DOI 10.24411 /2076-1503-2020-10844 ФАТТАХОВ Рафаэль Вагизович,
кандидат педагогических наук, доцент, кафедры теории и методики футбола и хоккея Поволжской государственной академии физической культуры спорта и туризма,
e-mail: [email protected]
ДЕНИСЕНКО Дмитрий Юрьевич,
старший преподаватель, кафедры теории и методики футбола и хоккея Поволжской государственной академии физической культуры спорта и туризма,
e-mail: [email protected]. SPIN-код: 7115-0560, AuthorlD: 675974
ОСОБЕННОСТИ СПОРТИВНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ ФУТБОЛЬНОЙ КОМАНДЫ ПовГАФКСиТ
Аннотация. Студенческий спорт представляет собой обобщенную категорию деятельности студентов в форме соревнования и подготовки к нему с целью достижения предельных результатов в избранной спортивной специализации. Он издревле является основным источником широкого распространения физической культуры и спорта среди молодежи, основной питающей средой всей физкультурно-спортивной деятельности молодежи. Футбол в студенческой среде очень распространен. Футбол играют на учебных занятиях, в свободное время от занятий, используется средством подготовки спортсменов. В статье пойдет речь о изучении взаимосвязей мотивов занятий студентов не высокой квалификации. Значение структуры мотивов позволяет учесть степень значимости и направленно воздействовать на их формирование в процессе спортивной деятельности. Спортивная мотивация у футболистов-студентов будет более эффективной за счет последовательного удовлетворения актуальных потребностей: в движениях, укреплении здоровья, восстановлении работоспособности, в общении, одобрении, уважении, самоутверждении.
Ключевые слова: студент, футбол, спортивная - мотивация, спортивная деятельность, тестирование, учебно - тренировочный процесс, психологическая подготовленность.
FATTAKHOV Rafael Vagizovich,
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Theory and Methodology of Football and Hockey of the Volga Region State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism
DENISENKO Dmitry Yurievich,
Senior Lecturer, Department of Theory and Methods of Football and Hockey of the Volga State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism
SPECIFIC FEATURES OF SPORTS MOTIVATION OF POVGAFKSIT
FOOTBALL TEAM STUDENTS
Annotation.Student sports is a generalized category of students' activity in the form of competition and preparation for it in order to achieve maximum results in the chosen sports specialization. It is historically the main source of widespread physical culture and sports among young people, the main nourishing environment for all physical culture and sports activities of young people. Football among students is very common. Football is played in training sessions, in free time from classes, is used as a means of training athletes. The article deals with the study of the interrelationships of the motives of classes of students of low qualifications. The meaning of the structure of motives allows taking into account the degree of significance and directed influence on their formation in the process of sports activity. Sports motivation among student football players will be more effective due to the consistent satisfaction of urgent needs: movement, health improvement, recovery of performance, communication, approval, respect, self-affirmation.
Key words: student, football, sports - motivation, sports activity, testing, educational - training process, psychological readiness.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2020
Проанализировав научно - методическую литературу нами было определено, что мотивация, побуждающая человека заниматься спортом, занимает специальное место в психологическом обеспечении спортивной деятельности [1].
Согласно Р.А. Пилояну, М.А. Годику, что спорт имеет много общего с понятием игра. Мотивы к игре заключены в ней самой. Человека влекут не какие-то внешние для игры обстоятельства, как, например, к трудовой деятельности, когда часто выполняемая человеком работа лишь опосредованно служит удовлетворению его жизненных потребностей, доставляя ему средства, которые он может использовать на те или иные свои нужды, а непосредственно чувство удовлетворения, связанные с участием в игре. Так и к футболу человек испытывает потребности, определяющиеся удовлетворением, вызываемым самой спортивной деятельностью и успехами, достигаемыми в ней [4,5].
Наравне с этим анализ и обобщение научно
- методической литературы говорит о существовании противоречия между недостаточной изученности структуры спортивной мотивации студентов, и созданием определенных трудностей в управлении психологической подготовки в данной группе спортсменов[2,3].
Цель экспериментального исследования заключается в изучении взаимосвязей мотивов занятий спортом футболистов-студентов.
В состав экспериментальной группы вошли 15 студентов команды Академии ПовГАФКСиТ 18
- 21. Для решения задачи экспериментального исследования применялись методы психодиагностики и метода математической статистики.
Мотивы занятий спортом определялись с помощью методики разработанная А.В. Шаболтас [8]. На наш взгляд, данный метод наиболее распространен в спортивной практике и считается достаточно информативным и надежным. При исследовании мотивации у футболистов-любителей были взяты десять основных видов мотивации занятием спорта.
1. Мотив эмоционального удовольствия
(ЭУ).
2. Мотив социального самоутверждения
(СС).
3. Мотив физического самоутверждения
(ФС).
4. Социально-эмоциональный мотив (СЭ).
5. Социально-моральный мотив (СМ).
6. Мотив достижения успеха в спорте (ДУ).
7. Спортивно-познавательный мотив (СП).
8. Рационально-волевой мотив (РВ).
9. Мотив подготовки к профессиональной деятельности (ПД).
10. Гражданско-патриотический мотив (ГП).
По каждому мотиву были составлены высказывания-мотивы-суждения.
1. «Я получаю радость от спорта, так как могу двигаться и испытывать напряжение. Это меня воодушевляет и повышает мое настроение» - ЭУ.
2.»Я занимаюсь спортом, так как добиваюсь успехов. Мои товарищи, как и зрители, уважают меня за это. Когда соревнуешься приятно быть в центре внимания и повышать свой престиж» - СС.
3. «Я активно занимаюсь спортом, потому что хочу развивать свой организм и совершенствовать свой характер. Не хочу пополнеть и стать ленивым, хочу быть здоровым» - ФС.
4. «Мне нравятся заниматься физической активностью, потому что соревнования очень увлекательны и можно радоваться достигнутым успехам. Мне очень нравиться соревновательная атмосфера» - СЭ.
5. «Моя спортивная команда (учебная группа) обязана завоёвывать призовые места. Я хочу быть полезен в этом деле. Я не хочу подвести своего тренера и товарищей (преподавателя), это вынуждает меня больше и лучше тренироваться» - СМ.
6. «Я систематически тренируюсь, чтобы непременно поддерживать достигнутые спортивные результаты, чтобы повышать достижения и добиться поставленной передо мной цели» - ДУ.
7. «Меня интересует информация в области спорта, чтобы разбираться в вопросах по своей специфики, принципах учебного, тренировочного процесса» - СП.
8. «Я занимаюсь спортом, чтобы отвлечься от умственной работы, чтобы получить прилив сил для здоровья. Поэтому спорт для меня, это увлечение. Достижение успеха и спортивные переживания интересуют меня наименьшей степени - РВ.
9. «Добиться отличных результатов в учебном процессе и потом в профессиональной жизни возможно только, если я буду здоров и физически готов к профессиональной деятельности. Этому содействует спорт» - ПД.
10.»Если я буду систематически тренироваться, я смогу показывать высокие спортивные результаты, защищать честь своей команды, спортивного общества, нашей страны» - ГП. [6]
Каждое суждение тесно взаимосвязано друг с другом по принципу. Таким образом испытуемый должен выбрать наиболее предпочтительный для него суждение. После тестирования мы подсчитываем общую сумму положительных ответов всех 15 футболистов-студентов по обоим колонкам А и Б и происходит диапазон суммарных оценок от 0 до 9.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2020
Результаты тестирования футболистов-студентов представлены в табл. 1. Подсчет положительных оценок ведется по специально разработанной таблице.
Результаты тестирования ф
Значение от 7 до 9 баллов одного испытуемого свидетельствует о явном преобладании данным мотивом, меньше 4 баллов о безразличии мотивации.
Таблица 1
эолистов-студентов (баллы)
№ Мотивы занятием футболом
ЭУ СС ФС СЭ СМ ДУ СП РВ ПД ГП
1 7 6 4 2 4 6 3 8 3 6
2 6 4 5 3 6 8 4 2 8 2
3 9 6 5 7 6 4 5 2 6 5
4 6 6 7 6 2 6 5 4 7 4
5 7 6 7 3 4 3 7 4 6 4
6 6 3 5 7 6 4 5 6 5 7
7 5 6 4 5 6 3 2 5 8 5
8 9 5 3 6 8 4 5 8 3 4
9 7 4 6 8 6 8 2 6 6 4
10 8 4 3 7 4 7 8 3 2 8
11 5 5 3 6 4 2 5 4 7 1
12 6 6 3 3 7 4 6 5 2 5
13 8 4 4 6 6 3 8 5 3 6
14 7 5 5 3 4 7 6 4 2 5
15 9 6 7 6 3 5 4 3 4 8
Анализ результатов экспериментального исследования.
Результаты тестирования показали, что каждому футболисту-студенту присуще определенная взаимосвязь мотивов к занятию данным видом спорта.
Результаты нормирования (оценка осуществляется в баллах от 0 до 100): низкая самооценка - в диапазоне меньше 45; средняя - 45-59; высокая - 60 - 74; очень высокая - больше 75.
В ходе исследования мы определи средний показатель мотивов, результаты представлены в табл. 2.
Таблица 2
Средний показатель мотивов футболистов-студентов футбольного команды ПовГАФКСиТ
ЭУ СС ФС СЭ СМ ДУ СП РВ ПД ГП
73,5 55,2 45 60,7 55,2 34.4 68,6 32,5 55,1 47,5
Таким образом, у футболистов-любителей преобладает мотив эмоционального удовольствия (ЭУ) и составляет наибольший средний балл - 73,5. Это характеризуется тем, что футбол является быстрым в широком смысле этого слова.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2020
Спортсмен должен обладать быстротой реакции, мысли, передвижения, выполнения технических приемов, быстро решать тактические задачи в самых разнообразных ситуациях. Игра в футбол характеризуется большой эмоциональной насы-
щенностью. Она определяется, прежде всего, тем, что это соревновательная борьба двух коллективов, каждый из которых с максимальным напряжением всех сил стремится одержать победу. Такой высокий темп игры, требующий большой двигательной активности игроков.
Социальное самоутверждение (СС) составляет - 55,2 балла. Многие футболистов-студентов отмечают, что им нравиться заниматься футболом, поскольку они получают удовольствие от участия в соревнованиях, также быть в центре внимания.
Физическое самоутверждение (ФС) составляет - 45 балла. Согласно многим авторам, систематические занятия футболом способствуют укреплению организма человека, повышению уровня его физического развития и работоспособности, ускорению процесса восстановления после нагрузок.
Социально - эмоциональный (СЭ) мотив составил 60,7 балла, это указывает на сознание долга и ответственности на предстоящую игру. Так, чем выше ранг команды, тем ответственная игра.
Социально - моральный мотив (СМ) составляет в команде Академии - 55,2 балла. Характеризуется влечением к успеху команды, ради которого надо тренироваться, иметь хорошее взаимопонимание с партнерами,тренером. Готовность к занятиям спортом связана с самостоятельной активностью в выполнении запросов группы или отдельного лица
Важнейшее значение имеют мотивы, побуждающие спортсмена стремиться к достижению успеха (ДУ - 34,4 балла). Он характеризуется стремлением к достижению победы, сознанием общественного долга и ответственности перед коллективом, а также чувство спортивной чести. Личное самолюбие, осознание личных целей и прочие побуждения личного характера имеют значение лишь как дополнительные мотивы, так как сами по себе не могут обеспечить достаточно устойчивых волевых усилий высокой интенсивности.
Спортивно - познавательный мотив (СП -68,6 балла), характеризуется, как склонность студентов к исследованию вопросов технической подготовки, принципам тренировки.
Исследование рационально-волевого
мотива составляет (РВ - 32,5 баллов). Так, студенты занимаются футболом, для того чтобы обрести прилив сил после умственной работы, занятием футболом для них является увлечением.
Наше исследование показывает, что мотив подготовки к профессиональной деятельности составил (ПД - 55,1 баллов), он характеризуется
стремление заниматься спортом как средством подготовки к требованиям и содержанию профессиональной деятельности.
Гражданско - патриотический мотив (ГП -47,5 балла), характеризуется тем, что каждый футболистов-студент, сознавая свою ответственность перед игрой, предельно напрягает свои силы для победы.
Выводы. Высокие результаты в спорте в плотную связаны с психологической подготовленностью спортсмена, в частности с мотивационной составляющей. Недооценка роли мотивационных факторов, учета динамики изменения мотивов спортивными педагогами, тренерами, самими студентами часто приводит к тому, что человек оказывается не способным проявить свои возможности, реализовать ту огромную работу, которую совершает, занимаясь спортом.
Значение структуры мотивов позволяет учесть степень значимости и направленно воздействовать на их формирование в процессе спортивной деятельности.
Основным признаком футбола как вида спортивной деятельности является соревнование. Благодаря направленности на подготовку и успешное выступление в соревнованиях спортивная деятельность приобретает ряд специфических признаков, отличающих его от остальных видов человеческой деятельности: 1) нацеленность на достижение максимальных результатов; 2) предельные и психические нагрузки; 3) высокие требования к наличию глубоких, сильных и устойчивых мотивов и спортивного характера; 4) специфический социально-психологический климат, содержащий эмоционально насыщенные отношения соперничества.
Экспериментально установлено, что у футболистов-студентов выходит интеграция мотивов занятий спортом в две относительно независимые группы.
В первую группу входят совершенно связанные между собой мотивы, которые по психологическому содержанию являются внешними по отношению к спортивной деятельности (мотивы эмоционального удовольствия, физического самоутверждения, подготовки к профессиональной деятельности, спортивно-познавательный мотив).
Вторую группу образуют взаимосвязанные гражданско-патриотический мотив, мотив достижения успеха, которые являются внутренними по отношению к спортивной деятельности.
Это говорит о том, что основным мотивом интереса к занятиям футболом, является желание студентов быть здоровыми, поскольку в последние годы заболеваемость, инвалидность, смерт-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2020
ность населения в России достигла крайне высокого уровня. Остается тревожной ситуация со здоровьем практически всех слоев населения, особенно молодого поколения.
Двигательная деятельность спортсмена во время матча сложна и разнообразна. Она содержит большое количество различных по структуре, характеру и степени сложности двигательных актов. Кроме того, футболист выполняет прыжки, силовые приемы при непосредственной борьбе с противником и т. д. Игровая деятельность футболистов носит повторно-переменный характер. Многочисленные и разнообразные двигательные акты, перемещаясь с другими, многократно повторяются в различных вариантах. Так, бег перемещается с теми или иными действиями с мячом, с ходьбой, остановками, прыжками и т. д. [7].
Спортивная мотивация представляется как сложный элемент личности, имеющий определённую структуру, иерархию и находящийся в двусторонней зависимости с выполняемой субъектом деятельностью и ее результативностью.
В некоторых исследованиях представлена вероятность управления формированием спортивной мотивации у спортсменов. Однако приводимые авторами направления, средства, способы, методы не могут быть использованы без их переработки применительно к футболу к конкретному этапу подготовки. В каждом виде спорта выделяются специфические особенности мотивации. В этой связи и в формировании спортивной мотивации к конкретному виду спорта будет своя специфика.
Список литературы
[1] Асеев В.Г. Проблемы мотивации и личность. М.: «Мысль», 1974. - 158 с.
[2] Битянова Н.Р. Психология личностного роста. М.: Международная педагогическая академия, 2015. - 64 с.
[3] Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Евграфов И.Е. Исследование спортивной мотивации студентов физкультурно-спортивного вуза в процессе формирования спортивной культуры личности // Фундаментальные исследования. 2015. № 2-11. С. 240-245.
[4] Годик М.А. Физическая подготовка футболистов. М.: Терра - Спорт, Олимпия Пресс, 2016. - 98 с.
[5] Пилоян РА. Мотивация спортивной деятельности. М.: Физкультура и спорт, 2014. - 112 с.
[6] Сафонов В.К. Психология спортсмена: слагаемые успеха. М.: Спорт, 2019. - 288 с.
[7] Фаттахов Р.В., Миннекаев Э.И. Дозирование нагрузок и методы ее организации как основа управления тренировочным эффектом // Сб. науч. тр.: всер науч-практ. конф. с межд. участием «Современный футбол: состояние, проблемы, инновации и перспективы развития»: 29-30 июня 2018 / под ред. Ф.Р Зотовой. Казань: Изд-во ПовГАФКСиТ, 2018. С. 112-116.
[8] Шаболтас А. В. Мотивы занятий спортом высших достижений в юношеском возрасте : авто-реф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01 / А. В. Шаболтас. - СПб., 1998. 21 с.
Spisok literatury:
[1] Aseev V.G. Motivation and personality problems. M .: "Mysl", 1974. - 158 p.
[2] Bityanova N.R. Psychology of personal growth. M.: International Pedagogical Academy, 2015 .-- 64 p.
[3] Burtsev V.A., Burtseva E.V., Evgrafov I.Ye. Research of sports motivation of students of a physical culture and sports higher educational establishment in the process of formation of a person's sports culture // Fundamental research. 2015. No. 2-11. S. 240-245.
[4] Godik M.A. Physical training of football players. M .: Terra - Sport, Olympia Press, 2016 .98 p.
[5] Piloyan R.A. Motivation for sports activities. M .: Physical culture and sport, 2014 .- 112 p.
[6] Safonov V.K. Athlete psychology: components of success. Moscow: Sport, 2019 .288 p.
[7] Fattakhov R.V., Minnekaev E.I. Dosing loads and methods of its organization as a basis for managing the training effect. scientific. tr .: all scientific-practical. conf. from int. participation «Modern football: state, problems, innovations and development prospects»: June 29-30, 2018 / ed. F.R. Zotova. Kazan: Publishing house of PovGAFKSiT, 2018.S. 112-116.
[8] Shaboltas A. V. Motives of sports activities of the highest achievements in youth: author. dis. ... Cand. psychol. Sciences: 19.00.01 / A. V. Shaboltas. - SPb., 1998. - 21 p.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2020