ГОТОВНОСТЬ К РИСКУ КУРСАНТОВ - БУДУЩИХ ОПЕРАТИВНЫХ
СОТРУДНИКОВ
А.В. Огородников1
Самарский государственный университет
443011, г. Самара, ул. Академика Павлова, 1.
E-mail: [email protected]
В статье рассматривается специфика профессиональной деятельности курсантов - будущих
оперативных сотрудников. Выявляется сущность понятия «готовность к риску» и его компонентов.
Ключевые слова: готовность к профессиональной адаптации, готовность к риску, экстремальные
ситуации.
На фоне социально-экономических изменений профессиональная деятельность курсантов -будущих оперативных сотрудников становится более напряженной и стрессогенной, обусловленной наличием экстремальных ситуаций, что приводит к высокой текучести кадров, дефициту квалифицированных сотрудников, высоким показателям дисциплинарных нарушений и злоупотреблениям служебным положением. Одновременно с этим снижается качество работы кадрового состава, что резко увеличивает требования к профессиональной подготовке курсантов -будущих оперативных сотрудников.
Изучение текучести оперативных сотрудников показало, что одной из причин этого явления среди вновь принятых на службу сотрудников выступает неудовлетворительная профессиональная адаптация к условиям служебной деятельности. Современная криминогенная ситуация требует готовности к профессиональной адаптации, способствующей динамическому равновесию в системе «субъект труда - профессиональная среда» (С.А. Шапкин). Для сотрудников с опытом работы менее одного года характерны расхождения и несоответствия между знаниями, умениями и навыками и реальностью профессиональной деятельности, что неизбежно приводит к увеличению числа профессиональных ошибок при исполнении профессиональных обязанностей, к фрустрации, а зачастую и дезадаптации.
Профессиональная деятельность курсантов - будущих оперативных сотрудников интегрирует социальную, оперативно-розыскную, коммуникативную, организационную, удостоверительную деятельность. Ведущей является оперативно-розыскная деятельность, осуществляемая посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни и здоровья, прав и свобод граждан.
Оперативно-розыскная деятельность носит объективный характер и представляет собой систему организационно-управленческих и оперативно-розыскных мероприятий, которые проводятся в строгом соответствии с законом. Она связана с поиском, получением информации, состоянием оперативной обстановки и строится на следующих принципах: законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств, оперативности, всесторонности, полноты и объективности исследования обстоятельств оперативно-розыскного производства, единоначалия, подконтрольности и поднадзорности [2].
Изучение специфики оперативно-розыскной деятельности курсантов - будущих оперативных сотрудников показало, что особые трудности возникают в экстремальных ситуациях с высокой долей риска. Это предъявляет повышенные требования к специалисту, участвующему в мероприятиях по борьбе с массовыми беспорядками, в операциях по освобождению заложников, задержанию преступников. Экстремальность трактуется исследователями как условия и ситуации, не соответствующие нормам человеческого бытия, сопряженные с повышенной ответственностью, отсутствием четкой информации, недостатком времени для принятия решения [6].
Экстремальные ситуации оказывают деструктивное воздействие на функциональное состояние человека вследствие возникающего в этих условиях несоответствия между его возможностями и объективными требованиями деятельности. В связи с этим процесс профессиональной адаптации феноменологически представляется как совместное изменение
1 Алексей Валерьевич Огородников, аспирант каф. теории и методики профессионального образования.
субъекта и адаптогенной ситуации, накопление этих изменений и достижение оптимального соотношения между ними [4].
Экстремальные ситуации характеризуются различным уровнем риска как альтернативного поведения в ситуации угрозы жизни и здоровью, когда приходится незамедлительно принимать решение, вероятный исход которого заранее неизвестен или носит неопределенный характер. Среди основных черт, характеризующих риск как элемент деятельности, выделяются: неопределенность, вероятность, мера, альтернативность, опасность [1]. Вероятность появления в оперативно-розыскной деятельности ситуаций риска, характеризующихся возникновением дополнительных трудностей, опасностей, велика. Каждую жизненную ситуацию можно соотнести с определенным уровнем риска возникновения нежелательных последствий, опасности, что может быть выражено коэффициентом [7], выведенным из соотношения вероятности нежелательного последствия и абсолютной неизбежности, где он может быть пренебрежительно малым, приемлемым, непреодолимым.
Неопределенность связана с причинами не только объективного, но и субъективного, гносеологического порядков, к числу которых можно отнести относительность процесса познания человеком окружающей среды, невозможность однозначного познания объекта с учетом сложившихся уровней и методов научного познания на данный момент развития, относительная ограниченность сознательной деятельности человека [5].
Существование неопределенности в деятельности можно связать с неполнотой, недостаточностью информации об объекте, явлении или процессе. Для принятия решения необходимо наличие полного объема достоверной информации, которая на практике бывает разрозненной, некачественной, необъективной и несвоевременной. В свою очередь ситуация риска не предоставляет возможности для длительного анализа информации и требует мгновенного принятия решения на основе личного опыта и имеющихся знаний, умений и навыков.
Ситуации неопределенности в деятельности курсантов - будущих оперативных сотрудников требуют уверенности в себе и своих силах, способности эффективно ориентироваться и принимать решение, профессиональной тренированности, способности спонтанно реагировать на источник опасности. Таким образом, готовность к риску по своему содержанию может быть идентифицирована с готовностью к профессиональной адаптации курсантов - будущих оперативных сотрудников.
В научной литературе отсутствует единое понимание готовности, поскольку данное понятие включается в тезаурус разных наук и не сложилось общепринятого толкования этого понятия. Ученые-педагоги сосредоточивают свое внимание на выявлении факторов и условий, дидактических и воспитательных средств, благодаря которым становится возможным осуществление процесса становления данного свойства.
Готовность к деятельности определяется как комплекс способностей, основанных на различных свойствах личности (Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн); как психическое состояние (Б.Ф. Ломов, А.А. Ухтомский); как устойчивая характеристика личности, выраженная в подготовленности к деятельности (М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович). Готовность к деятельности есть «предстартовое» состояние, ощущаемое через приобретение базисных основ, обеспечивающих успешное пребывание в профессиональной сфере на протяжении определенного времени (Т.И. Руднева).
Профессиональная готовность трактуется как свойство личности и рассматривается как совокупность компонентов: волевой (самоконтроль, умение управлять действиями);
мотивационный (положительное отношение к деятельности); оценочный (самооценка подготовленности к деятельности); операционный (владение способами и приемами профессиональной деятельности). Сформированность данных компонентов свидетельствует о высоком уровне готовности к деятельности [3].
Таблица
Структура готовности к риску курсантов - будущих оперативных сотрудников
Компоненты готовности Показатели компонентов
Субъектный Наличие бдительности, осторожности, осмотрительности при контакте с преступниками
Когнитивный Знание способов предотвращения нежелательных последствий; знание пределов необходимой обороны
Эмоционально-волевой Способность определять эмоциональное состояние преступника; - способность управлять собой в экстремальной ситуации; - способность сдерживать эмоции в экстремальной ситуации
Поведенческий Способность к объективной оценке экстремальной ситуации; - наличие навыков применения боевых приемов борьбы; - умение принять адекватное решение в экстремальной ситуации
Ценностно-мотивационный Способность к быстрому анализу неопределенной ситуации; - способность к спонтанному противостоянию источнику опасности; - профессиональная тренированность
Теоретический анализ структуры готовности к профессиональной адаптации, специфики оперативно-розыскной деятельности позволяет рассматривать готовность к риску курсантов -будущих оперативных сотрудников как интегративное личностное образование, включающее в себя субъектный, когнитивный, эмоционально-волевой, поведенческий, ценностно-мотивационный компоненты, показатели которых свидетельствуют о возможности эффективного выполнения социальной, оперативно-розыскной, коммуникативной, организационной, удостоверительной деятельности.
Проведенный анализ подготовки курсантов - будущих оперативных сотрудников в образовательных учреждениях Федеральной службы исполнения наказания России показал, что формирование готовности к риску осуществляется в рамках психологической подготовки и предполагает совершенствование единой системы профилактических мероприятий, профессиональнопсихологического наблюдения и сопровождения их служебной деятельности психологами (А.В. Жуланов). Вместе с тем систематическое моделирование ситуаций риска на занятиях по профессионально-прикладной физической подготовке оказывает стабилизирующее воздействие на психические процессы, а избирательное использование средств профессионально-прикладной физической подготовки способствует формированию готовности к риску.
Готовность к риску на занятиях по профессионально-прикладной физической подготовке требует от курсанта - будущего оперативного сотрудника непрерывной активной деятельности, обеспечивающей устойчивую готовность к выполнению поставленной задачи [7]. Сформированная готовность к риску выражается в мобилизованности психических процессов, опыте эффективных действий в ситуациях угрозы жизни и здоровью, установке на максимально рациональное и полное использование всего арсенала навыков и умений для достижения положительного результата и, как следствие, в эффективной профессиональной адаптации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Белоносов В.О. Риск в правоприменительной деятельности. Вестник Самарского юридического института ФСИН России: межвузовский сборник научных статей по проблемам юридических, гуманитарных и социально-экономических наук. - Вып. 4. - Самара: Самарский юридический институт ФСИН России, 2006. - 75 с.
2. Дубоносов Е.С. Основы оперативно-розыскной деятельности: учеб. пособие / Под ред. проф. Г.К. Синилова. - М.: Высшее образование, Юрайт-Издат, 2009. - 79 с.
3. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психология высшей школы. - Минск, 1981. - 137 с.
4. Жуланов А.В. Психопрофилактика нарушений дисциплины и законности сотрудниками ОВД: учеб.
пособие. - Волгоград: ВА МВД России, 2008. - 56 с.
5. Лагерев А.А. Адаптация студентов к условиям обучения в техническом вузе и особенности организации учебно-воспитательного процесса с первокурсниками. - М., 1991. - 38 с.
6. Психология. Педагогика. Этика: учебник для вузов / И.И. Аминов, О.В. Афанасьева, А.Т. Васьков, А.М. Воронов и др.; под ред. проф. Ю.В. Наумкина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2002. - 225 с.
7. Столяренко А.М. Психологическая подготовка юриста в условиях перестройки образования и
демократизации общества // Вопросы психологии. - 1989. - № 4. - 246 с.
8. Шапкин С.А. Деятельность в особых условиях: компонентный анализ структуры и стратегии адаптации. Исследование индивидуального стиля саморегуляции психофизиологического состояния / С.А. Шапкин, Л.Г. Дикая // Психологический журнал. - 1996. - № 6. - 28 с.
Поступила в редакцию 19/05/2011; в окончательном варианте - 20/05/2011.
UDC 378
READINESS FOR RISK OF CADETS - THE FUTURE OPERATIVE EMPLOYEES
A. V. Ogorodnikov
Samara State University 1 Academic Pavlov str., Samara, 443011 E-mail: [email protected]
This article deals with the specificity of the professional activity of cadets - the future operative employees. It reveals the essence of the «readiness for risk» concept and its components.
Key words: readiness for professional adaptation, readiness for risk, emergencies.
Original article submitted 19/05/2011; revision submitted - 20/05/2011.
Alexey V. Ogorodnikov, post graduate of the theory and methods of professional education.