Научная статья на тему 'Психологическая готовность учащихся педагогических колледжей к профессиональной деятельности и ее диагностика'

Психологическая готовность учащихся педагогических колледжей к профессиональной деятельности и ее диагностика Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1177
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ДИАГНОСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ / PEDAGOGICAL COLLEGE / PSYCHOLOGICAL READINESS TO PROFESSIONAL ACTIVITY / DIAGNOSTIC OF PSYCHOLOGICAL READINESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Величко Елена Владимировна

Рассматривается психологическая готовность учащихся педагогических колледжей к профессиональной деятельности: сформированность на разных уровнях, функциональные блоки, содержание, компоненты. Освещаются методы диагностики пятикомпонентной модели полной психологической готовности учащихся педколледжей к профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Величко Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological readiness of pedagogical college students to professional activity and its diagnostic

Psychological readiness of pedagogical college students to professional activity is examined: its formation on different levels, functional sets, content, components. Methods of diagnostic of a five component model of complete readiness of pedagogical college students to professional activity are presented.

Текст научной работы на тему «Психологическая готовность учащихся педагогических колледжей к профессиональной деятельности и ее диагностика»

УДК 37.015.324 ББК Ю983.7

Е. В. Величко

Новоуральск

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ готовность УЧАЩИХСЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОЛЛЕДЖЕЙ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЕЕ ДИАГНОСТИКА

ГСНТИ 14.07.03 Код ВАК 13.00.01; 19.00.13

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: педагогический колледж; психологическая готовность к профессиональной деятельности; диагностика психологической готовности.

АННОТАЦИЯ. Рассматривается психологическая готовность учащихся педагогических колледжей к профессиональной деятельности: сформированность на разных уровнях, функциональные блоки, содержание, компоненты. Освещаются методы диагностики пятикомпонентной модели полной психологической готовности учащихся педколледжей к профессиональной деятельности.

E. V. Velichko

Novouralsk

PSYCHOLOGICAL READINESS OF PEDAGOGICAL COLLEGE STUDENTS TO PROFESSIONAL ACTIVITY AND ITS DIAGNOSTIC

KEY WORDS: pedagogical college; psychological readiness to professional activity; diagnostic of psychological readiness.

ABSTRACT. Psychological readiness of pedagogical college students to professional activity is examined: its formation on different levels, functional sets, content, components. Methods of diagnostic of a five component model of complete readiness of pedagogical college students to professional activity are presented.

Система профессионального образования России в настоящее время находится в стадии очередной реформы. Реформа образования предполагает совершенствование не только содержания образовательной деятельности, но и решение базовых психолого-педагогических проблем современной системы профессионального образования, в том числе и проблемы формирования психологической готовности будущих специалистов к

© Величко Е. В., 2011

профессиональной деятельности. Психологическая готовность учащихся педагогических колледжей к профессиональной деятельности является фоном педагогической и воспитательной деятельности, влияет на динамику педагогических процессов, выполняет интегрирующую функцию, объединяя на временном отрезке процессы и свойства в «психологический строй» личности педагога, и регуляторную функцию, обеспечивая саморегуляцию психической деятельности

педагога. Особенно актуальна проблема психологической подготовленности будущего педагога к процессу обучения, где от способности субъектов приходить в адекватные для учебной деятельности состояния зависит продуктивность учебного процесса [8. С. 47].

В современной психолого-педаго-гической литературе отчетливо выделилось два основных подхода к данной проблеме. Первый подход предполагает оценку состояния психологической готовности как определенного функционального состояния; «психологической установки» [13. С. 104]; «предстартового состояния» [9. С. 16]; «мобилизационной готовности» [11. С. 96].

Другой подход интерпретирует психологическую готовность как социально-психологическую подготовленность к решению различного вида педагогических задач [2. С. 24]. При этом психологическая подготовленность рассматривается как устойчивая характеристика личности к деятельности, как целостный комплекс, включающий в себя мотивационный, интеллектуальный, эмоциональный и другие переменные, адекватные требованиям содержания и условиям деятельности.

В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев и Е. Н. Шиянов рассматривают психологическую готовность учащихся колледжей к профессиональной деятельности как профессиональную готовность психики будущего специалиста [12. С. 102]. Содержание психологической структуры готовности к профессиональной деятельности учащихся педагогических колледжей определяется особенностями этой деятельности.

Психологическая готовность к профессиональной деятельности представляет собой результат и закономерный итог психологической подготовки учащегося колледжа [14. С. 42]. Психологическую готовность можно также определить как результат формирования индивидуального психологического обеспечения профессионального обра-

зования в педагогическом колледже. Психологическая готовность — это определенные функциональные состояния, которые способствуют успешной педагогической деятельности, обеспечивают ее высокий уровень.

На различных этапах обучения в колледже у учащихся психологическая готовность может формироваться на разных уровнях:

предварительная, заблаговременная, потенциальная (как психологопрофессиональная подготовленность учащегося колледжа к соответствующей деятельности); непосредственная, сиюминутная, ситуативная (как состояние соответствующей мобилизованности,

функциональной настроенности психики учащегося педагогического колледжа на решение конкретных задач в соответствующих обстоятельствах и условиях).

Вполне очевидно, что непосредственная психологическая готовность выступает следствием актуализации предварительной, недостаточный уровень (либо отсутствие) которой снижает проявление первой.

Предварительная психологическая готовность является основой непосредственной. И потому подготовка специалиста выступает как процесс формирования у него достаточного для профессиональной деятельности уровня предварительной готовности его психики, устойчивых, статических компонентов его профессиональной подготовленности.

В процессе формирования психологической готовности к профессиональной педагогической деятельности можно выделить следующие функциональные блоки:

1. Личностно-мотивационный: про-

фессионально важные качества, определяющие отношение к профессиональной деятельности.

2. Представление о целях профессиональной деятельности: качества,

определяющие понимание и при-

нятие задач, цели профессиональной деятельности.

3. Представление о содержании деятельности и способах ее выполнения: знания и умения, необходимые для выполнения профессиональной деятельности.

4. Информационный блок: качества, обеспечивающие восприятие, переработку и сохранение информации, необходимой для выполнения профессиональной деятельности.

5. Управление деятельностью и принятие решений: качества, обеспечивающие планирование, контроль и оценку собственной профессиональной деятельности.

Каждый блок включает перечень профессионально важных качеств, которые оказывают значимое влияние на эффективность профессиональной педагогической деятельности. При этом речь идет не просто о достижении учащимися педагогических колледжей некоторого достаточного уровня знаний и умений, составляющих основу компетентности, а о формировании в психологической подготовке основ профессионализма будущего специалиста — педагога и воспитателя.

Содержательно психологическая готовность учащихся педагогических колледжей к профессиональной деятельности в школе характеризуется такими критериями: устойчивые мотивы выбора педагогической профессии, сформированная направленность на педагогическую деятельность; наличие прочных психологических знаний (психологии детей разного школьного возраста, закономерностей их развития, формирования умственных способностей и т. п.) и умений применять теоретические знания в решении практических педагогических задач; осознание профессиональных задач; четкое представление об образе учителя, о необходимых ему профессио-

нально актуальных качествах, умениях, навыках; сформированная объективная самооценка профессионально значимых качеств личности, наличия умений, осознание уровня собственной готовности к решению педагогических задач обучения и воспитания учащихся; проявление уверенности, волевых черт характера, эмоциональной уравновешенности как компонентов психологической устойчивости в условиях работы в классе; целесообразные продуманные действия в конкретных условиях контакта с учащимися; состояние удовлетворенности выбранной педагогической профессией, общением с детьми; высокий уровень сформированности потребности в самосовершенствовании, профессиональном самовоспитании.

Психологическая готовность учащихся колледжей к профессиональной деятельности проявляется: на функциональном уровне в форме установок (как проекции прошлого опыта на ситуацию «здесь и сейчас»), предшествующих любым психическим явлениям и проявлениям; в виде мотивационной готовности к «приведению в порядок» своего образа мира (такая готовность дает человеку возможность осознать смысл и ценность того, что он делает); на личностном уровне в виде профессионально-личностной готовности к самореализации через процесс персонализации.

Полную психологическую готовность учащихся педагогических колледжей к профессиональной деятельности характеризуют соответствующие компоненты, образующие пятикомпонентную модель полной психологической готовности. Модель включает когнитивный, операциональный, рефлексивный, мотивационно-целевой и цен-

ностно-нравственный компоненты в их взаимосвязи [7. С. 35]. Модель может быть использована при диагностике уровня психологической готовности учащихся педагогических колледжей.

В диагностике мотивационно-целевой готовности могут быть использованы: методика контент-анализа сочинений учащихся колледжей на тему «Моя профессия — педагог»; методика диагностики психологической структуры мотивационной сферы личности по В. Э. Мильману; опросник профессиональных предпочтений Дж. Холланда [10. С. 106].

В диагностике когнитивной готовности возможно использование анкетирования по выявлению знаний и представлений учащихся колледжей о сущностных характеристиках профессиональной деятельности и готовности к ней, результаты аттестации по соответствующим дисциплинам учебного плана факультета, материалы сочинений учащихся и данные об их профессиональных предпочтениях по Дж. Холланду.

В диагностике уровня операциональной психологической готовности, помимо обобщения данных наблюдения, анализа успешности профессионального обучения и оценки сформи-рованности основных компетенций, возможно использование методики «Конфликтные ситуации» и мэппинг-технология для анализа предпочитаемых решений в заданных профессиональных ситуациях [1. 367].

В диагностике рефлексивной психологической готовности могут быть использованы следующие диагностические процедуры: личностная самооценка по шкалам страха неудачи Р. Мак Ги [1. С. 368]; тестирование самоуважения и аутосимпатии по методике МИС В. В. Столина; изучение типа профессионально-личностной рефлексии с помощью методики «Конфликтные ситуации» [3. С. 118].

В диагностике ценностно-смысловой и нравственной готовности наряду с данными наблюдений используется методика «Конфликтные ситуации»,

а также методика изучения мотивации выбора учащимися того или иного поведения в профессиональной и повседневной жизни.

Анализ данных литературных источников [6. С. 89; 5. С. 231] позволяет сделать следующий: чем выше уровень сформированности психологических знаний и умений, чем активнее они применяются в решении практических педагогических задач, тем эффективнее процесс формирования психологической готовности учащихся колледжей к профессиональной деятельности.

Логично выстроенное взаимодействие между учебной и внеаудиторной деятельностью учащихся педагогического колледжа является важным условием формирования психологической готовности для профессиональной деятельности [4.

С. 178]. Особое место в становлении психологической готовности учащихся педкол-леджей занимает педагогическая практика, в процессе которой учащийся получает возможность испытать себя в конкретных педагогических ситуациях.

Таким образом, психологическая готовность учащихся педагогических колледжей к профессиональной деятельности относится к числу определяющих факторов формирования личности будущего педагога и повышения качества подготовки педагогических кадров в учреждении среднего профессионального образования.

Психологическая готовность учащихся педагогических колледжей к профессиональной деятельности в школе является интегративным психологическим образованием. Системообразующими факторами в формировании психологической готовности учащихся педагогических колледжей являются теоретическая психологическая подготовка, овладение знаниями психологических дисциплин и закрепление сформированных на занятиях по психологии профессионально актуальных знаний, умений, качеств личности будущего учителя на практике.

ЛИТЕРАТУРА

1. БУРОВ М. В., ЛОПАТИНА С. Д. Главные вопросы психологической диагностики // Психология образования : проблемы и перспективы : материалы 1 междунар. науч.-практ. конф. СПб. : СпбГУ, 2009.

2. ДЬЯЧЕНКО М. И., КАНДЫБОВИЧ Л. А. Психологические проблемы готовности к деятельности. 4-е мзд., доп. и перераб. Минск : Изд-во БГУ, 2008.

3. ИППОЛИТОВА Н. В., КОЛЕСНИКОВ М. А., СОКОЛОВА Е. А. Система профессиональной подготовки студентов педагогического вуза : личностный аспект : монография. 2-е изд., доп. и перераб. СПБ. : Изд-во СПбГУ, 2010.

4. КОРНЕЕВ Ю. В., МАЛЫГИН А. Г. Формирование ключевых компетенций в системе многоуровневого непрерывного профессионального образования // Модернизация общего и профессионального образования : сб. тр. всерос. науч.-практ. конф. Томск : ЗТТ, 2008.

5. КОРОЛЬКОВА Е. И. Стратегия организации мотивирующей среды образовательного учреждения // Совершенствование системы подготовки педагогических кадров в условиях национально-регионального образования : сб. науч. ст. на основе материалов всерос. на-уч.-практ. конф. Москва ; Чебоксары : МПА, 2009.

6. КУЗЬМИНА С. В. Формирование психологической готовности студентов средних профессиональных учреждений в сфере физической культуры и спорта // Актуальные проблемы науки и гуманитарного образования : межвуз. сб. науч. тр. М. : Изд-во Русско-американского института, 2009. Вып 13.

7. МЕДВЕДЕВ А. В. Особенности профессионализации учащихся колледжей как фактор личностного развития // Психология и современное общество : взаимодействие как путь взаиморазвития : материалы 3 междунар. науч.-практ. конф. СПб., 2008.

8. МУСИНА-КРАЕВА О. Л. Особенности формирования структуры психического здоровья в учреждениях среднего профессионального образования // Проблема профилактики нравственной неустойчивости к отрицательным влияниям микросреды : материалы регион. науч.-практ. семинара. Белгород, 2010.

9. ПУНИ А. Ц. Процесс и система звеньев психологической подготовки к соревнованиям в спорте : психологический аспект : избр. лекции. 4-е изд., доп. и перераб. / Гос. ин-т физ. культуры. СПб., 2009.

10. РЕВИНА И. А. Диагностика в деятельности учреждения профессионального образования // Деятельность педагога-психолога в системе образования : теоретические, методические и прикладные аспекты : материалы обл. конф. / Нижегор. гуманит. центр ; под ред. С. Н. Митиной. Н. Новгород, 2010. Вып. 9.

11. СЕРГЕЕВА К. Е. Организация мотивирующей среды в педагогическом колледже // Среднее педобразование в Москве : история, современность, перспективы : сб. науч. тр. / под ред. проф. В. П. Симонова ; Международная педагогическая академия. М., 2009. Вып. 3.

12. СЛАСТЕНИН В. А., ИСАЕВ И. Ф., ШИЯНОВ Е. Н. Педагогика : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В. А. Сластенина. М. : Изд. центр «Академия», 2002.

13. УЗНАДЗЕ Д. Н. Психологические исследования. 5-е изд., доп. М. : Изд-во МГУ, 2009.

14« ХОХЛОВА Н. Г. Потребности будущего педагога как источники педагогической деятель-

ности // Состояние и перспективы среднего профессионального образования в России : сб. науч. тр. / МГОПУ им. М. А. Шолохова. М., 2010. Вып. 2, ч. 1.

Статью рекомендует д-р психол. наук, проф. С. А. Минюрова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.