Научная статья на тему 'Влияние наследия якутской национальной борьбы хапсагай на мотивацию занятия спортом студентов вуза'

Влияние наследия якутской национальной борьбы хапсагай на мотивацию занятия спортом студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
65
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВИД СПОРТА / БОРЬБА ХАПСАГАЙ / СТУДЕНТЫ / MOTIVATION / NATIONAL SPORT / FIGHT HAPSAGAY / STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Друзьянов Иван Иванович, Уларов Аркадий Прокопьевич, Криворученко Елена Викторовна, Черкашин Илья Афанасьевич

В статье показана целесообразность внедрения бесед об истории становления и развития якутской национальной борьбы хапсагай студентам-спортсменам, занимающимся данным национальным видом спорта, что подтвердилось в ходе экспериментальных исследований, во время которых проводилось определение мотивов занятий спортом. У представителей экспериментальной группы, в отличие от контрольной, по завершении педагогического эксперимента отмечены изменения в мотивах занятий спортом. У студентов изменились приоритеты 37% занимающихся стали отдавать лидерство мотиву достижения успехов в спорте, количество студентов с мотивом социального самоутверждения вырос с 19 до 25% респондентов, мотив эмоционального удовольствия, социально-эмоциональный мотив сменился гражданско-патриотическим, которому отдали предпочтение 25% опрошенных, число лиц, отдающих предпочтение мотиву физического самоутверждения остался неизменным (13%). Ко второму мотиву студенты помимо вышесказанных отнесли спортивно-познавательный мотив, характеризующийся стремлением занимающихся к изучению вопросов спортивной тренировки, а также социально-моральный мотив, отличающийся стремлением к успеху своей команды, ради которого надо тренироваться, иметь хороший контакт с партнерами, тренером. В контрольной группе выявлено, что после эксперимента большее количество студентов занимаются национальной борьбой хапсагай, так как им нравиться участвовать в соревнованиях, социально-эмоциональный мотив занятий спортом выбрали 44% респондента. До и после экспериментального мезоцикла мотивы занятий спортом в данной группе не изменились большее количество студентов считают вторым мотивом занятия национальной борьбой хапсагай достижение успеха в спорте, социального самоутверждения, эмоционального удовольствия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Друзьянов Иван Иванович, Уларов Аркадий Прокопьевич, Криворученко Елена Викторовна, Черкашин Илья Афанасьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Influence of heritage of the Yakut national fight hapsagay on motivation of sports of students of higher education institution

The expediency of introduction of the conversations about the history of formation and development of the Yakut national fight hapsagay is shown for the students athletes, doing this national sport that was confirmed during the pilot studies, during which determination of the motives for the sports activities was carried out in article. Among the representatives of the experimental group, unlike the control one, at the end of the pedagogical experiment the changes in motives for the sports activities have been noted. The priorities changed among the students 37% from the engaged began to give leadership to motive of reaching the achievements in sport, the number of the students with motive for the social self-affirmation grew from 19 to 25% of respondents, the social and emotional motive was replaced with the civil and patriotic, which was given as preference among 25% of the respondents, number of the persons giving preference to motive of physical self-affirmation remained invariable (13%). Students, besides aforesaid, referred the sports and informative motive to the second motive, which is characterized by aspiration for the sports training and its studying, and, also, the social and moral motive, differing by aspiration to success of the team for the sake of which it is necessary to train, to have good contact with partners, and trainer. In the control group it is revealed that after the experiment the bigger number of students got engaged in the national fight hapsagay, as to them it is pleasant to participate in the competitions, the social and emotional motive of sports activities was chosen by 44% of the respondent. Before and after the experimental mesocycle the motives for the sports activities in this group did not change the bigger number of the students consider the second motive for occupation by national fight hapsagay achievement of success in sport, social self-affirmation, emotional pleasure.

Текст научной работы на тему «Влияние наследия якутской национальной борьбы хапсагай на мотивацию занятия спортом студентов вуза»

соревнований, возобновление организации и проведения регулярных чемпионатов РФ по национальной борьбе хапсагай, осуществление научно-методического обеспечения подготовки спортсменов в борьбе хапсагай.

ЛИТЕРАТУРА

1. Криворученко, Е.В. Влияние применения биопродукта из северного сырья «Эпсорин» на психофизиологическое состояние спортсменов, специализирующихся в борьбе хапсагай / Е.В. Криворученко, А.Н. Гуляева // Современные проблемы физической культуры и спорта : материалы вузовской научно-практической конференции школьников, студентов, магистрантов, аспирантов (с. Чу-рапча, Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта, 27 февраля 2014 г.) / под ред. Е.В. Криворученко. - Киров, 2014. - С. 291-296.

2. Научно-методическое обеспечение подготовки спортивного резерва Республики Саха (Якутия) / И.А. Черкашин, Е.В. Криворученко, С.П. Скрябин, П.П. Охлопков // Теория и практика физической культуры. - 2015. - № 10. - С. 51-53.

3. К вопросу об истории якутской национальной борьбы «Хапсагай» / В. А. Прошкина, П.П. Хороших, Ю.Э. Гудков, А. А. Сергиевич // Исторический журнал: научные исследования. - 2016. - № 5. - С. 599-604.

4. Problems of regional physical education and sport specialist training system in Sakha (Yakutia) republic / D.N. Platonov, A.N. Tambovskiy, E.V. Krivoruchenko, L.L. Platonova // Theory and Practice of Physical Culture. - 2017. - № 7. - P. 3-6.

REFERENCES

1. Krivoruchenko, E.V., Gulyaeva, A.N. (2015), "The effect from using bio-product made of northern raw material «Epsorin» on psychophysiological state of athletes, specializing in hapsagay wrestling", Proc. of university theory-practical conference of students, master students and postgraduates, Kirov, pp. 291-296.

2. Cherkashin, I.A., Krivoruchenko, E.V., Scriabin, S.P. and Okhlopkov P.P. (2015), "Scientific and methodical support for the preparation of the sports reserve of the Republic of Sakha (Yakutia)", Theory and practice ofphysical culture, No. 10. pp. 51-53.

3. Proshkina, V.A., Horoshich, P.P., Gudkov, YE. and Sergievich, A.A. (2016), "To the question of the history of the Yakut national wrestling "Hapsaga", Historical Journal: Research, No. 5. pp. 599-604.

4. Platonov D.N., Tambovskiy, A.N., Krivoruchenko, E.V. and Platonova, L.L. (2017), "Problems of regional physical education and sport specialist training system in Sakha (Yakutia) republic", Theory and Practice of Physical Culture, No. 7, pp. 3-6.

Контактная информация: 706037@mail.ru

Статья поступила в редакцию 04.04.2019

УДК 796.817

ВЛИЯНИЕ НАСЛЕДИЯ ЯКУТСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ БОРЬБЫ ХАПСАГАЙ НА МОТИВАЦИЮ ЗАНЯТИЯ СПОРТОМ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Иван Иванович Друзьянов, старший преподаватель, Институт физической культуры и

спорта Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова (ИФКиС СВФУ), Якутск; Аркадий Прокопьевич Уларов, старший преподаватель, Якутская государственная сельскохозяйственная академия (ЯГСХА); Елена Викторовна Криворученко, кандидат наук по физическому воспитанию и спорту, доцент, Институт физической культуры и спорта Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова (ИФКиС СВФУ), Якутск; Илья Афанасьевич Черкашин, доктор педагогических наук, профессор, Якутская государственная сельскохозяйственная академия (ЯГСХА), Московская государственная академия физической культуры (МГАФК), Малаховка

Аннотация

В статье показана целесообразность внедрения бесед об истории становления и развития якутской национальной борьбы хапсагай студентам-спортсменам, занимающимся данным

национальным видом спорта, что подтвердилось в ходе экспериментальных исследований, во время которых проводилось определение мотивов занятий спортом. У представителей экспериментальной группы, в отличие от контрольной, по завершении педагогического эксперимента отмечены изменения в мотивах занятий спортом. У студентов изменились приоритеты - 37% занимающихся стали отдавать лидерство мотиву достижения успехов в спорте, количество студентов с мотивом социального самоутверждения вырос с 19 до 25% респондентов, мотив эмоционального удовольствия, социально-эмоциональный мотив сменился гражданско-патриотическим, которому отдали предпочтение 25% опрошенных, число лиц, отдающих предпочтение мотиву физического самоутверждения остался неизменным (13%). Ко второму мотиву студенты помимо вышесказанных отнесли спортивно-познавательный мотив, характеризующийся стремлением занимающихся к изучению вопросов спортивной тренировки, а также социально-моральный мотив, отличающийся стремлением к успеху своей команды, ради которого надо тренироваться, иметь хороший контакт с партнерами, тренером. В контрольной группе выявлено, что после эксперимента большее количество студентов занимаются национальной борьбой хапсагай, так как им нравиться участвовать в соревнованиях, социально-эмоциональный мотив занятий спортом выбрали 44% респондента. До и после экспериментального мезоцикла мотивы занятий спортом в данной группе не изменились -большее количество студентов считают вторым мотивом занятия национальной борьбой хапсагай -достижение успеха в спорте, социального самоутверждения, эмоционального удовольствия.

Ключевые слова: мотивация, национальный вид спорта, борьба хапсагай, студенты.

INFLUENCE OF HERITAGE OF THE YAKUT NATIONAL FIGHT HAPSAGAY ON MOTIVATION OF SPORTS OF STUDENTS OF HIGHER EDUCATION

INSTITUTION

Ivan Ivanovich Druziyanov, the senior teacher, Institute of physical culture and sports, NorthEastern Federal University, Yakutsk; Arkady Prokopyevich Ularov, the senior teacher, Yakut State Agricultural Academy, Yakutsk; Elena Viktorovna Krivoruchenko, the candidate of science on physical training and sport, senior lecturer, Institute of physical culture and sports, North-Eastern Federal University, Yakutsk; Ilya Afanasyevich Cherkashin, the doctor of pedagogical sciences, professor, Yakut state agricultural academy, Yakutsk, Moscow State Academy

of Physical Culture, Malakhovka

Annotation

The expediency of introduction of the conversations about the history of formation and development of the Yakut national fight hapsagay is shown for the students - athletes, doing this national sport that was confirmed during the pilot studies, during which determination of the motives for the sports activities was carried out in article. Among the representatives of the experimental group, unlike the control one, at the end of the pedagogical experiment the changes in motives for the sports activities have been noted. The priorities changed among the students - 37% from the engaged began to give leadership to motive of reaching the achievements in sport, the number of the students with motive for the social self-affirmation grew from 19 to 25% of respondents, the social and emotional motive was replaced with the civil and patriotic, which was given as preference among 25% of the respondents, number of the persons giving preference to motive of physical self-affirmation remained invariable (13%). Students, besides aforesaid, referred the sports and informative motive to the second motive, which is characterized by aspiration for the sports training and its studying, and, also, the social and moral motive, differing by aspiration to success of the team for the sake of which it is necessary to train, to have good contact with partners, and trainer. In the control group it is revealed that after the experiment the bigger number of students got engaged in the national fight hapsagay, as to them it is pleasant to participate in the competitions, the social and emotional motive of sports activities was chosen by 44% of the respondent. Before and after the experimental mesocycle the motives for the sports activities in this group did not change - the bigger number of the students consider the second motive for occupation by national fight hapsagay - achievement of success in sport, social self-affirmation, emotional pleasure.

Keywords: motivation, national sport, fight hapsagay, students.

ВВЕДЕНИЕ

Вопросы сохранения исторических традиций, самобытности, национальной идентичности и национальной культуры малых народов волнует сейчас все международное

сообщество. В настоящее время этнокультурное многообразие спорта становится институциональной нормой поощрения и развития традиционных видов физической активности народов. В настоящее время национальные виды спорта являются неотъемлемой частью этнической культуры, которую не только необходимо сохранять, но, пересмотрев через призму современной науки и практики, трансформировать в современное социокультурное пространство с учетом региональных и национальных условий. Сохранение этнокультурных традиций и обычаев, в том числе в аспекте спортивной деятельности, является одной из основных форм ответной реакции на процесс всемирной глобализации. Одним из национальных видов спорта является якутская национальная борьба хапсагай, которая в рамках жизнедеятельности народа саха способствует повышению физических кондиций населения, проявлению этнокультурной самобытности, его соревновательный компонент привлекает не только якутских специалистов, но и специалистов международного уровня, что заставляет обратиться к особенностям становления и развития данного вида спорта [3, 4]. Однако на сегодняшний день целенаправленных исследований по изучению, анализу становления и развития якутской национальной борьбы хапсагай, рассмотрения вопроса сохранения его как историческая традиция, самобытности, этнокультурного наследия отсутствуют. До настоящего времени не исследована многовековая история якутской национальной борьбы хапсагай все это, естественно, сдерживает его развитие. Анализ литературных источников свидетельствует о недостаточной освещённости научными работами вопросов становления и развития якутской национальной борьбы хапсагай [2, 4]. Также остается актуальным вопрос определения влияния наследия якутской национальной борьбы хапсагай на мотивацию занятия спортом студентов вуза.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В процессе исследования использованы анализ и обобщение научно-методической литературы, психологическое тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики. Для определения мотивов занятий национальной борьбой хапсагай было проведено психологическое тестирование занимающихся в секции борьбы Якутской государственной сельскохозяйственной академии (г. Якутск) с применением методики А.В. Шаболтаса «Мотивы занятий спортом» [1]. В исследованиях приняли участие 32 студента в возрасте 18 - 21 года ^ = 19,44 ±1,11 лет), которые были разделены на две группы по 16 человек в каждой. При формировании групп учитывался расчетный показатель критерия однородности по таким признакам как возраст, стаж занятий в секции, антропометрическим показателям, где значения коэффициентов вариации не превышало 10%.

Анкетирование проводилось дважды. Первое тестирование проходило до начала эксперимента, через неделю после того, как студенты приступили к учебно-тренировочным занятиям национальной борьбой хапсагай, повторное - через два мезоцикла (12 недель). После того, как впервые были выявлены мотивы занятий спортом в тренировочный процесс студентов экспериментальной группы были внедрены беседы, во время которых тренер рассказывал историю становления и развития якутской национальной борьбы хапсагай. Такие беседы проводились раз в неделю в течение 20-25 мин в конце учебно-тренировочных занятий на протяжении двух мезоциклов. Перечень тем бесед следующий: «Природно-климатические условия становления борьбы хапсагай»; «Этносоциальные условия становления борьбы хапсагай»; «Исторические условия становления борьбы хапсагай»; «Место борьбы хапсагай в этнопедагогике народа Саха»; «Борьба хапсагай как ком -понент физической культуры»; «Республиканская федерация по борьбе хапсагай как инструмент управления национальным видом спорта»; «Соревнования в якутской национальной борьбе хапсагай»; «Якутская национальная борьба хапсагай в международном спортивном движении»; «Социальное значение якутской национальной борьбы хапсагай»; «Показатели развития национальной борьбы хапсагай на современном этапе»; «Реализация наследия якутской национальной борьбы хапсагай в учебном процессе студентов

вуза»; «Возможные пути развитии якутской национальной борьбы хапсагай в современных условиях». Студенты контрольной группы тренировались по тем же тренировочным программа, но без бесед в конце учебно-тренировочных занятий об истории становления и развития национального вида спорта. Выявлены мотивы занятий спортом до и после эксперимента студентов экспериментальной и контрольной групп.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Определено, что у студентов экспериментальной группы к основным (первым) относятся следующие мотивы: достижения успеха в спорте (ДУ) - стремление студентов к достижению успеха, повышения результатов, что отражается на стремлении регулярно тренироваться, чтобы достигать поставленные цели (два опрошенных, что составило 13% от общего количества экспериментальной группы); социального самоутверждения (СС) -стремление проявить себя, выражающееся в том, что занятия спортом и достигаемые при этом успехи рассматриваются и переживаются с точки зрения личного престижа, уважения знакомыми, зрителями (2 человека, 13%); физического самоутверждения (ФС) - стремление к физическому развитию, становлению характера (3 человека, 19%); эмоционального удовольствия (ЭУ) - стремление, отражающее радость движения и физических усилий, которые поднимают настроение и воодушевляют (4 человека, 25%); социально-эмоциональный мотив (СЭ) - стремление к спортивным событиям ввиду их высокой эмоциональности, не формальности общения, социальной и эмоциональной раскованности (5 человек, 31%).

У студентов контрольной группы к основным мотивам занятия спорта относятся достижение успеха в спорте, этому мотиву отдали предпочтение два отпрошенных (13%), такое же количество респондентов выбрали мотив физического самоутверждения, по три человека выбрали основным мотивом занятия спортом эмоциональное удовольствия (19%) и социальное самоутверждения (19%), наибольшее количество спортсменов данной группы предпочли социально-эмоциональный мотив (6 человек, 38%). Исходя из анализ приведенных мотивов можно предположить, что представители обеих групп занимаются спортом так как эти занятия позволяют регулярно участвовать в соревнованиях, дух которых привлекает молодых людей, получить похвалу от окружающих, удовлетворение от выполнения регулярных физических нагрузок, достигать поставленные цели.

В конце эксперимента полученные результаты анкетирования значительно отличались от первого исследования у студентов экспериментальной группы. К основному мотиву занятий спортом теперь относилось всего три - СС, которому отдали предпочтение два человека (13%), гражданско-патриотическому мотиву (ГП) - стремление к спортивному совершенствованию для успешного выступления на соревнованиях, для поддержания престижа коллектива, города, страны выбрали четыре респондента (25%), ФС - четыре человека (25%), наибольшее количество опрошенных - шесть человек, 38%, регулярно тренируются с целью достижения успеха в спорте.

В контрольной группе результаты повторного тестирования значительно не отличается от данных, полученных в процессе первого обследования студентов. Выявлено, что у них на первом месте стоят такие мотивы занятия спортом, как ЭУ - один человек (6%), ФС и ДУ - по два студента отдали предпочтение этим мотивам (по 13%), СС - четыре спортсмена (25%), СЭ - семь человек (44%) (рисунок 1). Следовательно, в экспериментальной группе изменились приоритеты, большее значение стали уделять достижению успехов в спорте, т.е. тому, что тренироваться необходимо, дабы достичь высоких показателей в спорте, а не только для того, что можно участвовать в соревнованиях, спорте не только увлекает своей эмоциональной наполненностью. Также у них одним из основных мотивом занятий спортом стал гражданско-патриотический мотив, которому соответствует суждение: «Если я буду регулярно тренироваться, то смогу показывать высокие спортивные результаты, защищать честь своего коллектива, спортивного общества, нашей страны». В

контрольной группе большее количество студентов занимаются национальной борьбой хапсагай, так как им нравиться участвовать в соревнованиях, социально-эмоциональный мотив занятий спортом выбрали 44% респондентов этой группы.

Экспериментальная группа после эксперимента

25%

25%

37%

ДУ

СС

13%

ФС ■■ ГП

Контрольная группа после эксперимента

13%

44%

25%

6%

13%

ДУ 1СС ФС ЭУ СЭ

Рисунок 1 - Распределение студентов, занимающихся в секции национальной борьбы хапсагай, экспериментальной и контрольной групп по ведущим мотивам к занятиям спортом: ДУ - мотив достижения успехов в спорте, СС - мотив социального самоутверждения, ФС - мотив физического самоутверждения, ЭУ - мотив эмоционального удовольствия, СЭ - социально-эмоциональный мотив, ГП - Гражданско-патриотический

мотив

Студенты экспериментальной группы до начала экспериментальных мезоциклов ко второй группе мотивов отнесли следующие. Рационально-волевой (рекреационный) мотив (РВ), который характеризуется желанием заниматься спортом для компенсации дефицита двигательной активности при умственной (сидячей) работе, где спорт рассматривается как хобби, занимающие не стремятся достигать высоких спортивных результатов (1 человек, 6%), также один человек отдал предпочтение мотиву физического самоутверждения (6%), по два студента, что составило 13%, выбрали в качестве второго мотива занятия спортом социально-эмоциональный мотив, социального самоутверждения, подготовки к профессиональной деятельности (ПД) - стремление заниматься спортом для подготовки к требованиям избранной профессиональной деятельности. Три респондента отдали предпочтение гражданско-патриотическому мотиву (19%). Наибольшее число студентов, занимающихся национальной борьбой хапсагай, выбрали мотив достижения успехов в спорте (пять человек, 31%). По прошествии двух экспериментальных мезоциклов вторым мотивом занятий борьбой хапсагай в данной группе студентов для одного обследованного стал мотив профессиональной деятельности (6%), для двоих человек - социально-моральный мотив (СМ) - стремление к успеху своей команды, ради которого надо тренироваться, иметь хороший контакт с партнерами, тренером. Социально-эмоциональный, гражданско-патриотиче-ский, спортивно-познавательный мотивы предпочли по три студента из группы соответственно. Мотив достижения успеха в спорте для 25% респондентов являлся вторым мотивов занятия национальной борьбой хапсагай.

Для студентов контрольной группы на втором месте для 25% опрошенных являлся мотив достижения успеха в спорте, для троих человек, что составило 19% выборки, -

гражданско-патриотический мотив, по два студента отдали предпочтение таким мотивам как социального самоутверждения (13%), социально-эмоциональный (13%), рационально-волевой (рекреационный) (13%). По одному респонденту предпочли мотив физического самоутверждения (6%), подготовки к профессиональной деятельности (6%), эмоционального удовольствия (6%). Повторное тестирование студентов контрольной группы показало, что число мотивов уменьшилось до шести, однако они значительно не поменялись, как у спортсменов экспериментальной группы, изменилось лишь процентное распределение студентов. В этот раз по одному студенту выбрали социально-эмоциональный мотив (6%) и мотив подготовки к профессиональной деятельности (6%). Два человека предпочли мотив физического самоутверждения (13%). Оставшееся количество респондентов разделилось поровну, по 25% занимающихся национальной борьбой хапсагай контрольной группы вторым мотивов занятия спортом посчитали мотивы эмоционального удовольствия, социального самоутверждения, достижения успеха в спорте по четыре опрошенных соответственно. Следовательно, они занимаются спортом с целью достижения поставленных целей с спорте, им нравится выполнять физические нагрузки, которая их воодушевляет, поднимает настроение, а также им хочется повысить свой собственный престиж через занятия спортом.

ВЫВОДЫ

Внедренные в тренировочный процесс беседы, во время которых тренер рассказывал историю становления и развития якутской национальной борьбы хапсагай студентам экспериментальной группы на протяжении двух мезоциклов, положительно сказалось на ведущих мотивах занятий спортом. Студенты занимались борьбой хапсагай с целью достичь высоких результатов в этом виде спорта, отстаивать честь своего вуза, города, республики на соревнованиях, физического развития, а также стремления проявить себя, выражающееся в том, что занятия спортом и достигаемые при этом успехи рассматриваются и переживаются с точки зрения личного престижа, уважения знакомыми. Занимающиеся данной группы стали более осознанно и ответственно подходить к тренировочному процессу, интересоваться видами спортивной подготовки, методами и средствами развития физических качеств, стремясь внести свой вклад в достижения спортивной команды, которая должна занимать лидирующее положение.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - СПб. : Питер, 2002. - 512 с.

2. Криворученко, Е.В. Влияние применения биопродукта из северного сырья «Эпсорин» на психофизиологическое состояние спортсменов, специализирующихся в борьбе хапсагай / Е.В. Криворученко, А.Н. Гуляева // Современные проблемы физической культуры и спорта : материалы вузовской научно-практической конференции школьников, студентов, магистрантов, аспирантов (с. Чурапча, Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта, 27 февраля 2014 г.) / под ред. Е.В. Криворученко. - Киров, 2014. - С. 291-296.

3. Научно-методическое обеспечение подготовки спортивного резерва Республики Саха (Якутия) / И.А. Черкашин, Е.В. Криворученко, С.П. Скрябин, П.П. Охлопков // Теория и практика физической культуры. - 2015. - № 10. - С. 51-53.

4. К вопросу об истории якутской национальной борьбы «Хапсагай» / В. А. Прошкина, П.П. Хороших, Ю.Э. Гудков, А. А. Сергиевич // Исторический журнал: научные исследования. - 2016. - № 5. - С. 599-604.

REFERENCES

1. Ilyin, E.P. (2002), Motivation and motives, Peter, St. Petersburg.

2. Krivoruchenko, E.V., Gulyaeva, A.N. (2015), "The effect from using bio-product made of northern raw material «Epsorin» on psychophysiological state of athletes, specializing in hapsagay wrestling", Proc. of university theory-practical conference of students, master students and postgraduates, Kirov, pp. 291-296.

3. Cherkashin, I.A., Krivoruchenko, E.V., Scriabin, S.P. and Okhlopkov P.P. (2015), "Scientific and methodical support for the preparation of the sports reserve of the Republic of Sakha (Yakutia)", Theory and practice ofphysical culture, No. 10. pp. 51-53.

4. Proshkina, V.A., Horoshich, P.P., Gudkov, Y.E. and Sergievich, A.A. (2016), "To the question of the history of the Yakut national wrestling "Hapsagay"", Historical Journal: Research, No. 5. pp. 599604.

Контактная информация: 706037@mail.ru

Статья поступила в редакцию 30.03.2019

УДК 796.011

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ПОЖИЛЫХ ХОККЕИСТОВ

Александр Александрович Елькин, врач по лечебной физкультуре и спортивной медицине, Общество с ограниченной ответственностью «Хоккейный клуб «Динамо Санкт-Петербург» (ООО «ХК «Динамо Санкт-Петербург»)

Аннотация

В современном мире благодаря успехам в развитии здравоохранения и социальной сферы пожилые люди являются активными и полноценными членами общества, многие из которых соответствуют современным тенденциям поддержания хорошей физической формы за счет спортивных увлечений. Понятие «старость» приобретает все более условное значение с размытыми хронологическими рамками. Многие лица пожилого возраста принимают участие в любительских спортивных соревнованиях. В частности, одним из наиболее массовых увлечений является хоккей, занятия которым предъявляют достаточно высокие требования к психофизиологическому и общему физическому состоянию игроков. В связи с этим изучение особенностей оценки функционального состояния пожилых людей представляется актуальной задачей в связи с разработками новых перспективных методов фармакологической коррекции функций различных органов и систем органов.

Ключевые слова: функциональное состояние, хоккей, старость, пожилой, психофизиология.

AGE FEATURES OF FUNCTIONAL CONDITION OF ELDERLY HOCKEY

PLAYERS

Aleksandr Aleksandrovich. Elkin, the doctor of exercise therapy and sports medicine LLC "Hockey club "Dynamo Saint-Petersburg"

Annotation

In the modern world, thanks to progress in development of the health care and the social sphere the elderly people are active and full members of society, many of which correspond to current trends of keeping fit due to the sports hobbies. The concept «old age» gains more and more conditional value with indistinct chronological framework. Many elderly people participate in amateur sports competitions. In particular, one of the most mass hobbies is the hockey, occupations on which place rather great demands on the psycho-physiological and general physical condition of players. In this regard, studying of the features of assessment of the functional condition of the elderly people is represented as a relevant task in connection with development of the new perspective methods of pharmacological correction of the functions of various bodies and the systems of bodies.

Keywords: functional state, hockey, old age, elderly, psychophysiology.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время в России принято считать, что к пожилому возрасту относятся люди старше 60 лет и данный период жизни характеризуется ограниченными регенеративными способностями организма, что обусловливает более высокую распространенность разного рода болезней, чем среди людей среднего возраста [7, 11]. Старость не является определенной биологической стадией, поскольку хронологический возраст, обозначаемый

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.