Научная статья на тему 'Исследование психолого-физиологических показателей спортсменов различных специализаций на этапах преодоления кризисов спортивной карьеры'

Исследование психолого-физиологических показателей спортсменов различных специализаций на этапах преодоления кризисов спортивной карьеры Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
399
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
спортсмены / подростковый возрастной кризис / юношеский возрастной кризис / эмоциональное выгорание / биоимпедансный состав массы тела / интернальность / агрессивность / мотивация достижения / спортивная карьера / факторный анализ / потребностно-мотивационная сфера / athletes / teen-age crisis / youth age crisis / emotional burnout / bioimpedance body mass / internality / aggressiveness / achievement motivation / sports career / factorial analysis / need-motivational sphere

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кузнецов Александр Семёнович, Усманова Евгения Николаевна, Коломыцева Оксана Викторовна

В процессе активной социализации спортсмена-подростка его физическая, духовная, интеллектуальная сферы претерпевают специфические изменения для последующего развития у него психических новообразований. Данный период жизни является максимально сенситивным для набора активной клеточной массы (до 58%) в процессе развития ведущих физических качеств и формирования индивидуального стиля спортивной деятельности. Жировому компоненту (7-11%) отводится роль своеобразного депо для энергетического и метаболического потенциала, бесперебойной работы эндокринной системы и внутренних органов. Развитие социального и эмоционального интеллекта, понятийного мышления служит базисом для формирования «чувства взрослости» главного психического новообразования подросткового кризиса, позволяющего найти свой личный ответ на вопрос профессионального и нравственного самоопределения: «кто Я?» и «какой Я?». Материалы. Вооружившись пониманием закономерностей протекания возрастных кризисов, мы исследовали психолого-физиологические параметры личности 74 воспитанников спортивной школы олимпийского резерва в возрасте от 14 до 25 лет с целью выявления уровневых показателей в контексте их ресурсности для успешного разрешения внутренних противоречий и продолжения спортивной карьеры. Методы исследования. Анализ научно-методической литературы; констатирующий эксперимент; биоимпедансный анализ состава массы тела (Комплекс КМ-АР-01, комплектация «Диамант-АИСТ»); психодиагностика; методы математической статистики (факторный анализ). Результаты. Анализ уровневых показателей выявил, что интернальный тип контроля сформирован менее чем у половины респондентов, оптимальный умеренно высокий уровень мотивации достижения имеют около 40% спортсменов, потребности высшего порядка (в самовыражении и признании) актуальны для 46% спортсменов 14-17 лет и 70% спортсменов 1825 лет. Большая часть атлетов испытывает частичную неудовлетворенность по основным группам потребностей личности. «Синдром эмоционального выгорания» по одному, двум и трем компонентам наблюдается у половины спортсменов всей выборки. По результатам текущего сезона 2018-2019 гг. 6 из 74 атлетов выборки закончили спортивную карьеру в состоянии эмоционального выгорания. Соотношение жирового и мышечного компонентов массы тела в среднем у девушек составляет 27% и 46% , у юношей выборки 14% и 54% соответственно. Заключение. Результаты данного исследования легли в основу разработки комплексной методики психолого-педагогического обеспечения спортивной подготовки в СШОР на основе индивидуально-дифференцированного и ресурсного подходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кузнецов Александр Семёнович, Усманова Евгения Николаевна, Коломыцева Оксана Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Athletes’ psychological-physiological indices study in different specializations at the stages of sports career crises overcoming

During the process of a teen-age athlete active socialization his physical, spiritual, intellectual spheres undergo specific changes for further psychic development. This life period is sensitive to active cell mass gaining (till 58%) during the main physical qualities development and individual style of sports activity formation. Fat component (7-11%) fulfills the role of depot for the energetic and metabolic potential. It provides perfect work of endocrine system and viscera. Social and emotional intellect, conception thinking development is the base for “sense of maturity” formation. It is the main psychic new growth of adolescent crisis. It helps to find the answers to the questions of own professional and moral self-determination: “Who am I?” and “What kinds of person am I?”. Materials. Taking into consideration the regularities of age crises we studied personality psychological-physiological parameters among 74 athletes of the Olympic reserve (age range 14-25 years-old) sports school in order to reveal level indices in the context of their resourcefulness for successful inner contradictions realization and sports career development. Research methods. Information sources analysis; stating experiment; bioimpedance analysis of body mass (KM-AR-01 complex, “Diamant-AIST” complete set); psychodiagnostics; mathematical statistics methods (factorial analysis). Results. Level indices analysis revealed that the internal type of control was formed among less than half of respondents, an optimal moderate high level of success motivation have 40% of athletes. The highest level of needs (self-expression and recognition) have 46% of 14-17 year-old and 70% of 18-25 year-old athletes. Most athletes feel dissatisfaction in main groups personality needs. “Emotional burnout syndrome” according to one, two or three components was among half of the whole sampling respondents. According to the results of the current season 2018 2019 six of 74 athletes finished their career in the state of emotional burnout. The ratio of body mass fat and muscular components in the average among girls is 27% and 46%, among boys 14% and 54%. Conclusion. The results of this research formed the base for a complex methodology creation of psychological-pedagogical sports training support in the Olympic reserve sports school on the basis of individually-differentiated and resource approaches.

Текст научной работы на тему «Исследование психолого-физиологических показателей спортсменов различных специализаций на этапах преодоления кризисов спортивной карьеры»

УДК 796: 159.9 DOI: 10.14526/2070-4798-2019-14-2-89-96

Исследование психолого-физиологических показателей спортсменов различных специализаций на этапах преодоления кризисов спортивной карьеры

Кузнецов А.С.1*, Усманова Е.Н.2, Коломыцева О.В.1

^абережночелнинский государственный педагогический университет г. Набережные Челны, Россия 2СШОР Витязь им. М.Ш. Бибишева г. Набережные Челны, Россия ORCID: 0000-0003-4294-3755, kuznetsov-as@mail.ru* ORCID: 0000-0002-4633-2006, evgeniya-usmanova@mail.ru ORCID: 0000-0001-7385-788X, oksavicol@rambler.ru

Аннотация: В процессе активной социализации спортсмена-подростка его физическая, духовная, интеллектуальная сферы претерпевают специфические изменения для последующего развития у него психических новообразований. Данный период жизни является максимально сенситивным для набора активной клеточной массы (до 58%) в процессе развития ведущих физических качеств и формирования индивидуального стиля спортивной деятельности. Жировому компоненту (7-11%) отводится роль своеобразного депо для энергетического и метаболического потенциала, бесперебойной работы эндокринной системы и внутренних органов. Развитие социального и эмоционального интеллекта, понятийного мышления служит базисом для формирования «чувства взрослости» - главного психического новообразования подросткового кризиса, позволяющего найти свой личный ответ на вопрос профессионального и нравственного самоопределения: «кто Я?» и «какой Я?». Материалы. Вооружившись пониманием закономерностей протекания возрастных кризисов, мы исследовали психолого-физиологические параметры личности 74 воспитанников спортивной школы олимпийского резерва в возрасте от 14 до 25 лет с целью выявления уровневых показателей в контексте их ресурсности для успешного разрешения внутренних противоречий и продолжения спортивной карьеры. Методы исследования. Анализ научно-методической литературы; констатирующий эксперимент; биоимпедансный анализ состава массы тела (Комплекс КМ-АР-01, комплектация «Диамант-АИСТ»); психодиагностика; методы математической статистики (факторный анализ). Результаты. Анализ уровневых показателей выявил, что интернальный тип контроля сформирован менее чем у половины респондентов, оптимальный умеренно высокий уровень мотивации достижения имеют около 40% спортсменов, потребности высшего порядка (в самовыражении и признании) актуальны для 46% спортсменов 14-17 лет и 70% спортсменов 1825 лет. Большая часть атлетов испытывает частичную неудовлетворенность по основным группам потребностей личности. «Синдром эмоционального выгорания» по одному, двум и трем компонентам наблюдается у половины спортсменов всей выборки. По результатам текущего сезона 2018-2019 гг. 6 из 74 атлетов выборки закончили спортивную карьеру в состоянии эмоционального выгорания. Соотношение жирового и мышечного компонентов массы тела в среднем у девушек составляет 27% и 46% , у юношей выборки - 14% и 54% соответственно. Заключение. Результаты данного исследования легли в основу разработки комплексной методики психолого-педагогического обеспечения спортивной подготовки в СШОР на основе индивидуально-дифференцированного и ресурсного подходов. Ключевые слова: спортсмены, подростковый возрастной кризис, юношеский возрастной кризис, эмоциональное выгорание, биоимпедансный состав массы тела, интерналь-ность, агрессивность, мотивация достижения, спортивная карьера, факторный анализ, потребностно-мотивационная сфера.

Для цитирования: Кузнецов А.С., Усманова Е.Н., Коломыцева О.В. Исследование психолого-физиологических показателей спортсменов различных специализаций на этапах преодоления кризисов спортивной карьеры. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2019; 14(2): 89-96. DOI: 10.14526/2070-4798-2019-14-2-89-96.

Athletes' psychological-physiological indices study in different

specializations at the stages of sports career crises overcoming

Aleksandr S. Kuznetsov1*, Evgeniya N. Usmanova2, Oksana V. Kolomytseva1

Naberezhnye Chelny State Pedagogical University Naberezhnye Chelny, Russia 2M.S. Bibshev Sports school of the Olympic reserve Vityaz

Naberezhnye Chelny, Russia ORCID: 0000-0003-4294-3755, kuznetsov-as@mail.ru* ORCID: 0000-0002-4633-2006, evgeniya-usmanova@mail.ru ORCID: 0000-0001-7385-788X, oksavicol@rambler.ru

Abstract: During the process of a teen-age athlete active socialization his physical, spiritual, intellectual spheres undergo specific changes for further psychic development. This life period is sensitive to active cell mass gaining (till 58%) during the main physical qualities development and individual style of sports activity formation. Fat component (7-11%) fulfills the role of depot for the energetic and metabolic potential. It provides perfect work of endocrine system and viscera. Social and emotional intellect, conception thinking development is the base for "sense of maturity" formation. It is the main psychic new growth of adolescent crisis. It helps to find the answers to the questions of own professional and moral self-determination: "Who am I?" and "What kinds of person am I?". Materials. Taking into consideration the regularities of age crises we studied personality psychological-physiological parameters among 74 athletes of the Olympic reserve (age range 14-25 years-old) sports school in order to reveal level indices in the context of their resourcefulness for successful inner contradictions realization and sports career development. Research methods. Information sources analysis; stating experiment; bioimpedance analysis of body mass (KM-AR-01 complex, "Diamant-AIST" complete set); psychodiagnostics; mathematical statistics methods (factorial analysis). Results. Level indices analysis revealed that the internal type of control was formed among less than half of respondents, an optimal moderate high level of success motivation have 40% of athletes. The highest level of needs (self-expression and recognition) have 46% of 14-17 year-old and 70% of 18-25 year-old athletes. Most athletes feel dissatisfaction in main groups personality needs. "Emotional burnout syndrome" according to one, two or three components was among half of the whole sampling respondents. According to the results of the current season 2018 - 2019 six of 74 athletes finished their career in the state of emotional burnout. The ratio of body mass fat and muscular components in the average among girls is 27% and 46%, among boys - 14% and 54%. Conclusion. The results of this research formed the base for a complex methodology creation of psychological-pedagogical sports training support in the Olympic reserve sports school on the basis of individually-differentiated and resource approaches.

Keywords: athletes, teen-age crisis, youth age crisis, emotional burnout, bioimpedance body mass, internality, aggressiveness, achievement motivation, sports career, factorial analysis, need-motivational sphere.

For citation: Aleksandr S. Kuznetsov, Evgeniya N. Usmanova Oksana V. Kolomytseva. Psychological-physiological indices study of different specialization athletes at the stages of sports career crises overcoming. Russian Journal of Physical Education and Sport. 2019; 14 (2): 89-96. DOI: 10.14526/2070-4798-2019-142-89-96.

ВВЕДЕНИЕ

Становление личности спортсмена в современном обществе происходит в условиях жестких требований адаптации к различным социальным группам и сопряжено с преодолением не только возрастных и ситуационных кризисов жизни, но и кризисов-переходов спортивной карьеры [5,6]. Тема возрастных кризисов и условий их преодоления продолжает оставаться актуальной в научных исследованиях отечественных и

зарубежных авторов уже более 35 лет. Причиной тому - быстрые темпы развития современного общества, в котором система образования скорее напоминает зону турбулентности, нежели планомерное движение к поставленным перед ней целям. Временной ресурс, отведенный юному спортсмену на становление и гармоничное развитие, сжимается до точки «здесь и сейчас», в которой практически отсутствует гуманное право на ошибку и ее осмысление.

Вместе с тем тренеры подростковых и юношеских спортивных коллективов зачастую испытывают затруднения в безошибочной диагностике индивидуальных психолого-физиологических характеристик, обеспечивающих четкое понимание внутреннего мира своих воспитанников, в решении задач общей, специальной физической и психологической подготовки.

Подростковый и юношеский период жизни является максимально сенситивным для набора активной клеточной массы (до 58%) в процессе развития ведущих физических качеств и формирования индивидуального стиля спортивной деятельности. Жировому компоненту (7-11%) отводится роль своеобразного депо для энергетического и метаболического потенциала, бесперебойной работы эндокринной системы и внутренних органов. Развитие социального и эмоционального интеллекта, понятийного мышления служат базисом для формирования «чувства взрослости» - главного психического новообразования подросткового кризиса, позволяющего найти свой личный ответ на вопрос профессионального и нравственного самоопределения: «кто Я?» и «какой Я?».

Поиск ответа на вопрос о том, какие взаимосвязи уровневых психолого-физиологических показателей спортсменов образуют факторы, отражающие общее состояние выборки на переходных этапах спортивной карьеры, коррелируют с показателями эмоционального выгорания, свидетельствуют об успешном преодолении подросткового и юношеского возрастных кризисов, обусловил цель представляемого исследования.

Объект исследования: психолого-физиологические показатели спортсменов различных специализаций на этапах углубленной тренировки и спортивного совершенствования 14-25 лет.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Анализ научно-методической литературы; констатирующий эксперимент; биоимпеданс-ный анализ состава массы тела (Комплекс КМ-АР-01, комплектация «Диамант-АИСТ»); психодиагностика (методики диагностики личности на мотивацию к успеху и к избеганию неудач (Т.Элерс); методика диагностики степени удовлетворенности основных потребностей личности (по А. Маслоу); методика «синдром эмоционального выгорания» MBI (Водопьянова); опросник Басса-Дарки; методика диагностики уровня субъективного контроля Дж. Роттера); методы математической статистики (факторный анализ).

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Исследование психолого-физиологических показателей осуществлялось на выборке из 74 спортсменов спортивной школы олимпийского резерва «Витязь им. М.Ш. Бибишева»

г. Набережные Челны (армрестлинг - 19, плавание - 18, греко-римская борьба - 17, борьба на поясах - 13, национальная борьба корэш - 7) на тренировочном этапе и этапе спортивного совершенствования. Возрастной диапазон респондентов составил 14-25 лет. Гендерный и возрастной состав выборки представлен в таблице 2.

Таблиц 2 - Гендерный и возрастной состав выборки спортсменов (п=74)

Пол Возраст, полных лет

14-15 16-17 18-20 21-25

Женский, чел 4 5 3 2

Мужской, чел 31 16 7 6

Исследование осуществлялось с опорой на следующие научные положения, результаты наших предыдущих исследований:

1) успешное преодоление возрастных кризисов должно сопровождаться непременным развитием физической, духовной и интеллектуальной сферы личности спортсменов, в том

числе социального и эмоционального интеллекта [5,8]; сохранением психологического и соматического здоровья для успешной реализации спортивного потенциала;

2) данные процессы протекают на фоне обострения внутренних противоречий, таких как «хочу, но не могу», «должен, но не хочу», «дол-

жен, но не могу», своевременное не разрешение которых чревато стагнацией развития и деградацией личности, эмоциональным выгоранием, «потерей» спортсменов на всех переходных этапах спортивной карьеры [5,7];

3) оптимальное соотношение компонентов массы тела спортсменов позволяет обеспечить не только рост и сохранение специальной работоспособности (спортивной формы), но и формировать необходимое для него психоэмоциональное ресурсное состояние в период обретении желаемой весовой категории (сгонка/ набор веса) на переходных этапах спортивной

карьеры [2,3,4].

Условием дифференциации выборки респондентов (п=74) послужил возраст и соответствующие содержательные характеристики кризисов спортивной карьеры и возрастных. В результате образовались две выборки, охватывающие возраст 14-17 лет (подростковый и юношеский возрастные кризисы), и возраст 18-25 лет (кризисы первой взрослости: «первокурсника», «молодого специалиста»). Сравнительные характеристики выборок с уровневыми контрольными показателями диагностики представлены в таблице 3.

Таблица 3 - Сравнительные характеристики спортсменов на этапах ТСС и ССМ по содержанию возрастных кризисов и уровневыми контрольными показателями диагностики

Характеристики 14-17 лет (п=54) - ТСС 18-25 лет (п=20) - ССМ

Кризис СК: Возрастной кризис: Кризис перехода к углубленной специализации и из массового спорта в СВД; подростковый и юношеский. Кризис перехода из юношеского спорта во взрослый; кризис первокурсника и кризис молодого специалиста.

Внутреннее противоречие: «Хочу (быть взрослым), но не могу»; «Должен (признать, что жизнь конечна), но не хочу»; между имеющимся уровнем спортивной подготовленности и необходимым для выполнения больших объемов тренировочной и соревновательной нагрузки. «Должен (профессионально соответствовать), но не могу»; между имеющимся уровнем спортивной подготовленности и необходимым для выполнения больших объемов тренировочной и соревновательной нагрузки.

Необходимые для преодоления психические новообразования в структуре личности: - чувство взрослости; - профессиональное и нравственное самоопределение («кем быть?», «каким быть»?); - построение жизненных планов; - целостный Я-образ; - развитие мировоззрения как системы знаний о мире и убеждений; - закладка и формирование индивидуального стиля спортивной деятельности. - специализация интеллекта в соответствии с требованиями профессии; - профессиональная направленность личности и профессионально важные качества личности; - самоорганизация учебной и трудовой деятельности. - формирование индивидуального стиля спортивной и профессиональной деятельности.

Ведущая деятельность: Общение и общественно-полезная деятельность; учебно-профессиональная. Труд, общение и познание

Уровневые показатели диагностики, в %

Уровень субъективного контроля: - интерналы - 40% - экстерналы - 60% - интерналы - 30% - экстерналы -70%

Уровень мотивации к достижению успеха: Средний - 38% Умеренно высокий - 36% Слишком высокий - 20% Средний - 45% Умеренно высокий - 40% Слишком высокий - 15 %

Уровень мотивации к избеганию неудач: Средний - 28% Умеренно высокий - 23% Слишком высокий - 8% Средний - 40% Умеренно высокий - 30% Слишком высокий - 5%

Ведущие (неудовлетворенные) потребности: Самовыражение - 33% Признание - 13% Социальные - 7% Безопасность - 2% Материальные - 6% Самовыражение - 50% Признание - 20% Социальные - 10% Безопасность - 0% Материальные - 5%

«Синдром выгорания»: эмоциональное истощение (ЭИ), деперсонализация (Д), редукция личных достижений (РЛД): 1 компонент - 25% 2 компонента* - 19% 3 компонента** - 6% Всего 50% 1 компонент - 15% 2 компонента* - 30% Всего 45%

Закончили спортивную карьеру 9% - с высокими показателями «эмоциональное истощение», «деперсонализация», «редукция личных достижений»: ЭИ - 2чел; ЭИ+Д - 2 чел; РЛД - 1 чел. 5% - ЭИ+Д - 1 чел.

* - необходим качественный отдых (срыв адаптации).

** - группа риска (нервное истощение).

Анализ уровневых показателей выявил следующее:

- менее чем у половины респондентов в обеих возрастных группах сформирован интерналь-ный тип контроля над важными событиями своей жизни как показателя личностной зрелости и усвоенного «чувства взрослости»;

- оптимальный умеренно высокий уровень мотивации достижения имеют около 40% спортсменов обеих выборок;

- потребности высшего порядка (в самовыражении и признании) актуальны для 46% спортсменов 14-17 лет и 70% спортсменов 18-25 лет. Большая часть атлетов испытывает частичную неудовлетворенность по основным группам потребностей личности;

- «синдром эмоционального выгорания» по одному, двум и трем компонентам наблюдается у половины спортсменов всей выборки. Причем, среди 14-17-летних респондентов выгорание по 2-3 компонентам наблюдается чаще у учащихся 9 и 11 классов.

По результатам текущего сезона 2018-2019 гг., пять человек с высокими показателями эмо-

ционального истощения, деперсонализации и редукции личных достижений закончили свою спортивную карьеру на переходном этапе от массового спорта в спорт высших достижений и один спортсмен на этапе ССМ (из юношеского спорта во взрослый).

Результаты описательной статистики по двум выборкам спортсменов 14-17 лет и 18-25 лет представлены в таблице 4.

Как видно из таблицы, целый ряд средних показателей по обеим выборкам незначительно отличается друг от друга, некоторые переменные находится в диапазоне оптимальных значений. Однако отдельные показатели заслуживают более детального рассмотрения.

Средние показатели потребностной сферы находятся в зоне частичной неудовлетворенности вместо желательного иерархического распределения в пользу удовлетворенности (0-14 баллов) для базовых, и неудовлетворенности (28-42 баллов) для потребностей высшего порядка (чувствительная актуальность для данного контингента).

Таблица 4 - Психолого-физиологические параметры спортсменов 14-17 и 18-25 лет

Ха р акт*- Пс ьа :тггл □ 14-17 ** ц п=54;з 1Я-25 .ът (я=20) Опта мальве г

ристокн _"шчв:; тс □.'□ Хер 5 Л1 Хгр 5 У р с Е в с-Е Сг : в з ч е-в □ г-. □ а_т_1

■.1{ЛНБа1Р*Я 1. Ы-ЭТКЕ-ещ-:Я 17,5 3 57 -3:-35 17,65 3.45 0.53 17-21

схчх-гстх дам тк не хх я

2. М-этньащкя х збагаххя х-^дач 142® 453 одз 14.35 4.3 -3.12 11-16

Тэтра ЙН-2-1ТК-Э я 3. м11фн1пы1ы9 1351 6ДЗ 037 13.35 633 03 3

:фаря 4. п отраб носг X Еа кмтсх&гть 13.05 453 0.15 165 3.32 ■3-14

5. Соцнжтгьиьк 1351 5.35 036 13.1.5 6.65 035

5. П[и ищи 23.13 0:16 22.3 5.14 -0.35 23-42

"7_ Спсо^фахгаае 25.77 635 -3.34 27.7 6.57 -3.52

Ь-ГТ ерНаДЬКК? Ь 3. Д"-1 тгаеа ххх 63 5 1,72 645 1,5 3:355

9. Неудач 4:51 1.95 0.14 5,1 1.35

10. Саыаххыя. от ношен нй 5.45 1,В -3.02 = : = 1.75 0.45

11. ПрохзБод-гтБаххьск. сттх-эшеххн (Учебя. тр^нкроша) 4,11 133 ■3.11 4,1 135 -3.52 7-1-3

12. Межличностных от ношен нй 1,71 -3:55 5.5 1,47 О

13. З&ОрО^Я 5.11 2.13 -3.23 5.3 2.15 -3.22

14. Общкх ххтархальхых пог гатедь 5 31 1.73 035 5,5 1,5 -0.05

^грассн пга 15. Фн ЕНЧаС ЕЗЯ 51.34 152 -3.-32 53.35 1555 ■3.0" Ихдак-1

16. Вар&адьхая 5735 22.1" ■335 5 5.5 1 3.62 ■3.13 ■грасо; о-:о-^х

17. Еоснш 60.33 15.55 ■ЗЯ1 51.75 1 332 -3.26 бол-га 5-3

13. Ихдак-1 60 165 056 5 55 14.13 6-аллоБ

■грзсск а-ю-^гн

15. Н-агатхжнзас 5354 24.53 ■ЗВ1 46 21.62 0.44 Индекс

20. Раздраж-ахха 47.35 13.45 45 5 1557 ■3.13 Браждебхо-1тх

21. П одо зрхта п ы-: о:тгь 53 75 23:5 -3.-34 56.1 263 <>=« ыехее 50

22. Ойхда 4357 2434 022 442 2 5,45 С',4 6-аллоБ

23. Ихдак! арл :ед« бэо! тх 51.15 21.12 0.03 50.15 2-334 0.31

24. Чувство 55.62 1В.73 -3.3 5 65.45 1 3,71 ■3:01 Менеа 5-3 6-аллоБ

^Есцнхнжпьное 25. ЗНоцровипв« 24.15 732 032 22,55 7.62 ■3.26 ■3-16

ит-эра хха 26. Ц кхх 53 3 452 025 735 535 0.62 ■3-5

27. радуецхя ьск ДО-ГТК ЛЕ XXX 31:6 653 -3:03 313 5,32 1.02 ■3-31

ЗкПВШССЕ! 23. ЯСкрОЕОХ ЕОШЮЖНГ 26.13 5,14т1 0.57.' -. 15.3 - тд - 1 = 55 да б 5-11/ хзх

■21в даб xxx. % 4.03 ■323 до 16лет: 7-5 старше 15пет 5-7

2®. Мышечный 46Й5 э:зз/ -134 - 52.? -/'4.43 /-1,75 ОТ52-5В

Ешпонеш млиы 2.13 -0,13

тела деБ'ня-:. %

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Отмечается преимущественно экстерналь-ный уровень всех показателей по методике «уровень субъективного контроля» у спортсменов обеих возрастных групп. Такая картина может свидетельствовать как о недостаточном уровне личностной зрелости с точки зрения усвоения понятия «ответственность» в 14-17 лет, так и о «экстернализации» поведения под воздействием хронического стресса [1] у спортсменов старшей возрастной группы (18-25 лет). В любом случае речь идет о ситуативно управляемой, нежели о самодетерминированной линии поведения.

Обращают на себя внимание высокие средние значения по «чувству вины» - как формы аутоагрессии. Данный компонент агрессивно-

сти не группируется в индексы (агрессивности и враждебности), поэтому заслуживает отдельного рассмотрения, например, как сдерживающий (регулирующий) фактор в поведении для спортсменов с высокими показателями мотивации к достижению, активной клеточной массы тела, инструментальной агрессии.

Компоненты «синдрома эмоционального выгорания» в обеих выборках представлены преимущественно на среднем уровне, свидетельствующем о необходимости дифференцирования тренировочных нагрузок и методов восстановления.

Тенденцию средних по данной выборке значений к повышению или снижению характери-

зует показатель асимметрии (As). На неоднородность распределения показателей по выборки указывают значительные положительные и отрицательные значения асимметрии (As больше 0,5); об однородности выборки свидетельствует As=0.

Таким образом, среди выборки спортсменов 14-17 лет большая часть показателей в интер-нальности достижений (Ид) и межличностных отношений (Им) значительно больше среднего по выборке; среднее значение индекса агрессивности (Иагр) - значительно меньше среднего, т.е. имеет тенденцию к снижению. Другими словами, спортсмены склонны брать на себя ответственность в вопросах своих достижений и межличностных отношений, и сдерживать проявление своей физической, вербальной или косвенной агрессии, в том числе и в качестве средства для достижения цели или отстаивания своих границ. По 7 переменным (МДУ, Ис, ФА, КА, Н, Р, П) группа проявляется как однородная ^=0).

Среди выборки спортсменов 18-25 лет большая часть показателей мотивации к достижению (МДУ), потребности в безопасности (ПБ), интернальности семейных отношений (Ис), индекса агрессивности (Иагр), подозрительности (П), компонента «синдрома эмоционального выгорания» - деперсонализации (Д) значительно меньше среднего выборке (+As больше 0,5); потребность в самовыражении (ПСам), интер-нальность неудач (Ин), интернальность производственных отношений (Ип) - значительно больше среднего (-As больше 0,5). По 4 переменным (Ио, Ид, Им, ЧВ) группа проявляется как однородная ^=0).

Соотношение жирового и мышечного компонентов массы тела в среднем у девушек составляет 27% и 46%, у юношей выборки - 14% и 54% соответственно. При этом во всех выборках, как у юношей, так и у девушек, процентный показатель жировой ткани значительно стремится к снижению (As больше 0,51), а показатель мышечной ткани - к увеличению (As больше -0,51).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Соотношение ресурсных уровневых психо-

лого-физиологических показателей для данной выборки спортсменов можно представить в следующем виде:

1) преобладание мотивации к достижению успеха (на умеренно высоком уровне) над моти-вационной тенденцией к избеганию неудач (на среднем уровне) / МДУ и МИН на умеренно высоком уровне (у взрослых спортсменов);

2) отсутствие высоких показателей по «синдрому эмоционального выгорания»;

3) индекс агрессивности (как средство, инструмент для достижения) выше индекса враждебности (как самоценность проявления в отношениях с внешним миром);

4) отсутствие высоких показателей по шкале «обида», «чувство вины»;

5) удовлетворенные потребности в безопасности и социальные потребности при актуальных (не удовлетворенных) потребностях в самовыражении и признании, отсутствие частичной неудовлетворенности по всем 5 группам потребностей;

6) отсутствие в иерархии потребностей сочетания материальных потребностей и потребности в признании как актуальных (не удовлетворенных);

7) преимущественно интернальный тип контроля по всем семи шкалам методики «Уровень субъективного контроля» (свидетельствует об успешном преодолении возрастного кризиса 14-15 лет, потенциалу к стрессоустойчивости);

8) оптимальное соотношение жирового и мышечного компонентов массы тела спортсменов, необходимое для роста и сохранения спортивной формы, а также поддержания у них ресурсного психоэмоционального состояния в период обретения желаемой весовой категории (армрестлинг, борьба) или нормальной массы тела (плавание) должно составлять: 7-9% к 52-58% для юношей до 16 лет; 5-7% к 52-58% для юношей старше 16 лет; 9-11% к 52-58% для девушек.

Результаты данного исследования легли в основу разработки комплексной методики психолого-педагогического обеспечения спортивной подготовки в СШОР на основе индивидуально-дифференцированного и ресурсного подхо-

дов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Горская Г.Б., Совмиз З.Р. Психологические ресурсы преодоления долговременных психических нагрузок на разных этапах профессиональной карьеры спортсменов командных видов спорта. Физическая культура и спорт - наука и практика. 2018; 3: 88-93.

2. Коломыцева О.В. Возможности использования биоимпедансного анализа состава тела в практике тренера по борьбе. Инновационные технологии в подготовке спортсменов в спортивной борьбе: материалы I Всероссийской на-уч.-практич.конф., 29-30 октября 2014 г. Набережные Челны : Изд-во Набережночелнинского филиала Поволжской ГАФКСиТ. 2014: 124-126.

3. Николаев Д.В., Смирнов А.В., Бобрин-ская И.Г., Руднев С.Г. Биоимпедансный анализ состава тела. М.: Наука. 2009: 392.

4. Николаев Д.В., Щелыкалин С.П. Лекции по биоимпедансному анализу состава тела человека. М.: РИО ЦНИИОИЗ МЗ РФ. 2016: 152.

5. Стамбулова Н.Б. Психология спортивной карьеры: учеб. Пособие. СПб.: Центр карьеры. 1999: 368.

6. Усманова Е.Н. Психолого-педагогическое обеспечение спортивной подготовки футболистов 14-16 лет на основе индивидуально-дифференцированного подхода: Автореф. дис ...

канд. пед. наук. Набережные Челны. 2014: 23.

7. Кузнецов А.С. Российское профессорское собрание. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2019; 14(1): 18-24. DOI: 10.14526/2070-4798-2019-14-1-18-24.

8. Кузнецов А.С., Мулюкова И.В. «Борьба поясах» как национальный и международный вид спорта. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2018; 13(3): 41-49. DOI: 10.14526/2070-4798-2018-13-3-41-49.

9. Beedie C.J., Terry P.C., Lane A.M. The profile of mood states and athletic performance: Two meta-analysis. Journal of Applied Sport Psychology. 2000; 12: 49-68.

10. Eysenck M.W., Derakshan N., Santos R., Calvo M.G. Anxiety and cognitive performance: Attentional control theory. Emotion. 2007; 7: 336353.

11. Gould D., Dieffenbach K., Moffet A. Psychological characteristics and their development in Olympic Champions. Journal of Applied Sport Psychology. 2002; 14: 172-204.

12. Graham T.R., Kowalski K.C., Crocker P.R.E. The contributions of goal characteristics and casual attributions to emotional experience in youth sport participants. Psychology of Sport and Exercise. 2002; 3: 273-291.

Статья поступила в редакцию: 15.05.2019

Кузнецов Александр Семёнович - доктор педагогических наук, профессор, Набережночел-нинский государственный педагогический университет, 423806, Россия, г. набережные Челны, ул. Низаметдинова, дом 28, e-mail: kuznetsov-as@mail.ru

Усманова Евгения Николаевна - кандидат педагогических наук, СШОР Витязь имени М.Ш. Бибишева, 423822, Россия, г. Набережные Челны, Набережночелнинский пр-т, дом 23, e-mail: evgeniya-usmanova@mail.ru

Коломыцева Оксана Викторовна - кандидат педагогических наук, Набережночелнинский государственный педагогический университет», 423806, Россия, г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, дом 28, e-mail: oksavikol@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.