Научная статья на тему 'Факторы, определяющие готовность курсантов вузов МВД России к оперативно-розыскной деятельности'

Факторы, определяющие готовность курсантов вузов МВД России к оперативно-розыскной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
220
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАКТОРЫ / ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВУЗЫ МВД РОССИИ / КУРСАНТЫ / СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пугач Павел Владимирович

В статье представлены результаты исследований автора по обоснованию факторов, определяющих готовность курсантов вузов МВД России к оперативно-розыскной деятельности. К ним автор относит: знание специфики оперативно-розыскной деятельности; наличие практического опыта оперативно-розыскной деятельности; наличие высокого уровня физической готовности и подготовленности курсантов в единоборствах; высокий уровень морально-психологической подготовленности к оперативно-розыскной деятельности; наличие стремления овладевать новыми умениями по противодействию современным видам преступлений. Кроме того, сюда же относятся: высокий нравственно-интеллектуальный уровень готовности к оперативно-розыскной деятельности; высокий уровень личной организованности и служебной дисциплины; негативное отношение к коррупции в сфере оперативно-розыскной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пугач Павел Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Factors defining readiness of cadets of higher education institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia for operational search activity

Results of researches of the author on justification of the factors defining readiness of cadets of higher education institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia for operational search activity are presented in article. The author carries to them: knowledge of the specifics of operational search activity; existence of the practical experience in operational search activity; existence of high level of physical readiness and readiness of cadets in single combats; high level of moral and psychological readiness to operational search activity; existence of aspiration to seize new abilities on counteraction to modern types of crimes. Besides, here belongs the following: high moral and intellectual level of readiness for operational search activity; high level of personal organization and office discipline; negative attitude to corruption in the sphere of operational search activity.

Текст научной работы на тему «Факторы, определяющие готовность курсантов вузов МВД России к оперативно-розыскной деятельности»

3. Кузнецов, В.С. Теория и методика физической культуры : учебник для вузов / В.С. Кузнецов. - М. : Академия, 2012. - 416 с.

4. Прикладная юридическая психология / под ред. А.М. Столяренко. - М. : Юнити, 2001.

- 639 с.

REFERENCES

1. Artemyev, V.P. and Shutov, V.V. (2004), Theory and technique of physical training. Motive qualities: studies. Grant, publishing house of Mogilev state University, Mogilev.

2. Katkov, A.E. (2014), Professional and applied physical training of students of higher education institutions of customs authorities, dissertation, St. Petersburg.

3. Kuznetsov, V.S. (2012), Theory and technique of physical culture: the textbook for higher education institutions, Academy, Moscow.

4. Ed. Stolyarenko, A.M. (2001), Applied legal psychology, Unity, Moscow.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 10.03.2015.

УДК 378

ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ГОТОВНОСТЬ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД РОССИИ К ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Павел Владимирович Пугач, кандидат педагогических наук, доцент, Дальневосточный юридический институт МВД России, Хабаровск

Аннотация

В статье представлены результаты исследований автора по обоснованию факторов, определяющих готовность курсантов вузов МВД России к оперативно-розыскной деятельности. К ним автор относит: знание специфики оперативно-розыскной деятельности; наличие практического опыта оперативно-розыскной деятельности; наличие высокого уровня физической готовности и подготовленности курсантов в единоборствах; высокий уровень морально-психологической подготовленности к оперативно-розыскной деятельности; наличие стремления овладевать новыми умениями по противодействию современным видам преступлений. Кроме того, сюда же относятся: высокий нравственно-интеллектуальный уровень готовности к оперативно-розыскной деятельности; высокий уровень личной организованности и служебной дисциплины; негативное отношение к коррупции в сфере оперативно-розыскной деятельности.

Ключевые слова: факторы; формирование готовности; оперативно-розыскная деятельность; вузы МВД России; курсанты; средства и методы обучения.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.03.121.p118-121

FACTORS DEFINING READINESS OF CADETS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA FOR OPERATIONAL SEARCH ACTIVITY

Pavel Vladimirovich Pugach, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Ministry of Internal Affairs Far East legal institute of Russia, Khabarovsk

Annotation

Results of researches of the author on justification of the factors defining readiness of cadets of higher education institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia for operational search activity are presented in article. The author carries to them: knowledge of the specifics of operational search activity; existence of the practical experience in operational search activity; existence of high level of physical readiness and readiness of cadets in single combats; high level of moral and psychological readiness to operational search activity; existence of aspiration to seize new abilities on counteraction to modern types of crimes. Besides, here belongs the following: high moral and intellectual level of readiness for operational search activity; high level of personal organization and office discipline; negative attitude to corrup-

tion in the sphere of operational search activity.

Keywords: factors, readiness formation, operational search activity, higher education institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia, cadets, means and methods of training.

В настоящее время оперативно-розыскная деятельность сопровождается повышенными психологическими и эмоциональными нагрузками, что непосредственно отражается на функциональном состоянии сотрудников и их здоровье. [7, 8].

Оперативно-розыскная деятельность требует от выпускников вузов МВД России умения безошибочно ориентироваться в сложных ситуациях и принимать правильные решения. Поэтому очень важным для выпускника вуза МВД России является его поведение в процессе оперативно-розыскной деятельности. Поведение, в свою очередь, зависит от ситуации и от того, как он её оценивает и воспринимает. Этим и определяется готовность выпускника вуза МВД России к оперативно-розыскной деятельности. Содержание готовности выпускников вузов МВД России к оперативно-розыскной деятельности представляет собой сложную структуру, состоящую из мотивационных, волевых, физических, профессиональных и других компонентов. Все эти компоненты тесно взаимосвязаны между собой. Недостаточная выраженность тех или иных компонентов готовности свидетельствует о низкой профессиональной пригодности выпускников вузов МВД России к оперативно-розыскной деятельности. [1-8].

Основными слагаемыми готовности выпускников вузов МВД России к оперативно-розыскной деятельности являются:

- хорошо развитые умения поддерживать собственное внутреннее психологическое равновесие, а также способность мобилизации воли и характера для решения оперативно-розыскных задач;

- наличие развитых профессионально важных качеств, позволяющих качественно реализовать собственную профессиональную направленность.

Необходимо подчеркнуть, что готовность выпускников вузов МВД России к оперативно-розыскной деятельности может быть обеспечена только при достаточной подготовленности их во всех отношениях. Поэтому необходимо равноценно развивать все слагаемые готовности к оперативно-розыскной деятельности у курсантов во время их обучения в вузах МВД России.[7, 8].

Опыт профессиональной подготовки курсантов в вузах МВД России свидетельствует, что применение только теоретической подготовки не сформирует все слагаемые готовности к оперативно-розыскной деятельности. Теоретическая подготовка, в обязательном порядке, должна сопровождаться практическими тренировками в выполнении профессиональных действий при розыске и задержании правонарушителей.

Решение вышеперечисленных задач тесно связано с выявлением факторов, определяющих готовность курсантов вузов МВД России к оперативно-розыскной деятельности. Для определения ранговой структуры этих факторов был проведен опрос 83 преподавателей вузов МВД России, имеющих опыт преподавательской деятельности более 10 лет. Результаты этого исследования представлены в таблице 1.

Таким образом, проведенные исследования позволили выявить факторы, определяющие готовность курсантов вузов МВД России к оперативно-розыскной деятельности. К ним относятся: знание специфики оперативно-розыскной деятельности; наличие практического опыта оперативно-розыскной деятельности; наличие высокого уровня физической готовности и подготовленности курсантов в единоборствах; высокий уровень морально-психологической подготовленности к оперативно-розыскной деятельности; наличие стремления овладевать новыми умениями по противодействию современным видам преступлений. Кроме того, сюда же относятся: высокий нравственно-интеллектуальный уровень готовности к оперативно-розыскной деятельности; высокий уровень личной организованности и служебной дисциплины; негативное отношение к коррупции в сфере оперативно-розыскной деятельности.

Таблица 1

Ранговая структура факторов, определяющих готовность курсантов вузов МВД _России к оперативно-розыскной деятельности (п=83)_

Ранговое место Факторы Ранговый показатель (%)

1 Знание специфики оперативно-розыскной деятельности 18,1

2 Наличие практического опыта оперативно-розыскной деятельности 17,3

3 Наличие высокого уровня физической готовности и подготовленности курсантов в единоборствах 15,2

4 Высокий уровень морально-психологической подготовленности к оперативно-розыскной деятельности 13,3

5 Наличие стремления овладевать новыми умениями по противодействию современным видам преступлений 11,7

6 Высокий нравственно-интеллектуальный уровень готовности к оперативно-розыскной деятельности 9,8

7 Высокий уровень личной организованности и служебной дисциплины 7,7

8 Негативное отношение к коррупции в сфере оперативно-розыскной деятельности 6,9

Практика показала, что осуществление процесса профессиональной подготовки курсантов к оперативно-розыскной деятельности на основе выявленных факторов позволяет повысить качество образовательного процесса в вузах МВД России.

ВЫВОД. Учет выявленных факторов позволяет оптимизировать образовательный процесс в вузах МВД России. Оптимизация образовательного процесса в вузах МВД России происходит за счет точной постановки учебных задач, позволяющих более качественно готовить курсантов к будущей оперативно-розыскной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Болотин, А.Э. Требования предъявляемые к выпускникам вузов внутренних войск МВД России к эффективному выполнению служебно-боевых задач / А.Э. Болотин, А.Н. Сивак // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 10 (92). - С. 30-35.

2. Болотин, А.Э. Модель процесса подготовки призывной молодежи к воинской службе / А.Э. Болотин, Р.А. Лайшев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 12 (94). - С. 27-31.

3. Болотин, А.Э. Типологические признаки образовательной среды, необходимые для эффективного профессионального развития курсантов в вузах внутренних войск МВД России / А.Э. Болотин, А.Н. Сивак // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 5 (99). - С. 16-21.

4. Болотин, А.Э. Педагогическая модель формирования готовности курсантов вузов внутренних войск МВД России к боевой деятельности, с использованием средств огневой и физической подготовки / А.Э. Болотин, А.В. Зюкин, Ю.А. Напалков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 6 (112). - С. 75-79.

5. Болотин, А.Э. Факторы, определяющие необходимость формирования готовности курсантов вузов внутренних войск МВД России к боевой деятельности, с использованием средств огневой и физической подготовки / А. Э. Болотин, А. В. Зюкин, Ю. А. Напалков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 7 (113). - С. 77-81.

6. Болотин, А. Э. Педагогическая модель военно-профессиональной подготовки подразделений внутренних войск МВД России к проведению контртеррористических операций / А.Э. Болотин, А.В. Петренко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 12 (118). - С. 25-30.

7. Пугач, П.В. Педагогическая модель формирования готовности курсантов вузов МВД России к оперативно-розыскной деятельности, с использованием средств физической подготовки / П.В. Пугач // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 7 (101). - С. 113-118.

8. Пугач, П.В. Психолого-педагогические условия, необходимые для формирования готовности курсантов вузов МВД России к оперативно-розыскной деятельности, с использованием средств физической подготовки / П.В. Пугач, В.Л. Пашута // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 9 (103). - С. 126-131.

REFERENCES

1. Bolotin, A.E. and Sivak A.N. (2012), "Requirement made to graduates of higher education institutions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia to effective implementation of office and fighting tasks", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 92, No. 10, pp. 30-35.

2. Bolotin, A.E. and R. A. Layshev, R. A. (2012), "Model of process of preparation of draft youth for military service", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 94, No. 12, pp. 27-31.

3. Bolotin, A.E. and Sivak A.N. (2013), "The typological signs of the educational environment necessary for effective professional development of cadets in higher education institutions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 99, No. 5, pp. 16-21.

4. Bolotin, A.E. and Zyukin, A.V., Napalkov, Yu.A. (2014), "Pedagogical model of formation of readiness of cadets of higher education institutions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia for fighting activity, with use of means of fire and physical preparation", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 112, No. 6, pp. 75-79.

5. Bolotin, A.E. and Zyukin, A.V., Napalkov, Yu.A. (2014), "The factors defining need of formation of readiness of cadets of higher education institutions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia for fighting activity with use of means of fire and physical preparation", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 113, No. 7 pp. 77-81.

6. Bolotin, A.E. and Petrenko, A.V. (2014), "Pedagogical model of military vocational training of divisions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia to carrying out counter-terrorist operations", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 118, No. 12 pp. 25-30.

7. Pugach, P. V. (2013), "Pedagogical model of formation of readiness of cadets of higher education institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia for operational search activity, with use of means of physical preparation", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 101, No. 7 pp. 113-118.

8. Pugach, P. V. and Pashuta, V. L. (2013), "The psychology and pedagogical conditions necessary for formation of readiness of cadets of higher education institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia for operational search activity, with use of means of physical preparation", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 103, No. 9 pp. 126-131.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 25.03.2015.

УДК 796.86+796.342

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ СРОЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ С БИОЛОГИЧЕСКОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗЬЮ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ ОПЕРАТИВНОЙ ПОЗЫ ФЕХТОВАЛЬЩИКОВ И ТЕННИСИСТОВ

Светлана Владимировна Седоченко, соискатель, Ирина Александровна Сабирова, кандидат педагогических наук, доцент, Воронежский государственный институт физической культуры, г. Воронеж,

Геннадий Николаевич Германов, доктор педагогических наук, профессор, Педагогический институт физической культуры и спорта Московского городского педагогического университета (ПИФКиС МГПУ), г. Москва

Аннотация

В статье дан обзор и описание инструментальных методик на основе средств срочной информации с биологической обратной связью, используемых для коррекции и углубленного совершенствования элементов техники движений, оптимального формирования ведущего звена и кине-матико-динамических характеристик движений, снижающих влияние стрессогенных факторов на спортсменов различных видов спорта, содействующих оптимальному направленному развитию физических качеств и способностей, обеспечивающих успех в виде спорта. Применение средств срочной информации с биологической обратной связью для фехтовальщиков и теннисистов на базе подвижных платформ и электронейромиографа обеспечивает коррекцию асимметричной нагрузки и развитие двигательной координации.

Ключевые слова: средства срочной информации, тренажеры, биологическая обратная

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.