Основные компоненты психологической подготовки в процессе профессиональной деятельности органов
внутренних дел
Е. А. ПЕЧЕНКОВА,
преподаватель кафедры психологии учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности,
кандидат психологических наук (Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя)
E-mail: [email protected]
The Main Components of the Psychological Training in a Process of the Law Enforcement Bodies Professional Activity
E. A. PECHENKOVA,
Candidate of Psychology, Lecturer at the Department of Psychology for the Educational Scientific Psychology Complex of the Official Activity, (Moscow University of the Interior Ministry of Russia
named after V. Ya. Kikotya)
УДК 159.9:001.12/.18
В статье идет речь об аспектах профессиональной психологической подготовки в органах внутренних дел. Раскрываются основные компоненты психологической подготовки в процессе профессиональной деятельности. Рассматриваются результаты проведенного исследования уровня сформированности профессионально-психологической устойчивости будущих сотрудников органов внутренних дел к экстремальным ситуациям.
Профессиональная психологическая подготовка, компоненты подготовки, развитие, стресс, готовность, устойчивость, надежность.
The article considers the aspects of the professional psychological training in the law enforcement bodies. The main components of psychological training in a process of the professional activity are revealed. The results of the conducted formation's level research of the professional psychological stability of the future law enforcement bodies' employees to the extreme situations are considered.
Professional psychological preparation, training components, development, stress, readiness, stability, reliability.
Профессионально-психологическая подготовка выступает одним из приоритетных направлений совершенствования деятельности органов внутренних дел и является неотъемлемой частью профессиональной компетентности. В настоящее время проблемам психологической подготовки уделяется большое значение в связи с их огромной ролью в повышении эффективно оперативно-служебной деятельности.
Психологическая подготовка в органах внутренних дел, представляющая собой особый вид
психологического обеспечения деятельности сотрудников, была введена в середине 1970-х гг. Она выступает составляющей профессиональной подготовки и входит в структуру первоначальной подготовки, систему боевой и служебной подготовки, переподготовки и повышения квалификации. На практике чаще всего используется термин «профессионально-психологическая подготовка» в связи с профессиональной направленностью психологической подготовки. Ученые дают различные определения понятию
Таблица 1.
Дефиниции понятия «психологическая подготовка»
Автор Содержание
А. М. Столяренко Научно организованный и эффективно осуществляемый процесс формирования, повышения и поддержания высокого уровня психологической подготовленности сотрудников к решению оперативно-служебных задач [12] .
М. И. Марьин Психологический комплекс, направленный на восстановление и поддержание личностных психологических характеристик сотрудников [9].
В. М. Поздняков Уровень профессиональной развитости следующих психологических компонентов сотрудника: мотивационного, познавательно-прогностического, эмоционально-волевого и психодинамического.
психологической подготовки. Рассмотрим дефиниции данного термина (табл. 1).
Таким образом, среди ученых существует много подходов к определению понятия психологической подготовки. Однако все они отмечают, что психологическая подготовка сотрудников органов внутренних дел — это специализированный комплекс мер по формированию, развитию и активизации соответствующих качеств сотрудников, направленный на эффективное решение оперативно-служебных задач.
В результате проведенных исследований в работах Н. Л. Мартиловой [8], М. В. Пряхиной, А. С. Душкина [11], В. Л. Цветкова [13] и др., представлены те профессиональные качества, которыми необходимо обладать сотрудникам органов внутренних дел, а именно:
— наблюдательность, память на внешность и поведение человека;
— уравновешенность, умение сохранять работоспособность при влиянии стресс-факторов;
— способность к быстрому установлению контактов с новыми людьми, умение располагать к себе, учитывать их состояние;
— способность выявлять, предупреждать и разрешать конфликты;
— способность осознанно принимать решение и действовать самостоятельно;
— умение отстаивать свою точку зрения;
— аналитические способности;
— способность к воссозданию образа по словесному описанию;
— умение использовать источники информации и делать выводы из противоречивой информации.
Выполнение оперативно-разыскной деятельности требует наличия следующих профессиональных качеств оперуполномоченного подразделения уголовного розыска:
— постоянной интеллектуальной активности (адекватности оценки оперативной информации, удержания в памяти фактов);
— способности осознанно принимать решения в условиях дефицита времени и информационной неопределенности, добиваться результатов, решать задачи в экстремальных условиях служебной деятельности;
— способности к интенсивным межличностным контактам с лицами асоциальной и антисоциальной направленности;
— способности выявлять, предупреждать и разрешать конфликты;
— умения интегрироваться в коллектив, готовности поступиться своими интересами ради подразделения;
— умения грамотно распределять объем работы, сохранения работоспособности при влиянии стресс-факторов;
— способностью к ролевому перевоплощению, импровизации согласно ситуации;
— речевой находчивости, умения быстро и достоверно объяснить другому лицу критическую ситуацию, скрывая при этом истинные намерения [7].
Сотрудники подразделений дознания и предварительного расследования преступлений должны отличаться следующими качествами:
— высоким уровнем познавательных качеств (гибкость мышления, профессиональная наблюдательность, способностью к прогнозированию, развитой интуицией и памятью, умением оценивать оперативную информацию, отличать значимую информацию от несущественной);
— развитой мотивацией достижений;
— способностью грамотного применения приемов общения для установления и поддержания психологических контактов, учета состояния собеседника в ходе общения [4, 5, 6];
— способностью к реагированию и импровизации согласно ситуации в процессе общения;
— способностью действовать целенаправленно и уверенно в повседневных и экстремальных условиях служебной деятельности;
— стремлением к достижению высокого качества решения служебных задач;
— способностью точно и ясно выражать свои мысли в письменной и устной форме;
— самостоятельностью и независимостью.
Для осуществления деятельности по охране общественного порядка и безопасности сотрудники должны обладать такими качествами, как:
— интерес к человеку, его переживаниям, способность к эмпатии;
— уверенность в себе, настойчивость, способность к противодействию нарушителя правопорядка;
— хорошие физические качества; наблюдательность;
— мотивация достижений; умение интегрироваться в коллектив, готовность поступиться своими интересами ради подразделения;
— способность к реагированию и импровизации согласно ситуации в процессе общения, учитывать состояние собеседника;
— оперативность и осознанность в принятии решения;
— способность действовать целенаправленно и достигать высокого качества решения служебных задач [14].
Таким образом, специфика деятельности сотрудников органов внутренних дел предъявляет особые требования к личности сотрудника. Эффективность выполнения сотрудником служебных обязанностей определяется уровнем развития профессиональных качеств личности.
В своей работе Л. Н. Костина, И. Б. Лебедев, И. А. Паршутин, А. Ю. Федотов, отражая междисциплинарный психолого-педагогический подход, выделяют следующие виды психологической подготовки: воспитание; формирование соответствующих качеств; обучение; тренировка и др. [7].
Целью психологической подготовки является повышение эффективности оперативно-служебной деятельности и совершенствование организации психологической работы в органах внутренних дел Российской Федерации [1]. Профессионально-психологическая подготовка сотрудников органов внутренних дел направлена на:
— вооружение их знаниями, необходимыми для работы в экстремальных условиях деятельности;
— способность оценивать степень риска и общественную значимость выполняемых оперативно-служебных задач;
— приобретение сотрудниками навыков безопасности, умение сохранять психофизиологическое здоровье и эффективно действовать в экстремальных условиях;
— развитие необходимых для успешных действий профессионально важных свойств.
Основными задачами психологической подготовки являются:
— повышение психологической устойчивости сотрудников органов внутренних дел к действию в стрессовых ситуациях, типичных для их деятельности;
— развитие у сотрудников психологических качеств, формирование особых характеристик, навыков и умений, способствующих высокоэффективному выполнению всех профессиональных действий в любых сложных и опасных условиях оперативно-служебной деятельности.
Психологическая подготовка является ключевым составляющим профессионального мастерства сотрудников. Она представляет собой комплекс сформированных и развитых психологических характеристик сотрудника, отвечающих требованиям специфических психологических особенностей оперативно-служебной деятельности и выступающих одной из необходимых предпосылок ее осуществления.
Психологическая подготовка включает в себя четыре группы компонентов:
— профессионально-психологическую ориентированность и чувствительность сотрудника, т. е. стремление, интерес и умение осознавать психологические характеристики ситуаций и людей, с которыми он работает, умение разбираться в них;
— подготовленность сотрудника по психологическим аспектам эффективности профессиональных действий и тактики, которая проявляется в понимании психологических условий эффективности профессиональных действий и умении обеспечивать их осуществление; умелое использование психологических средств обеспечения профессиональных действий, умелое применение всей совокупности психологических приемов, которые обеспечивают более высокую эффективность оперативно-служебной деятельности;
— развитую профессиональную наблюдательность и память сотрудника, включающую умение пользоваться психологически обоснованными приемами и методами в це-
лях повышения эффективности профессионального наблюдения, развитую профессиональную внимательность, развитость органов чувств и восприятия, натренированность в оперативном, подробном и точном запоминании, хорошем сохранении в памяти и правильном воспроизведении необходимой информации для решения оперативно-служебных задач [15];
— психологическую устойчивость, позволяющую сотруднику действовать спокойно и уверенно в психологически сложных, эмоционально напряженных, опасных и ответственных ситуациях оперативно-служебной деятельности.
Формирование психологической готовности к борьбе с преступностью является самым главным компонентом в психологической подготовке. Крайне важно развитие профессиональной направленности сотрудников, формирование у них стойких профессиональных интересов к осуществляемой ими деятельности. Также предполагает формирование у сотрудников нетерпимости к правонарушениям, безоговорочного исполнения правовых норм, обостренного чувства правды, справедливости и законности [10].
Формирование психологической ориентированности в различных составляющих оперативно-служебной деятельности включает ознакомление сотрудников с основами психологии, развитие у них навыков и умений учитывать психологию людей, групп в своей работе, знание и учет сотрудниками психологических особенностей проводимых следственных, оперативно-розыскных и иных мероприятий.
Важным составляющим компонентом профессиональной компетентности сотрудника органов внутренних дел являются навыки ролевого поведения во всевозможных ситуациях оперативно-служебной деятельности, они применяются с целью получения необходимой для раскрытия или предупреждения преступлений информации [2]. В связи с этим в ходе психологической подготовки сотрудники должны развивать умения маскировать свою принадлежность к органам внутренних дел, свои истинные качества, состояния и цели общения.
Психологическая устойчивость, умение владеть собой в стрессовых ситуациях оперативно-служебной деятельности представляют собой один из основных показателей психологической подготовленности, которая выражается в способности сотрудников не поддаваться воздействию негативных обстоятельств [3]. Здесь крайне важно развитие соответствую-
щих знаний и умений предвидеть эти сложности при решении оперативно-служебных задач. Формирование психологической устойчивости способствует натренированности сотрудников в безукоризненном выполнении профессиональных действий в условиях максимальных психологических трудностей.
Формирование положительных эмоционально-волевых качеств личности, ознакомление сотрудников с приемами саморегуляции и самоуправления также представляет собой неотъемлемую часть психологической подготовки. Совершенствование психологической устойчивости и умения владеть собой в стрессовых ситуациях предполагает развитие у сотрудников определенных эмоционально-волевых качеств личности, таких как: ответственность, стойкость к неудачам, склонность и устойчивость к риску, самообладание, выдержка и т. д. В процессе занятий и тренировок сотрудники должны овладеть приемами саморегуляции, снятия нервного напряжения, активизации внутренних ресурсов на выполнение поставленной задачи.
Таким образом, основными элементами психологической подготовки сотрудников органов внутренних дел являются: профессионально-психологическая ориентированность и чувствительность сотрудника; подготовленность сотрудника по психологическим аспектам эффективности профессиональных действий и тактики; развитая профессиональная наблюдательность и память сотрудника; психологическая устойчивость.
Нами было проведено исследование уровня сформированности профессионально-психологической устойчивости будущих сотрудников органов внутренних дел к экстремальным ситуациям, которое проводилось в 2017—2018 учебном году в Московском университете МВД России имени В. Я. Кикотя. В исследовании приняло участие 104 курсанта четвертого года обучения. Был применен комплекс психологических методик, а именно:
— графический тест «Определение потребности в активности» Е. Я. Ильина;
— шкала оптимизма — активности личности;
— диагностика мотиваторов социально-психологической активности;
— анкета изучения ценностных ориентации (модификация методики М. Рокича).
Проведенные диагностические исследования и их анализ позволили выявить не только общий уровень сформированности профессионально-психологической устойчивости курсантов, но и охарактеризовать системообразующие составляющие ее структурных компонентов: активаци-
онный, мотивационный, эмоциональный, когнитивный и волевой.
Проведенное нами исследование показало, что у большинства испытуемых еще неполностью сформированы на требуемом уровне выделенные нами компоненты профессионально-психологической устойчивости, что указывает на необходимость разработки и внедрения специализированной программы формирования профессионально-психологической устойчивости к экстремальным ситуациям.
Итак, психологическая подготовка сотрудников органов внутренних дел представляет собой комплекс мер, направленных на развитие соответствующих качеств сотрудников с целью повышения эффективности оперативно-служебной деятельности.
Выделенные условия были реализованы в рамках разработанной нами программы формирования профессионально-психологической устойчивости будущих сотрудников органов внутренних дел. Общей целью программы являлось обеспечение продуктивных
изменений в активационных, мотивационных, когнитивных, эмоционально-волевых структурах личности, обуславливающих стабильную эффективность осуществления деятельности в сложных стрессогенных условиях и адаптивное поведение в профессиональных экстремальных ситуациях.
Полученные результаты и выводы позволяют наметить следующие направления дальнейших исследований рассматриваемой проблемы:
— изучение компонентов психологической подготовки в процессе профессиональной деятельности органов внутренних дел;
— работу по повышению эффективности авторской программы;
— разработку рекомендаций по совершенствованию системы психологического сопровождения профессиональной подготовки и профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел в контексте повышения их профессионально-психологической устойчивости к экстремальным ситуациям.
Список литературы:
1. Об утверждении Положения об основах организации психологической работы в органах внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД РФ от 2 сентября 2013 г. № 660. // СПС КонсультантПлюс.
2. Алексеева Л. В. Юридическая психология: учеб. пособ. М, 2015.
3. Богаевский В. А., Силецкая А. В. Понимание феноменов «мотивация» и «ценности» и их роль в процессе профессиональной подготовки сотрудника органов внутренних дел: мат. всероссийской научн.-практ. конф. 2017.
4. Воронина А. С. О роли психолога в профессионально-личностном развитии сотрудников подразделений предварительного следствия МВД России: сб. стат. Орёл, 2017.
5. Емельянова Е. В., Бахтаев В. В. Деонтологи-ческие основания принятия Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел // Труды Академии управления МВД России. 2017. № 4 (44).
6. Ищук Я. Г. Личность, как объект оперативно-разыскной профилактики преступлений // Оперативник (сыщик). 2017. Т. 53. № 4.
7. Костина Л. Н, Лебедев И. Б., Паршутин И. А., Федотов А. Ю. Психология в профессиональной подготовке сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации по должности «полицейский»: учеб. пособ.: 2-е изд., доп. и перераб. М., 2018.
8. Мартилова Н. Л. К проблеме определения профессионально значимых индивидуально-психологических качеств полицейского // Труды Академии управления МВД России. 2016. № 3 (39).
9. Марьин М. И., Мальцева Т. В., Петров В. Е, Сафронов А. Д. Психологическая подготовка сотрудников полиции к профессиональной деятельности: учебн.-метод. пособ. Руза, 2014.
10. Петруня О. Э. Юридическая психология: учебн. пособ. М., 2014.
11. Пряхин М. В., Душкин А. С. Профессиогра-фическое описание основных видов деятельности в системе МВД России: учеб.-ме-тод. пособ. М., 2013.
12. Столяренко А. М. Психология и педагогика: учеб. пособ. для вузов. М., 2015.
13. Цветков В. Л. и др. Психология служебной деятельности: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Психология служебной деятельности». М., 2016.
14. Цыганков В. А. Профайлинг: использование и перспективы метода при охране и обороне объектов на территории образовательных учреждений МВД России: сб. матер. Всероссийской науч.-практ. конф. 2017.
15. Чуфаровский Ю. В. Юридическая психология: учеб. пособ. М., 2015.