Научная статья на тему 'Готовность к риску курсантов - будущих оперативных сотрудников'

Готовность к риску курсантов - будущих оперативных сотрудников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
115
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ / ГОТОВНОСТЬ К РИСКУ / ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ / READINESS FOR PROFESSIONAL ADAPTATION / READINESS FOR RISK / EMERGENCIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Огородников Алексей Валерьевич

В статье рассматривается специфика профессиональной деятельности курсантов будущих оперативных сотрудников. Выявляется сущность понятия «готовность к риску» и его компонентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Огородников Алексей Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Readiness for risk of cadets - the future operative employees

This article deals with the specificity of the professional activity of cadets the future operative employees. It reveals the essence of the «readiness for risk» concept and its components.

Текст научной работы на тему «Готовность к риску курсантов - будущих оперативных сотрудников»

ГОТОВНОСТЬ К РИСКУ КУРСАНТОВ - БУДУЩИХ ОПЕРАТИВНЫХ

СОТРУДНИКОВ

А.В. Огородников1

Самарский государственный университет

443011, г. Самара, ул. Академика Павлова, 1.

E-mail: [email protected]

В статье рассматривается специфика профессиональной деятельности курсантов - будущих

оперативных сотрудников. Выявляется сущность понятия «готовность к риску» и его компонентов.

Ключевые слова: готовность к профессиональной адаптации, готовность к риску, экстремальные

ситуации.

На фоне социально-экономических изменений профессиональная деятельность курсантов -будущих оперативных сотрудников становится более напряженной и стрессогенной, обусловленной наличием экстремальных ситуаций, что приводит к высокой текучести кадров, дефициту квалифицированных сотрудников, высоким показателям дисциплинарных нарушений и злоупотреблениям служебным положением. Одновременно с этим снижается качество работы кадрового состава, что резко увеличивает требования к профессиональной подготовке курсантов -будущих оперативных сотрудников.

Изучение текучести оперативных сотрудников показало, что одной из причин этого явления среди вновь принятых на службу сотрудников выступает неудовлетворительная профессиональная адаптация к условиям служебной деятельности. Современная криминогенная ситуация требует готовности к профессиональной адаптации, способствующей динамическому равновесию в системе «субъект труда - профессиональная среда» (С.А. Шапкин). Для сотрудников с опытом работы менее одного года характерны расхождения и несоответствия между знаниями, умениями и навыками и реальностью профессиональной деятельности, что неизбежно приводит к увеличению числа профессиональных ошибок при исполнении профессиональных обязанностей, к фрустрации, а зачастую и дезадаптации.

Профессиональная деятельность курсантов - будущих оперативных сотрудников интегрирует социальную, оперативно-розыскную, коммуникативную, организационную, удостоверительную деятельность. Ведущей является оперативно-розыскная деятельность, осуществляемая посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни и здоровья, прав и свобод граждан.

Оперативно-розыскная деятельность носит объективный характер и представляет собой систему организационно-управленческих и оперативно-розыскных мероприятий, которые проводятся в строгом соответствии с законом. Она связана с поиском, получением информации, состоянием оперативной обстановки и строится на следующих принципах: законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств, оперативности, всесторонности, полноты и объективности исследования обстоятельств оперативно-розыскного производства, единоначалия, подконтрольности и поднадзорности [2].

Изучение специфики оперативно-розыскной деятельности курсантов - будущих оперативных сотрудников показало, что особые трудности возникают в экстремальных ситуациях с высокой долей риска. Это предъявляет повышенные требования к специалисту, участвующему в мероприятиях по борьбе с массовыми беспорядками, в операциях по освобождению заложников, задержанию преступников. Экстремальность трактуется исследователями как условия и ситуации, не соответствующие нормам человеческого бытия, сопряженные с повышенной ответственностью, отсутствием четкой информации, недостатком времени для принятия решения [6].

Экстремальные ситуации оказывают деструктивное воздействие на функциональное состояние человека вследствие возникающего в этих условиях несоответствия между его возможностями и объективными требованиями деятельности. В связи с этим процесс профессиональной адаптации феноменологически представляется как совместное изменение

1 Алексей Валерьевич Огородников, аспирант каф. теории и методики профессионального образования.

субъекта и адаптогенной ситуации, накопление этих изменений и достижение оптимального соотношения между ними [4].

Экстремальные ситуации характеризуются различным уровнем риска как альтернативного поведения в ситуации угрозы жизни и здоровью, когда приходится незамедлительно принимать решение, вероятный исход которого заранее неизвестен или носит неопределенный характер. Среди основных черт, характеризующих риск как элемент деятельности, выделяются: неопределенность, вероятность, мера, альтернативность, опасность [1]. Вероятность появления в оперативно-розыскной деятельности ситуаций риска, характеризующихся возникновением дополнительных трудностей, опасностей, велика. Каждую жизненную ситуацию можно соотнести с определенным уровнем риска возникновения нежелательных последствий, опасности, что может быть выражено коэффициентом [7], выведенным из соотношения вероятности нежелательного последствия и абсолютной неизбежности, где он может быть пренебрежительно малым, приемлемым, непреодолимым.

Неопределенность связана с причинами не только объективного, но и субъективного, гносеологического порядков, к числу которых можно отнести относительность процесса познания человеком окружающей среды, невозможность однозначного познания объекта с учетом сложившихся уровней и методов научного познания на данный момент развития, относительная ограниченность сознательной деятельности человека [5].

Существование неопределенности в деятельности можно связать с неполнотой, недостаточностью информации об объекте, явлении или процессе. Для принятия решения необходимо наличие полного объема достоверной информации, которая на практике бывает разрозненной, некачественной, необъективной и несвоевременной. В свою очередь ситуация риска не предоставляет возможности для длительного анализа информации и требует мгновенного принятия решения на основе личного опыта и имеющихся знаний, умений и навыков.

Ситуации неопределенности в деятельности курсантов - будущих оперативных сотрудников требуют уверенности в себе и своих силах, способности эффективно ориентироваться и принимать решение, профессиональной тренированности, способности спонтанно реагировать на источник опасности. Таким образом, готовность к риску по своему содержанию может быть идентифицирована с готовностью к профессиональной адаптации курсантов - будущих оперативных сотрудников.

В научной литературе отсутствует единое понимание готовности, поскольку данное понятие включается в тезаурус разных наук и не сложилось общепринятого толкования этого понятия. Ученые-педагоги сосредоточивают свое внимание на выявлении факторов и условий, дидактических и воспитательных средств, благодаря которым становится возможным осуществление процесса становления данного свойства.

Готовность к деятельности определяется как комплекс способностей, основанных на различных свойствах личности (Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн); как психическое состояние (Б.Ф. Ломов, А.А. Ухтомский); как устойчивая характеристика личности, выраженная в подготовленности к деятельности (М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович). Готовность к деятельности есть «предстартовое» состояние, ощущаемое через приобретение базисных основ, обеспечивающих успешное пребывание в профессиональной сфере на протяжении определенного времени (Т.И. Руднева).

Профессиональная готовность трактуется как свойство личности и рассматривается как совокупность компонентов: волевой (самоконтроль, умение управлять действиями);

мотивационный (положительное отношение к деятельности); оценочный (самооценка подготовленности к деятельности); операционный (владение способами и приемами профессиональной деятельности). Сформированность данных компонентов свидетельствует о высоком уровне готовности к деятельности [3].

Таблица

Структура готовности к риску курсантов - будущих оперативных сотрудников

Компоненты готовности Показатели компонентов

Субъектный Наличие бдительности, осторожности, осмотрительности при контакте с преступниками

Когнитивный Знание способов предотвращения нежелательных последствий; знание пределов необходимой обороны

Эмоционально-волевой Способность определять эмоциональное состояние преступника; - способность управлять собой в экстремальной ситуации; - способность сдерживать эмоции в экстремальной ситуации

Поведенческий Способность к объективной оценке экстремальной ситуации; - наличие навыков применения боевых приемов борьбы; - умение принять адекватное решение в экстремальной ситуации

Ценностно-мотивационный Способность к быстрому анализу неопределенной ситуации; - способность к спонтанному противостоянию источнику опасности; - профессиональная тренированность

Теоретический анализ структуры готовности к профессиональной адаптации, специфики оперативно-розыскной деятельности позволяет рассматривать готовность к риску курсантов -будущих оперативных сотрудников как интегративное личностное образование, включающее в себя субъектный, когнитивный, эмоционально-волевой, поведенческий, ценностно-мотивационный компоненты, показатели которых свидетельствуют о возможности эффективного выполнения социальной, оперативно-розыскной, коммуникативной, организационной, удостоверительной деятельности.

Проведенный анализ подготовки курсантов - будущих оперативных сотрудников в образовательных учреждениях Федеральной службы исполнения наказания России показал, что формирование готовности к риску осуществляется в рамках психологической подготовки и предполагает совершенствование единой системы профилактических мероприятий, профессиональнопсихологического наблюдения и сопровождения их служебной деятельности психологами (А.В. Жуланов). Вместе с тем систематическое моделирование ситуаций риска на занятиях по профессионально-прикладной физической подготовке оказывает стабилизирующее воздействие на психические процессы, а избирательное использование средств профессионально-прикладной физической подготовки способствует формированию готовности к риску.

Готовность к риску на занятиях по профессионально-прикладной физической подготовке требует от курсанта - будущего оперативного сотрудника непрерывной активной деятельности, обеспечивающей устойчивую готовность к выполнению поставленной задачи [7]. Сформированная готовность к риску выражается в мобилизованности психических процессов, опыте эффективных действий в ситуациях угрозы жизни и здоровью, установке на максимально рациональное и полное использование всего арсенала навыков и умений для достижения положительного результата и, как следствие, в эффективной профессиональной адаптации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Белоносов В.О. Риск в правоприменительной деятельности. Вестник Самарского юридического института ФСИН России: межвузовский сборник научных статей по проблемам юридических, гуманитарных и социально-экономических наук. - Вып. 4. - Самара: Самарский юридический институт ФСИН России, 2006. - 75 с.

2. Дубоносов Е.С. Основы оперативно-розыскной деятельности: учеб. пособие / Под ред. проф. Г.К. Синилова. - М.: Высшее образование, Юрайт-Издат, 2009. - 79 с.

3. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психология высшей школы. - Минск, 1981. - 137 с.

4. Жуланов А.В. Психопрофилактика нарушений дисциплины и законности сотрудниками ОВД: учеб.

пособие. - Волгоград: ВА МВД России, 2008. - 56 с.

5. Лагерев А.А. Адаптация студентов к условиям обучения в техническом вузе и особенности организации учебно-воспитательного процесса с первокурсниками. - М., 1991. - 38 с.

6. Психология. Педагогика. Этика: учебник для вузов / И.И. Аминов, О.В. Афанасьева, А.Т. Васьков, А.М. Воронов и др.; под ред. проф. Ю.В. Наумкина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2002. - 225 с.

7. Столяренко А.М. Психологическая подготовка юриста в условиях перестройки образования и

демократизации общества // Вопросы психологии. - 1989. - № 4. - 246 с.

8. Шапкин С.А. Деятельность в особых условиях: компонентный анализ структуры и стратегии адаптации. Исследование индивидуального стиля саморегуляции психофизиологического состояния / С.А. Шапкин, Л.Г. Дикая // Психологический журнал. - 1996. - № 6. - 28 с.

Поступила в редакцию 19/05/2011; в окончательном варианте - 20/05/2011.

UDC 378

READINESS FOR RISK OF CADETS - THE FUTURE OPERATIVE EMPLOYEES

A. V. Ogorodnikov

Samara State University 1 Academic Pavlov str., Samara, 443011 E-mail: [email protected]

This article deals with the specificity of the professional activity of cadets - the future operative employees. It reveals the essence of the «readiness for risk» concept and its components.

Key words: readiness for professional adaptation, readiness for risk, emergencies.

Original article submitted 19/05/2011; revision submitted - 20/05/2011.

Alexey V. Ogorodnikov, post graduate of the theory and methods of professional education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.