Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ У ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ У ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
81
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МОТИВАЦИЯ / МОТИВЫ / АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Муллер Ольга Юрьевна

Обоснование. Одной из важных проблем, связанных с трудностями организации условий для занятий физической культурой лиц с ограниченными возможностями здоровья, является изучение особенностей мотивации к занятиям физической культурой у студентов с ограниченными возможностями здоровья. Именно от мотивации зависят целенаправленность, активность, заинтересованность студентов в своей деятельности. Ее решение предусматривает исследование элементов мотивационной системы, поэтому возникает необходимость изучения психолого-педагогических аспектов мотивации. Цель: определение структуры и выявление перечня мотивов к занятиям физической культурой и спортом у лиц с ограниченными возможностями здоровья. Материалы и методы: литературный обзор, эмпирическое исследование, сравнительный анализ. С целью диагностики выявления ценностных установок к занятиям физической культурой и спортом использовалась методика А.В. Шаболтас «Мотивы занятий спортом», предполагающая наличие базовых мотивов к занятиям физической культурой и спортом. В эксперименте приняли участие студенты, которые были разделены на две группы: студенты с ограниченными возможностями здоровья и студенты без ограничений на посещение занятий физической культурой и спортом. Результаты. Результаты анализа эмпирических исследований сопоставляются с методикой А.В. Шаболтас, теориями мотивации А. Маслоу и К. Альдерфера, в итоге преобладающие мотивы соответствуют «среднему» уровню иерархии общечеловеческих потребностей, т. е. мотивам социального содержания. Автором разработана структура мотивов лиц с ограниченными возможностями здоровья к занятиям физической культурой и спортом, которая рассматривается как взаимосвязь между потребностями и мотивами, определяющими потребность в социализации, к общему признанию и самоутверждению. Заключение. В результате исследования подтверждено, что у лиц с ограниченными возможностями здоровья в спортивной деятельности более выраженно проявляются мотивы социального и физического самоутверждения в отличие от лиц без ограничений на посещение занятий физической культурой и спортом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Муллер Ольга Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF CREATING MOTIVATION FOR PHYSICAL EDUCATION AND SPORT IN PERSONS WITH HEALTH CONDITIONS

Introduction. One of the important problems associated with physical education for people with health conditions is identifying the features of their motivation for physical education. Purposefulness and the interest of students in their activities depend on motivation. Creating motivation requires identifying the elements of the motivational system. Therefore, there is a need to identify the psychological and pedagogical aspects of motivation. Aims: the paper aims to identify the motives for physical education and sport and their structure in persons with health conditions. Materials and methods. The following methods were implemented: literature review, empirical research, comparative analysis. The method of A. Shaboltas (“Motives for sports”), which suggests the presence of the basic motives for physical education and sport, was used to find personal values associated with physical education. The study involved two groups of students (with and without health conditions). Results: the results obtained in empirical studies were compared with the method of A. Shaboltas and motivation theories of A. Maslow and K. Alderfer. It was found that dominant motives corresponded to the average level of the hierarchy of needs (love and belonging). The author developed a structure of motives of people with health conditions, which was considered as a relationship between needs and motives that determined the need for socialization, recognition and self-esteem. Conclusion: as a result of the study, it was confirmed that the motives of social and physical self-esteem were more pronounced in sports activities among persons with health conditions compared to healthy individuals.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ У ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Научная статья УДК 37.015

РСН: 10.14529/]ррэ220304

Психолого-педагогические аспекты формирования мотивации к занятиям физической культурой и спортом у лиц с ограниченными возможностями здоровья

О.Ю. Муллер^

Сургутский государственный университет, г. Сургут, Россия я ти11вг_ои@вигди. ги

Аннотация

Обоснование. Одной из важных проблем, связанных с трудностями организации условий для занятий физической культурой лиц с ограниченными возможностями здоровья, является изучение особенностей мотивации к занятиям физической культурой у студентов с ограниченными возможностями здоровья. Именно от мотивации зависят целенаправленность, активность, заинтересованность студентов в своей деятельности. Ее решение предусматривает исследование элементов мотивационной системы, поэтому возникает необходимость изучения психолого-педагогических аспектов мотивации. Цель: определение структуры и выявление перечня мотивов к занятиям физической культурой и спортом у лиц с ограниченными возможностями здоровья. Материалы и методы: литературный обзор, эмпирическое исследование, сравнительный анализ. С целью диагностики выявления ценностных установок к занятиям физической культурой и спортом использовалась методика А.В. Шаболтас «Мотивы занятий спортом», предполагающая наличие базовых мотивов к занятиям физической культурой и спортом. В эксперименте приняли участие студенты, которые были разделены на две группы: студенты с ограниченными возможностями здоровья и студенты без ограничений на посещение занятий физической культурой и спортом. Результаты. Результаты анализа эмпирических исследований сопоставляются с методикой А.В. Шаболтас, теориями мотивации А. Маслоу и К. Альдерфера, в итоге преобладающие мотивы соответствуют «среднему» уровню иерархии общечеловеческих потребностей, т. е. мотивам социального содержания. Автором разработана структура мотивов лиц с ограниченными возможностями здоровья к занятиям физической культурой и спортом, которая рассматривается как взаимосвязь между потребностями и мотивами, определяющими потребность в социализации, к общему признанию и самоутверждению. Заключение. В результате исследования подтверждено, что у лиц с ограниченными возможностями здоровья в спортивной деятельности более выраженно проявляются мотивы социального и физического самоутверждения в отличие от лиц без ограничений на посещение занятий физической культурой и спортом.

Ключевые слова: студенты, ограниченные возможности здоровья, инклюзивное образование, мотивация, мотивы, адаптивная физическая культура

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Муллер О.Ю. Психолого-педагогические аспекты формирования мотивации к занятиям физической культурой и спортом у лиц с ограниченными возможностями здоровья // Психология. Психофизиология. 2022. Т. 15, № 3. С. 35-42. Б01: 10.14529/^220304

© Муллер О.Ю., 2022.

Original article

DOI: 10.14529/jpps220304

Psychological and pedagogical aspects of creating motivation for physical education and sport in persons with health conditions

Muller O.Yu.B

Surgut State University, Surgut, Russia M muller_ou@surgu.ru

Abstract

Introduction. One of the important problems associated with physical education for people with health conditions is identifying the features of their motivation for physical education. Purposefulness and the interest of students in their activities depend on motivation. Creating motivation requires identifying the elements of the motivational system. Therefore, there is a need to identify the psychological and pedagogical aspects of motivation. Aims: the paper aims to identify the motives for physical education and sport and their structure in persons with health conditions. Materials and methods. The following methods were implemented: literature review, empirical research, comparative analysis. The method of A. Shaboltas ("Motives for sports"), which suggests the presence of the basic motives for physical education and sport, was used to find personal values associated with physical education. The study involved two groups of students (with and without health conditions). Results: the results obtained in empirical studies were compared with the method of A. Shaboltas and motivation theories of A. Maslow and K. Alderfer. It was found that dominant motives corresponded to the average level of the hierarchy of needs (love and belonging). The author developed a structure of motives of people with health conditions, which was considered as a relationship between needs and motives that determined the need for socialization, recognition and self-esteem. Conclusion: as a result of the study, it was confirmed that the motives of social and physical self-esteem were more pronounced in sports activities among persons with health conditions compared to healthy individuals.

Keywords: students, health conditions, inclusive education, motivation, motives, adaptive physical education

The author declares no conflict of interest.

For citation: Muller O.Yu. Psychological and pedagogical aspects of creating motivation for physical education and sport in persons with health conditions. Psikhologiya. Psikhofiziologiya = Psychology. Psy-chophysiology. 2022;15(3):35-42. (in Russ.) DOI: 10.14529/jpps220304

Введение

Целью занятий физической культурой и спортом у лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является коррекция и устранение их психологического и физического состояния, восстановление социальных функций. Именно в сфере спортивной деятельности в наибольшей степени сближены личные и общественные интересы, спорт как специфический социокультурный феномен нацелен на формирование и развитие культуры умений и навыков двигательной активности. Социокультурная практика спортивной деятельности актуализирует потенциальные возможности человека с ОВЗ к саморазвитию, самовосстановлению, повышает качество его жизни, помогает наиболее полно интегрироваться в социальную среду.

Физическая культура не ограничивается только развитием физических качеств, а так-

же способствует формированию и развитию психологических и духовных качеств. В настоящее время такими исследователями, как Р.А. Абашкина [1], В.К. Биловус [2], A. Mendez-Gimenez [3], признается, что адаптивная физическая культура - наиболее доступное средство социокультурной адаптации лиц с ОВЗ. Согласимся с мнением ученых, так как именно адаптивная физическая культура помогает человеку с ОВЗ найти равновесие между недостатками своего физического здоровья и развитием личности возможно во многом через определенный уровень социализации.

Е.А. Гулина отмечает, что для студентов большое значение в адаптивной физической культуре имеет психологический аспект [4]. В частности, одной из основных причин асо-циализации людей с ограниченными возможностями здоровья называется отсутствие мо-

тивации, представляющее актуальную психолого-педагогическую проблему. Ее решение предусматривает исследование взаимосвязанных между собой элементов мотивационной системы. Таким образом, возникла необходимость изучения аспектов мотивации обучающихся с ОВЗ к занятиям физической культурой и спортом, которые позволили бы повысить интерес к таким занятиям.

Обзор литературы

Проблемы, связанные с трудностями организации условий для занятий физической культурой лиц с ОВЗ, рассмотрены многими зарубежными и российскими исследователями. Так, Т.П. Бегидова с соавторами (2019) раскрывают важную роль занятий адаптивной физической культурой и спортом на получение высшего образования лицами с ОВЗ [5]. Н.А. Воронов в своем исследовании анализирует проблемы адаптивной физической культуры, выявляет ее недостатки и явные преимущества [6]. Отмечая роль адаптивной физической культуры, Г.А. Литвина с соавторами (2016) выделяют ее компоненты и делают вывод об эффективном применении средств адаптивной физической культуры [7]. Т.М. Панкратович и Е.М. Голикова исследуют педагогическое содействие студентов в формировании у них готовности к реализации инклюзивной формы образования в процессе профессиональной деятельности, которое проводится поэтапно, на основании поставленных задач [8]. В.В. Черкасов с соавторами (2021), актуализируя проблему физкультурно-спортивной ориентации обучающихся с ОВЗ, предлагают комплекс мер, включающий работу по информированию обучающихся о возможностях занятий адаптивными видами физической культуры [9]. E.N. Gilbert отмечает, что инклюзия и интеграция остаются важными темами в сфере образования и выделяет стратегии, которые могут привести к повышению физической подготовки, связанной со здоровьем, физической активностью и специфическими спортивными навыками обучающихся с ОВЗ [10].

Представлены некоторые проблемы физического воспитания и спорта в высших учебных заведениях Болгарии, результаты опроса студентов вуза, а также направления деятельности по предмету «Физическая культура и спорт» [11]. Исследованы особенности восприятия барьеров и факторов, способст-

вующих активному участию в физической активности лиц с ОВЗ [12].

Одной из важных проблем, связанных с трудностями организации условий для занятий физической культурой лиц с ОВЗ, является изучение особенностей мотивации к занятиям физической культурой у студентов с ОВЗ. Именно от мотивации зависят целенаправленность, активность, заинтересованность студентов в своей деятельности.

В психолого-педагогической литературе имеются научные труды об изучении мотивации у лиц с ОВЗ в спортивной деятельности. С.В. Седоченко, О.Н. Савинкова, Т.П. Бегидо-ва посвятили исследование спортивной мотивации, в результате проведения которого изучался интерес к занятиям, а также осуществлялся опрос студентов с ОВЗ, занимающихся спортом [13].

Не менее значимы результаты экспериментальных исследований, проведенные О.В. Дубровиной с соавторами (2014), о психологической устойчивости, интересах и мотивации к занятиям физической культурой и спортом студентов с ОВЗ [14]. А.С. Махов рассматривает психолого-педагогические особенности мотивации к занятиям физическими упражнениями и спортом у лиц с ОВЗ и выявляет группы мотивов [15].

Исследователь С.В. Ильинский рассматривает мотивацию спортсмена как очень важный элемент его деятельности, учитывая тот фактор, что за относительно небольшие сроки требуется достичь наилучшего результата в условиях жесткой конкуренции [16].

Особую актуальность в современных условиях приобретает проблема формирования мотивов у спортсменов с ОВЗ, которой посвятили свои труды такие исследователи, как Т.Е. Казакова, А.В. Корнев, З.Н. Платонова, Н.А. Бондарева и др.

Цель исследования - определить структуру и выявить перечень мотивов к занятиям физической культурой и спортом у лиц с ОВЗ.

Материалы и методы

Методы, используемые при проведении исследования: литературный обзор, эмпирическое исследование, сравнительный анализ. Сцелью диагностики выявления мотивов к занятиям физической культурой и спортом использовалась методика А.В. Шаболтас «Мотивы занятий спортом», предназначенная для выявления ценностных установок к заня-

тиям спортом и предполагающая наличие базовых мотивов к занятию спортом. В эксперименте приняли участие студенты, которые были разделены на две группы: студенты с ОВЗ и студенты без ограничений на посещение занятий физической культурой и спортом. Опросник позволяет выявить доминирующие цели занятий физической культурой и спортом. Ма-тематико-статистическая обработка полученных данных проводилась с помощью критерия Манна - Уитни. На основании проанализированных источников и эмпирических исследований была определена структура мотивов лиц с ОВЗ к занятиям физической культурой и спортом.

Результаты

Исследователи З.Н. Платонова и Н.А. Бондарева рассматривают отличие мотивации спортсменов с ограниченными возможностями здоровья от мотивации спортсменов без ограничения здоровья [17]. Ученые констатируют тот факт, что у спортсменов с ОВЗ мотивация более низкая, чем у спортсменов без ОВЗ. Учитывая командный характер спортивной деятельности, данные показатели объясняются невысоким уровнем социальной вовлеченности лиц с ОВЗ, что препятствует развитию необходимых для повышения мотивации качеств личности. У лиц с ОВЗ ведущими мотивами являются социальная значимость и накопление специальных знаний и навыков, т. е. отмечается выраженный мотив подготовки к профессиональной деятельности. Данный фактор следует из связи профессиональной деятельности с мотивом стремления добиться социального признания через успехи в спортивной деятельности, быть востребованным в обществе.

Анализ данных, полученных автором А.В. Корневым в ходе анкетирования спортсменов, занимающихся голболом, показал высокую значимость мотива «я хочу быть полезным обществу», что согласуется с результатами исследования З.Н. Платонова и Н.А. Бондарева [18].

В исследовании Т.Е. Казаковой представлен анализ мотивации спортсменов с нарушением опорно-двигательного аппарата к занятиям бочча: мотивы лиц с ОВЗ в спортивной деятельности связаны с такими мотивами, как социализация, самоутверждение и общение [19]. По методике А.В. Шаболтас они относятся к мотивам социального само-

утверждения и физического самоутвержде-

1

ния .

Для определения мотивов к занятиям физической культурой и спортом нами проведено исследование среди студентов направлений бакалавриата «Физическая культура для лиц с ограниченными возможностями здоровья (адаптивная физическая культура)» и «Педагогическое образование». В исследовании по методике А.В. Шаболтас приняли участие 8 студентов с нарушением слуха и 8 студентов без ограничений на посещение занятий физической культурой и спортом. Данная методика, представленная в виде опросника, позволяет выявить доминирующие цели занятий физической культурой и спортом. Результаты опроса отражены в таблице.

Данные таблицы в целом согласуются с эмпирическими данными проанализированных авторских исследований. Отчетливо видно выраженное проявление у студентов с нарушением слуха в спортивной деятельности мотивов социального самоутверждения и физического самоутверждения, тогда как мотив эмоционального удовольствия у студентов обеих категорий выражен практически одинаково. Мотив самоутверждения - желание человека сохранить собственную высокую самооценку и подтвердить ее в оценках других людей - это доминирующий вид мотивов в структуре мотивации. Ярко выраженный мотив социального самоутверждения указывает на стремление студентов проявить себя, добиться уважения окружающих. Данные о мотиве физического самоутверждения свидетельствуют о стремлении к физическому развитию, сохранению здоровья, становлению характера.

Обсуждение

Рассмотренные эмпирические исследования мы сопоставили с теорией потребности и мотивации А. Маслоу2, известной четкой иерархией общечеловеческих потребностей. В концепции «иерархии мотивов» А. Маслоу вышеприведенные мотивы относятся к социальным, находящимся в середине образной пирамиды общечеловеческих потребностей.

1 Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2002. 512 с.

2 Маслоу А. Мотивация и личность. Питер, 2019. 400 с.

Таблица Table

Результаты опроса по методике А.В. Шаболтас, баллы Results of the survey (following the method of A. Shaboltas), scores

Категория Category Мотив эмоционального удовольствия Emotional pleasure Мотив социального самоутверждения Social self-esteem Мотив физического самоутверждения Physical self-esteem

Студенты без ограничений на посещение занятий физической культурой и спортом Students without health conditions 9,2 14,1 8,8

Студенты с ограниченными возможностями здоровья Students with health conditions 10,1 19,2 12,4

Теория мотивации и потребностей ERG («Existence», «Relatedness», «Growth» - «Существование», «Социализация», «Развитие») К. Альдерфера логично дополняет концепцию А. Маслоу: вышеупомянутые потребности также соответствуют социальным потребностям согласно теории Альдерфера [20]. По утверждению К. Альдерфера потребности, в том числе и социальные, могут оставаться неудовлетворенными и через длительный период времени, если не изменить ориентиры. Длительно неудовлетворенная потребность перестает быть мотивирующей, тогда мотивирующей становится потребность более низкого уровня. Такой фактор, как ограничение здоровья, не всегда позволяет человеку с ОВЗ во время занятий физической культурой и спортом перейти на более высокую ступень в данной иерархии потребностей. Социальная потребность человека с ОВЗ связана со стремлением к развитию, к общему признанию и самоутверждению, желанием активно развиваться в своей сфере деятельности.

Сопоставляя рассмотренные выше исследования об особенностях мотивации лиц с ОВЗ к занятиям физической культурой и спортом с теориями А. Маслоу и ERG К. Аль-дерфера, мы пришли к выводу, что преобладающие мотивы соответствуют «среднему» уровню иерархии общечеловеческих потребностей, т.е. мотивам социального содержания («Relatedness»). «Высшие» потребности («Growth») в мотивации лиц с ОВЗ в спортивной деятельности, согласно теории Альдер-фера, проявляются, но в меньшей степени, чем у лиц без ограничений на посещение за-

нятий физической культурой и спортом (см. рисунок).

Связь между потребностями и мотивами у лиц с ОВЗ, занимающихся спортивной деятельностью, наблюдается в потребности в социализации (признании) и мотивации к социальному и физическому самоутверждению. Их подкрепляют мотивы социально-эмоционального значения; мотивы к достижению высоких успехов в спортивной деятельности у лиц с ОВЗ практически не проявляются. Последнее объясняется теорией потребностей по Альдерферу - высокая значимость социальных потребностей «тормозит» переход мотивации к «успеху», т. е. к достижению высоких спортивных результатов.

Заключение

Таким образом, структура мотивов лиц с ОВЗ к занятиям физической культурой и спортом рассматривается как взаимосвязь между потребностями и мотивами, определяющими потребность в социализации, к общему признанию и самоутверждению.

В результате исследования подтверждено, что у лиц с ОВЗ в спортивной деятельности более выраженно проявляются мотивы социального и физического самоутверждения в отличие от лиц без ограничений на посещение занятий физической культурой и спортом. Следует также учитывать определенное влияние индивидуальных характеристик и нозологию лиц с ОВЗ, занимающихся физической культурой и спортом, на структуру мотивации и потребностей, что позволит разработать индивидуальную траекторию в процессе занятий физической культурой и спортом.

Рис. Структура мотивов лиц с ОВЗ к занятиям физической культурой и спортом Fig. The structure of the motives for physical education and sport among people with health conditions

Анализ полученных данных способствует установлению приоритетов в разработке и реализации психолого-педагогических методик проведения занятий физической культу

рой и спортом в условиях инклюзивного образования, способствующих развитию профессионально важных качеств и личностных особенностей лиц с ОВЗ.

Список источников

1. Abashkina R.A. Adaptive physical culture in the formation of health among young people with disabilities. Molodoi uchenyi = Young scientist. 2018;26(212):99—100. (in Russ.).

2. Bilovus V.K., Savchenko S.V. Influence of adaptive physical culture on the social adaptation of people with disabilities. Alleya nauki = Alley science. 2017;5:39-41. (in Russ.).

3. Méndez-Giménez A., Fernández-Río J., Méndez-Alonso D. Modelo de educación deportiva versus modelo tradicional: efectos en la motivación y deportividad. Revista Internacional de Medicina y Ciencias de la Actividad Física y del Deporte. 2015;15(59):449-466. DOI: https://doi.org/ 10.15366/rimcafd2015.59.004.

4. Gulina E.Yu. The role of adaptive physical culture in the rehabilitation of students with health problems in the universities of culture and arts. Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv = Bulletin of the Kazan State University of Culture and Arts. 2017;1:151-155. (in Russ.).

5. Begidova T.P., Begidov M.V., Suhanova E.V. The role of adaptive physical culture and sports in inclusive education. Adaptivnaya fizicheskaya kul'tura = Adaptive physical education. 2019;4:48-49. (in Russ.).

6. Voronov N.A. Adaptive physical culture and health. Mezhdunarodnyj zhurnal gumanitarnyh i es-testvennyh nauk=International Journal of Humanities and Natural Sciences. 2018;8:32-34. (in Russ.)

7. Litvina G.A., Kul'chitskii V.E., Ageev A.V. Adaptive physical culture as a means of physical rehabilitation and social adaptation. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya = World of science, culture, education. 2016;3(58):62-63. (in Russ.).

8. Pankratovich T.M., Golikova E.M. Formation of readiness of students of the Institute of Physical Culture and Sports for the implementation of an inclusive form of education in professional activities. Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka = Physical culture: upbringing, education, training. 2015;5:55-58. (in Russ.).

9. Черкасов В.В., Ильиных И.А., Лапаев Е.А. Физкультурно-спортивная ориентация детей с ОВЗ // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2021. № 1. С. 126-133.

10. Gilbert E.N. Designing inclusive physical education with universal design for learning // Journal of Physical Education, Recreation and Dance. 2019. Vol. 7. P. 15-21. DOI: https://doi.org/10.1080/07303084.2019.163730

11. Yaneva A., Miletiev S. To the question for physical education and sports in higher education in Bulgaria // Strategies for Policy in Science and Education. 2019. Vol. 4. P. 428-443.

12. Shield N., Synnot A. Perceived barriers and facilitators to participation in physical activity for children with disability: a qualitative study // BMC Pediatrics. 2016. Vol. 16. DOI: https://doi.org/10.1186/s12887-016-0544-7

13. Седоченко С.В., Савинкова О.Н., Бегидова Т.П. Исследование мотивации к занятиям адаптивным спортом в аспекте социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Университета Российской академии образования. 2018. № 4 (11). С. 115-118.

14. Психологическая адаптация и мотивация оздоровления студентов группы адаптивной физической культуры / О.В. Дубровина, Л.Л. Кузьмина, А.Н. Козлова, М.И. Чижов // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2014. № 4. С. 8-14.

15. Махов А.С. Психолого-педагогические особенности мотивации к занятиям спортом у лиц с нарушением зрения // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2013. № 1-2 (77). С. 120-124.

16. Ильинский С.В. Особенности мотивации спортсменов в различных видах спорта // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. 2013. № 1 (13). С. 75-84.

17. Платонова З.Н., Бондарева Н.А. Особенности спортивной мотивации у спортсменов с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Серия: Педагогика. Психология. Философия. 2021. № 2 (22). С. 64-71.

18. Корнев А.В. Анализ уровня мотивации к занятиям голболом у спортсменов с нарушением зрения // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2014. № 11 (117). С. 203-209.

19. Казакова Т.Е. Мотивы спортсменов с поражением опорно-двигательного аппарата к занятиям бочча // Омский научный вестник. 2015. № 4. С. 209-211.

20. Alderfer C.P. Existence, relatedness, and growth; human needs in orgazational settings. New York: Free Press, 1972. 198 р.

Поступила 05.05.2022; одобрена после рецензирования 28.06.2022; принята к публикации 15.07.2022

Информация об авторе :

Муллер Ольга Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики профессионального и дополнительного образования, Институт гуманитарного образования и спорта, Сургутский государственный университет (Россия, 628412, ХМАО-Югра, г. Сургут, пр. Ленина, д. 1), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8938-5386, muller_ou@surgu.ru

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

References

1. Abashkina R.A. Adaptive physical culture in the formation of health among young people with disabilities. Molodoi uchenyi = Young scientist. 2018;26(212):99-100. (in Russ.).

2. Bilovus V.K., Savchenko S.V. Influence of adaptive physical culture on the social adaptation of people with disabilities. Alleya nauki = Alley science. 2017;5:39-41. (in Russ.).

3. Méndez-Giménez A., Fernández-Río J., Méndez-Alonso D. Modelo de educación deportiva versus modelo tradicional: efectos en la motivación y deportividad. Revista Internacional de Medicina y Ciencias de la Actividad Física y del Deporte. 2015;15(59):449-466. DOI: https://doi.org/10.15366/rimcafd2015.59.004.

4. Gulina E.Yu. The role of adaptive physical culture in the rehabilitation of students with health problems in the universities of culture and arts. Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv = Bulletin of the Kazan State University of Culture and Arts. 2017;1:151-155. (in Russ.).

5. Begidova T.P., Begidov M.V., Suhanova E.V. The role of adaptive physical culture and sports in inclusive education. Adaptivnaya fizicheskaya kul'tura = Adaptive physical education. 2019;4:48-49. (in Russ).

6. Voronov N.A. Adaptive physical culture and health. Mezhdunarodnyj zhurnal gumanitarnyh i es-testvennyh nauk=International Journal of Humanities and Natural Sciences. 2018;8:32-34. (in Russ.)

7. Litvina G.A., Kul'chitskii V.E., Ageev A.V. Adaptive physical culture as a means of physical rehabilitation and social adaptation. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya = World of science, culture, education. 2016;3(58):62-63. (in Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Pankratovich T.M., Golikova E.M. Formation of readiness of students of the Institute of Physical Culture and Sports for the implementation of an inclusive form of education in professional activities. Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka = Physical culture: upbringing, education, training. 2015;5:55-58. (in Russ.).

9. Cherkasov V.V., Il'inyh I.A., Lapaev E.A. Physical culture and sports orientation of children with disabilities. Vestnik Surgutskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta = Bulletin of the Surgut State Pedagogical University. 2021;1:126-133. (in Russ.).

10. Gilbert E.N. Designing inclusive physical education with universal design for learning. Journal of Physical Education, Recreation and Dance. 2019;7:15-21. DOI: https://doi.org/10.1080/ 07303084.2019.163730

11. Yaneva A., Miletiev S. To the question for physical education and sports in higher education in Bulgaria. Strategies for Policy in Science and Education. 2019;4:428-443.

12. Shield N., Synnot A. Perceived barriers and facilitators to participation in physical activity for children with disability: a qualitative study. BMC Pediatrics. 2016; 16: DOI: https://doi.org/10.1186/s12887-016-0544-7

13. Sedochenko S.V., Savinkova O.N., Begidova T.P. Study of motivation for adaptive sports in the aspect of social integration of people with disabilities. Vestnik Universiteta Rossijskoj akademii obrazovaniya = Bulletin of the University of the Russian Academy of Education. 2018;4(11):115-118. (in Russ.).

14. Dubrovina O.V., Kuz'mina L.L., Kozlova A.N., CHizhov M.I. Psychological adaptation and motivation for the improvement of students of the group of adaptive physical culture. Izvestiya Tul'sko-go gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport = Izvestiya Tula State University. Physical Culture. Sport. 2014;4:8-14. (in Russ.).

15. Mahov A.S. Psychological and pedagogical features of motivation for sports in persons with visual impairment. Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I.Ya. Yakovleva = I. Yakovlev Chuvash state pedagogical university bulletin. 2013;1-2(77):120-124. (in Russ).

16. Il'inskii S.V. Features of the motivation of athletes in various sports. Vestnik Samarskoj gumani-tarnoj akademii. Seriya: Psihologiya = Bulletin of the Samara Humanitarian Academy. 2013;1(13):75-84. (in Russ.).

17. Platonova Z.N, Bondareva N.A. Features of sports motivation in athletes with disabilities. Vestnik Severo-Vostochnogo federal'nogo universiteta im. M.K. Ammosova. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Filosofiya = Bulletin of the North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov. 2021;2(22):64-71. (in Russ.).

18. Kornev A.V. Analysis of the level of motivation for practicing goalball among athletes with visual impairment. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2014; 11(117):203-209. (in Russ.).

19. Kazakova T.E. Motives of athletes with lesions of the musculoskeletal system for boccia classes. Omskii nauchnyi vestnik = Omsk Scientific Bulletin. 2015;4:209-211. (in Russ.).

20. Alderfer C.P. Existence, relatedness, and growth; human needs in orgazational settings. New York. Free Press. 1972:198.

Submitted 05.05.2022; approved after reviewing 28.06.2022; accepted for publication 15.07.2022.

About the author:

Olga Yu. Muller, PhD Pedagogy, docent at the Chair of Professional and Further Education Pedagogy, Surgut State University (Lenin Ave. 1, Surgut, Khanty-Mansi Autonomous Okrug, 628403, Russia), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8938-5386, muller_ou@surgu.ru

The author has read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.