Научная статья на тему 'ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ СТУДЕНТОВ ПЕРВЫХ И ВЫПУСКНЫХ КУРСОВ'

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ СТУДЕНТОВ ПЕРВЫХ И ВЫПУСКНЫХ КУРСОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
99
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / ЗАНЯТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ / СТУДЕНТЫ НЕСПОРТИВНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ПЕРВЫХ И ВЫПУСКНЫХ КУРСОВ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ирхин В.Н., Гут Ю.Н., Корнеева С.А., Рыльский С.В.

Цель исследования - выявление особенностей мотивации к занятиям физической культурой студентов неспортивных специальностей первых и выпускных курсов. Методика и организация исследования. Изучение проводилось в 2021 г. на базе факультета психологии НИУ «БелГУ». В исследовании использовались: анкета «Мое отношение к физической культуре» (Ю.Н. Гут, С.А. Корнеева); методика «Мотивы занятий спортом» А.В. Шаболтас; методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса; методика диагностики мотивации избегания неудач Т. Элерса. Статистический анализ осуществлялся с применением непараметрического U-критерия Манна-Уитни для сравнения двух независимых выборок с использованием программы SPSS 25. В исследовании участвовало 98 студентов НИУ «БелГУ». Результаты исследования и выводы. Выявлены различия в мотивах, побуждающих к занятиям физической культурой, у студентов первых и выпускных курсов. Установлено, что студенты-первокурсники чаще и активнее занимаются двигательной деятельностью, чем старшекурсники, однако старшекурсники это делают более осознанно и регулярно, считая, что физкультура укрепляет их здоровье, улучшает настроение и самочувствие. Первокурсники, занимаясь физической культурой, в основном реализуют потребность в общении, одобрении и признании. Ведущим мотивом участия в мероприятиях комплекса ГТО у старшекурсников является мотивация достижения результата. Полученные данные свидетельствуют о несформированности системы устойчивых внутренних мотивов занятия спортом у большинства студентов неспортивных специальностей на начальном этапе обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ирхин В.Н., Гут Ю.Н., Корнеева С.А., Рыльский С.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FIRSTVERSUS LAST-YEAR UNIVERSITY STUDENTS’ PHYSICAL EDUCATION MOTIVATIONS

Objective of the study was to survey and analyze physical education motivations of the first- versus last-year university students not majoring in sports. Methods and structure of the study. Belgorod State National Research University’s Psychology Department students (n= 98) were sampled for the survey run in 2021. They were subject to My Attitude To Physical Education questionnaire survey by Y.N. Gut, S.A. Korneeva; Sports Motivations test by A.V. Shaboltas; and the Personality Success Motivations and Failure Avoidance tests by T. Ehlers. The survey data were processed by the standard statistical toolkit with the nonparametric Mann-Whitney U-test for unrelated samples using the SPSS 25 software. Results and conclusion. The study was designed to survey and analyze physical education motivations of the first- versus last-year university students. We found the first-year students more physically active, although the seniors were tested trained on a more regular and determined basis knowing the benefits of physical education for health, mood and wellbeing. The younger group was tested focused on the socializing, peer communication, friends-making, public approval and recognition aspects. As for the GTO Complex test motivations, the seniors are reportedly more focused on success. The survey data and analysis found the genuine physical education motivations being volatile and underdeveloped in the younger group majoring not majoring in sports.

Текст научной работы на тему «ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ СТУДЕНТОВ ПЕРВЫХ И ВЫПУСКНЫХ КУРСОВ»

физическое воспитание студентов

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ СТУДЕНТОВ ПЕРВЫХ И ВЫПУСКНЫХ КУРСОВ

УДК/UDC 159.9.07

Поступила в редакцию 25.01.2022 г.

Информация для связи с автором: v irkhin@list.ru

Доктор педагогических наук, профессор В.Н. Ирхин1

Кандидат психологических наук, доцент Ю.Н. Гут1

Кандидат психологических наук, доцент С.А. Корнеева1

Кандидат педагогических наук, доцент С.В. Рыльский1

белгородский государственный национальный исследовательский университет, Белгород

FiRST- VERSUS LAST-YEAR UNiVERSiTY STUDENTS' PHYSiCAL EDUOATiON MOTiVATiONS

Dr. Hab., Professor V.N. Irkhin1 PhD, Associate Professor Y.N. Gut1 PhD, Associate Professor S.A. Korneeva1 PhD, Associate Professor S.V. Rylsky1

1 Belgorod State National Research University, Belgorod

Аннотация

Цель исследования - выявление особенностей мотивации к занятиям физической культурой студентов неспортивных специальностей первых и выпускных курсов.

Методика и организация исследования. Изучение проводилось в 2021 г. на базе факультета психологии НИУ «БелГУ». В исследовании использовались: анкета «Мое отношение к физической культуре» (Ю.Н. Гут, С.А. Корнеева); методика «Мотивы занятий спортом» А.В. Шаболтас; методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса; методика диагностики мотивации избегания неудач Т. Элерса. Статистический анализ осуществлялся с применением непараметрического U-критерия Манна-Уитни для сравнения двух независимых выборок с использованием программы SPSS 25. В исследовании участвовало 98 студентов НИУ «БелГУ». Результаты исследования и выводы. Выявлены различия в мотивах, побуждающих к занятиям физической культурой, у студентов первых и выпускных курсов. Установлено, что студенты-первокурсники чаще и активнее занимаются двигательной деятельностью, чем старшекурсники, однако старшекурсники это делают более осознанно и регулярно, считая, что физкультура укрепляет их здоровье, улучшает настроение и самочувствие. Первокурсники, занимаясь физической культурой, в основном реализуют потребность в общении, одобрении и признании. Ведущим мотивом участия в мероприятиях комплекса ГТО у старшекурсников является мотивация достижения результата. Полученные данные свидетельствуют о несформи-рованности системы устойчивых внутренних мотивов занятия спортом у большинства студентов неспортивных специальностей на начальном этапе обучения.

Ключевые слова: мотивация, занятия физической культурой, студенты неспортивных специальностей первых и выпускных курсов.

Abstract

Objective of the study was to survey and analyze physical education motivations of the first- versus last-year university students not majoring in sports. Methods and structure of the study. Belgorod State National Research University's Psychology Department students (n= 98) were sampled for the survey run in 2021. They were subject to My Attitude To Physical Education questionnaire survey by Y.N. Gut, S.A. Korneeva; Sports Motivations test by A.V. Shaboltas; and the Personality Success Motivations and Failure Avoidance tests by T. Ehlers. The survey data were processed by the standard statistical toolkit with the nonparametric Mann-Whitney U-test for unrelated samples using the SPSS 25 software.

Results and conclusion. The study was designed to survey and analyze physical education motivations of the first- versus last-year university students. We found the first-year students more physically active, although the seniors were tested trained on a more regular and determined basis knowing the benefits of physical education for health, mood and wellbeing. The younger group was tested focused on the socializing, peer communication, friends-making, public approval and recognition aspects. As for the GTO Complex test motivations, the seniors are reportedly more focused on success. The survey data and analysis found the genuine physical education motivations being volatile and underdeveloped in the younger group majoring not majoring in sports.

Keywords: physical education motivation, university physical education classes, sports-unrelated first- and last-year students.

Введение. Современные ученые в качестве основной причины низкой двигательной активности студентов выделяют несформированность устойчивых привычек и отсутствие мотивации [1-4]. Изучение мотивации к физкультурной деятельности у студентов позволяет выявить не только степень заинтересованности, но и предположить уровень активности в данной сфере и ее направленность. Определив мотивы сту-

дентов, можно предположить, будут ли они продолжать заниматься физической культурой и спортом или под влиянием внешних факторов потребность в регулярных физических упражнениях в процессе обучения нивелируется.

Цель исследования - выявление особенностей мотивации к занятиям физической культурой студентов неспортивных специальностей первых и выпускных курсов.

№3 • 2022 Март | March

http://www.teoriya.ru

физическое воспитание студентов

□ и

£ г. CL

ч—

о

0J и

CL

■ -О

с

га

^

о

(U .с I—

Методика и организация исследования. Исследование проводилось в 2021 г на базе факультета психологии НИУ «БелГУ». В исследовании использовались: анкета «Мое отношение к физической культуре» (Ю. Н. Гут, С. А. Корнеева); методика «Мотивы занятий спортом» А. В. Шаболтас; Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса; методика диагностики мотивации избегания неудач Т. Элерса. Статистический анализ осуществлялся с применением непараметрического U-критерия Манна-Уитни для сравнения двух независимых выборок с использованием программы SPSS 25. В исследовании участвовало 98 студентов НИУ «БелГУ».

Результаты исследования и их обсуждение. Полученные в ходе анкетного опроса данные позволили оценить эмоциональное отношение респондентов к физкультурной деятельности: 85 % первокурсников и 78 % выпускников в целом занимаются какими-либо видами физической активности; 15 %о студентов первых курсов и 22 0% студентов выпускных курсов вообще не занимаются физической деятельностью (U=772; р<0,05). Всего 8,8 0% респондентов первого курса и 24,2 0% старшекурсников всегда находят возможности регулярно заниматься физкультурой, потому что движение доставляет им радость; 41,8 % и 40 % респондентов (1-й и выпускной курс, соответственно) - периодически и 48,4 % и 35,2 % занимаются физической активностью вовсе нерегулярно (U=765; р<0,05).

Относительно анализа ведущих мотивов к занятию физкультурой: 8,8 % первокурсников и 11% выпускников их не находят; 26,6 % и 4,4 % респондентов считают, что это модно и престижно и 30 % и 37 % (1-й и выпускной курс, соответственно) студентов признают, что занятия спортом укрепляют здоровье.

Но все же большая часть и первокурсников (55 %), и выпускников (50,5 %) безразлична к проведению ежедневных динамических пауз и подвижных перемен во время обучения в вузе; и примерно в равных пропорциях выявлены сторонники - 22 %% и 19,8 %% и противники - 22 %% и 28,6 %% (1-й и выпускной курс, соответственно) этого мероприятия. Статистически значимых различий по данному показателю не выявлено. Лишь 39,6 % первокурсников и 27,4 % выпускников регулярно или периодически участвуют в физкультурно-спортивной деятельности вуза. По 52,8 % студентов обеих выборок вообще не принимают участие в мероприятиях комплекса ГТО. 30,8 % студентов первых курсов и 37,4 % выпускников участвуют в таких мероприятиях периодически и 15,4 % и 8,8 % принимают регулярное участие.

Самой распространенной причиной безучастности студентов является отсутствие желания. Так ответили 39,6 % студентов обеих выборок. Самый распространенный мотив участия у студентов первого курса - принуждение или просьбы со стороны 30,8 %, среди старшекурсников такой мотив доминировал у 8,8 %. Большинство старшекурсников (28,6 %) участвуют, чтобы получить знак отличия ГТО, 11 % первокурсников также имеют данный мотив. 13,2 % первокурсников и 8,8% студентов старших курсов участвуют в данном мероприятии потому, что в нем участвуют их знакомые и друзья.

Таким образом, у первокурсников ведущими мотивами участия в мероприятиях комплекса ГТО являются социальные, у старшекурсников - мотивация достижения результа-

Выявлено, что первокурсникам свойственно испытывать более яркие эмоциональные впечатления от двигательной активности, чем старшекурсникам. Показатели социально-эмоционального мотива в выборке первокурсников также выше, чем у студентов старшего курса (8,3 и 6,0, соответ-

ственно); и=б71; р<0,05). Это проявляется в большем интересе к физической активности ввиду ее высокой эмоциональности, неформальности общения.

Показатели мотива достижения успеха в спорте, напротив, выше у старшекурсников (7,7), чем у первокурсников (4,5) (U=570; р<0,01). Данное обстоятельство свидетельствует о том, что старшекурсники занимаются физкультурой более регулярно, чем первокурсники для того, чтобы поддерживать и повышать достигнутые результаты.

Эти данные согласуются с результатами анкетного опроса. Старшекурсники в целом осознают, что испытывают дефицит двигательной активности, поэтому занимаются спортом, чтобы «отдохнуть от умственной работы», «получить прилив сил». Кроме того, значения показателя гражданско-патриотического мотива выпускников значительно превалируют над данными первокурсников (U=425; р<0,01).

То есть, на завершающем этапе обучения студенты более осознано подходят к процессу занятий физической культурой не только для личного блага, но и для поддержания престижа спортивного общества, коллектива и т. д. В целом, у студентов-первокурсников выявлен высокий уровень мотивации достижения - 17,4; у выпускников - средний 15,1% (U=585; р<0,01).

Выводы. Психологический комфорт, учет предпочтения занятий физическими упражнениями с игровой направленностью, дифференцирование заданий по оптимальной сложности, формирование спортивно-познавательных и социально-моральных мотивов, мотивов физического самоутверждения и укрепления здоровья, тактики достижения спортивных целей, а также ответственности перед коллективом и преподавателями, - все это будет способствовать развитию системы устойчивых положительных мотивов к занятиям физической культурой и спортом, становлению характера и физического совершенствования будущих специалистов.

Статья подготовлена в рамках проекта «О подведении итогов внутривузовского конкурса НИУ «БелГУ» на соискание грантов для поддержки общественных и гуманитарных направлений исследований» от 14.082020 № 826-ОД.

Литература

1. Мартын И.А. Формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом у студенческой молодежи // Universum: Психология и образование: электронный научный журнал. 2017. № б (3б).

2. Распопова Е.А., Постольник Ю.А. Сравнительная характеристика доминирующих мотивов, побуждающих студентов различных вузов к занятиям физической культурой // Педагогико-психоло-гические проблемы физической культуры и спорта. 2018. Т. 13. № 1. С. 125-132. DOI 10/1452б/01_2018_291.

3. Смутина А.О. Личностная мотивация студентов к занятиям физической культурой // Молодой ученый. 2020. № 4 (294). С. 316318. URL: https://moluch.ru/archive/294/66860/ (дата обращения: 02.03.2021).

References

1. Martyn I.A. Formirovanie motivatsii k zanyatiyam fizicheskoy kulturoy i sportom u studencheskoy molodezhi [Motivating students for physical education and sports]. Universum: Psikhologiya i obrazovanie. Scientific e-journal. 2017. No. б (36).

2. Raspopova E.A., Postolnik Y.A. Sravnitelnaya kharakteristika dominiruyushchikh motivov, pobuzhdayushchikh studentov ra-zlichnykh vuzov k zanyatiyam fizicheskoy kulturoy [Comparative characteristics of dominant motives that encourage students of various universities to do sports]. Pedagogiko-psikhologicheskie problemy fizicheskoy kultury i sporta. 2018. V. 13. No. 1. pp. 125132. DOI 10/14526/01_2018_291.

3. Smutina A.O. Lichnostnaya motivatsiya studentov k zanyatiyam fizicheskoy kulturoy [Personal motivation of students to physical education]. Molodoy ucheny. 2020. No. 4 (294). pp. 316-318. Available at: https://moluch.ru/archive/294/66860/ (date of access: 02.03.2021).

4. Gao Z.; Lee A.M.; Harrison L. Understanding Students' Motivation in Sport and Physical Education: From the Expectancy-Value Model and Self-Efficacy Theory Perspectives. Quest, 2008, No. 60, рр.236-254. [Google Scholar] [CrossRef].

С4

http://www.teoriya.ru

№3^ 2022 Март | March

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.