УДК 378
A.B. Огородников*
СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К РИСКУ КУРСАНТОВ-БУДУЩИХ ОПЕРАТИВНЫХ СОТРУДНИКОВ
В статье рассматривается проблема подготовки курсантов-будущих оперативных сотрудников к оперативно-розыскной деятельности; выделяется профессионально значимое свойство личности курсантов—будущих оперативных сотрудников — готовность к риску; представляется система формирования готовности к риску курсантов—будущих оперативных сотрудников.
Ключевые слова: готовность к риску, средства профессионально-прикладной физической подготовки, система формирования готовности к риску курсантов—будущих оперативных сотрудников.
Опыт подготовки курсантов—будущих оперативных сотрудников в образовательных учреждениях ФСИН России свидетельствует о том, что их личностный потенциал не в полной мере соответствует специфике и особенности профессиональной деятельности, что вызывает трудности в ходе профессиональной адаптации к содержанию деятельности, обусловленной наличием экстремальных условий. Особую актуальность проблема профессиональной адаптации курсантов — будущих оперативных сотрудников средствами профессионально-прикладной физической подготовки приобретает в современных условиях.
Анализ процесса обучения курсантов—будущих оперативных сотрудников по специальности «Правоохранительная деятельность» в Самарском юридическом институте ФСИН России позволил прийти к выводу о недостаточной подготовке к деятельности в экстремальных условиях и необходимости поиска средств формирования готовности к риску будущих специалистов, позволяющих восполнить низкий уровень психологической подготовки, теоретических знаний, навыков боевых приемов борьбы и их практического применения.
В экстремальных условиях деятельности человек подвергается воздействию разнообразных по содержанию факторов, которые сложно прогнозировать и моделировать в процессе подготовки. Отмечается, что подобные ситуации требуют от человека полной мобилизации всех психофизиологических ресурсов. В процессе профессиональной подготовки в вузе курсанты—будущие оперативные сотрудники овладевают совокупностью учебных дисциплин, которые по результатам проведенного нами контент-анализа могут способствовать формированию готовности к риску: «Психологическая подготовка сотрудников к действиям в экстремальных ситуациях», «Пенитенциарная психология», «Пенитенциарная криминология», «Обеспечение прав человека в деятельности правоохранительных органов», «Профессиональная этика и служебный этикет», «Физическая подготовка».
* © Огородников А.В., 2013
Огородников Алексей Валерьевич ([email protected]), кафедра теории и методики профессионального образования Самарского государственного университета, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.
Система формирования готовности к риску курсантов—будущих оперативных сотрудников 157
Анализ содержания учебного курса «Физическая подготовка» позволил выявить ряд закономерностей, отличающих данный курс от других специальных дисциплин, влияющих на формирование готовности к риску. Так, «Физическая подготовка» дает представление об инструментарии оперативных сотрудников. Осуществление профессиональной деятельности в условиях исправительного учреждения предполагает наличие постоянной вероятности возникновения конфликтных ситуаций с осужденными, одним из способов разрешения которых является применение физической силы и боевых приемов борьбы. Подобные ситуации по своему содержанию и критериям можно отнести к экстремальным. Таким образом, содержание учебного курса «Физическая подготовка» отражает специфику, а «Психологическая подготовка сотрудников к действиям в экстремальных ситуациях», «Пенитенциарная психология», «Пенитенциарная криминология», «Обеспечение прав человека в деятельности правоохранительных органов», «Профессиональная этика и служебный этикет» отражают особенность оперативно-розыскной деятельности курсантов-будущих оперативных сотрудников.
Сложность процесса подготовки курсантов—будущих оперативных сотрудников к профессиональной деятельности потребовала разработки и апробации системы формирования готовности к риску, интегрирующей специфическое содержание, формы и методы, обеспечивающие условия для успешной адаптации к оперативно-розыскной деятельности в специальном учреждении. Методологическая основа системы представлена системно-структурным подходом. При разработке системы формирования готовности к риску курсантов—будущих оперативных сотрудников средствами профессионально-прикладной физической подготовки мы соотносили элементы риска со стадиями конфликтной ситуации.
Источником развития физической подготовки оперативных сотрудников выступают противоречия, которые обусловлены практикой, требующей применения боевых приемов борьбы, и недостаточным внимание в образовательных учреждений ФСИН России к процессу формирования готовности к риску курсантов—будущих оперативных сотрудников. Учебные планы не в полной мере учитывают особенность оперативно-розыскной деятельности, предполагающую компенсацию недостающих способностей средствами физической подготовки.
В ходе исследования нами решались следующие практические задачи: создавалась новая организационная структура, в которой содержание направлялось на формирование готовности к риску. При создании подобной системы нами были использованы общенаучные положения теории систем в целях создания частной методики, которая имела бы прогнозируемый научный характер. Разработанная нами система формирования готовности к риску курсантов-будущих оперативных сотрудников обладает признаками педагогической системы и включает совокупность взаимосвязанных средств, необходимых для целенаправленного педагогического влияния на развитие личности оперативных сотрудников с заданными качествами профессионала [1]. При разработке системы, основной целью которой является формирование готовности к риску курсантов—будущих оперативных сотрудников путем развития показателей в ее структуре, концептуально значимым этапом является уточнение понятия «система».
Наиболее углубленно в педагогике теория систем отражена в методологических исследованиях (В.И. Загвязинский, В.А. Сластенин и др.). Образование наряду с экономикой и политикой представляет собой сложноорганизованную структуру, состоящую из подсистем и элементов, в которой целостная система доминирует над ее составляющими. Единство элементов в системе порождает новые интеграционные качества, не свойственные образующим ее частям и компонентам. Связь между ними настолько взаимообусловлена и органична, что изменение одних вызывает изменение
других или всей системы в целом (В.Г. Афанасьев). Среди основных признаков системы выделяются: цель, структурная целостность, иерархичность уровней, наличие системообразующих связей.
Применение системного подхода при изучении систем в педагогике обеспечивает адекватность методов исследования его предмету. Изучение объекта исследования обусловлено наличием связей между элементами системы, которые придают ей внутреннюю организационную целостность. Таким образом, системный подход позволяет провести детальный анализ и изучить объект педагогического исследования как целостную систему.
Методологический элемент апробированной нами системы формирования готовности к риску курсантов-будущих оперативных сотрудников включает в себя выявленные в рамках исследования элементы риска как способы разрешения экстремальной ситуации: неопределенность, опасность, вероятность, мера, альтернативность. Содержательный элемент системы детерминирован спецификой и особенностью профессиональной деятельности курсантов—будущих оперативных сотрудников и базируется на системно-структурном подходе, что дает основания выделить совокупность учебных курсов, коррелирующих с элементами риска в оперативно-розыскной деятельности.
Детальное изучение выделенных учебных дисциплин показало, что требуется введение в их содержание спецкомпонентов: в учебной дисциплине «Психологическая подготовка сотрудников к действиям в экстремальных ситуациях» — это психологические основы деятельности в экстремальных ситуациях; в «Пенитенциарной психологии» — это совершенствование психологических качеств, необходимых при осуществлении деятельности по исполнению наказания; в «Пенитенциарной криминологии» — это организация повседневной деятельности курсантов—будущих оперативных сотрудников; в «Обеспечении прав человека в деятельности правоохранительных органов» — это правовые основания применения физической силы и боевых приемов борьбы; в «Профессиональной этике и служебном этикете» — это применение физической силы и боевых приемов борьбы.
Потребовался дополнительный отбор методов освоения выделенных спецкомпонентов. Мы обратились к активным методам обучения, представленным Н.А. Мин-жановым в виде комплекса профессионализированных психотехнических игр в сочетании с ролевыми, имитационными играми, психологическими тренингами, проблемными ситуациями. Алгоритм проведения занятия заключался в получении курсантами—будущими оперативными сотрудниками заданий в виде проблемных ситуаций деятельности, анализ которых производился на основании содержания дисциплины, после чего курсанты—будущие оперативные сотрудники воспроизводили тематическое задание и под руководством преподавателя обсуждали и анализировали итоги проведенной работы.
Выделенные нами в деятельности курсантов—будущих оперативных сотрудников экстремальные ситуации являются по своей сути конфликтными и предполагают стадийность своего протекания: формирование противоречивых интересов, эскалация конфликтной ситуации, критическое развитие ситуации, интеллектуальное развитие ситуации, разрешение конфликтной ситуации. Конфликтные ситуации в деятельности курсантов-будущих оперативных сотрудников возникают в непосредственном физическом контакте с осужденными, что требует специальных способностей, формирование которых целесообразно проводить в рамках профессионально-прикладной физической подготовки: способности к концентрации, переключению, широкому распределению внимания; способности к проявлению психологической устойчивости в экстремальных ситуациях; скоростные способности (быстрота простой и сложной реакции); координационные способности к дифференцированию силовых параметров движений; координационные способности заданных характеристик двигательного действия.
Система формирования готовности к риску курсантов—будущих оперативных сотрудников 159
Соответственно, пришли к выводу, что необходим специальный учебный курс профессионально-прикладной физической подготовки курсантов-будущих оперативных сотрудников, включающий содержательные спецкомпоненты. Разработанный нами учебный курс профессионально-прикладной физической подготовки с содержательными спецкомпонентами становится смыслообразующим в подготовке специалистов к профессиональной деятельности с учетом ее специфики и особенности, обеспечивающим условия для формирования готовности к риску курсантов—будущих оперативных сотрудников. Процессуальный элемент интегрирует активные методы обучения и физические упражнения, направленные на развитие профессионально важных способностей.
Результирующий элемент системы представляется показателями готовности к риску в виде профессиональных способностей. Эффективность разработанной и апробированной системы формирования готовности к риску курсантов—будущих оперативных сотрудников была подтверждена ростом индекса сформированности компонентов. Таким образом, в рамках исследования установлено, что экстремальные условия деятельности в исправительных учреждениях требуют пересмотра содержательных и процессуальных основ профессионально-прикладной физической подготовки курсантов-будущих оперативных сотрудников, учебно-методического обновления дисциплин, средств индивидуализации обучения, направленных на формирование личности специалиста, адаптирующегося к усложненным условиям профессиональной деятельности.
Библиографический список
1. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.: Изд-во ин-та проф. образования, 1995. 140 с.
2. Минжанов H.A. Повышение профессионально-психологической подготовленности слушателей учебных заведений ОВД в процессе физической подготовки (педагогический аспект): дис. ... канд. пед. наук. М., 1992. 243 с.
3. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 10 с.
A.V. Ogorodnikov*
THE SYSTEM OF FORMATION OF READINESS TO RISK OF CADETS-FUTURE OPERATIONS STUFF
In the article the problem of training of cadets-future operations stuff to the operative research activities is viewed; professionally important quality of personality of cadets-future operations stuff — readiness to risk — is singled out; the system of formation of readiness to risk of cadets-future operations stuff is presented.
Key words: readiness to risk, means of professional and applied physical training, system of formation of readiness to risk of cadets-future operations stuff.
* Ogorodnikov Alexey Valerievich ([email protected]), the Dept. of Theory and Methods of Professional Education, Samara State University, Samara, 443011, Russian Federation.