Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ МОТИВАЦИИ НА УСПЕШНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ НОРМ ГТО СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ИНСТИТУТА НИУ «БЕЛГУ»'

ВЛИЯНИЕ МОТИВАЦИИ НА УСПЕШНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ НОРМ ГТО СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ИНСТИТУТА НИУ «БЕЛГУ» Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
116
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЛЕКС ГТО / СТУДЕНТЫ / МОТИВАЦИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кондаков Виктор Леонидович, Копейкина Евгения Николаевна, Ирхина Ирина Витальевна, Собянин Федор Иванович

Целями Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» являются повышение эффективности использования возможностей физической культуры и спорта в укреплении здоровья, гармоничном и всестороннем развитии личности, воспитании патриотизма и обеспечение преемственности в осуществлении физического воспитания населения. Правильная организация участия студенческой молодежи к выполнению комплекса ГТО, направленного на формирование физической культуры в самом широком смысле этого слова, поможет не только сохранить здоровье человека, но и на долгие годы создать у него систематическую потребность в занятиях физической культурой и спортом. Цель исследования - определить влияние мотивации на успешность выполнения норм ВФСК ГТО студентов медицинского института Белгородского государственного национального исследовательского университета (НИУ «БелГУ»). Методы и организация исследования. Для выявления уровня мотивации к выполнению комплекса ГТО в 2019-20 уч. году у студентов медицинского института НИУ «БелГУ» было проведено анкетирование и анализ протоколов выполнения комплекса ГТО. В нашем исследовании приняли участие 299 студентов 1 -2 курсов медицинского института НИУ «БелГУ» в возрасте 18-20 лет. Им было предложено ответить на ряд вопросов, касающихся как комплекса ГТО, так и мотивации к занятиям физической культурой и спортом. Для определения влияния мотивации на успешность выполнения норм комплекса ГТО использовались методы: изучение и анализ научных работ по исследуемой проблеме отечественных и зарубежных ученых; анкетирование, опрос, наблюдение, тестирование участников по выполнению комплекса ГТО, статистическая обработка полученных результатов. Результаты исследования и их обсуждения: подавляющее большинство студентов (90,95%) медицинского института НИУ «БелГУ» систематически занимаются подготовкой к выполнению комплекса ГТО только на занятиях по физической культуре и спорту в учебном заведении, при этом лишь 7,09% студентов дополнительно занимаются в спортивных секциях. Занятия физической культурой в рамках учебного процесса, по мнению большинства студентов помогают им в подготовке к выполнению нормативов ГТО, однако только таких занятий недостаточно для успешного выполнения всех испытаний и получения знака отличия. Большинство студентов (80,93%) медицинского института фактически принимают участие в выполнении отдельных испытаний ГТО. Выводы: доказано, что уровень мотивации оказывает непосредственное влияние на успешность выполнения испытаний комплекса ГТО. Студентки с высоким и средним уровнем мотивации к укрепления своего здоровья и улучшения физической подготовленности обладают знаниями в области физической культуры и спорта и, как правило, успешно выполняют нормативы комплекса ГТО, и в будущем планируют систематически использовать в своей профессиональной деятельности методы и средства физической культуры и спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кондаков Виктор Леонидович, Копейкина Евгения Николаевна, Ирхина Ирина Витальевна, Собянин Федор Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF MOTIVATION ON REACHING HIGH RESULTS IN THE RLD PERFORMANCE BY THE STUDENTS OF THE MEDICAL INSTITUTE OF BELGOROD STATE NATIONAL RESEARCH UNIVERSITY

The objectives of the All-Russian physical culture and sports complex “Ready for Labor and Defense” (RLD) are to increase the effectiveness of physical culture and sports in strengthening health, harmonious and comprehensive personal development, patriotism and continuity in the implementation of physical education of the population. Proper organization of students' participation in the implementation of the RLD complex aimed at the formation of physical culture in the broadest sense of the word will help not only to preserve human health, but also to create a systematic need for physical culture and sports activities for many years. The aim of the study is to determine the impact of motivation on the success of the performance of the RLD standards of medical students of Belgorod State National Research University. Methods and organization of the research. In order to identify the level of motivation to perform the RLD complex in 2019-20 academic year in students of the Medical Institute a questionnaire and analysis of protocols of the RLD complex was carried out. Our study involved 299 1st and 2nd-year students of the Medical Institute aged 18-20. They were asked to answer a number of questions concerning both the RLD complex and motivation for physical activity and sports. The following methods were used to determine the impact of motivation on the successful performance of the RLD complex norms: study and analysis of scientific works by domestic and foreign scientists; questioning, interviewing, observation, testing the participants to perform the RLD complex; statistical processing of the obtained results. The research results and their discussion: the vast majority of students (90.95%) of the Medical Institute train systematically to fulfill the RLD complex only during the classes of physical education and sports in the educational institution, and only 7.09% of students train additionally involved in sports clubs. According to the majority of students, physical education classes as part of the educational process help them to prepare for the RLD tests, but these classes alone are not sufficient for successful completion of all tests and obtaining the insignia of distinction. The majority of students (80.93%) of the Medical Institute actually take part in the individual tests of the RLD. Conclusions: it was proved that the level of motivation has a direct impact on high results in the RLD complex. Students with high and medium levels of motivation to improve their health and physical fitness have knowledge in the field of physical education and sports and, as a rule, successfully perform the standards of the RLD complex. In the future they plan to systematically use the methods and means of physical education and sports in their professional activities.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ МОТИВАЦИИ НА УСПЕШНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ НОРМ ГТО СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ИНСТИТУТА НИУ «БЕЛГУ»»

УДК 378.172

DOI: 10.18413/2313-8971-2021-7-1-0-2

Кондаков В.Л.* Копейкина Е.Н Ирхина И.В., Собянин Ф.И.

*

Влияние мотивации на успешность выполнения норм ГТО студентов медицинского института НИУ «БелГУ»

Белгородский государственный национальный исследовательский университет, ул. Победы, 85, Белгород, 308015, Россия kondakov@bsu.edu.ru

Статья поступила 23 января 2021; принята 10 марта 2021; опубликована 31 марта 2021

Аннотация. Целями Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» являются повышение эффективности использования возможностей физической культуры и спорта в укреплении здоровья, гармоничном и всестороннем развитии личности, воспитании патриотизма и обеспечение преемственности в осуществлении физического воспитания населения. Правильная организация участия студенческой молодежи к выполнению комплекса ГТО, направленного на формирование физической культуры в самом широком смысле этого слова, поможет не только сохранить здоровье человека, но и на долгие годы создать у него систематическую потребность в занятиях физической культурой и спортом. Цель исследования - определить влияние мотивации на успешность выполнения норм ВФСК ГТО студентов медицинского института Белгородского государственного национального исследовательского университета (НИУ «БелГУ»). Методы и организация исследования. Для выявления уровня мотивации к выполнению комплекса ГТО в 2019-20 уч. году у студентов медицинского института НИУ «БелГУ» было проведено анкетирование и анализ протоколов выполнения комплекса ГТО. В нашем исследовании приняли участие 299 студентов 1 -2 курсов медицинского института НИУ «БелГУ» в возрасте 18-20 лет. Им было предложено ответить на ряд вопросов, касающихся как комплекса ГТО, так и мотивации к занятиям физической культурой и спортом. Для определения влияния мотивации на успешность выполнения норм комплекса ГТО использовались методы: изучение и анализ научных работ по исследуемой проблеме отечественных и зарубежных ученых; анкетирование, опрос, наблюдение, тестирование участников по выполнению комплекса ГТО, статистическая обработка полученных результатов. Результаты исследования и их обсуждения: подавляющее большинство студентов (90,95%) медицинского института НИУ «БелГУ» систематически занимаются подготовкой к выполнению комплекса ГТО только на занятиях по физической культуре и спорту в учебном заведении, при этом лишь 7,09% студентов дополнительно занимаются в спортивных секциях. Занятия физической культурой в рамках учебного процесса, по мнению большинства студентов помогают им в подготовке к выполнению нормативов ГТО, однако только таких занятий недостаточно для успешного выполнения всех испытаний и получения знака

отличия. Большинство студентов (80,93%) медицинского института фактически принимают участие в выполнении отдельных испытаний ГТО. Выводы: доказано, что уровень мотивации оказывает непосредственное влияние на успешность выполнения испытаний комплекса ГТО. Студентки с высоким и средним уровнем мотивации к укрепления своего здоровья и улучшения физической подготовленности обладают знаниями в области физической культуры и спорта и, как правило, успешно выполняют нормативы комплекса ГТО, и в будущем планируют систематически использовать в своей профессиональной деятельности методы и средства физической культуры и спорта. Ключевые слова: комплекс ГТО; студенты; мотивация; физическая культура.

Информация для цитирования: Кондаков В.Л., Копейкина Е.Н., Ирхина И.В., Собянин Ф.И. Влияние мотивации на успешность выполнения норм ГТО студентов медицинского института НИУ «БелГУ» // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2021. Т.7. №1. С. 14-26. DOI: 10.18413/23138971-2021-7-1-0-2.

Influence of motivation on reaching high results in the RLD performance by the students of the medical institute of Belgorod state national research university

Belgorod State National Research University 85 Pobedy Str., Belgorod, 308015, Russia kondakov@bsu.edu.ru*

Received on January 23, 2021; accepted on March 10, 2021; published on March 31, 2021

Abstract. The objectives of the All-Russian physical culture and sports complex "Ready for Labor and Defense" (RLD) are to increase the effectiveness of physical culture and sports in strengthening health, harmonious and comprehensive personal development, patriotism and continuity in the implementation of physical education of the population. Proper organization of students' participation in the implementation of the RLD complex aimed at the formation of physical culture in the broadest sense of the word will help not only to preserve human health, but also to create a systematic need for physical culture and sports activities for many years. The aim of the study is to determine the impact of motivation on the success of the performance of the RLD standards of medical students of Belgorod State National Research University. Methods and organization of the research. In order to identify the level of motivation to perform the RLD complex in 2019-20 academic year in students of the Medical Institute a questionnaire and analysis of protocols of the RLD complex was carried out. Our study involved 299 1st and 2nd-year students of the Medical Institute aged 18-20. They were asked to answer a number of questions concerning both the RLD complex and motivation for physical activity and sports. The following methods were used to determine the impact of motivation on the successful performance of the RLD complex norms: study and analysis of scientific works by domestic and foreign scientists; questioning, interviewing, observation, testing the participants to

V.L. Kondakov*,

E.N. Kopeikina, I.V. Irkhina,

F.I. Sobyanin

perform the RLD complex; statistical processing of the obtained results. The research results and their discussion: the vast majority of students (90.95%) of the Medical Institute train systematically to fulfill the RLD complex only during the classes of physical education and sports in the educational institution, and only 7.09% of students train additionally involved in sports clubs. According to the majority of students, physical education classes as part of the educational process help them to prepare for the RLD tests, but these classes alone are not sufficient for successful completion of all tests and obtaining the insignia of distinction. The majority of students (80.93%) of the Medical Institute actually take part in the individual tests of the RLD. Conclusions: it was proved that the level of motivation has a direct impact on high results in the RLD complex. Students with high and medium levels of motivation to improve their health and physical fitness have knowledge in the field of physical education and sports and, as a rule, successfully perform the standards of the RLD complex. In the future they plan to systematically use the methods and means of physical education and sports in their professional activities. Keywords: RLD; students; motivation; physical culture.

Information for citation: Kondakov V.L., Kopeikina E.N., Irkhina I.V., Sobyanin F.I. (2021), "Influence of motivation on reaching high results in the RLD performance by the students of the medical institute of Belgorod state national research university", Research Result. Pedagogy and Psychology of Education, 7 (1), 14-26, DOI: 10.18413/2313-8971 -2021 -7-1-0-2.

Введение (Introduction). Целями Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) являются повышение эффективности использования возможностей физической культуры и спорта в укреплении здоровья, гармоничном и всестороннем развитии личности, воспитании патриотизма и обеспечение преемственности в осуществлении физического воспитания населения. Залогом успешного выполнения нормативов ГТО является систематическая физическая подготовка. Регулярные занятия физической культурой и спортом требуют проявления волевых качеств и высокой степени самоорганизованности. При этом у человека, желающего выполнить нормативы испытаний (тестов) ГТО не всегда есть возможность обратиться за профессиональной помощью к специалистам в области физической культуры и спорта, найти доступные спортивные площадки и спортивный инвентарь. Все это оказывает негативное влияние на уровень мотивации к занятиям физической культурой и спортом, а в дальнейшем и к участию в выполнении комплекса ГТО (Кондаков

Копейкина, Балышева, Усатов, Скруг, 2015; Kondakov, Kopeikina, Balysheva, Usatov, Skrug, 2015; Golod, 2015). Подавляющее большинство участников ГТО относиться к категории обучающихся в образовательных организациях различного типа. В них есть условия как для подготовки обучающихся к выполнению комплекса ГТО, так и для повышения уровня их мотивации к самостоятельным, систематическим занятиям физической культурой и спортом (Goginava, Rumba, 2015; Samokish, 2016; Kondakov, Kopeikina, Nikulina, Voloshina, Balysheva, 2018).

Мотивация к занятиям физической культурой и спортом любого человека проявляется в системе его знаний, убеждений и интересов, способствующих развитию и совершенствованию базовых физических качеств, формированию основных двигательных умений и навыков, укреплению здоровья (Горелов, Румба, Кондаков, 2010, Алма-гамбетова, 2014).

Обобщая все вышесказанное, можно заключить, что убеждения определяют оценку и взгляды личности на занятия фи-

зической культурой и спортом, приумножают ее активность, формируют принципы поведения, в тоже время они отображают мировоззрение и придают его поступкам значимость.

Следует отметить, что потребность в движении - это главная побудительная, направляющая и регулирующая сила поведения личности человека, которая проявляется в физических нагрузках, в играх, в общении, в самоутверждении, в эмоциональной разрядке, в познании; в эстетическом наслаждении и др. (Пономарёв 1988; Лото-ненко, 1998; Наговицын, 2011).

Потребности тесно связаны с эмоциями - переживаниями, ощущениями. Важно обратить внимание, что удовлетворение потребностей сопровождается положительными эмоциями, а неудовлетворение - отрицательными. Поэтому, каждый человек, как правило, выбирает тот вид деятельности, который в большей степени позволяет удовлетворить возникшую у него потребность и получить положительные эмоции.

На основе потребностей формируется система мотивов, которая обусловливает направленность личности, стимулирует и мобилизует ее на проявление активности (Пятков, 1999).

В стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2030 года1 в качестве первоочередных проблемы декларируется повсеместное ухудшение здоровья, физического развития и физической подготовленности населения. Не является исключением и современная студенческая молодежь.

Оздоровительная и воспитательная функции высших учебных заведений весьма значимы. Правильная организация участия студенческой молодежи к выполнению комплекса ГТО, направленного на формирование физической культуры в самом широком смысле этого слова, поможет не только сохранить здоровье человека, но и на

1 Стратегия развития физической культуры и спорта до 2030 года. URL: https: // www. gar-ant.ru/products/ipo/prime/doc/74866492/ (дата

обращения: 10.01.2021).

долгие годы создать у него систематическую потребность в занятиях физической культурой и спортом (Kovaleva, Rumba, 2013; Kolumbet, Dudorova, 2016).

Следует отметить, что подготовка и выполнение комплекса ГТО будет тем эффективнее, чем яснее каждый студент осознает цели физической культуры и спорта, а также личностную ценность таких занятий. Поэтому, на наш взгляд, действующий комплекс ГТО сможет обеспечить формирование положительной мотивации личности студента, способствующей, с одной стороны, развитию и совершенствованию базовых физических качеств, формированию основных двигательных умений и навыков, укреплению здоровья, а, с другой - обеспечению оптимальных условий деятельности функциональных систем организма, задействованных в поддержании высокого уровня умственной и физической работоспособности студента (Пономаренко, Ченобытов, 2013).

Помимо личной значимости систематических занятий физической культурой и спортом для любого человека необходимо отметить осознание высокой степени важности такой потребности для студентов-медиков, будущих врачей и специалистов в области здравоохранения. В профессиональном образовательном стандарте обучающихся по медицинским специальностям в качестве одной из компетенций указана ОК-6: «Владеть способностью использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности»2.

Врач должен быть всесторонне и гармонично развитой личностью, способной взять на себя ответственность не только за свое собственное здоровье, но и за здоровье многих людей, так как формирование норм и правил здорового образа жизни и внедрение их в повседневную деятельность каждо-

2 Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 34.03.01 «Сестринское дело». URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/340301.pdf / (дата обращения: 10.01.2021).

го человека - непосредственная обязанность будущих врачей, которые получают эти знания, умения и владения в университете. В настоящее время в образовательном процессе современных вузов значительно недооцениваются знания, умения и владения в области физической культуры и спорта, особенно в методических вопросах использования средств физической культуры для укрепления здоровья, профилактики различных заболеваний, поддержания высокого уровня физической и умственной работоспособности, а также двигательной (физической) реабилитации. В профессиональной повседневной деятельности современного врача требуется умение реализовать на практике знания о закономерностях формирования двигательных умений и навыков, основах развития физических качеств, принципах формирования здорового образа жизни у различных категорий населения и др. (Sobko, Ulayeva, Yakovenko, 2016; Sy-mons, Morley, McGuigan, Elie, 2013).

Цель исследования - определить влияние мотивации на успешность выполнения норм ВФСК ГТО студентов медицинского института НИУ «БелГУ».

Материалы и методы (Methodology and methods). Изучение и анализ научных

работ по исследуемой проблеме отечественных и зарубежных ученых; анкетирование, опрос, наблюдение, тестирование участников по выполнению комплекса ГТО, статистическая обработка полученных результатов.

Для выявления уровня мотивации к выполнению комплекса ГТО в 2019-20 уч. году у студентов медицинского института НИУ «БелГУ» было проведено анкетирование и анализ протоколов выполнения комплекса ГТО. В исследовании приняли участие 299 студентов1-2 курсов медицинского института НИУ «БелГУ» в возрасте 18-20 лет. Им было предложено ответить на ряд вопросов, касающихся, как комплекса ГТО, так и мотивации к занятиям физической культурой и спортом.

Научные результаты и дискуссия (Research Results and Discussion). Одной из задач комплекса ГТО является формирование у населения осознанных потребностей в систематических занятиях физической культурой и спортом, в физическом самосовершенствовании и ведении здорового образа жизни. Для решения поставленных целей исследования нас интересовало, какие формы подготовки к сдаче норм ГТО являются приоритетными для студентов-медиков. Результаты представлены на рис. 1.

Рис. 1 Формы подготовки к выполнению нормативов комплекса ГТО Fig. 1 Forms of preparation for fulfilling the standards of the RLD complex

По полученным данным, подавляющее большинство студентов (90,95%) медицинского института НИУ «БелГУ» систематически занимаются подготовкой к выполнению комплекса ГТО только на занятиях по физической культуре и спорту в учебном заведении, при этом лишь 7,09 % студентов дополнительно занимаются в спортивных секциях. Важно обратить внимание, что никто из 299 опрошенных самостоятельно не занимается подготовкой к выполнению те-

Из рисунка видно, что занятия физической культурой в рамках учебного процесса, по мнению большинства студентов (51,17%) помогают им в подготовке к выполнению нормативов ГТО, однако только таких занятий недостаточно для успешного выполнения всех испытаний и получения знака отличия.

По мнению опрошенных, для 30,32% студентов учебных занятий по физической культуре и спорту вполне достаточно для подготовки к выполнению всех испытаний ГТО. В тоже время, 8,28% студентов уверены, что учебные занятия по физической культуре и спорту не позволяют в полной мере подготовиться к успешному выполнению нормативов ГТО. Авторы исследования разделяют данную точку зрения, так как материальная база большинства вузов не позволяет в полном объеме подготовить студентов ко всем испытаниям по выбору.

стов ГТО. В тоже время, есть небольшой процент опрошенных (1,96%), которые совсем не занимаются подготовкой к выполнению нормативов ГТО.

Далее нас интересовало мнение студентов-медиков о возможности подготовки к сдаче нормативов комплекса ГТО в процессе занятий по физической культуре в вузе. Результаты опроса представлены на рис. 2.

Необходимо отметить, что только 7,07% опрошенных рассматривают учебные занятия по физической культуре и спорту лишь как возможность технической подготовки к выполнению испытаний ГТО.

Анализ данных проведенного исследования позволил обобщить мнение студентов о необходимости участия в подготовке и выполнению комплекса ГТО, а также определить уровень их мотивации.

На вопрос о том, считают ли студентки, что ГТО является пропагандой здорового образа жизни, мы получили следующие ответы: подавляющее большинство респондентов (88,96%) ответили отрицательно, и лишь 11,04% считают, что внедрение комплекса ГТО в сферу образования служит пропаганде здорового образа жизни среди молодежи. Это можно объяснить только тем, что основными мотивами для студентов служат: получение «зачета» по предмету «Физическая культура и

Рис. 2 Мнение студентов о возможности подготовки к ГТО на занятиях по физической культуре в вузе Fig. 2 Opinion of students about the possibility of preparing for the RLD in physical culture classes at the University

спорт» - 90,95% и требование обязательного участия администрацией учебного заведения -79,53%. Некоторые студентки отметили, что принимают участие в выполнении нормати-

вов ГТО «за компанию с друзьями» - 3,55%, и лишь 1,17% делают это ради укрепления своего здоровья и улучшения физической формы (рис. 3).

Рис. 3 Основные мотивы студентов к участию в выполнении нормативов комплекса ГТО Fig. 3 The main motives of students to participate in the implementation of the standards

of the RLD complex

Следует отметить, что на вопрос об участии в выполнении испытаний ГТО подавляющее большинство ответило положительно (99,83%), однако, были среди опрашиваемых несколько студентов (1,17%), которые не принимают участие в мероприятиях в рамках ГТО совсем.

По графику муниципального центра тестирования ВФСК ГТО на площадках города сдают нормативы только 1,57% студентов, остальные 98,43% принимают участие на спортивной базе своего учебного заведения во внеурочное время. Возможно, на таком результате сказывается нехватка времени и не совсем удобное расположение площадок в городе. Студентам комфортнее сдать несколько нормативов в один день, а не растягивать этот процесс на длительное время.

Знак отличия комплекса ГТО выдается при условии успешного выполнения всех нормативов согласно Указа Президента РФ о Всероссийском физкультурно-спортивном

комплексе «Готов к труду и обороне»3. Нормы ВФСК ГТО для женщин в возрастной группе от 18 до 29 лет состоят из следующих испытаний (тестов):

1. Обязательные испытания (тесты)

- бег на 30 м (с) или бег на 60 м (с) или бег на 100 м (с);

- бег 2000 м (мин, с);

- подтягивание из виса лежа на низкой перекладине 90 см или сгибание-разгибание рук в упоре лежа на полу (количество раз);

- наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье (см).

2. Испытания (тесты) по выбору:

- челночный бег 3х10 м (с);

- прыжок в длину с разбега (см) или прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см);

3 Указ о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне». URL: http://www. kremlin.ru/news/20636. (дата обращения: 10.01.2021)

поднимание туловища из положения лежа на спине (количество раз за 1 мин);

- метание спортивного снаряда весом 500 г (м);

- бег на лыжах на 3 км (мин, с) или кросс на 3 км (бег по пересеченной местности) (мин, с);

- плавание на 50 м (мин, с);

- стрельба из положения сидя или стоя с опорой локтей о стол или стойку, дистанция 10 м (очки): из пневматической винтовки с открытым прицелом или из пневматической винтовки с диоптрическим прицелом, либо «электронного ружья»;

- самозащита без оружия (очки);

- туристский поход с проверкой туристских навыков (протяженностью не менее 15 км).

Общее количество испытаний (тестов) в данной возрастной группе составляет 13. Для получения знака ВФСК ГТО требуется выполнить на бронзовый знак 7 испытаний (тестов), на серебряный знак - 8, а на золотой знак - 9 [2].

Однако, среди опрошенных нами студентов - 39,75% планируют принимать

участие в выполнении всех обязательных нормативов, без стремления получить знак отличия. В то же время, анализ результатов выполнения тестов ГТО студентов медицинского института показал, что только 19,07% студентов принимают участие в выполнении всех необходимых испытаний.

Вместе с тем, 4,34% респондентов указывают, что будут стремиться не только принять участие в выполнении всех нормативов ГТО, но и претендовать на какой-либо знак. При этом, по факту, лишь 3,67% студентов успешно выполняют все испытания, необходимые для получения знака ГТО. Приходится констатировать тот факт, что 55,91% опрошенных выборочно подходят к выполнению тестов ГТО. Прежде всего, это связанно с ограничениями по медицинским показаниям, а также в силу своей неудовлетворительной физической подготовленности по отдельным испытаниям.

Тем не менее, подавляющее большинство студентов (80,93%) медицинского института фактически принимают участие в выполнении отдельных испытаний ГТО (рис. 4).

Рис. 4 Планируемое и фактическое участие в выполнении испытаний комплекса ГТО Fig. 4 Planned and actual participation in the RLD complex tests

Сравнительный анализ результатов анкетирования и выполнения испытаний ГТО студентов медицинского института по-

казал, что мотивация оказывает непосредственное влияние на успешность их выполнения. Необходимо отметить, что, так как

основными мотивами у студентов к участию в выполнении норм комплекса ГТО являются получение «зачета» по предмету «Физическая культура и спорт» и требование обязательного участия администрацией учебного заведения - число студентов, планирующих принять участие во всех испытаниях ГТО (39,75%) значительно отличается от реально выполняющих эти испытания (15,38%).

Мы полагаем, что это связанно, во-первых, с низким уровнем мотивации к укреплению своего здоровья и улучшения физической подготовленности; во-вторых, с недостаточным уровнем знаний о правилах организации и проведения тестирования участников по выполнению нормативов испытаний комплекса ГТО, в связи с чем они не понимают различий между обязательными и необходимыми тестами для получения знака отличия комплекса ГТО. Стоит обратить внимание, что из 4,34% студентов с высоким уровнем мотивации, выявленном в ходе опроса - 3,67% успешно выполнили все предусмотренные нормативы и получили знак отличия комплекса ГТО, что свидетельствует о влиянии уровня мотивации на успешность выполнения нормативов ГТО. В то же время, из 39,75% студентов со средним уровнем мотивации, выявленным в ходе опроса: менее половины (15,38%) смогли принять участие в выполнении всех необходимых испытаний, но при этом они изначально не претендовали на получение знака отличия комплекса ГТО. Число студентов с низким уровнем мотивации, выявленным в ходе опроса (55,91%), по факту участия в выполнении испытаний ГТО значительно возросло (80,93%).

ВФСК ГТО предусматривает участие в выполнении нормативов не только подрастающего поколения, но и взрослого населения страны. Среди опрошенных нами студентов, планируют принимать участие в выполнении испытаний комплекса ГТО по-

следующих ступеней по окончании высшего учебного заведения в процессе трудовой деятельности лишь 5,12%, а 94,88% студентов не планируют своего участия в этих мероприятиях. Среди собирающихся в будущем принимать участие в выполнении испытаний ГТО, для подавляющего большинства (92,31%), главным мотивом являются возможные поощрения со стороны работодателя и государства. Для поддержания своего здоровья в будущем планируют принимать участие в ГТО, только 7,68% опрошенных. Основными причинами нежелания принимать участие в выполнении тестов ГТО у респондентов оказались: отсутствие времени для подготовки - 83,41%; отсутствие мотивации - 82,15%; значительные финансовые затраты на посещение спортивных залов (бассейнов) - 77,58%. При этом, более половины опрошенных (53,12%) считают выполнение нормативов ГТО в будущем «пустой тратой времени». Проблемы в состоянии здоровья 17,00% опрошенных указали в качестве причины, по которой они не смогут в будущем принимать участие в выполнении испытаний комплекса ГТО.

Для значительной части опрошенных (75,91%) предоставление бесплатного доступа в спортивные сооружения города могло бы быть одним из основных мотивов к более активному участию в подготовке к выполнению испытаний комплекса ГТО.

В тоже время, 46,04% опрошенных готовы принять участие в систематических занятиях по подготовке к испытаниям комплекса ГТО при условии материальных поощрений от работодателей за знаки отличия, а на варианты морального поощрения в виде грамот, благодарностей и т.д. согласны 7,47% опрошенных; на дополнительные выходные - только 4,73%; а на бесплатное питание (продуктовые наборы) - лишь 1,97%. Необходимо отметить, что никакие «бонусы» не могут мотивировать 1,17% опрошенных к участию в ГТО (рис. 5).

Рис. 5. Мотивы для участия в испытаниях ГТО после окончания высшего учебного заведения Fig. 5. Motives for participating in the RLD tests after graduation from higher educational institution

На вопрос, касающийся использования полученных в вузе знаний в области физической культуры и спорта, в своей профессиональной деятельности большинство респондентов (70,31%) ответили, что иногда будут рекомендовать своим пациентам ме-

тоды и средства физической культуры для обеспечения их полноценной социальной и профессиональной деятельности, а 18,93% опрошенных намерены это делать систематически (рис. 6).

не обладают достаточным объемом знаний, для пропоганды ЗОЖ

не видят смысла в использовании средств физической культуры в своей профессиональной деятельности

иногда будут рекомендовать своим пациентам методы и средства физической культуры

сисематически будут рекомендовать своим пациентам методы и средства физической культуры

У

3,37%

',39%

18,935 i

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

70,31

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80%

Рис. 6. Мнение студентов о необходимости использования в своей профессиональной деятельности знаний в области физической культуры Fig. 6 The opinion of students about the need to use knowledge in the field of physical culture

in their professional activities

Важно обратить внимание, что 3,37% достаточным объемом знаний в данной об-

будущих врачей отметили, что не обладают ласти и 7,39% не видят смысла в использо-

вании средств физической культуры в своей профессиональной деятельности.

Заключение (Conclusions). Главным мотивирующим фактором студентов медицинского института НИУ «БелГУ» для участия в испытаниях комплекса ГТО является административная составляющая, а в будущем для них в качестве мотивов преобладает материальная сторона (премия, надбавки к зарплате и др.) К сожалению, решение оздоровительной задачи, для подавляющего большинства отодвигается на второй план.

Доказано, что уровень мотивации оказывает непосредственное влияние на успешность выполнения испытаний комплекса ГТО. Студентки с высоким и средним уровнем мотивации к укреплению своего здоровья и улучшения физической подготовленности обладают знаниям и в области физической культуры и спорта и, как правило, успешно выполняют нормативы комплекса ГТО, и в будущем планируют систематически использовать в своей профессиональной деятельности методы и средства физической культуры и спорта.

Для повышения мотивации студентов к участию в испытаниях комплекса ГТО, на наш взгляд, необходимо использовать как моральные, так и материальные факторы. В частности, обеспечить доступность спортивных сооружений для самостоятельной подготовки к испытаниям, а также развивать волонтерское движение в направлении пропаганды и повышения информированности населения о подготовке к участию в комплексе ГТО.

Проведенное нами исследование не претендует на исчерпывающее решение обозначенной проблемы. Необходимо проведение дополнительных исследований с большим объёмом выборки и длительностью.

Список литературы

Алмагамбетова Д.Т. Мотивация к занятиям физической культурой у студентов // Психология, социология и педагогика. 2014. №7. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/07/ (дата обращения 10 января 2021)

Горелов А.А., Румба О.Г., Кондаков В.Л.

Опыт использования средств физической культуры для повышения умственной и физической работоспособности, снижения нервно-эмоционального напряжения студентов с нарушениями в состоянии здоровья // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Белгород: Изд-во БелГУ, 2010, № 6 (77). С. 185-192.

Кондаков В.Л., Копейкина Е.Н., Балышева Н.В., Усатов А.Н., Скруг Д.А. Отношение студентов к занятиям физической культурой и спортом в образовательном пространстве современного вуза // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1; URL: http: //www. science-education.ru/121-18861 (дата обращения 10 января 2021)

Лотоненко А.В. Педагогическая система формирования у студенческой молодежи потребностей в физической культуре: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Краснодар,1998. 39 с.

Наговицын Р.С. Мотивация студентов к занятиям физической культурой в вузе // Фундаментальные исследования. 2011. № 8-2. С. 293-298.

Пономарёв НИ., Рейзин В.М. О формировании потребности человека в физкультурно-спортивной деятельности

(теоретический аспект) // Теория и практика физической культуры. М., 1988, № 10.С. 2-4.

Пономаренко А.А., Ченобытов В.А. Теоретические основы исследования учебной мотивации студентов // Молодой ученый. 2013. №1. С. 356-358.

Пятков В.В. Формирование

мотивационно-ценностного отношение

студентов к физической культуре: на материале педвузов: дис. ... канд. пед. наук. Сургут, 1999. 184 с.

Goginava, S.E. & Rumba, O.G. On improving effect combining aerobic and anaerobic loads of character in the classroom for physical training in universities // Physical Education of Students, 2014. 3. 18-29.

doi:10.6084/m9.figshare.974492.

Golod, N.R. Principles of developing a well-rounded program of physical rehabilitation for female students in the special medical group with consideration of physical activity impairment // Pedagogics, psychology, medical-biological problems of physical training and sport, 2015. 5. 915.

Kolumbet, A.N. & Dudorova, L.Y. Correction of the physical education program of students of technical college on the basis of

definition indicators of their health // Physical training of students. 2016. 6. 18-25.

Kondakov, V.L., Kopeikina, E.N., Balysheva, N.V., Usatov, A.N. & Skrug, D.A. Causes of declining interest of students to employment physical education and sports // Physical education of students, 2015. 1. 22-30.

Kondakov, V.L., Kopeikina, E.N., Nikulina, D.E., Voloshina, L.N. & Balysheva, N.V. The orientation on the student's identity and its influence on size and nature of physical activity // Amazonia Investiga. 2018. 7(13). 58-64.

Kovaleva, M.V. & Rumba, O.G. Active games in physical education students of special medical group with limited capacity of cardiovascular system // Physical Education of Students.2013. 4. 35-45.

Samokish, I.I. Physical working capacity as basis of functionality of students // Physical training of students. 2016. 6. 40-48.

Sobko, I.N., Ulayeva, L.A. & Yakovenko, Y.A. Factorial structure of complex readiness of students' group of physical rehabilitation // Physical training of students. 2016. 2. 32-37.

Symons, A.B., Morley, C.P., Mc Guigan, D. & Elie, A. A curriculum on care for people with disabilities: effects on medical student self-reported attitudes and comfort level // Disability and Health Journal. 2013. 7. 88-95.

References

Almagambetova, D.T. (2014), "Motivation for physical education among students", Psikhologia, sotsiologia i pedagogika, 7. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/07/ (Accessed 10 January 2021). (In Russian).

Gorelov, A.A., Rumba, O.G. and Kondakov, V.L. (2010), "Experience of using physical culture tools to improve mental and physical performance, reduce the nervous and emotional stress of students with health disorders", Nauchnie vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta, 6 (77), 185-192. (In Russian).

Kondakov, V.L., Kopeikina, E.N., Balysheva, N.V., Usatov, A.N. and Skrug, D.A. (2015), "Students' attitude to physical culture and sports in the educational space of a modern university", Sovremennie problem nauki I obrazovaniya, 1; URL: http://www.science-education.ru/121-18861 (Accessed 10 January 2021). (In Russian).

Lotonenko, A.V. (1998), "The pedagogical system of formation of students' needs in physical

culture", Abstract of Ph.D. dissertation, Krasnodar, 39. (In Russian).

Nagovitsin, R.S. (2011), "Motivation of students to engage in physical culture at the university", Fundamentalnie issledovaniya, 8 (2), 293-298. (In Russian).

Ponomarev, N.I. and Reizin, V.M. (1988), "On the formation of a person's need for physical culture and sports activities (a theoretical aspect)", Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 10, 2-4. (In Russian).

Ponomarenko, A.A. and Chenobytov, V.A. (2013), "Theoretical foundations of the study of students' learning motivation", Molodoy ucheniy, 1, 356-358. (In Russian).

Pyatkov, V.V. (1999), "Formation of motivational and value attitude of students to physical culture: on the material of pedagogical universities", Ph.D. dissertation. Surgut, 184. (In Russian).

Goginava, S.E. and Rumba, O.G. (2014), "On improving effect combining aerobic and anaerobic loads of character in the classroom for physical training in universities", Physical Education of Students. 3, 18-29. doi:10.6084/m9.figshare.974492. (In Ukraine).

Golod, NR. (2015), "Principles of developing a well-rounded program of physical rehabilitation for female students in the special medical group with consideration of physical activity impairment", Pedagogics, psychology, medical-biological problems of physical training and sport, 5, 9-15. (In Ukraine).

Kolumbet, A.N. and Dudorova, L.Y. (2016), "Correction of the physical education program of students of technical college on the basis of definition indicators of their health", Physical training of students, 6, 18-25. (In Colombia).

Kondakov, V.L., Kopeikina, E.N., Balysheva, N.V., Usatov, A.N. and Skrug, D.A. (2015), "Causes of declining interest of students to employment physical education and sports", Physical education of students, 1, 22-30. (In Ukraine).

Kondakov, V.L., Kopeikina, E.N., Nikulina, D.E., Voloshina, L.N. and Balysheva, N.V. (2018), "The orientation on the student's identity and its influence on size and nature of physical activity", Amazonia Investiga, 7 (13), 58-64. (In Colombia).

Kovaleva, M.V. and Rumba, O.G. (2013), "Active games in physical education students of special medical group with limited capacity of cardiovascular system", Physical Education of Students, 4, 35-45. (In Ukraine).

Samokish, I.I. (2016), "Physical working capacity as basis of functionality of students", Physical training of students, 6, 40-48. (In Colombia).

Sobko, I.N., Ulayeva, L.A. and Yakovenko, Y.A. (2016), "Factorial structure of complex readiness of students' group of physical rehabilitation", Physical training of students, 2, 3237. (In Colombia).

Symons, A.B., Morley, C.P., McGuigan D. and Elie, A. (2013), "Acurriculum on care for people with disabilities: effects on medical student self-reported attitudes and comfort level", Disability and Health Journal, 7, 88-95. (In USA).

Информация о конфликте интересов: авторы не имеет конфликта интересов для декларации. Conflicts of Interest: the authors have no conflict of interests to declare

Данные авторов:

Кондаков Виктор Леонидович, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры физического воспитания, Белгородский государственный национальный исследовательский университет. ORCID ID https://orcid.org/0000-0002-8094-0144.

Копейкина Евгения Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры физического воспитания, Белгородский государственный национальный исследовательский университет. ORCID ID https://orcid.org/0000-0002-6027-3495.

Ирхина Ирина Витальевна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики, Белгородский государственный национальный исследовательский университет. ORCID ID https://orcid.org/0000-0002-5230-8328. Собянин Федор Иванович, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры теории и методики физической культуры, Белгородский государственный национальный исследовательский университет.

About the authors:

Victor L. Kondakov, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Professor of the Department of Physical Education, Belgorod State National Research University. ORCID ID https://orcid.org/0000-0002-8094-0144. Evgeniya N. Kopeikina, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Physical Education, Belgorod State National Research University. ORCID ID https://orcid.org/0000-0002-6027-3495. Irina V. Irkhina, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Professor of the Department of Pedagogy, Belgorod State National Research University. ORCID ID https://orcid.org/0000-0002-5230-8328. Fyodor I. Sobyanin, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Professor of the Department of Theory and Methods of Physical Culture, Belgorod State National Research University.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.