П © $? О «УГ ® сял <&
асп&хты
ПРОБЛЕМЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ ОЦЕНКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СОТРУДНИКОВ МВД РОССИИ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
Канд. психол. наук, доцент Г. С. Дунин
Московский университет МВД России
В последние годы сотрудники МВД России постоянно привлекаются к выполнению оперативно-служебных задач в «горячих точках» и прежде всего - в Северо-Кавказском регионе и Чеченской Республике, обеспечивая поддержание конституционного порядка, пресечение преступных действий бандформирований и организованной преступности.
Деятельность в этих условиях требует от сотрудников МВД России большого нервно-психического напряжения и самоотдачи, характеризуется необходимостью противостоять преступности, имеющей высокий уровень агрессивности и самые разные формы ее проявления (1; 22; 24; 29). Этот период характеризуется длительным воздействием на сотрудников большого числа стрессогенных психотравмирующих факторов, что определяет высокие требования к психической сфере личности, стрессоустойчивости и психологической готовности к деятельности в чрезвычайных ситуациях.
Длительное воздействие стрессогенных факторов, наличие постоянной угрозы для жизни, высокая вероятность гибели, ранения, травматизации предъявляют высокие требования не только к уровню профессиональной подготовленности, но и к психологическим качествам личности, обусловливающим психологическую готовность к деятельности в чрезвычайных ситуациях.
Проблема оценки и прогнозирования психологической готовности сотрудников МВД России, особенно при направлении в спецкомандировку и в период выполнения оператив-но-служебных задач в экстремальных условиях, является профессионально значимой для МВД России, так как от нее зависят не только эффективность оперативно-служебной деятельности сотрудников МВД, но их личная безопасность, здоровье и жизнь (23). В связи с этим оценка, прогнозирование и формирование психологической готовности к деятельности в чрезвычайных ситуациях относятся к числу приоритетных задач профотбора, профессионально-психологической подготовки и психологического обеспечения деятельности сотрудников МВД России.
Низкий уровень психологической готовности сотрудников МВД России к деятельности в чрезвычайных ситуациях при их направлении в спецкомандировки, а также снижение психологической готовности на фоне длительного воздействия большого числа стрессогенных факторов в период контртер-
рористической операции на территории Северо-Кавказского региона и Чеченской Республики тесно связаны с гибелью, ранениями и нервно-психическими расстройствами сотрудников (1; 23).
Теоретические основы экстремальной психологии определяют необходимость исследования трех основных типов психологической готовности к деятельности в чрезвычайных ситуациях - длительную (долгосрочную, индивидуальную), оперативную (кратковременную, краткосрочную, индивидуальную) и коллективную (групповую) психологическую готовность.
В рамках таких исследований значительный научно-практический интерес представляет анализ уровней выраженности и структуры основных компонентов психологической готовности сотрудников МВД к деятельности в чрезвычайных ситуациях, а также разработка психодиагностических алгоритмов ее прогноза с помощью психодиагностических тестов.
В военной психологии и педагогике различные аспекты проблемы оценки и формирования психологической готовности к деятельности в экстремальных условиях рассматривались в рамках проблемы психологической подготовки в работах А.Г.Базанова, А. В. Барабанщикова, В. И. Вдовюка, В. П. Давыдова, М. И. Дьяченко, Л. Ф. Железняка, Н. И. Ки-рашова, М. И. Коробейникова, И. Д. Ладанова, Г. Д. Лукова, В. Л. Марищука, В. В. Офицерова, К. К. Платонова,
А. М. Столяренко, Н. Ф. Феденко, В. Т. Юсова и др.
Различные аспекты процесса оценки и формирования психологической готовности у сотрудников внутренних войск и спецподразделений МВД России к деятельности в экстремальных условиях нашли отражение в работах А. И. Адаева, Ю. В. Аманацкого, Ю. Н. Голованова, Г. С. Дунина, А. А. Ко-чина, Л. А. Китаева-Смыка, Г. И. Перекопского, В. 10. Рыбникова, Н. Н. Силкина, Л. С. Узуна.
Анализ научной литературы показывает, что исследуемая проблема является еще недостаточно разработанной в психологической науке, а отсутствие системных, научно обоснованных практических рекомендаций содержательного и организационно-педагогического характера вызывает существенные затруднения в становлении эффективной системы оценки и поддержания психологической готовности сотрудников МВД к деятельности в экстремальных условиях.
Актуальность проблемы, ее теоретическая и особая практическая значимость в современных условиях, а также ее недостаточная разработанность в психологической практике обусловили необходимость проведения исследований по изучению феноменологии и компонентов психологической готовности сотрудников МВД России к деятельности в чрезвычайных ситуациях.
Психологическая готовность рассматривается большинством авторов в рамках экстремальной психологии, в тесной взаимосвязи с такими понятиями, как психологическая подготовка, психологическая подготовленность, надежность психики, психологическое состояние, психологический отбор, прогнозирование состояний, экстремальная ситуация. Так, анализируя проблему психологического отбора и прогноза
прессовых состояний, свойственных индивиду в экстремальных ситуациях, В. В. Суворова (34) отмечает, что при определении пригодности человека к тон или иной профессии необходимо учитывать, наряду с особенностями психических процессов и свойств личности, его потенциальную возможность вырабатывать и сохранять готовность к активным действиям в экстремальных ситуациях.
Логическим продолжением такого подхода к оценке готовности к предстоящей деятельности является показатель соответствия ее сложности тем физиологическим, психологическим затратам, которые расходуются для обеспечения выполнения задачи, стоящей перед человеком в процессе его практической деятельности (19).
Раскрытие психологических основ и механизмов готовности к деятельности в экстремальных стуациях способствует как теоретическому осмысливанию проблемы «человек в экстремальных условиях», так и практическому решению задач организации управления профессиональной деятельностью в сложных условиях. Знание природы и основ психологической готовности может способствовать воспитанию и формированию социально активной личности, расширению ее кругозора, развитию профессионализма. Выявление индивидуально-психологических особенностей поведения человека в экстремальных ситуациях представляет собой важную и в то же время сложную задачу.
Под термином «готовность» понимается обычно состояние, определяемое способностью к успешному выполнению какой-либо деятельности и связанное с сознательной направленностью на эту деятельность (17; 25). При этом речь идет не о готовности вообще, а непременно о готовности к определенному виду деятельности (28). Нейрофизиологические основы состояния готовности исследованы П. К. Анохиным, Н. А. Берштейном, А. Р Лурия. Особенно важными для понимания феномена готовности являются, на наш взгляд, представления о психологической установке А. С. Прангишвили и Д. Н. Узнадзе и доминанте как нейродинамической ее основе.
Согласно Б. Ф. Ломову (16) представление об установке как упорядоченном единстве всех биологических и психологических функций дает возможность оценивать состояние готовности как многомерную, многокомпонентную и многоуровневую систему, объединяемую в некоторое единство общим системообразующим фактором.
Именно установка является тем направляющим фактором, который объединяет социальные, психологические и биологические компоненты готовности к деятельности. Ряд авторов в понятии «готовность» особо подчеркивали ее психологический компонент - психологическую готовность (12; 32). Акцентировалось внимание и на социальных компонентах психологической готовности (7).
Ряд авторов (4) обособляют готовность к действиям в экстремальных ситуациях и выделяют, как ее показатель, наличие у субъекта образа структуры действия, особого функционального и психологического состояния, направленности сознания на выполнение необходимого действия. Другие исследователи (33) понятие готовности рассматривает в ограниченном аспекте развития предстартового состояния спортсмена или как широкую готовность к деятельности (21).
По Б. Г. Ананьеву (2), понятие «психологическая готовность» характеризует психолог ическое соответствие субъекта требованиям соответствующей деятельности.
Различие взглядов разных специалистов на понятие готовности к деятельности, в частности психологической готовности. и разные подходы к ее изучению и оценке были рассмотрены М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбовичем и В. А. Пономаренко (9). Различают общую и ситуативную г отовность; длительную готовность и предстартовое состояние, обычное, повышенное и пониженное состояние готовности (5); готовность с преобладанием познавательных, волевых или эмоциональных компонентов (3).
Н. Д. Левитов психологическую готовность рассматривал прежде всего как состояние, иногда даже как фон, на котором проходят психические процессы (15). А. Ц. Пупи рассматривает ее не как характеристику деятельности, а как состояние личности, что представляется нам более перспективным подходом (3 1).
Итак, взгляды разных авторов на проблему готовности достаточно разноречивы, и перспективный подход в характеристике готовности к деятельности как многомерной, многокомпонентной системе еще нс нашел достаточного распространения, и в этом направлении целесообразно продолжение исследований.
В психологии труда для описания и прогнозирования состояния подготовленности человека к деятельности широко используется понятие «готовность к труду». Так, различают временную (ситуативную) и долговременную (устойчивую) готовность; функциональную и личностную; общую; специальную; готовность к умственной и физической деятельности и т. д. (3; 5; 9).
В. Л. Марищук (17) определяет готовность к деятельности как своеобразное психическое состояние личности, характеризующееся «оптимальным уровнем эмоционального возбуждения», осознанной мотивацией, стремлением достичь намеченной цели.
Новые подходы к сущности и содержанию психологической готовности, надежности, устойчивости и работоспособности психики разработаны Л. Г. Дикой (27) и др.
Применительно к эффективности деятельности в экстремальных ситуациях различают готовность физическую, профессиональную, боевую, психологическую (25; 30).
Психологическая готовность к деятельности большинством авторов рассматривается как уровень соответствия психических процессов, опыта и свойств личности конкретным условиям и задачам, который во многом определяет границы устойчивости деятельности (18; 25; 26; 30). В области психологии труда и инженерной психологии большинство авторов психологическую готовность рассматривают как психическое состояние (18; 30). В военной психологии состояние готовности к боевой деятельности рассматривается как целостное выражение личности воина, настроенность на организованные и активные действия (26).
Следовательно, психологическая готовность - это первичное, фундаментальное условие успешного выполнения любой деятельности. Возникновение состояния готовности к деятельности начинается с постановки цели на основе потребностей и мотивов или осознания человеком поставленной перед ним задачи. Наиболее существенным показателем такой готовности является целеустремленная мобилизованность психических процессов для преодоления трудностей и достижения положительного результата.
Таким образом, состояние мобилизованности характеризуется отношением наличных возможностей к потенциальным, а состояние готовности включает отношение наличных возможностей к требуемым. Предельная мобилизованность не обеспечивает готовности, а при готовности не всегда необходима мобилизованность. В своих исследованиях мы исходим из понимания сущности готовности как единства психического состояния и комплекса устойчивых профессионально важных свойств личности.
В целостной структуре готовности специалистов к службе выделяют две взаимосвязанные подсистемы готовности: долговременную - устойчивый комплекс профессионально важных качеств и ситуативную - психическое состояние, имеющие два следующих важных различия. Подсистема долговременной готовности формируется заблаговременно и проявляется устойчиво, способствуя успешной деятельности во многих ситуациях, тогда как психическое состояние готовности возникает для решения задач в конкретных ситуациях, отражая наличествующие объективные и субъективные условия. В реализации регулятивной функции психики подсисте-
ма долговременной готовности выступает в качестве стабилизирующего момента, в то время как подсистема ситуативной готовности является динамический. Однако эти подсистемы в целостной системе готовности представляют собой функциональное единство.
В качестве системообразующего фактора готовности специалистов к службе выступает профессиональная направленность, мотивация личности: ценностные ориентации, мотивы, потребности, личностные ожидания, отношение к жизни и предстоящей службе, личная активность в реализации жизненных перспектив (13; 25).
Динамичность развития готовности к предстоящей профессиональной деятельности зависит как от внешних, так и от внутренних условий.
Среди внешних условий в качестве детерминирующих факторов обычно выделяют специфику профессиональных задач, их трудность, новизну, экстремальный характер; условия (обстановку) профессиональной деятельности; пример поведения окружающих; особенности стимулирования действий и результатов деятельности и т. д.
Среди внутренних условий - мотивацию деятельности; стремление к достижению результата и оценку вероятности успеха; адекватность самооценок, интеллектуальных, эмоциональных, мотивационных и волевых возможностей; чувство ответственности и уверенности в себе, профессиональную подготовленность и личный опыт мобилизации сил на решение задач большой трудности (в том числе для действий в напряженных ситуациях); состояние здоровья и физическое самочувствие; умение контролировать и регулировать уровень своего состояния готовности; умение самонастраиваться, создавать оптимальные внутренние условия для предстоящей деятельности (25).
Одной из важнейших составляющих психологической готовности специалиста к профессиональной деятельности выступает мотивационная готовность. В экстремальных ситуациях она рассматривается нами как актуализация потребности в личной безопасности и профессиональном выполнении задач деятельности.
Состояние психологической готовности в решающей степени обусловливается устойчивыми психическими особенностями, свойственными данному человеку. Но оно не представляет собой простой перенос качеств и состояний в новую ситуацию, простую их актуализацию. На состояние психологической готовности оказывают влияние и те конкретные условия, в которых осуществляется их профессиональная деятельность.
На основе психологического анализа существующих подходов к решению данной проблемы и нашего личного опыта участия в контртеррористической операции на Северном Кавказе выявлены внешние и внутренние условия, обусловливающие психологическую готовность.
К их числу следует отнести содержание оперативно-служебных задач, их трудность, новизну, экстремальный характер; обстановку оперативно-служебной деятельности, опыт поведения и действий в экстремальных условиях; особенности стимулирования действий и результатов; мотивацию, стремление к достижению того или иного результата; оценку вероятности достижения желаемого результата; самооценку собственной подготовленности; предшествующее нервно-психическое состояние; состояние здоровья и физическое самочувствие; личный опыт мобилизации сил на решение трудных оперативно-служебных задач; умение контролировать и регулировать уровень своего состояния готовности; умение самонастраиваться, регулировать свое психическое состояние и создавать оптимальные внутренние условия для предстоящей деятельности в экстремальных ситуациях.
Исследования М. И. Дьяченко (8; 9) показали, что динамическую структуру состояния реальной психологической готовности к сложным видам деятельности составляют следующие взаимосвязанные элементы:
1) осознание своих потребностей, требований общества, коллектива или поставленной задачи другими людьми;
2) осознание целей, решение которых приведет к удовлетворению своей потребности или выполнению поставленной задачи;
3) осмысливание и оценка условий, в которых будут протекать предстоящие действия, актуализация опыта, связанного в прошлом с решением задач и выполнением требований подобного рода;
4) определение на основе опыта и оценки предстоящих условий деятельности наиболее вероятных и вспомогательных способов решения задач или выполнения требований;
5) прогнозирование проявления своих ин геллекгуальных, эмоциональных, мотивационных и волевых процессов, оценка соотношения своих возможностей, уровня притязаний и необходимости достижения определенного результата;
6) мобилизация сил в соответствии с условиями и задачей, самовнушение в достижении цели.
В итоге человек настраивается па определенное поведение, на совершение действий, необходимых для достижения поставленной цели, создает условия для выполнения профессиональных задач, а также совершает подготовительные действия, восполняет недостаток информации, проводит упражнения, тренировки, предвидит варианты развертывания событий, моделирует процесс своей деятельности в экстремальных ситуациях. С началом практических действий он внимательно следит за изменением обстановки, оценивает адекватность своих действий, модель которых построил заранее, стремится не упустить возможности использования оптимальных условий и средств, ведущих к достижению цели, сознательно управляет собой.
Таким образом, состояние психологической готовности имеет сложную динамическую структуру, является выражением совокупности мотивационных, волевых, регуляторных, когнитивных и типологических сторон психики личного состава в их соотношении с внешними условиями и предстоящими задачами.
Ряд авторов, анализируя содержание готовности к профессиональной деятельности, в качестве основных элементов психологической готовности рассматривают следующие компоненты (1; 6; 10; 14; 20):
-мотивационный - положительное отношение к профессии, интерес к ней и др.;
- ориентационный - знания и представления об особенностях и условиях профессиональной деятельности, ее требованиях к личности;
- оперативный - владение способами и приемами профессиональной деятельности, необходимыми знаниями, умениями и навыками, процессами анализа, синтеза, сравнения, обобщения и др.;
- волевой - самоконтроль, умение управлять действиями, из которых складывается выполнение трудовых обязанностей;
-оценочный - самооценка своей профессиональной подготовки, оценка соответствия процесса решения профессиональных задач оптимальным трудовым образцам.
По их мнению, достаточная развитость и выраженность этих компонентов и их целостного единства является показателем высокого уровня психологической готовности специалиста, его активности, самостоятельности, творчества в процессе деятельности. Недостаточная развитость и выраженность свидетельствуют об известной неподготовленности, незавершенности формирования готовности, о ее средних или низких уровнях.
Следовательно, готовность - это первичное фундаментальное условие успешного выполнения любой деятельности. Различают профессиональную, физическую и психологическую готовность к деятельности в экстремальных условиях (14).
Состояние готовности личности к деятельности следует понимать как сложное, временно возникающее (оперативное) образование. Оно имеет динамическую структуру, между компонентами которой существуют функциональные зависи-
мости. Стремясь удовлетворить свои потребности, человек в практической деятельности на основе внутренней активности (биологической, физиологической и психической) реализует определенную цель. Обычно человек реализует две группы своих возможностей: неспецифические и специфические, которые являются слагаемыми его готовности к деятельности.
Практика показывает, что наряду с индивидуальной существует и коллективная готовность к активным действиям. Готовность служебного коллектива - не прямое следствие, не механическая сумма готовности отдельных его членов. Помимо мобилизации индивидуальных качеств нужно привлечь на выполнение задачи общественное мнение, традиции коллектива, создать общую установку и коллективное настроение. Общий успех является итогом не отдельно взятых индивидуальных, а совместных и согласованных действий многих людей. Коллективный результат базируется на правильном восприятии и представлении всеми участниками хода решения задачи, взаимопонимании, взаимной уверенности, взаимном доверии, сплоченности, навыках взаимодействия.
Следовательно, содержание и структура готовности служебного коллектива раскрываются в обшей целеустремленности, направленности его умственных, эмоциональных и волевых проявлений профессиональной подготовленности, мастерства и установок на четкое и полное выполнение задачи.
Известно, что объединение людей для совместной деятельности порождает взаимовлияние, подражание, внушение, соревнование, стремление к самоутверждению, симпатии, антипатии, взаимные оценки, авторитеты и т. п. (8; 14; 25). Все эти социально-психологические явления оказывают влияние на готовность не только отдельных лиц, но и целою подразделения. Например, если тот или иной человек равнодушен к общему успеху и стремится к успеху личному, то это может отрицательно сказаться на общем ритме работы коллектива, вызвать несогласованность в действиях. Хороший морально-психологический климат в коллективе, бодрость, уверенность, взаимопонимание, уважение друг к другу, доброжелательность, взаимная требовательность, товарищество, дружба, взаимозаменяемость составляют необходимые предпосылки готовности, создания общей установки на успешное выполнение стоящей задачи, слаженности и согласованности в коллективной деятельности.
Вместе с тем спаянность, дисциплина, выучка, сознательность и стойкость коллектива поддерживают постоянную бодрость духа и благоприятствуют формированию и сохранению готовности каждого члена коллектива к активным действиям в самых сложных, экстремальных ситуациях.
Особенно остро стоит проблема индивидуальной и групповой готовности для подразделений в условиях войны и при выполнении оперативно-служебных задач в экстремальных условиях.
Так, сотрудники спецподразделений МВД России, находясь при выполнении специальных операций в элементах боевого порядка (группах захвата, заслонах, засадах и т. д.), обеспечивают ие только каждый свой сектор, но и страхуют товарищей, реагируют на малейшие изменения оперативной и оперативно-служебной обстановки в целом, находясь в готовности действовать в экстремальной ситуации.
Продолжая рассмотрение индивидуальной психологической готовности, важно определить компоненты оценки готовности к деятельности в экстремальных ситуациях и обосновать феноменологию этого многомерного понятия.
Опыт психологического обеспечения сотрудников МВД России, участвовавших в выполнении контртеррористических операций в Чеченской Республике и на Северном Кавказе, позволил выделить пять основных компонентов психологической готовности к деятельности в экстремальных и чрезвычайных ситуациях (схема).
Мотивационно-социальный компонент включает в себя: понимание и осознание государственного значения и важности выполняемых задач, позитивное (ценностно-ориентационное) отношение к предстоящей деятельности, сознательное стремление к добросовестному выполнению служебного долга, оперативно-служебной задачи; моральную нормативность, потребность в преодолении трудностей и настойчивость в достижении цели; проявление интереса к выполнению служебных задач в экстремальных условиях; стремление добиться успеха и показать себя с лучшей стороны при исполнении обязанностей.
Кроме широких социальных мотивов сюда включаются индивидуальные мотивы направленности на деятельность по выполнению задач контртеррористической операции, обус-
Схема
Структура и содержание компонентов психологической готовности к деятельности в чрезвычайных ситуациях
ловлениые высоким денежным содержанием (выплата «боевых»), возможностью служебного роста и т.п.
Когнитивный (информационно-интеллектуальный) компонент предполагает познавательный, активный характер включения в будущую экстремальную деятельность через стремление узнать новое о предстоящих трудностях, условиях выполнения задач, приемах и способах деятельности противника, анализ имеющейся информации. Это один из способов подготовки к экстремальным условиям. Он основан на понимании задач и условий предстоящей профессиональной деятельности, психологической оценке их значимости; формировании представлений о вероятных изменениях обстановки, трудностях, предстоящих условиях выполнения оперативно-служебных задач в экстремальных ситуациях. Он дополняет имеющийся у сотрудника ОВД объем знаний, приемов, средств и способов достижения цели; способствует быстрому формированию профессиональных умений и навыков действий в экстремальных условиях.
Эмоционально-регуляторный компонент отражает способность управлять своими чувствами, эмоциями и поведением, самоконтроль, способность регулировать свое психическое состояние, подавлять отрицательные эмоции, страх. Он также включает самообладание, способность регулировать чувства и в том числе подавлять отрицательные эмоции, страх, панические реакции, способность противостоять экстремальным раздражителям при выполнении оперативно-служебных задач, способность к саморегуляции психики. Именно этот компонент обусловливает снижение уровня нервно-психического напряжения, профилактику психосоматических заболеваний и нервно-психических срывов.
Волевой компонент включает в себя: настойчивость, решительность, целеустремленность, упорство в преодолении возникших трудностей, самообладание; эмоционально-волевую устойчивость, способность брать на себя ответственность в экстремальных ситуациях; умение сохранять высокий уровень активности, инициативы, самостоятельности; способность противостоять усталости.
Типологический компонент характеризует тип нервной системы (слабый, сильный), силу и уравновешенность процессов возбуждения и торможения, нервно-психическую устойчивость, адаптационные способности.
Выделенные компоненты составляют сущность и феноменологию понятия психологической готовности к деятельности в экстремальных ситуациях. Применительно к каждому из этих пяти компонентов психологической готовности нами выделены три уровня (высокий, средний, низкий) и дано их содержательное описание. Это позволило разработать критерии экспертной оценки психологической готовности и методику их экспертной оценки.
Экспертная оценка распределения 246 сотрудников МВД России по уровню психологической готовности к деятельности в чрезвычайных ситуациях показала, что основная часть (46%) сотрудников имеют средний уровень психологической готовности к деятельности такого рода; 34% сотрудников имеют высокий и выше среднего уровень психологической готовности к деятельности в чрезвычайных ситуациях. Вместе с тем достаточно большая часть (29%) сотрудников ОВД имеют минимальный (ниже среднего) и низкий уровень психологической готовности к деятельности в чрезвычайных ситуациях. Эти сотрудники часто в сложных ситуациях не способны быстро мобилизоваться на выполнение экстремальных задач, подвержены панике, страху, они требуют контроля в стрессе и плохо управляют своими эмоциями и поведением.
Сравнительный анализ психологической готовности к деятельности в чрезвычайных ситуациях у 353 сотрудников МВД России с различным опытом участия в спецкоманди-ровках в горячих точках показал, что с повышением количе-
ства спецкомандировок в горячие точки возрастает количество сотрудников с высоким уровнем психологической готовности (30 и 45% при числе командировок менее 2 и 3-4) и снижается число лиц с низким уровнем психологической готовности (14 и 9% соответственно).
Однако затем, с повышением числа спецкомандировок отмечается обратная зависимость - при числе спецкомандировок 5-6 или более 6 резко снижается количество сотрудников с высокой и увеличивается число лиц с низкой психологической готовностью. По-видимому, это связано с кумуляцией негативных психологических состояний, снижением бдительности за счет приобретенного опыта, своеобразной переоценкой значимости стресс-факторов, завышенной и неадекватной самооценкой.
Оценка взаимосвязи психологической готовности к деятельности в экстремальных условиях сотрудников ОВД с успешностью их оперативно-служебной деятельности в этих условиях показала, что между психологической готовностью и успешностью оперативно-служебной деятельности в чрезвычайных ситуациях существует достаточно тесная связь. Так, высокоуспешные сотрудники имели высокий (38%) или средний (62%) уровень психологической готовности к деятельности в экстремальных условиях. В группе же сотрудников с низким уровнем успешности деятельности только 8% были отнесены к высокому уровню психологической готовности к деятельности в экстремальных условиях, а основная часть имела средний (51%) или низкий (41%) уровень психологической готовности.
Кроме того, с помощью психодиагностических тестов СМИЛ, 16-ФЛО, КОТ и др. были выявлены индивидуальнопсихологические особенности лиц с высоким и низким уровнем психологической готовности к деятельности и на их основе разработан психодиагностический алгоритм прогнозирования психологической готовности к деятельности в чрезвычайных ситуациях.
Таким образом, во-первых, психологическая готовность сотрудников МВД России к деятельности в чрезвычайных ситуациях должна рассматриваться как многокомпонентное психологическое образование, имеющее сложную динамическую структуру, между компонентами которой существуют функциональные зависимости. Во-вторых, успешность оперативно-служебной деятельности сотрудников МВД России в чрезвычайных условиях тесно связана с уровнем и особенностями структуры их психологической готовности, которые имеют специфику у сотрудников с различным опытом спецкомандировок и успешностью деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Адаев А. И. Оценка и прогноз психологической готовности сотрудников ОВД МВД России к деятельности в экстремальных ситуациях: Дис... канд. психол. наук. - СПб., 2004.
2. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: В 2 т. -М.: Педагогика, 1980.- Т. 1.
3. Бодров В. А., Обозное А. А. Система психологической регуляции стрессоустойчивости человека-оператора // Психологический журнал. - 2000. - Т. 21. - № 4. - С. 32-40.
4. Вахнина В. В. Психологические особенности мотивации личности руководителя органов внутренних дел: Дис... канд. психол. наук. - М., 1999.
5. Военная педагогика и психология / Под ред. Н. В. Барабанщикова. - М.: Воениздат, 1986.
6. Голованов Ю. Н. Оценка и формирование психологической готовности сотрудников специальных подразделений МВД России к деятельности в экстремальных ситуациях (на примере ОМОН МВД России): Дис... канд. психол. наук. - М.: ВНИИ МВД России, 2001.
7. Донцов А. И. Психология коллектива. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.
8. Дьяченко М. И. Психологический анализ боевой деятельности советских воинов, - М.: ВПА, 1974.
9. Дьяченко М. Я. и др. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях: Психологический аспект, - Минск, 1985.
10. Ильин Е. П. Психология воли, - СПб., 2001.
11. Каверин С. Б. Мотивация труда. - М.: Пзд-во Института психологии РАН, 1998.
12. Климов Е. А. Психология профессионала.- М., 1996.
13. Кузьмина Н. В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища. - М.: Высш. шк., 1989.
14. Лебедев В. И. Личность в экстремальных условиях. - М.: Политиздат, 1989.
15. Левитов Н.Д. Психология труда. - М.: Учпедгиз, 1963.
16. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М.: Наука, 1984.
17. Марищук В. Л. Психологические основы формирования профессионально значимых качеств: Дис... д-ра психол. наук. -Л., 1982.
18. Машков В. И. Введение в психологию человека. - СПб.: Изд-во В. А. Михайлова, 2003.
19. Медведев В. И. Устойчивость физиологических и психологических функций человека при действии экстремальных факторов. - Л.: Наука, 1982.
20. Мельников В. М. Психологическое обеспечение деятельности ОВД в экстремальных условиях несения службы. - Иркутск: ВСИ МВД России, 2002.
21. Наенко Н. И. Психическая напряженность, - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976.
22. Организация психологического обеспечения деятельности сотрудников органов внутренних дел в экстремальных условиях: Методическое пособие. - М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2004.
23. Организация психологической реабилитации сотрудников органов внутренних дел: Методическое пособие / Под ред. М. И. Марьина. - М.: ГУК МВД России, 2002.
24. Организация работы с личным составом во временных формированиях органов внутренних дел и мобильных отрядах на территории Северо-Кавказского региона: Сб. документов и информационно-методических материалов. - М.: ГУК и КП МВД России, 2000.
25. Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. -М., 1982.
26. Подоляк Я. В. Практические вопросы военной психологии. - М.: Восниздат, 1987.
27. Проблемность в профессиональной деятельности: теория и методы психологического анализа: Сб. ст. / Под ред. Л. Г. Дикой. - М., 1999.
28. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова, - М.: Педагогика-Пресс, 1997.
29. Психологическое обеспечение деятельности органов внутренних дел в экстремальных условиях: Методическое пособие. - М.: ГУК и КП МВД России, 2001.
30. Психология: Учебник / Под ред. А. А. Крылова. - М.: Проспект, 2003.
31. Пуни А. Ц. Процесс и система звеньев психологической подготовки к соревнованиям в спорте: (Психологический аспект). -Л.: ГДОИФК, 1979.
32. Решетников М. М. и др. Психологические экстремальные состояния, - СПб., 1999.
33. Стамбулова П. Б. Психология спортивной карьеры. -СПб., 1999.
34. Суворова В. В. Некоторые проблемы прогноза деятельности человека в экстремальных условиях // Вопросы психологии. - 1973. - № 4. - С. 23.
ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКЕ
Канд. эконом, наук, доцент Э. А. Нехвядович Северо-западная академия государственной службы России,
г. Санкт-Петербург
Реформы высшего образования, изменения в статусе образовательных учреждений России, содержании учебных программ и методах обучения, обусловленные преобразованиями во всех сферах государства, требуют поиска новых подходов к совершенствованию профессиональной переподготовки специалистов в вузах России. Особенно актуально это для руководителей регионального уровня - государственных служащих, профессиональная деятельность которых тесно связана с использованием современных телекоммуникационных и новых информационно-аналитических технологий.
Усложнение содержания, форм и методов профессиональной переподготовки государственных служащих, возрастание требований к уровню квалификации и качеству их переподготовки в вузах породило ряд противоречий, которые не могут быть разрешены в рамках традиционного способа организации образовательного процесса.
Наиболее важными являются противоречия между:
- системным характером труда государственных служащих - руководителей регионального уровня, работающих в новых конкурентно-рыночных условиях с использованием новых технологий, и неупорядоченностью процесса формирования их профессионализма;
- внедрением в вузах новых информационных и телекоммуникационных технологий (ТКТ) и неупорядоченностью процесса их применения, низкой эффективностью их использования для решения целевых задач по формированию профессионализма и профессионально-личностного развития государственных служащих;
-необходимостью эффективного использования в вузах новых педагогических и телекоммуникационных технологий и существующим уровнем их научно-методического обеспечения в плане междисциплинарной интеграции на различных этапах профессиональной переподготовки государственных служащих и узкой специализацией их использования в образовательном процессе в вузах;
- внедрением личностно-ориентированного подхода при использовании ТКТ обучения в профессиональной подготовке государственных служащих и отсутствием системы психоло-го-педагогического прогноза и контроля их профессионально-личностного развития в части обеспечения дифференцированного подхода к использованию телекоммуникационных технологий в вузе;
- возросшим уровнем требований к профессионализму профессорско-преподавательского состава, осуществляющего подготовку государственных служащих, и традиционной системой оценки их педагогической деятельности.
Решение этих противоречий возможно лишь при условии концептуального обоснования и разработки системы научного обеспечения эффективного использования новых ТКТ в профессиональной переподготовке государственных служащих - руководителей регионального уровня. Однако такого рода комплексных исследований в системе высшего профессионального образования до настоящего времени практически не проводилось.
Актуальность таких исследований определяется и тем, что современные макроусловия России и сложный этап ее