Научная статья на тему 'К проблеме определения профессионально значимых индивидуально-психологических качеств полицейского'

К проблеме определения профессионально значимых индивидуально-психологических качеств полицейского Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
180
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОТРУДНИКА ПОЛИЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРИГОДНОСТЬ / ОТБОР И ПОДГОТОВКА / DIVIDUAL PSYCHOLOGICAL PROFILE OF A POLICE OFFICER / OCCUPATIONALLY IMPORTANT PERSONAL TRAITS / PSYCHOLOGICAL FITNESS / SELECTION AND TRAINING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мартилова Н. Л.

Статья посвящена проблеме изучения профессионально важных качеств полицейских в целях совершенствования профессионального психологического отбора кандидатов на должности рядового и младшего начальствующего состава полиции. Статья основана на результатах проведенного автором эмпирического исследования, включающего в себя выявление профессионально важных качеств полицейского в результате применения контент-аналитических процедур и последующую экспертную оценку степени значимости каждого из них, статистическую обработку и анализ полученного массива данных. В представленных результатах отражены качества полицейских, занимающие лидирующие позиции в ранжированном списке профессионально важных психологических качеств, анализ их структуры и взаимосвязей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Мартилова Н. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On Identifying Occupationally Important IndividualPsychological Traits in a Police Officer

The article is about identifying occupationally important psychological traits in police officers in the process of selecting candidates to fill rank-and-file and junior command positions within police forces. The author carried out an empirical study of a set of personal traits in a number of serving police personnel. The data thus gained were subjected to content analysis. They were also fed to a panel of experts who assessed the occupational significance of each trait. Subsequent statistical processing of the results enabled the author to rank the gauged traits by occupational significance. An analysis is presented of the structure and interrelationships of the highest ranking traits.

Текст научной работы на тему «К проблеме определения профессионально значимых индивидуально-психологических качеств полицейского»

О и О X

и

о

и

О ^

о <

о

<

I

^

ш

s

а H

114

Н.Л. МАРТИЛОВА,

адъюнкт* кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами

(Академия управления МВД России)

N.L. MARTILOVA,

Adjunct** of the Department of Psychology, Pedagogics and Personnel Management (Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia)

УДК 159.9

К проблеме определения профессионально значимых индивидуально-психологических качеств полицейского

On Identifying Occupationally Important Individual Psychological Traits in a Police Officer

Статья посвящена проблеме изучения профессионально важных качеств полицейских в целях совершенствования профессионального психологического отбора кандидатов на должности рядового и младшего начальствующего состава полиции. Статья основана на результатах проведенного автором эмпирического исследования, включающего в себя выявление профессионально важных качеств полицейского в результате применения контент-аналитических процедур и последующую экспертную оценку степени значимости каждого из них, статистическую обработку и анализ полученного массива данных. В представленных результатах отражены качества полицейских, занимающие лидирующие позиции в ранжированном списке профессионально важных психологических качеств, анализ их структуры и взаимосвязей.

Индивидуально-психологические особенности сотрудника полиции, профессионально важные качества, психологическая пригодность, отбор и подготовка.

The article is about identifying occupationally important psychological traits in police officers in the process of selecting candidates to fill rank-and-file and junior command positions within police forces. The author carried out an empirical study of a set of personal traits in a number of serving police personnel. The data thus gained were subjected to content analysis. They were also fed to a panel of experts who assessed the occupational significance of each trait. Subsequent statistical processing of the results enabled the author to rank the gauged traits by occupational significance. An analysis is presented of the structure and interrelationships of the highest ranking traits.

Individual psychological profile of a police officer, occupationally important personal traits, psychological fitness, selection and training.

Происходящее реформирование (смена концепции) системы профессионального психологического отбора в органах внутренних дел Российской Федерации предполагает повышение требований к личности будущего сотрудника полиции [1].

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 февраля 2012 г. № 124 «О внесении изменения в перечень профессий начального профессионального образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации

* Ранее - медицинский психолог ЦПД ФКУЗ «МСЧ ГУ МВД России по Пермскому краю».

** Formerly - Medical Psychologist at the Medical Service of the Branch of the Ministry of Internal Affairs of Russia for the Region of Perm.

от 28 сентября 2009 г. № 354», профессия «полицейский» внесена в перечень профессий начального профессионального образования [2].

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 6 декабря 2012 г. № 1259 «Об утверждении Правил профессионального психологического отбора на службу в органы внутренних дел Российской Федерации» уровень развития психологических (личных и деловых) качеств будущего сотрудника органов внутренних дел, необходимых для освоения основ данной профессии и успешного выполнения служебных обязанностей, должен стать основным критерием при определении профессиональной психологической пригодности кандидатов на службу [1].

В связи с этим приобретает особую актуальность проблема оценки профессиональной пригодности кандидатов на должности рядового и младшего начальствующего состава полиции. При этом как в отечественной психологии, так и за рубежом для определения профессионально важных качеств (далее — ПВК) и построения психологического эталона специальности (далее — ПЭС) используется психологический анализ профессиональной деятельности с последующим составлением психограммы профессии [5].

Проведенное автором эмпирическое исследование предполагало составление множества профессиональных важных качеств, последующую экспертную оценку степени значимости каждого из них, статистическую обработку и анализ полученного массива данных. Первоначально в результате применения контент-аналитических процедур, на основе группировки и обобщения формулировок разных авторов, было получено множество ПВК рядового полицейского, обладающее достаточной полнотой.

Общий перечень профессионально значимых качеств был условно распределен по шести группам: коммуникативные качества, общие способности, специальные способности, эмоционально-волевые качества, мотивацион-но-ценностные качества и функциональные резервы организма.

С помощью анкетного опроса каждое из 64 качеств оценивалось экспертами по пятибалльной шкале в зависимости от степени его важности для полицейского. В качестве экспертов выступили 180 сотрудников полиции Пермского края, имеющих профессиональный опыт в видах деятельности, приоритетных для сотрудников из числа рядового и младшего начальствующего состава полиции.

При статистическом анализе данных использовались описательные статистики, корреляционный дизайн и соответствующий ему эксплораторный факторный анализ, анализ кластерных центров (K-Mean Cluster),

а также многомерный дисперсионный анализ (MANOVA) [3, 4].

По результатам описательных статистик получилось следующее распределение средних значений 64 переменных.

Первое место в списке при наименьшем разбросе оценок (наибольшем единодушии экспертов) принадлежит такому качеству, как «умение быстро, четко мыслить в критических ситуациях». Далее идут качества моти-вационно-ценностной сферы личности, такие как «добросовестность, дисциплинированность, ответственное отношение к служебным обязанностям», «правосознание, установка на соблюдение закона». Высокие позиции из данной группы заняли также такие качества, как «порядочность, хорошие морально-деловые качества» и «стремление оказать помощь людям, неравнодушие». Максимальные оценки из группы коммуникативных качеств получили качества «умение быстро устанавливать контакт с разными категориями населения в разных ситуациях» и «умение предупреждать конфликтные ситуации и регулировать конфликты».

Группа эмоционально-волевых качеств в наибольших оценках представлена такими качествами, как «способность быстро принять решение в непривычной оперативной обстановке», «самообладание, способность управлять своими эмоциями и поведением», «уверенность в себе», «устойчивость к экстремальным ситуациям, склонность хорошо переносить риск», «эмоционально-волевая устойчивость, уравновешенность», «самоорганизованность и самодисциплина».

Среди функциональных резервов лидирующие позиции заняли «работоспособность», «хороший общий уровень физического состояния организма (уровень здоровья)», «физическая выносливость, устойчивость к неблагоприятным климатическим и погодным условиям». Максимальную оценку из группы общих способностей получили качества «умение анализировать информацию и выделять главное» и «способность организовывать и планировать свои действия».

На данном этапе было необходимо проверить устойчивость получившегося распределения и его независимость от социально-демографических характеристик выборки и установок экспертов. Для этого применялся анализ кластерных центров (K-Mean Cluster), который разделил множество экспертов на два подмножества. Анализ данных подмножеств позволяет заключить, что они связаны с выраженностью оценок экспертов и отражают тот факт, что люди склонны ставить либо заниженные (осторожные) оценки, либо завышенные («щедрые», категоричные) оценки. В нашем случае кластер 1 — эксперты с общими

О и О X

и

о

и

О ^

о <

о

<

X

^

ш S а н

115

О и О X

и

о

и

О ^

о <

о

<

I

^

ш S а н

116

Средние значения переменных каждого кластера

К6

О3

О9

С4

С10

Э3

Э9

Э15

Ф9

М6

Примечание: на оси абсцисс — 64 переменных, отражающих профессионально важные качества полицейского; К — группа коммуникативных качеств, О1 — группа общих способностей, О — группа специальных способностей, Э1 — группа эмоционально-волевых качеств, Ф1 — группа функциональных резервов, М1 — группа мотивационно-ценностных качеств. На оси ординат — средние значения оценок по каждой переменной по 5-ти балльной шкале.

Рис. 1. Анализ кластерных центров экспертных оценок ПВКполицейского

высокими оценками, кластер 2 — эксперты, предпочитающие усредненные оценки, осторожные, избегающие крайних выводов (см. рис. 1).

Из рисунка видно, что в обоих кластерах наблюдается сходная картина распределения оценки степени значимости ПВК (сходная конфигурация полигонов). Лидирует всегда С5 («умение быстро, четко мыслить в критических ситуациях»), причем в кластере экспертов с невысокими общими оценками имеется явный скачок по данной переменной.

Анализ кластерных центров показывает независимость иерархии значимости ПВК от установок экспертов применительно к стилю оценивания.

Для проверки гипотезы о влиянии социально-демографических характеристик экспертов на дисперсию показателей 64 профессионально важных качеств применялся множественный дисперсионный анализ MANOVA.

Итоги дисперсионного анализа показали, что общий многомерный эффект фактора «пол» на оценку 64 показателей профессионально важных качеств рядового полицейского оказался статистически незначимым (Pillai's Trace F = 1,18, p = 0,24); общий многомерный эффект фактора «стаж службы в ОВД» оказался статистически незначимым (Pillai's Trace F = 1,05, p = 0,38); общий многомерный эффект фактора «возраст» также оказался статистически незначимым (Pillai's Trace F = 0,89, p = 0,75). Таким образом, иерархическая структура множества профессионально важных качеств полицейского не выявила зависимости от социально-демографических характеристик экспертов.

Для дальнейшего изучения психологического портрета полицейского определялись степень и характер статистической взаимосвязанности 64 рассматриваемых переменных. Предполагалось, что учет связей между переменными поз-

волит переити к системному представлению о структуре профессиональной психологической пригодности. С этой целью применялся факторный анализ методом главных компонент с последующим Varimax-вращением.

В результате были выделены следующие 7 наиболее значимых факторов, в совокупности объясняющих около 54 % дисперсии переменных.

Первый фактор отражает наблюдательность, способность подмечать детали и нюансы, понимать эмоции других людей, их скрытые намерения и мотивы, предвосхищать развитие событий и поступки. Он может быть проинтерпретирован как «профессиональная наблюдательность».

Второй фактор включает в себя правосознание, положительные социальные установки, добросовестность, дисциплинированность, ответственность, порядочность, неравнодушие и другие качества группы мотивационно-цен-ностных установок личности, связанных с социальной зрелостью личности, добропорядочностью. Это фактор «личностной нормативности».

Третий фактор интерпретируется как «профессиональная общительность», поскольку в его составе доминируют компоненты группы коммуникативных качеств, ответственных за способность устанавливать и поддерживать взаимодействие, общую культуру общения.

Четвертый фактор можно интерпретировать как фактор «активности и самостоятельности

Список литературы:

личности»: в него вошли самостоятельность, уверенность, готовность взять на себя ответственность, активность, энергичность и др.

В пятый фактор вошли качества эмоциональной стабильности (уравновешенность, устойчивость к экстремальным ситуациям, самообладание), способность к волевому самоконтролю (упорство, настойчивость, сила воли). Сюда же с достаточно высокой факторной нагрузкой входит такое качество, как «умение быстро, четко мыслить в критических ситуациях». Пятый фактор может быть представлен как «нервно-психическая устойчивость».

Шестой фактор концентрирует показатели функциональных резервов и может быть обозначен как «физическая выносливость».

Седьмой фактор является фактором интеллекта, поскольку он включает в себя показатели интеллектуальной продуктивности и обучаемости.

Таким образом, обобщение результатов проведенного эмпирического исследования позволило выявить ряд операционализируе-мых показателей, которые интерпретируются как профессионально значимые качества в структуре личности полицейского. Полученная группировка профессионально важных качеств может быть положена в основу психодиагностической оценки личности кандидатов, поступающих на службу в органы внутренних дел на должности рядового и младшего начальствующего состава полиции.

о

и

О X

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и

о

и

О ^

о <

о

<

X

^

ш

s

а н

1. Об утверждении Правил профессионального психологического отбора на службу в органы внутренних дел Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 6 декабря 2012 г. № 1259 (ред. от 06.03.2015) // СЗ РФ. 2012. № 50 (ч. 6). Ст. 7075.

2. О внесении изменения в перечень профессий начального профессионального образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 сентября 2009 г. № 354: приказ Минобрнауки РФ от 21 февраля 2012 г. № 124 // Рос. газ. 2012. 13 апр. № 82.

3. Буреева Н.Н. Многомерный статистический анализ с использованием ППП «Statistica»:

учебно-методический материал по программе повышения квалификации «Применение программных средств в научных исследованиях и преподавании математики и механики». Н. Новгород, 2007.

4. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. СПб., 2012.

5. Dantzker M.L. Psychological Preemployment Screening for Police Candidates: Seeking Consistency if Not Standardization // Professional Psychology: Research and Practice. American Psychological Association. 2011. Vol. 42. No. 3.

E-mail: [email protected].

117

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.