ных творческих задач в сфере театрального искусства как национального, так и международного уровня, способствующих развитию культуры, общественного согласия и взаимопонимания.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дворецкий С., Пучков Н., Муратова Е. Формирование проектной культуры // Высшее образование в России. - 2003. - № 4. - С. 138-144.
2. Козлова Т.В. Социо-культурное проектирование: от идеи до реализации.
- М: АПРИКТ, 2007. - 136 с.
3. Культура и культурная политика: материалы научно-методического семинара / РАГС при Президенте РФ, Кафедра теории и практики культуры; под общ. ред. В.К. Егорова; отв. ред. О.Н. Астафьева. Вып. 8. Культурные потребности молодежи: динамика в условиях социокультурных изменений. - М.: Изд-во РАГС, 2010. - 240 с.
4. Малкова И.Ю. Логико-структурный подход к разработке проектов: Метод. пособие. - Томск: Томский государственный университет, 2006. - 118 с.
5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студентов пед. вузов и системы повышения квалификации пед. кадров / Под ред. Е.С. Полат. - М.: Академия, 2003. - 272 с.
6. Переверзев М.П. Инновации в образовании: метод управления проектом.
- Тула: ТГПУ им. Л.Н. Толстого., 2001. - 196 с.
7. Степанова И.Е. Ретроспективно-педагогический анализ проблемы профессиональной подготовки режиссеров // Мир науки, культуры, образования. -2008. - № 4(11). С.115-118.
Седоченко С.В., Савинкова О.Н., Бегидова Т.П.
исследование мотивации к занятиям адаптивным спортом в аспекте социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) обычно плохо проходят процесс социализации, мало общаются со сверстниками, отмечают свою изолированность. Занятия адаптивным спортом играют решающую роль в их реабилитации и социальной интеграции, что обнаруживается в процессе получения высшего профессионального образования.
В поведении человека есть две функционально взаимосвязанные стороны: побудительная и регуляционная. Психические процессы, явления и состояния - ощущения, восприятие, память, воображение, внимание, мышление, способности, темперамент, характер, эмоции - обеспечивают в основном регуляцию поведения. Что же касается его стимуляции или побуждения, то оно связано с понятиями мотива и мотивации. Эти понятия включают в себя представление о потребностях, интересах, целях, стремлениях, побуждениях, имеющихся у человека, о внешних факторах, которые заставляют его вести себя определенным образом, об управлении деятельностью в процессе ее осуществления [7].
По мнению психологов, личность не только объект общественных отношений, не только испытывает социальные воздействия, но и преломляет, преобразуя их, поскольку постепенно личность начинает выступать как совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия общества. Таким образом, личность не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект деятельности, общения, сознания, самосознания [4].
Исследование спортивной мотивации и интереса к занятиям спортом велось в двух направлениях: проводился опрос среди студентов с ОВЗ, занимающихся спортом и обучающихся в воронежском государственном институте физической культуры (ВГИФК), а также изучалась спортивная мотивация и интерес к парусному спорту юных яхтсменов с ОвЗ.
в работе применялись: педагогические наблюдения, изучение и анализ научной литературы и документальных материалов, анкетный опрос, методы мате-матико-статистической обработки.
Для изучения влияния занятий адаптивным спортом на комплексную реабилитацию и социальную интеграцию студентов с инвалидностью в вГИФК был проведен опрос, направленный на выявление мотивов, побудивших их к занятиям спортом.
По всей выборке (группе) определяется количество баллов, составляющих ту или иную мотивационную структуру. Для внутренней мотивации максимально возможный показатель составляет 75 баллов. Для внешней мотивации максимально возможный показатель составляет 105 баллов.
внутренние мотивы имеют личностно значимый характер, обусловлены познавательной потребностью, удовольствием, получаемым от процесса познания и реализации личностного потенциала. внешние мотивы характеризуются тем, что овладение содержанием учебных дисциплин не является целью учения, а выступает средством достижения других целей (рисунок 1). Это может быть получение хорошей оценки, стипендии, подчинение требованиям тренера, преподавателя или родителей, получение похвалы, признания товарищей и др. При внешней мотивации студент, как правило, отчужден от процесса познания, проявляет инертность, переживает бессмысленность происходящего либо его активность носит вынужденный характер. Содержание учебных дисциплин не является для студента личностно значимым [5].
Рисунок 1 - распределение показателей внутренней и внешней мотивации по группам студентов-спортсменов
Следует отметить, что внешняя мотивация бывает положительная и отрицательная. Положительная внешняя мотивация является более эффективной, чем отрицательная. Результатами исследований [2] доказано, что для слабых спортсменов характерна внешняя мотивация, а для сильных - внутренняя (рисунок 2).
Нами не проводилось разделение мотивации на положительно и отрицательно влияющую, поэтому мы не можем сделать вывод о том, положительная это мотивация или отрицательная. Однако, учитывая, что в одних и тех же группах совпали показатели внешней и внутренней мотивации, предположим, что внешняя мотивация все-таки является положительной.
В практике работы наблюдается положительная взаимосвязь между спортивными результатами и учебной деятельностью студентов с ОВЗ. Как правило, все они получают стипендию по результатам успеваемости, участвуют в общественной жизни ВУЗа и в проведении научных исследований.
Рисунок 2 - внутренняя и внешняя мотивация студентов-спортсменов с отклонениями в состоянии здоровья
В качестве отдельных примеров можно привести получение диплома с отличием Заслуженным мастером спорта, многократной чемпионкой и рекордсменкой России, Европы и Мира по плаванию Ниной Рябовой (спорт лиц с ПОДА) и призовое место в научно-практической конференции студентов ВГИФК и Воронежского государственного педагогического университета «Физическая культура, спорт, здоровье в жизни молодежи» мастера спорта международного класса, призера чемпионатов России по легкой атлетике Максима Максимова (спорт глухих) [3].
По результатам данной части исследования можно заключить:
- от силы и структуры мотивации детей с ОВЗ к занятиям адаптивным спортом в дальнейшем в значительной мере зависит их социальная интеграция и успеваемость студентов-спортсменов;
- при достаточно высоком уровне развития мотивации она может восполнять дефицит специальных способностей или знаний, умений и навыков обучающихся.
Далее исследовалась спортивная мотивация и интерес к парусному спорту юных яхтсменов с ОВЗ на базе СДЮШОР водных видов спорта г. Воронежа в отделении парусного спорта в апреле и спустя 18 недель (в начале сентября).
Паралимпийский парусный спорт позволяет детям с ОВЗ конкурировать и тесно взаимодействовать со здоровыми яхтсменами, партнерами, даёт возможность в процессе занятий парусным спортом общаться со сверстниками, что выступает одним из способов адаптации в современном обществе [6, 10].
Чешские психологи отмечали, что «мотивация» в занятиях спортом - это активность ради движения, здоровья, физического развития, а не ради славы и материальных благ, наблюдая зависимость динамики мотивации спортивной деятельности от спортивного стажа с наличием характерных стадий развития. Ими подчеркивалось, что развитие мотивационной структуры занятий спортом индивидуально, ее периоды могут различаться по своей выраженности и продолжительности дифференциации [9].
Р.А. Пилоян акцентировал внимание на том, что соотношение духовных (самовыражение, самоутверждение и пр.) и материальных потребностей с возрастом и, соответственно, со спортивным стажем существенно изменяется. Он выделял три группы мотивов: физиологические (биологические), психологические и социальные. Также им была охарактеризована структура мотивации спортсмена по степени взаимосвязи со спортивными результатами с делением на три группы: духовные (принципиальные), связанные с самоутверждением и самовыражением («Я»), исполнение общественного долга («Мы»), и материальные; которые в свою очередь делятся на 7 критериев (К1 - 7) [8].
Изучение спортивной мотивации осуществлялось нами с применением опросника «Анкета спортсмена» Р. А. Пилояна, 1984 в модификации Е.Г. Бабушкина, 2001 [1]. Анкетируемым (п=6; возраст 9,5-10 лет, 1-й год этапа начальной подготовки занятий парусным спортом) было предложено дать ответы на 80 вопросов с определением степени важности («да, очень важно», «скорее важно,
чем не важно», «не очень важно», «скорее не важно, чем важно», «не важно»).
По результатам, представленным на рисунке 3, можно сделать вывод, что мотивация яхтсменов с ОВЗ в процессе занятий парусным спортом значительно изменилась.
Дети стремились к результативности (К1) (стать знаменитым спортсменом, чемпионом, покорять водные просторы, ездить на соревнования в другие страны). Подобная романтичность создает трудности при работе с ними, но и служит мощным стимулом проявления активности при занятиях спортом. На начальном этапе занятий спортом материальные потребности (К2) не являются побудителем, поэтому показатели апреля и сентября практически не изменились.
Из базисных мотиваций наибольший прирост показателей к сентябрю наблюдался в факторе К4, что указывает на формирование заинтересованности спортсменов с ОВЗ в накоплении специальных знаний и навыков парусного спорта. В значениях фактора КЗ (степень заинтересованности спортсмена в благоприятных социальных условиях спортивной деятельности) также наблюдался прирост. Фактор К5 (заинтересованность в отсутствие боли при занятиях спортом) был и остался максимальным.
Рисунок 3 - динамика результатов анкетирования с целью изучения интереса спортивной мотивации яхтсменов с ОВЗ (п=6)
В процессуальных мотивациях произошли изменения показателей фактора К6 в сторону незначительного регресса, что указывает на снижение заинтересованности в информации о результатах противника, но повышение интереса к отсутствию психологического влияния К7 на самого спортсмена с ОВЗ.
Для оценки динамики интереса к спорту спортсменам была представлена анкета Бабушкина Е.Г. (2001 г.), состоящая из 12 вопросов с вариантами ответов «всегда (да-нет)» - 3 балла, «иногда (не знаю)» - 2 балла, «редко (нет-да)» - 1 балл.
| сентябрь; 30,5
- ini 1
¡...¡...|___¡...¡...|___¡...¡...|___¡...¡...|___¡...¡...|___¡...¡...|___¡...¡...|___¡...¡...¡...¡...¡...¡...¡...¡...¡...¡...¡...¡...¡...¡...j dlipCJib - -IJ
О 5 10 15 20 25 30 35
Рисунок 4 - динамика результатов анкетирования с целью изучения интереса к спорту яхтсменов с ОвЗ (п=6) (анкета Е. Г. Бабушкина 2001 г.)
Обработка результатов анкетирования (рисунок 4) показала наличие неустойчивого интереса к спорту в апреле (20 баллов) и переходный момент к сентябрю (30,5 баллов) между недостаточно устойчивым (27-30 баллов) и устойчивым интересом (31-36 баллов).
Таким образом, парусный спорт, занимая особое место в системе комплексной реабилитации и социальной интеграции детей с ОвЗ, дает им шанс на активное участие в жизни общества. Формируется мотивация, побуждающая их к разностороннему и гармоничному совершенствованию, акцент с «недостатков» переносится на развитие умений, которые требуют физической подготовленности, спортивных навыков и творческих способностей, а также определенных знаний в области спорта. все это выводит на первый план внутренние, духовно-нравственные и эстетические ценности яхтсменов с ОвЗ (преодоление самого себя, стремление к улучшению спортивных результатов, творчество, рыцарское поведение, красота действий и поступков и т.п.), в то время, как отступает на второй план зависть к победителям, агрессивность, желание победить любой ценой и т.п. Парусный спорт является эффективным средством физической реабилитации, социальной адаптации и интеграции детей с ОвЗ, мощным стимулом, помогающим восстановлению контакта с окружающим миром, который на практике используется явно недостаточно.
Успешность социальной интеграции детей с ОвЗ связана с особенностями социокультурной макро- и микросреды, со спецификой государственной социальной политики. Институты семьи, образования, социальной работы не могут полностью удовлетворить потребности особенных детей, поэтому занятия спортом являются важной составляющей в достижении ими социально-интеграционного стандарта (определенной совокупности социальных представлений о знаниях, умениях, навыках и уровне индивидуального развития человека). Реализация основных видов и форм вхождения индивида с ОвЗ в общество осуществляется при взаимодействии всех вышеописанных институтов. Особенный ребёнок должен иметь возможность войти в общество, иметь право выбрать свой
путь: учиться, участвовать в жизни общества, заниматься спортом, а общество должно сделать все возможное для таких людей, включая их в широкие социокультурные отношения [3].
ЛИТЕРАТУРА
1. Бабушкин, Г.Д. Формирование спортивной мотивации у занимающихся спортом: учебное пособие / Г.Д. Бабушкин, Е.Г. Бабушкин. Омск: СибГУФК, 2015. 151 с.
2. Бегидова, Т.П. Спортивная гимнастика в программе Специальной Олимпиады: учебно-методическое пособие / Т.П. Бегидова. Воронеж: ООО «Колибри». 2005, 2 изд. испр. и доп. 152 с. с ил.
3. Бегидова, Т.П. Совершенствование системы управления адаптивной физической культурой и контроля спортивной подготовки для комплексной реабилитации и социальной интеграции инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья: Монография/Т.П. Бегидова и др. Воронеж: ООО «ПТ», 2017. 272 с.
4. Гуревич, К.М. Дифференциальная психология и психодиагностика: Избранные труды / К.М. Гуревич. Спб.: Питер, 2008. 412 с.
5. Дубовицкая, Т.Д. К проблеме диагностики учебной мотивации / Т.Д. Ду-бовицкая // Вопросы психологии. 2005. № 1. С. 73.
6. Зайцев, Д. В. Социально-образовательная интеграция нетипичных детей: современные тенденции и перспективы // Российское общество и социология в XXI веке: социальные вызовы и альтернативы: В 3 т. М.: МГУ, 2003. Т. 2. С. 594-595.
7. Пакулина, С.А. Методика диагностики мотивации учения студентов педагогического вуза / С.А. Пакулина, С.М. Кетько // Электронный журнал «Психологическая наука и образование». 2010. № 1. С. 1-11.
8. Пилоян, Р. А. Мотивация спортивной деятельности / Р. А. Пилоян. М.: Физкультура и спорт, 1984. 104 с.
9. Свобода, Б. Успех как мотивационный фактор спортивной деятельности (Теоретические предпосылки) / Б. Свобода, М. Ванек, В. Гошек // Спортивный психолог. 2008. № 2 (14). С. 83-92
10. Седоченко, С. В. Роль адаптивной двигательной рекреации в динамике интереса к спорту и спортивной мотивации яхтсменов с ограниченными возможностями здоровья / С.В. Седоченко, Т.П. Бегидова // Национальные системы физического воспитания как основа здоровья населения: материалы международ. науч.-практ. конгресса ГЦОЛИФК (27-29 мая 2014 г.). М., 2014. С. 377-379.