УДК: 796.035
ОТНОШЕНИЕ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ К ВСЕРОССИЙСКОМУ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОМУ КОМПЛЕКСУ ГТО (ВФСК ГТО)
В.И. Осик, кандидат медицинских наук, профессор кафедры физкультурно-оздоровительных технологий,
О.С. Трофимова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физкультурно-оздоровительных технологий,
Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар, В.А. Гуляева, заведующая кафедрой здоровьесберегающих технологий и эстетического образования,
Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования Краснодарского края», г. Краснодар.
Контактная информация для переписки: 350015, Россия, г. Краснодар, ул. Буденного, д. 161, e-mail: kgufkfot@mail.ru., конт. тел.: 8 (967) 667-97-90.
Необходимость рассмотрения отношения к ВФСК ГТО учителей ФК определяется государственным запросом на формирование у россиян мотивации заниматься физической культурой и спортом.
Изучалось отношение 314 учителей ФК Краснодарского края в возрасте от 22 до 72-х лет (41,1% мужчин и 58,9% женщин) к идее ГТО как к системе формирования физической культуры личности, а также наличие в образовательном учреждении программ стимулирования субъектов образовательного процесса выполнять нормативы комплекса ГТО.
Исследования показали, что 58,9% мужчин и 62,2% женщин рассматривают ГТО как средство, формирующее мотивацию систематически заниматься физической культурой и спортом. С возрастом положительное восприятие идеи ГТО у мужчин растет, а у женщин снижается, что можно объяснить тендерными особенностями последних. Анализ ответов на вопрос о готовности педагогов выполнять комплекс ГТО показал, что половина мужчин и 40,1% женщин планируют свое участие в тестировании по нормативам ГТО. С возрастом, независимо от пола, число респондентов, поддерживающих идею участия в сдаче нормативов ГТО, снижается, причем у женщин отмеченная тенденция имеет более выраженный характер.
Рассмотрение системы стимулирования субъектов образовательного процесса заниматься ФК и спортом и выполнять нормативы ГТО показало, что 7,8% педагогов отмечают наличие в их коллективе разработанной системы экономического и 33% морального поощрения за выполнение нормативов ГТО. Большинство респондентов (59,2%) считают, что в их школе либо не разработана программа, направленная на формирование у педагогов мотивации систематически заниматься ФК и выполнять нормы ГТО. Статья дает предварительную оценку работе по реализации ВФСК ГТО в системе физического воспитания субъектов образовательного процесса региональных и муниципальных
образований.
Ключевые слова: физическая культура, спорт, физическая подготовленность, ВФСК ГТО, здоровье, учитель.
Для цитирования: Осик В.И., Трофимова О.С., Гуляева В.А. Отношение учителей физической культуры Краснодарского края к всероссийскому физкультурно-спортивному комплексу ГТО (ВФСК ГТО) // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2019. - № 2. - С. 9-14.
For citation: Osik V., Trofimova O., Gulyaeva V. Attitude of physical education teachers of Krasnodar region toward
the all-russian physical and sports complex «READY FOR LABOR AND DEFENSE» (RLD). Fizicheskaja kul'tura, sport -nauka i praktika [Physical Education, Sport - Science and Practice.], 2019, no 2, pp. 9-14 (in Russian).
Разработка и внедрение Всероссийского физкультурно-оздоровительного комплекса ГТО (ВФСК ГТО) обусловлено государственным запросом на объективную оценку и укрепление здоровья всех групп населения Российской Федерации. Указом президента Российской Федерации о ВФСК ГТО ставится цель: «Создание эффективной системы физического воспитания, направленной на развитие человеческого потенциала и укрепление здоровья населения» [14]. Реализация этой цели требует объединения усилий системы образования, здравоохранения и физической культуры и спорта [2, с. 42; 8, с. 69]. По мнению ведущих отечественных и зарубежных авторов, физическая работоспособность является интегральным показателем здоровья, и для ее оценки требуется универсальный инструментарий, к которому следует отнести показатели тестов ГТО [6, с. 182; 12, с. 21].
При решении актуальной задачи по увеличению числа россиян, активно и систематически занимающихся физической культурой и спортом, необходимо определять факторы, влияющие на формирование их личностной и социальной мотивации включаться в подготовку и выполнение нормативов комплекса ГТО. Решение этой проблемы в общеобразовательных школах происходит в процессе реализации программ по физическому воспитанию учащихся, эффективность которого значительно повышается, если у ученика есть моральный авторитет учителя ФК [7 с. 39; 13, с. 57]. Это убедительно показывают результаты исследований И.В. Бестужева-Лады, по мнению которого «...воспитание есть система передачи стереотипов сознания и поведения от поколения к поколению» [2 с. 41]. Исходя из этого, следует считать учителей ФК модельной группой физического совершенства, демонстрирующей учащимся личностную физическую культуру, здоровье и позитивное отношение к ГТО как неоспоримой ценности [1, с. 21; 4, с. 92]. К сожалению, проблемой современного общества и прежде всего образования и воспитания является сформировавшийся кризис авторитета учителя, что существенно затрудняет его профессиональную деятельность. Поэтому не вызывает сомнения актуальность исследований, направленных на повышение эффективного внедрения ВФСК ГТО в образовательных организациях, памятуя, что ведущим среди принципов, на которых базируется ГТО, является доступность и добровольность [9; 11, с. 95].
Изучение проблемы отношения учителей ФК к подготовке и выполнению требований ГТО позволит наметить пути повышения эффективности практического внедрения программной и нормативной основы физического воспитания субъектов образовательного процесса.
Цель исследования - определить отношение учителей ФК к внедрению нормативов ВФСК ГТО в образовательную деятельность школы и разработать предложения по формированию личностной и социальной мотивации педагогов к подготовке и сдаче нормативных тестов ГТО.
Методика и организация исследования.
Методом анонимного анкетирования изучалось отношение учителей физической культуры общеобразовательных школ г. Краснодара и Краснодарского края к ВФСК ГТО как средству формирования личностной и социальной мотивации систематически заниматься ФК и спортом. В исследовании приняли участие 314 учителей физической культуры, из них 185 женщин (58,9%) и 129 мужчин (41,1%) в возрасте от 22 до 72-х лет (таблица 1 и 2). Из общего числа респондентов 94,3% имели высшее профессиональное образование, 5,2% -среднее образование и 0,5% - незаконченное высшее. Исследования проводились на базе ГБОУ «Институт развития образования Краснодарского края» при обучении учителей на курсах повышения квалификации в 2018-2019 гг.
Результаты исследования. Анализ полученных данных, представленных в таблице 1, свидетельствует о том, что более половины учителей ФК (мужчин) (58,9%) рассматривают ГТО как средство, формирующее личностную мотивацию систематически заниматься ФК и спортом, каждый пятый (20,9%) опрошенный так не считает и столько же окончательно не определились. С возрастом существенно растет число мужчин, которые считают, что ГТО положительно влияет на здоровье и формирует мотивацию систематически заниматься ФК и спортом.
Изучение результатов опроса учителей ФК (женщин) о роли ГТО в процессе физического воспитания человека показало, что положительно оценили идею ГТО 62,2% респондентов, отрицательные ответы (не согласны или не совсем согласны с идеей ГТО) - 37,8% опрошенных (таблица 1). Однако в отличие от мужчин анализ возрастных особенностей представлений женщин о роли ГТО в формировании физической культуры личности выявил отрицательную тенденцию положительных представлений о роли ВФСК ГТО в решении данной проблемы.
Определенный интерес представляют личностные мотивы учителей ФК выполнять нормативы комплекса ГТО. Представленные в таблице 2 результаты ответов на этот вопрос показали, что только половина мужчин 51,1% и 40,1% женщин планируют участие в подготовке и выполнении нормативов комплекса ГТО. С возрастом число респондентов, планирующих выполнять нормативы комплекса ГТО, существенно снижается как среди мужчин, так и среди женщин, причем у последних отмеченная тенденция имеет более выраженный характер.
Вопрос стимуляции учителей выполнять нормативы ГТО имеет большое практическое значение, поэтому в исследовании изучалось наличие системы стимулирования занятий ФК и спортом и выполнение нормативов
Таблица 1
Особенности ответов учителей ФК на вопрос «Рассматриваете ли вы идею ГТО как средство формирования физической культуры личности?» (%)
Мужчины (п=129)
Вариант ответа Все опрошенные 22-35 лет п = 46 36-60 лет п = 65 61-72 года п = 18
Да 58,9 41,3 66,2 77,8
Нет 20,9 36,9 12,3 11,1
Не в полной мере 20,2 21,8 21,5 11,1
Женщины (п=185)
Вариант ответа Все опрошенные 23-35 лет (п = 70) 36-55 лет (п = 84) 56 - 72 года (п = 31)
Да 62,2 70,0 61,9 45,2
Нет 12,9 5,7 17,9 16,1
Не в полной мере 24,9 24,3 20,2 38,7
Таблица 2
Особенности ответов учителей ФК на вопрос «Планируете ли вы выполнять нормативы
комплекса ГТО?» (%)
Мужчины (п=129)
Вариант ответа Все опрошенные 22-35 лет п = 46 36-60 лет п = 65 61-72 года п = 18
Да 51,1 58,7 47,7 44,4
Нет 36,4 32,6 35,4 50,0
Не в полной мере 12,5 8,7 16,9 5,6
Женщины (п=185)
Вариант ответа Все опрошенные 23-35 лет (п = 70) 36-55 лет (п = 84) 56-71 года (п = 31)
Да 40,0 57,1 29,8 29,0
Нет 34,1 24,3 35,7 51,6
Не в полной мере 25,9 18,6 34,5 19,4
Рисунок 1.
Особенности ответов учителей ФК на вопрос «Разработана и реализуется ли в вашей общеобразовательной школе система моральной и материальной стимуляции занятий ФК и спортом и выполнения нормативов комплекса ГТО?»
ГТО в педагогических коллективах общеобразовательных школах (рисунок 1). Как следует из результатов анкетирования, более половины опрошенных (59,2%) отметили, что система моральной или материальной стимуляции занятий ФК и спортом и выполнения нормативов комплекса ГТО в их школе не разработана, 33,0% респондентов отмечают наличие в коллективе моральной системы стимулирования систематически заниматься ФК и спортом и выполнять нормативы ГТО и 7,8% педагогов отмечают наличие разработанной системы экономического поощрения за выполнение нормативов ГТО.
Выводы. Полученные по результатам исследования данные позволяют заключить, что актуальной проблемой образовательной деятельности в области физической культуры и спорта является недостаточное понимание учителями ФК роли двигательной активности и рекомендаций ЗОЖ в сохранении и улучшении здоровья и производственного долголетия современного человека. Данное обстоятельство отрицательно влияет на имидж педагогов, являющихся модельной группой при формировании личностной физической культуры школьника и позитивного отношения к ГТО.
На основании изложенного разработаны разделы и темы, включенные в образовательные программы при обучении учителей физической культуры на курсах повышения квалификации, в которых рассматриваются следующие пожелания и предложения:
Министерству образования, науки и молодежной политики Краснодарского края совместно с Министерством физической культуры и спорта Кубани и общественными организациями повышать эффективность работы и темпы по реализации ВФСК ГТО в системе физического воспитания субъектов образовательного процесса региональных и муниципальных образований,
- руководителям МБОУ СОШ и МКОУ ДО ДЮСШ Краснодарского края активизировать агитационную работу по формированию положительного отношения субъектов образовательного процесса к ВФСК ГТО, разрабатывая систему мониторинга физической подготовленности и состояния здоровья обучающихся с использованием нормативной базы ГТО,
- в программу сопровождения здоровьесберегаю-щей деятельности в общеобразовательных учреждениях включать вопросы внедрения, подготовки и стимулирования выполнения педагогами комплекса ГТО,
- учителей ФК включать в проблемно-ориентированный анализ отношения к физической активности и выполнения недельного двигательного режима как профессиональному ресурсу творческого потенциала педагога при формировании идеального образа профессионала.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Бабина А.А. Актуализация творческого потенциала преподавателя физической культуры в процессе педагогического проектирования (на примере физ-культурно-спортивного комплекса ГТО) / А.А. Бабина
// Теория и практика физической культуры. - 2017. -№ 3. - С. 20-22.
2. Бестужев-Лада И.В. Российская школа: тупик или реформы // Материалы второй рабочей конференции Консультативного Совета МАОО МФО. - Ярославль.
- 2002. - С. 39-49.
3. Виноградов П.А. Об отношении различных групп населения Российской Федерации к Всероссийскому физкультурно-спортивному комплексу «Готов к труду и обороне» (ГТО) (по результатам социологических исследований) / П.А. Виноградов, Ю.В. Окуньков.
- М. Советский спорт, 2015. - 156 с.
4. Вишневский В.А. Проблемы формирования профессионального здоровья учителя / В.А. Вишневский, Н.Р. Усаева // Теория и практика физической культуры. - 2015. - № 6. - С. 90-92.
5. Дворкина Н.И. Теоретические основы физкультурно-оздоровительной деятельности: учебное пособие / Н.И. Дворкина, Е.И. Ончукова. - Краснодар: ФГОУ ВО КГУФКСТ, 2018. - 174 с.
6. Ончукова Е.И. Использование рекреационных занятий функциональной тренировкой с учащимися 1617 лет для подготовки к сдаче норм комплекса ГТО / Е.И. Ончукова, О.С. Трофимова // Материалы научной и научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава КГУФКСТ, г. Краснодар, 2018. - № 1. - С. 182-183.
7. Орлова Э.А. Некоторые аспекты формирования имиджа Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО в студенческой среде / Э.А. Орлова, Ю.А. Прокопчук, Ю.Г. Бич // Вестник Майкопского государственного технологического университета. -2017. - № 4. - С. 35-43.
8. Осик В.И. Анализ результатов самообследования состояния здоровья учителей общеобразовательных школ г. Краснодара и края по учебным предметам «Физическая культура» и «Основы безопасности жизнедеятельности» / В.И. Осик, Е.И. Ончукова // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2016. - №4.
- С. 67-73.
9. Официальный сайт Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Шр:// www.gto.ru (дата обращения 21.12.2018).
10. Романенко Н.И. Теория и методика избранного вида спорта: учебное пособие / Н.И. Романенко, О.С. Трофимова, Н.И. Дворкина. - Краснодар: КГУФКСТ, 2017.
- 260 с.
11. Синявский Н.И. Отношение учителей физической культуры к внедрению комплекса ГТО в образовательных учреждениях / Н.И. Синявский, А.В. Фусов // Теория и практика физической культуры. - 2017. -№ 8. - С. 94-95.
12. Стрижакова О.В. Теоретические аспекты Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО / О.В. Стрижакова, В.А. Орлов, О.Б. Фетисов // Физической культуры: воспитание, образование, тренировка. - 2017. - № 3. - С. 20-22.
13. Трофимова О.С. Основы спортивно-оздоровительного мониторинга: учебное пособие / О.С. Трофимова.
- Краснодар: КГУФКСТ, 2018. - 102 с.
14. Указ Президента Российской Федерации от 24 марта 2014 года № 172 о «Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» // Российская газета. - № 68. - 2014. - 26 марта.
ATTITUDE OF PHYSICAL EDUCATION TEACHERS OF KRASNODAR REGION TOWARD THE ALL-RUSSIAN PHYSICAL AND SPORTS COMPLEX «READY FOR LABOR AND DEFENSE» (RLD)
V. Osik, Candidate of Medical Sciences, Professor of the Health and Fitness Technology Department, O. Trofimova, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Health and Fitness Technologies Department,
Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism, Krasnodar,
V. Gulyaeva, Head of the Health-Saving Technologies and Aesthetic Education Department,
Institute of Education Development of Krasnodar region, Krasnodar.
Contact information for correspondence: 350015, Russia, Krasnodar, Budennogo str., 161,
e-mail: kgufkfot@mail.ru.
The need to consider attitudes of physical education teachers towards RLD is determined by the state request for the formation of the motivation of Russian people to physical education and sports. The attitude of 314 physical education teachers of Krasnodar region aged from 22 to 72 (41,1% of men and 58,9 % of women) towards the idea of RLD as the system forming physical education of a person, as well as the availability of programs in educational institutions aimed at the stimulation of subjects of educational process to perform standards of the RLD complex have been examined in the course of the research. The research showed that 58,9% of men and 62,2% of women believe RLD to be a mean of formation of personal and social motivation to systematical practice of physical education and sports. Together with the age growth, positive perception of the RLD idea among men increases substantially while among women it decreases, that can be explained by the gender characteristics of the latter. The analysis of answers to the questions about teachers' personal readiness to take part in the performance of the RLD complex revealed that a half of men and 40,1% of women were planning to be tested in accordance with the RLD standards. With aging regardless of gender, a number of respondents who support the idea of performing the RLD standards decreases, besides the described above tendency is expressed more vividly among women. Considering both the system and measures stimulating subjects of the educational process to practice physical education and sport and to perform the RLD standards showed that 7,8 % of teachers note the existence of the developed system of economic encouragements and 33% of moral ones in their collective for the performance of the RLD standards.
The most part of the respondents (59,2%) think that the recreational program aimed at the formation of teachers' motivation to practice physical education and to perform the RLD standards was neither developed nor implemented at their school. The paper gives a proper prior evaluation of the implementation work of RLD in the system of
physical education of the subjects involved in the educational process of regional and municipal districts.
Keywords: physical education, sports, physical preparedness, RLD, health, teacher.
References:
1. Babina A.A. Actualization of The Creative Potential of a Teacher of Physical Culture in The Process of Pedagogical Design (Using The Example of a Physical Training and Sports Complex of The TRP). Teoriya ipraktika fizicheskoj kul'tury [Theory and Practice of Physical Culture], 2017, no 3, pp. 20-22. (in Russian).
2. Bestuzhev-Lada I.V. Russian school: deadlock or reform. Materialy vtoroj rabochej konferencii Konsul'tativnogo SovetaMAOOMFO [Proceedings of The Second Working Conference of The Consultative Council of The MAOO MFI]. Yaroslavl, 2002, pp. 39-49. (in Russian).
3. Vinogradov P.A., Okunkov Yu.V. Ob otnoshenii razlichnyh grupp naseleniya Rossijskoj Federacii k Vserossijskomu fizkul'turno-sportivnomu kompleksu «Gotov k trudu i obo-rone» (GTO) (po rezul'tatam sociologicheskih issledovanij) [About the attitude of various groups of the population of the Russian Federation to the All-Russian physical training and sports complex "Ready for Labor and Defense" (TRP) (based on sociological research results)]. Moscow, Soviet Sport, 2015, 156 p. (in Russian).
4. Vishnevsky V.A., Usaev N.R. Problems of formation of professional health of the teacher. Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and Practice of Physical Culture], 2015, no 6, pp. 90-92. (in Russian).
5. Dvorkina N.I., Onchukova E.I. Teoreticheskie osnovy fizkul'turno-ozdorovitel'noj deyatel'nosti [Theoretical foundations of physical culture and recreation activities]. Krasnodar, 2018, 174 p. (in Russian).
6. Onchukova E.I., Trofimova O.S. The use of recreational classes of functional training with students of 16-17 years to prepare for the delivery of standards of the TRP complex. Materialy nauchnoj i nauchno-metodicheskoj konferencii professorsko-prepodavatel'skogo sostava KGUFKST [Proceedings of the Scientific and Methodological Conference of the Faculty of KGUFKST], Krasnodar, 2018, no. 1, pp. 182-183. (in Russian).
7. Orlova E.A., Yu.A. Prokopchuk, Yu.G. Beach Some aspects of the formation of the image of the All-Russian GTO sports complex in the student environment. Vest-nik Majkopskogo gosudarstvennogo tekhnologicheskogo universiteta [Bulletin of the Maykop State Technological University], 2017, no 4, pp. 35-43. (in Russian).
8. Osik V.I., Onchukova E.I. Analysis of the results of self-examination of the health status of teachers in secondary schools of Krasnodar and the region in school subjects "Physical culture" and "Basics of life safety". Fizicheskaya kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical Culture, Sport - Science and Practice]. Krasnodar, 2016, no 4, pp. 67-73. (in Russian).
9. Oficial'nyj sajt Vserossijskogo fizkul'turno-sportivnogo kompleksa«Gotovk trudu ioborone» (GTO) [Official site of the All-Russian sports complex "Ready for Labor and Defense" (TRP)]. Available at: http://www.gto.ru (Accessed 21 december 2018). (in Russian).
10. Romanenko N.I., Trofimova O.S., Dvorkina N.I. Teoriya i metodika izbrannogo vida sporta [Theory and methods of the chosen sport]. Krasnodar: KGUFKST, 2017, 260 p. (in Russian).
11. Sinyavsky N.I., Fusov A.V. Attitude of physical education teachers to the introduction of the TRP complex in educational institutions. Teoriya ipraktika fizicheskoj kul'tury [Theory and Practice of Physical Culture], 2017, no 8, pp. 94-95. (in Russian).
12. Strizhakova O.V., Orlov V.A., Fetisov O.B. Theoretical aspects of the All-Russian sports complex of the TRP. Fizicheskoj kul'tury: vospitanie, obrazovanie, trenirovka [Physical Education: education, training]. 2017, no 3, pp. 20-22. (in Russian).
13. Trofimova O.S. Osnovy sportivno-ozdorovitel'nogo monitoringa [Basics of sports and health monitoring]. Krasnodar: KGUFKST, 2018, 102 p. (in Russian).
14. Decree of the President of the Russian Federation of March 24, 2014 № 172 on "all-Russian sports complex "Ready for work and defense". Rossijskojgazete [Russian Newspaper], 2014, 26 March, no. 68 (in Russian).
Поступила / Received 01.04.2019 Принята в печать / Accepted 27.05.2019