УДК 159.9
С.Н. Трипутин*, А.Н. Лункин**, Л.А. Лункин***, В.В. Горохов****, А.В. Горохов*****.
Морально-психологическое обеспечение формирования профессиональной компетентности курсантов и слушателей образовательных организаций силовых структур, развитие у них эмоциональной устойчивости к действиям в экстремальных условиях с применением специальных физических упражнений
Морально-психологическое обеспечение в процессе обучения в ВУЗе имеет важное значение в формировании профессиональной компетентности будущих специалистов силовых структур. В ходе научных исследований оценено его влияние на развитие у курсантов и слушателей вузов силовых структур эмоциональной устойчивости к действиям в экстремальных условиях с применением специальных физических упражнений и привычки самоконтроля за внешними проявлениями эмоций на профессиональную и академическую успеваемость.
В ходе проведения научных исследований в образовательных организациях силовых структур в рамках НИР «Атлет», «Вымпел», «Олимп», «Основа-2», «Курсант», «Специалист», «Спринтер», «Стайер», «Чемпион» при стимулировании эмоционального стресса (преодоление разрушенного моста ОКУ на полосе препятствий и прыжки с него в условиях ограниченной видимости и мороза, сильного ветра, преодоление по скользкой узкой опоре в условиях дождя, сильного ветра и тумана) у некоторых курсантов и слушателей наблюдалось расширение зрачка (симпатическая реакция), а у других происходило сужение зрачка (проявлялась парасимпатическая реакция).
Ключевые слова: морально-психологическое обеспечение, эмоциональная устойчивость, эмоциональная напряженность, внешние проявления эмоций, профессиональная компетентность, профессиональная успешность, психические познавательные процессы, мыслительные операции.
S.N. Triputin*, A.N. Lunkin**, L.A. Lunkin***, V.V. Gorokhov****, A.V. Gorokhov*****. The moral and psychological support of the formation of professional competence of cadets and students of higher educational institutions of power structures, develop their emotional stability to act in extreme conditions with the use of special exercise. The given paper is devoted to the correlational interrelations between external outward emotions showing and the changes in the stability of psychological processes.
Keywords: moral and psychological support, professional competence, emotional stability, emotional intensity, external/outward emotions showing, professional stability and success, mental processes, thinking operations.
Актуальность
Морально-психологическое обеспечение формирования профессиональной компетентности специалистов силовых структур и развития у них эмоциональной устойчивости к действиям в экстремальных условиях особенно важно в период экономической нестабильности, повышении угроз террористических актов и разрастающихся локальных конфликтов.
Профессиональная деятельность специалистов силовых структур нередко осуществляется в экстремальных условиях. К опасным (экстремальным) условиям профессиональной деятельности относят такие факторы рабочей среды, воздействие которых в течение служебного времени создает
* Трипутин, Сергей Николаевич, заместитель начальника Санкт-Петербургского университета МВД России по работе с личным составом. Адрес: Россия, 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1. E-mail: [email protected].
** Лункин, Александр Николаевич, доцент кафедры физической подготовки Михайловской военной артиллерийской академии ВС РФ. Адрес: Россия, 195009, г. Санкт-Петербург, ул. Комсомола, д. 22. E-mail: [email protected].
*** Лункин, Леонид Александрович, аспирант СПб ГУ Адрес: Россия, Санкт-Петербург, наб. Адмирала Макарова, д. 12. E-mail: [email protected].
**** Горохов, Вячеслав Витальевич, начальник кафедры физической подготовки Михайловской военной артиллерийской академии ВС РФ. Адрес: Россия, 195009, г. Санкт-Петербург, ул. Комсомола, д. 22. E-mail: [email protected].
***** Горохов, Алексей Вячеславович, Михайловская военная артиллерийская академия ВС РФ. Адрес: Россия, 195009, г. Санкт-Петербург, ул. Комсомола, д. 22. E-mail: [email protected].
* Triputin, Sergey Nikolayevich, deputy head of Saint-Petersburg University of Ministry of Internal Affairs of Russia on personal staff. Address: Russia, 198206, St. Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. E-mail: [email protected].
** Lunkin, Alexander Nikolayevich, assistant professor of physical training Mikhailovskaya Military Artillery Academy of the RF Armed Forces. Address: Russia, 195009, St. Petersburg, Komsomol str., 22. E-mail: [email protected].
*** Lunkin, Leonid Alexandrovich, a graduate student of St. Petersburg State University. Address: Russia, St. Petersburg, emb. Admiral Makarov, 12. E-mail:. [email protected].
**** Gorokhov, Vyacheslav Viialiyevich, head of the department of physical training Mikhailovskaya Military Artillery Academy of the RF Armed Forces. Address: Russia, 195009, St. Petersburg, Komsomol str., 22. E-mail: [email protected].
***** Gorokhov, Alexei Vyacheslavovich, Mikhailovskaya Mikhailovskaya Military Artillery Academy of the RF Armed Forces. Address: Russia, 195009, St. Petersburg, Komsomol str., 22. E-mail: [email protected].
© Трипутин С.Н., Лункин А.Н., Лункин Л.А., Горохов В.В., Горохов А.В., 2016
Психология
угрозу для жизни, высокий риск развития острых профессиональных поражений, в том числе и тяжелых форм [2; 3; 19]. Например, профессиональный риск - вероятность утраты здоровья или смерти, связанные с исполнением должностных обязанностей, на примере специалистов оперативных подразделений составляет не менее Ю^-Ю-5 человека/ч, или 10-3-10-2 человека/год, в то время как риск смерти 5 • 10-4 человека/год и менее можно рассматривать как социально приемлемый риск, обусловленный профессиональными факторами [3; 4; 5; 19; 20].
В течение профессиональной деятельности у специалистов, работающих в экстремальных условиях, могут возникать негативные эмоциональные состояния в виде эмоциональной напряженности, эмоционального истощения (выгорания), посттравматического стрессового расстройства. Рассмотрены взаимосвязи внешних проявлений эмоций при развитии напряженности с изменениями в устойчивости психических, психомоторных процессов, профессиональной эффективности, а также информация о возможности коррекции негативных реакций.
Морально-психологическое обеспечение - деятельность по формированию, поддержанию и восстановлению морально-психологического состояния личного состава, обеспечивающего успешное выполнение оперативно-служебных задач [14].
Морально-психологическое состояние характеризуется проявлением нравственных качеств и психологических свойств личности и выражается в отношении к реальной действительности, степени служебной активности, уровне готовности и способности решать поставленные задачи [14].
Под эмоциональной устойчивостью понимается способность эффективно выполнять заданную профессиональную деятельность при эмоциогенных воздействиях, при высоком эмоциональном напряжении.
Эмоция - переживание человеком своего отношения к какому-либо объекту или событию; рефлекторная психовегетативная реакция, связанная с проявлением субъективного пристрастного отношения (в виде переживания) к ситуации и её исходу, и способствующая организации целесообразного поведения в этой ситуации. Эмоции могут быть оценены: 1) знаком (положительным или отрицательным); 2) модальностью (качеством); 3) продолжительностью; 4) интенсивностью (силой); 5) подвижностью (быстротой смены эмоциональных состояний); 6) реактивностью (скоростью возникновения, выраженностью и адекватностью эмоционального отклика на внешние и внутренние стимулы); 7) степенью осознанности эмоций; 8) степенью произвольного контроля эмоций и т.д. [2; 3; 4; 11; 12; 15; 17].
Эмоции, как и внешние их проявления, могут быть непроизвольными и произвольными. Так, новорожденные дети реагируют на пищу выразительными гримасами, с другой стороны, опытные артисты изображают любые эмоции. Более того, вживаясь в роль, они стимулируют у себя соответствующие и вегетативные реакции. При рассмотрении эмоций в аспекте высшей нервной деятельности определенная их часть трактуется применительно к положениям об условных рефлексах, что не исключает основания рассматривать их часть как врожденные. [2; 3; 4; 6]. Так же говорил и И.П. Павлов о врожденных рефлексах, связанных с удовлетворением органических потребностей, инстинктов. Он указывал также на эмоции, приобретённые по механизмам условных рефлексов удовлетворением приобретённых потребностей. В положительных и отрицательных эмоциях, как правило, имеют место вегетативные реакции симпатического и парасимпатического отделов нервной системы. Это, возможно, связанно с преобладанием у конкретного человека соответствующего тонуса. Поэтому эта серьезная и важная проблема эмоций остаётся достаточно сложной, неоднозначно трактуемой и в психологии, и в педагогике, и в теории физической культуры, и в других разделах науки и практики (В.В. Боровский, А.Н. Лункин, В.Л. Марищук, 2009; Е.П. Ильин, 2001; К. Изард, 2000; А.Н. Леонтьев, 1971; А.Н. Лункин, 2003, 2010; В.Л. Марищук, 2004, 2005 и др.) Мы в 2013-2014 гг. приняли участие в обследовании курсантов первых курсов Санкт-Петербургского университета МВД России и Михайловской военной артиллерийской академии, которые проходили медицинскую и психологическую комиссию, обладали хорошим состоянием здоровья, были допущены по конкурсу к учёбе в ведомственной образовательной организации. Эти молодые люди (в основном 18-20 лет), являющиеся в определённой мере элитным составом человеческого мобилизационного ресурса призывной молодёжи, поскольку в составе современной молодёжи более половины дисквалифицируются по медицинским критериям врачебными комиссиями, имеют недостаточную и морально-психологическую готовность к преодолению трудностей службы, слабую физическую подготовленность и другие отклонения (Н.М. Жаринов, 2006; И.Ю. Пугачёв, 2006; В.А. Щёголев, 1980 и др.) Мы же рассматриваем категорию молодёжи, которая в отношении морально-психологического и физического состояния является вполне готовой к жёстким условиям службы в силовых структурах. Было проведено два констатирующих эксперимента в 2013 и 2014 гг.
Процесс формирования негативных эмоциональных состояний можно представить в виде компонента общего адаптационного синдрома (стресса по Г. Селье). На фоне воздействий экстремальных условий службы у специалистов силовых структур формируются «эмоциональное напряжение» и «эмоциональная напряженность» (рис. 1). В этом периоде эмоциональный фон в структуре функциональных резервов специалистов силовых структур значителен [5; 7; 8; 10].
Рис. 1. Формирование эмоционального напряжения и эмоционального истощения в экстремальных условиях деятельности [3; 13].
Рис. 2. Методика освоения навыков самоконтроля по методике СКР [2; 3; 4].
Результаты и их анализ
В результате учебных занятий по психологии, физической культуре у офицеров и у курсантов повысились показатели развития ряда психических и физических качеств, и отдельных познавательных процессов. Благодаря умелому пользованию выработанными навыками релаксации, в беге на 1000 м результаты улучшились от 3 мин 44,2 сек ± 3,43 сек до 3 мин 29 сек ± 2,1 (Р<0,01). Например, у курсантов увеличились как результаты подтягиваний на перекладине на 12 %, в беге на 100 м - на 8,8 %; в преодолении специальной полосы препятствий - на 6,1 %; так и в выполнении курсантами ОКУ на ЕПП [15] в беге на 1 км - на 7,1 %, что является вполне закономерным процессом. Сложные взаимосвязи методического обеспечения по физической подготовке курсантов и слушателей образовательной организации характеризуются и внешними проявлениями у них эмоций, выражающими значительное психическое напряжение (г = 0,46). Физическая подготовка у не подготовленных в физическом отношении курсантов серьёзно влияет на их непроизвольное напряжение мышц. Также это может вызывать определённую эмоциональную напряженность (г = 0,47), которая характеризуется серьёзным эмоциональным отношением (г = 0,72) к важным событиям. Общая физическая подготовленность и психологическая готовность необходимы и в ходе подготовки к торжественному маршу на Дворцовой площади г. Санкт-Петербурга, посвященному Дню Победы 9
Психология
Мая, который вызывает чувство достаточно высокой ответственности, сопереживания и патриотизма, и в период предстоящих учений с боевыми стрельбами.
Общая оценка взаимосвязи показателя патриотизма с показателями морально-психологического уровня и методического обеспечения по физической подготовке курсантов и слушателей образовательной организации оказалась достаточно значима (г = 0,30).
Анализ проявления у курсантов и слушателей напряжённости по внешним проявлениям эмоций при выполнении как сложных физических упражнений, так и в ходе образовательного процесса позволяет сделать вывод о глубокой взаимосвязи между физической подготовленностью и морально-психологическим состоянием будущего выпускника ведомственной образовательной организации.
В предыдущих наших публикациях [5; 7; 9; 15; 16] была показана взаимосвязь внешних проявлений эмоций и показателей эмоциональной устойчивости (рис. 3). Практически аналогичные результаты были получены нами и в данном проведённом эксперименте.
Рис. 3. Взаимосвязь внешних проявлений эмоций и эмоциональной устойчивости.
При преодолении полосы препятствий у курсантов снизились проявления мышечной скованности, вегетативных и мимических реакций; внешние проявления напряжённости в мимике оптимизировались с 3,34 ± 0,9 условных баллов до 4,04 ± 0,17, (P<0,01); повысились общие оценки, отмечалась эмоциональная устойчивость от 3,33 ± 0,21 до 3,88 ± 0,17 (P<0,05) условных баллов. Кроме того, у курсантов и слушателей вузов улучшились экспертные оценки при выполнении важных профессиональных действий по тактико-специальной подготовке с (3,4 ± 0,07) баллов до (3,8 ± 0,09) баллов (р < 0,05). У курсантов и слушателей образовательных организаций, которые имели низкие показатели, эти оценки достигли средних величин. Также снизились проявления скованности, улучшились показатели координации и точности движений (P<0,05). Улучшились экспертные оценки профессиональной эффективности, учебной успешности: от 3,77 ± 0,21 до 4,19 ± 16, (P<0,05). Показатели изменений в психических познавательных процессах (мыслительных операциях), зависимых от внешних проявлений эмоций, свидетельствуют в пользу теории Джемса-Ланге о наличии таких взаимосвязей.
Важная информация также получена при наблюдении за поведенческими реакциями при выполнении сложного упражнения - прыжка с разрушенного моста на полосе препятствий курсантами, слушателями образовательной организации. Так, экспертные оценки эмоционального напряжения в мимике в ходе прыжков в 5-балльной шкале: 3,69 ± 0,07 балла, проявлению мышечной скованности: 3,59 ± 0,07 балла, оценки за координированность движений: 3,78 ± 0,07 балла, проявление тремора пальцев рук: 3,71 ± 0,07 балла, заметное увеличение или сужение зрачка у 26 % обследованных, при этом, по самооценкам самих курсантов, особо выраженные внешние проявления эмоции были отмечены: в мимике у 27,1 % обследованных, ясно ощущаемые вегетативные реакции (особенно по ЧСС) у 28,8 %, проявление мышечной скованности у 11 % обследованных курсантов и слушателей образовательных организаций силовых структур.
Весьма информативным исследованием является проведение на высоте 2 метров на мосту перед прыжком модифицированной нами пробы Ромберга - удержание равновесия (носок одной стопы к пятке другой, стопы на одной линии на узкой опоре разрушенного моста полосы препятствий: менее 15 сек - 2 балла, 15 сек с открытыми глазами - 3 балла, еще 15 сек, но с закрытыми глазами - 4 балла, ещё 15 сек с закрытыми глазами, вытянув руки вперёд - оценка отлично). Лица, оцененные по Ромбергу на разрушенном мосту полосы препятствий, показывают обычно достаточно высокие результаты и в других тестах при оценке эмоциональной устойчивости.
Таким образом, проведены исследования в рамках НИР «Атлет», «Вымпел», «Олимп», «Основа-2», «Курсант», «Специалист», «Спринтер», «Стайер», «Чемпион», в результате которых выявлены достаточно позитивные взаимосвязи показателей успешности в профессиональном обучении курсантов и слушателей образовательных организаций силовых структур с проявлением их личной дисциплинированности (г = 0,38), отражающие высокое чувство персональной ответственности за порученное дело, трудолюбие, прилежание в учёбе. При этом внимание акцентировалось на формировании высокого уровня морально-психологической готовности личного состава к службе, нацеленности на конкретный результат, активности, настроенности и мобилизованности на преодоление возможных трудностей, обеспечивающих выполнение служебных обязанностей, повышение нравственного потенциала и патриотических качеств (г = 0,33), являющихся неотъемлемой составляющей формирования профессиональной компетентности специалистов силовых структур.
Список литературы
1. Боровский, В. Н., Лункин, А. Н., Марищук, В. Л. Воспитание эмоционально-волевой устойчивости слушателей в условиях вуза // Проблемы физической культуры студенческой молодежи на современном этапе : межвуз. сб. науч.-метод. ст. - СПб.: СПб ГУ ИТМО, 2009. - С. 9-14.
2. Джемс, У. Психология. - М.: Педагогика. 1991.
3. Евдокимов, В. И., Марищук, В. Л., Губин, А. И. Эмоциональные состояния в экстремальных условиях деятельности и их коррекция // Вестник психотерапии. - 2008. - № 26 (31). - С. 56-66.
4. Ильин, Е. П. Эмоции и чувства. - СПб. [и др.]: Питер, 2001. - 749 с.
5. Лункин, А. Н. Повышение эффективности профессионального образования слушателей вузов МВД России путём применения средств физической подготовки: Монография. - СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2003. - 178 с.
6. Лункин, А. Н. Организация и проведение практических занятий по физической подготовке : учебное пособие. - СПб.: СПбИПБ МВД России, 1998. - 129 с.
7. Лункин, А. Н. Физические упражнения как средство подготовки сотрудников МВД к действиям в экстремальных условиях // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. - 2010. - № 2 (6). С. 132-136.
8. Лункин, А. Н. Психические состояния обучающихся в высших учебных заведениях : междунар. сб. науч.-. ст. - СПб.: СПбУ, 2002. - С. 92-104.
9. Лункин, А. Н. Активизация творческого процесса профессионального обучения : междунар. сб. науч. трудов. - СПб.: СПбУ , 2002. - С. 69-79.
10.Марищук, В. Л., Пашута, В. Л., Лункин, А. Н. Педагогика физической подготовки и спорта : учебник. - СПб.: ВИФК, 2005. - 452 с.
11.Марищук, В. Л., Евдокимов, В. И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. - СПб.: Сентябрь, 2001. - 259 с.
12.Марищук, В. Л., Блудов, Ю. М., Серова, Л. К. Психодиагностика в спорте. - М.: Просвещение,
2005. - 349 с.
13. Методики психодиагностики в спорте : учеб. пособие / В.Д. Марищук, Ю.М. Блудов, В.А. Плахтиенко, Л.К. Серова. - 3-е изд. доп. и испр. - М. : Просвещение, 1991. - 256 с.
14. Приказ МВД России № 80 от 11 февраля 2010 г. «О морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел РФ».
15. Слепов, В. Я., Лункин, А. Н. Роль психической напряженности при выполнении контрольного упражнения в усложненных условиях по физической подготовке. // Современные технологии спорта высших достижений в профессиональной подготовке сотрудников силовых ведомств : материалы Международного конгресса / под ред. В.В. Шиян. - М. РГУФК, Московский университет МВД России,
2006. - С. 120-121.
16. Трипутин, С. Н., Лункин, А. Н. Показатели эмоционально-волевой устойчивости у сотрудников-женщин, обучаемых в университете МВД России. // Современные технологии спорта высших достижений в профессиональной подготовке сотрудников силовых ведомств : материалы Международного научного конгресса. - М. РГУФК, Московский университет МВД России, 2006. - С. 186 -194.
17. Титов, В. А. Формирование социальной защиты военнослужащих внутренних войск и сотрудников МВД РФ : монография. - СПб., ГУЭФ РФ, 2004.
18. Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса: критерии и классификация условий труда: Р 2.2.2006-05 [Электронный ресурс]. - URL: http://www. ohranatruda.ru.
19. Ушаков, И. Б. Экология человека опасных профессий. - М.; Воронеж: Воронежский государственный университет, 2000. - 128 с.
20. Якобсон, П. М. Психология чувств. - М.: АПН РСФСР, 1958.