Научная статья на тему 'Выявление профессиональной пригодности студентов при отборе для целевой индивидуальной подготовки специалистов'

Выявление профессиональной пригодности студентов при отборе для целевой индивидуальной подготовки специалистов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1063
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРИГОДНОСТЬ / PROFESSIONAL COMPETENCE / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ / PROFESSIONALLY SIGNIFICANT QUALITIES OF PERSONALITY / АЛГОРИТМ ОТБОРА СТУДЕНТОВ / THE ALGORITHM OF SELECTION OF STUDENTS / ВИДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / TYPES OF PROFESSIONAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Никифорова Светлана Вениаминовна

Рассматриваются теоретические и методологические аспекты формирования профессиональной пригодности: представлен подробный анализ понятия «профессиональная пригодность»; указаны основные факторы, влияющие на формирование и развитие профессиональной пригодности; выявлено, что основу профессиональной пригодности составляют профессионально значимые качества личности (ПЗКЛ). Предложен алгоритм отбора студентов, рекомендованных для целевой индивидуальной подготовки специалистов, а также перечислены методы изучения ПЗКЛ, применяемые в исследовании. Представлена матрица природосообразного соответствия ПЗКЛ специалистов выполняемым ими видам профессиональной деятельности. Особое внимание уделено разработке критериев определения профессиональной пригодности, в том числе с учетом психологических особенностей личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Никифорова Светлана Вениаминовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDENTIFICATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF STUDENTS DURING THEIR SELECTION FOR THE TARGET INDIVIDUAL SRTUDYING OF THE STUDENTS (SPECIALISTS)

His article contains the theoretical and methodological aspects of the formation of professional competence and detailed analysis of the concept of “professional competence”; the main factors influencing the formation and development of professional competence are reflected there; it was revealed that the basis of professional competence compose professionally significant qualities of personality (PSQP). The algorithm of selection of students recommended for the target individual studying, as well as methods of studying of PSQP used in the research are listed in this article. A matrix of harmonious matching of the students’ PSQP performing their professional activities is presented there. Particular attention is paid to the development of criteria of determining professional competence taking into account psychological traits of the person.

Текст научной работы на тему «Выявление профессиональной пригодности студентов при отборе для целевой индивидуальной подготовки специалистов»

УДК 37.013.73

ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИГОДНОСТИ СТУДЕНТОВ ПРИ ОТБОРЕ ДЛЯ ЦЕЛЕВОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

С.В. Никифорова

Самарский государственный технический университет 443100 г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244 E-mail: Nikiforowaswet@yandex.ru

Рассматриваются теоретические и методологические аспекты формирования профессиональной пригодности: представлен подробный анализ понятия «профессиональная пригодность»; указаны основные факторы, влияющие на формирование и развитие профессиональной пригодности; выявлено, что основу профессиональной пригодности составляют профессионально значимые качества личности (ПЗКЛ). Предложен алгоритм отбора студентов, рекомендованных для целевой индивидуальной подготовки специалистов, а также перечислены методы изучения ПЗКЛ, применяемые в исследовании. Представлена матрица природосообразного соответствия ПЗКЛ специалистов выполняемым ими видам профессиональной деятельности. Особое внимание уделено разработке критериев определения профессиональной пригодности, в том числе с учетом психологических особенностей личности.

Ключевые слова: профессиональная пригодность, профессионально значимые качества личности, алгоритм отбора студентов, виды профессиональной деятельности.

Получение престижной и хорошо оплачиваемой работы после окончания учебного заведения, обеспечение условий для самореализации и карьерного роста стало фактором, определяющим рейтинг вуза среди абитуриентов и его экономическое благополучие. Поэтому для каждого вуза большое значение приобретает работа по повышению конкурентоспособности своих выпускников на рынке труда.

С учетом изменившихся социально-экономических условий и обострения конкуренции на рынке труда и образовательных услуг работа по содействию трудоустройству выпускников, усилению их востребованности на рынке труда становится одним из важнейших направлений деятельности вузов, стремящихся эффективно решать комплексные задачи подготовки конкурентоспособных специалистов в современных рыночных условиях. Благодаря активной и разноплановой работе высших учебных заведений по трудоустройству и профессиональной адаптации будущих специалистов большинство выпускников найдут достойную работу и смогут реализовать себя как высококвалифицированные профессионалы.

Древнегреческий философ Платон писал: «Люди рождаются не слишком похожими друг на друга, их природа бывает различна, да и способности к тому или иному делу тоже... Поэтому можно сделать все в большем количестве, лучше и легче, если выполнять какую-нибудь работу соответственно своим природным задаткам».

Профессиональная пригодность человека определяется соотношением требований профессии и индивидуальных особенностей человека; имеет конкретный объект реализации - систему «человек - профессия», то есть учитывает определенную кате-

Светлана Вениаминовна Никифорова, ведущий психолог отдела связей с рынком труда и выпускниками.

горию людей, вид деятельности, этап профессионализации; отражает состояние, степень развития совокупности индивидуальных качеств человека (черт личности, способностей, мотивации, физического состояния, профессиональной подготовленности и т. д.); является динамическим свойством системы «человек - профессия» (отражает развитие субъекта труда и изменчивость объекта труда) [1].

Профессиональная пригодность рассматривается, во-первых, как совокупность качеств, свойств человека, предопределяющих успешность формирования пригодности к конкретной деятельности (видам деятельностей); во-вторых, как совокупность личных, сформированных профессиональных знаний, навыков, умений, а также психологических, физиологических и других качеств и свойств, обеспечивающих эффективное выполнение профессиональных задач. С этих позиций свойство профессиональной пригодности обуславливается совокупностью исходных особенностей человека, а также формируется, развивается на этапах профессионального пути в процессе деятельности.

Большую роль в этом процессе, особенно в связи с изучением индивидуальных предпосылок годности к труду и детерминации становления профессионала на последующих стадиях профессионализации, играют психологические особенности человека, и в частности влияние структурно-динамических свойств личности на формирование, развитие профессиональной пригодности.

В отечественной литературе к настоящему времени имеется большое количество работ, посвященных различным психологическим аспектам проблемы профессиональной пригодности. Из достаточно известных, фундаментальных исследований в этой области следует отметить работы Б.Г. Ананьева, В.А. Бодрова, К.М. Гуревича, В.Н. Дружинина, Е.А. Климова, Б.В. Кулагина, Н.В. Макаренко, В.Л. Марищука, В.А. Пухова, А.Т. Ростунова, Б.М. Теплова [1, 2, 3, 6, 7,8, 10, 13, 14, 16, 18, 19, 20]. Перечисленные издания посвящены отдельным, но очень важным проблемам, таким как роль основных свойств нервной системы и профессиональных способностей в развитии профессиональной пригодности, методические приемы психодиагностики, психологический отбор конкретных специалистов.

Исследователи в области психологии отмечают, что процесс формирования профессиональных умений всегда затрагивает сенсорную, интеллектуальную, моти-вационную, эмоционально-волевую сферы личности. Сформированные в процессе обучения и воспитания личные качества студента находят применение в конкретном виде функциональной инженерной деятельности. Однако изучение функциональной структуры труда специалистов широкого профиля показывает, что успешная деятельность специалистов одного и того же профиля, выполняющих различные инженерные функции, опирается на знание различных разделов специальных, общетехнических и даже естественно-научных дисциплин, на использование различных средств и технологий профессиональной деятельности. Более того, успешность каждого вида функциональной деятельности молодого специалиста во многом определяется его профессионально значимыми качествами личности [15].

Основу профессиональной пригодности составляют профессионально значимые качества личности (ПЗКЛ). Этот термин объединяет в себе два понятия: профессионализм и личностные качества, т. е. совокупность психофизиологических, эмоционально-волевых, характерологических качеств личности, которые в наибольшей степени соответствуют данной профессии.

Наиболее эффективными и перспективными системами подготовки специалистов широкого профиля являются те, которые заранее ориентируют студентов на выполнение конкретных инженерных функций (конструктора, исследователя, техно-

лога, технического руководителя производственного коллектива, оператора сложных технологических установок, специалиста по эксплуатации и сервису). Отбор студентов в группы функциональных инженерных специализаций проводится, как правило, на старших курсах с учетом их личных интересов, а также выявленных у них профессионально значимых психофизиологических, эмоционально-волевых и характерологических свойств личности. Алгоритм отбора представлен на рисунке.

Алгоритм отбора студентов в группы функциональных инженерных специализаций

ПЗКЛ формируются в ходе длительного трудового стажа работника, задатки же, потенциальные возможности к осуществлению той или иной конкретной деятельности, обусловленные индивидуально-психологическими свойствами личности, заложены в человеке изначально. Одновременно с формированием ПЗКЛ происходит развитие профессионального мышления человека, формируется его профессиональный тип с соответствующими ценностными ориентациями, характером, индивидуальными особенностями профессионального поведения и образа жизни в целом.

Учет ПЗКЛ, психофизиологических требований к профессиям, выявление общих и специальных способностей позволяют подбирать такие виды деятельности и характер труда, которые наиболее соответствуют специалисту. Например, для наладчиков токарных автоматов и полуавтоматов требуется высокий порог зрительного опознавания. В работе операторов станков с программным управлением важна скорость сен-сомоторных реакций, для инженера-проектировщика серийных изделий - легкая приспособляемость к однообразным и повторяющимся действиям, способность к длительной концентрации внимания, глазомер [22].

С целью определения той профессии, которая наиболее соответствует личным способностям и интересам человека, в системе профессиональной ориентации используют профессиональный отбор. Это предоставление человеку рекомендаций в отношении наиболее соответствующих его психологическим, психофизиологическим и физиологическим особенностям возможных направлений его профессиональной деятельности. Отбор осуществляется на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики. В процессе проведения профессионального отбора конкретному человеку для полноценной реализации его потенциала в трудовой деятельности предлагают профессию, профессиональную сферу, которые оптимально подходят к его индивидуально-психологическому складу.

Для специалиста профессия как таковая, так же как и социальная роль, выступают в качестве средства для реализации его жизненного самоопределения (выбора социальной роли, жизненного стиля и образа жизни). Е.А. Климовым исследованы проблемы профессионального отбора, профессиональной ориентации и индивидуального стиля деятельности [6].

Результаты этого исследования позволили разработать критерии профессиональной пригодности по широкому кругу профессий, чтобы вплотную подойти к разработке интегрированной системы профессиональной ориентации с использованием компьютерной техники.

Профессии и их требования к индивидуальным особенностям человека чрезвычайно изменчивы, в то время как сами характеристики человека, в частности в природной своей основе, являются относительно устойчивыми. К.М. Гуревич и В.Ф. Матвеев применительно к психологическим качествам отмечают, что одни свойства человека остаются практически неизменными (например свойства нервной системы, темперамент), другие изменяются на протяжении достаточно длительного периода времени (способности, черты характера, эмоциональная сфера), третьи более адаптивны, изменчивы (познавательные процессы, психомоторика, волевые качества) [2]. Но изменчивость последних качеств можно предсказать и скорректировать.

Целевая ориентация будущих специалистов на выполнение заранее определенных заказчиком инженерных функций (конструкторов, технологов, исследователей, проектировщиков, операторов сложных систем, технических руководителей производственных коллективов и т. п.) требует приобретения ими в период обучения в вузе функциональной инженерной специализации [15].

Целевая ориентация их для работы на заранее известных служебных должностях в конкретных службах или производствах порождает необходимость приобретения знаний, умений и навыков решения специфических задач отрасли, выполнения сугубо специфических для данного производства служебных функций, то есть приобретения предметно-отраслевой инженерной специализации.

Этот вид специализации, как правило, должен обеспечиваться отраслевым профилированием общепрофессиональных и специальных инженерных дисциплин, задачами и содержанием производственных практик на предприятии, ориентированной на конкретное производство тематикой курсового и дипломного проектирования.

Функциональная инженерная специализация обеспечивается более сложными методологическими средствами и организационно-методическими приемами ведения учебного процесса, и в частности гибкой модульной структурой учебных планов, многовариантным составом и дифференцированным содержанием модуля дисциплин функциональной специализации, выбором (с участием предприятия-заказчика) функционально-ориентированных рабочих мест для прохождения производственных практик, функционально-ориентированной тематикой курсовых и дипломных проектов.

Решение вопросов инженерной подготовки требует усиления связей технических университетов и промышленных предприятий в области учебного процесса и научных исследований, в том числе выполняемых по заказу промышленности или ориентированных на совместное внедрение новых технических идей и технологий в учебный процесс и производство.

Для выявления преимущественных склонностей студентов к определенным видам инженерной деятельности, выполнению определенных инженерных функций используются различные психодиагностические методы, например модифицированный метод экспертных оценок Дельфи. При этом в экспертизе участвуют несколько

экспертов, в том числе исследуемые студенты, лично определяющие свое отношение к будущей функциональной инженерной специализации; ведущие преподаватели, которые не менее одного-двух семестров работали с группой, где обучаются исследуемые студенты; куратор группы, староста группы и сокурсники по группе, наиболее близко знающие данных студентов.

На первом этапе эксперты независимо друг от друга, на основе собственных наблюдений и анализа совместной работы в процессе обучения дают оценки преимущественным наклонностям каждого студента данной группы к определенному виду функциональной деятельности в рамках специальности рассматриваемого профиля. Экспертные оценки заносятся в специально разработанную анкету.

Мнение экспертов о преимущественных наклонностях студентов к тем или иным видам функциональной деятельности обобщаются и оцениваются числом баллов от 0 до 10 при общей сумме баллов, не превышающей 20.

Обработка результатов экспертизы проводится, как правило, выпускающей кафедрой на основе анкетных статистических данных. Обобщенная экспертная оценка подсчитывается как среднеарифметическая с соответствующими весовыми коэффициентами для каждой группы экспертов. Обсуждение полученных результатов экспертизы проводится коллективно экспертами и студентами исследуемой группы. По результатам обсуждения принимается решение рекомендовать студента к дальнейшему обучению по той или иной функциональной инженерной специализации.

В дополнение к экспертному методу используется комплекс компьютерных программ психодиагностического сопровождения учебного процесса.

Психодиагностический комплекс предназначен для выявления и оценок у студентов: психофизиологических, эмоционально-волевых и индивидуально-характерологических особенностей личности; профессиональных интересов и склонностей; функционально-ориентированных способностей к отдельным видам интеллектуальной инженерной деятельности.

Для более глубокого, комплексного изучения ПЗКЛ нами используются: стандартизированный многофакторный метод исследования личности СМИЛ, модифицированный тест Сонди, опросники Р. Кеттела, Р. Томаса, В. Ряховского, С. Будасси, специальные тесты, которые логически перекрывают и дополняют друг друга, обеспечивая комплексный подход к изучению личности обучаемого, и позволяют выявить уровень и структуру интеллекта, уровень общей культуры, общительности, умение адаптироваться в окружающей среде, уровень компетентности и склонности к управленческой, исследовательской, технологической и проектно-конструкторской деятельности.

При решении задачи распределения выпускников учебного заведения требуется на основе дифференцированного прогнозирования пригодности к ряду специальностей определенного профессионального профиля определить ту специальность, которая по своим психологическим требованиям к личности наиболее соответствует психологическим особенностям конкретного выпускника.

В нашей работе показано [22], что при выполнении специалистом отдельных видов профессиональной деятельности (научно-исследовательская, проектно-конструкторская, организационно-управленческая, сервисно-эксплуатационная) требуется определенная совокупность профессионально значимых качеств личности (см. таблицу).

Матрица природосообразного соответствия психологических профессионально значимых качеств личности специалистов выполняемым ими видам профессиональной деятельности

Профессионально Виды профессиональной деятельности

значимые

психологические Научно- Проектно- Организационно Сервисно-

качества личности исследовательская конструкторская -управленческая эксплуатационная, монтажно-наладочная

Стиль мышления Синтезаторы, Аналитики Технологи, Прагматики

по типологии А.В. Долматова -У. Черчмена идеалисты реалисты

Доминирующая Интраверт- Интраверт- Экстраверт Экстраверт

установка на экстраверт экстраверт

взаимодеиствие

Социальная Статики Статики Динамики Динамики

мобильность,

адаптационные

свойства

Предпочтения к способам Интуитивные Интуитивные Сенсорные Сенсорные

восприятия информации

Доминирующий Визуалисты, Визуалисты Аудиалисты, Аудиалисты,

канал восприятия кинестетики кинестетики кинестетики

информации

Стратегия принятия Иррационалы- Рационалы Рационалы Рационалы-

решений рационалы иррационалы

Качества психологических процессов, сформировавшиеся как механизмы регуляции во взаимоотношении организма со средой и проявляющиеся в различных видах деятельности, носят характер общих качеств личности.

Те качества, которые применительно к конкретной профессии выступают в роли наиболее необходимых, относятся к специфичным качествам личности.

И, наконец, в пределах одной профессии могут быть специализации, по которым для успешной деятельности требуется иметь дополнительные узкоспециальные качества. Их принято называть единичными профессионально значимыми качествами личности.

Все профессии и специальности, таким образом, могут быть классифицированы в зависимости от требований, которые они предъявляют к человеку, его общим, особенным и единичным качествам. Сочетания качеств, от которых, в частности, зависит способность к конкретной деятельности, могут быть самыми различными.

Существующие квалификационные характеристики профессий, дающие более или менее надежные результаты при длительном изучении обучающихся, еще не дают оснований для выбора эффективных путей профессиональной подготовки, особенно в начальный период обучения. Преподаватель в этом случае не располагает прогностической информацией относительно конкретного студента. Только при условии упреждающего изучения структуры задатков и способностей индивида появляется возможность определить ту область деятельности, которая может привести к наиболее высоким результатам.

В задачах комплектования учебных групп, оценки уровня психологической совместимости, подбора недостающего члена группы в уже функционирующую груп-

пу определение прогноза профессиональной пригодности производится на основе оценки профессионально значимых качеств личности, не только соответствующих конкретной индивидуальной деятельности, но и определяемых характером взаимодействия членов групп, их социальным статусом в группе, особенностями психологического климата и т. п. [1]. Выполнение различных профессиональных задач, видов деятельности обеспечивается самыми разными психологическими качествами структуры личности и требует своеобразного, достаточно определенного их сочетания. Поэтому важным этапом в разработке системы диагностики и прогнозирования профессиональной пригодности является обоснование профессиональных требований к личности, предъявляемых особенностями конкретной деятельности. Для этого используются разные методические подходы: эмпирико-экспериментальный, основанный на массовом психологическом обследовании специалистов различного уровня профессиональной пригодности с последующим выявлением путем анализа корреляционных отношений наиболее информативных психологических показателей и, следовательно, профессионально важных психологических качеств; сбор и обобщение мнений экспертов, наиболее квалифицированных специалистов, в результате чего возможно получить перечень требований, но без достаточно строгого его обоснования; применение методов деятельного, алгоритмического анализа деятельности и составление на этой основе ее психограммы.

При решении вопроса о методических принципах психологического изучения профессиональной пригодности следует исходить из положения о том, что психологическое качество не может быть описано какой-либо одной единицей измерения -различные уровни реализации качеств требуют как разных приемов описания, так и разных единиц измерения. Поэтому определяемые в какой-либо одной ситуации функциональные проявления конкретного психологического качества могут быть полностью отличными в другой ситуации. Б.М. Теплов отмечает, что «нет ничего нежизненнее и схоластичнее идеи о том, что существует только один способ успешного выполнения всякой деятельности. Эти способы бесконечно разнообразны, как разнообразны человеческие способности» [20]. Данное положение получило свое дальнейшее развитие в гипотезе Б.Ф. Ломова [11] о том, что обеспечение любых профессиональных требований осуществляется не путем локального соизмерения с ними отдельно взятых способностей, а целостным способом организации на любом уровне активности.

Вопросы разработки, подбора, использования методов психологической оценки профессиональной пригодности достаточно детально изложены в ряде работ [12, 17 и др.]. Для обоснования дифференциальных критериев прогнозирования профессиональной пригодности применяются различные методы. Значительно чаще применяется метод установления ранговых мест и балльной стандартной оценки как отдельных психологических качеств, так и их совокупности, а также алгоритм, основанный на модификации последовательного статистического анализа отношения вероятностей значений психологических показателей.

Особое значение для психологического изучения деятельности и психологической пригодности к ней имеют работы О.А. Конопкина [9] по обоснованию механизмов осознанной регуляции деятельности. Важнейшую роль в процессе саморегуляции деятельности и достижения заданного уровня профпригодности играет принятая субъектом цель деятельности, которая отражает не только реальный или идеальный результат самого трудового процесса, но и нормативный уровень его достижения для конкретного субъекта. Этот уровень достижений является субъектной мерой, характеризующей уровень пригодности. Достижение предметной (объектной)

меры пригодности зависит от субъектных возможностей (психологических, профессиональных) в достижении поставленной цели, заданных результатов деятельности.

Г.М. Зараковский и В.И. Медведев [5] предложили концепцию психолого-физиологического содержания деятельности, которая определяет ее четырехкомпонент-ный состав и позволяет достаточно полно отразить те уровни регуляции деятельности, которые формируют ее внутренние средства и определяют ту или иную степень профпригодности. Интенциональный компонент через «определенные потребности» и актуализацию мотивов обеспечивает формирование цели деятельности. Операциональный компонент представляет собой процесс преобразования информации и энергии, направленный через посредство орудия деятельности на ее предмет (внешний или внутренний - концептуальный). Активационно-регуляторный компонент посредством специфической и неспецифической активации, а также волевых усилий управляет процессами, протекающими в обоих названных компонентах.

Базовый компонент включает в себя функциональные процессы, обеспечивающие жизнедеятельность организма, регуляцию его функций в соответствии с характером деятельности.

Авторы отмечают очень тесную взаимосвязь между указанными компонентами и формулируют представления о целостном контуре психолого-физиологической регуляции деятельности. Они также определили критерии психологического анализа содержания и структуры действий, которые можно использовать для оценки процесса формирования и проявления профессиональной пригодности: 1) характер задачи, которую решает субъект деятельности посредством данного действия; 2) содержание технологических операций, отразившихся в сознании субъекта; 3) комплекс объективных характеристик, которые можно зарегистрировать в процессе деятельности.

Важнейшим звеном системогенеза деятельности является формирование навыка. Как отмечает Б.Ф. Ломов, «по существу, понятием «навык» характеризуется сложившаяся система деятельности» [12].

Можно утверждать, что это понятие в значительной степени отражает состояние такого системного качества субъекта деятельности, как его профессиональная пригодность, ибо именно реализованный навык несет информацию о степени возможностей, подготовленности субъекта к достижению заданных, нормативных результатов деятельности.

Формирование структур и изменение соотношений уровней психической регуляции процесса овладения двигательными, а также перцептивными и интеллектуальными навыками характеризуют процесс формирования деятельности как системы в единстве ее моторных, когнитивных и регулятивных звеньев, где навык показывает уровень ее (системы) сформированности. Таким образом, уровень развития навыка, его структуры и регулятивных функций служит одним из критериев состояния внутренних средств деятельности в обеспечении профессиональной пригодности субъекта.

Анализ работ позволяет заключить, что если индивидуальная выраженность основных свойств нервной системы и их индивидуальное сочетание отражаются в некоторых особенностях психики, в том числе в ряде профессионально значимых ее функций, и тем самым оказывают опосредующее влияние на показатели профпригодности человека, то непосредственной связи типологических особенностей нервной системы с этими показателями деятельности установлено не было. Это положение подтверждает высказывание Б.М. Теплова [20] о том, что при любом типе нервной системы человек может иметь высокие индивидуальные достижения.

При проявлении тех или иных инженерных функций по-разному проявляются и «работают» профессиональные, психофизиологические, эмоционально-волевые, характерологические свойства личности. Влияние этих индивидуальных свойств усиливается не только развивающимся процессом специализации инженерного труда, но и возрастающими требованиями к его интенсивности и эффективности. При выполнении одних

инженерных функций главным является умение инженера руководить коллективом, других - умение решать творчески нестандартные задачи, третьих - безошибочно работать в человеко-машинных комплексах и т. д. В каждом виде инженерного труда по-своему используются приобретенные в вузе теоретические знания и навыки, по-разному определяются пути профессионального совершенствования.

Поэтому учебная информация, содержащаяся в лекциях по дисциплинам функционально-инженерной специализации, должна, с одной стороны, на конкретных примерах теоретически обобщать и отражать практический опыт, характерный для различных видов инженерного труда, а с другой стороны - давать студентам представление о профессионально значимых качествах, необходимых для успешной деятельности по избранной функциональной специализации.

Разработанная в Самарском государственном техническом университете методика позволяет находить с использованием несложного математического аппарата экстремальные значения многокритериальной целевой функции и тем самым обосновывать оптимальные числа и глубины инженерных специализаций подготавливаемых в вузе специалистов [22].

Многолетний опыт использования целевой функционально ориентированной подготовки специалистов в техническом университете, обеспечивающей приобретение ими дополнительных знаний, умений и навыков выполнения определенных инженерных функций, позволяет решить большой комплекс хозяйственных, социальных и методологических задач. В частности, удается существенно (в 2-3 и более раз) сократить сроки адаптации молодых специалистов и их доучивания в производственных коллективах; существенно повысить производительность инженерного труда; снизить суммарные издержки на послевузовское доучивание или переподготовку; поднять у молодых специалистов степень удовлетворенности трудом и снизить их миграции между отдельными подразделениями внутри предприятий, между отдельными предприятиями и отраслями промышленности; значительно поднять уровень профессиональной заинтересованности студентов, их академическую активность, существенно усилить индивидуализацию обучения в вузе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бодров В.А., Мамкин В.Б., Покровский Б.Л., Шпаченко Д.И. Психологический отбор летчиков и космонавтов // Проблемы космической биологии. - Т. 48. - М.: Наука, 1984.

2. Гуревич К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. -М.: Наука, 1970.

3. Гуревич К.М., Матвеев В. Ф. О профессиональной пригодности операторов и способах ее определения. Вопросы пригодности оперативного персонала энергосистем. - М.: Просвещение, 1966.

4. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. 2-е изд. - СПб.: Питер, 1999.

5. Зараковский Г.М., Медведев В.И. Психолого-физиологическое содержание деятельности оператора. Инженерная психология: Теория, методология, практическое применение. -М.: Наука, 1977.

6. КлимовЕ.А. Образ мира в разнотипных профессиях: Учеб. пособие. - М.: МГУ, 1995.

7. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - Ростов-нД: Феникс, 1996.

8. Климов Е.А. Введение в психологию труда: Учебник. - М.: Культура и спорт; ЮНИТИ, 1998.

9. Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. - М.: Наука, 1980.

10. Кулагин Б.В. Основы практической психодиагностики. - Л.: Медицина, 1984.

11. Ломов Б. Ф. Личность в системе общественных отношений // Психологический журнал. - 1981. - № 1. - С. 3.

12. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М.: Наука, 1984.

13. Макаренко Н.В., Пуков В.А., Кольченко Н.В., Майдиков Ю.Л., Киенко В.М., Вороновская В.И. Основы профессионального психофизиологического отбора. - Киев: Наукова думка, 1987.

14. Марищук В.Л. Психологические основы формирования профессионально значимых качеств: Дисс. ... д-ра психол. наук. - Л.: ЛГУ, 1982.

15. Михелькевич В.Н., Кравцов П.Г. Целевая функционально-ориентированная подготовка специалистов в техническом университете: концепция, технология обучения, опыт реализации. - Самара: Самар. гос. техн. ун-т, 2001. - 112 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Никифорова С.В. Профессионально значимые качества личности - главный фактор успешной профессиональной деятельности // Высокие интеллектуальные технологии и инновации в образовании и науке: Мат-лы XVII Междунар. науч.-метод. конф. - СПб., 2010. - С. 127.

17. Основы профессионального психофизиологического отбора военных специалистов: Пособие / Под ред. В.А. Пухова. - М.: МО СССР, 1981.

18. Психологическая оценка и прогнозирование профессиональной пригодности военных специалистов: Учеб. пособие. - М.: Воениздат, 1988.

19. РостуновА.Т. Формирование профессиональной пригодности. - Минск: Высшая школа, 1984.

20. Теплов Б.М. Проблема одаренности // Советская педагогика. - 1940. - № 4/5. - С. 146-155.

21. Теплов Б.М. Некоторые вопросы изучения общих типов высшей нервной деятельности человека и животных. Типологические особенности высшей нервной деятельности человека / Под ред. Б.М. Теплова. Т. 1. - М.: Просвещение, 1956.

22. Целевая функционально-ориентированная индивидуальная подготовка специалистов: Информ.-метод. бюллетень / Под ред. В.Н. Михелькевича. - Тольятти - Самара, 1992. - 32 с.

Поступила в редакцию 17.06.2014; в окончательном варианте 18.06.2014

UDC 37.013.73

IDENTIFICATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF STUDENTS DURING THEIR SELECTION FOR THE TARGET INDIVIDUAL SRTUDYING OF THE STUDENTS (SPECIALISTS)

S.V. Nikiforova

Samara State Technical University

244, Molodogvardeiskaya str., Samara, 443100

E-mail: nikiforowaswet@yandex.ru

This article contains the theoretical and methodological aspects of the formation of professional competence and detailed analysis of the concept of "professional competence "; the main factors influencing the formation and development of professional competence are reflected there; it was revealed that the basis of professional competence compose professionally significant qualities of personality (PSQP). The algorithm of selection of students recommended for the target individual studying, as well as methods of studying of PSQP used in the research are listed in this article. A matrix of harmonious matching of the students' PSQP performing their professional activities is presented there. Particular attention is paid to the development of criteria of determining professional competence taking into account psychological traits of the person.

Key words: professional competence, types ofprofessional activities, the algorithm of selection of students, professionally significant qualities ofpersonality.

Original article submitted 17.06.2014; revision submitted 18.06.2014

Svetlana V. Nikiforova, leading psychologist, Department of Connections with Labour Market and Graduate Students.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.