Научная статья на тему 'ДИНАМИКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ'

ДИНАМИКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
56
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / КОМПЛЕКС ГТО / СТУДЕНТЫ ФАКУЛЬТЕТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ирхина И.В., Воронков А.В., Оспищев В.П., Гребцова А.А.

Цель исследования - выявить динамику физической подготовленности студентов факультета физической культуры в процессе обучения с учетом требований комплекса ГТО. Методика и организация исследования. Изучение проводилось с 2017 по 2020 гг. на базе НИУ «БелГУ». В исследовании использовались анализ и обобщение научной литературы, тестирование физической подготовленности, методы математической статистики. Продолжительность эксперимента - четыре года. В эксперименте участвовало 36 девушек и 30 юношей. Результаты исследования и их обсуждение. Уровень физической подготовленности практически сохраняется на том же уровне за время обучения, более того, по некоторым видам наблюдается положительная динамика. Учитывая, что объем практических занятий по физкультурным дисциплинам к 4-му курсу снижается, можно предположить, что основная причина улучшения результатов состоит в поддержании интереса обучающихся к занятиям физической культурой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ирхина И.В., Воронков А.В., Оспищев В.П., Гребцова А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL EDUCATION DEPARTMENT STUDENTS: YEAR-TO-YEAR PHYSICAL PROGRESSTESTS AND ANALYSIS

Objective of the study was to reveal the dynamics in the physical fitness of the Physical Education Department students. Methods and structure of the study. Subject to the study were the 4-year students (2017 through 2020) of Belgorod State National Research University (n=72, 36 young women and 30 young men). The researchers used analysis and summaries of the reference scientific literature, physical fitness tests and standard mathematical statistical data processing toolkit. The experiment was 4 years long. Physical fitness was ranked excellent, good, moderate and low according to the GTO gold, silver, bronze badge and lower standards, respectively. Results and conclusion. The studies showed the Physical Education Department students’ physical fitness level remaining virtually same throughout the academic period, moreover some progress was noted in some physical fitness components. Knowing that the practical Physical Education training hours in the curriculum tend to fall by the fourth year, we may assume that the main reason for the specific progress is the still high interest and commitment for Physical Education in the students.

Текст научной работы на тему «ДИНАМИКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ»

ДИНАМИКА ФИЗИЧЕСКОМ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

УДК/UDC 796.01

Информация для связи с автором: irhina@bsu.edu.ru

Поступила в редакцию 25.01.2022 г.

Доктор педагогических наук, профессор И.В. Ирхина1

Кандидат педагогических наук, доцент А.В. Воронков1

Аспирант В.П. Оспищев1

Аспирант А.А. Гребцова1

белгородский государственный национальный исследовательский университет, Белгород

PHYSiCAL EDUCATION DEPARTMENT STUDENTS: YEAR-TO-YEAR PHYSiCAL PROGRESS TESTS AND ANALYSIS

Dr. Hab., Professor I.V. Irkhina1 PhD, Associate Professor A.V. Voronkov1 Postgraduate student V.P. Ospishchev1 PhD student A.A. Grebtsova1

1 Belgorod State National Research University, Belgorod

Аннотация

Цель исследования - выявить динамику физической подготовленности студентов факультета физической культуры в процессе обучения с учетом требований комплекса ГТО.

Методика и организация исследования. Изучение проводилось с 2017 по 2020 гг. на базе НИУ «БелГУ». В исследовании использовались анализ и обобщение научной литературы, тестирование физической подготовленности, методы математической статистики. Продолжительность эксперимента - четыре года. В эксперименте участвовало 36 девушек и 30 юношей. Результаты исследования и их обсуждение. Уровень физической подготовленности практически сохраняется на том же уровне за время обучения, более того, по некоторым видам наблюдается положительная динамика. Учитывая, что объем практических занятий по физкультурным дисциплинам к 4-му курсу снижается, можно предположить, что основная причина улучшения результатов состоит в поддержании интереса обучающихся к занятиям физической культурой.

Ключевые слова: физическая подготовленность, комплекс ГТО, студенты факультета физической культуры.

Abstract

Objective of the study was to reveal the dynamics in the physical fitness of the Physical Education Department students.

Methods and structure of the study. Subject to the study were the 4-year students (2017 through 2020) of Belgorod State National Research University (n=72, 36 young women and 30 young men). The researchers used analysis and summaries of the reference scientific literature, physical fitness tests and standard mathematical statistical data processing toolkit. The experiment was 4 years long. Physical fitness was ranked excellent, good, moderate and low according to the GTO gold, silver, bronze badge and lower standards, respectively. Results and conclusion. The studies showed the Physical Education Department students' physical fitness level remaining virtually same throughout the academic period, moreover some progress was noted in some physical fitness components. Knowing that the practical Physical Education training hours in the curriculum tend to fall by the fourth year, we may assume that the main reason for the specific progress is the still high interest and commitment for Physical Education in the students.

Keywords: physical fitness, GTO Complex, Physical Education Department students.

□ и

£ г. CL

4—

О OJ и

CL ' -о с

ra

^

O (U .c I—

Введение. Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что в процессе обучения в школе и в вузе уровень здоровья обучающихся неуклонно снижается [1]. Очевидно, что для эффективной профессиональной деятельности каждый выпускник вуза должен не только иметь достаточный уровень здоровья, но и положительную мотивацию к здоровому образу жизни. Особенно это касается выпускников, профессиональная деятельность которых предполагает работу в сфере физической культуры [2, 4].

Цель - выявить динамику физической подготовленности студентов факультета физической культуры в процессе обучения в вузе.

Методика и организация исследования. В эксперименте участвовало 36 девушек и 30 юношей факультета физической культуры НИУ «БелГУ». Оценка уровня физической подготовленности студентов проводилась по нормативам ГТО. В ходе исследования выявлялась динамика результатов выполнения испытаний с 1-го по 4-й курсы за исключением 3-го курса, когда студенты находились

в режиме самоизоляции. Период проведения исследования - с 2017 по 2020 г

В настоящем исследовании «высокий» уровень физической подготовленности соответствовал золотому знаку отличия комплекса ГТО, соответственно уровень «выше среднего» - серебряному знаку отличия комплекса ГТО, средний уровень - бронзовому знаку отличия комплекса ГТО и «низкий уровень» - без знака отличия.

Результаты исследования и их обсуждение. Сравнительный анализ средних значений измеряемых параметров показал, что уровень физической подготовленности студентов факультета физической культуры на протяжении всего периода обучения практически не изменился.

По различным физическим качествам результаты у юношей изменяются по разному. В скоростных способностях наблюдается тенденция к улучшению и сохранению результатов. В испытании на силу - вначале улучшение и небольшое ухудшение к концу обучения. Оценка испытаний на гибкость свидетельствует об ухудшении данного показателя ко 2-му

курсу и его улучшении к 4-му. Также видно, что в испытании «прыжок в длину с места» несколько снижается количество студентов, имеющих высокий уровень физической подготовленности, а в скоросто-силовом тесте «поднимание туловища» - увеличивается.

Анализ исследуемой динамики показывает, что по различным физическим качествам результаты у девушек также изменяются по разному. Например, в скоростных качествах девушки сохраняют высокий уровень подготовленности к концу обучения. Также видно, что испытание на выносливость (бег на 2 км) вызывает наибольшую трудность в выполнении и результативность падает с 1 -го по 4-й курс.

Анализ показателей силового норматива показывает обратную картину: уровень физической подготовленности с каждым годом только улучшается. В выполнении упражне-ниий на гибкость результаты неоднородны. Так, у девушек наблюдается повышение ко 2-му курсу и сохранение результатов к 4-му курсу; с каждым годом падает результативность в скоростно-силовом нормативе «прыжок в длину с места»; в поднимании туловища результаты ко 2-му курсу падают, но практически не изменяются к 4-му курсу в сранении в 1-м. В целом испытания по выбору не вызывают трудностей и большинство девушек имеет высокий уровень подготовленности в данных испытаниях.

Следует отметить, что в процессе обучения объем аудиторной нагрузки по практическим физкультурным дисциплинам снижается от курса к курсу. Из участников исследования только 24 человека продолжают свою спортивную карьеру и регулярно выступают на соревнованиях. Все остальные участники занимаются самостоятельно с различными целями.

Вывод. Проведенное исследование позволяет констатировать, что уровень физической подготовленности студентов факультета физической культуры практически сохраняется на том же уровне за все время обучения, а по некоторым тестам, отражающим скоростные, силовые способности и скоростно-силовую выносливость, наблюдается улучшение показателей. Учитывая, что объем практических занятий по физкультурным дисциплинам к 4-му курсу снижается, можно предположить, что основная причина улучшения результатов связана с сохранением интереса к занятиям физической культурой. По окончании учебы студенты факультета физической культуры придают большое значение собственному физическому развитию и мотивированы на здоровый образ жизни и активные занятия. Таблица 1. Результаты тестирования юношей

Таблица 2. Результаты тестирования девушек

Испытания 1-й курс 2-й курс 4-й курс

60 м, с t=1,5; р>0,05

8,2±0,10 8,0±0,09 8,0±0,08

t=0,3; р>0,05

3 км, с t=0,1; р>0,05

818,7±46,6 825,8±27,96 828,5±32,58

t=0,1; р>0,05

Подтягивания на высокой перекладине (количество раз) t=1,4; р>0,05

12,3±2 16,3±2,23 14,3±1,85

t=0,7; р>0,05

Наклон вперед на гимнастической скамье, см t=0,1; р>0,05

15,4±1,46 15,1±2,08 14,9±1,69

t=0,1; р>0,05

Прыжок в длину с места, см t=1,0; р>0,05

246,3±4,24 255,3±8,09 249,5±4,16

t=0,6; р>0,05

Поднимание туловища (количество раз за 1 мин) t=0,7; р>0,05

52,3±2,62 54,6±2,16 49,6±2,54

t=1,5; р>0,05

Испытания 1-й курс 2-й курс 4-й курс

60 м, с t=0,5; р>0,05

9,9±0,26 9,7±0,26 9,7±0,2

t=0,0; р>0,05

2 км, с t=0,3; р>0,05

650,7±22,28 659,6±24,3 612,2±21,38

t=1,5; р>0,05

Сгибание-разгибание рук в упоре лежа (количество раз) t=1,1; р>0,05

16,4±2,07 21,4±4,06 19,0±2,8

t=0,5; р>0,05

Наклон вперед на гимнастической скамье, см t=0,1; р>0,05

16,5±1,33 16,2±2 18,8±1,87

t=1,0; р>0,05

Прыжок в длину с места, см t=0,0; р<0,05

198,9±4,8 199±4,46 195,6±4,20

t=0,6; р>0,05

Поднимание туловища (количество раз за 1 мин) t=1,3; р>0,05

46,7±1,87 51±2,73 48,9±2,4

t=0,6; р>0,05

Статья подготовлена в рамках Государственного задания НИУ «БелГУ» на 2020-2022 гг. No 0624-2020-0012 «Обоснование интегративной методологии профессионального воспитания в вузе: доминанты формирования универсальных компетенций, просоциальных установок и полисубъектности будущего педагога».

Литература

1. Арынова Р.А., Бомин В.А. Управление физической культурой и спортом в высшем учебном заведении [Текст] // Проблемы и перспективы формирования здорового образа жизни в информационном обществе [Текст]: материалы международной науч.-практ. конф., Иркутск: ИГАУ им. А.А. Ежевского, 2016. С. 17—19.

2. Виленский М.Я. Здоровый образ и стиль жизни студента: методологический анализ [Текст] // Педагогическое образование и наука. 2009. № 3. C. 15-18.

3. Никулин И.Н., Сердюков О.Э. К вопросу о внедрении Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне в Белгородской области и НИУ БелГУ» [Текст] // Современное состояние и тенденции развития физической культуры и спорта: материалы Всерос. заоч. науч.-практич. конф., 10 октября 2014 г. / НИУ «БелГУ»; под общ. ред. И. Н. Никулина. Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2014. C. 15-18.

4. Подготовка к выполнению испытаний всероссийского физкуль-турно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» в образовательных организациях [Текст] / А.В. Воронков, И.Н. Никулин, В.Н. Ирхин [и др.]. ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2016. 124 с.

References

1. Arynova R.A., Bomin V.A. Upravlenie fizicheskoy kulturoy i sportom v vysshem uchebnom zavedenii [Management of physical education and sports a higher educational institution]. Problemy i perspektivy formirovaniya zdorovogo obraza zhizni v informatsionnom obschestve [Problems and prospects for cultivating healthy lifestyle in information society] Proc. international research-practical conf., Irkutsk: Yezhevsky ISAU publ., 2016. pp. 17-19.

2. Vilenskiy M.Ya. Zdorovy obraz i stil zhizni studenta: metodologicheskiy analiz [Healthy image and lifestyle of student: methodological analysis]. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. 2009. no. 3. pp. 15-18.

3. Nikulin I.N., Serdyukov O.E. K voprosu o vnedrenii Vserossiyskogo fizkulturno-sportivnogo kompleksa «Gotov k trudu i oborone v Belgorodskoy oblasti i NIU BelGU» [On introducing All-Russian physical culture and sports complex "Ready for labour and defense in the Belgorod region and SRU BelSU"]. Sovremennoe sostoyanie i tendentsii razvitiya fizicheskoy kultury i sporta [Current state and trends in development of physical education and sports]. Proc. cor. national research-practical conf., October 10 2014 SRU «BelSU»; I.N. Nikulin [ed.]. Belgorod: "Belgorod". SRI BelSU publ., 2014. pp. 15-18.

4. Voronkov A.V., Nikulin I.N., Irkhin V.N. et al. Podgotovka k vypolneniyu ispytaniy vserossiyskogo fizkulturno-sportivnogo kompleksa «Gotov k trudu i oborone» v obrazovatelnykh organizatsiyakh [Training for All-Russian physical culture and sports complex "Ready for work and defense" in educational organizations] "Belgorod". SRI BelSU publ., 2016. 124 p.

№3 • 2022 Март | March

http://www.teoriya.ru

из ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

□ и

£ г. CL

ч—

о

0J и

CL ' -о с га

Ii

О (U .с Н

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ВУЗА

Кандидат педагогических наук А.А. Оплетин1

1Пермский национальный исследовательский политехнический университет (ПНИПУ), Пермь

УДК/UDC 796.011.3

Ключевые слова: физическая культура и спорт, личность, саморазвитие, система, программа, технология.

Введение. Новые ценности образования, новая парадигма компетентностного подхода в образовании позволяют воплотить в учебный процесс ФК новые системы, программы, технологии, ориентированные на саморазвитие и социализацию личности в вузе [1, 2].

Цель исследования - экспериментальное обоснование авторской системы саморазвития личности средствами ФКиС в вузе.

Методика и организация исследования. Педагогическая система социально-нравственного саморазвития студентов в современном образовательном процессе по физической культуре в вузе образует фундамент для освоения личностной технологии саморазвития студента. Такой основой является физическое самовоспитание, саморазвитие, самореализация студентов, в соответствии имеющимися способностям к определенному виду деятельности.

Апробация системы проходила в школах № 20, № 32, вузах ПГИК, ПНИПУ, ПИЖТ города Перми.

Результаты исследования и их обсуждение. Саморефлексия - как анализ собственных действий, состояний, мотивов, потребностей. Она является отправной точкой для самостроения личности в ее определенной направленности, если до начала эксперимента составляла низкий уровень - 65 %, средний - 26, достаточно высокий - 8 %, то после эксперимента данные изменились: низкий уровень - 43 %, средний - 36 %, достаточно высокий - 20 %, появился высший уровень - 9 %.

Самопознание - изучение своих личностных особенностей (способностей, склонностей, интересов, характера, мотивов поступков, психических состояний и т. д.), до начала эксперимента составляло низкий уровень - 55 %, средний - 39 %, достаточно высокий - 6 %, то после эксперимента данные изменились: низкий уровень - 8 %, средний - 40 %, достаточно высокий - 40 %, появился высший уровень - 12 %.

Самооценка - выявление уровня своих притязаний и соотношение их с реальностью до начала эксперимента составляла низкий уровень - 33 %, средний - 43 %, достаточно высокий - 24 %, а после эксперимента данные изменились: низкий уровень - 6 %, средний - 40 %, достаточно высокий - 39 %, появился высший уровень -15 %.

Самоконтроль - постоянное отслеживание своих успехов и провалов в области самостроения своей личности с ориентацией на целеполагание и свой идеал. До начала эксперимента составлял низкий уровень - 43 %, средний - 33 %, достаточно высокий - 22 %, высший уровень - 2 %, а после эксперимента данные изменились: низкий уровень - 6 %,

PEDAGOGiCAL SYSTEM OF STUDENTS' PERSONALiTY SELF-DEVELOPMENT iN MODERN EDUCATiONAL PROCESS OF PHYSiCAL EDUCATiON UNiVERSiTY

PhD A.A. Opletin

1Perm National Research Polytechnic University, Perm

Поступила в редакцию 17.02.2021 г.

средний - 39 %, достаточно высокий - 40 %, высший уровень - 15 %.

Самокоррекция - действия, изменяющие неверные, по мнению субъекта, штрихи саморазвития, при сравнении с целеполаганием в саморазвитии, до начала эксперимента составляла низкий уровень - 60 %, средний -30 %, достаточно высокий - 7 %, высший уровень - 3 %, а после эксперимента данные изменились: низкий уровень - 26 %, средний - 40 %, достаточно высокий - 20 %, высший уровень - 14 %.

Самоопределение - мотивация личности в области своего саморазвития в определенной его направленности на основе свободного выбора. До начала эксперимента составляло низкий уровень - 63 %, средний -33 %, достаточно высокий - 5 %, высший уровень - 1 %, а после эксперимента данные изменились: низкий уровень - 13 %, средний - 13 %, достаточно высокий - 50 %, высший уровень - 24 %.

Самоутверждение - переживание и закрепление достигнутого успеха в самостроении своей личности, до начала эксперимента составляло низкий уровень -23 %, средний - 26 %, достаточно высокий - 49 %, а после эксперимента данные изменились: низкий уровень - 11%, средний - 15 %, достаточно высокий - 47 %, высший уровень - 27 %.

Построение собственной программы саморазвития -программа действий по достижению конкретных, определенных целей, до начала эксперимента составляла низкий уровень - 79 %, средний - 21 %, достаточно высокий - 0 %, а после эксперимента данные изменились: низкий уровень - 21 %, средний - 45 %, достаточно высокий - 30 %, высший уровень - 4 %.

Самопрограммирование, самообразование - постоянное насыщение себя информацией по тем разделам, которые имеют отношение к цели твоего развития, до начала эксперимента составляло низкий уровень -69 %, средний -31 %, достаточно высокий - 0 %, а после эксперимента данные изменились: низкий уровень -20 %, средний - 50 %, достаточно высокий - 20 %, высший уровень - 10 %.

Выводы. Экспериментальные данные подтвердили, что разработанная система социально-нравственного саморазвития личности средствами ФКиС студентов в экспериментальных группах дала положительный эффект.

Литература

1. Лубышева Л.И. Теория и практика физической культуры: новые векторы развития / Л.И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры. - 2010. - С. 3-6.

2. Оплетин А.А. Потенциальные возможности физической культуры как один из ведущих стимулов саморазвития личности / А.А. Оплетин // Теория и практика физ. культуры. - 2009. - № 5. - С. 25-31.

Информация для связи с автором: fizvos_psiac@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.