Научная статья на тему 'Взаимосвязь мотивационной направленности и смысложизненных ориентаций в системе обучения студентов-спортсменов'

Взаимосвязь мотивационной направленности и смысложизненных ориентаций в системе обучения студентов-спортсменов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
51
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / EDUCATIONAL ACTIVITY / МОТИВЫ / MOTIVES / MAJOR MOTIVES / СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / LIFE-PURPOSE ORIENTATIONS / СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SPORTS ACTIVITY / СТУДЕНТЫ / STUDENTS / МОТИВАЦИОННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яковлев Б.П., Гафарова Г.И., Сальков А.В., Охрименко И.Б., Усаева Н.Р.

Учебная деятельность студентов, получение высшего профессионального образования детерминированы не только мотивами занятия различными видами спорта, но и личностными смысложизненными ориентациями. Авторы использовали стандартизированные методики с целью выявления взаимосвязи между смысложизненными ориентациями и доминирующими мотивами занятий спортом у студентов-бакалавров разных профилей, обучающихся по направлению «Физическая культура и спорт». Полученные результаты показали, что у студентов-бакалавров существуют положительные взаимосвязи между мотивами занятий спортом и смысложизненными ориентациями. Выявленная корреляционная связь показывает, что стремление проявить себя выражается в том, что занятия спортом и учебные занятия, а также достигаемые при этом успехи рассматриваются и переживаются как личный престиж и зависят от высокого уровня эмоциональных переживаний и социального самоутверждения студента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь мотивационной направленности и смысложизненных ориентаций в системе обучения студентов-спортсменов»

ВЗАИМОСВЯЗЬ МОТИВАЦИОННОй НАПРАВЛЕННОСТИ И СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИй В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ-СПОРТСМЕНОВ

УДК/UDC 796.01:159.9

Информация для связи с автором: apokin_vv@mail.ru

Поступила в редакцию 13.07.2015 г.

Доктор психологических наук, профессор Б.П. Яковлев1 Аспирантка Г.И. Гафарова1

Кандидат педагогических наук, доцент А.В. Сальков1 Кандидат педагогических наук, доцент И.Б. Охрименко1 Аспирантка Н.Р. Усаева1

1 Сургутский государственный университет, Сургут

RELATIONSHIP OF MAJOR MOTIVES AND LIFE-PURPOSE ORIENTATIONS IN TEACHING SYSTEM OF STUDENT-ATHLETES

Dr.Sc.Psych., Professor B.P. Yakovlev1 Postgraduate student G.I. Gafarova Ph.D., Associate Professor A.V. Sal'kov Ph.D., Associate Professor I.B. Okhrimenko Postgraduate student N.R. Usaeva 1 Surgut State University, Surgut

Аннотация

Учебная деятельность студентов, получение высшего профессионального образования детерминированы не только мотивами занятия различными видами спорта, но и личностными смысложизненными ориентациями. Авторы использовали стандартизированные методики с целью выявления взаимосвязи между смысложизненными ориентациями и доминирующими мотивами занятий спортом у студентов-бакалавров разных профилей, обучающихся по направлению «Физическая культура и спорт». Полученные результаты показали, что у студентов-бакалавров существуют положительные взаимосвязи между мотивами занятий спортом и смысло-жизненными ориентациями. Выявленная корреляционная связь показывает, что стремление проявить себя выражается в том, что занятия спортом и учебные занятия, а также достигаемые при этом успехи рассматриваются и переживаются как личный престиж и зависят от высокого уровня эмоциональных переживаний и социального самоутверждения студента.

Ключевые слова: учебная деятельность, мотивы, мотивационная направленность, смысложизненные ориентации, спортивная деятельность, студенты.

Annotation

Educational activity of students and getting higher education are determined not only by motives for doing various sports, but also by their personal life-purpose orientations. The authors used standardized methods to identify the relationship between life-purpose orientations and major motives for doing sports in bachelor students of various specializations, studying "Physical culture and sport". According to the findings, bachelor students have a positive relationship between the motives for sports and life-purpose orientations. The detected correlation shows that the desire to approve oneself is expressed in the fact that sports occupations and classes and the successes achieved during them are treated and experienced as personal prestige and depend on a high level of emotional distress and social affirmation of the student.

Keywords: educational activity, motives, major motives, life-purpose orientations, sports activity, students.

CL

E

ra

£ О

си

Введение. Значительные изменения, происходящие в высшем профессиональном образовании в России в связи с переходом на ФГОС третьего поколения, влекут за собой необходимость определения новых критериев оценки качества профессионального обучения. В соответствии с новыми стандартами во главу процесса обучения ставится качество подготовки будущего специалиста, который должен соответствовать многообразным потребностям, целям, требованиям, нормам и пр. А это, в свою очередь, предполагает наличие достаточно высокого уровня мотивации к освоению системы профессиональных знаний, приобретению профессиональных компетенций, а также к саморазвитию и профессиональной самореализации [5-7].

Реализуемый в настоящее время компетентностный подход в подготовке студента к профессиональной деятельности требует особого подхода к учету их учебных достижений.

В этом контексте личностные цели и мотивы учебно-профессиональной и внеучебной деятельности студента могут стать критериями, на основе которых можно оценить уровень эффективности профессиональной подготовки будущего специалиста бакалавра.

Качество и эффективность освоения образовательных программ бакалавриата требуют сформированности определенных знаний, умений и навыков во взаимодействии с различными мотивационными аспектами, целями, потребностями, то есть мотивационной направленностью, что, в свою очередь, влияет на степень сформированности профессиональной направленности.

В современном высшем образовании интерес к исследованиям в области мотивации обучения остается стабильно высоким. В связи с этим теоретико-методологическую основу исследований в этой области составляют классиче-

86

http://www.teoriya.ru

№ 10 • 2015 Октябрь | October

ские труды отечественных и зарубежных учёных по психологии мотивации (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, В. Н. Мясищев, А. Маслоу, X. Хекхаузен, Ж. Нюттен, Г. Мюррей, Дж. Аткинсон).

Новый импульс к исследованию мотивации возник в связи с разработкой новой категории ценностно-смысловой составляющей мотивационной сферы личности и мотивации учения, на эту категорию указывают исследовательские, теоретические работы (Г. А. Вайзер, В. Моросанова, А. А. Деркач, Е. П. Ильин, Д. А. Леонтьев, Л. М. Митина, В. Франкл, В. Э. Чудновский, Б. П. Яковлев). Однако, несмотря на довольно большое количество исследований, в том числе и монографических, связанных с вопросами повышения профессиональной направленности, мотивационной компетентности студентов, обучающихся в системе высшего профессионального образования, данная проблема изучена недостаточно.

Анализ современных публикаций в области высшего профессионального образования по физической культуре и спорту позволяет констатировать, что практически отсутствуют специальные исследования, посвященные учебно-профессиональной деятельности студентов-спортсменов, которые в ходе обучения должны многократно перестраивать иерархию мотивов и целей, формировать ядро мотивов в связи с изменениями смысложизненных ориентаций. Цели студентов-спортсменов имеют собственную специфику, им надо одновременно достигать цели как в учебной деятельности, так и в спортивной деятельности. Перечисленные обстоятельства актуализируют необходимость повышения качества профессиональной подготовки студентов-спортсменов и инициируют интерес исследователей к различным аспектам их личностного самоопределения и профессиональной направленности.

Цель исследования - выявить взаимосвязь между смыс-ложизненными ориентациями и доминирующими мотивами занятий спортом студентов-бакалавров разных профилей в области физической культуры и спорта.

Методика и организация исследования. Наши исследования по диагностике уровня мотивационной сферы студентов проводились на базе Сургутского государственного университета ХМАО-Югры.

В исследовании приняли участие 80 студентов (39 юношей и 41 девушка) 1 -го курса: направление подготовки - «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм», профиль подготовки - спортивно-оздоровительный туризм; направление подготовки - «Физическая культура для лиц с отклонениями в развитии», профиль подготовки - адаптивное физическое воспитание; направление подготовки - «Физическая культура», профиль подготовки - спортивная тренировка и спортивный менеджмент. Возраст студентов-бакалавров -17-19 лет.

В качестве методик были использованы опросник «Смысложизненные ориентации» (методика СЖО) [3], автор - Д. А. Леонтьев, и «Мотивы занятия спортом», автор - А. В. Шаболтас [4].

На основе факторного анализа (адаптирован Д. А. Леонтьевым, 1993, и его учениками М. О. Калашниковым, О. Э. Калашниковой) был создан тест СЖО, включающий наряду с общим показателем осмысленности жизни также пять субшкал, отражающих три конкретные смысложизненные ориентации (цели в жизни, насыщенность жизни и удовлетворенность самореализацией) и два аспекта локус-контроля (локус-контроль Я и локус-контроль жизни) [3].

В тесте СЖО жизнь считается осмысленной при наличии целей, их удовлетворении, получаемом при достижении, и уверенности в собственной способности ставить перед

собой цели, выбирать задачи из наличных ситуаций и добиваться результатов. Чем устойчивее ценностное отношение студента к учебной деятельности, тем выше уровень его образовательной мотивации, тем больше студент устремлен к успеху, и даже неудача рассматривается им как осознанный стимул для достижения поставленной образовательной цели [6].

Методика, разработанная А. В. Шаболтас, предназначена для выявления доминирующих мотивов (личностных целей) занятий спортом и включает в себя 10 мотивов-категорий, соответствующих определенным суждениям, приведенным в опроснике [4].

Результаты исследования и их обсуждение. Нами был проведен интракорреляционный анализ мотивации по критерию Пирсона по двум вышепредставленным методикам (см. таблицу). При проведении анализа выявлены корреляционные матрицы, по которым в дальнейшем были построены корреляционные плеяды [1, с. 79-85]. Согласно взаимосвязям показателей у студентов-бакалавров по физической культуре и спорту наблюдаются положительные корреляционные взаимосвязи между мотивом эмоционального удовольствия (ЭУ) и социально-эмоциональным мотивом (СЭ) (г=0,57; р>0,05). Это говорит о том, что спортивные события, двигательные движения и физические усилия приводят к эмоциональным переживаниям радости и удовольствия от них.

Тесную положительную связь также имеют социально-эмоциональный мотив (СЭ) и мотив социального самоутверждения (СС) (г=0,58; р>0,05). Стремление проявить себя выражается в том, что занятия спортом и достигаемые при этом успехи рассматриваются и переживаются с точки зрения личного престижа, уважения со стороны знакомых, зрителей и зависят от высокой эмоциональности, социальной и эмоциональной раскованности спортсмена. Корреляционный анализ показал значимую положительную взаимосвязь между социально-моральный мотивом (СМ) и тремя мотивами: 1) мотивом эмоционального удовольствия (ЭУ) (г=0,38; р<0,05); 2) мотивом социального самоутверждения (СС) (г=0,65; р<0,05); 3) социально-эмоциональным мотивом (СЭ) (г=0,73; р<0,05).

В то же время гражданско-патриотический мотив (ГП) имеет положительную корреляционную взаимосвязь с мотивом социального самоутверждения (СС) (г=0,44; р<0,05) и мотивом достижения успеха в спорте (г=0,63; р<0,05).

Наибольшую интракорреляционную взаимосвязь можно наблюдать между спортивно-познавательным мотивом (СП) и показателями смысложизненных ориентаций (процесс жизни (ПЖ); локус-контроль Я (ЛКЯ); осмысленность жизни (ОЖ); локус-контроль жизни (ЛКЖ)).

Данный мотив тесно взаимосвязан со смысложизненны-ми ориентациями, такими как осмысленность жизни (г=0,33; р<0,05), процесс жизни (г=0,29; р<0,05) и локус-контроль жизни (г=0,23; р<0,05). Студенты-спортсмены осмысленно представляют, что их будущее связано с физической культурой и спортом. Таким образом, спортивно-познавательный мотив является ведущим, личностно самоопределяющим, доминирующим для студентов-спортсменов, что говорит о личностном смысле изучения вопросов профессиональной направленности, научно обоснованных принципов спортивной подготовки.

Результаты корреляционного анализа данных указывают, что у студентов имеется и отрицательная корреляционная зависимость (г=-0,45; р<0,05) между социально-эмоциональный мотивом (СЭ) и локус-контролем Я (ЛКЯ), то есть при высокой эмоциональности спортсмен может выгореть, что

№ 10 • 2015 Октябрь | ОсЬЬег http://www.teoriya.ru 87

Интракорреляционные взаимосвязи показателей студентов-бакалавров физической культуры и спортивной деятельности

Мотивы Эмоционального удовольствия (ЭУ) Социального самоутверждения (СС) Физического самоутверждения (ФС) Социально-эмоциональный (СЭ) Социально-моральный (СМ) Достижения успеха в спорте (ДУ) Спортивно-познавательный (СП) Гражданско-патриотический (ГП) Процесса жизни (ПЖ) Локус-контроль Я (ЛКЯ) Осмысленности жизни (ОЖ) Локус-контроль жизни (ЛКЖ)

Эмоционального удовольствия (ЭУ) 1

Социального самоутверждения (СС) 0,36 1

Физического самоутверждения (ФС) 0,31 0,08 1

Социально-эмоциональный (СЭ) 0,57 0,58 - 0,06 1

Социально-моральный (СМ) 0,38 0,65 - 0,02 0,73 1

Достижения успеха в спорте (ДУ) 0,09 0,46 0,2 0,2 0,43 1

Спортивно-познавательный (СП) -0,02 0,30 - 0,23 0,31 0,08 0,26 1

Гражданско-патриотический (ГП) 0,04 0,44 - 0,01 0,08 0,26 0,63 0,07 1

Процеса жизни (ПЖ) 0,20 0,26 0,03 0,34 0,13 0,09 0,29 0,29 1

Локус-контроль Я (ЛКЯ) - 0,22 - 0,16 0,18 -0,45 - 0,29 - 0,11 0,12 - 0,05 - 0,07 1

Осмысленности жизни (ОЖ) - 0,08 - 0,02 -0,32 0,16 0,09 0,13 0,33 0,20 0,50 -0,07 1

Локус-контроль жизни (ЛКЖ) 0,09 -0,01 0,2 0 -0,06 -0,16 0,23 -0,16 0,23 0,42 0,29 1

и

га у

г.

ч—

. о

0J

■ -О С

га

^

О (U .с Н

приведет к бесконтрольным, безответственным поступкам; также между мотивом физического самоутверждения (ФС) и осмысленностью жизни (ОЖ) наблюдается отрицательная обратная связь (r=-0,32; р<0,05). Стремление к физическому развитию у некоторых студентов еще бессознательно: они не понимают, какую роль играют для них физическая культура и спорт [2].

Выводы. Полученные результаты показали, что существует взаимосвязь между спортивными мотивами и смыс-ложизненными ориентациями студентов-спортсменов. Взаимосвязь мотивации и смысложизненных ориентаций свидетельствует о том, что для наиболее эффективного процесса обучения студента по избранной специальности важно жизненное и личностное самоопределение: правильно ли он выбрал профессию, осознанный, осмысленный выбор профессии придаёт ему смысложизненную ориентацию, помогает субъекту деятельности и в учёбе, и в спорте.

Изучение мотивов в процессе овладения специальностью, выявление факторов, влияющих на их изменение в условиях учебно-профессиональной и спортивной деятельности, даёт возможность корректировать мотивы учения и влиять на профессиональную направленность студентов-бакалавров. Правильное использование действующих жизненных ориентиров во взаимосвязи с мотивами учения, влияющих на развитие профессиональной направленности личности, является важнейшей задачей современной психологии и педагогики в решении проблем профессиональной подготовки будущих специалистов.

Литература

1. Климова Т.Е. Методы корреляционного анализа в педагогике: учебно-метод. пособие / Т.Е. Климова. - Магнитогорск: МаГУ, 2000. - С. 96.

2. Сальков А.В. Использование ситуации достижения в практике обучающихся по направлению «Физическая культура» / А.В. Сальков, В.Д. Повзун, А.А. Повзун, В.В. Апокин // Теория и практика физ. культуры. - 2014. - № 2. - С. 90-92.

3. Тест смысложизненные ориентации (методика СЖО), Д.А. Леонтьев [Электронный ресурс]. - Режим доступаЬ|Пр:/^усаЫ.пе1/

testy/256-test-smyslozhiznennye-orientatsii-metodika-szho-d-a-leontev#ixzz3evbQT6Bj

4. Шаболтас А.В. Мотивы занятия спортом высших достижений в юношеском возрасте: дис. ... канд. псх. наук / А.В. Шаболтас. -Санкт-Петербург, 1998. - 184 с.

5. Яковлев Б.П. Мотивация и эмоции в спортивной деятельности: учеб. пособие (гриф УМО) / Б.П. Яковлев. - М.: Советский спорт, 2014. - С. 312.

6. Яковлев Б.П. Основные структурно-функциональные компоненты мотивационного процесса в спорте / Б.П. Яковлев // Наука в олимпийском спорте. - 2014. - № 2. - С. 56-61.

7. Яковлев Б.П. Особенности механизма мотивационного процесса в спорте / Б.П. Яковлев //Вестник спортивной науки.- М.: Изд-во «Советский спорт», 2010. - № 3. - С. 15-19.

References

1. Klimova, T.E. Metody korrelyatsionnogo analiza v pedagogike: uchebno-metod. posobie (Methods of correlation analysis in pedagogics: courseware) / T.E. Klimova. - Magnitogorsk: MaGU, 2000. - P. 96.

2. Sal'kov, A.V. Ispol'zovanie situatsii dostizheniya v praktike obuchayushchikhsya po napravleniyu «Fizicheskaya kul'tura» (Using achivement situation in students' practice in the area of «Physical Education») / A.V. Sal'kov, V.D. Povzun, A.A. Povzun, V.V. Apokin // Teoriya i praktika fiz. kul'tury. - 2014. - № 2. - P. 90-92.

3. Test smyslozhiznennye orientatsii (metodika SZhO), D.A. Leont'ev (Test of life-purpose orientations (LPO metgod), D.A. Leont'ev) [Elektronic resource]. - Available at: http://psycabi.net/ testy/256-test-smyslozhiznennye-orientatsii-metodika-szho-d-a-leontev#ixzz3evbQT6Bj

4. Shaboltas, A.V. Motivy zanyatiya sportom vysshikh dostizheniy v yunosheskom vozraste: dis. ... kand. psikh. nauk (Motives for elite sports in adolescence: abstract of Ph.D. thesis) / A.V. Shaboltas. - St. Peterburg, 1998. - 184 P.

5. Yakovlev, B.P. Motivatsiya i emotsii v sportivnoy deyatel'nosti: ucheb. posobie (grif UMO) (Motivation and emotions in sport: stude guide (UMO stamp) / B.P. Yakovlev. - Moscow: Sovetskiy sport, 2014. - P. 312.

6. Yakovlev, B.P. Osnovnye strukturno-funktsional'nye komponenty motivatsionnogo protsessa v sporte (Major structural and functional components of motivational process in sport) / B.P. Yakovlev // Nauka v olimpiyskom sporte. - 2014. - № 2. - P. 56-61.

7. Yakovlev, B.P. Osobennosti mekhanizma motivataionnogo protsessa v sporte (Features of mechanism of motivational process in sport) / B.P. Yakovlev //Vestnik sportivnoy nauki.- Moscow: Sovetskiy sport, 2010. - № 3. - P. 15-19.

88 http://www.teoriya.ru № 10 • 2015 Октябрь | October

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.