Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СПОРТИВНОЙ МОТИВАЦИИ У СПОРТСМЕНОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ'

ОСОБЕННОСТИ СПОРТИВНОЙ МОТИВАЦИИ У СПОРТСМЕНОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
489
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТИВНЫЙ СПОРТ / ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ / ОСОБЕННОСТИ СПОРТИВНОЙ МОТИВАЦИИ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ СПОРТСМЕНОВ-ИНВАЛИДОВ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Платонова Зинаида Николаевна, Бондарева Наталия Андреевна

В статье представлены результаты исследования спортивной мотивации у спортсменов с ограниченными возможностями здоровья. Актуальность исследования обусловлена тем, что в настоящее время открыты возможности, попытки и право учиться, заниматься спортом, работать, принимать активное участие в различных общественных мероприятиях людям с ОВЗ - лицам, имеющим ограниченные возможности здоровья. Исследование было проведено при помощи тестов: опросника Р. А. Пилояна 1984 года в модификации Е. Г. Бабушкина, методики диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса, методики «Мотивы занятий спортом» А. В. Шаболтас и методов математической статистики. В процессе исследования удалось установить, что спортивная мотивация спортсменов с ОВЗ отличается от спортивной мотивации спортсменов без ОВЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Платонова Зинаида Николаевна, Бондарева Наталия Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF SPORTS MOTIVATION IN ATHLETES WITH DISABILITIES

The article presents the results of a study of sports motivation in athletes with disabilities. The relevance of the study is due to the fact that currently there are opportunities, attempts and the right to study, play sports, work, take an active part in various social events for people with disabilities. The study was carried out using the following tests: R.A. Piloyan questionaire of 1984 modified by E.G. Babushkin; T. Ehlers methods to assess the motivation to success; motives for doing sports methods by A.V. Shaboltas; and methods of mathematical statistics. In the course of the study, it was found that the sports motivation of athletes with disabilities differs from the sports motivation of athletes without disabilities.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СПОРТИВНОЙ МОТИВАЦИИ У СПОРТСМЕНОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

УДК 159.9

З. Н. Платонова, Н. А. Бондарева

Особенности спортивной мотивации у спортсменов с ограниченными возможностями здоровья

Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия

Аннотация. В статье представлены результаты исследования спортивной мотивации у спортсменов с ограниченными возможностями здоровья. Актуальность исследования обусловлена тем, что в настоящее время открыты возможности, попытки и право учиться, заниматься спортом, работать, принимать активное участие в различных общественных мероприятиях людям с ОВЗ - лицам, имеющим ограниченные возможности здоровья. Исследование было проведено при помощи тестов: опросника Р. А. Пилояна 1984 года в модификации Е. Г. Бабушкина, методики диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса, методики «Мотивы занятий спортом» А. В. Шаболтас и методов математической статистики. В процессе исследования удалось установить, что спортивная мотивация спортсменов с ОВЗ отличается от спортивной мотивации спортсменов без ОВЗ.

Ключевые слова: адаптивный спорт, ограниченные возможности здоровья, особенности спортивной мотивации, социализация спортсменов-инвалидов.

Z. N. Platonova, N. A. Bondareva

Features of sports motivation in athletes with disabilities

M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia

Abstract. The article presents the results of a study of sports motivation in athletes with disabilities. The relevance of the study is due to the fact that currently there are opportunities, attempts and the right to study, play sports, work, take an active part in various social events for people with disabilities. The study was carried out using the following tests: R.A. Piloyan questionaire of 1984 modified by E.G. Babushkin; T. Ehlers methods to assess the motivation to success; motives for doing sports methods by A.V. Shaboltas; and methods of mathematical statistics. In the course of the study, it was found that the sports motivation of athletes with disabilities differs from the sports motivation of athletes without disabilities.

Keywords: adaptive sports, disabilities, features of sports motivation, socialization of disabled athletes.

Введение

Актуальность темы статьи предопределена тем, что в настоящее время появилось понятие и восприятие личностей с какими-либо отклонениями в развитии как о лицах с ОВЗ. Мы можем предположить, что для образования условий для всех реализаций интересов лиц с ОВЗ, необходима соответствующая оценка и переориентировка сторон на возможности личностей с ОВЗ. В связи с тем, что растет количество инвалидов во многих странах мира, включая Россию, становится острой проблема их социальной реабилитации и адаптации, вхождения

ПЛАТОНОВА Зинаида Николаевна - к. психол. н., доцент кафедры психологии и социальных наук Института психологии, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова г. Якутск, Россия.

E-mail: zplatonova@mail.ru.

PLATONOVA Zinaida Nikolaevna - Candidate of Psychological Sciences, Docent, Associate Professor, Department of Psychology and Social Sciences Institute of Psychology, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia.

БОНДАРЕВА Наталия Андреевна - студент 3 курса Института психологии, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия.

E-mail: nataliyabon@bk.ru

BONDAREVA Natalia Andreevna - 3rd-year student, Institute of Psychology, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia.

в общество в статусе инвалида. Человек, имеющий статус инвалида, должен иметь право принимать активное участие в жизни социума, иметь возможность укреплять свое здоровье и даже добиваться успехов в области адаптивного спорта.

Безусловно, существуют разные государственные программы, проекты для того, чтобы эта возможность у них была. Люди с ОВЗ объединяются в сообщества, их адаптация в социум является важнейшей задачей политики государства [1].

Если студенты с ОВЗ смогут развивать свои двигательные способности, занимаясь физкультурой, их здоровье будет улучшаться, они смогут изучить потенциал своего организма, у них появится желание постоянно выполнять физические упражнения, вести здоровый образ жизни, подготовиться к дальнейшей жизни [2].

Одно из направлений развития физкультурно-спортивной среды для спортсменов с ОВЗ -это занятия спортом. Спортивные упражнения повышают функциональные возможности организма, имеют развивающую, усиливающую направленность, укрепляют сердечно-сосудистую, дыхательную пищеварительную системы организма, хорошо воздействуют на психику, мобилизуют волю, несут большое эмоциональное воздействие, увеличивают круг общения. Тем самым повышают мотивацию [3].

Исследователи спортивной психологии А. Ц. Пуни, П. А. Рудик, Г. Д. Горбунов, Е. П. Ильин, А. Л. Попов, А. В. Родионов и др. считали, что занятия спортом способствуют объединению в общество, социальной адаптации, повышению качеств жизни всех членов общества [4]. В свое время вопросами адаптивного спорта занимались Е. П. Михно, Ф. Майор, Э. Яковлев, А. И. Осадчих, С. А. Леонов, С. А. Киселев, Е. А. Савостина, С. П. Евсеев, С. Ф. Курдыбайло, О. В. Морозова, А. С. Солодков и другие.

Исследование мотивации спортивной деятельности спортсменов с ОВЗ используется в качестве способа формирования мотивации в спортивной подготовке, в определении дальнейшей корректировки двигательной сферы спортсменов и их адаптации к спортивной деятельности. Установлено, что наиболее важными мотивами для всех спортсменов с ОВЗ являются мотивы, направленные на самосовершенствование и на процесс спортивной деятельности.

Мы предполагали, что спортивная мотивация спортсменов с ОВЗ отличается от спортивной мотивации спортсменов без ОВЗ.

С-\

ОВЗ - ограниченные возможности здоровья. Лица с ОВЗ - это люди, имеющие недостатки в физическом и психическом развитии, то есть глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, с тяжёлыми нарушениями речи, нарушениями опорно-двигательного аппарата и другими.

ч_/

Методики: -

Опросник Р.А. Пилояна

I

Методика Т. Элерса

Методика А.В. Шаболтас

Мотивация - система стимулов,

побуждающих человека к выполнению действий. Является динамическим процессом физиологической природы, управляемым психикой личности.

личностный

антропологический

деятельностный

положительная

внутренняя

отрицательная

Рис. 1. Теоретическая модель исследования

Психологическое исследование спортивной мотивации у спортсменов с ограниченными возможностями

В исследовании участвовали 20 спортсменов (разные виды спорта): из них 10 - спортсмены с ОВЗ (с разными видами нарушений), 10 - спортсмены без ОВЗ. Исследование проводилось среди бывших и нынешних студентов Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова и Чурапчинского государственного института физической культуры и спорта. Методы исследования: опросник Р. А. Пилояна (1984) в модификации Е. Г. Бабушкина, методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса, методика «Мотивы занятий спортом» А. В. Шаболтас и методы математической статистики.

У спортсменов с ОВЗ проявились ориентированность на удовлетворение самоактуализации, самоутверждения, самовыражения, исполнения долга, материальных потребностей: они выше у 6 (60%) спортсменов, средняя ориентированность - у 3 (30%) спортсменов, а низкая у 1 спортсмена (10%).

По базисным основаниям выявились заинтересованность в благоприятных условиях быта, в получении знаний о своих болезнях: у 7 (70%) спортсменов - высокая степень заинтересованности, средняя заинтересованность - у 3 (30%) спортсменов.

По процессуальным основаниям наблюдается заинтересованность в накоплении сведений

0 своих противниках, в отсутствии психогенных влияний, отрицательно сказывающихся на процесс соревновательной борьбы: у 3 (30%) спортсменов - высокая, средняя - у 6 (60%), и у

1 низкая заинтересованность (10%).

8

■ Высокая

■ Средняя

■ Низкая

Рис. 2. Данные по опроснику Р. А. Пилояна «Изучение спортивной мотивации» (спортсмены с ОВЗ)

По результатам исследования у спортсменов без ОВЗ ориентированность на удовлетворение самоактуализации, самоутверждения, самовыражения, исполнения долга, материальных потребностей выше у 7 (70%) спортсменов, средняя ориентированность - у 3 (30%) спортсменов.

По базисным основаниям заинтересованность в благоприятных условиях быта, в получении знаний о своих болезнях: у 7 (70%) спортсменов - высокая степень заинтересованности, средняя заинтересованность у 3 (30%) спортсменов.

По процессуальным основаниям заинтересованность в накоплении сведений о своих противниках, в отсутствии психогенных влияний, отрицательно сказывающихся на процесс соревновательной борьбы: у 4 (40%) спортсменов - высокая, средняя - у 6 (60%).

8

М

4 Высокая

Средняя Низкая

I I

Побудительные Базисные Процессуальные

основания основания основания

Рис. 3. Данные по опроснику Р.А. Пилояна «Изучение спортивной мотивации» (спортсмены без ОВЗ)

По результатам методики диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса

было выявлено, что мотивация к успеху у 3 спортсменов с ОВЗ (30%) умеренно высокая, у 5 (50%) спортсменов - средняя, у 1 спортсмена - низкая мотивация к успеху, что составляет 10%.

У спортсменов без ОВЗ, у 8 (80%) спортсменов - умеренно высокая мотивация, у одного (10%) спортсмена - очень высокий уровень, еще у одного (10%) - низкая мотивация к успеху.

1

■ Умеренно высокий

■ Средний

Низкая

1

1 1 1

Спортсмены с Спортсмены без

ОВЗ ОВЗ

Рис. 4. Результаты методики диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса

Методика «Мотивы занятий спортом» А. В. Шаболтас

У 1 (10%) спортсмена с ограниченными возможностями здоровья низкий показатель, у 2 (20%) - пониженный показатель, у 4 спортсменов (40%) - средний, у 3 (30%) - повышенный показатель мотивированности.

Более выражены такие мотивы, как социальное самоутверждение, социально-эмоциональный, социально-моральный, спортивно-познавательный мотивы, мотив эмоционального удовольствия и мотивы достижения успеха в спорте.

У 2 спортсменов без ограниченных возможностей здоровья (20%) спортсменов наблюдается пониженный, у 2 (20%) - средний, у 4 (40%) - повышенный, у 2 (20%) - высокий показатель мотивированности.

У спортсменов без ОВЗ выражены те же мотивы, кроме того, проявился мотив подготовки к профессиональной деятельности.

Рис. 5. Данные групп по методике «Мотивы занятий спортом» А. В. Шаболтас

Таким образом, по результатам исследования выявилось, что у спортсменов с ограниченным возможностями здоровья мотивация более низкая, чем у спортсменов без ОВЗ.

Важными факторами для спортсменов-инвалидов являются потребность жить в обычном обществе, быть полезным людям и добиваться успехов в своем виде спорта. Отмечено их желание поддерживать спортивную форму постоянно, раскрывать свои способности, быть востребованными в обществе.

Данные результаты таковы, потому что занятия спортом у спортсменов с ограниченными возможностями здоровья больше способствуют укреплению здоровья, формированию разнообразных двигательных компенсаций, становлению навыков самообслуживания, восстановлению забытых связей с людьми, появлению возможностей для налаживания новых контактов в социуме, чем новые спортивные успехи. Так же спортивные соревнования являются для спортсменов с ограниченными возможностями здоровья способом очень нужного им общения, возвращают гармонию в психике, создают чувство полезности для общества, укрепляют чувство уверенности и уважения к себе, дают возможность вернуться к активной жизни.

Если у спортсменов без ОВЗ более ведущими мотивами являются самоутверждение, самовыражение, то у спортсменов с ОВЗ проявляются такие мотивы, как: накопление специальных знаний и навыков, отсутствие болевых ощущений, социальная значимость. Соревнования приводят их к осознанию важности адаптивного спорта и стремлению к передаче своего опыта.

Для выявления разницы между результатами тестирования спортсменов с ограниченными возможностями здоровья и спортсменов без ограниченной возможности здоровья был проведен анализ сравнения средних Т-критериев для двух независимых выборок.

В обработке данных с помощью пакета данных SPSS анализа сравнения средних Т-критериев для двух независимых выборок мы выяснили, что критерий равенства дисперсий Ливиня значение (р=0,209;Р>0,05) для всех 3 методик предполагают равные дисперсии, t-критерий равенства средних показал, что значимость равна (p=0,040; p<0,05). Из этого следует, что есть различия спортивной мотивации у спортсменов с ОВЗ и у спортсменов без ОВЗ, а именно у спортсменов без ограниченных возможностей здоровья мотивация выше, чем у спортсменов с ограниченными возможностями здоровья.

Заключение

Исследование мотивации спортивной деятельности спортсменов с ОВЗ используется в качестве способа формирования мотивации в спортивной подготовке и для определения дальнейшей корректировки двигательной сферы спортсменов и их адаптации к спортивной деятельности.

Спортивная мотивация у спортсменов с ОВЗ отличается от мотивации спортсменов без ОВЗ: она у них значительно ниже. Также у спортсменов с ОВЗ проявляется желание укрепить

собственное здоровье, сделать полноценным процесс общения, но все же сильнее других выражено желание получать удовлетворение от занятий спортом и успехов в нем.

Адаптивный спорт для лиц с ОВЗ является практически единственной и самой совершенной формой восстановления их психики, физического тела, социальных контактов.

Человек становится человеком благодаря социуму. Объединяясь в группу, он преобразует свою психику и ее деятельность в целом. Спортсмены вобще не могут быть изолированы от социума, так как спорт - это командный вид деятельности, даже если это одиночный вид. Речь идет о постоянном общении с тренером, психологом, членами команды. В спорте межличностное общение занимает важное место.

Спортсмены-инвалиды стремятся выразить через спорт себя, принимают успехи в нем как свою успешность в жизни общества, как популярность среди окружающих людей.

Итак, благодаря спорту человек удовлетворяет важнейшие потребности в общении, развитии личности, своего статуса в обществе.

Адаптивный спорт в последние годы стал настоящей формой возвращения спортсменов с ОВЗ в общество и их самореализации в жизни.

Он обеспечивает некоторым образом условия для исполнения человеком стремлений самораскрыться, стать лучше, добрее, общительнее, полезнее для окружающего мира. Спортсмен с ОВЗ становится активным членом общества.

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Митин, А. Е. Изучение мотивов к занятиям баскетболом у спортсменов-колясочников - основа разработки гуманитарных технологий для повышения эффективности тренировочного процесса / А. Е. Митин. - Текст : непосредственный // Адаптивная физическая культура. - 2011. - Т. 46. - № 2. -С. 12-13.

2. Адырхаев, С. Г. К проблеме физического воспитания студентов с ограниченными возможностями здоровья / С. Г. Адырхаев. - Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2014. - №1. - С. 459-465.

3. Германов, Г. Н. Развитие спортивной мотивации и интереса к парусному спорту у детей с ограниченными возможностями здоровья / Г. Н. Германов, С. В. Седоченко, И. В. Машошина. - Текст : непосредственный // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2015. - №5 (123).

4. Козлова, М. А. Формирование мотивации учащихся коррекционных образовательных учреждений к занятиям адаптивной физической культурой: автореф. дис. ... канд. пед. наук / М. А. Козлова. - ГАОУ ВО МГПУ, 2015. - 26 с. - Текст : непосредственный.

5. Болотников, А. А. Студенческий спорт: проблемы и способы их решения / А. А. Болотников, Е. Ю. Архипов, Л. А. Трусова // Матер. Всероссийской научно-практической конференции «Перспективы развития современного студенческого спорта». - Казань, 2013. - С. 22-23. - Текст : непосредственный.

6. Васильева, О. С. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки: Учебн. пособие для студентов высших учебных заведений / О. С. Васильева, Ф. Р. Филатов // - Москва : издательский центр «Академия», 2001. - Текст : непосредственный.

7. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. Санкт-Петербург : Издательство Питер. - 2011. -Текст : непосредственный.

8. Корнев, А.В. Мотивация детей с умственной отсталостью к физкультурно-спортивной деятельности в условиях адаптивной двигательной рекреации / А. В. Корнев, М. А. Правдов, Е. А. Шмелева. - Текст : непосредственный // Научный поиск. - 2015. - № 2.2. - С. 74-77.

9. Корнева, М. А. Особенности мотивации спортсменов-инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата к участию в тренировочном процессе по русскому жиму / М.А. Корнева, А.С. Махов, О.Н. Степанова. - Текст : непосредственный // Теория и практика физ. культуры. - 2014. - № 6. -С. 37-43.

10. Махов, А. С. Проблемы управления развитием адаптивного спорта в России / А. С. Махов, О. Н. Степанова. - Текст : непосредственный // Ученые записки. - №12 (58). - 2009. С. 67-71.

11. Попов, А. А. Психология: учеб. пособие для ИФК / А. А. Попов. - Москва, 2002. - Текст : непосредственный.

12. Пуни, А. Ц. Методы психологического исследования в спорте / А. Ц. Пуни // Спортивная психология в трудах отечественных специалистов / сост. и общ. ред. И. П. Волкова. - Санкт-Петербург : Издательство Питер, 2002. - С. 275-279. - Текст : непосредственный

13. Родионов, А. В. Психология физического воспитания и спорта / А. В. Родионов. - М., 2010. -Текст : непосредственный.

References

1. Mitin, A. E. Izuchenie motivov k zanjatijam basketbolom u sportsmenov-koljasochnikov - osnova razrabotki gumanitarnyh tehnologij dlja povyshenija jeffektivnosti trenirovochnogo processa / A. E. Mitin. -Tekst : neposredstvennyj // Adaptivnaja fizicheskaja kul'tura. - 2011. - T. 46. - № 2. - S. 12-13.

2. Adyrhaev, S. G. K probleme fizicheskogo vospitanija studentov s ogranichennymi vozmozhnostjami zdorov'ja / S. G. Adyrhaev. - Tekst : neposredstvennyj // Molodoj uchenyj. - 2014. - №1. - S. 459-465.

3. Germanov, G. N. Razvitie sportivnoj motivacii i interesa k parusnomu sportu u detej s ogranichennymi vozmozhnostjami zdorov'ja / G. N. Germanov, S. V. Sedochenko, I. V. Mashoshina. - Tekst : neposredstvennyj // Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. - 2015. - №5 (123).

4. Kozlova, M. A. Formirovanie motivacii uchashhihsja korrekcionnyh obrazovatel'nyh uchrezhdenij k zanjatijam adaptivnoj fizicheskoj kul'turoj: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk / M. A. Kozlova. - GAOU VO MGPU, 2015. - 26 s. - Tekst : neposredstvennyj.

5. Bolotnikov, A. A. Ctudencheskij sport: problemy i sposoby ih reshenija / A. A. Bolotnikov, E. Ju. Arhipov, L. A. Trusova // Mater. Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Perspektivy razvitija sovremennogo studencheskogo sporta». - Kazan', 2013. - S. 22-23. - Tekst : neposredstvennyj.

6. Vasil'eva, O. S. Psihologija zdorov'ja cheloveka: jetalony, predstavlenija, ustanovki: Uchebn. posobie dlja studentov vysshih uchebnyh zavedenij / O. S. Vasil'eva, F. R. Filatov // - Moskva : izdatel'skij centr «Akademija», 2001. - Tekst : neposredstvennyj.

7. Il'in, E. P. Motivacija i motivy / E. P. Il'in. Sankt-Peterburg : Izdatel'stvo Piter. - 2011. - Tekst : neposredstvennyj.

8. Kornev, A.V. Motivacija detej s umstvennoj otstalost'ju k fizkul'turno-sportivnoj dejatel'nosti v uslovijah adaptivnoj dvigatel'noj rekreacii / A. V. Kornev, M. A. Pravdov, E. A. Shmeleva. - Tekst : neposredstvennyj // Nauchnyj poisk. - 2015. - № 2.2. - S. 74-77.

9. Korneva, M. A. Osobennosti motivacii sportsmenov-invalidov s porazheniem oporno-dvigatel'nogo apparata k uchastiju v trenirovochnom processe po russkomu zhimu / M.A. Korneva, A.S. Mahov, O.N. Stepanova. - Tekst : neposredstvennyj // Teorija i praktika fiz. kul'tury. - 2014. - № 6. - S. 37-43.

10. Mahov, A. S. Problemy upravlenija razvitiem adaptivnogo sporta v Rossii / A. S. Mahov, O. N. Stepanova. - Tekst : neposredstvennyj // Uchenye zapiski. - №12 (58). - 2009. S. 67-71.

11. Popov, A. A. Psihologija: ucheb. posobie dlja IFK / A. A. Popov. - Moskva, 2002. - Tekst : neposredstvennyj.

12. Puni, A. C. Metody psihologicheskogo issledovanija v sporte / A. C. Puni // Sportivnaja psihologija v trudah otechestvennyh specialistov / sost. i obshh. red. I. P. Volkova. - Sankt-Peterburg : Izdatel'stvo Piter, 2002. - S. 275-279. - Tekst : neposredstvennyj

13. Rodionov, A. V. Psihologija fizicheskogo vospitanija i sporta / A. V. Rodionov. - M., 2010. - Tekst : neposredstvennyj.

^ïMîr^îr

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.