Таким образом, управление формированием мыслительной деятельности будущего учителя связано со знанием уровня развития структуры его методического мышления, что позволяет, опираясь на сильные компоненты методического мышления, развивать более слабые.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 2001.
2. Сластенин В. А. Педагогика. М.: Академия, 2008. 576 с.
3. Ильин Г. Л. Философия образования. М.: Вузовские книги, 2002. 224 с.
4. Кузин В. С. Рисунок. Наброски и зарисовки. М.: Академия, 2004. 232 с.: ил.
5. Ростовцев Н. Н, Терентьев А. Е. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием. М.: Просвещение, 1987. 176 с.: ил.
6. Холодная М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. Томск: Барс, 1997. 392 с.
7. Эдвардс Б. Художник внутри вас / пер. с англ. Минск: Попурри, 2000. 256 с.: ил.
О ПРОБЛЕМЕ ВОСПРИЯТИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ И ОТОБРАЖЕНИЕ ЕЕ В ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ДЕТЕЙ
ON PERCEPTION OF REALITY AND ITS REFLECTION IN ART WORKS OF CHILDREN
Е. О. Соколова
Автор рассматривает организацию восприятия детей в изобразительной деятельности как одну из важных задач учебно-воспитательной работы в художественных учебных заведениях. Речь идет о том, чтобы направить внимание школьников на художественное восприятие окружающей действительности и развить у учащихся знания, умения и навыки художественно передавать ее в своих работах. Определены основные положения организации художественного восприятия учащихся в учебных заведениях с художественной направленностью.
Ключевые слова: восприятие, рисунок, художественное образование, окружающая действительность, наблюдение, познание, анализ, синтез.
E. O. Sokolova
The author considers organization of children'spercep-tion of their arts activities as one of the major tasks of teaching and educational work in art schools. The main idea of this article is to draw children's attention to the artistic perception of the environment and to develop their knowledge and skills in order to communicate their ideas by means of their artistic works. The major statements of organization of artistic perception of art students have been defined.
Keywords: perception, drawing, art education, reality, observation, cognition, analysis, synthesis.
Познание окружающего мира составляет необходимую основу наших представлений и понятий об объективной действительности. Особое место в познавательных процессах занимает готовность и способность к художественному восприятию. О значении организации восприятия художника для результативности его творческого процесса говорила в своей статье «Несколько слов о ремесле скульптора» известный скульптор А. С. Голубкина: «Многое мы не видим только потому, что не требуем от себя этой способности, не заставляем себя рассматривать и понимать, пожалуй, вернее сказать, не знаем, что можем видеть» [1, с. 12].
Проблема восприятия действительности всегда являлась центральной, фундаментальной в художественной педагогике. Этой проблеме посвятили свои труды многие известные ученые: С. А. Рубинштейн, Н. Н. Волков, Е. И. Игнатьев, В. С. Кузин, Р. Арнхейм и другие. В своих работах они
утверждают, что непосредственное чувственное познание окружающего мира составляет необходимую основу наших представлений и понятий об объективной действительности. Приведем несколько примеров-цитат из работ этих ученых, раскрывающих психологическую природу восприятия действительности и ее изображение.
Рассматривая восприятие как познавательный процесс, Р. Арнхейм указывает на специфические особенности этого процесса, выделяет в нем активные, творческие начала: «Восприятие - это не простая механическая запись стимулов, поступающих от физического мира к рецепторам органов человека, а в высшей степени активное и творческое запечатлевание структурных образований» [2, с. 8] (курсив наш. - Е. С.).
Известный специалист в области методики преподавания изобразительного искусства и психоло-
гии В. С. Кузин характеризует восприятие как «процесс отражения предметов и явлений действительности в многообразии их свойств и сторон, непосредственно действующих на органы чувств» [3, с.103].
Восприятие есть всегда целостный образ предмета. Однако способность целостного зрительного восприятия предметов не является врожденной. Восприятие состоит в том, что из сенсорных данных извлекаются сведения о нео-щущаемых непосредственно характеристиках предметов, поэтому воспринимаемые нами представления о предметах, то есть наши основные сведения о них, извлекаются из прошлого опыта. Сложность заключается в том, что в акт восприятия мы включаем имеющиеся у нас представления о предметах этого рода и наши знания о нем. Весь комплекс впечатлений от предмета, его формы, изгибов, характера поверхности, оттенков цвета синтезируется с нашими представлениями о подобных вещах, знанием о них и является для нас единым процессом восприятия данного объекта. Вот как опыт в виде знаний и представлений об объектах окружающей действительности связывал с восприятием В. С. Кузин: «Если бы восприятие не опиралось на прошлый опыт, то был бы невозможен сам процесс познания, так как без соотнесения человеком воспринимаемых предметов, явлений, без использования конкретных знаний, полученных в прошлом опыте, нельзя определить, осмыслить сущность воспринимаемого» [3, с. 103] (курсив наш. -Е. С.). Поэтому наше восприятие никогда не бывает «чистым», выключенным из впечатлений нашего прошлого опыта, из нашей жизненной практики, позволяющей нам познавать окружающую действительность.
Можно выделить ряд существенных, на наш взгляд, свойств восприятия:
• восприятие характеризуется субъективностью, то есть одну и ту же информацию люди воспринимают по-разному, в зависимости от своих интересов, потребностей, способностей;
• восприятие обладает константностью - это способность воспринимать предметы относительно постоянными по форме, цвету, величине;
• процесс восприятия предполагает обязательное получение новой информации. А получение новой информации зависит от того, насколько человек сохраняет способность видеть характерные особенности в объекта - изменение в целостной структуре, в деталях, в отношениях с другими объектами и окружением. Поэтому в большинстве случаев начинает доминировать обобщенность, схематичность восприятия и человек видит только общее и знакомое, а не характерное и особенное;
• обобщенность и константность восприятия необходимы для сохранения целостности восприятия, чтобы новый раздражитель не вносил хаос и спутанность в отражение мира;
• целостность восприятия - отражение целостного образа предметов на основе обобщения знаний об отдельных свойствах и качествах. Целостное отражение предмета требует выделения из всего комплекса воздей-
ствующих признаков (цвет, форма, вес, вкус и т. д.) основных ведущих признаков с одновременным отвлечением от несущественных. Полное восприятие предметов возникает как результат сложной аналитико-синтетической работы, при которой выделяются одни (существенные) признаки, тормозятся другие (несущественные). В результате воспринимаемые признаки объединяются в одно осмысленное целое;
• осмысленность восприятия - способность сознательно воспринимать предмет, то есть подвергнуть его анализу, сравнению. Восприятие окружающей действительности составляет необходимую предпосылку осмысленного действия человека. «Восприятие человеком любого предмета представляет собой не просто обретение чувственных дат зрительного или слухового характера, а всегда является осмысливанием, истолкованием увиденного» [4, с. 11]. Видеть и осмысливать увиденное - это единый акт, происходящий в процессе длительного или мгновенного восприятия, который основывается на вычленении определенных частей или сегментов предмета, позволяющий увидеть, что является главным и определяющим в нем;
• избирательность восприятия - предпочтение выбора одних объектов или отдельных свойств, признаков перед другими объектами или их свойствами, качествами. Предметы и явления действуют на человека в таком многообразии, что он не может все их воспринимать одновременно. Из огромного числа воздействий лишь некоторые выделяются с большей отчетливостью и осознанностью. Эта особенность характеризует избирательность восприятия. Избирательность восприятия зависит от интересов и в значительной степени от установок личности, проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими.
Таким образом, восприятие - это сложный, но вместе с тем единый процесс, направленный на познание того, что в данный момент воздействует на человека.
Развивать художественное восприятие натуры и рисунка у себя и учеников пытались многие художники-педагоги, мастера прошлого. На протяжении всей истории развития изобразительного искусства вырабатывались общие приемы и методы изображения, опыт работы обобщался в научно-теоретических трудах, которые постепенно дополнялись и совершенствовались.
В эпоху Возрождения особое место при обучении рисованию отводилось изучению и развитию восприятия. Большой вклад в развитие художественного восприятия внес Леонардо да Винчи. Чтобы развивать точность зрительных суждений и остроту глазомера у начинающих художников, Леонардо придумал игру на сравнение величин (метод сравнения). Важнейший элемент леонардовской системы обучения - постоянные требования сознательного, аналитического подхода к процессу рисования: «оценивай», «наблюдай», «сравнивай» - его любимые рекомендации. Эти методические требования, применяемые Леонардо в обучении рисованию, говорят о том, что
зрению, развитию художественного восприятия он придавал большое значение. «Мы ясно знаем, что зрение - это одно из быстрейших действий, какие только существуют» [5, с. 35].
В различные периоды развития искусства формировались и различные педагогические системы обучения изобразительному искусству. Например, широко известны школы А. Ашбе, А. Дюрера, И. Пе-сталоцци, Д. Кардовского, И. Прейслера, А. Сапожни-кова, П. Чистякова и другие. Несмотря на их различия, все они строили обучение прежде всего на принципах формирования художественного восприятия и последовательного, системного рисования.
Свою методику обучения рисованию И. Песта-лоцци строил по принципу обучения общеобразовательному предмету. Он считал, что первым шагом к познанию служит осмысленное созерцание: «чтобы правильно мыслить, необходимо правильно воспринимать окружающую действительность, а рисование и есть наисовершеннейший способ приобрести это умение. Для усвоения искусства осмысленного созерцания необходимы специальные упражнения, которые приучают глаз смотреть на все, сравнивая, анализируя и группируя» [6, с. 35] (курсив наш. - Е. С.).
Особую роль в теории обучения рисованию немецкий художник эпохи Возрождения А. Дюрер также отводил восприятию. Он писал: «Искусство живописи обращается к глазу человека. Каждая увиденная вещь для нас достовернее и убедительнее услышанной. Если мы видим, мы лучше это усваиваем и прочнее запоминаем» [7, с. 57]. Развитие художественного восприятия было его главным методическим требованием в области постановки проблем искусства.
В изобразительном искусстве вопросы наблюдения и познания натуры играют первостепенную роль. Выдающийся художник-педагог П. П. Чистяков утверждал, что по-настоящему научить глядеть на натуру - это почти самое главное и довольно трудное. П. П. Чистяков учил видеть форму в пространстве и обоснованно изображать ее на плоскости. Рисунок он рассматривал как основание, на котором базируется вся дальнейшая работа. «Надо привыкнуть форму видеть, - говорил он, - формой рассуждать и формой работать». Когда рисуешь, глаз смотрит, голова рассуждает, а рука работает.
Среди широко известных художников-педагогов, оказавших влияние на развитие методики обучения рисованию в общеобразовательных школах, особого внимания заслуживает Д. Н. Кардовский. Будучи учеником П. П. Чистякова, он, как и его учитель, видел главную задачу методики обучения в том, чтобы «поставить глаз и руку» ученика. Он учил пониманию задач реалистического искусства, внушал любовь к природе и уважение к научным знаниям, обучая не только понимать, видеть и воспроизводить объемную форму предметов, но и глубоко анализировать ее.
Проблеме развития восприятия посвящено исследование известного художника, ученого, доктора психологических наук, профессора, члена союза художников РФ Н. Н. Волкова «Восприятие предмета и рисунка». В этой работе автор основательно и подробно исследует процесс восприятия предмета и рисунка при обучении рисованию. Автор приходит к выводу, что «достаточно только начать преподавать рисунок, чтобы главная проблема методики обучения рисунку стала очевидной: научить видеть... Но вот как научить видеть - это не просто, и это главное» [8, с. 13]. Поэтому цель учебного рисования состоит в том, чтобы развить восприятие и научить посредством рисунка передавать те или другие стороны окружающего мира, а самое главное, в дальнейшем - мыслить и рассуждать при помощи рисунка, решая разнообразные художественные задачи.
Изучая особенности изобразительной деятельности детей, Е. И. Игнатьев отмечает, что умение «видеть» натуру является предпосылкой успешного развития изобразительной деятельности школьника, ведь большинство людей не замечают в вещах многих подробностей, даже тех, которые бросаются в глаза. Вот как он пишет об этом: «Цель обычного видения состоит большей частью в том, чтобы узнать вещи, которые находятся перед глазами, или ознакомиться с некоторыми их свойствами, необходимыми для деятельности человека» [9, с. 95]. В повседневной практике задача восприятия формы возникает лишь попутно, а процесс восприятия формы обрывается, как только воспринимающий узнал вещь. Узнавания вполне достаточно для того, чтобы пользоваться вещью. А вот задача рисующего состоит в том, чтобы воссоздать на рисунке образ предмета, который был бы знаком, понятен для зрителя. Ведь каждый акт художественного восприятия есть акт разносторонне осмысленного действия, чего нельзя сказать о зрительном восприятии повседневной практики.
Своеобразие художественного восприятия заключается в способности правильно «увидеть» и осмыслить предмет, выделить его из окружения конкретно, со всеми деталями, во всем своеобразии, остро и точно. Н. Н. Волков писал, что рисующий человек не поймет предмета до тех пор, пока не увидит в нем элементов, выражающих это понимание: «Задача рисующего ясно увидеть, осознать и осмыслить образ восприятия, осознать, что в нем надо взять для рисунка, что можно опустить» [8, с. 22] (курсив наш. - Е. С.). Осмысленное восприятие служит источником тех представлений, пользуясь которыми рисующий может воспроизвести на бумаге образ восприятия. Поэтому проблема художественного видения - одна из ключевых проблем обучения изобразительному искусству и художественной практики, так как восприятие окружающей действительности является наиболее важным условием успешного овладения учащимися основами изобразительной грамоты. И чем быстрее эта проблема будет доведена до сознания учащихся, чем раньше они приступят к сознательному ее решению в своей практической деятельности, тем целенаправленнее
и эффективнее будет обучение. Поэтому умению тонко видеть предметы в процессе их восприятия и изображения необходимо обучать школьников.
Степень развития восприятия у учащихся характеризуется наличием знаний, умений и навыков, которые они приобретают в процессе обучения рисованию. Наша конечная цель - путем систематического обучения приблизить изобразительную деятельность ребенка к основам грамотного изображения.
В начале обучения изобразительному искусству у школьника проявляется неумение детально охарактеризовать воспринимаемое. Изображая лишь контуры, внешнее очертание объектов (дома, человека, дерева, самолета...), ребенок часто опускает в рисунке важные части целого, детали, в результате чего изображение получается нечетким, неконкретным, по рисунку трудно определить, что он хотел изобразить. Это происходит потому, что ребенок еще не умеет связать отдельные части предмета, наблюдаемого явления. Как показала практика, для ученика трудно определить характерные особенности натуры. Но анализ натуры, отбор характерного среди деталей - активный, творческий процесс, это сознательное, целенаправленное познание изображаемого предмета и важнейшая сторона процесса восприятия при изображении. Процесс рисования требует тончайшего анализа предметов, подлежащих изображению, различения характера линий, светлот и оттенков цвета, перспективных сокращений, пропорциональных отношений и многого другого.
Как уже было отмечено, большую трудность для ребенка представляет определение основных признаков изображаемого предмета. Поэтому прохождение начальной стадии изображения по замыслу ребенка может быть значительно облегчено показом приемов и способов изображения учителем, при котором большую роль играет наблюдение ребенком процесса выполнения рисунка взрослым. Учитель может показать ребенку уже выделенные признаки предмета на готовом рисунке или в самом процессе изображения.
Важным средством развития восприятия у школьников является применение наглядности. Использование ее в процессе обучения обусловливается необходимостью восприятия изучаемых предметов и явлений как основы формируемых представлений и понятий, а также необходимостью приучения учащихся наблюдать явления окружающего мира.
Все большее значение в осмыслении процесса изображения, формировании знаний, в накоплении наблюдений, организации восприятия имеет слово учителя. Слово с первого года обучения приобретает значение ведущего регулятора деятельности. Однако слово должно быть подкрепляемо наглядно-действенными средствами обучения. Через усвоение сведений и правил постепенно расширяется кругозор детей и обеспечивается развитие их логического мышления, понимание общих связей, существующих между изучаемыми явлениями, фактами, правилами, соединение жизненного опыта и знаний ребенка в единую систему.
На развитие восприятия учащихся большое влияние оказывает просмотр произведений искусства отечествен-
ных и зарубежных авторов. Такое занятие помогает учащимся лучше и глубже подмечать закономерности в окружающей действительности для последующих изображений.
С помощью целенаправленного грамотного и всестороннего обучения, используя разнообразные методы, приемы можно значительно быстрее и эффективнее развивать художественное восприятие школьников.
При правильном руководстве процессом обучения рисованию восприятие детей приобретает новое качественное содержание - оно становится более сложным и целенаправленным. Четкая организация уроков, внеклассные занятия, экскурсии, широкое использование наглядных пособий, проведение простейших опытов, экспериментов - все это содействует развитию художественного восприятия.
Получив достаточный опыт в осмысленном восприятии предметов и явлений действительности, учащиеся овладевают умением целенаправленно и организованно наблюдать окружающий мир, сравнивать свои наблюдения жизни с фактами, сведениями из книг, рассказов учителей, товарищей и т. д.
С развитием опыта по организации восприятия постепенно меняется отношение ученика к изобразительной деятельности, усиливаются ее познавательные элементы, рисунок становится одним из важных источников познания и отражения окружающего мира.
Активное развитие восприятия обеспечивает ученику полноценное формирование его личностных качеств. Еще известный отечественный психолог Л. С. Выготский указывал, что дефицит зрительного восприятия приведет не только к нарушению наглядного отражения внешнего мира, но и не позволяет создавать основу для формирования других психических процессов, которые строятся на базе наглядно-образной деятельности. Это подчеркивает важность и необходимость выделения проблемы восприятия и отображения действительности в организации процесса обучения и воспитания.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Голубкина А. С. Несколько слов о ремесле скульптора. М.: Сов. художник, 1960.
2. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусств / пер. с англ. Г. Е. Крейдлина. М.: Прометей, 1994.
3. Кузин В. С. Психология. М., 1982.
4. Якобсон П. М. Психология художественного восприятия. М., 1964.
5. Леонардо да Винчи. Избранные произведения. М.; Л.: АХ СССР, 1935.
6. Ростовцев Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М., 1974.
7. Дюрер А. Дневники. Письма. Трактаты: в 2 т. Т. 2. М.: Искусство, 1957.
8. Волков Н. Н. Восприятие предмета и рисунка. М., 1950.
9. Игнатьев Е. И. Психология изобразительной деятельности детей. М.: Учпедгиз, 1961.