Научная статья на тему 'Концептуально-методические основания развития антикризисной переговорной компетентности сотрудников органов внутренних дел'

Концептуально-методические основания развития антикризисной переговорной компетентности сотрудников органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
104
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / PROFESSIONAL PSYCHOLOGICAL TRAINING / ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / АНТИКРИЗИСНАЯ ПЕРЕГОВОРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / CRISIS NEGOTIATION COMPETENCE / КРИЗИСНАЯ СИТУАЦИЯ / CRISIS SITUATION / READINESS TO CONDUCT CRISIS NEGOTIATIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Вахнина Виктория Владимировна

Автором представлено теоретическое обоснование развития антикризисной переговорной компетентности сотрудников органов внутренних дел. Одной из психологических причин (и условий) возникновения кризисных ситуаций в переговорной деятельности органов внутренних дел является отсутствие или недостаточная профессионально-психологическая подготовка сотрудников. Антикризисная переговорная компетентность сотрудников органов внутренних дел это динамически изменяющееся профессионально значимое интегральное личностное образование, состоящее из личностных качеств, навыков и умений, предопределяющее сознательное отношение и конструктивное построение антикризисного переговорного процесса. Для ее развития необходимы: знание компонентов и структуры антикризисной переговорной компетентности; умение вести вербальный и невербальный обмен информацией; умение проводить диагностирование психологических свойств и качеств собеседника, определять эффективные стратегии, тактики и психотехники, взаимодействовать с субъектами переговоров, организовывать их совместную коммуникативную деятельность для достижения определенных целей переговоров; готовность к применению знаний и умений, присущих антикризисной переговорной компетентности; эмоционально-волевая регуляция в процессе переговоров; желание успешного (антикризисного) ведения переговоров. Антикризисная переговорная компетентность вырабатывается путем развития базовой переговорной компетентности и ее дальнейшей специализации. Сформированная антикризисная переговорная компетентность позволяет более успешно проводить переговоры, предупреждая возникновение кризисных переговорных ситуаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Вахнина Виктория Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of development of crisis negotiation competence of employees of Internal Affairs bodies is considered in the article. The lack or insufficient psychological and pedagogical training of employees of Internal Affairs bodies is one of the causes (and conditions) for negotiation crises’ origin. Crisis negotiation competence of employees of Internal Affairs bodies is considered as dynamically changing significant professional quality of a person consisting of personal qualities and skills that predetermine deliberate attitude and constructive construction of negotiations. To develop crisis negotiation competence one should know components and structure of crisis negotiation competence, be able to carry on verbal and nonverbal information exchange, to diagnose psychological qualities of interlocutor and identify effective strategies, tactics and psycho techniques, to interact with negotiations’ subjects and organize joint communicative activity for goals’ achievement. A person should be ready to use relevant knowledge and skills, be possessed of emotional and volitional regulation in the process of negotiations and willingness to conduct crisis negotiations successfully. Crisis negotiation competence is formed by developing of basic negotiation competence and its further specialization. Developed crisis negotiation competence makes it possible to conduct negotiations successfully preventing origination of crisis situations in negotiations.

Текст научной работы на тему «Концептуально-методические основания развития антикризисной переговорной компетентности сотрудников органов внутренних дел»

- внесение в учебные планы, рабочие учебные программы и тематические планы изучения профильных дисциплин образовательных учреждений высшего профессионального образования ФСИН России, вопросы организации взаимодействия между структурными подразделениями учреждения УИС.

Литература

1. Горбач Д.В. Некоторые вопросы условно-досрочного освобождения лиц, которым смертная казнь заменена в порядке помилования // Человек: преступление и наказание. 2011. № 4. С. 54-55.

2. Ворощук В.Б. Историко-правовой анализ функционирования колоний-поселений (с мо-

мента образования по 2001 г.) // Уголовно-исполнительное право. 2014. № 2. С. 129-134.

3. Стрелков Д.О. Особенности подготовки молодых специалистов в области организации режима и надзора в исправительных учреждениях // Человек: преступление и наказание. 2015. № 1(88). С. 155-160.

4. Хабаров А.В. Организация и правовые основы деятельности подразделений органов иучреждений уголовно-исполнительной системы по обеспечению безопасности осужденных и персонала в условиях модернизации инженерно-технических средств : дис.... канд. юрид. наук. Псков, 2011. 224 с.

5. Организация управления в уголовно-исполнительной системе : учебник : в 3 т. / под общ. ред. В.У. Ялунина; науч. ред. В.М. Анисимков, Б.Б. Казак, Н.П. Барабанов. Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2003. Т. 3: Специальная часть. 427 с.

КОНЦЕПТУАЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ РАЗВИТИЯ АНТИКРИЗИСНОЙ ПЕРЕГОВОРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

В. В. Вахнина

Аннотация: автором представлено теоретическое обоснование развития антикризисной переговорной компетентности сотрудников органов внутренних дел. Одной из психологических причин (и условий) возникновения кризисных ситуаций в переговорной деятельности органов внутренних дел является отсутствие или недостаточная профессионально-психологическая подготовка сотрудников. Антикризисная переговорная компетентность сотрудников органов внутренних дел — это динамически изменяющееся профессионально значимое интегральное личностное образование, состоящее из личност-

ных качеств, навыков и умений, предопределяющее сознательное отношение и конструктивное построение антикризисного переговорного процесса. Для ее развития необходимы: знание компонентов и структуры антикризисной переговорной компетентности; умение вести вербальный и невербальный обмен информацией; умение проводить диагностирование психологических свойств и качеств собеседника, определять эффективные стратегии, тактики и психотехники, взаимодействовать с субъектами переговоров, организовывать их совместную коммуникативную деятельность для достижения определенных це-

лей переговоров; готовность к применению знаний и умений, присущих антикризисной переговорной компетентности; эмоционально-волевая регуляция в процессе переговоров; желание успешного (антикризисного) ведения переговоров.

Антикризисная переговорная компетентность вырабатывается путем развития базовой переговорной компетентности и ее дальнейшей специализации. Сформированная антикризисная переговорная компетентность позволяет более успешно проводить переговоры, предупреждая возникновение кризисных переговорных ситуаций.

Ключевые слова: профессионально-психологическая подготовка; подготовленность; антикризисная переговорная компетентность; кризисная ситуация.

Одним из путей профилактики и преодоления кризисов переговорной деятельности является профессионально-психологическая подготовленность сотрудников органов внутренних дел к переговорам с преступниками. Анализ практики переговоров сотрудников органов внутренних дел в ситуациях, связанных с фактом совершения преступления,показал, что необходимо совершенствовать профессионально-психологическую подготовку сотрудников, проводить обучение «системному видению переговорной ситуации».

Проведенный анализ переговоров в ситуации, связанной с фактом совершения преступления, показал необходимость разработки концептуально-методических основ двух видов профессионально-психологической подготовки сотрудников ОВД к перего-

ворной деятельности с преступниками: общей переговорной компетентности и специальной — антикризисной переговорной компетентности.

Профессионально-психологическая подготовка ориентирована на повышение гибкости профессиональных навыков и умений, обеспечение их качественного функционирования при высокой психической напряженности в различных переговорных ситуациях; формирование умений и навыков использования психологических средств воздействия и приемов составления психологического портрета, психологического наблюдения, визуальной психодиагностики, установления психологического контакта в ситуации затрудненного общения.

Практика свидетельствует о том, что успешность проявления профессиональных навыков и умений в кризисной ситуации во многом зависит от развитости профессионально-психологических качеств личности переговорщика. В рамках проведенного исследования перечень профессионально важных качеств выявляется путем оценки психологических особенностей личности специалиста-переговорщика, успешно проводившего переговоры с преступниками. Кроме того, методом исследования является анализ специфики преодоления кризисов переговорных ситуаций, возникающих во время террористических актов и других кризисных ситуаций. Наиболее важными интегративными качествами для переговорщика являются развитый интеллект, обеспечивающий способность к анализу и прогнозу динамики событий, высокая стрессо-устойчивость, базирующаяся на уме-

нии формировать ресурсное состояние и креативность, способствующая проявлению надситуативной активности, а также толерантность, эмпатия и интуиция.

В силу разнообразия ситуаций и уровня их кризисности возникает необходимость, с одной стороны, вводить повышенные требования к профотбору и проводить специализацию переговорщиков, а с другой — обеспечить применение максимально приближенных разнообразных форм и методик их подготовки к реальностям затрудненного переговорного процесса.

В процессе профессионально-психологической подготовки сотрудников органов внутренних дел к переговорной деятельности в кризисных ситуациях, как установлено в ходе проведенных нами исследований, должны решаться следующие основные задачи:

а)ориентация в организацииперво-начальных действий органов внутренних дел в различных кризисных ситуациях, в том числе в ситуации захвата заложников;

б) формирование компетентности по ведению переговоров с преступниками на различных этапах спецоперации; усвоение особенностей выполнения задач сотрудниками на различных должностях: начальника оперативного штаба, руководителя группы ведения переговоров, переговорщика, психолога-эксперта;

в) изучение особенностей ведения переговоров с преступниками в различных ситуациях затруднений, связанных с фактом совершения преступления по различным мотивационным основаниям. Составление и анализ психологического портрета преступника.

Среди основных компонентов системы психологического обеспечения работы с переговорщиками следует выделять: отбор кандидатов с необходимыми профессионально важными качествами; обучение их приемам экспресс-диагностики актуальных психических состояний и личностных особенностей партнеров по переговорам; формирование навыков гибкости коммуникации и переговоров и оказания адекватного психологического воздействия; практическая отработка умений и навыков рефлексивного анализа в моделируемых и реальных условиях переговоров.

Профессионально-психологическая подготовка может осуществляться на лекционных, семинарских и практических занятиях в форме деловых (ролевых) игр.Антикризисная переговорная компетентность формируется и развивается в ходе практической деятельности (опыт практической деятельности), а также при прохождении специального курса и закреплении полученных знаний, умений и навыков в полевых условиях: на учениях или в реальной переговорной деятельности.

Подготовка переговорщиков включает в себя несколько уровней формирования переговорного профессионализма (переговорной эффективности): базовая коммуникативная подготовка; профессиональная переговорная компетентность; антикризисная переговорная компетентность переговорщика.

Анализ практики свидетельствует о том, что спонтанная поисковая активность субъекта переговоров, направленная на профилактику и разрешение кризисных ситуаций в переговорах, вы-

ражается в различных формах поведения: давление (противодействие) или игнорирование (уход). Наличие переговорной грамотности возникает после начальной переговорной подготовки, проявляющейся в осведомленности, позволяющей конструктивно решать проблемы и противоречия межличностного взаимодействия, без особого осознания и понимания механизмов, лежащих в их основе.

Профессиональная переговорная компетентность — это система научных знаний о переговорах и умений управлять ими, целенаправленно развиваемых в процессе специально организованного обучения применительно к ситуациям учебного и профессионального взаимодействия субъектов переговорного процесса, а также совместной деятельности.

Высшим уровнем переговорной подготовки является антикризисная переговорная компетентность личности сотрудника органов внутренних дел, под которой понимается динамически изменяющееся профессионально значимое интегральное личностное образование, состоящее из личностных качеств, навыков и умений, предопределяющее сознательное отношение и конструктивное построение антикризисного переговорного процесса. Антикризисная переговорная компетентность личности сотрудника органов внутренних дел выступает необходимым условием профессионального мастерства.

Итак, непредсказуемость и неповторимость переговоров с преступником в кризисных ситуациях требует знаний, устойчивых навыков, гибкости в ходе ведения диалога, а все это — резуль-

тат серьезной целенаправленной подготовки.

Выделенные нами психологические уровни формирования профессиональной переговорной эффективности позволили рассматривать личность специалиста-переговорщика, направленного на развитие профессиональных способностей и профессионально важных качеств, обеспечивающих конструктивное решение проблем межличностного взаимодействия в процессе ведения переговоров в различных ситуациях, связанных с фактом совершения преступления.

По нашему мнению, система подготовки переговорщиков носит комплексный характер и подразумевает привлечение различных специалистов. Динамичность, насыщенность и креативность — основополагающие принципы системы такой подготовки.

В настоящее время в различных подразделениях органов внутренних дел создаются группы ведения переговоров, деятельность которых направлена на разрешение конфликтных ситуаций без применения силы (антикризисные переговоры): взаимодействие с толпой, ведение переговоров в ситуации захвата заложников, переговоры с представителями общественно-политических организаций.

На практике руководители органов внутренних дел осуществляют управление группой ведения переговоров, координируют ее действия, однако им приходится достаточно часто лично вступать в переговоры, ведь ситуация, связанная с фактом совершения преступления, обусловленная необходимостью ведения переговоров с преступниками, может возникнуть непредвиденно, в лю-

бое время, на любой территории или объекте. Умение вести переговоры в экстремальных ситуациях—обязательное требование к значительному числу сотрудников органов внутренних дел.

Стихийно приобретенный сотрудниками органов внутренних дел опыт ведения переговоров без специального и целенаправленного обучения не всегда обеспечивает успех операции. Необходима специальная подготовка, направленная на формирование и развитие переговорной компетентности сотрудников органов внутренних дел, гибкости поведенческих и коммуникативных реакций.

В ходе специальной психологической подготовки в наибольшей мере решаются вопросы по снижению числа элементов неизвестности в общей системе предстоящих действий, формируются и активизируются специфические качества, необходимые именно для выполнения данной задачи [2, с. 37, 40].

Формирование антикризисной переговорной компетентности, навыков реального взаимодействия с преступниками представляется наиболее сложным этапом подготовки специалистов-переговорщиков. Проблема состоит не только в том, что сложно смоделировать кризисную ситуацию, но и в том, что не всегда возможно предугадать все особенности ее дальнейшего развития. Как правило, анализ специфики переговоров осуществляется post factum. Восприятие и интерпретация произошедших событий имеют определенную степень субъективизма, что следует учитывать в ходе психологического анализа особенностей переговорного процесса.

Антикризисная переговорная компетентность, ее становление происходят в деятельности, которая развивает переговорное мастерство посредством включения в процесс реальной коммуникации, развитие коммуникативных навыков идет через многократное повторение действий и операций в условиях реально осуществляемой деятельности [3, с. 203].

Повышение эффективности переговорной деятельности сотрудников органов внутренних дел, преодоление кризисов в их переговорной деятельности предусматривают современное изучение особенностей этих кризисов в различных ситуациях, связанных с фактом совершения преступления(в частности, использование новых моделей переговоров, иных адаптационных возможностей, формирование переговорной компетентности (подготовленности) и готовности сотрудников органов внутренних дел к действиям при чрезвычайных обстоятельствах], что обеспечит эффективное позитивное разрешение кризисных ситуаций и позволит значительно минимизировать возможные негативные последствия действий преступников.

Литература

1. Поздняков В.М. Профессионально-психологическая компетентность и психологическая культура юристов // Юридическая психология. 2010. № 3. С. 36-39.

2. Корчемный П.А. Психологическая подготовка летного состава к боевым действиям. М., 2012. 153 с.

3. Социальная коммуникация в современном мире: монография / под общ. ред. А.А. Деркача, Е.Б. Перелыгиной. М., 2004. 446 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.