Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ У СТУДЕНТОВ - ПСИХОЛОГОВ'

ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ У СТУДЕНТОВ - ПСИХОЛОГОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
336
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СТУДЕНТ / МОЛОДЁЖЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гюлмамедова Тамара Илгаровна, Гут Юлия Николаевна, Плахотникова Елена Николаевна

В данной статье представлены результаты исследования мотивации к занятиям физической культурой у студентов-психологов, установлено, что мотивами занятий физической культурой у первокурсников являются потребность в общении, одобрении и признании; мотивами старшекурсников выступают - осознание того, что физкультура укрепляет их здоровье, улучшает настроение и самочувствие;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Гюлмамедова Тамара Илгаровна, Гут Юлия Николаевна, Плахотникова Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF MOTIVATION TO TAKE PHYSICAL EDUCATION AT STUDENTS - PSYCHOLOGISTS

This article presents the results of a study of motivation for physical education among students-psychologists, it has been established that the motives of physic

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ У СТУДЕНТОВ - ПСИХОЛОГОВ»

Педагогика

ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ У СТУДЕНТОВ - ПСИХОЛОГОВ Гюлмамедова Тамара Илгаровна, педагог-психолог (Gyulmamedova.00@inbox.ru) Гут Юлия Николаевна, к.п.н., доцент Плахотникова Елена Николаевна Белгородский государственный национально-исследовательский университет, г.Белгород, Россия

В данной статье представлены результаты исследования мотивации к занятиям физической культурой у студентов-психологов, установлено, что мотивами занятий физической культурой у первокурсников являются потребность в общении, одобрении и признании; мотивами старшекурсников выступают - осознание того, что физкультура укрепляет их здоровье, улучшает настроение и самочувствие;

Ключевые слова: мотивация, физическая культура, студент, молодёжь.

На сегодняшний день проблеме мотивации студентов и привлечения их к занятиям физической культурой уделяется большое внимание, ведь именно молодежь является самой здоровой и активной частью населения.

Учебная дисциплина «Физическая культура» включена в состав обязательных гуманитарных дисциплин государственным образовательным стандартом. Главной задачей данной дисциплины является формирование у студентов знания о жизнедеятельности человека, его здоровье, умении владеть аспектами практических навыков, формировании и укреплении психофизических способностей и качеств личности[7].

Большое значение имеет сознательное отношение к занятиям физической культурой и спортом. Ведь в основе любой деятельности должен быть заложен принцип постоянной мотивации. И, как мы знаем, мотивацией считают процесс формирования и обоснования намерений что-то делать или не делать.

Мотивация к физической деятельности - это состояние личности, направленное на достижение оптимального уровня физической готовности и работоспособности. А, в свою очередь, мотив - это сформированное обоснование своего действия, внутреннее состояние личности, которое направляет и определяет ее действие в настоящий момент времени[5].

Для регулярных занятий физической культурой необходима долговременная мотивация, позволяющая студентам, которые тренируются сохранить желание заниматься и спортом и сделать тренировку своей привычкой.

Формирование негативного отношения к «физической культуре» может проявляться еще с раннего возраста, когда родители должны мотивировать

ребенка заниматься спортом, чтобы у него самого появилось желание, а не заставлять ребенка. Ведь именно в раннем возрасте выражается отношение к разным сферам жизни, в том числе и к спорту.

Еще одной значительной проблемой незаинтересованности студентов к физической культуре (в частности у первокурсников) является адаптация. У абитуриентов, поступивших в учебные заведения, меняется ритм жизни, резко увеличивается количество информации в учебном процессе, достаточно плотный график дня приводит к стрессу и эмоциональной напряженности. Безусловно, каждый студент адаптируется по-разному, кто-то сразу вливается в новый коллектив, кому-то требуется в этом помощь [6].

Причинами подобных процессов могут быть малоподвижный образ жизни (гиподинамия), неспособность справиться с учебной нагрузкой, накапливание отрицательных эмоций без физической разрядки, нарушение режима сна, неправильное питание, безразличие студентов к своему здоровью - отсутствие валеологической грамотности, а также низкая мотивация к регулярным занятиям физической культурой и спортом. По результатам ряда исследований можно говорить о том, что в начале обучения у студентов сначала активизируются резервы организма, потом происходит их истощение, так как приспособление к комплексу новых факторов, характерных для высшей школы, сочетается с большим напряжением, а также нарушениями режима работы, отдыха, питания и особенно двигательной активности.

Формирование заинтересованности в занятиях физической культурой и спортом у студентом - много ступенчатый процесс - от развития элементарных гигиенических навыков до формирования глубоких знаний по теории физического воспитания и устойчивой привычки к интенсивным занятиям.

Исследование проводилось на базе факультета психологии НИУ «Бел-ГУ». Участие приняли студенты факультета психологии в количестве 98 человек.

Статистический анализ осуществлялся с применением непараметрического U-критерия Манна-Уитни для сравнения двух независимых выборок с использованием программы SPSS 25.

Цель исследования - выявление особенностей мотивации к занятиям физической культурой студентов неспортивных специальностей

Объект исследования - психологическая мотивация к занятиям физической культурой у студентов-психологов.

Предмет исследования - особенности мотивации к занятиям физической культурой у студентов неспортивных специальностей.

В ходе исследования применялся следующий комплекс методик:

1. Методика «Мотивы занятий спортом» А.В. Шаболтас;

Методика предназначена для выявления доминирующих целей (личностных смыслов) занятий спортом и включает в себя 10 мотивов-категорий,

соответствующих определенным высказываниям и (суждениям), приведенным в опроснике.

2. Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса;

3. Методика диагностики мотивации избегания неудач Т. Элерса;

Первым этапом стал сравнительный анализ доминирующих мотивов занятия спортом студентов-первокурсников и студентов-выпускников неспортивных специальностей, полученные данные изображены в таблице ниже.

Таблица 1 - Сравнительный анализ доминирующих мотивов занятий физической деятельностью (ср.б.)_

Выборка Доминирующие мотивы

ЭУ СС ФС СЭ СМ ДУ СП РВ ПД ГП

Первый курс 10,2 4,3 7,6 3,8 4,0 4,5 5,6 6,0 5,6 2,7

Выпускной курс 7,5 5,9 7,9 6,2 5,0 7,7 7,0 10,2 7,6 6,6

и- критерий Манна-Уитни 672** 899 999 671* 816 570** 793 585** 744** 425**

Примечание 1. ЭУ - мотив эмоционального настроения; СС - мотив социального самоутверждения; ФС - мотив физического самоутверждения; СЭ - социально-эмоциональный мотив; СМ - социально-моральный мотив; ДУ - мотив достижения успеха; СП - спортивно-познавательный мотив; РВ - рационально-волевой мотив; ПД - мотив подготовки к проф. деятельности; ГП - гражданско-патриотический мотив; Примечание 2. **-р<0,01; *-р<0,05;

Самую высокую выраженность для студентов первого курса имеет мотив эмоционального настроения (ср.б=10,2), что выражается в стремлении, отражающем радость от движений и физических усилий. Высокую выраженность в группе первокурсников имеет мотив физического самоутверждения (ср.б =7,6), что отражает стремление к физическому развитию, становлению характера. Слабую выраженность у этих студентов имеет гражданско-патриотический мотив (ср.б=2,7), что выражает стремление к спортивному совершенствованию для успешного выступления на соревнованиях, для поддержания престижа коллектива, города, страны. А также социально-эмоциональный мотив (ср.б=3,8) как стремление к спортивным событиям ввиду их высокой эмоциональности, неформальности общения, социальной и эмоциональной раскованности. Этим студентам нравятся занятия спортом из-за высокого и интереса к соревнованиям, к атмосфере соревнований, положительным эмоциям от успешности.

У студентов-выпускников самым выраженным является рационально-волевой мотив (ср.б=10,2), который отражает желание заниматься спортом для компенсации дефицита двигательной активности при умственной (сидячей) работе. Спорт для данных студентов — хобби, их в меньшей степени интересуют спортивные результаты. Мотив физического самоутвер-

ждения (ср.б=7,9) у выпускников является желанием самоутверждения в спортивном мире. Мотив достижения успеха (ср.б=7,7) отражает стремление к улучшению личных спортивных результатов, а мотив подготовки к проф. деятельности (ср.б=7,6) выражает стремление заниматься спортом для подготовки к требованиям избранной профессиональной деятельности и выражает спортивную направленность профессии для студентов.

Для поиска различий между студентами первых и выпускных курсов был проведен статистический анализ, в результате которого были обнаружены достоверные различия (р<0,05) по шкале социально-эмоциональный мотив, различия на высоком уровне значимости (р<0,01) были обнаружены по шкалам мотив эмоционального настроения, мотив достижения успеха, рационально-волевой мотив, мотив подготовки к проф. деятельности и гражданско-патриотический мотив.

Проанализируем результаты полученные путем диагностика мотивации к успеху у студентов.

70

60

50

40

30

20

10

60

24

14

11

18

Очень высокий

Выоский I первокурсники

Средний выпускники

Низкий

Рисунок 1 - Распределение уровней мотивации к успеху у студентов-

первокурсников и студентов-выпускников (%

5

0

Мотивация к успеху - это стремление к высоким результатам в деятельности. Из рисунка следует, что для большинства студентов выпускников и первокурсников характерен средний уровень мотивации достижения. При этом, для первокурсников, более чем для выпускников свойственен высокий (24%) и средний (60%) уровни мотивации достижения, тогда как у выпускников выше уровни очень высокой (14%) и низкой мотивации к достижению (18%).

Проанализируем результаты полученные путем диагностика мотивации избегания неудач у студентов.

Стоит отметить, что у людей могут присутствовать оба вида мотивации (достижения успеха, избегания неудач), поэтому мы говорим о преобладании одного из видов мотивации. Они направлены на получение результата, но у этих мотивов разнятся способы достижения результата, характер поведения, эмоции и общее состояние.

45

Очень высокий Выоский Средний Низкий

■ первокурссники ■ выпускники

Рисунок 2 - Распределение студентов по уровням мотивации избегания неудач у студентов-первокурсников и студентов-выпускников (%)

Мотив избегания неудачи подразумевает потребность человека в любой ситуации действовать так, чтобы избежать неудачи, особенно в тех случаях, когда результаты его деятельности воспринимаются и оцениваются другими людьми. Для студентов обоих курсов характерен высокий уровень мотивации избегания неудач. Для выпускников, больше, чем для первокурсников, свойственен высокий уровень мотивации избегания (39%), а для первокурсников более характерны очень высокий (26%), средний (34%) и низкий уровни мотивации избегания (19%). Такое распределение может быть связано с пресыщением в течении обучения той деятельностью, в которой находятся выпускники, тогда как для первокурсников, многое может быть новым и интригующим.

Далее мы сравнили результаты мотивационной направленности личности студентов разных курсов, а именно мотивацию к успеху и мотивацию избегания неудач. Результаты представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Сравнительный анализ мотивационной направленности

личности студентов (ср. б)

Выборка Мотивация к успеху Мотивация избегания неудач

Первый курс 17,4 15,9

Выпускной курс 15,1 16,2

U-критерий Манна-Уитни 753* 934

Примечание 1: *- р<0,05

В целом, у студентов первого курса наиболее выражена мотивация успеха (ср.б=17,4), тогда как у студентов выпускного курса сильнее выражена мотивация избегания неудач (ср.б=16,2). Что может быть связано с тем, что для них их деятельность имеет большую значимость, что приводит к напряжению организма и влечет за собой появление мотивации избегания неудач.

Мотивация достижения успеха имеет немаловажное значение для деятельности человека. Для того, чтобы осуществить деятельность, необходим достаточный уровень мотивации, однако если мотивация слишком сильная, увеличивается напряжение, что ухудшает результаты. В таком случае высокий уровень мотивации вызывает нежелательные эмоциональные реакции (напряжение, волнение, стресс и т. п.), что приводит к ухудшению деятельности. Исходя из закона Йеркса-Додсона в психологии существует зависимость наилучших результатов от средней интенсивности мотивации. Так, существует определенная граница, за которой дальнейшее увеличение мотивации приводит к ухудшению результатов.

Таким образом, мы выявили, что существуют различия в мотивах, побуждающих к занятиям физической культурой, у студентов-психологов: первокурсники чаще и активнее занимаются физической деятельностью, чем выпускники, однако старшекурсники это делают более осознанно и регулярно, считая, что физкультура укрепляет их здоровье, улучшает настроение и самочувствие. Первокурсники, занимаясь физической культурой, в основном реализуют потребность в общении, одобрении и признании.

Список литературы

1. Irkhin, V.N., Korneeva, S.A., Gut ,Y.N., Khodeev, DA. GTO TRAININGS AND TESTS IN ACADEMIC PHYSICAL EDUCATION SERVICE: STUDENT GROUP PSYCHOLOGY, MOTIVATIONS AND PRIORITIES SURVEY. Theory and Practice of Physical Culture. 2021. № 3. С. 23-25. [Google Scholar]

2. Данилина А. И., Ольховская Е. А. Мотивация в занятиях физической культурой и спортом // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки. Электронный сборник статей по материалам XXV студенческой международной заочной научно-практической конференции. 2014. № 10(25). с. 159-165

3. Королев, Г.Н. Взаимодействие информационных технологий и физической культуры в жизни студента / Г.Н. Королев, И.А. Смоляров// материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Физическое воспитание и студенческий спорт глазами студентов». - Казань: КНИТУ-КАИ, 2019. - С. 284.

4. Маломужев, И.М. Методические указания по практике занятий физическими упражнениями: метод. пособие / И.М. Маломужев; Министерство общ. и проф. образования РФ. - Обнинск: Обнин. инт атом. энергетики, 1998. - 42 с.

5. Мартын И. А. Формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом у студенческой молодежи // Universum: Психология и образование: электрон. научн. журн. 2017. № 6(36)

6. Слепченко, А. Л. Мотивация как компонент занятий физической культурой / А. Л. Слепченко, Р. К. Краснов, В. В. Вольский. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 19 (257). — С. 388-390. — URL: https://moluch.ru/archive/ 257/58864/ (дата обращения: 31.05.2021)

7. Сырвачева, И.С. Мотивация самостоятельных занятий физическими упражнениями / И. С. Сырвачева // Физическая культура, 61 здоровье: проблемы, перспективы, технологии: матер. реч. науч. конф. / ДВГУ. - Владивосток, 2003. - C. 108-111.

Gyulmamedova Tamara Ilgarovna, educational psychologist (Gyulmamedova.00@inbox.ru)

Gut Yuliya Nikolaevna, Cand. Tech. Sci., associate professor Plahotnikova Elena Nikolaevna

Belgorod State National Research University, Belgorod, Russia PECULIARITIES OF MOTIVATION TO TAKE PHYSICAL EDUCATION AT STUDENTS - PSYCHOLOGISTS

Abstract. This article presents the results of a study of motivation for physical education among students-psychologists, it has been established that the motives of physical education among freshmen are the need for communication, approval and recognition; the motives of senior students are - the realization that physical education strengthens their health, improves mood and well-being;

Keywords: motivation, Physical Culture, student, young people.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.