УДК 378:796:799 ББК 74
DOI 10.24411/2414-3995-2020-10406 © Е.А. Никоноров, А.Н. Кулиничев, А.Н. Воротник, А.А. Третьяков, 2020
Научная специальность 13.00.08 - теория и методика профессионального образования
ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Евгений Анатольевич Никоноров,
начальник кафедры административного права и административной деятельности полиции,
доктор педагогических наук, доцент Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12);
Андрей Николаевич Кулиничев, заместитель начальника кафедры физической подготовки, кандидат педагогических наук, доцент Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина (308024, Белгород, ул. Горького, д. 71);
Александр Николаевич Воротник, доцент кафедры физической подготовки, кандидат педагогических наук
Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина (308024, Белгород, ул. Горького, д. 71);
Андрей Александрович Третьяков, доцент кафедры физической подготовки, кандидат педагогических наук, доцент Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина (308024, Белгород, ул. Горького, д. 71)
E-mail: [email protected]
Аннотация. Статья посвящена оценке эффективности занятий физической культурой в образовательных организациях высшего образования. Сравнивается организация и проведение занятий физической культурой в ведомственной и гуманитарной образовательных организациях. Для оценки эффективности проводится анализ уровня физической подготовленности обучающихся. Определяется уровень соматического здоровья. Анализируется академическая успеваемость в течении семестра и количество пропущенных занятий по болезни. В результате сравнительного анализа доказывается эффективность регулярных систематических занятий физической культурой вплоть до окончания обучения в образовательной организации высшего образования.
Ключевые слова: физическая культура, физическая подготовка, курсанты, студенты, здоровье, функциональные резервы организма, учебная успеваемость.
RESEARCH ON THE IMPACT OF PHYSICAL EDUCATION ON EDUCATIONAL ACTIVITIES IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS
Evgeniy A. Nikonorov,
Head of the Department of Administrative Law and Administrative Activities of the Police,
Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12);
Andrey N. Kulinichev, Deputy Head of the Department of Physical Training, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after I.D. Putilina (308024, Belgorod, ul. Gorky, d. 71);
Aleksandr N. Vorotnik, Associate Professor of the Department of Physical Training, Candidate of Pedagogical Sciences
Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after I.D. Putilina (308024, Belgorod, ul. Gorky, d. 71);
Andrey A. Tret'yakov, Associate Professor of the Department of Physical Training, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after I.D. Putilina (308024, Belgorod, ul. Gorky, d. 71)
Abstract. The article is devoted to the evaluation of the effectiveness of physical training in educational institutions of higher education. The article compares the organization and conduct of physical culture classes in departmental and humanitarian educational organizations. To assess the effectiveness of the analysis of the level of physical fitness of students. The level of somatic health is determined. We analyze
academic performance during the semester and the number of missed classes due to illness. As a result of comparative analysis, the effectiveness of regular systematic physical education classes up to the end of training in an educational organization of higher education is proved.
Keywords: physical culture, physical training, cadets, students, health, functional reserves of the body, academic performance.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Никоноров Е.А., Кулиничев А.Н., Воротник А.Н., Третьяков А.А. Исследование влияния занятий физической культурой на образовательную деятельность в образовательных организациях высшего образования. Вестник экономической безопасности. 2020;(6):310-5.
Введение. Новый этап развития высшей школы, усиление требований к уровню знаний ставят задачу повышения качества образования в сфере физической культуры обучающихся в образовательных организациях высшего образования. Среди главных проблем - необходимость смены ориентации высшего образования от подготовки специалиста конкретного профиля к формированию разносторонне развитого профессионала [1; 2]. Профессионала, обладающего уровнем культуры и мобильно действующего в меняющихся условиях динамического общества. Это касается и ведомственных образовательных организаций. Многие выпускники ведомственных образовательных организаций после окончания обучения выбирают гражданские специальности. При этом основным критерием результативности системы высшего образования является сформированность у студентов - выпускников способности к самообразованию, мотивации к постоянному повышению своей личной и профессиональной культуры [3; 4].
Отмечается, что физическая культура, ее социальная роль в современном обществе возрастает. Она становится потребностью, как общества, так и личности.
Одним из современных направлений, повышающих уровень исследований физической культуры как части общей культуры является системный подход [5; 6]. Представленный подход позволяет объединить различные знания об исследуемом объекте в целостную систему.
В процессе физического воспитания осуществляется морфологическое и функциональное совершенствование организма человека, формирование и улучшение его важных физических качеств, двигательных умений и навыков, а также знаний [7; 8]. Диапазон возможностей в совершенствовании физической природы человека практически безграничен [9; 10].
Следует отметить, что занятия физической культурой в гражданских образовательных организациях преследуют цель воспитания здорового и работоспособного специалиста. В ведомственных образовательных организациях направленность занятий определяется служебными задачами и профессиональной готовностью.
Программой дисциплины «Физическая культура» в гражданских образовательных организациях предусмотрены обязательные теоретические и практические занятия, а также элективные курсы (практические занятия по выбору). При подготовке бакалавров данный курс рассчитан на два года. Хотя обучение в образовательной организации продолжается в течении четырех лет.
Программой дисциплины «Физическая подготовка» в ведомственных образовательных организациях предусмотрены обязательные теоретические и практические занятия. Занятия проводятся в течение всего периода обучения. Что в свою очередь должно оказывать положительное влияние на уровень подготовленности будущих специалистов.
Организация и методы исследования. Исследование проводилось на базе Белгородского государственного национального исследовательского университета (НИУ «БелГУ») и Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Пути-лина (Бел ЮИ МВД России имени И.Д. Путилина). В исследовании приняли участие студенты и курсанты 2, 4 курсов. Данные курсы были выбраны в связи с программой обучения. По окончанию 2 года обучения в НИУ «БелГУ» у студентов заканчиваются занятия по дисциплине «Физическая культура», а в конце 4 года заканчивается обучение в образовательной организации. Исследовались составляющие соматического здоровья девушек и юношей с помощью экспресс-методикипо Г.Л. Апанасенко (1988). Рассчитывались средние показатели пропусков учебных занятий по причине болезни. Средняя
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
успеваемость в течение семестра. Сравнивался уровень физической подготовленности у юношей челночный бег 4^20, подтягивания и бег 1 км, у девушек челночный бег 10*10, наклоны туловища из положения лежа за 1 минуту (пресс) и бег 1 км. Общее число обучающихся 110 (60 юношей и 50 девушек).
Результаты и их обсуждение. Анализируя особенности проведения занятий физической культурой в разных образовательных организациях, можно отметить, что в НИУ «БелГУ» выделяются преимущественно занятия по выбору. Студенту предлагается посещать занятия по предложенному виду спорта в свободное от учебных занятий время. От этого страдает регулярность и систематичность занятий. В Бел ЮИ МВД России имени И.Д. Пути-лина занятия по физической подготовке носят обязательный характер. Занятия проводятся не менее 2 раз в неделю по учебному расписанию.
Одним из анализируемых показателей, который позволяет оценивать объективно успешность образовательной деятельности и уровень здоровья, является уровень заболеваемости обучающихся в исследуемом периоде. Нами были проанализированы изменения данного показателя в течение нескольких семестров обучения. Были выделены пропуски лишь по болезни.
В ходе аналитического исследования полученных данных, можно сделать вывод о том, что уровень заболеваемости на начальном этапе обучения достаточно высокий во всех образовательных организациях. Это говорит о том, что начальный этап обучения является одним из сложных во всех аспектах развития личности будущего специалиста, включая психологический и физический аспекты.
Несмотря на высокие показатели заболеваемости в 3 и 4 семестрах, их количество в дальнейшем уменьшается. При этом данные показатели меньше
Динамика изменения оценок
у курсантов Бел ЮИ МВД РФ имени И.Д. Путили-на. Данный факт можно связать с регулярным проведением учебной дисциплины «Физическая подготовка» вплоть до окончания учебы.
Еще к объективным показателям успешности образовательной деятельности обучающихся можно отнести их академическую успеваемость. Для этого были проанализированы учебные журналы и системы учета академической успеваемости студентов и курсантов. Результаты отображены в таблице 1.
Учитывая стабильно повышающиеся показатели среднего балла курсантов по итогам сдачи экзаменационной сессии за период обучения, можно сказать о динамично прогрессирующем уровне подготовленности курсантов на протяжении всего периода обучения. В то время как у студентов стабильность оценок наблюдалась лишь во 2 семестре. В таблице, отражающей динамику изменения успеваемости за период обучения, видно, имеются периоды, связанные с улучшением показателей успеваемости, так и периоды с их снижением.
Для определения показателей уровня соматического здоровья в исследования использовалась экспресс-методика Г. Л. Апанасенко. Оценка предполагала расчет индексов и перевод результатов в баллы, которые суммируются. Сумма баллов соответствует определенному уровню здоровья. Полученные результаты представлены в таблицах 2 и 3. Измерения в образовательных организациях проводилось у обучающихся 2 и 4 курсов.
Анализируя результаты соматического здоровья юношей, можно прийти к выводу, что регулярные занятия физической культурой позволяют сохранять показатели здоровья. При этом, как видно из таблицы, сравнивая результаты студентов 2 и 4 курса НИУ «БелГУ», старшие курсы уступают по общей оценке здоровья младшим. Общее значение
Табяица 1
во 2 и 7 семестрах обучения
1 месяц 2 месяц 3 месяц 4 месяц 5 месяц X ш F-критерий Фишера р ^критерий Стьюдента р
Бел ЮИ 2 семестр 3,9 4,1 4 4 4 4,00 0,03 0,03 -2,75 0,05
МВД РФ 7 семестр 4 4,3 5 4,4 4,8 4,50 0,18
НИУ 2 семестр 3,9 4,1 4,2 4,1 4,2 4,10 0,05 1,00 2,58 0,05
«БелГУ» 7 семестр 3,7 4 3,9 4 3,9 3,90 0,05
Таблица 2
Показатели соматического здоровья у юношей
Юноши Данные Индекс Кетле, усл.ед. Баллы Силовой индекс, усл.ед. Баллы Жизненный индекс, усл.ед. Баллы Индекс Робинсона, усл.ед. Баллы Время вос-ния после 20 прис-й Баллы Общий балл УЗ Апанасенко
НИУ 2 курс Среднее 21,32 -0,38 63,33 0,08 57,15 1,00 83,08 3,00 1,1 5,1 8,09 среднее
Ошибка 1,83 0,65 8,08 1,32 8,15 1,29 3,33 0,41 0,2 0,52 2,02
«БелГУ» 4 курс Среднее 22,35 0,27 65,59 0,57 60,96 1,07 85,20 0,43 1,2 5,0 7,07 среднее
Ошибка 1,65 0,39 7,02 1,22 11,99 1,49 2,62 1,09 0,09 0,46 2,40
Достоверность - - - - + - - + - - +
Бел ЮИ МВД РФ 2 курс Среднее 24,38 0,22 60,82 0,12 57,78 1,11 84,00 3,00 1,3 5,2 9,00 средний
Ошибка 2,18 0,67 11,42 1,58 11,01 1,54 0,00 0,23 0,24 0,64 2,2
4 курс Среднее 23,83 0,30 66,16 0,71 67,97 1,30 81,00 3,00 1,0 5,2 9,50 средний
Ошибка 2,08 0,48 6,72 1,15 6,87 1,14 0,00 0,56 0,11 0,41 2,27
Достоверность + + - - - - - - - - -
Таблица 3 Показатели соматического здоровья у девушек
Девушки Данные Индекс Кетле, усл.ед. Баллы Силовой индекс, усл.ед. Баллы Жизненный индекс, усл.ед. Баллы Индекс Робинсона, усл.ед. Баллы Время вос-ния после 20 присед-й Баллы Общий балл УЗ Апанасенко
НИУ «БелГУ» 2 курс Среднее 21,42 0,14 44,99 0,14 47,21 0,71 77,63 3,11 1,50 3,15 6,71 ниже среднего
Ошибка 2,19 0,38 4,58 0,38 11,60 0,70 2,45 0,24 0,15 0,34 1,80
4 курс Среднее 20,16 0,25 48,49 0,71 40,25 0,29 68,75 2,14 1,50 3,1 6,13 ниже среднего
Ошибка 1,86 0,46 10,05 0,58 17,23 1,11 2,84 0,67 0,11 0,32 3,48
Достоверность - - + + + - + - - - +
Бел ЮИ 2 курс Среднее 20,39 0,24 49,94 0,43 46,05 0,71 79,20 3,23 1,50 3,2 7,00 средний
Ошибка 2,19 0,69 11,14 0,62 4,19 0,95 0,00 0,41 0,24 0,45 1,63
МВД РФ 4 курс Среднее 20,95 0,14 53,92 1,25 45,62 0,43 76,21 3,33 1,30 3,15 7,29 среднее
Ошибка 2,17 0,38 9,77 1,38 8,42 1,40 2,08 0,62 0,31 0,56 1,80
Достоверность - - + - - - - - - - -
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Таблица 4
Сравнение результатов уровня физической подготовленности у девушек
Девушки 3 семестр 7 семестр F-критерий Фишера Р t-критерий Стьюдента Р
X m п X m п
НИУ «БелГУ» наклоны 4,1 0,4 0,3 4 0,2 0,4 1,33 - -0,22 -
10x10 4,3 0,3 0,4 3,9 0,5 0,5 1,25 - -0,17 -
1 км 4,0 0,5 0,3 3,8 0,3 0,4 1,33 - 0,17 -
Бел ЮИ МВД России наклоны 4,2 0,4 0,4 4,5 0,1 0,6 1,50 0,05 -1,46 0,05
10*x10 4,1 0,5 0,5 4,6 0,2 0,7 1,40 0,05 -1,30 0,05
1 км 4,2 0,4 0,3 4,4 0,3 0,5 1,67 0,05 -1,20 0,05
Таблица 5
Сравнение результатов уровня физической подготовленности у юношей
Юноши 3 семестр 7 семестр F-критерий Фишера р t-критерий Стьюдента р
X m п X m п
НИУ «БелГУ» подтяг-я 4,3 0,2 0,2 3,8 0,3 0,3 1,50 - 0,28 -
4x20 4,1 0,1 0,3 3,8 0,3 0,2 0,67 - -0,32 -
1 км 4,2 0,4 0,2 3,8 0,2 0,3 1,50 - 0,22 -
Бел ЮИ МВД РФ подтяг-я 4,1 0,3 0,1 4,5 0,1 0,6 6,00 0,05 -2,53 0,05
4x20 4,3 0,2 0,3 4,6 0,2 0,7 2,33 0,05 -2,83 0,05
1 км 4,2 0,3 0,2 4,5 0,3 0,5 2,50 0,05 -1,89 0,05
уровня различается на целый балл. Несмотря на это данные соответствуют среднему уровню здоровья. У курсантов Бел ЮИ МВД России имени И.Д. Пу-тилина ситуация обратная. С ростом курса увеличивается и оценка уровня здоровья. Так на 2 курсе у юношей 9,0±2,2 балла, а на 4 курсе 9,5±2,27 баллов. Динамика не значительная, но положительная. Данные результаты демонстрируют положительное влияние регулярных занятий физическими упражнениями на показатели соматического здоровья у юношей.
У девушек анализируя показатели соматического здоровья прослеживаем тенденцию, как и у юношей. Изменение общей оценки уровня здоровья у девушек на момент проведения исследования меньше, чем у юношей.
Согласно рабочим программам учебных дисциплин «Физическая подготовка» и «Физическая культура» были определены нормативы для проверки уровня физической подготовленности у обучающихся. Для девушек это поднимание туловища из положения лежа на спине, челночный бег 10*10 и бег на дистанции 1 км, а для юношей подтягивание
на перекладине, челночный бег 4*20 метров и бег на дистанции 1 км. Результаты представлены в таблицах 4 и 5.
Полученные результаты у девушек оценивались по общим нормативам. Средний балл во всех испытаниях в 3 семестре был не ниже 4 баллов, что указывает на высокий уровень физической подготовленности девушек. Сравнивая результаты уже на старших курсах можно определенно сделать вывод о значимости занятий физической культурой. Так у курсанток Бел ЮИ МВД России имени И.Д. Пу-тилина имеется положительная динамика в нормативных упражнениях, а у студенток НИУ «БелГУ» к сожалению, данная динамика отрицательная.
У юношей в данных испытаниях прослеживается те же тенденции, что и у девушек. Со старшими годами обучения у студентов НИУ «БелГУ» уровень физической подготовленности снижается, а курсантов Бел ЮИ МВД России имени И.Д. Пу-тилина увеличивается. Данные обстоятельства еще раз доказывают эффективность регулярных занятий физической культурой на протяжении всего периода обучения в высшем учебном заведении.
Заключение. Анализ результатов исследования показал, что регулярные занятия физической культурой на протяжении всего периода обучения оказывают положительное воздействие не только на уровень физической подготовленности, но и на показатели здоровья, заболеваемости и академической успеваемости. Что, в свою очередь, положительно сказывается на функциональных возможностях организма обучающихся. Ведь период обучения в образовательной организации высшего образования носит активный формирующий характер. Полученные на данном этапе знания, сформированные умения и навыки позволят в дальнейшем обучающимся состояться в профессии, справиться с различными рода трудностями. И самое главное, активная юность дает предпосылки здоровой и активной зрелости.
Литература
1. Гавришова Е.В. Зависимость психического и социального здоровья студентов от особенностей мотивации достижений / Гавришова Е.В., Горелов А.А., Румба О.Г. // Мир образования - образование в мире. 2018. № 3 (71). С.127-132.
2. Гарец Д.Б. О формировании творческих способностей курсантов образовательных организаций высшего образования МВД России на начальном этапе / Гарец Д.Б., Александрова А.Н., Горелов А.А. // Психология и педагогика служебной деятельности. 2019. № 2. С. 82-83.
3. Кадуцкая Л.А. Адаптационная модель организации двигательной активности обучающихся / Кадуцкая Л.А., Волошина Л.Н., Кондаков В.Л., Ир-хин В.Н. // Теория и практика физической культуры. 2020. № 1. С. 20-21.
4. Кондаков В.Л. Влияние образа жизни на здоровье студентов вузов Белгорода / Кондаков В.Л., Копейкина Е.Н., Бочарова В.И. // В сборнике: Повышение конкурентоспособности кадров в условиях современного образования. Материалы междуна-
родной научно-практической конференции. 2019. С. 108-117.
5. Кондаков В.Л. Двигательная активность студентов как основа повышения интереса к занятиям физической культурой и спортом в вузе / Кондаков В.Л., Богоева М.Д., Копейкина Е.Н., Ба-лышева Н.В. // В сборнике: Педагогическое образование в системе высшей школы. Белгородский университет кооперации, экономики и права. 2015. С.206-216.
6. Кондаков В.Л. Дефицит двигательной активности как фактор ухудшения здоровья, снижения умственной и физической работоспособности студентов / Кондаков В.Л., Копейкина Е.Н., Уса-тов А.Н. // В сборнике: Педагогический кластер в образовательном процессе высшей школы. Материалы международной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава и аспирантов. Белгородский университет кооперации, экономики и права. 2017. С. 299-308.
7. Кулешова М.В. Двигательная активность как средство социализации студентов / Кулешова М.В., Румба О.Г., Горелов А.А. // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2016. Т. 21. № 3-4 (155-156). С. 79-88.
8. Румба О.Г. О перспективах социализации кадетов средствами физической культуры и спорта / Румба О.Г., Марин А.П., Горелов А.А. // Вестник спортивной науки. 2019. № 1. С. 75-80.
9. Усатов А.Н. Взаимосвязь энергозатрат и их восполнения в зависимости от двигательной активности и места проживания студентов / Усатов А.Н., Кондаков В.Л., Копейкина Е.Н., Балышева Н.В. // Теория и практика физической культуры. 2020. № 7. С.30-32.
10. Щербин Д.В. Направленность личности и двигательная активность студентов как взаимосвязанные компоненты / Щербин Д.В., Воронин И.Ю., Кондаков В.Л., Копейкина Е.Н., Балышева Н.В. // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56-10. С. 265-275.