростков, в связи с чем особую важность приобретает мотивационный компонент. Моделью предусмотрено применение приемов мотивирующих процесс обучения.
Основными исходными положениями функционирования содержательно-процессуального компонента выступают классические принципы дидактики: наглядность, доступность, развивающее и воспитывающее обучение, целенаправленность в определении целей и задач педагогического процесса, комплексный подход в разработке и реализации процесса обучения, трансформация когнитивного знания в эмоциональную сферу, проблемность обучения, безоценочная организация педагогического процесса.
Содержательно-процессуальный компонент модели структурно представлен содержательным и процессуальным блоками. Содержательный блок включает конструкты процесса развития художественного восприятия произведений изобразительного творчества в ходе учебной деятельности и программу внеурочной деятельности. Процессуальный блок содержит целесообразно подобранные формы, технологии, методы, приемы и средства обучения. В контексте данного блока предпочтение отдано следующим технологиям: развивающего и проблемного обучения, эмоционально-художественной и коммуникативно-диалоговой деятельности, мультимедиа-технологиям, а также компетентностного подхода. Одной из основных выступает креативная компетенция в совокупности её составляющих: способность к творчеству, интуиция, самобытность и уверенность в себе; способность ставить и решать нестандартные задачи, сомневаться и предвидеть; наличие эмоционально-волевых качеств - одухотворённость, эмоциональный подъём в творческих ситуациях, ассоциативность, воображение, фантазия, мечтательность, чувство новизны, чуткость к противоречиям, способность к эмоциональному отклику (эмпатийность); обладание раскованностью мыслей, чувств и движений, умение видеть знакомое в незнакомом и преодолевать стереотипы; способность формулировать гипотезы, конструировать версии и их доказательства; высокая степень самоорганизации, критичность, рефлексия.
Критериально-диагностический компонент модели включает в себя комплекс диагностических методик, а также систему критериев и показателей, по которым можно судить об уровнях развития художественного восприятия подростков. В качестве критериев развития художественного восприятия выступили: образность, адекватность, осмысленность, целостность, эмоциональность.
Результативный компонент предполагает отслеживание эффективности образовательного процесса, которая проявляется в виде позитивных изменений в уровнях развития художественного восприятия подростков. В контексте данного компонента внимание исследователя акцентируется на достигнутых результатах в соответствии с поставленной целью, на выявлении особо важных причин недостатков и успехов, что позволяет затем более удачно проектировать новые этапы совершенствования процесса развития художественного восприятия подростков.
Новизна представленной модели определяется следующим: в качестве системообразующего элемента в ней рассматривается феномен художественного восприятия, эффективность развития которого оценивается по уточненным автором качественным критериям образности, адекватности, осмысленности, целостности, эмоциональности восприятия; реализуемые педагогические условия развития художественного восприятии у подростков учитывают возрастные особенности обучающихся, специфику развиваемого качества и соответствующие требования к предметно-пространственному окружению, эмоционально-психологическому климату, дидактическому инструментарию и последовательности педагогических задач.
Для проверки эффективности разработанной нами модели было проведено экспериментальное исследование. На констатирующем и контрольном этапах эксперимента принимали участие учащиеся 5-6 классов Гимназии № 22, Лицея № 8, средней школы № 2, средней школы № 3 г Майкопа. Всего 389 учащихся было охвачено экспериментальным исследованием. Основными методами сбора данных в ходе эксперимента явились: диагностика качеств восприятия с помощью тестирования и анкетирования учащихся, анализа рисунков, выполненных детьми, анкетирование преподавателей изобразительного искусства общеобразовательных школ Республики Адыгея и Краснодарского края.
Проведенное исследование показало, что правильная организация процесса художественного восприятия на занятиях изобразительным искусством с подростками в гармонической взаимосвязи с их практической деятельностью помогает учащимся глубже понимать и чувствовать искусство, ориентироваться в различных направлениях и стилях, различать высокохудожественные произведения и посредственные.
На основании сравнения результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента, можно сделать выводы о заметных преобразованиях в процессе художественного восприятия произведений искусства, осуществившихся в ходе формирующего эксперимента. Сравнивая учащихся контрольной группы (КГ) и экспериментальной (ЭГ), мы можем констатировать наиболее высокую динамику развития художественного восприятия произведений искусства у учащихся экспериментальной группы.
Все вышесказанное позволяет заключить, что результаты проведенного исследования обладают теоретической и практической ценностью. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно расширяет и обогащает дидактические представления об организации целостного педагогического процесса развития художественного восприятия подростков, о его структурных и функциональных компонентах, об этапах развития художественного восприятия, принципах построения предметно-развиваю-
Библиографический список
щей среды, направленной на обогащение эмоциональной и познавательной сферы подростков и эмоционально-чувственного опыта, на создание условий для выявления и поддержания изобразительных интересов. Практическая значимость исследования заключается в том, что адаптированные к особенностям развития художественного восприятия подростков технологии развивающего, проблемного, эмоционально-художественного обучения и коммуникативно-диалоговой деятельности определяют принципы и дидак-тико-технологический инструментарий процесса развития художественного восприятия. Разработанная авторская программа внеурочной художественно-эстетической деятельности обогащает содержание воспитательной деятельности с подростками, педагогическая ценность которой заключается в обеспечении активной самостоятельной художественной деятельности, её максимальной индивидуализации с учетом психофизиологических особенностей учащихся.
1. Арнхейм Р Искусство и визуальное восприятие. Москва: Прогресс, 1994.
2. Волков Н.Н. Восприятие искусства. Москва: Искусство, 1985.
3. Неменский Б.М. Педагогика искусства. Москва: Просвещение, 2007.
4. Викторова Е.В. Педагогически организованное восприятие произведений изобразительного искусства в общеобразовательной школе как фактор эмоционально-нравственного развития младших школьников. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Пенза, 2009.
5. Ерков С.А. Формирование художественного восприятия произведений изобразительного искусства на уроках изобразительного искусства в 5, 6 классах средней общеобразовательной школы. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 2006.
6. Калинина Т.В. Педагогическая технология развития художественного восприятия детей 6-7 лет на основе комбинирования элементов языка изобразительного искусства. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Екатеринбург, 2006.
References
1. Arnhejm R. Iskusstvo i vizual'noe vospriyatie. Moskva: Progress, 1994.
2. Volkov N.N. Vospriyatie iskusstva. Moskva: Iskusstvo, 1985.
3. Nemenskij B.M. Pedagogika iskusstva. Moskva: Prosveschenie, 2007.
4. Viktorova E.V. Pedagogicheski organizovannoe vospriyatie proizvedenij izobrazitel'nogo iskusstva v obscheobrazovatel'noj shkole kak faktor 'emocional'no-nravstvennogo razvitiya mladshih shkol'nikov. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Penza, 2009.
5. Erkov S.A. Formirovanie hudozhestvennogo vospriyatiya proizvedenij izobrazitel'nogo iskusstva na urokah izobrazitel'nogo iskusstva v 5, 6 klassah srednej obscheobrazovatel'noj shkoly. Dissertaciya . kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2006.
6. Kalinina T.V. Pedagogicheskaya tehnologiya razvitiya hudozhestvennogo vospriyatiya detej 6-7 let na osnove kombinirovaniya 'elementov yazyka izobrazitel'nogo iskusstva. Avtoreferat dissertacii... kandidata pedagogicheskih nauk. Ekaterinburg, 2006.
Статья поступила в редакцию 20.10.18
УДК 375
Pogrebnyak N.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Crimean branch of Russian State University of Justice (Simferopol, Russia),
E-mail: [email protected]
TO THE PROBLEM OF THE FORMATION AND DEVELOPMENT SCIENTIFIC ACTIVITY IN UNIVERSITIES OF GERMANY. On the basis of analysis of the scientific literature the idea and basics of scientific-research of students in German universities are determined. The problem of forming of scientific-research skills in pedagogical theory and practice is generalized. The necessity of application of the scientific-research method in education as a base of forming of scientific-research skills by the future scientists is grounded. The leading scientific approaches to classification of basic characteristics that a creative scientist must posses for the scientific-research activities are revealed and the meaning of the phenomenon under study as well as the component-functional structure of the scientific-research activity are revealed.
Key words: higher education, university, scientific activity, creative ability, research activity.
Н.Н. Погребняк, канд. пед. наук, доц., Крымский филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего
образования «Российский государственный университет правосудия», г. Симферополь, E-mail: [email protected]
К ПРОБЛЕМЕ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УНИВЕРСИТЕТАХ ГЕРМАНИИ
В данной статье автор рассматривает проблему становления и развития научной подготовки студентов в университетах Германии. Сфера университетского образования представляет собой чрезвычайно сложную систему, одним из направлений деятельности которой выступает научно-исследовательская деятельность студентов в высших учебных заведениях. В университетах Германии студенты работают над проектами, охватывая все области научных исследований, в научно-исследовательских лабораториях на высоком международном уровне за счет прямого сотрудничества с зарубежными коллегами или партнерами в различных международных научных программах.
Ключевые слова: высшее образование, университет, научная деятельность, научно-исследовательская деятельность.
Создание единого европейского образовательного пространства привело к выработке единых критериев образовательной политики в рамках Болонского процесса и превратило образование в один из самых важных элементов социальной инфраструктуры европейских государств.
На протяжении последних лет важной составляющей структурной перестройки и рыночных реформ экономики России выступает необходимость дальнейшего развития научно-исследовательской деятельности студентов в вузах. Достижение этой цели связано с решением широкого комплекса социально-экономических задач, особое место среди которых занимает подготовка студентов к научно-исследовательской деятельности, формированием у молодёжи не только знаний, умений и навыков, но и необходимых, с точки зрения социального заказа, научно-исследовательских качеств и компетенций, активной жизненной позиции,
мотивов реализации собственного потенциала, саморазвития и самосовершенствования в течение жизни. Подготовка молодёжи к научно-исследовательской деятельности - стратегический вопрос развития государства, отвечающий задачам, поставленным «Национальной доктриной образования Российской Федерации на период до 2025 года».
Определенный интерес для отечественных исследований представляет опыт Германии, которая аккумулирует все большее количество молодых исследователей. В этой стране сложился методологический и технологический потенциал, разработаны способы, формы и методы организации научно-исследовательской деятельности студентов.
За последние годы были исследованы теоретические вопросы европейского образования, проблемы содержания, организации научно-исследовательской