Научная статья на тему 'Психолого-педагогическая подготовка к выполнению оперативно-служебных задач в экстремальных условиях'

Психолого-педагогическая подготовка к выполнению оперативно-служебных задач в экстремальных условиях Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1357
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическая подготовка к выполнению оперативно-служебных задач в экстремальных условиях»

уровня, включающей следующие структурно-функциональные блоки:

-технологии использования различных типов проблемных методов обучения, применения телекоммуникационных обучающих систем и адаптивных автоматизированных обучающих систем;

-концептуальные основы и принципы внедрения проблемно-модульного обучения в информационно-педагогические технологии, включая дидактические подходы к структуризации содержания проблемно-модульного обучения, унифицированную модель представления модуля содержания обучения, а также принципы и методику компьютерной диагностики усвоения содержания проблемно-модульного обучения;

-технологии оценки психологических факторов личности государственных служащих - руководителей регионального уровня как обучаемых, обеспечивающие эффективное использование телекоммуникационных технологий в учебном процессе, оценку профессионально-личностного потенциала обучаемого, его социально-психологических, индивидуальнопсихологических и типологических детерминант, а также психодиагностический алгоритм прогноза эффективности освоения ТКТ обучения государственных служащих - руководителей регионального уровня;

-технологии многомерного анализа вклада педагогических умений преподавателей, осуществляющих подготовку государственных служащих - руководителей регионального уровня, в эффективное использование новых ТКТ обучения, включая методы оценки успешности их педагогической деятельности и сформированное™ педагогических умений.

Нами проводится концептуальная, организационноструктурная и технологическая разработка каждого из компонентов системы научного обеспечения эффективного использования новых ТКТ в образовательном процессе вузов, осуществляющих подготовку государственных служащих -руководителей регионального уровня, реализованных в комплексной целевой программе.

Для практической реализации концепции разработана комплексно-целевая программа системы научного обеспечения эффективного использования новых ТКТ обучения, ориентированных на формирование профессиональной направленности и мотивации, профессиональной подготовленности государственных служащих - руководителей регионального уровня к деятельности в конкурентно-рыночных условиях.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА К ВЫПОЛНЕНИЮ ОПЕРАТИВНО-СЛУЖЕБНЫХ ЗАДАЧ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ

Ш. А. Гордиенко, ст. психолог-инспектор ГУ МВД России по Южному федеральному округу,

г. Ростов-на-Дону

Результативность деятельности органов и подразделений внутренних дел сегодня зависит не только от создания необходимой правовой и материально-технической базы, но и в значительной степени - от квалифицированного кадрового подбора личного состава, от их профессионализма, выучки, социальной и правовой защищенности, психолого-педагоги-ческой подготовленности.

Именно поэтому одним из приоритетных направлений в области организации психологической реабилитации по-пре-жнему остается психолого-педагогическая подготовка сотрудника органа (подразделения) внутренних дел к выполнению

оперативно-служебных, служебно-боевых задач в экстремальных условиях. Прежде всего сотрудникам необходимо осознать всю значимость стоящих перед ним задач, постараться выяснить, что может вызвать трудности их выполнения, и совместными усилиями найти выход из сложившихся затруднений.

Служба в органах внутренних дел является фактором, существенно трансформирующим личность, в связи с чем уровень профессиональной деформации в ряде подразделений и служб достаточно высок. Статистика показывает, что сотрудники правоохранительных органов чаще, чем вольнонаемные работники иных бюджетных организаций, болеют, среди них нередки и случаи суицида. Главная причина деформации личности заключается в исключительно высокой напряженности деятельности, что в конечном итоге приводит к ослаблению защитных механизмов организма. Кроме того, негативные психические состояния, проявляющиеся у сотрудников, автоматически проецируются на родных, близких, друзей и знакомых.

Даже подготовленный в профессиональном плане сотрудник (с хорошими умениями, навыками, знаниями) не может эффективно выполнять свою деятельность, если у него недостаточно развиты необходимые для этого психические функции и психологические личностные свойства (нравственно-эмо-ционально-волевая устойчивость, готовность, мобилизация).

Исследования показывают, что на плохо или недостаточно подготовленного к решению задач в экстремальных условиях сотрудника стресс-факторы влияют отрицательно, вызывая растерянность, нерешительность, страх, ухудшение психических функций (оценки обстановки, сообразительности, находчивости, наблюдательности, работы памяти, скорости реакций), ослабление самоконтроля и самоуправления, учащение и углубление ошибок, снижение точности действий и др. В слабо подготовленных группах, отрядах, экипажах часто возникают нездоровые, пессимистические настроения, слухи, недовольства, отрицательные мнения, ослабление дисциплины, нарушение уставных и служебных норм поведения, склонность к неумеренному употреблению спиртных напитков, конфликты во взаимоотношениях, паника и пр.

На сотрудника же, надлежащим образом подготовленного к решению задач в экстремальных условиях, многие факторы напряженности, напротив, способствуют мобилизации возможностей, обострению чувства долга, ответственности и решимости, вызывая внутренний подъем, энергичность и активность, настойчивость и упорство, профессиональный азарт, деятельностный максимализм (страстное стремление добиться самого высокого и, безусловно, позитивного результата), повышенную бдительность, внимательность, наблюдательность, четкую работу мысли, готовность к любым неожиданностям и быстрым реакциям, смелость, устойчивость к временным неудачам и т. д.

Все это говорит о том, что экстремальная подготовленностью как сотрудника, так и группы (отряда) в решающей степени определяет успех их действий в любых, в том числе экстремальных, условиях. Следует помнить, что экстремальные ситуации и условия предъявляют особые, повышенные педагогические требования к их подготовленности.

1. Обязательность подготовки. Целесообразность подготовки к действиям в экстремальных условиях очевидна, так как экстремальные условия экзаменуют каждого, кто в них попадает. Они выявляют все достоинства и слабости, обнаруживают, кто чего стоит. За пренебрежение требованиями экстремальности при подготовке расплата следует обязательно. В реальных условиях ценой расплаты является жизнь сотрудника.

2. Специфичность. Необходима особая, целенаправленная подготовка, ориентированная на своеобразие экстремальных условий, с учетом целей и задач органа (подразделения) внутренних дел.

3. Широта и педагогическая целостность. Нужно формирование не одного-двух навыков, а всесторонняя подго-

товка сотрудника к преодолению трудностей, экстремальных ситуаций.

4. Конкретность. Воспитанность, обученность и развитость сотрудников (групп, отрядов) по структурным и содержательным характеристикам должны отвечать требованиям преодоления трудностей, создаваемых каждым из экстремальных факторов и всеми вместе, что должно и может обеспечиваться только строгим и точным построением педагогической системы подготовки и ее элементов.

5. Непрерывность и быстрота подготовки. Экстремальные условия - особая школа, в которой надо учиться добросовестно, непрерывно, быстро, а главное - успешно. Следует не только требовать, но и создавать условия, предоставляя для совершенствования подготовки богатый как практический, так и теоретический (психолого-педагогический) материал.

Таким образом, сущность подготовки заключается в формировании экстремальной (служебно-боевой) подготовленности личного состава. Подготовленность сотрудников органов (подразделений) внутренних дел к действиям в экстремальных условиях складывается из двух основных комплексных видов: общей профессиональной подготовленности и специальной. Первое направление связано с формированием и поддержанием психологической подготовленности во всем объеме, а второе направлено на формирование высокой профессиональной готовности для выполнения конкретной задачи.

В психолого-педагогическом плане экстремальная подготовленность сотрудника складывается из:

-экстремальной обученности;

-морально-психологической подготовленности к действиям в экстремальных условиях;

- экстремальной развитости.

Экстремальная обученность сотрудника связана с наличием у него:

- знания задач, которые ему предстоит решать, способов их решения, ожидающихся трудностей экстремальных условий, путей их преодоления, правовых основ использования силовых методов и оружия, особенностей вероятного противника;

- навыков и умений качественно выполнять все необходимые профессиональные действия в любых экстремальных условиях;

- навыков применения боевых приемов, использования оружия, специальных средств в условиях силового и вооруженного противодействия;

- навыков групповых действий решения задач в экстремальных условиях;

-натренированностью в восприятии экстремальных условий и преодолении вероятных психологических трудностей;

-навыков и умений обеспечения личной безопасности;

- умения учиться в экстремальных условиях на приобретенном, новом опыте.

Морально-психологическая подготовленность к действиям в экстремальных условиях - это специфическая воспитанность сотрудника, обеспечивающая высокопрофессиональное и высокоморальное поведение в критических ситуациях. Она включает:

- верность профессиональному долгу при любых испытаниях экстремальных условий;

- верность товарищескому долгу при действии в составе групп (отрядов);

-умениеуправлять собой в профессионально, морально и психологически трудных условиях, мобилизовать все свои силы и возможности, не теряться, не пасовать перед трудностями, не совершать импульсивных поступков, вредящих делу и себе.

Экстремальная развитость характеризуется высоким уровнем развития качеств, обеспечивающих успешность действий в экстремальных условиях. К ним относят:

- волевые качества (целеустремленность, смелость, мужество, стойкость, решительность, ответственность, бдительность);

- профессионально-психологическая устойчивость;

- способность контролировать нервные импульсы и вспышки эмоций;

- особо развитые познавательные качества: боевая наблюдательность, осмотрительность, быстрота мышления, точность прогноза, сообразительность, боевая интуиция;

- особо развитые физические качества: физическая выносливость, сила, ловкость, быстрота двигательных реакций.

Специальная подготовка отдельных категорий сотрудников может несколько отличаться в каких-то деталях от описанной выше классификации. В настоящее время в органах внутренних дел принято выделять три комплексных вида экстремальной подготовленности личного состава к оператив-но-служебной, служебно-боевой деятельности:

1. Экстремальная подготовленность к обострениям повседневной правоохранительной деятельности. Она выражает подготовленность сотрудника к поведению и действиям при возможном внезапном возникновении отдельных, кратковременных «экстремальных всплесков» на обычном фоне деятельности. Таковыми можно считать, например, внезапное обострение общения, дерзкое поведение гражданина при выполнении сотрудником следственных действий или проверке документов, срыв намеченного плана действий, появление какой-то серьезной угрозы, вид жестокого убийства и т. п. Это наиболее простой комплексный вид экстремальной подготовленности, необходимой профессионалу в своей деятельности. Если у сотрудника такой подготовки нет, то у него:

- вместо стремления к успеху главным становится избегание неудачи, появляется перестраховка в работе, формализм, тяготение к показной активности, утрачиваются желание проявлять всякую самостоятельность получать от руководства точные указания, возникает стремление переложить ответственность на кого-то другого;

- снижается активность, настойчивость в достижении нужного результата, повышается склонность к поиску причин некачественной работы и оправданий;

-ухудшается сообразительность, находчивость, наблюдательность, работа памяти;

- снижается организованность в работе, самоконтроль, появляется суетливость, временами - растерянность;

- растет тревожность, подозрительность, возбужденность, раздражительность, плохое настроение, срывы в общении;

- учащаются просчеты и ошибки в работе, упускаются возможности, часто возникают тупиковые ситуации;

-ускоряется наступление чувства усталости и переутомления, желание отдохнуть.

2. Подготовленность к решению экстремальных задач -таких, как личный сыск, наружное наблюдение, устранение источника опасности, отражение нападения, пересечение опасного преступления, задержание опасного преступника, предупреждение массовых беспорядков, от ражение нападения на охраняемый объект, захват заложников и т. д. Такие задачи чаще приходится решать сотрудникам специальных подразделений (ОМОН - отрядов милиции особого назначения, предназначенных для охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности на улицах и в других общественных местах в условиях сложной оперативной обстановки; СОБР - специальных отрядов быстрого реагирования и силовой поддержки оперативных и следственных мероприятий, освобождения заложников, пресечения актов терроризма и деятельности вооруженных групп;) а также сотрудникам роты охраны, патрульно-постовой службы, оперативным работникам, инспекторам ГИБДД на блок-постах. Если такой подготовленности нет, то:

- возникает напряжение, становящееся причиной серьезных снижений возможности психики;

- беспокойство, сильная тревога, страх, растерянность, нерешительность, замедленность реакций;

- ухудшение сообразительности, наблюдательности, оценки обстановки, проявление провалов памяти и иллюзий восприятия;

-снижение активности, настойчивости, упорства, находчивости, изобретательности в достижении цели, постоянное чувство слабости, усталости, бессилия;

- обострение чувства самосохранения, переход интенсивности психического напряжения за пределы полезности;

-беспокойство, растерянность, нерешительность, замедленность реакций;

- боязнь неудачи, страх перед ответственностью, подчинение своего поведения мотиву избегания неудачи любой ценой.

3. Подготовленность к деятельности в экстремальных условиях. Эго высший вид экстремальной подготовленности, он характеризуется способностью находиться в экстремальных условиях достаточно длительное время, практически непрерывно преодолевать возникающие трудности и решать в них любые профессиональные задачи. Если сотрудник не подготовлен к деятельности в таких условиях, то:

- резко усиливается проявление описанных в п. 2 отрицательных проявлений и их комплексность;

- сильный страх проявляется в заметной трусости;

- инстинкт самосохранения захватывает порой все сознание и становится единственной побудительной силой поведения;

- ошибки делаются грубыми, ведущими к тяжелым последствиям, применение оружия становится неэффективным из-за полной потери меткости;

- утрачивается контроль над собой;

- возникают временами случаи неподчинения, отказа от выполнения заданий, расцениваемых как смертельно опасные;

- обнаруживается повышенная склонность к употреблению спиртных напитков;

- ситуация становится гиперэкстремальной.

Опыт показал, что слабая экстремальная подготовленность всегда выступает причиной хронического недостатка профессионального мастерства в деятельности многих сотрудников правоохранительных органов. Когда сотрудник психологически беспомощен в правомерном воздействии на людей и регулировании человеческих поступков, отношений, проблем, а на него давит груз ответственности за решение служебной задачи и сроки, он попадает в ситуацию, подталкивающую его к использованию преимущественно силовых методов, в том числе противозаконных. Отсутствие должной профессиональной психолого-педагогической подготовленности -одна из важных причин человеческой глухоты, бесчувственности, неиссякаемый источник черствости, формализма, гипертрофированной властности, нарушений законности и серьезных профессиональных просчетов. Зачастую отсутствие или слабая подготовка выступают основной причиной беспечности, неосмотрительности, медлительности, ошибок, приводящих даже к гибели сотрудников.

Анализ служебной деятельности сотрудника органа (подразделения) внутренних дел позволяет выделить ситуации, к которым сотрудник должен быть подготовлен. Таким образом, в психолого-педагогическую подготовку входят:

Основные виды:

- психолого-педагогическая подготовка к действиям при обострениях повседневной правоохранительной деятельности;

- служебно-боевая подготовка к решению экстремальных задач;

- подготовка к действиям при чрезвычайных обстоятельствах.

Частные виды:

- подготовка к конфликтному общению;

- физическая подготовка к действиям в экстремальных условиях;

- огневая подготовка;

- тактическая подготовка к решению разного рода слу-жебио-боевых задач;

- психолого-педагогическая подготовка руководителей, начальников, командиров к решению задач в экстремальных условиях;

- психолого-педагогическая подготовка к обеспечению личной безопасности;.

- проведение с личным составом обучающих занятий, тренировок с элементами тренинговой работы.

Формулируя определение профессиональной психолого-педагогической подготовки в органах внутренних дел, следует учесть, что это особый вид профессиональной подготовки, целью которой выступает практическая подготовка личного состава к успешной профессиональной деятельности в сложных по своим объективным, психологическим особенностям условиях. К таким условиям чаще всего относятся: некоторые метеорологические и стихийные, ночные условия, особенности строения объектов, некоторые особенности обстановки, неправомерные действия правонарушителей, применение ими оружия, случаи противодействия конфликтному общению, характерологические особенности граждан, с которыми приходится иметь дело, их состояние (лживость, скрытность, агрессивность, пренебрежение и т. п.) и провоцирующее поведение, а также внутреннее состояние самого сотрудника.

Другими словами, профессиональная психолого-педагогическая подготовка - это научно организованный и эффективно осуществляемый процесс формирования, повышения и поддержания высокого уровня психологической подготовленности сотрудников к решению оперативно-служебных, служебно-боевых задач и целенаправленной разработки требований по формированию необходимых свойств личности, связанных с реальным единством обучения и воспитания.

Таким образом, психолого-педагогическая подготовка сотрудника имеет такое же большое значение в его профессиональном совершенствовании, как юридическая, физическая и боевая подготовка.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ЖЕНЩИН К СЛУЖБЕ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Е. А. Янчарина, психолог

Ленинский РОВД, г. Новосибирск

Одним из основных направлений работы психолога органов внутренних дел является изучение социально-психологического климата и стиля руководства в служебных коллективах. С помощью этой работы можно максимально увидеть качественную сторону отношений между людьми, проявляющуюся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в служебном коллективе.

Проводя исследования в служебных коллективах, мы обнаружили некоторые закономерности. Например, в почти женских коллективах, таких как Г1ДН, дознание, следствие, женщины приходят на службу в ОВД с очень схожими типами темперамента, психологическими особенностями, жизненными ценностями.

В ходе исследований, проведенных нами в подразделениях ПДН, было отмечено, что большинство женщин этого подразделения на период устройства на работу в недавнем прошлом развелись либо их семейные отношения идут к разводу. При приеме на работу, рисуя «Несуществующее животное»,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.