Научная статья на тему 'Технология физической подготовки курсантов военного вуза, направленная на повышение уровня готовности к профессиональной деятельности'

Технология физической подготовки курсантов военного вуза, направленная на повышение уровня готовности к профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
393
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / TECHNOLOGY / PHYSICAL PREPARATION / PROFESSIONAL WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волненко Юрий Владимирович

Материал статьи позволяет обосновать выбор эффективных средств и методов физического воспитания, обеспечивающих повышение уровня готовности курсантов военного вуза к профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Волненко Юрий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TECHNOLOGY OF CADETS' PHYSICAL TRAINING OF THE MILITARY INSTITUTE DIRECTED TOWARDS RISING THE PREPARATION OF THE PROFESSIONAL ACTIVITY

The material of the article allows to explain the choice of the effective means and methods of physical education, which ensure the rising level of cadets' preparation of military institute for professional activity.

Текст научной работы на тему «Технология физической подготовки курсантов военного вуза, направленная на повышение уровня готовности к профессиональной деятельности»

• взносов в государственные внебюджетные фонды (за исключением взносов в Пенсионный фонд) и некоторых других.

Следует подчеркнуть, что особые экономические зоны являются одним из инструментов государственно-частного партнерства. Частные инвесторы здесь получат снижение уровня административных барьеров, гарантии своих имущественных прав, особый налоговый режим. Например, в особых зонах будет действовать система «одного окна», позволяющая свести для компании-инвестора до минимума формальности при отводе земли, получении разрешений на строительство, оформлении документов и т.д. Все это серьезно снижает издержки бизнеса. Однако главное, что привлекает частный бизнес в особой зоне - активное участие государства в создании инфраструктуры. Государство вкладывает средства в строительство дорог, очистных сооружений, водоснабжение, электрификацию и т.д. Практика показывает, что инвесторы активно идут в те регионы, к которым государство проявляет такой интерес. Соответственно, субъекты Российской Федерации, которые построят у себя ОЭЗ, получат мощный стимул социально-экономического развития за счет появления новых рабочих мест, строительства инфраструктуры и т.д.

ТЕХНОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА, НАПРАВЛЕННАЯ НА ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Юрий Владимирович Волненко, аспирант,

ФГОУВПО «Дальневосточная государственная академия физической культуры»

(ДВГАФК), г. Хабаровск

Аннотация

Материал статьи позволяет обосновать выбор эффективных средств и методов физического воспитания, обеспечивающих повышение уровня готовности курсантов военного вуза к профессиональной деятельности.

Ключевые слова: технология, физическая подготовка, профессиональная деятельность.

THE TECHNOLOGY OF CADETS’ PHYSICAL TRAINING OF THE MILITARY INSTITUTE DIRECTED TOWARDS RISING THE PREPARATION OF THE PROFESSIONAL ACTIVITY

Jury Vladimirovich Volnenko, the post-graduate student,

Far East state academy of physical training,

Khabarovsk

Abstract

The material of the article allows to explain the choice of the effective means and methods of physical education, which ensure the rising level of cadets’ preparation of military institute for professional activity.

Keywords: technology, physical preparation, professional work.

В условиях модернизации военного образования особую значимость приобретает проблема повышения качества военно-профессиональной подготовки офицеров.

Профессиональная готовность военнослужащего складывается из многих составляющих, в том числе и из физического состояния. Профессионально-прикладная физическая подготовка призвана формировать определенные прикладные знания, умения и навыки, способствующие формированию готовности курсантов военного вуза к эффективному выполнению ими служебных обязанностей [4].

Многие специалисты (М.В. Бирюкова, 2000; С.П. Желтобрюх, 2002; В.И. Миронов, 2004 и др.) отмечают необходимость существенного совершенствования системы профессионально-прикладной физической подготовки курсантов образовательных

учреждений. По мнению В. Полянского (1999), обновление прикладных физкультурных методик и технологий во многом обусловлено происходящими изменениями в характере и условиях жизнедеятельности человека - в сфере профессионального труда, учебной деятельности и в военном деле [6]. В этой связи в прикладной сфере физической культуры особый интерес представляют технологии, позволяющие прогнозировать развитие качеств и свойств личности, т. е. технологии опережающего воздействия.

Для определения эффективности разработанной технологии проводился педагогический эксперимент на базе Хабаровского пограничного института Федеральной службы безопасности Российской Федерации. Были сформированы контрольная и экспериментальная группы (по 15 чел.).

Занятия в контрольной группе проводились по традиционно используемому плану организации спортивной работы в соответствии с распорядком дня для курсантов военного вуза, содержание которого реализовывалось в форме секционных занятий и физкультурно-спортивных мероприятий, направленных на улучшение уровня общей физической подготовленности. Задача повышения уровня готовности курсантов к профессиональной деятельности при этом не ставилась в качестве основной. Процесс управления психофизическим состоянием не носил выраженного технологического характера и осуществлялся без использования методов прогнозирования, что не позволяло в полной мере достичь запланированного результата.

Экспериментальная группа занималась по технологии, основанной на разработке и использовании прогнозных моделей развития физических качеств и свойств личности и направленной на повышение уровня готовности курсантов к профессиональной деятельности в процессе эффективного управления психофизическим состоянием. Содержание технологии разрабатывалось при помощи аналитической компьютерной программы «№игоРго 0.25». Такой подход позволяет с большей вероятностью прогнозировать и достигать конечного результата и, таким образом, существенно повышает значимость и эффективность процесса физического воспитания в военном вузе.

Разработанная технология физического воспитания, направленная на повышение уровня готовности курсантов военного вуза к профессиональной деятельности, представляет собой последовательность трех этапов, на которых решаются взаимосвязанные задачи формирования основных компонентов готовности (рис. 1).

Рис. 1. Структурная схема поэтапного контроля психофизического состояния обучаемых

На первом этапе осуществляется выбор диагностических методик, которые позволяют оценить уровень готовности будущих офицеров к профессиональной деятельности. Далее проводится мониторинг, в ходе которого определяется динамика показателей физической подготовленности, свойств личности и академической успеваемости курсантов.

Экспертами было выделено пять компонентов готовности к профессиональной деятельности курсантов Хабаровского пограничного института: 1) мотивационный; 2) когнитивный; 3) операциональный; 4) эмоционально-волевой; 5) физический.

Для разработки прогнозных моделей развития качеств и свойств личности использовались нейросетевые технологии, в частности, компьютерная программа «№итоРго 0.25».

На первом этапе осуществлялся ввод данных в нейросеть и ее обучение. Этот процесс происходит автоматически в соответствии математическим потенциалом данной программы. Далее определялись наиболее значимые для конечного результата качества и свойства личности, а также прогноз основного итогового показателя (выходной параметр).

Заключительная технологическая операция в представленном алгоритме являлась основной. Она заключалась в определении оптимальной величины и последовательности воздействия на психофизические параметры. В процессе моделирования разрабатывались прогнозные модели физического развития качеств и свойств личности.

Разработав прогнозную модель развития физических качеств и свойств личности для первого этапа, подбираем соответствующие средства и методы физического воспитания и используем их в физкультурно-спортивной деятельности курсантов. В конце этапа осуществляем контроль психофизического состояния и, если необходимо, корректируем ход дальнейшей работы. Исходя из полученных результатов в конце первого этапа, разрабатываем прогнозную модель для второго этапа и осуществляем те же технологические операции. Такой же механизм и на третьем этапе.

Поэтапный контроль психофизического состояния курсантов осуществлялся согласно разработанному алгоритму.

Поэтапное использование средств физического воспитания и соответствующий контроль в сочетании с методами прогнозирования и моделирования позволяют повысить эффективность всего технологического процесса и с высокой степенью вероятности достигнуть желаемого результата.

С целью определения эффективности разработанной технологии проводился педагогический эксперимент. Сформированные в начале исследования контрольная и экспериментальная группы не имели достоверных различий по исследуемым показателям.

По результатам тестирования, проведенного в конце исследования, установлено, что показатели физического состояния курсантов улучшились в обеих группах. Однако в экспериментальной группе отмечалось достоверное преимущество над контрольной группой в проявлении общей выносливости (на 41,1%), силовых качеств (на 16,4%), а также по антропометрическим параметрам: сила ведущей кисти (на 17,3%); жизненная емкость легких (на 7,6%); окружность грудной клетки (на 2,9%).

Общая выносливость и окружность грудной клетки у курсантов данной группы стали достоверно выше, чем модельный уровень, что свидетельствует о правильном подборе средств и методов развития выносливости. Курсанты контрольной группы из семи показателей физического состояния только по одному приблизились к модельным параметрам.

Анализируя изменения свойств личности, нами было установлено, что курсанты экспериментальной группы стали превосходить испытуемых контрольной группы по десяти показателям из семнадцати. Прежде всего, это относится к их самооценке, интеллектуальным способностям, эмоциональной устойчивости, нормативности поведения, самоконтролю и др.

Установлено, что общая успеваемость в контрольной группе составляет 3,73 балла, в экспериментальной группе - 3,96 балла, успеваемость по физической культуре, соответственно, 3,95 и 4,21 балла, что указывает на превосходство курсантов экспериментальной группы по когнитивному компоненту готовности к профессиональ-

ной деятельности.

Занятия физической культурой и спортом положительно отразились на мотивационном компоненте готовности курсантов к профессиональной деятельности. В обеих группах мотивационные комплексы стали оптимальными.

Установлено, что оптимальные мотивационные комплексы в экспериментальной группе имеют 12 чел. (86,7%), тогда как в начале исследования - 6 чел. В контрольной группе положительная мотивация выявлена у 9 чел. (60%).

Таким образом, в результате анализа данных, полученных в конце исследования, установлено, что у курсантов экспериментальной группы лучше развиты все компоненты готовности к профессиональной деятельности (мотивационный, когнитивный, операциональный, эмоционально-волевой и физический). Следовательно, эффективность разработанной технологии намного выше традиционно используемой.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Бирюкова, М. В. Педагогические условия формирования коммуникативных умений курсантов военных вузов в учебной деятельности [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Бирюкова М.В. - Коломна, 2000. - 17 с.

2. Деркач, А.А. Психология, педагогика и акмеология непрерывного образования [Текст] / А.А. Деркач. - М. : [б.и.], 2006. - 243 с.

3. Желтобрюх, С.П. Развитие педагогического профессионализма преподавателя военного учебного заведения [Текст] : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : (13.00.04) / Желтобрюх С.П. - Ярославль, 2002. - 38 с.

4. Кашин, Н.И. Содержание и методика профессионально-прикладной физической подготовки курсантов силовых ведомств на начальном этапе обучения (на примере вузов МВД) [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук (13.00.04) / Кашин Н.И. ; [ГЦИФК], 2005.- 24 с.

5. Миронов, В.И. Реформа военного образования: проблемы и пути реализации [Текст] / В.И. Миронов // Военная мысль. - 2004. - № 2. - С. 22-26.

6. Полянский, В.П. Теоретико-методические основы совершенствования прикладной физической культуры ее содержания и формы) в современном обществе [Текст] : автореф. дис. ... д-ра пед. наук (13.00.04) / Полянский В.П. - М., 1999 . - 58 с.

АНАЛИЗ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПАНКРАТИОНИСТОВ

ВасилиосДзорданидис, аспирант,

Владимир Владимирович Кузьмин, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет физической культуры им. П. Ф.

Лесгафта (СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта)

Аннотация

В статье обобщены результаты исследований соревновательной деятельности спортсме-нов-панкратионистов, выявлены 3 стиля ведения спортивного поединка: преимущественно с применением ударной техники, преимущественно с применением борцовской техники и комбинационной (комплексной) техники.

Ключевые слова: панкратион, анализ соревновательной деятельности, стиль ведения поединка.

THE ANALYSIS OF COMPETITIVE ACTIVITY OF PANKRATION SPORTSMEN

Vasilios Dzordanidis, the post-graduate student,

Vladimir Vladimirovich Kuzmin, the candidate of pedagogical sciences, the senior lecturer,

The St.-Petersburg state university ofphysical training of a name ofP.F.Lesgaft

Abstract

The article summarizes researches results of pankration sportsmen competitive activity. Three styles of sports duel conducting are revealed. They are the following: mainly with shock techniques

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.