Научная статья на тему 'Метод определения уровня психологической пригодности специалистов информационно-телекоммуникационного обеспечения для выполнения задач в условиях кризисных ситуаций'

Метод определения уровня психологической пригодности специалистов информационно-телекоммуникационного обеспечения для выполнения задач в условиях кризисных ситуаций Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
253
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / INFORMATION TELECOMMUNICATION PROVISION / КРИЗИСНАЯ СИТУАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОТБОР / ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / FUNCTIONAL STATE / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ / PSYCHOLOGICAL PERSONALITY QUALITIES / ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ / PSYCHOPHYSIOLOGICAL QUALITIES / CRITICAL SITUATION / APTITUDE SCREENING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Хахамов П. Ю., Басов О. О., Жердев Д. В., Давыдов М. М.

Представлены основные направления разработки метода определения уровня психологической пригодности специалистов с учетом динамики изменения требований к специалистам информационно-телекоммуникационного обеспечения для выполнения задач в условиях кризисных ситуаций. Приводится обоснование и перечень профессионально важных качеств специалистов информационно-телекоммуникационного обеспечения, уделено внимание принципам формирования состава экспертной группы по оценке профессионально важных качеств. Метод позволяет проводить комплексную оценку пригодности специалистов информационно-телекоммуникационного обеспечения для выполнения задач в условиях кризисных ситуаций, учитывающую психологические, психофизиологические качества, функциональное состояние, результаты социально-психологического изучения личности специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Хахамов П. Ю., Басов О. О., Жердев Д. В., Давыдов М. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Method of experts’ psychological aptitude testing in the sphere of information telecommunication provision for performing tasks under critical conditions

Taking into account the requirements of the changing dynamics applied to the experts in information telecommunication provision for performing tasks under critical conditions the major ways of determining the experts’ level of psychological aptitude are presented. The reasoning and the enumeration of the information telecommunication experts’ professionally relevant qualities are given, the expert’s group selection principles in terms of assessing professionally meaningful qualities are considered as well. The method allows to carry out the complex evaluation of the experts’ aptitude in information telecommunication provision for performing tasks under critical conditions which reckons psychological, psychophysiological qualities, functional state and the experts’ personality socio-psychological research results.

Текст научной работы на тему «Метод определения уровня психологической пригодности специалистов информационно-телекоммуникационного обеспечения для выполнения задач в условиях кризисных ситуаций»

самого канала Bluetooth особых проблем не возникает, достаточно учесть необходимость его блокирования при выборе конкретного блокиратора.

На первом этапе получения билета дополнительно можно использовать устройства блокирования диктофонов, такие как «Канонир» и «Троян», принцип работы которых основывается на постановке помех в ультразвуковом или звуковом диапазонах. Данные устройства создают помехи в устройствах акустического съема информации, т.е. микрофон телефона или гарнитуры испытуемого на время нахождения в зоне их действия передает удаленному пользователю только генерируемые помехи.

Подводя итог можно констатировать, что в процессе научно-технического прогресса появляется множество различных устройств, помогающих человеку усваивать все больший и больший объем информации. Далеко не всегда данные устройства используются по прямому назначению, в процессе профессиональной деятельно-

сти преподавателям иногда приходится сталкиваться с попытками нетрадиционного использования подобных устройств, часто замаскированных под безобидные бытовые вещи и приборы: часы, ручки, запонки, зажигалки, очки и т.п., которые нерадивые, но интересующиеся передовыми технологиями студенты пытаются использовать на занятиях контроля уровня знаний. В данной статье рассмотрены только типовые методы и средства противодействия подобным устройствам, но не нужно забывать, что каждый день появляются новые устройства и новые технологии, к тому же попадаются весьма талантливые обучаемые, способные изобрести нечто, невиданное ранее.

1 По материалам сайта www.diktos.ru. Подавители радиочастот [сайт].

2 По материалам сайта naushnika.net. Использование микронаушников [сайт].

УДК 355.55:159.9 ББК 68.49(2РОС)23

МЕТОД ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРИГОДНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАЧ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЙ

ПАВЕЛ ЮРЬЕВИЧ ХАХАМОВ,

сотрудник Академии Федеральной службы охраны Российской Федерации

E-mail: [email protected]; ОЛЕГ ОЛЕГОВИЧ БАСОВ, сотрудник Академии Федеральной службы охраны Российской Федерации

E-mail: [email protected]; ДМИТРИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ ЖЕРДЕВ, сотрудник Академии Федеральной службы охраны Российской Федерации

E-mail: [email protected]; МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ ДАВЫДОВ, сотрудник Академии Федеральной службы охраны Российской Федерации

E-mail: [email protected] Научные специальности 20.01.09 - военные системы управления, связи и навигации; 05.13.01 - системный анализ, управление и обработка информации (технические системы) Научный консультант: доктор технических наук И.А. Саитов Рецензент: доктор военных наук В.В. Корунов

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Представлены основные направления разработки метода определения уровня психологической пригодности специалистов с учетом динамики изменения требований к специалистам информационно-телекоммуникационного обеспечения для выполнения задач в условиях кризисных ситуаций. Приводится обоснование и перечень профессионально важных качеств специалистов информационно-телекоммуникационного обеспечения, уделено внимание принципам форми-

рования состава экспертной группы по оценке профессионально важных качеств. Метод позволяет проводить комплексную оценку пригодности специалистов информационно-телекоммуникационного обеспечения для выполнения задач в условиях кризисных ситуаций, учитывающую психологические, психофизиологические качества, функциональное состояние, результаты социально-психологического изучения личности специалистов.

Ключевые слова: информационно-телекоммуникационное обеспечение, кризисная ситуация, профессиональный отбор, функциональное состояние, психологические качества личности, психофизиологические качества личности.

Annotation. Taking into account the requirements of the changing dynamics applied to the experts in information telecommunication provision for performing tasks under critical conditions the major ways of determining the experts' level of psychological aptitude are presented. The reasoning and the enumeration of the information telecommunication experts' professionally relevant qualities are given, the expert's group selection principles in terms of assessing professionally meaningful qualities are considered as well. The method allows to carry out the complex evaluation of the experts' aptitude in information telecommunication provision for performing tasks under critical conditions which reckons psychological, psychophysiological qualities, functional state and the experts' personality socio-psychological research results.

Keywords: information telecommunication provision, critical situation, functional state, psychological personality qualities, psychophysiological qualities, aptitude screening.

Введение

Определение уровня профессионально-психологической пригодности специалистов информационно-телекоммуникационного обеспечения (ИТКО) для выполнения задач в условиях кризисных ситуаций является необходимым условием для решения задачи их должностного предназначения и качественной организации как процесса отбора из числа кандидатов в состав специалистов, так и последующего обучения.

В свою очередь, должностное предназначение может характеризоваться как требованиями, предъявляемыми к специалисту, так и основными составляющими его деятельности при выполнении функциональных задач посредством комплексного описания целей, содержания и средств достижения целей специалистом ИТКО.

Для описания вышеуказанных характеристик может использоваться подход [1, 2], базирующийся на концептуальной модели специалиста связи, позволяющей осуществить комплексное описание профессионально важных качеств (ПВК) специалиста, способностей восприятия, усвоения информации и реализации информационно-функционального потенциала в его деятельности.

Анализ существующих подходов к разработке модели специалиста показал, что к настоящему времени еще не сложилась единая методика исследования профессиональной деятельности с целью ее адекватного описания. Следует также отметить, что рассмотренные подходы не могут быть без существенных изменений использованы при описании деятельности специалистов ИТКО. Так, в работах [1, 2], установлено, что вся профессиональная деятельность специалистов связи характеризуется следующими основными направлениями (типами деятельности):

• поддержание постоянной готовности к выполнению задач по предназначению;

• участие в мероприятиях по обеспечению информационно-телекоммуникационных услуг;

• обучение и воспитание подчиненных;

• ремонт и обслуживание техники (средств) связи;

• работа со служебной и технической документацией.

Однако, учитывая тенденции развития современных информационно-телекоммуникационных средств и практический опыт ИТКО в кризисных ситуациях, следует дифференцировать специалистов на ряд основных классов, таких как управляющий состав и эксплуатационно-технический состав.

Следовательно, определение профессионально-психологической пригодности данных категорий специалистов ИТКО подразумевает комплексное, многоуровневое изучение кандидатов с целью установления степени соответствия их физиологических, психофизиологических и психологических качеств требованиям профессии, что, в свою очередь, определяет структуру предлагаемого метода (рис. 1).

Решение данной задачи предполагает психологический анализ самой профессиональной деятельности с целью обоснования структуры и содержания профессионально важных качеств специалистов ИТКО, являющихся методической базой для адекватного технологического обеспечения мероприятий по определению уровня профессионально-психологической пригодности. 1. Обоснование структуры и содержания профессионально важных качеств специалистов информационно-телекоммуникационного обеспечения для выполнения задач в условиях кризисных ситуаций

Для обоснования структуры и содержания ПВК специалистов ИТКО использовались подходы, указанные в [3-7], а также анализ имеющегося опыта деятельности по обеспечению информационно-телекоммуникационными услугами в условиях кризисных ситуаций (рис.1).

Организация и проведение экспертной оценки ПВК проводилась в несколько этапов:

• разработка стимульного материала;

• подбор экспертов;

• организация и проведение экспертного опроса;

•обработка и анализ результатов опроса;

•оформление результатов экспертного опроса, составление психограммы.

Этап разработки стимульного материала для проведения психографического опроса включал:

Метод определения уровня профессионально-психологической пригодности специалистов информационно-телекоммуникационного обеспечения

Содержание метода

1. Обоснование структуры и содержания профессионально-важных качеств специалистов информационно-телекоммуникационного обеспечения

2. Разработка обобщенных профессиограмм основных должностей специалистов информационно- телекоммуникационного обеспечения

Профессиограмма начальника информационно-телекоммуникационного комплекса Профессиограма должностей эксплуатационно-технического профиля

3

Е

3. Методики исследования функционального состояния, психологических и психофизиологических качеств специалистов информационно-телекоммуникационного

обеспечения

3. 1 Методики оценки социально-психологического изучения личности

Наблюдение

Анкетирование

Индивидуальная беседа

I

3.2 Методики оценки

функционального состояния кандидатов

Оценка уровня физического развития;

Определение функционального состояния организма;

Оценка вестибулярной устойчивости

I

3.3 Методики оценки

психологических качеств кандидатов

Оценка уровня нервно-психической устойчивости

Исследование познавательных качеств личности

Оценка индивидуальных личностных свойств

Оценка уровня субъективного

контроля и межличностных отношений

I

3.4 Методики психофизиологических качеств кандидатов

Диагностика функции памяти

Исследование устойчивости и концентрации внимания

Исследование произвольных двигательных реакций (рефлексометрия)

I

4. Подготовка заключения о профессионально-психологической пригодности кандидатов

5. Оценка эффективности метода определения уровня профессионально-психологической пригодности специалистов информационно-телекоммуникационного обеспечения

Рис. 1. Структура метода определения уровня профессионально-психологической

пригодности специалистов ИТКО

• составление подробного (заведомо избыточного) перечня социально-психологических, психологических, психофизиологических и других качеств (свойств) специалиста, которые могут положительно или отрицательно влиять на успешность профессиональной деятельности;

• выбор вопросов (качеств, характеристик), направленных на определение или уточнение свойств из составленного перечня;

•определение порядка и формы предъявления стимульного материала (вопросов, качеств, характеристик) экспертам: список вопросов, структурированная анкета, набор карточек с вопросами и т. д.;

•проведение опроса.

Стимульным материалом, предъявляемым экспертам, являлся профессиографический (психографический) «опросник для оценки профессионально важных качеств специалиста», включающий социально-психологические, психологические, психофизиологические и другие характеристики человека, необходимые для

успешной профессиональной деятельности на руководящих должностях (например, таких как «начальник информационно-телекоммуникационного комплекса») и должностей эксплуатационно-технического профиля.

Все указанные качества, после проведенного контент-анализа, были включены в 10 блоков:

1) анализаторы и качества восприятия (в том числе слуховой и зрительный анализаторы);

2) познавательные психические процессы (в том числе внимание, память, мышление);

3) психомоторика;

4) организаторские и волевые качества;

5) коммуникативные качества;

6) эмоциональность;

7) профессиональная направленность;

8) морально-нравственные качества;

9) адаптивные качества (работоспособность в экстремальных условиях);

10) специальные способности.

Одним из наиболее важных в методическом отно-

шении этапов, влияющих на результаты психографического исследования, является правильный подбор экспертов по количественному и качественному составу.

Общими критериями количества экспертов в данном случае выступает то, что состав экспертной группы должен полностью обеспечивать рассмотрение вопроса о значимости того или иного качества для конкретной специальности с различных сторон.

Количественный состав экспертной группы должен быть достаточно большим, чтобы обеспечивалось взаимопогашение индивидуальных отклонений в оценках от среднего значения величины, характеризующей устойчивое, типичное состояние. Оптимальными границами при оценке одной специальности могут быть группы от 20 до 100 человек.

Важным условием являлось то, что эксперты имели высокую позитивную мотивацию при проведении опроса (достигалось разъяснением значимости проводимой работы).

Оценка профессиональной важности качеств специалистов ИТКО в процессе психографического опроса проводилась экспертами количественно (в баллах 10-балльной шкалы) по степени важности для эффективного выполнения профессиональной деятельности:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• 10 баллов - уровень, без которого невозможно эффективное выполнение функциональных обязанностей;

• 9 баллов - крайне необходимый уровень;

• 8 баллов - необходимый уровень;

• 7 баллов - важный уровень;

• 6 баллов - нужный уровень;

• 5 баллов - желательный уровень;

• 4 балла - необязательный уровень;

• 3 балла - ненужный уровень

• 2 балла - нежелательный уровень;

• 1 балл - вредный или крайне вредный уровень.

Для выявления более сложных, скрытых отношений и определения наиболее общих структурных компонентов профессионально важных качеств применялся факторный анализ с использованием статистической диалоговой системы «IBM SPSS Statistics 20» [6-8]. Его проведение позволяет выявить неизвестные групповые факторы, скрытые от непосредственного наблюдения и полностью описывающие всю заданную структуру признаков.

Для определения наилучшей системы факторов и упрощения их предметной интерпретации использовалась процедура вращения факторов в пространстве ПВК методом варимакс, обеспечивающая разделение факторов за счет уменьшения числа ПВК. Такое использование критерия максимализации дисперсии факторных нагрузок профессиональных качеств в каждом факторе позволило найти решение, при котором каждое ПВК имеет максимальную нагрузку по одному из варимакс-факторов и минимальные нагрузки по другим факторам. Дополнительным результатом является ортогональность получаемых факторов (факторы не коррелируют между собой).

В результате факторного анализа экспертных оце-

нок было выделено шесть значимых факторов, отражающих наиболее общую структуру ПВК должности «начальник информационно-телекоммуникационного комплекса» (табл. 1).

Таблица 1. Статистические характеристики значимых факторов

Номер фактора Собственное значение Общая диспер-сия,% Накопленная диспер-сия,%

1 11,30 38,95 38,95

2 3,68 12,68 51,63

3 2,95 10,18 61,81

4 2,34 8,06 69,87

5 1,66 5,74 75,61

6 1,25 4,30 79,91

Для анализа на предмет входящих в фактор переменных после вращения матриц факторных нагрузок задавался пороговый коэффициент корреляции (вес) переменной с выявленным фактором на уровне 0,5-0,6. Традиционно считается, что такая мера связи достаточно большая.

Первый фактор объединил десять профессионально важных качеств. Содержательный анализ позволяет говорить о том, что они отражают адаптивные качества личности, ее работоспособность в экстремальных условиях, интеллектуальную и волевую активность в организаторской (руководящей) деятельности. Исходя из этого, данный блок можно обозначить как «организационно-управленческие качества».

Второй фактор составили три качества, характеризующие «профессиональную направленность» специалиста и отражающие зрелость личности и самоконтроль поведения.

Четвертый фактор объединил пять психологических характеристик начальника комплекса. Смысловой анализ ПВК, вошедших в данную группу, позволил обозначить ее как «волевая устойчивость и техническая направленность» личности.

Пятый фактор составили такие качества, которые характеризуют «профессиональные способности и профессиональное саморазвитие» личности специалиста.

Шестой фактор представлен группой профессионально важных качеств специалиста, которые можно интерпретировать как «морально-нравственный потенциал».

Таким образом, факторный анализ экспертных оценок ПВК позволил выделить и описать структурную совокупность из шести блоков качеств, наиболее значимых для профессиональной деятельности начальника информационно-телекоммуникационного комплекса.

По результатам экспертного опроса в результате факторного анализа экспертных оценок было выделено четыре значимых фактора, отражающих наиболее общую структуру ПВК должностей эксплуатационно-технического профиля (табл. 2).

Таблица 2. Статистические характеристики значимых факторов

Номер фактора Собственное значение Общая диспер-сия,% Накопленная дисперсиям/о

1 7,73 40,72 40,72

2 3,16 16,65 57,37

3 1,50 7,94 65,30

4 1,36 7,16 72,47

Первый ф актор отражает психологические и пси-

хофизиологические способности специалистов ИТКО, которые характеризуют его нервно-психическую устойчивость и адаптационные свойства личности.

Второй фактор наиболее полно характеризует способности специалистов к монотонным и простым механическим работам, в том числе на высоте, к которым можно отнести развертывание и свертывание информационно-телекоммуникационных комплексов (станций), требующих соответствующего уровня физической подготовленности.

Третий фактор характеризует способность специалиста ИТКО к действиям в условиях риска.

Четвертый фактор объединил психологические качества личности, характеризующие способности специалистов ИТКО брать на себя ответственность и длительно сохранять высокую активность при выполнении своих функциональных задач.

Факторный анализ экспертных оценок ПВК позволил выделить и описать структурную совокупность из четырех наиболее значимых для деятельности специалистов эксплуатационно-технического профиля блоков качеств.

2. Структура и содержание методик исследования функционального состояния, психологических и психофизиологических качеств специалистов информационно-телекоммуникационного обеспечения для выполнения задач в условиях кризисных ситуаций

Профессионально-психологическая пригодность специалистов ИТКО для выполнения задач в условиях кризисных ситуаций определяется при проведении профессионального отбора, который включает профессиональный психологический и общеобразовательный отбор, медицинское освидетельствование, а также оценку уровня физической подготовки. Профессиональный психологический отбор предполагает психологическое и психофизиологическое обследование кандидатов, направленное на получение объективных данных о личностных качествах, необходимых для успешной служебной деятельности в условиях кризисных ситуаций.

Сущностью психологического компонента профессионального отбора, равно как и его теоретической основой, являются диагностика и прогнозирование способностей. По этой причине, в частности, понятия «профессиональный отбор» и «психологический отбор» часто отождествляются. Психологический отбор целесообразно рассматривать и как процесс, и как систему. Основные этапы процесса психологического от-

бора: извлечение и первичная обработка необходимой исходной диагностической информации; формулирование прогнозов способности к данному виду профессиональной деятельности и оценка предполагаемого уровня пригодности обследуемых; верификация прогнозов на основе данных о фактической эффективности профессиональной деятельности отобранных лиц.

Система психологического отбора должна включать обоснованный и экспериментально проверенный комплекс социальных диагностических методик, необходимых технических средств и стандартизированную процедуру обследования; приемы общения, интерпретации исходной диагностической информации, составления прогнозов; показатели профессиональной эффективности, критерии оценки успешности деятельности; логические и математические аппараты верификации прогнозов.

Основным принципом использования в системах психологического отбора существующих диагностических методик и конструирования новых должна быть их нацеленность на диагностику ведущих и наиболее устойчивых компонентов изучаемой способности в их структурной и функциональной взаимосвязи. Для этого предлагается комплекс тестовых конструкций для профессионально-психологического исследования специалистов ИТКО для выполнения задач в условиях кризисных ситуаций, который состоит из следующих методик:

1) социально-психологического изучения личности;

2) оценки функционального состояния кандидата;

3) оценки психологических качеств кандидатов;

4) оценки психофизиологических качеств кандидатов.

3. Подготовка заключения о профессионально-психологической пригодности специалистов информационно-телекоммуникационного обеспечения для выполнения задач в условиях кризисных ситуаций

Процедура подготовки итогового заключения о профессиональной психологической пригодности для выполнения задач в условиях кризисных ситуаций может быть реализована на основе алгоритма определения близости личностных профилей кандидатов с аналогичными профилями успешных и менее успешных специалистов и расчете функции желательности Харрингтона, целесообразность применения которой доказана в [9].

Личностные профили успешных и недостаточно успешных кандидатов достоверно дифференцированы по ряду факторов:

• для должностей «начальник информационно-телекоммуникационных комплекса» это оценки по методике «Домино», факторам A, С, E, H, I, O, Q3, Q4 (опросник 16 ЛФ) и шкалам Sav, Spo, Sai, Agr, Con, Cr (опросник САТ);

• для должностей эксплуатационно-технического профиля - показатели факторов B, F, G, H, N, O, Q2, Q3 (опросник 16 ЛФ) и шкал Exp, Fr, Sai, Ss, Agr, Cog (опросник САТ).

Численные значения выраженности личностных качеств кандидатов представлены в баллах различных

шкал, поэтому осуществлен их перевод в процентную смелость и решительность (72%), хорошо контро-шкалу, позволяющую наиболее полно представить лирует свои эмоции и поведение (75%). Низкие по-уровень сформированности качеств (табл. 3, 4). казатели шкал Q2, Sai свидетельствуют о излишней

Таблица 3. самокритичности и

Профили успешных и менее успешных специалистов для должности «начальник информационно-телекоммуникационного комплекса»

«Домино» A C E H I O Q3 Q4 Spo

Успеш- 8,50 8,00 8,25 7,25 8,25 6,00 3,50 8,00 2,75 30,25

ный специалист 79% 86% 71% 85% 75% 71% 25% 80% 15% 31%

Менее 5,00 3,33 5,67 5,33 4,67 2,33 6,33 4,67 5,00 43,67

успеш-

ный специалист 29% 17% 28% 47% 24% 19% 72% 13% 60% 69%

Таблица 4.

Профили успешных и менее успешных специалистов для эксплуатационно-технических должностей

B F G H N Q2 Q3 Sai Ss Agr Cog

Успешный специалист 8,75 5,50 8,50 7,75 7,00 2,00 8,25 27,25 44,00 23,00 43,75

79% 75% 81% 72% 50% 14% 75% 32% 87% 21% 83%

Менее успешный специалист 6,00 2,00 5,67 3,33 10,00 6,67 5,67 40,00 30,67 38,00 24,67

33% 17% 46% 17% 91% 81% 38% 69% 29% 83% 7%

Успешный специалист - начальник информационно-телекоммуникационного комплекса характеризуется достаточно высоким уровнем развития способности отыскивать связи, выявлять отношения и зависимости между предметами и явлениями (79%). Его отличают эмоциональная зрелость (71%), готовность к сотрудничеству (86%), настойчивость и ответственность (85%). Действует планомерно и упорядоченно (80%), при необходимости проявляя смелость и решительность (75%). Заботится о своей репутации (80%). Низкие процентные показатели по шкалам О, Q4 и Брв свидетельствуют об уверенности в своих силах, некотором консерватизме и склонности действовать по принципу «семь раз отмерь, один раз отрежь».

Менее успешный специалист - начальник информационно-телекоммуникационного комплекса характеризуется невысоким уровнем развития основных невербальных функций интеллекта (29%), склонностью к самоупрекам и недооценке своих возможностей (72%), спонтанностью поведения и выражения эмоций (69%). Низкие значения по факторам А, С, Н, I, Q3, находящиеся на уровне 17-28%, являются индикаторами невысокой ответственности, замкнутости, робости, неуверенности в себе, неумении организовывать свое время и доводить дело до конца.

Успешный специалист должностей эксплуатационно-технического профиля обладает достаточно высокими способностями к обучению (79%), целостному восприятию окружающей действительности, пониманию связанности противоположностей (87%). Обладает разнообразными интеллектуальными интересами (83%).

Его отличает дисциплинированность, обязательность и добросовестность (81%), оптимистичное отношение к жизни (75%). В деятельности проявляется

ориентированности на мнение группы.

Менее успешный специалист должностей эксплуатационно-технического профиля отличается средним уровнем интеллектуального развития (33%). Расчетлив, проницателен, ведет себя холодно и рационально (91%), нечувствителен к критике (69%), излишне независим и самостоятелен (81%). Низкие процентные показатели F, H, Ss, Cog отражают его склонность к усложнению, неумение поддерживать контакты с широким кругом людей, консерватизм во взглядах, скепсис, замкнутость, а также ориентированность больше на свой собственный успех, чем на конечный коллективный результат.

Для определения интегрального показателя профессионально-психологической пригодности может использоваться функция желательности Харрингтона, для определения значений которой используется выражение: ¡—^-

а = n П d.

Ь = 1 1

где а - интегральный показатель профессионально-психологической пригодности; d. - частные показатели функционального состояния и исследуемых психических, психофизиологических качеств кандидата, определяемые при проведении тестирования; n - количество тестовых конструкций (методик).

Частные показатели являются безразмерными величинами в диапазоне от 0 до 1, и определяются по формулам:

< = exp(- exp(-Z,j)) где j - количество обследуемых кандидатов;

- Mi)

х.. - реальный показатель исследуемого качества личности .-го кандидата (стэны, баллы, другие единицы); М. - среднее значение исследуемого показателя /-го качества; с . - его стандартное отклонение.

В результате выносится одно из следующих итоговых заключений:

• рекомендуется в первую очередь - первая категория профессиональной пригодности (полностью соответствует требованиям профессионального психологического отбора);

• рекомендуется - вторая категория профессиональной пригодности (в основном соответствует требованиям профессионального психологического отбор);

• рекомендуется условно - третья категория профессиональной пригодности (минимально соответствует требованиям профессионального психологического отбора);

• не рекомендуется - четвертая категория профессиональной пригодности (не соответствует требованиям профессионального психологического отбора).

Заключение о профессиональной психологической пригодности кандидата выносится на основе данных, представленных в табл. 5.

Таблица 5

Критерии профессиональной психологической пригодности к назначению на должности специалиста ИТКО

Заклю- Значение Значение

чение о показателя интеграль-

професси- Результаты соци- прогно- ного по-

ональной ально-психологи- знруемой казателя

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

психоло- ческого успешности психофи-

гической изучения профессио- зиологиче-

пригод- нальной де- ской при-

ности ятельности годности

Первая

группа «Рекомендуется в Выраженные положительные данные П<1 у 0,8<а<1

первую

очередь»

Вторая Выраженные положительные данные П =1 или у

группа «Рекомендуется» Отдельные положительные, отсутствие отрицательных данных П<1 у 0,63<а<0,8

Третья Выраженные положительные П>1 у

группа данные

«Рекомен- Отдельные поло- 0,37<а<0,63

дуется ус- жительные, отсут- П =1 или у

ловно» ствие отрицатель-

ных данных

Отдельные поло-

Четвертая группа жительные, отсутствие отрицатель- Пу>1 0,2<а<0,37

«Не реко- ных данных

мендуется» Выраженные отрицательные данные при любых 0<а<0,2

Данные и результаты социально-психологического изучения, психологического и психофизиологического обследования являются основой при оформлении заключения о профессиональной пригодности специалиста ИТКО.

Результаты профессионального психологического отбора сообщаются кандидату в одной из следующих форм: «рекомендуется в первую очередь», «рекомендуется», «рекомендуется условно», «не рекомендуется». Кандидаты, по результатам профессионального психологического отбора «рекомендуемые условно», зачисляются на военную службу по контракту после зачисления

кандидатов, отнесенных к первой и второй категориям профпригодности.

Таким образом, рассчитываются основные показатели профессионально-психологической пригодности, на основании которых выносится заключение о целесообразности использования кандидатов в качестве специалистов ИТКО для выполнения задач в условиях кризисных ситуаций.

Литература

1. Чигирев В.А. Теоретические основы и методы совершенствования управления подготовкой военных специалистов / В.А. Чигирев, В.П. Селегень. М.: МО СССР, 1990. 863с.

2. Смирнова Е.Э. Моделирование деятельности специалиста на основе комплексного исследования. Л.: ЛГУ, 1984. 176с.

3. Петров В.А. Профессиональный отбор кандидатов на военную службу по контракту. Орел: ВИПС, 1998.

4. Психофизиологический отбор военных специалистов. М.: МО СССР, 1973. 206с.

5. Отбор и распределение военных специалистов по результатам психофизиологического обследования. М.: МО СССР, 1983. 122с.

6. Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. Л.: Медицина, 1984. 216 с.: ил.

7. О введении в действие Руководства по профессиональному психологическому отбору в Вооруженных Силах Российской Федерации: Приказ Министра обороны Российской Федерации 2000 г. № 50.

8. Гуц А.К. Математические методы в социологии / А.К. Гуц, Ю.В. Фролова. М.: ЛКИ, 2007. 216 с.

9. Адлер Ю.П. Планирование эксперимента при поиске оптимальных условий / Ю.П. Адлер, Е.В. Маркова, Ю.В. Грановский. М.: Наука, 1976. 279 с.

References

1. Chigirev VA. Theoretical basis and methods of military experts' preparation management enhancement / V.A. Chigirev, V.P. Selegen. M.: MO SSSR, 1990. 863 s.

2. Smirnova E.Je. Experts' activity modeling based on a complex research. L.: LGU, 1984. 176 s.

3. Petrov V.A. Professional candidates' selection for contract enlisted service. Orjol: VIPS, 1998.

4. Psychophysiological selection of military experts. M.: MO SSSR, 1973. 206s.

5. Military experts' selection and allocation based on the results of the psychophysiological observation. M.: MO SSSR, 1983. 122 s.

6. Kulagin B.V Basics of the professional psycho diagnostics. L.: Medicina, 1984. 216 s.: il.

7. On bringing into force guidance on aptitude screening in the military forces of the Russian Federation: Pri-kaz Ministra oborony Rossijskoj Federacii 2000 g. № 50.

8. GucA.K. Mathematical methods in sociology / A.K. Guc, Ju.V. Frolova. M.: LKI, 2007. 216 s.

9. Adler Ju.P. Experiment planning while searching for optimal conditions / Ju.P. Adler, E.V Markova, Ju.V. Granovskij. M.: Nauka, 1976. 279 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.