Научная статья на тему 'Национальное спортивное единоборство «Хапсагай» и перспективы его развития (unitedworldwrestling)'

Национальное спортивное единоборство «Хапсагай» и перспективы его развития (unitedworldwrestling) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
71
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"ХАПСАГАЙ" / "HAPSAGAY" / ЫСЫАХ / YSYAKH / НАРОД САХА / SAKHA PEOPLE / FILA / UNITED WORLD WRESTLING

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Черкашин А.В., Кронников Н.Д., Никитин В.Г., Рожин Н.Н.

В статье рассмотрены исторические сведения о развитии национального спортивного единоборства «хапсагай» и перспективы его развития (United World Wrestling). Национальный вид единоборства «хапсагай» у народа саха, уходя своими корнями в глубокую древность, составляет первооснову самобытной системы физического воспитания [2]. «Хапсагай» имеет древнюю историю, и установить, когда сложились правила борьбы, вряд ли возможно. Уже в известном героическом эпосе «Олонхо» дано описание победы богатыря «среднего мира» над представителями «тёмной силы» при помощи приёмов борьбы «хапсагай». По преданиям, ещё в древности у якутов существовала система воспитания и подготовки воинов, которые составляли отдельную касту. Одним из компонентов такой подготовки являлось умение вести борьбу без оружия. Ребёнка, отобранного в касту воинов (нареченного стать боотуром), обучали различным воинским умениям, в том числе премудростям национальной борьбы, и развивали у них соответствующие физические навыки. Секреты мастерства и способы подготовки к состязаниям каждая семья держала в тайне. Материалы по истории национального вида единоборства «хапсагай» позволяют более полно ознакомиться с историей народа саха и подтверждают необходимость и наличие реальных возможностей по сохранению и развитию многовековых традиций, связанных с состязанием «хапсагай».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Черкашин А.В., Кронников Н.Д., Никитин В.Г., Рожин Н.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Национальное спортивное единоборство «Хапсагай» и перспективы его развития (unitedworldwrestling)»

национальное спортивное единоборство «хапсагаи» и перспективы его развития (united world wrestling)

УДК/UDC 796(091)

Поступила в редакцию 01.06.2015 г.

Ï

Информация для связи с автором: Cherkav85@mail.ru

A.В. Черкашин1 Н.Д. Кронников1

B.Г. Никитин1 Н.Н. Рожин1

1 Институт физической культуры и спорта Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, Якутск

NATIONAL COMBAT SPORT "HAPSAGAY" AND PROSPECTS OF ITS DEVELOPMENT (uNiTED woRLD wREsTUNG)

A.V. Cherkashin1 N.D. Kronnikov1 V.G. Nikitin1 N.N. Rozhin1

1 Institute of Physical Culture and Sport of North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov, Yakutsk

Аннотация

В статье рассмотрены исторические сведения о развитии национального спортивного единоборства «хапсагай» и перспективы его развития (United World Wrestling). Национальный вид единоборства «хапсагай» у народа саха, уходя своими корнями в глубокую древность, составляет первооснову самобытной системы физического воспитания [2]. «Хапсагай» имеет древнюю историю, и установить, когда сложились правила борьбы, вряд ли возможно. Уже в известном героическом эпосе «Олонхо» дано описание победы богатыря «среднего мира» над представителями «тёмной силы» при помощи приёмов борьбы «хапсагай». По преданиям, ещё в древности у якутов существовала система воспитания и подготовки воинов, которые составляли отдельную касту. Одним из компонентов такой подготовки являлось умение вести борьбу без оружия. Ребёнка, отобранного в касту воинов (нареченного стать боотуром), обучали различным воинским умениям, в том числе премудростям национальной борьбы, и развивали у них соответствующие физические навыки. Секреты мастерства и способы подготовки к состязаниям каждая семья держала в тайне. Материалы по истории национального вида единоборства «хапсагай» позволяют более полно ознакомиться с историей народа саха и подтверждают необходимость и наличие реальных возможностей по сохранению и развитию многовековых традиций, связанных с состязанием «хапсагай».

Ключевые слова: «хапсагай», ысыах, народ саха, FILA, United World Wrestling.

Annotation

The present paper deals with historical information about the development of the national combat sport "hapsagay" and its development prospects (United World Wrestling). The national combat sport "hapsagay" of the Sakha people, originating from antiquity, is a fundamental principle of the original system of physical education. "Hapsagay" has an ancient history, and it is hardly possible to find out when the rules of the combat were established. The victory of the hero of the "middle world" over representatives of the "dark forces" using the techniques of the combat sport "hapsagay" was described in the Yakut heroic epic "Olonkho". According to the legend, in ancient times the Yakuts had a system of education and training of soldiers who represented a separate caste. One component of the training was the ability to fight without weapons. The child selected in the warrior caste (betrothed to become Bootur) was taught various military skills, including the tricks of the national combat, and developed their respective physical skills. Know-how and ways of pre-contest training were kept secret in every family. Materials on the history of the national combat sport "hapsagay" can more fully describe the history of the Sakha people and confirm the need for and the availability of real opportunities for the preservation and development of the centuries-old traditions related with the "hapsagay" combat.

Keywords: "hapsagay, ysyakh, Sakha people, FILA, United World Wrestling.

Введение. Одним видов спортивных единоборств, дошедших до нас из глубины веков, является якутская национальная борьба «хапсагай», в дословном переводе означающая «состязания в ловкости». Со времён глубокой древности до нашего времени борьба «хапсагай» является украшением одного из самых главных праздников народов - Саха «Ысыах», день летнего солнцестояния. К началу XX в. якутская борьба «хапсагай» приобрела те черты высоконравственного, духовного и интеллектуального вида единоборства, который по праву считается национальным достоянием Республики Саха (Якутия) [1].

Национальная спортивная борьба «хапсагай» как предмет для исследования и объект практического использования рассматривалась Н. Н. Тарским, Г. Г. Андросовым, В. П. Кочневым, Н. К. Шамаевым, Л. А. Афанасьевым и др.

Но до настоящего времени ещё не изучен ряд вопросов, касающихся массового вида состязаний «хапсагай» у народа саха. Не исследована многовековая история, не изучена и не обобщалась техника национального спортивного единоборства «хапсагай», нет разработок и практических рекомендаций по основам методики обучения, тренировок; все это, естественно, сдерживает широкое развитие единоборства «хапсагай», его воспитательные возможности.

Цель исследования - исторический анализ и прогноз развития национального спортивного единоборства «хапсагай».

Результаты исследования и их обсуждение. «Хапсагай» в переводе на русский язык означает «ловкость», «быстрота», «сила» и «выносливость». Якутская борьба «хапсагай» проходит на поляне, зрители сидят кругом. Из числа почетных людей из-

№ 10 • 2015 Октябрь | October

http://www.teoriya.ru

и

га у

г.

ч—

. о

0J

■ -О

с га

о

(U .с I—

бирается судья-арбитр. Он один оценивает исход схватки согласно устным народным правилам.

В старину борцы выступали раздетыми до пояса, без обуви, и до начала схватки они друг друга не видели. Борцов из урасы (берестяной чум) выводили, закрывая их замшевой кожей. Перед началом схватки борцы становились на противоположных сторонах круга. Арбитр приглашал борцов на середину ковра и сбрасывал с них покрывало. Начиналась схватка.

В «хапсагае» разряды, конечно, не присваивались. О победителях слагали песни, богатыри считались народными героями. Якуты до сих пор любят «хапсагай» и видят в нем средство воспитания молодого поколения.

Участие в соревнованиях по борьбе означало для молодых людей достижение зрелости. Якутские дети, как и дети многих других народов Севера, не помнят того дня, года, когда они пристрастились к борьбе: они борются круглый год.

Соревнования по «хапсагаю» издавна проводились не только среди мужчин, детей и взрослых: было время, когда соревновались и женщины [3].

Н. И. Пономарев [4] подчеркивает, что среди народов, населяющих Сибирь и Крайний Север, нет ни одного, который не культивировал бы физические упражнения. У якутов (саха), эвенков, коряков, ненцев, эскимосов и других народностей распространены бег; прыжки, метания, борьба, стрельба в цель, игры и др.

Успешно используются традиционные виды борьбы и в некоторых зарубежных странах: Болгарии, Монголии, Японии, Англии, Швейцарии, Испании, Македонии, а также у кельтских народов.

«Хапсагай» имеет древнюю историю, и установить, когда создавались правила борьбы, вряд ли представляется возможным. Уже в известном героическом эпосе «Олонхо» дано описание победы богатыря «среднего мира» над представителями «тёмной силы» при помощи приёмов борьбы «хапсагай».

В конце XIX и начале XX в. активизировалось увлечение «хапсагаем» на всей территории нынешней Якутии, появились известные мастера «хапсагая». В 1932 г состоялись первые официальные соревнования по «хапсагаю», которые были приурочены к десятилетнему юбилею образования автономной республики, после этого соревнования проводились систематически, как на праздниках, так и в ходе всеякутских спартакиад. К участию в соревнованиях были допущены и женщины. Так, в 1944 г соревнование женщин было включено в программу летней республиканской спартакиады Якутской АССР!

Во времена СССР соревнования по борьбе «хапсагай» среди мужчин регулярно проводились сельским ДСО «Урожай» в четырёх возрастных группах: 18-35 лет, 35-40 лет, 40-45 лет и свыше 45 лет [5].

В 1992 г была образована ассоциация «Сахаада-спорт», объединяющая восемь федераций по национальным видам спорта, включая «хапсагай», а соревнования по этой борьбе проводятся под эгидой Федерации спортивной борьбы Республики Саха (Якутии). 25 октября 2010 г. «хапсагай» был признан Международной федерацией объединённых стилей борьбы (FILA), в результате чего был подписан договор между FILA и Ассоциацией национальных видов спорта и игр народов Якутии «Сахаада-спорт», в соответствии с которым борьба «хапсагай» вошла в FILA на правах официально признанного вида борьбы и может распространяться по всему миру. В 2011 г «хапсагай» вызвал большой интерес федерации борьбы Бенина, и письмом президента этой федерации «хапсагай» был признан и была выражена готовность стать базовым центром культивирования борьбы в Африке. С 22 по 25 декабря 2011 г был первый чемпионат Африки по «хапсагаю» [3, 6].

Первый чемпионат Азии по борьбе «хапсагай» прошел 17 сентября 2013 г. в китайском городе Аксай (Китай, провинция Гансу). В нем приняли участие 58 спортсменов, прибывших из 12 стран на чемпионат по казак куреси. За звание абсолютно-

го чемпиона боролись 20 лучших, среди которых были чемпионы своей страны по казахской борьбе (абсолютным чемпионом 2012 п был обладатель звания «Казахстанский барс)» .

В 2012 п. якутские школьники приняли участие в чемпионате мира среди кадетов по традиционным видам борьбы в п Сан-Паулу. Их целью была презентация Якутии и национальных видов спорта хапсапай и мас-рестлинп, проведение мастер-классов и подготовка учредительной конференции Панамериканской ассоциации «Сахаада-Спорт». По завершении официальных состязаний по многочисленным заявкам болельщиков были проведены турниры, в которых попробовали свои силы и участники, и даже руководители команд.

Президент Панамериканского Совета объединенных стилей борьбы (CPLA) Франсиско Эдуард Ли Лопес заявил, что намерен создать при своем Совете, членами которого являются более 30 государств Северной, Южной и Центральной Америки и стран Карибскопо бассейна, Департамент по традиционным стилям борьбы, пде вплотную займутся и якутскими единоборствами. Предложение об этом он намерен обнародовать на Панамериканском чемпионате мира среди молодежи по олимпийским видам борьбы в Гватемале .

С момента основания международной федерации и до сентября 2014 п международная ассоциация называлась Международной федерацией объединённых стилей борьбы, или ФИЛА, -от французскопо Fédération Internationale des Luttes Associées (FILA), которое являлось основным названием федерации; по-анплийски федерация носила название The International Federation of Associated Wrestling Styles. 7 сентября 2014 n на конпрессе ФИЛА в Ташкенте было принято решение, что основным названием международной федерации станет анпло-язычное название United World Wrestrling (Объединённый мир борьбы) [1]; французское название осталось неизменным.

Заключение. «Хапсапай» - национальный вид спорта коренных народов Якутии в сочетании с элементами традиционных физических упражнений раскрывает и демонстрирует потенциальные возможности человека, воспитывает, развивает быстроту, ловкость, силу и выносливость.

Литература

1. Андрей Кульянов «Борьба за миллион» // Газетами (8 сентября 2014). Проверено 10 декабря 2014.

2. Из истории якутской национальной борьбы «Хапсапай» // Wrestsakha. Архивировано из первоисточника 4 сентября 2013.

3. Коркин Д.П. Якутская национальная борьба «Хапсапай» / Д.П. Коркин // Спортивная борьба: ежеподник. - М.: физкультура и спорт, 1972 - С. 29-30.

4. Коркин Д.П. Спортивная и национальная борьба народов СССР // «Спортивная борьба» - С. 14. Архивировано из первоисточника 4 сентября 2013п.

5. Пономарев Н.И. Возникновение и первоначальное развитие фи-зическопо воспитания / Н.И. Пономарев. - М.: Физкультура и спорт, 1970 - 248 с.

6. Хапсапай и мас-рестлинп в Иране и Африке // Ежедневная республиканская пазета «Якутия». Архивировано из первоисточника 4 сентября 2013п.

References

1. Andrey Kul'yanov «Bor'ba za million» (Struggle for a million) // Gazeta. Ru (September 8, 2014). Retrieved December, 10 2014.

2. Iz istorii yakutskoy natsional'noy bor'by «Hapsagay» (From history of Yakut national combat "Hapsagay") // Wrestsakha. Archived from the original source September, 4 2013.

3. Korkin, D.P. Yakutskaya natsional'naya bor'ba «Hapsagay» (Yakut national combat "Hapsagay") / D.P. Korkin // Sportivnaya bor'ba: ezhegodnik (Wrestling: Yearbook). - Moscow: Fizkul'tura i sport, 1972 - P. 29-30.

4. Korkin, D.P. Sportivnaya i natsional'naya bor'ba narodov SSSR (Sport and national combat of peoples of the USSR) // «Sportivnaya bor'ba»(Wrestling) - P. 14. Archived from the original source September, 4 2013.

5. Ponomarev, N.I. «Vozniknovenie i pervonachal'noe razvitie fizicheskogo vospitaniya» (Emergence and initial development of physical education) / N.I. Ponomarev. - Moscow: Fizkul'tura i sport, 1970 - 248 P.

6. Hapsagay i mas-restling v Irane i Afrike (Hapsagay and mas-wrestling in Iran and Africa) // Ezhednevnaya respublikanskaya gazeta «Yakutiya» (daily republican newspaper). Archived from the original source September, 4 2013.

38

http://www.teoriya.ru

№ 10 • 2015 Октябрь | October

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.