процесс построения занятий по дисциплине «Физическая культура» в высших учебных заведениях.
ЛИТЕРАТУРА
1. О роли двигательной активности студентов гуманитарных вузов и способах ее повышения / А. А. Горелов [и др.] // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгаф-та. - 2009. - № 1 (47). - С. 28-33.
2. Медведев, В.А. Проектирование оздоровительных технологий физического воспитания учащейся и студенческой молодежи / В.А. Медведев, О.П. Маркевич // Первый международный научный конгресс «Спорт и здоровье». Том 1. - СПб. : Олимп-СПб, 2003. - С. 255-256.
3. Никитина, А.А. Теоретические основы формирования физкультурного тезауруса у студентов : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01, 13.00.04 / Никитина А. А. - Калининград, 2006. - 43 с.
4. Щербатых, Ю.В. Вегетативные проявления экзаменационного стресса : автореф. дис. ... д-ра биолог. наук / Щербатых Ю.В. - СПб., 2001. - 32 с.
Контактная информация: afkfed@mail.ru
ДИНАМИКА КОМПОНЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ КУРСАНТОВ В СИСТЕМЕ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКОЙ
Алексей Михайлович Артёмов, капитан милиции, преподаватель,
Тульский филиал Московского университета МВД России,
Илья Маркович Туревский, доктор педагогических наук, профессор,
Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н.Толстого
(ТГПУим. Л.Н.Толстого)
Аннотация
В статье раскрываются возможности повышения уровня профессионального саморазвития курсантов вузов МВД как в интегративном виде, так и во взаимосвязи составляющих компонентов.
Ключевые слова: профессиональное саморазвитие, физическая подготовка, интеллектуальный компонент, мотивационный компонент, эмоционально-волевой компонент, практико-ориентированный компонент, эксперимент.
DYNAMICS OF COMPONENTS OF PROFESSIONAL SELF-DEVELOPMENT OF CADETS IN SYSTEM OF PHYSICAL TRAINING Alexey Mihajlovich Artemov, the captain of militia, teacher,
The Tula branch of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Ilja Markovich Tourevsky, the doctor of pedagogical sciences, professor,
The Tula State Pedagogical University named after L.N.Tolstoy
Annotation
The author describes the possibility of increasing the level of professional selfdevelopment of MIA's students both in integrated form and in correlation of components.
Keywords: professional self-development, physical training, intellectual component, motivational component, emotional component, strong-willed component, practical-oriented component, experiment.
ВВЕДЕНИЕ
Физическая подготовка в образовательных учреждениях МВД России представляет собой структурированную систему наиболее оптимальных педагогических способов и средств управляемого достижения целей обучения и воспитания курсантов. [1]
Профессиональное саморазвитие курсантов в процессе физической подготовки
(ФП) может быть представлено в виде системы, обладающей структурнофункциональной организацией, с выделенными в ней компонентами: интеллектуальный, мотивационный, эмоционально-волевой, практико-ориентированный.
Профессиональное саморазвитие курсантов в процессе ФП представляет собой целостную, многоуровневую, динамически развивающуюся систему. Эта система характеризует психофизическое состояние, которое возникает и становится свойством личности в результате интеграции интеллектуального, мотивационного, эмоционально-волевого и практико-ориентированного компонентов. Критериями компонентов являются способности к обучению, уровень мотивации, волевой потенциал, физическая подготовленность, которые обеспечивают его продуктивную реализацию в профессиональной деятельности и дальнейшее саморазвитие. (Таблица 1).
Таблица 1
Структура профессионального саморазвития в процессе физической подготовки
курсантов образовательных учреждений МВД России
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОРАЗВИТИЕ КУРСАНТОВ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОМ ПОДГОТОВКИ
КОМПОНЕНТЫ
Интеллектуальный Мотивационный Эмоционально- волевой Практико- ориентированный
- высокая продуктивность умственной деятельности: - внимательность, собранность, целенаправленность - наблюдательность; - развитие творческого мышления, гибкость ума, умение ориентироваться в сложных ситуациях, адаптивность, - трудолюбие и высокая работоспособность. - адекватная самооценка; - готовность использовать полученные знания и умения в практике профессиональной деятельности; - стремление к профессиональному саморазвитию. - положительное отношение к занятиям ФП; - способности к длительному волевому усилию, помехоустойчивость; - активность и самоконтроль; - умение подчинить способности и свойства личности поставленным целям. - двигательные действия, связанные с проявлением скоростных, скоростно-силовых и силовых способностей, выносливости; - готовность к овладению техникой боевых приемов борьбы, - совершенствование профессиональных навыков и умений за счет развития профессионально- кичностного потенциала.
КРИТЕРИИ
Способности к обучению Уровень мотивации Волевой потенциал Физическая подготовленность
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Опытно-экспериментальной базой исследования являлся Тульский филиал Московского университета МВД России. На базе данного вуза после констатирующего эксперимента, где были задействованы 120 курсантов 1 курса для точного определения исходного состояния испытуемых. После этого методом случайной групповой выборки были сформированы две группы: контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ) по 27 курсантов 1-го года обучения
Курсанты КГ в течение двух лет занимались ФП по государственному стандарту высшего профессионального образования (ГОС ВПО) юридических ВУЗов. У их сверстников из ЭГ в процессе выполнения требований ГОС ВПО формировалась способность к саморазвитию при реализации экспериментальной модели программы на занятиях по ФП.
Особенности психических познавательных процессов изучались с помощью комплекса методик общепринятых в практике профессиональной психодиагностики и психологического отбора курсантов вузов МВД России (табл. 2).
Таблица 2
Комплекс методик профессиональной психофизической диагностики
№ Методики (тесты) Цель методики (теста) Определяемые профессиональные качества
1. методика «Интеллектуальная лабильность» прогнозирование успешности в профессиональном обучении, освоение нового вида деятельности и оценка качества трудовой практики успешность в профессиональном самоопределении
2. тест Т. Элерса. «Мотивационная установка к достижению успеха в деятельности» измерение силы мотивации к достижению успеха в деятельности мотивированное достижение успеха в профессиональной деятельности
3. исследование волевой саморегуляции. выявление меры овладения собственным поведением в различных ситуациях, способность сознательно управлять своими действиями, состояниями и побуждениями уверенность в себе, устойчивость намерений, реалистичность взглядов, развитое чувство собственного долга, хорошо рефлексируют личные мотивы, планомерно реализуют возникшие намерения, умеют распределять усилия и способны контролировать свои поступки, обладают выраженной социальнопозитивной направленностью
4. контрольные испытания оценка физических и специальных качеств, военноприкладных навыков курсантов вузов МВД России физическая подготовленность и способность к саморазвитию
Контрольные испытания позволили исследовать физическую подготовленность курсантов. Тесты подбирались на основе существующих профессиональных требований по ФП для сотрудников МВД и были направлены на оценку физических и специальных качеств, военно-прикладных навыков курсантов вузов МВД России:
- силовых способностей;
- скоростной и силовой выносливости;
- быстроты и ловкости;
- специальной подготовленности.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Особенный интерес представляет анализ уровня сформированности профессионального саморазвития курсантов, как по отдельным компонентам, так и в целом в обеих группах.
Научная идея, положенная в основу экспериментальной модели программы, заключалась в теоретико-методической разработке и реализации на практике (в процессе ФП) следующих положений:
- технология формирования профессионального саморазвития курсантов структурно взаимосвязаны на социетарном, институциональном, интерперсональном и интраперсональном уровнях;
- процесс формирования саморазвития осуществлялся на занятиях и в системе ФП с сохранением основных (базовых) разделов и запланированных часов данной учебной дисциплины;
- формирование саморазвития курсантов происходило за счет обучения курсантов и развития у них профессионального саморазвития, представленных в лекционном материале, двигательных задачах (практические занятия), самостоятельной работе;
- на практических занятиях двигательные задания, формирующих профессиональное саморазвитие курсантов, занимали одну треть всего запланированного объема часов на ФП.
Уровни различных компонентов профессионального саморазвития курсантов (табл.3) обеих групп до эксперимента достоверно не отличаются, основная масса испытуемых находится в диапазоне между низким и средним уровнем. После эксперимента наблюдаются значительные положительные сдвиги профессионального саморазвития курсантов, однако, уровни изменений в группах разнохарактерные.
Таблица 3
Уровни сформированности компонентов профессионального саморазвития курсантов на занятиях физической подготовкой (результат формирующего этапа)
(%)
Компоненты Группы Уровни
Н г2 С г2 В г2
Интеллектуальный КГ 32,7 3,89 48,1 1,09 19,2 4,12
ЭГ 20,2 41,2 38,6
Мотивационный КГ 49,9 2,93 39,4 2,88 7,6 4,74
ЭГ 25,5 53,1 21,4
Эмоционально-волевой КГ 30,8 3,98 50,9 4,54 18,3 4,94
ЭГ 18,8 31,1 50,1
Практико-деятельностный КГ 20,2 0,66 61,3 0,75 18,5 0,89
ЭГ 17,9 57,2 24,9
Примечания: Н - низкий; С - средний; В - высокий уровни. Достоверные отличия выделены жирным шрифтом.
В интеллектуальном компоненте уровни курсантов КГ в целом изменились незначительно. Несколько уменьшилось количество с низким уровнем и увеличилось с высоким. Однако, эти уровни не достигают достоверных различий. В ЭГ значительно уменьшилось количество курсантов с низким уровнем саморазвития и увеличилось с высоким по сравнению с их сверстниками из КГ. Несколько уменьшилось количество человек со средним уровнем, но эти данные не достоверны.
Характер изменений мотивационного компонента несколько иной. Средний уровень этого компонента значительно увеличился за счёт снижения низкого уровня курсантов КГ. В ЭГ курсантов равномерное снижение низкого и среднего уровня профессионального саморазвития позволило достоверно увеличиться высокому уровню. В этом компоненте на всех уровнях наблюдается достоверное различие между курсантами обеих групп.
Такая же тенденция наблюдается и в мотивационно-волевом компоненте. В этом компоненте курсанты ЭГ на высоком уровне профессионального саморазвития опережают своих сверстников из КГ и статистически значимо отстают на низком и среднем уровнях.
В практико-деятельностном компоненте курсанты обеих групп равномерно перераспределились из низкого уровня профессионального саморазвития в средний и из среднего в высокий. Достоверных различий между уровнями саморазвития курсантов во всех компонентах не наблюдается.
Интеграция компонентов профессионального саморазвития курсантов опытных групп до начала эксперимента ещё раз доказывает, что курсанты обеих групп имеют одинаковые показатели всех уровней.
После проведения формирующего эксперимента (табл. 4) у курсантов ЭГ по сравнению с их сверстниками из КГ значительно ниже количество с низким уровнем
профессионального саморазвития и больше с высоким. Достоверной разницы в среднем уровне саморазвития у курсантов обеих групп не наблюдается. Такая же тенденция наблюдается при анализе внутригруппового сравнения профессионального саморазвития курсантов.
Таблица 4.
Уровневые показатели профессионального саморазвития курсантов на занятиях ________физической подготовкой (результат формирующего этапа) (%)_____________
№ Уровень КГ ЭГ Достоверность по у2 Внутри групп
КГ ЭГ
1. Низкий 33,4 20,6 3,96 2,36 3,98
2. Средний 49,9 45,6 1,14 0,18 1,86
3. Высокий 16,2 33,7 4,35 2,12 4,64
Примечание: Достоверные отличия выделены жирным шрифтом.
Если у курсантов КГ достоверных изменений в количестве человек каждого уровня после эксперимента достоверно не изменяется, то у их сверстников из ЭГ количество с низким уровнем уменьшается, а с высоким увеличивается на достаточном уровне достоверности.
Обобщая выше изложенное, можно констатировать, что двухлетняя экспериментальная программа оказывает существенное влияние на повышение уровня профессионального саморазвития курсантов вузов МВД России.
ЛИТЕРАТУРА
1. Подлипняк, Ю.Ф. Педагогические основы системы физической подготовки слушателей вузов МВД СССР : дис. ... д-ра пед. наук / Подплиняк Ю.Ф. - М., 1986. -430 с.
Контактная информация: barkas88@yandex.ru
ФОРМИРОВАНИЕ КОМПОНЕНТОВ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ТРАНСПОРТНОГО ВУЗА
Ирина Александровна Васельцова, кандидат педагогических наук, доцент,
Самарский государственный университет путей сообщения (СамГУПС)
Аннотация
В статье рассматриваются некоторые аспекты проектирования содержания профессионально-прикладной физической подготовки студентов транспортного вуза в рамках функционального подхода и технологии контекстного обучения и приводятся результаты исследования по формированию мотивационно-ценностного, когнитивного, операциональнотехнологического компонентов в структуре психофизического потенциала профессионального развития студентов.
Ключевые слова: профессионально-прикладная физическая подготовка, психофизический потенциал профессионального развития студента, функции базовых родов деятельности.
FORMATION OF THE COMPONENTS OF PSYCHOPHYSICAL POTENTIAL IN SYSTEM OF PROFESSIONALLY APPLIED PHYSICAL TRAINING AMONG STUDENTS OF TRANSPORT UNIVERSITY Irina Aleksandrovna Vaseltsova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,
Samara Railway University
Annotation
The articles goes into the aspects of designing the content of professionally applied physical training of transport university students within the framework of the functional approach and technology of contextual training while giving the results of research on formation of motivational-value, cognitive, operationally technological components in structure of psychophysical potential of student's