Научная статья на тему 'Профессиональное саморазвитие курсантов в процессе занятий физической подготовкой'

Профессиональное саморазвитие курсантов в процессе занятий физической подготовкой Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
122
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОРАЗВИТИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ / МОТИВАЦИОННЫЙ / ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ И ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ КОМПОНЕНТЫ / ЭКСПЕРИМЕНТ / COMPONENTS: INTELLECTUAL / PROFESSIONAL SELF-DEVELOPMENT / PHYSICAL TRAINING / MOTIVATIONAL / EMOTIONAL / STRONG-WILLED / PRACTICAL-ORIENTED / EXPERIMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Артемов А. М.

Рассматривается проблема профессионального саморазвития курсантов образовательных учреждений МВД России. Предложена модель формирования профессионального саморазвития курсантов вузов МВД России в процессе физической подготовки, показан механизм диагностики и мониторинга составляющих ее компонентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Артемов А. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL SELF-DEVELOPMENT OF STUDENTS IN THE PROCESS OF TRAINING PHYSICAL TRAINING

In article the problem of professional self-development professional cadets of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia is considered. The author the model of formation of professional self-development of cadets of high schools of the Ministry of Internal Affairs process of physical preparation is offered, the mechanism of diagnostics and monitoring of components making it is shown.

Текст научной работы на тему «Профессиональное саморазвитие курсантов в процессе занятий физической подготовкой»

осмысленности обучения, включения в этот процесс учащихся на уровне не только интеллектуальной, но социальной и личностной активности. Какие бы методы обучения — активные, интенсивные или проблемные — не применялись, для повышения эффективности обучения важно создать такие психолого-педагогические условия, в которых обучаемый может занять активную личностную позицию и в полной мере проявить себя как субъект учебной деятельности. Дидактический принцип активности личности в обучении обусловливает систему требований к учебной деятельности обучаемых и педагогической деятельности педагога в едином учебном процессе.

В этих условиях наиболее актуальным становится применение активных методов обучения. Именно активные методы обучения и есть ответ дидактики на потребность естественных законов усвоения знаний, открытых психологической наукой, и именно они обеспечивают утверждение системы развивающего обучения в школе. Активных методов в педагогике много. А в преподавании каждого учебного предмета есть специфические методы, которые активизируют мышление учащихся при решении учебных задач по профилю данной дисциплины, и более общие, однако все они классифицированы и расписаны в методической литературе с позиции дидактики, т.е. в педагогическом аспекте.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОРАЗВИТИЕ КУРСАНТОВ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКОЙ

А.М. АРТЕМОВ,

соискатель кафедры физической подготовки Московского университета МВД России (преподаватель кафедры тактико-специальной, боевой и физической подготовки Тульского филиала Московского университета МВД России) 13.00.08 — теория и методика профессионального образования

barkas88@yandex. ru

Аннотация. Рассматривается проблема профессионального саморазвития курсантов образовательных учреждений МВД России. Предложена модель формирования профессионального саморазвития курсантов вузов МВД России в процессе физической подготовки, показан механизм диагностики и мониторинга составляющих ее компонентов.

Ключевые слова: профессиональное саморазвитие, физическая подготовка, интеллектуальный, моти-вационный, эмоционально-волевой и практико-ориентированный компоненты, эксперимент.

PROFESSIONAL SELF-DEVELOPMENT OF STUDENTS IN THE PROCESS OF TRAINING PHYSICAL TRAINING

A.M. ARTEMOV,

the competitor of chair of physical preparation of the Moscow university of the Ministry of Internal Affairs of Russia

(the teacher of chair taktiko-special, fighting and physical preparation of the Tula branch the Moscow university of the Ministry of Internal Affairs of Russia)

The summary. In article the problem of professional self-development professional cadets of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia is considered. The author the model of formation of professional self-development of cadets of high schools of the Ministry of Internal Affairs process of physical preparation is offered, the mechanism of diagnostics and monitoring of components making it is shown.

Key words: professional self-development, physical training, components: intellectual, motivational, emotional, strong-willed, practical-oriented, experiment.

В литературе влияние физической подготовки актуальной проблему разработки и эксперимента формирование профессионального самораз- тальной проверки формирования профессиональ-вития курсантов вузов МВД России не являлось ного саморазвития курсантов вузов МВД России в предметом специального исследования. Это делает процессе физической подготовки, что соответству-

ет содержанию и потребностям профессионально-личностного развития и саморазвития будущих специалистов.

Анализ теории и практики профессиональной подготовки будущего специалиста ОВД позволил выявить противоречия между:

Ь повышением требований к саморазвитию в профессиональной деятельности и недостаточным уровнем сформированности знаний, умений и навыков по саморазвитию в процессе физической подготовки;

# необходимостью формирования у курсантов комплекса психических и физических качеств, характеризующих их подготовленность к саморазвитию в процессе физической подготовки и отсутствием необходимого программно-методического обеспечения.

Необходимо теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить модель программы профессионального саморазвития курсантов вузов МВД России в процессе занятий физической подготовкой (табл. 1).

Таблица 1

Показатели профессионального саморазвития и физической подготовки курсантов

Показатель (тест) Единица измерений Направленность показателя

Интеллектуальная лабильность Количество ошибок <

Мотивация (тест Т. Элерса) Балл >

Общая волевая саморегуляция Балл >

Настойчивость Балл >

Самообладание Балл >

Смелость, решительность Сек. <

Подтягивание Количество раз >

Подъем переворотом Количество раз >

Бег 1000 м Мин., сек. <

СКУ Мин., сек. <

Ч/бег 10 по 10 м Сек. <

Броски манекена, преодоление полосы препятствия Мин., сек. <

Примечание: < — лучше меньший показатель; > — лучше больший показатель.

На базе Тульского филиала Московского университета МВД России после констатирующего эксперимента, где были задействованы 120 курсантов 1 курса, было определено исходное состояние испытуемых. После этого методом случайной групповой выборки сформированы две группы: контрольная и экспериментальная по 27 курсантов первого года обучения.

Курсанты контрольной группы в течение двух лет занимались физической подготовкой по государственному стандарту высшего профессионального образования (ГОС ВПО) юридических вузов. У их сверстников из экспериментальной группы в процессе выполнения требований ГОС ВПО формировалась способность к саморазвитию при реализации экспериментальной модели программы на занятиях по физической подготовке.

Экспериментальная модель включала в себя пять следующих взаимосвязанных этапов:

1) общая характеристика состояния профессионального саморазвития курсантов, особенности их физической подготовленности. Комплекс норматив-

ных документов, регламентирующих деятельность вузов МВД России;

2) наиболее общие цели и задачи программы: диагностика, создание системы психофизической подготовки курсантов, а также прогнозируемые результаты учебной деятельности на основе предварительно разработанных критериев и показателей оценки эффективности;

3) модель комплексной программы, приближенная к реальным условиям будущей деятельности;

4) эффективные формы, методы и средства психолого-педагогического обеспечения профессионального саморазвития курсантов 1—2 курсов на занятиях по физической подготовке, включающие в себя проблемное обучение, тренинги личностного саморазвития, компьютерные технологии обучения и автоматизированные обучающие системы; формирование и мониторинг профессионально-личностного потенциала обучаемых;

5) программа мониторинга, в которую входят первоначальное и итоговое отслеживание результатов по на-

правлениям деятельности; критерии оценки, методы и инструментарий; анализ результатов исследования.

В качестве структурных элементов программы были выделены:

® этапы, состоящие из диагностики, целеполога-ния, планирования предполагаемых направлений деятельности, определения планируемых условий, влияющих на эффективную реализацию модели, разработки программы мониторинга, оценки результатов эксперимента;

® операции, включающие в себя оценку состояния исследуемой проблемы, уровни физической и психологической подготовки курсантов; определение целей, постановка проблем и задач; планирование направления деятельности; формирование необходимых знаний для реализации в разнообразных формах двигательной деятельности; отслеживание результатов по направлениям деятельности; оценка эффективности профессионального саморазвития. ® особенности формирования профессионального саморазвития курсантов на каждом этапе, в процессе каждой операции.

Направленность педагогического воздействия на этапе формирующего эксперимента прослеживалась в методике совершенствования отдельных компонентов профессионального саморазвития курсантов на занятиях по физической подготовке: интеллектуальном, мотивационном, эмоционально-волевом, практико-ориентированном.

В результате экспериментальных исследований на формирующем этапе подобраны средства физической подготовки и обоснована технология формирования четырех компонентов саморазвития курсантов; определено тренирующее воздействие выделенных средств в формировании их саморазвития в процессе занятий физической подготовкой на основе разработанной модели программы. Анализ средних результатов, показанных курсантами контрольной и экспериментальной групп после формирующего эксперимента, выявил достоверные различия по всем четырем компонентам, характеризующим профессиональное саморазвитие курсантов в процессе занятий физической подготовкой (табл. 2).

Таблица 2

Показатели сформированности профессионального саморазвития и физической подготовленности курсантов

(результаты формирующего эксперимента)

Показатель (тест) После эксперимента г г внутри групп

контрольная группа М ± т экспериментальная группа М ± т контрольная группа экспериментальная группа

Интеллектуальная лабильность 8,24 ± 0,41 6,51 ± 0,59 3,16 0,06 2,35

Мотивация 13,34 ± 0,7 16,15 ± 0,5 3,19 0,42 0,73

Волевая саморегуляция 9,69 ± 0,45 11,87 ± 0,5 3,21 1,42 2,75

Настойчивость 7,71 ± 0,53 7,98 ± 0,48 0,38 1,97 2,25

Самообладание 3,96 ± 0,18 4,99 ± 0,22 3,64 0,31 2,36

Смелость, решительность 0,78 ± 0,03 0,56 ± 0,02 5,50 3,0 5,72

Подтягивание 14,1 ± 1,1 14,3±1,2 0,07 0,65 0,78

Подъем переворотом 8,19 ± 0,5 9,9±0,66 1,97 2,16 3,4

Бег 1000 м 3,37 ± 0,23 3,15±0,29 0,47 0,47 1,7

СКУ 3,07 ± 0,37 2,65±0,24 1,24 2,37 2,25

Ч/бег 10 по 10 м 25,6 ± 0,77 25,1±0,27 0,05 0,63 4,25

Броски манекена 26,3 ± 0,57 24,2±0,68 2,37 0,33 0,82

Преодоление полосы 2,36 ± 0,11 2,07±0,09 2,27 0,21 1,39

Примечание: Р < 0,05 при t > 2,02; Р < 0,01 при t > 2,70.

В интеллектуальном компоненте профессионального саморазвития достоверные различия между курсантами контрольной и экспериментальной групп выявлены в показателе интеллектуальной лабильности (р < 0,01). Внутригрупповая динамика изменения

этого показателя свидетельствует о значительных различиях результатов. Так, за период формирующего эксперимента у курсантов экспериментальной группы достоверно улучшился этот показатель (р < 0,05), в контрольной группе достоверного прироста пока-

зателя не выявлено. По-видимому, такая динамика изменений интеллектуального компонента связана с использованием на занятиях физической подготовки такого педагогического условия, как формирование необходимых знаний теоретического, методического и практического характера в разнообразных формах, как двигательной деятельности, так и в других видах и направлениях обучения.

В мотивационном компоненте профессионального саморазвития достоверные различия зафиксированы между курсантами контрольной и экспериментальной групп в показателе мотивации достижении успеха в деятельности (р < 0,05). Анализ динамики прироста показателя мотивации внутри каждой из исследуемых групп показал, что результаты улучшились, однако достоверного уровня не достигают. В процессе формирующего эксперимента не удалось развить на достаточном уровне адекватную самооценку и мотивацию на успешную деятельность у курсантов экспериментальной группы.

В эмоционально-волевом компоненте профессионального саморазвития достоверные различия (р < 0,05) между курсантами контрольной и экспериментальной групп выявлены по трем показателям, характеризующим волю, самообладание и проявление смелости и решительности.

Внутригрупповая динамика эмоционально-волевого компонента показывает следующие достоверные изменения показателей профессионального саморазвития курсантов:

Ь в контрольной группы курсантов заметно существенное (р < 0,01) улучшение показателя смелости;

у курсантов экспериментальной группы наблюдается достоверное улучшение всех показателей волевой сферы — воля (р < 0,05), настойчивость (р < 0,05), самообладание (р < 0,05) и смелость (р < 0,01).

Изменения показателей эмоционально-волевого компонента позволяют констатировать, что это связано с использованием во всех видах двигательной и интеллектуальной деятельности курсантов заданий, связанных с идеомоторной тренировкой, дифференцированным подходом и упражнениями, направленными на развитие интереса к будущей профессии в целом и к физической подготовке, в частности.

В практико-ориентированном компоненте профессионального саморазвития из семи показателей достоверные различия между курсантами контрольной и экспериментальной групп зафиксированы по двум исследуемым признакам на уровне р < 0,05 в профессионально значимых тестах «Броски манекена» и преодоление полосы препятствий. Анализ внутри-групповой динамики изменений практико-ориенти-рованного компонента выявил: Ь восемь достоверных улучшений (р < 0,05 : 0,01) средних результатов курсантов экспериментальной

группы в показателях, характеризующих интеллектуальную лабильность, все виды эмоционально-волевого компонента, силовую и скоростную выносливость;

# три достоверных (р < 0,05 : 0,01) улучшения показателей у курсантов контрольной группы в тестах подъем переворотом, смелость и силовое комплексное упражнение.

Повышение уровня практико-ориентированного компонента курсантов экспериментальной группы происходит в связи с тем, что в системе учебно-тренировочного процесса и самостоятельных занятий моделировались условия деятельности, приближенные к реальным и требующие самостоятельного выбора.

Таким образом, за период формирующего эксперимента из 13 тестов, характеризующих профессиональное саморазвитие курсантов в процессе занятий физической подготовкой, семь показателей курсантов экспериментальной группы достоверно улучшились по сравнению с их сверстниками из контрольной группы. Сравнительный анализ внутригруппо-вой динамики результатов выявил, что у курсантов контрольной группы достоверно улучшились три показателя, характеризующие смелость и практико-ориентированный компоненты. В экспериментальной группе курсантов достоверно улучшилось восемь показателей во всех исследуемых компонентах, кроме мотивационного.

Представленные результаты свидетельствуют об эффективности предложенной педагогической технологии формирования профессионального саморазвития курсантов экспериментальной группы, которое реализовывалась в системе учебных занятий по физической подготовке образовательного учреждения МВД России.

Литература

1. Баклашов В.А. Оценка и формирование профессиональной мотивации учения у курсантов вузов МВД России, будущих оперативных работников : автореф. ... канд. пед. наук. СПб., 2004.

2. Гомзяноеа И.Л. Формирование компетентности студентов Академии физической культуры в вопросах личностного саморазвития : автореф. ... канд. пед. наук. СПб., 1999.

3. Иваницкий А.Т. Педагогика профессионального саморазвития курсантов вузов МВД России. СПб., 1998.

4. Лойт ХХ.Государственная кадровая политика в России и ее реализация в органах внутренних дел : автореф. ... д-ра юрид. наук. М., 1998.

5. Подлипняк Ю.Ф. Педагогические основы системы физической подготовки слушателей вузов МВД СССР : автореф. ... д-ра пед. наук. М., 1986.

6. Ямалетдинова Г.А. Профессионально-прикладная физическая подготовка следователей ОВД : автореф. . канд. пед. наук. М., 1991.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.