Научная статья на тему 'Научно-теоретические проблемы психологической готовности сотрудников пограничных органов к решению задач по охране границы'

Научно-теоретические проблемы психологической готовности сотрудников пограничных органов к решению задач по охране границы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
798
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ / СИТУАТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ / УСТАНОВКА / ФАКТОРЫ / УСЛОВИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Филиппова Кристина Александровна

В статье исследуется проблема психологической готовности сотрудников пограничных органов к решению задач по охране границы. Рассматриваются уровни психологической готовности и факторы сформированности уровня психологической готовности, а также психические состояния, способствующее преодолению конкретных трудностей оперативно-служебной деятельности. Автор приходит к выводу, что проявление психологической готовности зависит от особенностей личности и условий деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC-THEORETICAL PROBLEMS OF PSYCHOLOGICAL READINESS OF EMPLOYEES OF BORDER AUTHORITIES TO SOLVING PROBLEMS IN BORDER SECURITY

The article examines the problem of psychological readiness of border authorities to meet the challenges of border control. We consider the levels of psychological readiness and factors of formation of psychological readiness level and mental state conducive to overcoming the specific difficulties of the operational activity. The author concludes that the manifestation of psychological readiness depends on the personality characteristics and operating conditions.

Текст научной работы на тему «Научно-теоретические проблемы психологической готовности сотрудников пограничных органов к решению задач по охране границы»

УДК 159.9

КА. Филиппова НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СОТРУДНИКОВ ПОГРАНИЧНЫХ ОРГАНОВ К РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ ПО ОХРАНЕ ГРАНИЦЫ

Аннотация. В статье исследуется проблема психологической готовности сотрудников пограничных органов к решению задач по охране границы. Рассматриваются уровни психологической готовности и факторы сформированности уровня психологической готовности, а также психические состояния, способствующее преодолению конкретных трудностей оперативно-служебной деятельности. Автор приходит к выводу, что проявление психологической готовности зависит от особенностей личности и условий деятельности.

Ключевые слова: психологическая готовность, ситуативная психологическая готовность, установка, факторы, условия.

Mstina Filippova SCIENTIFIC-THEORETICAL PROBLEMS

OF PSYCHOLOGICAL READINESS OF EMPLOYEES OF BORDER AUTHORITIES TO SOLVING PROBLEMS IN BORDER SECURITY

Annotation. The article examines the problem of psychological readiness of border authorities to meet the challenges of border control. We consider the levels of psychological readiness and factors of formation of psychological readiness level and mental state conducive to overcoming the specific difficulties of the operational activity. The author concludes that the manifestation of psychological readiness depends on the personality characteristics and operating conditions. Keywords: psychological readiness, situational psychological readiness, installation, factors, conditions.

Проблеме психологической готовности к оперативно-служебной деятельности уделяли внимание многие отечественные психологи. В психологическом словаре готовность к действию определяется как «состояние мобилизации всех психофизиологических систем человека, обеспечивающее эффективное выполнение определенных действий» [5]. Конкретное состояние готовности к действию определяется сочетанием факторов, характеризующих разные уровни готовности: физическую подготовленность, необходимую нейродинамическую обеспеченность действия, психологическую установку. В зависимости от условий выполнения, ведущей может стать одна из этих сторон готовности к деятельности.

Различные авторы по-разному определяют и соотносят термины «психологическая готовность», «мобилизованность», «боеготовность», «настроенность», «устойчивость» и т.д. В.В. Пушкин и Л.С. Нерсесян [4] понимают готовность к экстренному действию как «бдительность», определяя необходимость наличия у субъекта образа структуры действия выражающегося в:

определенном функциональном и психическом состоянии, обеспечивающем быстроту реализации трудового действия;

- постоянной направленности сознания на выполнение необходимых действий.

Сторонники личностного подхода считают состояние психологической готовности целостным состоянием личности в определенных условиях жизни и деятельности и характеризуют ее такими особенностями как направленность сознания на предстоящую деятельность, настроенность на определенное поведение, мобилизованность всех сил на активное и целесообразное действие.

Для понимания сущности психологической готовности к деятельности важное значение имеет

© Филиппова К.А., 2015

исследование установки. В современной физиологии, биологии, психологии установка изучается в связи с общей активацией организма, как состояния, предшествующего поведению. В ряде исследований с механизмом установки рассматривают механизмы внимания, мышления, деятельности, а также социального поведения людей. Внимание проблеме установки объясняется тем, что установка предшествует психологическая готовность к оперативно-служебной деятельности.

Теория установки разработана Д.Н. Узнадзе, который в свих трудах отмечал: «В случае наличия потребности к ситуации и ее удовлетворения, в субъекте возникает специфическое состояние, которое можно охарактеризовать как направленность, как готовность его к совершению акта, могущего удовлетворить эту потребность» [6, с. 45]. Следовательно, установка - это состояние готовности определенным образом удовлетворить данную потребность. Установка, как готовность, направленная к определенной активности является особенностью деятельности «целостной личности, которое невозможно вывести из частных «понятий» о психических процессах, а также из частных характеристик деятельности периферических частей отдельных анализаторов» [6, с. 41]. Готовность не возникает помимо установок, если их понимать как налаживание, настройку субъекта на предстоящую деятельность. Но готовность включает не только различного рода осознанные и неосознанные установки на определенные формы реагирования, но и модели вероятностного поведения, определенные оптимальные способы деятельности, оценку своих возможностей в их соотношении с предстоящими трудностями и необходимостью достижения определенного результата. Таким образом, понятие установки существенно дополняет и расширяет представление о состоянии психологической готовности, однако не охватывает всех проблем деятельности человека, в частности - в быстро изменяющихся условиях.

В соответствии с подходом, реализованным в работах А.Г. Асмолова, различные уровни готовности фактически соотносимы с различными формами установок, функционирующими в процессе деятельности и определяющими многоуровневую систему ее регуляции. Важным в данном случае является то, что психологическая готовность и готовность всех физиологических функций организма находятся в единстве, их возникновение и протекание обеспечивается работой центральной нервной системы. Исследованиями физиологических механизмов психологической готовности, было выявлено, что при выполнении человеком любой задачи четко выделяются две стадии: подготовки и исполнения. Проблема психологической готовности нашла достаточно широкое отражение в работах военных психологов. Так, Н.Ф. Феденко, анализируя различные виды психических состояний военнослужащих, пришел к пониманию психологической готовности как целостного состояния, взаимосвязанного и взаимообусловленного всеми психическими процессами личности [7]. Отметим, что такой вывод несколько сближает этот подход с представлениями об установке.

Вопросы формирования психологической готовности нашли свое отражение и получили дальнейшее развитие в теории и практике психологической подготовки, прежде всего в тех отраслях психологических знаний, которые изучают деятельность человека в особых напряженных обстоятельствах. М.И. Дьяченко, анализируя боевую деятельность, отмечает, что «поведение воина в новой ситуации предполагает приспособление, известную перестройку уравновешивание организма в соответствии с изменившимися условиями», и далее «важным условием быстрого, мгновенного перехода от мирной обстановки к боевым действиям является высокая морально-психологическая готовность к войне». По мнению М.И. Дьяченко, психологическая готовность «это избирательная, прогнозирующая активность на стадии подготовки, настраивающая организм, личность на будущую деятельность есть результат деятельности и, как таковая включается в общий поток действий, активно-действенное состояние личности, отражающей содержание стоящей задачи и условие предстоящего ее выполнения». Автор приходит к выводу о том, что возникновение психологической готовности определяется

пониманием предстоящей задачи, осознанием ответственности, и выделяет длительную и ситуативную готовность [3].

Проблема психологической готовности нашла широкую популярность среди психологов, в особенности военных. Большая работа военных психологов объясняется тем, что основная задача армии это постоянная боевая готовность, а как она может быть без психологической готовности военнослужащих. Раскрывая сущность психологической готовности надо отметить, что психологическая готовность является одной из граней общей готовности пограничника к деятельности по защите и охране границы.

Характер службы пограничников на пограничных отделениях формирует особое качество личности военнослужащего - бдительность (настороженность). Личный состав подразделений, непосредственно охраняющих государственную границу, постоянно испытывает состояние боевой готовности независимо от того, находится он на службе или отдыхает после наряда, днем и ночью, в будни и в праздничные дни. На фоне длительного состояния готовности к немедленным действиям формируются привычные формы поведения сотрудника, а на их основе - бдительность как качество личности.

Динамизм, внезапность наступления экстремальных ситуаций на границе существенно затрудняют деятельность офицера по контролю текущего психологического состояния подчиненных, сокращают время на его коррекции. Другими словами, только в редких случаях существует возможность конкретно определить задачу подразделения или пограничного наряда. К тому же в ходе ее выполнения обстановка может неоднократно и быстро меняться. В этом случае состояние пограничника должно отличаться немедленной «перенастройкой» психики на адекватные действия. Это можно охарактеризовать как «готовность проявления различных психических качеств». Выделяются различные уровни психологической готовности (см. табл. 1).

Таблица 1

Уровни психологической готовности и их составляющие

Психологическая готовность

Общая психологическая готовность Ситуативная психологическая готовность Операционно-исполнительная психологическая готовность

Психологический потенциал Психологическая готовность Психологическая структура действий

Компоненты

Система морально-психологических качеств личности Мотивационный, эмоционально-волевой, познавательный, операциональный коммуникативный Адекватные оперативно-служебной ситуации поведенческие реакции, не требующие сознательного контроля

Из таблицы следует, что общая (деятельность) психологическая готовность - это потенциальная способность сотрудника осуществлять перенастройку психики адекватно виду решаемых оперативно-служебных задач. Основу общей психологической готовности составляет система морально-психологических качеств, определяющих потенциальную способность пограничников к преодолению трудностей службы.

Ситуативная психологическая готовность - психическое состояние, способствующее преодолению конкретных трудностей оперативно-служебной деятельности, в котором ведущую роль играют компоненты:

а) мотивационный, представленный проявлением различных мотивационных тенденций, выполняющих побудительную, смыслообразующую и регулятивную функцию. Показывает стремление пограничника преодолеть трудности и выполнить задачу, показать себя способным вынести тяготы службы;

б) эмоционально-волевой, выражается в переживании пограничником чувства уверенности или сомнения в своей готовности преодолеть трудности задачи и выполнить ее. Волевой - решимость преодолеть трудности и препятствия, борьбу мотивов, чувств, порожденных как инстинктом самосохранения, так и ответственностью за принятые решения, их выполнения и другие;

в) познавательный, обеспечивающий функцию создания, структурирования ориентировочной основы оперативно-служебного, действия, текущего анализа и прогнозирования динамики оперативно-служебных ситуаций;

г) операциональный, предусматривающий владение способами и примерами, необходимыми навыками и умениями по использованию оружия, боевой техники и специальных средств, высокую физическую подготовленность. Отражает представления о трудностях предстоящей задачи, оценка свои возможностей по управлению психологическими состояниями и действиями на основе ранее накопленного опыта.

Операционно-исполнительная психологическая готовность формируется на основе общей и ситуативной психологической подготовленности и включает поведенческие реакции человека, способы действия, которые приобрели рефлекторный характер и не требуют включения сознания для построения программы деятельности.

Примером могут послужить ответные действия пограничников при обнаружении признаков нарушения границы. Автоматически запускается программа действий подразделения по поиску и задержанию нарушителей, а при внезапном нападении на подразделение - программа отражения вооруженного вторжения.

Говоря о психологической готовности нужно также выделить специфические факторы, оказывающие непосредственное влияние на состояние психологической готовности. Специфическими факторами, значимо влияющими на состояние психологической готовности военнослужащих подразделений пограничных органов по охране государственной границы, являются:

- высокая неопределенность обстановки, возникающая вследствие широкой вариативности приемов и способов противодействия нарушителей пограничным органам и вынуждающая пограничников быть готовыми к гибкой смене имеющегося алгоритма оперативно-служебных задач;

- жесткая ограниченность действий сотрудников служебно-правовыми нормами при их недостаточной разработанности и согласованности;

- восприятие соответствия выполняемых служебно-боевых задач; их социальной необходимости;

- дефицит времени на выбор и выполнение успешных действий в соответствии с требованиями обстановки;

- регламентированность применения средств и способов в оперативно-служебной деятельности, сопряженная с правовой ответственностью.

- В.В. Сысоев [2] выделяет следующие факторы боевой деятельности: опасность; неожиданность; новизна; неопределенность; внезапность; дефицит времени и информации (противоречивость информации); ответственность за принятие решения и его выполнение; дискомфорт.

Основными показателями сформированности психологической готовности сотрудников подразделений пограничных органов ФСБ России являются:

- направленность и адекватность ценностно-смысловой сферы; субъективная мобилизованность, настроенность и решительность к осуществлению оперативно-служебных действий;

- ситуативная эмоционально-волевая устойчивость;

- уровень субъективного контроля; уровень общей и ситуативной тревоги;

- способность к прогнозированию динамики оперативно-служебных ситуаций и гибкой смене алгоритма индивидуальных оперативно-служебных действий;

- адекватность обоснования своих действий по охране границы.

Динамика психологической готовности отражает возможность колебания ее показателей при выполнении оперативно-служебных задач. Перед началом деятельности, с ее началом и после завершения возможны различные состояния готовности, сформированные у индивида и реализуемые в зависимости от условий деятельности. В случае, когда уровень регуляции адекватен условиям, деятельность пограничника протекает с оптимальными психическими затратами. При отсутствии формировки одного из уровней регуляции или его несоответствии среде, ведущим выступает наиболее оформленный. Однако в этом случае у индивида возникают дезадаптивные формы деятельности, приводящие к стрессовым нарушениям или психическим расстройствам.

Можно заметить, что составляющие психологической готовности довольно неустойчивые так, как факторы, оказывающие влияние на психологическую готовность, постоянно растут и меняются. Например, один из ярких примеров - это негативное информационное воздействие врага. Вспомним, каким оно было раньше: все ограничивалось антисоветскими высказываниями, с которыми психологическая готовность советских пограничников справлялась. Негативная информация была не столь сложна, не носила столь продуманный и идейный характер, как сейчас. Психологическая готовность развивается в условиях внешних и внутренних факторов, которые ранее к военной среде были не приемлемы и не находили места (наркомания, алкоголизм, преступность и др.).

Таким образом, методы и направления, применяемые по психологической готовности различны также по той простой причине, что деятельность на границе также различна: занятия, несение службы, хозяйственные работы и др. Исходя из этого и будут рассмотрены особенности психологической подготовки в различных сферах пограничной деятельности и соответственно оценка психологической готовности подразделений. Кроме того, необходимо отметить нормативные положения, которые определяют степень психологической готовности сотрудников, т.е. что должен знать и уметь сотрудник, прошедший процесс психологической подготовки. И конечно вся работа в этом направлении должна соответствовать фактору времени.

Таким образом, необходимо отметить, что автор вкладывают в понятие «состояние психологической готовности» различное содержание. Это связано, с тем, что осуществляются различные подходы: 1) к пониманию сущности психологической готовности; 2) к исследованию различных видов деятельности и др. Содержание понятия «психологическая готовность» определяется во многом сходными теоретическими представлениями, связанными с доминированием деятельностного подхода в отечественной психологии. Психологическая готовность рассматривается как состояние, предшествующее определенной деятельности; это состояние, в котором концентрируются возможности человека, достигающие высшего уровня.

Библиографический список

1. Военная психология и педагогика / Под ред. В. Ф. Кулакова. - М. : Совершенство, 1998. - 384 с. - ISBN 5-8089-0007-7.

2. Давыдов, В. П. Военная педагогика в пограничных войсках : научно-практическое пособие / В. П. Давыдов. - М. : АПВ РФ, 1994. - 164 с.

3. Дьяченко, М. И. Формирование психологической готовности воинов к выполнению учебно-боевых задач / М. И. Дьяченко // Коммунист Вооруженных Сил. - 1983. - № 6. - С. 60-68.

4. Зинченко, В. П. Психологический словарь / В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. - 2-е изд., перераб. и доп. -М. : Педагогика-Пресс, 1996. - 440 с. - ISBN 5-7155-0720-0/

5. Нерсесяи, JT. Психологическая структура готовности оператора к экстренному действию / JT. Нерсесян, В. Пушкин // Вопросы психологии. - 1969. - № 5. - С. 60-68.

6. Узнадзе, Д. Н. Психологические исследования / Д. Н. Узнадзе. - М., 1966. - 450 с.

7. Феденко, Н. Ф. Очерки по психологии личности советского воина / Н. Ф. Феденко. - М. : ВПАД966. -228 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.