УДК 378.1 DOI 10.14526/22_2014_22
ФОРМИРОВАНИЕ ВОЕННО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ
С.Г. Наговицын- кандидат педагогических наук Ижевский юридический институт(ф) ФГБОУ ВПО «Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации», заведующий кафедрой физической культуры и специальной подготовки
Н.Н. Садиев - соискатель Поволжская государственная академия физической культуры,
спорта и туризма Набережные Челны
THE FORMATION OF THE MILITARY-APPLIED PHYSICAL READINESS OF STUDENTS: PROBLEMS AND SOLUTIONS
SG Nagovitsyn - PhD
Izhevsk Institute of Law (f) FGBOU Institution "Russian Legal Academy of the Ministry of Justice of the Russian Federation", Head of the Department of Physical
Education and training
N.N. Sadiev - applicant
Povolzhskaya State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism
Naberezhnye Chelny
e-mail: [email protected]
Ключевые слова: физическая культура, военно-прикладная физическая подготовка, моделирование, индивидуальная дорожная карта обучения.
Аннотация. Практика современного военного дела свидетельствует, что одним из главных слагаемых высокой боеспособности армии остается физическая подготовленность военнослужащих. Объективно требования к ней с прогрессом военной техники не уменьшаются, а возрастают. Таким образом, возрастает роль специализированной военно-прикладной физической подготовки.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы, моделирование объектов и процессов обучения, социально-педагогические методы исследования, инструментальные методы, контент-анализ, методы математической статистики.
Материалы. В ходе эксперимента апробирована и проверена эффективность модели обучения по дисциплине «Физическая культура», результатом которой является формирование военно-прикладной физической готовности студентов вузов для службы в армии.
Результаты. В представленной статье рассматриваются вопросы формирования военно-прикладной физической готовности студентов для службы в армии. Процесс формирования проводится через разработку индивидуальных интегративных дорожных карт обучения по дисциплине «Физическая культура», что позволяет дифференцировать
- 84 -
учебный материал в зависимости от образовательных потребностей и познавательных возможностей студентов.
Положительные результаты проведенного педагогического эксперимента показали высокую эффективность спроектированной модели по формирования военно-прикладной физической готовности студентов вуза к службе в армии.
Заключение. Применение средств и методов специальной профессионально-прикладной физической подготовки достоверно сократило время выполнения всех профессиональных нормативов по военно-учетным специальностям во время военных сборов.
Key words: physical culture, military-applied physical training, modeling, private road map training.
Annotation. The practice of modern warfare shows that one of the main components of the high combat efficiency of the army remains physical training of servicemen. Objectively requirements with the progress of military equipment does not decrease, but increase. Thus, the role of specialized military-applied physical preparation.
Research methods: the analysis of scientific-methodical literature, modeling of objects and processes of education, socio-pedagogical research methods and instrumental methods, content analysis, methods of mathematical statistics.
The materials. During the experiment tested and verified the effectiveness of the model of instruction on discipline «Physical education», the result is the formation of a military-applied physical readiness of students for military service.
Results. The article considers the questions of formation of the military-applied physical readiness of students for military service. The formation process is carried out through the development of individual integrative road maps of study on discipline «Physical training», which allows us to differentiate the educational material, depending on the educational needs and educational opportunities of students.
The positive results of the pedagogical experiment showed high efficiency designed for the formation of the military-applied physical readiness of students to serve in the army.
Conclusion. The means and methods of special professional-applied physical preparation significantly reduced the time of all professional standards according to military-registration specialties during military training.
Введение. Современное нестабильное состояние военно-политической обстановки между государствами, военными блоками требует от государства системного и постоянного укрепления обороноспособности страны, защиты национальных интересов, совершенствования и модернизации всей структуры управления и материально-технического содержания Российских Вооруженных Сил. В связи с этим в России утверждена Стратегия национальной безопасности до 2020 г. и новая Военная доктрина. Важной задачей Военной доктрины, является повышение роли подготовки молодежи к службе в Российской армии. В современных условиях, когда решается проблема профессионализации личного состава Вооруженных Сил РФ, с 2008 года указом Президента Российской Федерации срок службы в армии сокращен до одного года, что требует, в свою очередь, скорейшей перестройки системы допризывной подготовки молодежи (В.А. Корытков, Н.И. Гарипов, В.В. Пономарев, В.А. Мезенцев, Т.Г. Арутюнян, А.И. Кравченко, В.И. Добреньков и др.). Существующее в настоящее время содержание подготовки студенческой молодежи к военной службе не отвечает современным требованиям, носит несистемный и частичный характер и не способно в полной мере обеспечить Вооруженные Силы России подготовленными призывниками с высшим образованием (А.С. Тимохович, О.С. Калядин, Н.Н. Гарипов, М.А. Кирпичев и др.). Такое негативное положение вещей связано, прежде всего, с тем, что во многих вузах страны сокращены кафедры военной подготовки, что сразу отрицательно отразилось на общей
готовности выпускников вузов к полноценной службе в Вооруженных Силах страны (В.А. Корытков, В.В. Пономарев, Н.Н. Гарипов и др.) [11].
В этой связи о необходимости изменить систему воинской подготовки студентов президент РФ Владимир Путин сказал в Послании Федеральному собранию 13 декабря 2013 года: «Необходимо дать студентам пройти эту подготовку и получить военную специальность. В частности, речь идет о важных военно-учетных специальностях. При этом, не призывая в вооруженные силы».
В свою очередь, решая эту проблему, высшее военное руководство страны предложило с 1 сентября 2014 года в вузах организовать двухгодичную подготовку на военной кафедре или в специальном межвузовском учебном военном центре. После этого необходимо посетить трехмесячные военные сборы и получить военный билет с отметкой, что обязательная военная служба пройдена.
В связи с этим возникает необходимость поиска и разработки альтернативных педагогических условий подготовки студентов в вузах к службе в армии, где сокращены военные кафедры. Учитывая тот факт, что отличная физическая подготовка военнослужащего - один из важнейших приоритетов, который должен соблюдаться в любой армии, необходимость пересмотра подготовки студентов вузов к службе в армии в процессе обучения по дисциплине «Физическая культура» есть актуальная альтернатива на данный переходный период времени, пока государство не представит более продуктивную систему подготовки студенческой молодежи призывного возраста к службе в армии (А.С. Тимохович, В.А. Корытков, В.В. Кузин, П.А. Виноградов, С.И. Гуськов и др.)[11]. На основании этого особую важность приобретает подготовка к службе в Вооруженных Силах студентов вузов, в которых упразднены кафедры военной подготовки. Это актуально, поскольку в 80 % вузах России в связи с сокращением военных кафедр, полностью отсутствует система военной подготовки студентов, что, в свою очередь, отрицательно сказывается качестве готовности молодежи к успешной службе в Вооруженных Силах России и боеспособности страны.
Тем не менее, на то, что многие вопросы, связанные с подготовкой молодежи к службе в Вооруженных Силах широко освещены в научном мире, данная тема является актуальной, она направлена, прежде всего, на разработку альтернативных военно-прикладных форм подготовки студентов к службе в армии, обучающихся в вузах, не имеющих военных кафедр. Это связано, прежде всего, принятием новых условий, как было выше сказано, военная подготовка будет осуществляться в процессе прохождения определенной подготовки и трех месячных военных сборов.
Таким образом, можно констатировать наличие научной проблемы по актуализации и поиску альтернативных форм и технологий подготовки студентов вуза к службе в армии в процессе физического воспитания.
Основой формой физического воспитания в вузе является профессионально-прикладная физическая подготовка. Профессионально-прикладная физическая подготовка представляет собой один из видов специализированного процесса физического воспитания, направленного на воспитание физических и связанных с ними психических качеств личности, а также формирование двигательных умений и навыков применительно к конкретным особенностям трудовой и военной деятельностей [6].
Практика современного военного дела свидетельствует, что одним из главных слагаемых высокой боеспособности армии остается физическая подготовленность военнослужащего [6]. Объективно требования к ней с прогрессом военной техники не уменьшаются, а возрастают. По мере ускорения темпов технического перевооружения армия все больше нуждается в людях, способных овладеть сложной военной техникой в сжатые сроки и эффективно применять ее в боевой обстановке, требующей предельной мобилизации физических и духовных сил.
В связи с этим, а также с необычайным увеличением мобильности войск, повышением
удельного веса в них таких родов войск, как стратегические, авиационные, воздушно-десантные, танковые, новыми тактическими и стратегическими условиями военных действий (локальные масштабы вероятных боевых операций и др.), несомненно, возрастает роль специализированной военно-прикладной физической подготовки. Ее совершенствование применительно к новым условиям позволяет создавать необходимые предпосылки эффективной воинской службы, вооружить воина нужными в ней двигательными умениями и навыками, увеличить степень функциональной устойчивости организма к воздействию стрессовых факторов боевой обстановки, воспитать выносливость и другие физические качества, крайне важные в военных действиях. По этой причине большое значение придается физической культуре при подготовке военнослужащих и профессионально-прикладной физической подготовке [1, 4, 7, 8, 12, 13].
Анализируя с позиции поставленной проблематики, цели и задачи которые необходимо решит, можно объединить в одно целое - формирование военно-прикладной физической готовности студентов вуза.
В связи с этим на лицо выдвижение новой проблемы, несмотря на теоретическое обоснование, в практике реализации профессионально-прикладной физической культуры данный аспект в новых условиях не рассматривался. Соответственно эффективность подходов, которые широко используются в существующей практике физического воспитания студентов вузов, в реализации вопросов формирования военно-прикладной физической готовности не доказана, и это составляет главное противоречие.
Потребность в разрешении указанных противоречия определяют вопросы, которые заключаются в необходимости дальнейшего повышения эффективности обучения студентов по дисциплине «Физическая культура» и неопределенности способов и средств ее достижения. Эффективным в нашем понимании будем считать обучение, содержание которого актуально для формирования военно-прикладной физической готовности студентов, которое обладает содержательной и структурной гибкостью, способствует индивидуализации образовательного процесса.
Выход системы профессионального образования на инновационную стратегию предполагает освоение новых подходов к построению учебного процесса, применение современных форм и методов обучения. Одним из резервов повышения эффективности обучения является совершенствование его содержания.
Процесс диверсификации образования способствует разработке новых педагогических моделей обучения. Проведенный обзор литературы позволяет сделать вывод, что моделирование является на сегодняшний день одним из наиболее перспективных методов педагогических исследований.
В работах М.В. Кларина [2, 3] дается определение «модель обучения». Под моделью обучения автор предлагает в инструментальном значении обозначение схемы или плана действия преподавателя при осуществлении учебного процесса, основу которого составляет преобладающая деятельность обучаемых, организуемая и выстраиваемая преподавателем.
Цель педагогического моделирования - выявление возможностей совершенствования учебного процесса и поиск резервов повышения его эффективности [9].
По определению В.С. Безруковой, педагогическое моделирование, это разработка целей (общей идеи), создание педагогических систем, процессов или ситуаций и основных путей их достижения [9].
Практическая ценность модели в любом педагогическом исследовании определяется ее адекватностью изучаемым сторонам объекта моделирования, а также тем, насколько правильно учтены на этапах построения модели основные принципы моделирования: наглядность, определенность и объективность [5]. Ценность модели определяется и
успешностью реализации основных функций: аналитического описания, прогнозирования, эталона, нормы, предостережения от ошибок [10].
Эффективность модели обучения во многом зависит от качества реализуемых программ образования, эффективности выбранных форм и методов обучения.
Дифференцированная модель образовательной программы системы специализированной военно-прикладной физической подготовки может быть реализована по следующему алгоритму:
- на первом этапе, на основе Федерального государственного образовательного стандарта, отраслевого заказа и с учетом квалификационных характеристик (компетенций) разрабатываются и конкретизируются цели педагогического процесса, определяются основные идеи (принципы), следование которым поможет наилучшим образом достичь цели обучения студентами проходящих военную подготовку;
- на втором этапе происходит разработка структурной модели дифференцированной модульной образовательной программы специализированной военно-прикладной физической подготовки.
- на третьем этапе проводится отбор и структурирование компонентов программы.
- на четвертом и последующих этапах идет процесс реализации модульной программы, педагогическая диагностика результатов обучения, процесс коррекционной работы, осуществляемый на основе результатов диагностики.
Таким образом, можно сделать вывод, что педагогическое моделирование в педагогической практике применяется достаточно активно и успешно, а использование моделей в образовании является на сегодняшний день одним из перспективных направлений педагогических исследований. Создание, разработка и изучение моделей в образовании, позволяет спрогнозировать наиболее оптимальный способ организации учебного процесса, построить рациональную структуру содержания, выбрать наиболее эффективные формы и методы обучения. Своевременное корректирование учебных программ позволяет организовать учебный процесс с меньшими ошибками и упущениями.
Целью исследования является теоретическое обоснование и разработка структуры и содержания экспериментальной программы формирования военно-прикладной физической готовности студентов в процессе физического воспитания в вузе и проверка ее эффективности в педагогическом эксперименте. теоретическое обоснование, разработка и экспериментальное внедрение системы формирования военно-прикладной физической готовности студентов в процессе физического воспитания в вузе
Задачи исследования:
1. Выявить особенности реализации закономерностей физического развития и физической подготовленности, а также общедидактических принципов в процессе обучения по физической культуре, направленном на формирование у студентов военно-прикладной физической готовности.
2. Разработать модель обучения студентов вузов по дисциплине «Физическая культура» с целевой направленностью на формирование военно-прикладной физической готовности;
3. Разработать содержательное и технологическое обеспечение учебного процесса по дисциплине «Физическая культура» в виде модульной программы, реализация которой обусловливает формирование у студентов военно-прикладной физической готовности;
4. В педагогическом эксперименте проверить эффективность индивидуальных интегративных образовательных дорожных карт обучения по дисциплине «Физическая культура» по формированию военно-прикладной физической готовности студентов.
Методы исследования. Для решения поставленных в исследовании задач использовался комплекс взаимодополняющих методов, включающий:
• теоретический анализ, обобщение научной и методической литературы, нормативно-правовых актов и состояния педагогической практики;
• моделирование объектов и процессов обучения;
• социально-педагогические методы исследования (анкетирование и опрос, педагогические наблюдения, педагогический эксперимент);
• инструментальные методы оценки уровня физического здоровья, показателей физической подготовленности и психофизической готовности;
• метод групповых экспертных оценок;
• контент-анализ;
• методы математической статистики.
Основной задачей исследования, согласно общих требований к педагогическим исследованиям была организована и проведена опытно-экспериментальная работа по выявлению эффективности индивидуальных интегративных образовательных дорожных карт формирования военно-прикладной физической подготовки студентов вуза к службе в армии в процессе изучения по дисциплине «Физическая культура». По результатам педагогического эксперимента был проведен теоретический и практический анализ, по задачам исследования представлены выводы, разработаны практические рекомендации.
Результаты исследования и их обсуждение.
Анализ научно-исследовательской и учебно-методической литературы показал, что недостаточно активно ведутся исследования по разработке альтернативных программ и военно-прикладных технологий формирования готовности студентов вуза к службе в армии в процессе изучения дисциплины «Физическая культура». Снижение срока службы в армии до одного года, а также появлением новых условий. которые позволяют студентам пройти воинскую службу в процессе учебы в вузе, а так же в этой связи, отсутствие четкой системы подготовки молодежи к службе в армии, вызывает особую озабоченность педагогов и специалистов, что в свою очередь требует оперативных решений, как со стороны государства, так и ученых, и специалистов по разрешению проблемы подготовки молодежи к службе в армии.
Для улучшения качества обучения студентов программа обучения по дисциплине «Физическая культура» направленную на формирования готовности студентов вуза к службе в армии, должна включать в себя обязательный и вариативный компоненты, что позволяет дифференцировать учебный материал в зависимости от образовательных потребностей и познавательных возможностей студентов. Кроме того, проектирование программы должно быть основано на интеграции модульного и квалиметрического подходов.
Построенная таким образом модель обучения студентов по дисциплине «Физическая культура» позволяет:
- обеспечить необходимый уровень военно-прикладной подготовки студентов, обладающих современными знаниями, организаторскими способностями, умениями и навыками физического самосовершенствования;
- создать эффективную систему управления учебным процессом в условиях возрастающих профессиональных требований к выпускникам;
- сформировать пакет учебно-программной и методической документации для каждого направления подготовки;
- унифицировать структуру и формы изложения учебного материала;
- регулярно осуществлять обновление учебного материала.
Разработанную таким образом модель обучения, можно успешно использовать в качестве базового материала при разработке различных сопутствующих программ по подготовке молодежи к службе в армии различных направлений подготовки и по различным военно-учетным специальностям.
Значимость инновационных процессов по дисциплине «Физическая культура» в вузе при формировании военно-прикладной физической готовности студентов вуза к службе в армии в процессе изучения дисциплины «Физическая культура»
состоит в следующем - технология индивидуальных интегративных образовательных дорожных карт обучения студентов основаны на использовании дифференцированного подхода на учебных занятиях, осуществляемого на базе изучения мотивационно-ценностного отношения и комплексной диагностики индивидуальных и личностных качеств студентов, позволяющих минимизировать педагогические ошибки при формировании военно-прикладной физической готовности студентов вуза к службе в армии в процессе физического воспитания.
Статистический анализ результатов эксперимента показал, что:
- средний прирост показателей физической подготовленности у юношей младших курсов экспериментальной группы за учебный год составил 23,4 % (р<0,05), в то же время у юношей контрольной группы 12,5 % (р<0,05);
- прирост физической подготовленности у юношей старших курсов экспериментальной группы составил за учебный год 12,5 % (р<0,05), в контрольной группе 5,6 % (р<0,05);
Положительные результаты проведенного педагогического эксперимента показали высокую эффективность экспериментальной модульной программы обучения по дисциплине «Физическая культура» направленную на реализацию спроектированной модели по формирования военно-прикладной физической готовности студентов вуза к службе в армии.
Заключение. Таким образом, применение средств общей и специальной профессионально-прикладной физической подготовки в учебно-воспитательном процессе по формированию военно-прикладной физической готовности в экспериментальной группе улучшило такие физические качества, как быстрота, выносливость, сила, силовая выносливость, быстрота в сочетании с ловкостью, координационные способности, а также функциональное состояние организма.
Применение специальной профессионально-прикладной физической подготовки достоверно сократило время выполнения всех профессиональных нормативов студентами во время учебных сборов.
Литература:
1. Зуев С.Н. Система обшей и военно-прикладной физической подготовки молодежи допризывного и призывного возрастов: автореф. ... канд. пед. наук:.13.00.04. - М.: 1981. - 23 с.
2. Кларин, М. В. Инновации в обучении / М. В. Кларин. - М.: Наука, 1997.
3. Кларин, М.В. Педагогическая технология в учебном процессе: анализ зарубежного опыта /.М.В. Кларин.- М.: Знание,1989.- 80 с..
4. Кубасов О.П., Сагдиев З.В. Борьба самбо, как система физической подготовки курсантов и слушателей казанского юридического института МВД России //«ФКиС в вузе, проблемы и преспективы». Тезисы докл. межрег. научно-практич. конференции. - Казань, 2002. - С.72-74.
5. Лебедева, М. Б., Соколова, Е. И. Модульный подход к обучению и возможности его реализации в курсе информатики / М. Б. Лебедева // Информатика и образование. - 1997. - № 5 - С.75-80.
6. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. - М.: 1991. - 543 с.
7. Маркиянов О.А., Орлов А.И., Лукутин А.А. К вопросу профессионально-прикладной физической подготовки курсантов высших учебных заведений МВД // ФКиС в вузе, проблемы и преспективы». Тезисы докл. межрег. научно-практич. конференции. - Казань, 2002. - С.81-84.
8. Меньшиков Н.К. Развитие профессиональных способностей летчиков средствами физической подготовки: автореф. ... канд. пед. наук:.13.00.04. - М.: 1975. - 25 с.
9. Наговицын, С.Г. Проектирование содержания дополнительного профессионального образования сотрудников уголовно-исполнительной системы / С.Г. Наговицын. - Ижевск : Изд-во Удмуртского гос. ун-та, 2009. - 152 с.
10. Околелов, О. П. Современные технологии обучения в вузе: сущность, принципы построения, тенденция развития / О. П. Околелов // Высшее образование в России. - 1994. - № 2. - С.40-50.
11 . Радченко Д.Г. Формирования военно-прикладной физической готовности студентов в процессе физического воспитания в вуза .- дис... канд. пед. наук. / Д.Г. Радченко // -Тула: 2014. - 154 с.
12. Скворцов А.Е. Формирование педагогических знаний, навыков и умений по физической
подготовке и спорту у курсантов военных училищ: автореф. ... канд. пед. наук:.13.00.04. - Л., 1964. - 16 с.
13. Шевцов В.В. Физическая культура в военно-профессионально ориентации //Тезисы докладов конференции. - Кировоград, 1991. - С.54.
Bibliography
1. Zuev, S.N. The system of general and military-applied physical training of the youth of pre call-up and call-up age: abstract of the thesis of the candidate of pedagogics:13.00.04. - Moscow: 1981. - 23 p.
2. Klarin, M. V. Innovations in education / M. V. Klarin. - Moscow: Science, 1997.
3. Klarin, M.V. Pedagogical technology in educational process: foreign experience analysis /.M.V. Klarin.-Moscow: Knowledge,1989.- 80 p.
4. Kubasov, O.P., Sagdiev Z.V. Unarmed self-defence as the system of physical training of cadets and the learners of Kazan Juridical Institute of Russian Ministry of Internal Affairs // "Physical culture and Sport in higher educational establishment, problems and perspectives". Theses from the report on the interregional scientific-practical conference. - Kazan, 2002. - P.72-74.
5. Lebedeva, M.B., Sokolova, E.I. Modular approach to teaching and its realization in the course of Informatics / M. B. Lebedeva // Informatics and education. - 1997. - № 5 - P.75-80.
6. Matveev, L.P. Theory and methodology of physical culture. - Moscow: 1991. - 543 p.
7. Markiyanov, O.A., Orlov A.I., Lukutin A.A. To the question of professional-applied physical training of the cadets from higher educational establishments of the Ministry of Internal Affairs // "Physical culture and Sport in higher educational establishment, problems and perspectives". Theses from the report on the interregional scientific-practical conference.- Kazan, 2002. - P.81-84.
8. Men'shikov, N.K. Professional skills development of the pilots by means of physical training: abstract of the thesis of the candidate of pedagogics:13.00.04. - Moscow: 1975. - 25 p. 9. Nagovitsyn, S.G. Content projection of an additional professional education of the executive system workers / S.G. Nagovitsyn. - Izhevsk: Udmurtia State University Publishing house, 2009. - 152 p.
10. Okolelov, O.P. Modern technologies of teaching in higher educational establishment: content, the principles of organization, development tendencies / O. P. Okolelov // Higher education in Russia. - 1994. - № 2. -P.40-50.
11. Radchenko, D.G. Military-applied physical readiness of the students formation in the process of physical upbringing in a higher educational establishment.- thesis of the candidate of pedagogics / D.G. Radchenko // -Tula: 2014. - 154 p.
12. Skvortsov, A.E. Pedagogical knowledge, skills and abilities formation on physical training and sport among the cadets of military colleges: abstract of the thesis of the candidate of pedagogics:13.00.04. - Leningrad, 1964. - 16 p.
13. Shevtsov, V.V. Physical culture in military-professional orientation // Theses from the reports of the conference. - Kirovograd, 1991. - P.54.
Статья поступила в редакцию: 03.02.2014 г.