УДК 796.011.3
ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ НА ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ
Андрей Александрович Третьяков, кандидат педагогических наук, доцент, Оксана Александровна Колесникова, заместитель начальника научно-исследовательского отдела, Александр Геннадьевич Колесников, научный сотрудник, Белгородский юридический институт Министерства внутренних дел России имени И.Д. Путилина
Аннотация
Современный виток развития высшего образования предъявляет новые требования к уровню подготовленности выпускников. Задачи по повышению качества образования преследуют ориентацию на разносторонне развитого профессионала. В этом отношении физическая культура позволяет быстро действовать в меняющихся условиях динамического общества. Целью исследования выступает оценка влияния занятий физической культурой на показатели образовательной деятельности, физической подготовленности и здоровья у обучающихся в высших учебных заведениях. В исследовании принимали учащиеся Белгородского государственного национального исследовательского университета и Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. Для оценки эффективности проводится анализ уровня физической подготовленности обучающихся. Определяется уровень соматического здоровья. Анализируется академическая успеваемость в течении семестра и количество пропущенных занятий по болезни. В результате сравнительного анализа доказывается эффективность регулярных систематических занятий физической культурой вплоть до окончания обучения в высшем учебном заведении.
Ключевые слова: физическая культура, физическая подготовка, высшие учебные заведения, курсанты, студенты, здоровье, функциональные резервы организма, учебная успеваемость.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.9.p380-385
ASSESSMENT OF IMPACT OF PHYSICAL EDUCATION ON STUDENTS IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS
Andrey Aleksandrovich Tretyakov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Oksana Aleksandrovna Kolesnikova, the deputy head of the research department, Alexander Gennadievich Kolesnikov, the research associate, Belgorod law Institute Ministry of Internal Affairs of Russia named after I.D. Putilin
Abstract
The current stage of development of higher education imposes new requirements on the level of preparedness of graduates. The goal of improving the quality of education is to focus on a well-rounded professional. In this regard, physical culture allows you to quickly act in the changing conditions of a dynamic society. The aim of the study is to assess the impact of physical education on the indicators of educational activity, physical fitness and health of students in higher education institutions. Students of the Belgorod state national research University and the Belgorod law Institute of the Ministry of internal Affairs of Russia named after I. D. Putilin took part in the study. To assess the effectiveness of the analysis of the level of physical fitness of students. The level of somatic health is determined. We analyze academic performance during the semester and the number of missed classes due to illness. As a result of comparative analysis, the effectiveness of regular systematic physical education classes up to the end of training at a higher educational institution is proved.
Keywords: physical culture, physical training, higher educational institutions, cadets, students, health, functional reserves of the body, academic performance.
ВВЕДЕНИЕ
Новый этап развития высшей школы, усиление требований к уровню знаний ставят задачу повышения качества образования в сфере физической культуры обучающихся вузов. Среди главных проблем - необходимость смены ориентации высшего образования
от подготовки специалиста конкретного профиля к формированию разносторонне развитого профессионала [1, 2]. Профессионала, обладающего уровнем культуры и мобильно действующего в меняющихся условиях динамического общества. Это касается и ведомственных вузов. Многие выпускники ведомственных вузов после окончания обучения выбирают гражданские специальности. При этом, основным критерием результативности системы высшего образования является сформированность у студентов - выпускников способности к самообразованию, мотивации к постоянному повышению своей личной и профессиональной культуры [3, 4].
Одним из современных направлений, повышающих уровень исследований физической культуры как части общей культуры является системный подход [5, 6]. Представленный подход позволяет объединить различные знания об исследуемом объекте в целостную систему.
В процессе физического воспитания осуществляется морфологическое и функциональное совершенствование организма человека, формирование и улучшение его важных физических качеств, двигательных умений и навыков, а также знаний [7]. Диапазон возможностей в совершенствовании физической природы человека практически безграничен [8].
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование проводилось на базе Белгородского государственного национального исследовательского университета (НИУ «БелГУ») и Белгородского юридического института МВД России имени И. Д. Путилина (Бел ЮИ МВД РФ имени И. Д. Путилина). В исследовании приняли участие студенты и курсанты 2, 4 курсов. Данные курсы были выбраны в связи с программой обучения. По окончанию 2 года обучения в НИУ «БелГУ» у студентов заканчиваются занятия по дисциплине «Физическая культура», а в конце 4 года заканчивается обучение в вузе. Исследовались составляющие соматического здоровья девушек и юношей с помощью экспресс-методики по Г.Л. Апанасенко, 1988. Рассчитывались средние показатели пропусков учебных занятий по причине болезни. Средняя успеваемость в течение семестра. Сравнивался уровень физической подготовленности у юношей челночный бег 4*20, подтягивания и бег 1 км, у девушек челночный бег 10*10, наклоны туловища из положения лежа за 1 минуту (пресс) и бег 1 км. Общее число обучающихся 110 (60 юношей и 50 девушек).
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Анализируя особенности проведения занятий физической культурой в разных вузах можно отметить, что в НИУ «БелГУ» выделяются преимущественно занятия по выбору. Студенту предлагается посещать занятия по предложенному виду спорта в свободное от учебных занятий время. От этого страдает регулярность и систематичность занятий. В Бел ЮИ МВД РФ имени И. Д. Путилина занятия по физической подготовке носят обязательный характер. Занятия проводятся не менее 2 раз в неделю по учебному расписанию.
Для определения показателей уровня соматического здоровья в исследования использовалась экспресс-методика Г.Л. Апанасенко. Оценка предполагала расчет индексов и перевод результатов в баллы, которые суммируются. Сумма баллов соответствует определенному уровню здоровья. Полученные результаты представлены в таблицах 1 и 2. Измерения в вузах проводилось у обучающихся 2 и 4 курсов. Анализируя результаты соматического здоровья юношей, можно прийти к выводу, что регулярные занятия физической культурой позволяют сохранять показатели здоровья. При этом, как видно из таблицы, сравнивая результаты студентов 2 и 4 курса НИУ «БелГУ», старшие курсы уступают по общей оценке здоровья младшим. Общее значение уровня различается на целый балл. Несмотря на это данные соответствуют среднему уровню здоровья. У курсантов Бел ЮИ
МВД РФ имени И. Д. Путилина ситуация обратная. Таблица 1 - Показатели соматического здоровья у юношей
Юноши Данные Индекс Кетле, усл.ед. Баллы Силовой индекс, усл.ед. Баллы Жизненный индекс, усл.ед. Баллы Индекс Робинсона, усл.ед. Баллы Время вос-ния после 20 прис-й Баллы Общий балл УЗ Апанасенко
ИУ «БелГУ» с Среднее 21,32 -0,38 63,33 0,08 57,15 1,00 83,08 3,00 1,1 5,1 8,09 среднее
ся Ошибка 1,83 0,65 8,08 1,32 8,15 1,29 3,33 0,41 0,2 0,52 2,02
с р Среднее 22,35 0,27 65,59 0,57 60,96 1,07 85,20 0,43 1,2 5,0 7,07 среднее
К Ошибка 1,65 0,39 7,02 1,22 11,99 1,49 2,62 1,09 0,09 0,46 2,40
Достоверность - - -- -- + - - + - - +
© Рч о £ Среднее 24,38 0,22 60,82 0,12 57,78 1,11 84,00 3,00 1,3 5,2 9,00 среднее
Ч га и Ошибка 2,18 0,67 11,42 1,58 11,01 1,54 0,00 0,23 0,24 0,64 2,2
к 2 о р Среднее 23,83 0,30 66,16 0,71 67,97 1,30 81,00 3,00 1,0 5,2 9,50 среднее
е Ошибка 2,08 0,48 6,72 1,15 6,87 1,14 0,00 0,56 0,11 0,41 2,27
Достоверность + + - - - - - - - - -
С ростом курса увеличивается и оценка уровня здоровья. Так на 2 курсе у юношей 9,0±2,2 балла, а на 4 курсе 9,5±2,27 баллов. Динамика не значительная, но положительная. Данные результаты демонстрируют положительное влияние регулярных занятий физическими упражнениями на показатели соматического здоровья у юношей.
Таблица 2 - Показатели соматического здоровья у девушек
Девушки Данные Индекс Кетле, усл.ед. Баллы Силовой индекс, усл.ед. Баллы Жизненный индекс, усл.ед. Баллы Индекс Робинсона, усл.ед. Баллы Время вос-ния после 20 присед-й Баллы Общий балл УЗ Апанасенко
о р Среднее 21,42 0,14 44,99 0,14 47,21 0,71 77,63 3,11 1,50 3,15 6,71 ниже среднего
и ц е м £ К ся Ошибка 2,19 0,38 4,58 0,38 11,60 0,70 2,45 0,24 0,15 0,34 1,80
о £ Среднее 20,16 0,25 48,49 0,71 40,25 0,29 68,75 2,14 1,50 3,1 6,13 ниже среднего
К и Ошибка 1,86 0,46 10,05 0,58 17,23 1,11 2,84 0,67 0,11 0,32 3,48
Достоверность - - + + + - + - - - +
© Рч р Среднее 20,39 0,24 49,94 0,43 46,05 0,71 79,20 3,23 1,50 3,2 7,00 средний
Ч га у ку Ошибка 2,19 0,69 11,14 0,62 4,19 0,95 0,00 0,41 0,24 0,45 1,63
к 2 о р Среднее 20,95 0,14 53,92 1,25 45,62 0,43 76,21 3,33 1,30 3,15 7,29 среднее
е у ку Ошибка 2,17 0,38 9,77 1,38 8,42 1,40 2,08 0,62 0,31 0,56 1,80
Достоверность - - + - - - - - - - -
У девушек, анализируя показатели соматического здоровья, прослеживаем тенденцию, как и у юношей. Изменение общей оценки уровня здоровья у девушек, на момент проведения исследования меньше, чем у юношей.
Одним из анализируемых показателей, который позволяет оценивать объективно успешность образовательной деятельности и уровень здоровья, является уровень заболеваемости обучающихся в исследуемом периоде. На рисунке 1 можно проследить изменение данного показателя в течение нескольких семестров обучения. Были выделены пропуски лишь по болезни. В ходе аналитического исследования полученных данных, можно сделать вывод о том, что уровень заболеваемости на начальном этапе обучения высокий, несмотря на образовательное учреждение. Это говорит о том, что начальный этап обучения является одним из сложных во всех аспектах развития личности будущего специалиста, включая психологический и физический аспекты.
900 850 800 750 700 650 600 550 500
НИУ «БелГУ»
752
847
711
807
802
Бел ЮИ МВД РФ
684
742
602
697
567
649
Рисунок 1 - Количество пропусков учебных занятий обучающимися по болезни
Несмотря на высокие показатели заболеваемости в 3 и 4 семестрах, их количество в дальнейшем уменьшается. При этом данные показатели меньше у курсантов Бел ЮИ МВД РФ имени И. Д. Путилина. Данный факт можно связать с регулярным проведением учебной дисциплины «Физическая подготовка» вплоть до окончания учебы.
Одним из объективных показателей успешности образовательной деятельности обучающихся является их академическая успеваемость. Для этого были проанализированы учебные журналы и системы учета академической успеваемости студентов и курсантов. Результаты отображены в таблице 3.
1 месяц 2 месяц 3 месяц 4 месяц 5 месяц X т Б-критерий Фишера р ^критерий Стьюдента р
Бел ЮИ 2 семестр 3,9 4,1 4 4 4 4,00 0,03 0,03 -2,75 0,05
МВД РФ 7 семестр 4 4,3 5 4,4 4,8 4,50 0,18
НИУ 2 семестр 3,9 4,1 4,2 4,1 4,2 4,10 0,05 1,00 2,58 0,05
«БелГУ» 7 семестр 3,7 4 3,9 4 3,9 3,90 0,05
Учитывая стабильно повышающиеся показатели среднего балла курсантов по итогам сдачи экзаменационной сессии за период обучения, можно сказать о динамично прогрессирующем уровне подготовленности курсантов на протяжении всего периода обучения. В то время как у студентов стабильность оценок наблюдалась лишь во 2 семестре. В таблице, отражающей динамику изменения успеваемости за период обучения, видно, имеются периоды, связанные с улучшением показателей успеваемости, так и периоды с их снижением.
Согласно рабочим программам учебных дисциплин «Физическая подготовка» и «Физическая культура» были определены нормативы для проверки уровня физической подготовленности у обучающихся. Для девушек это поднимание туловища из положения, лежа на спине, челночный бег 10*10 и бег на дистанции 1 км, а для юношей подтягивание на перекладине, челночный бег 4*20 метров и бег на дистанции 1 км. Результаты
представлены в таблицах 4 и 5.
Таблица 4 - Уровень физической подготовленности у девушек
Девушки 3 семест р 7 семест р Б-критерий Фишера р ^критерий Стьюдента р
X т о X т о
НИУ «БелГУ» наклоны 4,1 0,4 0,3 4 0,2 0,4 1,33 - -0,22 -
10x10 4,3 0,3 0,4 3,9 0,5 0,5 1,25 - -0,17 -
1 км 4,0 0,5 0,3 3,8 0,3 0,4 1,33 - 0,17 -
Бел ЮИ МВД РФ наклоны 4,2 0,4 0,4 4,5 0,1 0,6 1,50 0,05 -1,46 0,05
10x10 4,1 0,5 0,5 4,6 0,2 0,7 1,40 0,05 -1,30 0,05
1 км 4,2 0,4 0,3 4,4 0,3 0,5 1,67 0,05 -1,20 0,05
Полученные результаты у девушек оценивались по общим нормативам. Средний балл во всех испытаниях в 3 семестре был не ниже 4 баллов, что указывает на высокий уровень физической подготовленности девушек. Сравнивая результаты уже на старших курсах можно определенно сделать вывод о значимости занятий физической культурой. Так у курсанток Бел ЮИ МВД РФ имени И. Д. Путилина имеется положительная динамика в нормативных упражнениях, а у студенток НИУ «БелГУ» к сожалению, данная динамика отрицательная.
Таблица 5 - Уровень физической подготовленности у юношей
Юноши 3 семест р 7 семест р Б-критерий Фишера р ^критерий Стьюдента р
X т о X т о
НИУ «БелГУ» подтяг-я 4,3 0,2 0,2 3,8 0,3 0,3 1,50 - 0,28 -
4*20 4,1 0,1 0,3 3,8 0,3 0,2 0,67 - -0,32 -
1 км 4,2 0,4 0,2 3,8 0,2 0,3 1,50 - 0,22 -
Бел ЮИ МВД РФ подтяг-я 4,1 0,3 0,1 4,5 0,1 0,6 6,00 0,05 -2,53 0,05
4*20 4,3 0,2 0,3 4,6 0,2 0,7 2,33 0,05 -2,83 0,05
1 км 4,2 0,3 0,2 4,5 0,3 0,5 2,50 0,05 -1,89 0,05
У юношей в данных испытаниях прослеживается те же тенденции, что и у девушек. Со старшими годами обучения у студентов НИУ «БелГУ» уровень физической подготовленности снижается, а курсантов Бел ЮИ МВД РФ имени И. Д. Путилина увеличивается. Данные обстоятельства еще раз доказывают эффективность регулярных занятий физической культурой на протяжении всего периода обучения в высшем учебном заведении.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ результатов исследования показал, что регулярные занятия физической культурой на протяжении всего периода обучения оказывают положительное воздействие не только на уровень физической подготовленности, но и на показатели здоровья, заболеваемости и академической успеваемости. Что в свою очередь положительно сказывается на функциональных возможностях организма обучающихся. Ведь период обучения в высшем учебном заведении носит активный формирующий характер. Полученные на данном этапе знания, сформированные умения и навыки позволят в дальнейшем обучающимся состояться в профессии, справиться с различными рода трудностями. И самое главное, активная юность дает предпосылки здоровой и активной зрелости.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гавришова, Е.В. Зависимость психического и социального здоровья студентов от особенностей мотивации достижений / Е.В. Гавришова, А.А. Горелов, О.Г. Румба // Мир образования -образование в мире. - 2018. - № 3 (71). - С. 127-132.
2. Гарец, Д.Б. О формировании творческих способностей курсантов образовательных организаций высшего образования МВД России на начальном этапе / Д.Б. Гарец, А.Н. Александрова, А.А. Горелов // Психология и педагогика служебной деятельности. - 2019. - № 2. - С. 82-83.
3. Адаптационная модель организации двигательной активности обучающихся / Л. А. Ка-дуцкая, Л.Н. Волошина, В. Л. Кондаков, В.Н. Ирхин // Теория и практика физической культуры. -2020. - № 1. - С. 20-21.
4. Кондаков, В.Л. Влияние образа жизни на здоровье студентов вузов Белгорода / В.Л. Кондаков, Е.Н. Копейкина, В.И. Бочарова // Повышение конкурентоспособности кадров в условиях современного образования : материалы международной научно-практической конференции. - Белгород, 2019. - С. 108-117.
5. Кулешова, М.В. Двигательная активность как средство социализации студентов / М.В. Кулешова, О.Г. Румба, А.А. Горелов // Вестник Тамбовского университета. Серия : Гуманитарные науки. - 2016. - Т. 21, № 3-4 (155-156). - С. 79-88.
6. Румба, О.Г. О перспективах социализации кадетов средствами физической культуры и спорта / О.Г. Румба, А.П. Марин, А.А. Горелов // Вестник спортивной науки. - 2019. - № 1. - С. 7580.
7. Взаимосвязь энергозатрат и их восполнения в зависимости от двигательной активности и места проживания студентов / Усатов А.Н., Кондаков В. Л., Копейкина Е.Н., Балышева Н.В. // Теория и практика физической культуры. - 2020. - № 7. - С. 30-32.
8. Направленность личности и двигательная активность студентов как взаимосвязанные компоненты / Щербин Д.В., Воронин И.Ю., Кондаков В. Л., Копейкина Е.Н., Балышева Н.В. // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 56-10. - С. 265-275.
REFERENCES
1. Gavrishova, E.V., Gorelov, A.A. and Rumba, O.G. (2018), "The Dependence of mental and social health of students the characteristics of achievement motivation", World of education - education in the world, No 3 (71), pp. 127-132.
2. Harz, D.B., Alexandrova, A.N. and Gorelov, A.A. (2019), "On the formation of creative abilities of cadets of educational institutions of higher education of the MIA of Russia at the initial stage", Psychology and pedagogy ofprofessional activities, No. 2, pp. 82-83.
3. Kadutskaya, L.A., Voloshina, L.N., Kondakov, V.L. and Irkhin, V.N. (2020), "Adaptive model of organization of students ' motor activity", Theory and practice of physical culture, No. 1, pp. 20-21.
4. Kondakov, V.L., kopeikina, E.N. and Bocharova, V.I. (2019), "Influence of lifestyle on the health of University students in Belgorod", Improving the competitiveness of personnel in modern education: materials of the international scientific and practical conference, Belgorod, pp. 108-117.
5. Kuleshova, M.V., Rumba, O.G. and Gorelov, A.A. (2016), "Motor activity as a means of socialization of students", Bulletin of the Tambov University. Series: Humanities, Vol. 21, No. 3-4 (155-156), pp. 79-88.
6. Rumba, O.G., Marin, A.P. and Gorelov, A.A. (2019), "On the prospects of socialization of cadets by means of physical culture and sports", Bulletin of sports science, No. 1, pp. 75-80.
7. Usatov, A.N., Kondakov, V.L., Kopeikina, E.N. and Balysheva, N.V. (2020), "The Relationship of energy consumption and their replenishment depending on the motor activity and place of residence of students", Theory and practice ofphysical culture, No. 7, pp. 30-32.
8. Shcherbin, D.V., Voronin, I.Yu., Kondakov, V.L., Kopeikina, E.N., Balysheva, N.V. (2017), "Orientation of personality and motor activity of students as interrelated components", Problems of mod-ernpedagogical education, No. 56-10, pp. 265-275.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 15.09.2020
УДК 793.3
ИССЛЕДОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ И ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ МЕЖДУНАРОДНОГО СТАНДАРТНОГО ТАНЦЕВАЛЬНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ
Хань Сяодань, Шэньянский институт физического воспитания
"Художественный проект, финансируемый Китайским стипендиальным советом"
Аннотация
В этом исследовании используется метод литературного обзора, интервью с экспертами, видеоанализ, а также углубленный анализ хореографии танцевального исполнения международного стандарта, нацеленный на семь типов тем, элементов стиля, действия, времени и пространственных