Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЕРЕГОВОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЕРЕГОВОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
185
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРЕГОВОРЫ / СОТРУДНИКИ ПОЛИЦИИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / УСТАНОВЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНТАКТА / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Никитина Людмила Николаевна, Смирнова Майя Ивановна

В настоящее время сотрудникам правоохранительных органов нередко приходится вести переговоры с преступными элементами. Но, к сожалению, многие сотрудники полиции все же не владеют необходимой информацией о переговорной деятельности и не применяют в своей практике приемы и коммуникативные техники ведения переговоров. В данной работе внимание акцентировано на психолого-педагогических особенностях ведения переговоров, описаны основные формы переговорной деятельности, охарактеризованы психологические особенности и возможные поведенческие реакции лиц, с которыми предстоит вести диалог правоохранителям. Учет и использование данной информации на практике может способствовать повышению качества и эффективности переговорной деятельности сотрудников органов внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Никитина Людмила Николаевна, Смирнова Майя Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF INTERNAL AFFAIRS OFFICERS’ NEGOTIATING ACTIVITIES OF

Currently, internal affairs officers often have to negotiate with criminal elements. But, unfortunately, many police officers still do not possess the necessary information about negotiating activities and do not use the methods and communication techniques of negotiation in their practice. In this paper, attention is focused on the psychological and pedagogical features of negotiation, the main forms of negotiating activities are described, the psychological characteristics and possible behavioral reactions of persons with whom law enforcement officers have to conduct a dialogue are characterized. Taking into account and using this information in practice can help improve the quality and efficiency of the negotiating activities of internal affairs officers.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЕРЕГОВОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ»

воздействию информационной среды, формирование социально-положительных жизненных установок и ценностных ориентаций личности.

Литература:

1. Буткевич, С.А. Семья как институт предупреждения экстремизма и терроризма (правовые и социальные аспекты) / С.А. Буткевич // Вестник Уральского юридического института МВД России. № 1. - 2018. - С. 42-47.

2. Буткевич, С.А., Коноплева А.А. Молодежный экстремизм сквозь призму философско-правовых воззрений (крымский вектор) / С.А. Буткевич, А.А. Коноплева // Философия права. - 2016. - № 5 (78). - С. 94-100.

3. Кулаченко, М.П. Психологическое консультирование подростков с компьютерной аддикцией / М.П. Кулаченко // Norwegian Journal of Development of the International Science. - 2019. - №26-3. - С. 51-52.

4. Малыгин, В.Л. Факторы риска формирования компьютерной зависимости / В.Л. Малыгин, Е.А. Смирнова, Н.С. Хомерики // Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке» №1. - 2009. - Том 11. -С. 37-41.

5. Светличный, Е.Г. Совершенствование образовательного процесса в школе с использованием цифровых платформ на основе искусственного интеллекта / Е.Г. Светличный, М.М. Хамгоков, В.В. Шабаев // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - № 74-2. - С. 207-210.

6. Чудина-Шмидт, Н.В. Экстремальные проявления как проблема современного общества / Н.В. Чудина-Шмидт // Евразийский юридический журнал. - 2018. - № 9 (124). - С. 493-495.

Педагогика

УДК 159.99

кандидат психологических наук, доцент Никитина Людмила Николаевна

Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь); кандидат педагогических наук, доцент Смирнова Майя Ивановна

Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь)

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЕРЕГОВОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ

ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Аннотация. В настоящее время сотрудникам правоохранительных органов нередко приходится вести переговоры с преступными элементами. Но, к сожалению, многие сотрудники полиции все же не владеют необходимой информацией о переговорной деятельности и не применяют в своей практике приемы и коммуникативные техники ведения переговоров. В данной работе внимание акцентировано на психолого-педагогических особенностях ведения переговоров, описаны основные формы переговорной деятельности, охарактеризованы психологические особенности и возможные поведенческие реакции лиц, с которыми предстоит вести диалог правоохранителям. Учет и использование данной информации на практике может способствовать повышению качества и эффективности переговорной деятельности сотрудников органов внутренних дел.

Ключевые слова: переговоры, сотрудники полиции, психологическая устойчивость, коммуникативная компетентность, установление психологического контакта, правоохранительная деятельность.

Annotation. Currently, internal affairs officers often have to negotiate with criminal elements. But, unfortunately, many police officers still do not possess the necessary information about negotiating activities and do not use the methods and communication techniques of negotiation in their practice. In this paper, attention is focused on the psychological and pedagogical features of negotiation, the main forms of negotiating activities are described, the psychological characteristics and possible behavioral reactions of persons with whom law enforcement officers have to conduct a dialogue are characterized. Taking into account and using this information in practice can help improve the quality and efficiency of the negotiating activities of internal affairs officers.

Key words: negotiations, police officers, psychological stability, communicative competence, establishing psychological contact, law enforcement.

Введение. Актуальность изучения практики ведения переговоров с преступниками обусловлена ее резонансным характером, а также возрастающей ролью самих переговорщиков среди сотрудников органов внутренних дел. Умение договариваться позволяет успешно решать задачи защиты жизни и здоровья граждан. Кроме того, переговоры с преступниками являются средством получения оперативно-розыскной и криминалистически значимой информации. Важность и сложность переговорной деятельности обусловливает предъявление повышенных требований к профессиональным навыкам, морально-деловым и психологическим качествам самих правоохранителей [1]. Проведенные исследования и практика показывают, что далеко не все сотрудники органов внутренних дел обладают необходимой коммуникативной компетентностью, поэтому очень важно уделять внимание профессионально-психологической подготовке сотрудников полиции в данном направлении [9].

Главной целью настоящей статьи является анализ психолого-педагогических особенностей проведения переговоров с последующим использованием данной информации в рамках совершенствования переговорной деятельности сотрудников органов внутренних дел.

Изложение основного материала статьи. Отечественными и зарубежными учеными активно исследуются особенности переговорного процесса. Так, известный советский дипломат В.А. Зорин считал, что в процессе переговоров постепенно выявляются позиции сторон и намечаются взаимные уступки. Переговоры требуют дипломатической гибкости в поисках приемлемых решений. Достижение такого консенсуса требует терпения и умелого использования различных дипломатических приемов [7].

С.В. Кудрявцев рассматривал переговоры как любой разговор о противоречиях в отношениях, обусловленных стремлением хотя бы одной из сторон разрешить эти противоречия [7].

Зарубежные исследователи склоняются к мнению, что переговоры под воздействием обмена информацией ведут к созданию «новой реальности», трансформируя при этом «неизменные ценности» в «ценности подвижные», так как «...переговоры - ситуация взаимозависимости, где один участник переговоров оказывает влияние на другого, и наоборот» [2].

Р. Фишер и У. Юри видели в переговорах стремление к консенсусу, в том числе на основе «метода достижения соглашения на дружеской основе, без поражения сторон». Они считали эффективной концепцию «разумных переговоров», когда при переговорах исключается торг, потому что решение проблем осуществляется на основе справедливых критериев, не зависящих от воли сторон [2].

Переговорный процесс происходит в экстремальных условиях с высоким риском, накалом эмоций и противоречиях во мнениях. Ученые отмечают, что у потенциальных участников переговоров зачастую наблюдается амбивалентность во взглядах: одновременно прослеживаются единые интересы и в то же время конфликт интересов. На это обстоятельство обращают внимание Р. Фишер и У. Юри, которые отмечали, что переговоры направлены на достижение договоренности в условиях, когда интересы одновременно частично совпадают и частично расходятся [111.

Таким образом, переговоры - это коммуникативное взаимодействие между сторонами для совместного обсуждения и решения спорных проблем путем достижения соглашения. Основная цель переговоров заключается в выработке соглашения по какому-либо вопросу или достижении результата, которым все стороны были бы удовлетворены.

Переговорная деятельность в системе органов внутренних дел занимает особое место. Она является составной частью профессиональной деятельности сотрудников различных подразделений. Например, переговорные ситуации являются неотъемлемой частью процессов предупреждения, расследовании преступлений, компонентами оперативно-тактических мероприятий во время проведения массовых мероприятий, при захвате заложников. Переговоры - это один из важных способов борьбы с преступностью, осуществляемый с помощью психологического влияния на злоумышленника, а также это оптимальная форма разрешения конфликтных и жизненно опасных ситуаций. Ключевой аспект в переговорной деятельности правоохранителей заключается в установлении психологического контакта, достижении конструктивных взаимоотношений, изменении поведения преступных элементов [31. С помощью конструктивных переговоров можно разрешить множество задач, начиная с менее опасных (общение с подозреваемым, свидетелем, потерпевшим) и заканчивая самыми сложными (захват заложников, общение с террористами).

Структурно переговорная деятельность состоит из информационно-аналитического (целенаправленный поиск, сбор, накопление, преобразование, систематизация информации для выработки эффективных решений) и коммуникативно-прогностического (разделение объектов на отдельные компоненты в целях получения общего представления об их назначении, функциях, сферах применения с целью формирования новых знаний) компонентов [31.

Эффективное использование возможностей переговоров с преступниками определяется уровнем подготовки переговорщиков.

Австралийский эксперт А. Дольник определяет переговоры, как умение оказывать влияние и способность мыслить, как преступник. Ученый считает, что эффективен тот переговорщик, который умеет слушать и задавать «хорошие» вопросы, а также способен к эмпатии [3].

Перед сотрудниками полиции, которые ведут переговоры, ставятся такие цели, как: убеждение злоумышленников в отказе от преступных действий и иных негативных намерений; определение психического состояния правонарушителей; установление истинных намерений и целей злоумышленников; предоставление непосредственному руководителю необходимую информацию о преступниках; психическое воздействие на правонарушителей; организация наиболее удобных условий для проведения силовых мероприятий.

Одна из основных задач в ходе переговоров - это выигрыш времени для уточнения всех обстоятельств и осуществления всех необходимых мероприятий.

Переговорная деятельность в целом имеет определенные особенности, характерные черты, которые зависят от конкретной поставленной задачи. В рамках правоохранительной деятельности можно выделить общие признаки переговорного процесса: необходимость действовать в условиях дефицита времени и информации; нестандартность оперативной обстановки, которая требует творческого подхода со стороны сотрудников; повышенная ответственность за последствия своих слов и поступков; конфликтность общения; психологическое противоборство.

Как отмечалось ранее, переговоры - это нестандартная, творческая и экстремальная деятельность. Формат проведения переговоров напрямую зависит от сложившейся ситуации. В связи с этим выделяют следующие формы переговоров:

1. Переговоры в условиях личного контакта. Данный способ является наиболее эффективным с позиции психологического и эмоционального воздействия на преступника, но в то же время он несет опасность в отношении личной безопасности сотрудника, повышенной эмоциональной и речевой нагрузки. Переговоры в условиях личного контакта требуют предварительной подготовки, изучения сложившейся ситуации. В целях обеспечения безопасности условия ведения переговоров должны быть оговорены заблаговременно. При такой форме переговоров особую роль играет привлечение значимых для преступника лиц (родителей, детей, родственников, друзей) [6].

В условиях личного контакта очень важно не делать резких движений, говорить о каждом последующем действии, не поворачиваться спиной к преступнику, внимательно следить за поведением злоумышленника, говорить необходимо на простом, незамысловатом языке.

Примерный опорный план действий при ведении переговоров в условиях личного контакта: переговорщику необходимо представиться и выяснить, как обращаться к собеседнику; установить психологический контакт; предложить альтернативные решения; в зависимости от ситуации применить методы психологического воздействия; объяснить последствия в случае нарушения установленных правил; указать на сходство во мнениях, призвать к сотрудничеству; дать замедленное согласие.

Преимуществом личного контакта является возможность анализа не только вербального аспекта, но и невербальных скрытых намерений противоборствующей стороны.

2. Переговоры с помощью технических средств. Особенность данного способа заключается в том, что преступник скрывается и маскирует свою личность. В таком случае важно фиксировать поступающую аудио и видеоинформацию, которая содержит поведенческие и речевые особенности респондента. С целью качественной обработки информации важно привлечение узконаправленных специалистов: эксперта-психолога, эксперта-фоноскописта, эксперта по переговорной деятельности. Оптимальным способом, способствующим установлению наиболее тесного и точного контакта, является телефонная связь, которая требует от сотрудника полиции умения «разговорить» преступника и установить психологический контакт.

3. Переговоры голосом при отсутствии визуального контакта, через преграду. В данном случае важно максимально сократить расстояние к месту происшествия. Переговорщик должен говорить четко, громко, убедительно и небольшими предложениями. Приемы общения должны основываться на сочувствии и сопереживании [10]. Необходимо показать, что проблемы преступника, его чувства и мысли понятны, но при этом существует возможность решить его замысел другим способом. Нельзя недооценивать преступника, необходимо быть готовым к любым его действиям, так как он может хитрить и обманывать при общении.

Трудности, с которыми сталкиваются сотрудники органов внутренних дел при переговорном процессе, могут быть следующими [8]: угрозы; чрезмерные требования; шантаж; блеф; захват заложников; наличие психического заболевания у преступника; категоричный отказ от переговоров; немотивированное затягивание времени со стороны преступного элемента.

Эффективность переговоров напрямую зависит от индивидуально-типологических особенностей личности переговорщика (самообладание, психоэмоциональная устойчивость, быстрота реакций, эмпатия и др.) и его профессиональной подготовки (коммуникативные навыки, наличие достаточных знаний в области педагогики и психологии и др.). Результативность деятельности сотрудников полиции при выполнении ими своих служебных полномочий в процессе переговорной деятельности требует наличия следующих психологических качеств и умений [4]:

- способность решать профессиональные задачи в ситуациях, сопровождающихся высокой степенью риска и опасности для жизни;

- повышенная ответственность за свои действия («отсутствие права на ошибку»);

- способность к интенсивной межличностной коммуникации с асоциальными лицами;

- высокая психофизиологическая выносливость, связанная с длительным временным промежутком переговорного процесса (в том числе, ночные переговоры);

- способность выдерживать длительное эмоциональное напряжение;

- постоянная интеллектуальная активность (анализ информации, которая непрерывно меняется, удержание в памяти большого количества фактов, связанных с личностью преступника и иными данными, необходимыми в процессе переговоров);

- способность принимать решения в условиях дефицита времени и информационной неопределенности;

- способность к ролевому перевоплощению («плохой» и «хороший» полицейский);

- коммуникабельность, умение быстро и достоверно объяснить критическую ситуацию преступнику, скрывая при этом истинные намерения, расположить собеседника, внушить чувство доверия к сотрудникам полиции;

- высокий уровень психологической и тактической подготовки, выражающиеся в демонстрации уверенности и психологической устойчивости переговорщика.

Важным также является умение не растеряться, успокоить собеседника и не распространять панические обещания.

К ведению переговоров могут привлекаться специалисты из других областей научного познания. Например, психиатры могут оказывать консультативную помощь в ситуациях, когда преступник является душевнобольным или находится в измененном состоянии сознания.

В качестве переговорщиков могут выступать родные и близкие преступников, лица, имеющие авторитет, представители средств массовой информации. Считается, что именно эти категории населения оказывают наибольшее влияние на преступников при проведении переговоров.

Важным и одновременно самым сложным является личность преступника, исследуя которую можно выделить следующие психологические особенности переговорного процесса [3]:

- основной закономерностью ведения переговоров с преступниками является то, что именно последняя сторона зачастую выбирает лиц, с которыми будет разговаривать;

- категории лиц, с которыми ведется диалог, могут быть самыми различными, начиная от агрессивно настроенных, вымогателей, захватчиков заложников, преступников, совершивших преступление из мести или будучи застигнутыми при совершении преступных деяний, и заканчивая самоубийцами или психически больными лицами;

- преступники часто используют угрозы убийства, взрывов, или иных негативных действий, которые могут иметь демонстративный характер, рассчитаны на реакцию испуга и тревоги со стороны населения и сотрудников ОВД;

- действия преступников слабо предсказуемы, так как во многом детерминированы внутриличностными смыслами и психопатологическими переживаниями.

Необходимым элементом являются организационные аспекты ведения переговоров, в частности, выделение этапов переговорного процесса и психологических особенностей применения тактических приемов. Знания, умения и навыки в этой области позволят сотрудникам полиции свободно ориентироваться в процессе ведения диалога со злоумышленниками, способствуют достижению последовательности и логичности ведения диалога, помогут быстро получить необходимые результаты.

Процесс переговоров считается успешным, если наблюдаются такие изменения: выдвигаемые требования стали менее категоричными; количество, характер угроз и иных агрессивных действий уменьшилось; контакт со злоумышленниками становится более продолжительным и спокойным; в процессе ведения переговоров отсутствует насилие или иное физическое принуждение; злоумышленники соглашаются с требованиями или предложениями сотрудников полиции; преступники отказываются от своих замыслов.

Выводы. Подводя итоги, отметим, что в деятельности сотрудников ОВД переговорный процесс занимает особое место. Очень важно уметь оказывать психологическое влияние на злоумышленников и решать вопросы путем достижения соглашения. Переговоры осуществляются большинством подразделений органов внутренних дел в целях решения оперативно-служебных задач. В основном переговоры ведутся наиболее подготовленными или специально обученными сотрудниками, прошедшими необходимую профессионально-психологическую подготовку.

Считаем, что профессиональная подготовка сотрудников к переговорной деятельности должна происходить как на этапе обучения в образовательных организациях МВД России, так и при последующем повышении квалификации, встречах по обмену опытом, различных конференциях по тактическим особенностям ведения переговоров.

Литература:

1. Буткевич, С.А. Ведение переговоров с террористами: правовые, психологические и тактические аспекты / С.А. Буткевич // Юристъ-Правоведъ. - 2018. - № 1 (84). - С. 128-134.

2. Вахнина, В.В. Изучение переговорной деятельности в зарубежных исследованиях / В.В. Вахнина // Психология и право. - 2016. - № 2. - С. 120-127.

3. Вахнина, В.В. Психология переговорной деятельности сотрудников органов внутренних дел в ситуациях, связанных с фактом совершения преступления / В.В. Вахнина // Психология и право. - 2016. - № 4. - С. 16-23.

4. Вахнина, В.В. Психологическое обеспечение переговорного процесса сотрудников органов внутренних дел с преступниками в ситуации захвата заложников / В.В. Вахнина // Труды Академии управления МВД России. - 2011. - №1 (17). - С. 66-70.

5. Вахнина, В.В. Психологическое обеспечение стратегий и тактик преодоления кризисов в переговорной деятельности сотрудников органов внутренних дел / В.В. Вахнина // Человек: преступление и наказание. - 2015. - № 3 (90). - С. 207-210.

6. Гогчан, С.А. Психологические аспекты соблюдения личной безопасности сотрудника ОВД / С.А. Гогчан // Проблемы совершенствования учебного процесса по дисциплинам кафедры тактико-специальной и огневой подготовке. Сборник научных статей: материалы межвузовского научно-практического семинара. - 2018. - С. 25-28.

7. Илларионов, В.П. Переговоры с преступниками / В.П. Илларионов. - М., 1993. - С. 59-60.

8. Миронова, Е.А. Тактические приемы ведения переговоров с преступниками при захвате заложников / Е.А. Миронова // Символ науки: Международный научный журнал. - 2016. - № 6. - С. 87-90.

9. Светличный, Е.Г. Проблемы и перспективы обучения сотрудников ОВД России готовности к действиям в экстремальных ситуациях служебной деятельности в рамках профессиональной служебной и физической подготовки / Е.Г. Светличный, А.С. Фетисов, О.С. Панова, Р.Е. Токарчук // Глобальный научный потенциал. - 2022. - № 3 (132). -С. 177-180.

10. Хомяков, С.Ю. Участие органов внутренних дел в специальной операции по освобождению заложников / С.Ю. Хомяков // Проблемы совершенствования учебного процесса по дисциплинам кафедры тактико-специальной и огневой подготовке. Сборник научных статей: материалы межвузовского научно-практического семинара. - 2018. -С. 95-101.

11. Шеретов, С.Г. Ведение международных переговоров: Учебное пособие / С.Г. Шеретов. - Алматы: Данекер, 2004. -С. 15-16.

Педагогика

УДК 37

преподаватель кафедры общеобразовательных дисциплин Парамонова Елена Алексеевна

Северо-Кавказский филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Российский государственный университет правосудия" (г. Краснодар); старший преподаватель кафедры общеобразовательных дисциплин Медведева Наталья Петровна

Северо-Кавказский филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Российский государственный университет правосудия" (г. Краснодар)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТАКСОНОМИИ БЕНДЖАМИНА БЛУМА В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН В ЮРИДИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Аннотация. В данной статье рассматриваются подходы к особенностям задействования когнитивной сферы студентов в процессе обучения. Для детального рассмотрения данной проблемы авторы посчитали целесообразным обратиться к алгоритму иерархии учебных целей Бенджамина Блума. Процесс преподавания общеобразовательных дисциплин в юридическом вузе тяготеет к поиску оптимальных и педагогически эффективных методических приемов, которые позволили бы обучающимся показывать положительную динамику в развитии когнитивных процессов, а также повышении уровня компетенций. Одним из наиболее размытых, требующих совершенствования этапов педагогической деятельности преподавателя является его умение планировать каждое занятие. Планирование должно не только соответствовать обще дидактической цели преподавания той или иной дисциплины. Оно также должно быть четко проработано задолго до того или иного занятия. Обобщая данные ряда педагогических исследований, мы сталкиваемся с тем, что именно планирование может вызывать максимальные затруднения у педагогов. В качестве иллюстрации данного тезиса в статье приводится описание этапов использования таксономии целей Б. Блума в ходе преподавания общеобразовательных дисциплин в юридическом вузе. Педагогическая технология иерархии целей по Блуму позволяет преподавателю значительно сократить время, необходимое на планирование занятия. Наибольший интерес вызывает понимание преподавателем того, каким образом цель занятия может связать весь план занятия воедино. Сам процесс методической подготовки занятия должен быть разбит на несколько предварительно проработанных этапов. Этапы должны не только соответствовать принципу преемственности и логической связи, но и служить предикторов четкого целеполагания и оптимального тайминга. Максимально важным является то факт, что формулировка цели занятия исходит из запроса на оценку эффективности деятельности студентов и учета их возможностей и мотивации.

Ключевые слова: таксономия педагогических целей, функциональная грамотность, планирование учебных занятий, формулировка целей, когнитивная сфера, запоминание, понимание, применение, анализ, оценка, создание.

Annotation. This article discusses approaches to the peculiarities of involving the cognitive sphere of students in the learning process. For a detailed consideration of this problem, the authors considered it appropriate to refer to the algorithm of the hierarchy of educational goals by Benjamin Bloom. The process of teaching general education disciplines at a law school tends to search for optimal and pedagogically effective methodological techniques that would allow students to show positive dynamics in the development of cognitive processes, as well as improving the level of competencies. One of the most vague requiring improvement of the stages of pedagogical activity of the teacher is his ability to plan each lesson. Planning should not only correspond to the general didactic purpose of teaching a particular discipline. It should also be clearly worked out long before a particular lesson. Summarizing the data of a number of pedagogical studies, we are faced with the fact that it is planning that can cause maximum difficulties for teachers. As an illustration of this thesis, the article describes the stages of using the taxonomy of B. Bloom's goals in the course of teaching general education subjects at a law school. The pedagogical technology of the hierarchy of goals according to Bloom allows the teacher to significantly reduce the time required for class planning. The greatest interest is the teacher's understanding of how the purpose of the lesson can link the entire lesson plan together. The process of methodical preparation of the lesson itself should be divided into several pre-worked stages. The stages should not only correspond to the principle of continuity and logical connection, but also serve as predictors of clear goal-setting and optimal timing. The most important is the fact that the formulation of the purpose of the lesson comes from a request to evaluate the effectiveness of students' activities and taking into account their capabilities and motivation.

Key words: taxonomy of pedagogical goals, functional literacy, planning of training sessions, formulation of goals, cognitive sphere, memorization, understanding, application, analysis, evaluation, creation.

Введение. Высшая школа должна стать преемственной платформой для комплексного результата образования -готовности к непредсказуемости жизни не только обучающихся, но и педагогического сообщества. И этот результат станет достижим, если образование будет направлено на формирование у целевой аудитории умения учиться, а также весьма важной функциональной грамотности на основе прочных академических знаний.

В ряде педагогических исследований, посвященных активизации процесса обучения в методической парадигме, упоминается таксономия Бенджамина Блума, которая помогает быстрее и эффективнее планировать учебные занятия. Ключевым опорным каркасом данной технологии являются три списка глаголов для формулирования целей обучения в когнитивной, аффективной и психомоторной сферах [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.