Научная статья на тему 'Индивидуально-дифференцированный подход к обеспечению процесса подготовки юных футболистов на основе учёта их индивидуально-психологических особенностей'

Индивидуально-дифференцированный подход к обеспечению процесса подготовки юных футболистов на основе учёта их индивидуально-психологических особенностей Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
614
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ / ПОДГОТОВКА СПОРТИВНОГО РЕЗЕРВА / ПОТРЕБНОСТНО-МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Усманова Е.Н.

Современное состояние российского футбола побуждает многих специалистов задумываться о разработке новых подходов и методов подготовки, а также оценке качества тренировки не только спортсменов высокого класса, но и ближнего резерва. Это является отражением общих тенденций в мировом спорте и свидетельством усилий, которые предпринимаются для повышения эффективности управления учебно-тренировочным процессом во всех видах спорта. На фоне все возрастающих соревновательных нагрузок и пристального внимания к перспективным спортсменам со стороны общественности и средств массовой информации умение тренера грамотно управлять потребностно-мотивационной сферой юных спортсменов, распознавать и предупреждать явление сверхмотивации становится более актуальным. Методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы, анализ педагогической документации, психологическое тестирование, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, методы математической статистики. Материалы: теория личности, теория спортивной тренировки, теория управления подготовкой спортивного резерва, современные концепции мотивации, теории стресса, исследования в области психологической подготовки спортсменов и результативности соревновательной деятельности. Результаты. К индивидуально-психологическим особенностям личности футболистов, обусловливающим целесообразность дифференцированного подхода к их спортивной подготовке, следует отнести: особенности потребностно-мотивационной сферы, эмоционального выгорания и локализации субъективного контроля. Установлено, что успешность спортивной деятельности обусловливается, среди прочего, преобладанием у футболистов мотивации к успеху при обязательном сохранении мотивации к избеганию неудач. Способствует успешности спортивной деятельности, служит профилактикой эмоционального выгорания актуальность потребности в самовыражении. Более благоприятным для спортсменов в сравнении с экстернальным следует считать умеренно интернальный локус контроля. Все компоненты синдрома выгорания деперсонализация, эмоциональное истощение, редукция личных достижений, связаны с негативными состояниями спортсменов и не способствуют успешности спортивной деятельности. Факторный анализ установил взаимосвязи между показателями потребностно-мотивационной сферы и компонентами синдрома выгорания в различных группах футболистов: продолживших занятия футболом после окончания спортивной школы и закончивших заниматься футболом. Работа по экспериментальной методике осуществлялась с применением таких психолого-педагогических средств, как беседа, объяснительный рассказ, обсуждение, психотехнические игры и упражнения. Эффективность данной методики определялась по двум направлениям: 1 оценке значимости различий в индивидуально-психологических показателях у футболистов экспериментальной группы до и после эксперимента, 2 анализу сохранности контингента и успешности спортивной деятельности футболистов после окончания спортивной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Усманова Е.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Индивидуально-дифференцированный подход к обеспечению процесса подготовки юных футболистов на основе учёта их индивидуально-психологических особенностей»

УДК 796.332:796.01:159.9 DOI 10.14526/29_2014_29

ИНДИВИДУАЛЬНО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД К

ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ НА ОСНОВЕ УЧЁТА ИХ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ

Е.Н. Усманова - преподаватель кафедры физкультурно-оздоровительных

технологий и менеджмента НФ ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная академия физической

культуры, спорта и туризма» Набережные Челны

INDIVIDUALLY DIFFERENTIATED APPROACH TO PROCESS OF TRAINING OF YOUNG FOOTBALL PLAYERS ON THE BASIS OF THEIR INDIVIDUAL PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS

E.N. Usmanova - lecturer of sport-health-improving technologies and management department Federal State Budgetary Educational Establishment of Higher Professional Education «Povolzhskaya State Academy of Physical Culture,

Sport and Tourism» Naberezhnye Chelny

e-mail:evgeniya-usmanova@yandex.ru

Ключевые слова: спортивная психология, подготовка спортивного резерва, потребностно-мотивационная сфера.

Аннотация: Современное состояние российского футбола побуждает многих специалистов задумываться о разработке новых подходов и методов подготовки, а также оценке качества тренировки не только спортсменов высокого класса, но и ближнего резерва. Это является отражением общих тенденций в мировом спорте и свидетельством усилий, которые предпринимаются для повышения эффективности управления учебно-тренировочным процессом во всех видах спорта. На фоне все возрастающих соревновательных нагрузок и пристального внимания к перспективным спортсменам со стороны общественности и средств массовой информации умение тренера грамотно управлять потребностно-мотивационной сферой юных спортсменов, распознавать и предупреждать явление сверхмотивации становится более актуальным.

Методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы, анализ педагогической документации, психологическое тестирование, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, методы математической статистики.

Материалы: теория личности, теория спортивной тренировки, теория управления подготовкой спортивного резерва, современные концепции мотивации, теории стресса, исследования в области психологической подготовки спортсменов и результативности соревновательной деятельности.

Результаты. К индивидуально-психологическим особенностям личности футболистов, обусловливающим целесообразность дифференцированного подхода к их спортивной подготовке, следует отнести: особенности потребностно-мотивационной

сферы, эмоционального выгорания и локализации субъективного контроля. Установлено, что успешность спортивной деятельности обусловливается, среди прочего, преобладанием у футболистов мотивации к успеху при обязательном сохранении мотивации к избеганию неудач. Способствует успешности спортивной деятельности, служит профилактикой эмоционального выгорания актуальность потребности в самовыражении. Более благоприятным для спортсменов в сравнении с экстернальным следует считать умеренно интернальный локус контроля. Все компоненты синдрома выгорания - деперсонализация, эмоциональное истощение, редукция личных достижений, -связаны с негативными состояниями спортсменов и не способствуют успешности спортивной деятельности. Факторный анализ установил взаимосвязи между

показателями потребностно-мотивационной сферы и компонентами синдрома выгорания в различных группах футболистов: продолживших занятия футболом после окончания спортивной школы и закончивших заниматься футболом.

Работа по экспериментальной методике осуществлялась с применением таких психолого-педагогических средств, как беседа, объяснительный рассказ, обсуждение, психотехнические игры и упражнения. Эффективность данной методики определялась по двум направлениям: 1 - оценке значимости различий в индивидуально-психологических показателях у футболистов экспериментальной группы до и после эксперимента, 2 -анализу сохранности контингента и успешности спортивной деятельности футболистов после окончания спортивной школы.

Key words: sports psychology, sports reserve training, the requirement of motivational

sphere.

Summary: Modern state of Russian football has led many experts to reflect on the development of new approaches and methods, aquality assessment of training not only high-class sportsmen, but also the middle of the reserve. This reflects the General tendencies in the world of sport and the evidence of the efforts made to improve the efficiency of management of educational-training process in all sports. With the increasing competitive pressures and close attention to the promising athletes from the public and the media, the ability of the coach to manage the requirement of motivational sphere of the young sportsmen, to recognize and prevent the phenomenon of beyond motivation becomes more urgent.

Research methods: analysis and generalization of scientific and methodological literature, the analysis of pedagogical documentation, psychological testing, pedagogical supervision, pedagogical experiment, methods of mathematical statistics.

Materials: personality theory, theory of sports training, control theory preparation of sports reserve, modern concepts of motivation theories stress, research in the field of psychological training of sportsmen and results of competitive activity.

Results. To individually-psychological characteristics of the individual football players, determining the expediency of differentiated approach to this sport training should include: particular requirement of motivational sphere, emotional burnout and localization of subjective control. It is established that the success of the sports activities is caused by the predominance of the players motivation to success with the obligatory saving motivation to avoid failures. Contributes to the success of the sports activities, serves as a prevention of emotional burnout the urgency of the need for self-expression. More favorable for athletes in comparison with externalities should be considered moderately internal locus of control. All components of a burnout syndrome, depersonalization, emotional exhaustion, reduction of personal achievements are connected with negative states of sportsmen and do not contribute to the success of the sports activities. Factor analysis has established linkages between indicators requirement of motivational sphere and components of a burnout syndrome in different groups of players: continued playing football after a sports school and graduated to playing football.

For experimental work methodology was carried out with the use of such psycho-pedagogical tools as talking, explaining a story, discussion, psychological games and exercises.

The effectiveness of this method was determined in two directions: 1 - evaluation of the significance of differences in individual psychological indicators players of the experimental group before and after the experiment, 2 - analysis of the safety of the troops and the success of the sports activities of players after the end of the sports school.

Введение. Индивидуально-дифференцированный подход является одним из основополагающих педагогических принципов. Необходимость его применения в практике спорта способствовала изучению вопросов индивидуализации средств и методов спортивной подготовки, выявлению направлений индивидуализации учебно-тренировочного процесса, в частности, в СДЮШОР [5]. В конце 90-х гг. подводятся итоги исследований по проблеме индивидуализации подготовки юных спортсменов [2]. В начале 2000-х гг. проведено исследование в рамках докторской диссертации, посвящённое дифференцированному подходу к построению тренировочного процесса юных спортсменов на этапе многолетней подготовки [1].

Сложность и важность проблемы, многообразие видов спорта, специфика которых предполагает разработку особых методических путей реализации индивидуально-дифференцированного принципа, требуют не только продолжения исследований, но значительной активизации научно-методической работы в этом направлении [6,7 и др.]. В настоящее время в исследованиях больше внимания стало уделяться индивидуализации различных аспектов подготовки спортсменов, например, предсоревновательной подготовке боксёров, различающихся индивидуально-психологическими особенностями

[4].

В последние годы наблюдается заметное усиление процессов изменения в составах футбольных команд, причём не только в спорте высших достижений, но и в детско-юношеских спортивных командах. В отдельных случаях переход юного футболиста в другой коллектив инициируется его тренерами, руководством спортивной школы. В коллектив команды часто привлекаются новые воспитанники. Нестабильность условий учебно-тренировочной деятельности юных футболистов отрицательно сказывается на их психологическом состоянии, морально-волевой подготовленности, что ведёт к снижению уровня технико-тактических действий на тренировках и соревнованиях и вызывает у спортсменов чувство неудовлетворённости и разочарования. Отсев игроков из ДЮСШ и то, что по окончании спортивной школы до 50% футболистов не закрепляются во взрослых командах и покидают футбол, является серьёзной проблемой в масштабах развития данного вида спорта в стране.

Проблемность ситуации создаётся во многом тем, что юный спортсмен нуждается не только в психологической поддержке и опеке со стороны тренера, но и в индивидуальном подходе, учёте его физических, функциональных, технико-тактических возможностей и психологических особенностей личности. Вместе с тем тренерский состав команды, особенно по отношению к новичкам, испытывает затруднения в понимании внутреннего мира воспитанников. Многие тренеры не владеют средствами регуляции нежелательных психических состояний игроков, не обладают научно-методическими знаниями в области диагностики индивидуально-психологических характеристик юных футболистов. В связи с этим ими игнорируются возможности построения учебно-тренировочного процесса, включающего средства и педагогические приёмы его индивидуализации на основе учёта психологических свойств футболистов.

В теоретических работах спортивных специалистов рассматриваются сущностные особенности индивидуально-дифференцированного подхода в спортивной тренировке. Применение этого подхода получило большее распространение в индивидуальных видах спорта и, как правило, в работе с высококвалифицированными спортсменами. Для игрового вида спорта, каковым является футбол, и футболистов в возрастном диапазоне 14-16 лет данная проблема в психолого-педагогическом аспекте практически не

рассматривалась. Все вышесказанное обусловило выбор тематики настоящего исследования.

Объектом исследования выступил учебно-тренировочный процесс футболистов 14-16 лет. Предметом исследования - индивидуально-дифференцированный подход к обеспечению процесса подготовки юных футболистов на основе учёта их индивидуально-психологических особенностей.

Целью исследования стала разработка методики психолого-педагогического обеспечения индивидуально-дифференцированного подхода к подготовке футболистов 1416 лет как средства повышения сохранности контингента и успешности их спортивной деятельности. В ходе исследования решались следующие задачи:

1. Определить индивидуально-психологические особенности личности, обусловливающие целесообразность дифференцированного подхода к спортивной подготовке, и степень их выраженности у юных футболистов.

2. Выявить типологические совокупности индивидуально-психологических характеристик футболистов с учетом успешности их спортивной деятельности.

3. Разработать и экспериментально обосновать методику психолого-педагогического обеспечения индивидуально-дифференцированного подхода к подготовке юных футболистов в условиях спортивной школы.

Исследование проводилось на базах ДЮСШ ПФК "ЦСКА", "Локомотив" (г.Москва), ЦПФ ФК "КАМАЗ" (г.Набережные Челны). В исследовании приняли участие 128 футболистов различных игровых амплуа в возрасте 14-16 лет.

Результаты исследования и их обсуждение.

1. К индивидуально-психологическим особенностям личности футболистов, обусловливающих целесообразность дифференцированного подхода к их спортивной подготовке, следует отнести: особенности потребностно-мотивационной сферы, эмоционального выгорания и локализации субъективного контроля.

Установлено, что успешность спортивной деятельности обусловливается, среди прочего, преобладанием у футболистов мотивации к успеху при обязательном сохранении мотивации к избеганию неудач. Способствует успешности спортивной деятельности, служит профилактикой эмоционального выгорания актуальность потребности в самовыражении (развитие своих сил и способностей, стремление к новому и неизведанному, желание заниматься делом, требующим полной отдачи). Более благоприятным для спортсменов в сравнении с экстернальным следует считать умеренно интернальный локус контроля. Все компоненты синдрома выгорания - деперсонализация, эмоциональное истощение, редукция личных достижений, связаны с негативными состояниями спортсменов и не способствуют успешности спортивной деятельности.

2. У 69% обследованных футболистов преобладает мотивационная направленность на достижение успеха, более благоприятная мотивационная сфера, с точки зрения мотивации достижении, отмечается у 37% футболистов (то есть, более трети). у 32% тоже преобладает мотивация достижения успеха, но с очень (слишком) высоким уровнем, что можно оценить как отрицательный фактор. У 18% футболистов выявлено отсутствие доминирования одной мотивации над другой, что также нельзя оценить положительно, так как мотивация к успеху должна преобладать. У оставшихся 13% испытуемых преобладает мотивация к избеганию неудач, что рассматривается специалистами как отрицательный фактор. Следует обратить внимание, что спортсмены с низким уровнем мотивации избегания неудач при высоких показателях в мотивации достижения успеха проявляют склонность к переоценке своих возможностей.

3. Потребности личности у футболистов удовлетворяются на трех уровнях: удовлетворенности, частичной неудовлетворенности и неудовлетворенности. Неудовлетворенные потребности являются наиболее актуальными на момент тестирования, к ним относятся: потребности в самовыражении - не удовлетворены более

чем у половины футболистов (53%). Оценивают как неудовлетворенную потребность в признании 13% испытуемых. Остальные потребности не удовлетворены у незначительного числа футболистов: социальные, материальные, потребность в безопасности (соответственно, у 5%, 4%, 2%). В отношении указанных потребностей некоторые футболисты отмечают их полную удовлетворенность на момент тестирования, т.е. они не являются актуальными. Потребность в самовыражении - у 3% и в признании - у 1% футболистов. К удовлетворенным потребностям относятся: материальные, социальные, потребность в безопасности (соответственно, у 39%, 31%, 22%). Удовлетворенность материальных потребностей, социальных и потребности в безопасности отражает положительные тенденции в потребностно-мотивационной сфере. При оценке удовлетворенности потребностей большая часть футболистов показала частичную неудовлетворенность в отношении всех потребностей, кроме потребности в самовыражении, которая у них не удовлетворена.

4. Диагностика уровня субъективного контроля выявила, что спортсмены делятся примерно поровну на интерналов, то есть, возлагающих ответственность за события своей жизни на себя (51%), и экстерналов, склонных возлагать ответственность за события своей жизни на окружающих и обстоятельства (49%). По остальным шкалам получены следующие результаты: - интернальный (внутренний тип контроля) в среднем по всей выборке преобладает в области достижений (Ид - 85%), межличностных отношениях (Им - 59%) и по шкале «здоровье-болезнь» (Из - 63%); - экстернальный (внешний) тип контроля преимущественно отмечается в области неудач (Ин - 76%) и производственных отношений (Ип - 71%). Полученные результаты свидетельствуют о целесообразности применения в работе с футболистами-экстерналами средств и методов, усиливающих их ответственность в различных ситуациях и предупреждать у спортсменов-интерналов чрезмерное проявление данного свойства.

5. Признаки синдрома выгорания футболисты демонстрируют преимущественно в виде деперсонализации (цинизма в отношении с коллегами по команде) и редукции личных достижений, в меньшей степени - в виде эмоционального истощения. При этом установлено, что высокий уровень всех компонентов эмоционального выгорания чаще отмечается в группе футболистов с очень высоким уровнем мотивации к достижению успеха (61% - деперсонализация); 52,2% - редукция личных достижений; 19,5% -эмоциональное истощение). При этом высокие уровневые показатели синдрома выгорания отмечены по компонентам (деперсонализация - у 37%, редукция личных достижений - у 32%, эмоциональное истощение - у 13% всех испытуемых).

6. Факторный анализ установил взаимосвязи между показателями потребностно-мотивационной сферы и компонентами синдрома выгорания в различных группах футболистов: для спортсменов, продолживших занятия футболом после окончания спортивной школы характерна направленность на достижение успеха и самореализацию (потребность в самовыражении) через редукцию личных достижений; потребность в признании. Факторы, оказывающие влияние на спортсменов, закончивших заниматься футболом, отличаются содержанием таких переменных, как «мотивация избегания неудач», «эмоциональное истощение», «деперсонализация». Выборку, сформированную из футболистов, продолживших занятия футболом по окончанию спортивной школы (п = 78), на 67 % описывают 4 фактора, составляющими которых являются: «мотивация достижения успеха», «потребность в самовыражении», «редукция личных достижений» -20%, «материальные потребности» и «социальные потребности» - 17%, «потребность в безопасности», «эмоциональное истощение» - 16%, «потребность в признании» - 14%.

Выборку, сформированную из футболистов, закончивших занятия футболом по окончанию спортивной школы (п = 50), на 67% описывают также 4 фактора, которым принадлежат следующие индивидуально-психологические особенности: «потребности

социальные», «потребность в признании» - 18%, «потребности материальные» и «потребность в самовыражении» - 17%, «мотивация избегания неудач» и «эмоциональное истощение» - 16%, «деперсонализация» - 16%.

В группе футболистов, продолживших заниматься футболом, не выделились «мотивация избегания неудач» и «деперсонализация», которые имеются в группе прекративших занятия футболом. В отличие от них в группе прекративших занятия не выделились «редукция личных достижений» и «мотивация достижения успеха».

7. Работа по экспериментальной методике осуществлялась на основе принципов индивидуально-дифференцированного подхода, опережающего планирования психолого-педагогического обеспечения, тесной обратной связи и сопутствующей коррекции, гуманистического воздействия на личность спортсмена с применением таких психолого-педагогических средств, как беседа, объяснительный рассказ, обсуждение, психотехнические игры и упражнения. Эффективность данной методики определяли по двум направлениям: 1 - оценке значимости различий в индивидуально-психологических показателях у футболистов экспериментальной группы до и после эксперимента, 2 -анализу сохранности контингента и успешности спортивной деятельности футболистов после окончания спортивной школы.

8. Экспериментальная методика психолого-педагогического обеспечения индивидуально-дифференцированного подхода к подготовке футболистов 14-16 лет с учетом их индивидуально-психологических особенностей на выборке спортсменов ЦПФ ФК «КАМАЗ» показала достоверные изменения параметров потребностно-мотивационной сферы испытуемых по следующим показателям: «потребность в безопасности» (р=0,018) и «социальные потребности» (р=0,016) - снижение уровня неудовлетворенности данной потребности; «потребность в самовыражении» (р=0,018) - повышение неудовлетворенности, а значит актуальности для испытуемых; «интернальность в области неудач» (р=0,20) и «межличностных взаимоотношений» (р=0,17) - т.е. повышение показателя внутреннего типа контроля по данным шкалам интернальности. Снижение показателя «деперсонализация» (р=0,21) свидетельствует о тенденции к снятию напряженности в отношениях с партнерами по команде и тренером.

Таким образом, была установлена целесообразность применения экспериментальной методики психолого-педагогического обеспечения учебно-тренировочного процесса футболистов 14-16 лет, то есть, она может быть рекомендована к применению в условиях ДЮСШ по футболу для данного возрастного контингента.

Литература

1. Квашук, П.В. Дифференцированный подход к построению тренировочного процесса юных спортсменов на этапах многолетней подготовки: Дис. ... д-ра пед. наук / П. В. Квашук.- Москва, 2003. - 226с.

2. Никитушкин, В.Г. Теоретико-методические основы индивидуализации в юношеском спорте / В.Г. Никитушкин, П.В. Квашук, Г.Н. Германов // Физическая культура и спорт - проблемы, задачи, решения: сборник научных трудов. - Воронеж: Изд-во ВГИФК МГАФК, 1998. - С. 9-20.

3. Никитушкин В.Г., Квашук П.В. Некоторые итоги исследования проблемы индивидуализации подготовки юных спортсменов / В.Г. Никитушкин, П.В. Квашук // Теория и практика физической культуры. - 1998. - № 10. - С.18-22.

4. Романина, Е.В. Эмоциональная устойчивость как фактор успешности соревновательной деятельности юных спортсменов (на материале стрелкового спорта) / Е.В. Романина, М.В. Грицаенко // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2004. - № 3. - С. 58-63

5. Управление тренировочным процессом на основе учета индивидуальных особенностей юных спортсменов: тезисы докладов XIII Всесоюзной научно-практической конференции (Харьков, 28-31 мая 1991). - М., 1991. - 167с.

6. Усманова, Е.Н. Анализ тесноты взаимосвязи между уровнем мотивации достижения и эмоциональным «выгоранием» у футболистов / Е.Н. Усманова // Теоретические и практические аспекты физического воспитания: материалы межвузовской научно-практической конференции молодых ученых и студентов. - Набережные Челны: КамГИФК, 2006. - С. 189-191.

7. Усманова, Е.Н. Психолого-педагогические аспекты индивидуально-дифференцированного подхода к подготовке юных футболистов / Е.Н. Усманова // Теория и практика физической культуры. -2010, № 9. - С.83-86.

Bibliography

1. Kvashuk, P.V. Differentiated approach to the construction of training process of young sportsmen at the stages of long-term training: Dis. ... Dr. ped. sciences / P.C. Kvashuk.- Moscow, 2003. - 226 p.

2. Nikitushkin, V.G. Theoretical-methodical bases of individualization in youth sports / V.G Nikitushkin, P.V., kvashuk, G.N. Germanov // Physical culture and sport - problems, challenges, solutions: collection of scientific works. - Voronezh: Publishing house VGIFK MGAFK, 1998. - P. 9-20.

3. Nikitushkin VG, Kvashuk PV Some results of research of a problem of individualization of training of young sportsmen / V.G. Nikitushkin, P.V. Kvashuk // Theory and practice of physical culture. - 1998. - № 10. - P.18-22.

4. Romanina, E.V. Emotional stability as success factor of the competitive activities of young athletes (on the material of shooting sports) / E.V. Romanina, M.V. Gritsaenko // Physical culture, upbringing, education, training. - 2004. - № 3. - P. 58-63.

5. Management of the training process on the basis of consideration of individual features of young sportsmen in: abstracts of the XIII all-Union scientific-practical conference (Kharkiv, 28-31 may, 1991). - M, 1991. - 167 p.

6. Usmanova, E.N. Analysis of the closeness of the relationship between the level of motivation of achievement and emotional burnout players / E.N. Usmanova // Theoretical and practical aspects of physical education: materials of the Intercollege scientific-practical conference of young scientists and students. -Naberezhnye Chelny: KamGIFK, 2006. - P. 189-191.

7. Usmanova, E.N. Psychological and pedagogical aspects of individual and differentiated approach to the training of young footballers / E.N. Usmanova // Theory and practice of physical culture. - 2010, № 9. - P. 83-86.

Статья поступила в редакцию: 13.03.2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.