УДК 796.071; 796.072
Е.А. Митин*, А.Е. Митин**, Л.В. Никулин***
Теоретические основания изучения профессиональной пригодности в структуре педагогической деятельности специалиста по физической культуре
Статья посвящена анализу теоретических аспектов профессиональной пригодности. Представлено собственное видение авторов на понятие «профессиональная пригодность». Рассматривается важность профессионально значимых качеств в формировании пригодности к педагогической деятельности у специалистов по физической культуре. Обосновывается алгоритм исследования профессиональной пригодности в условиях образовательного процесса.
Article is devoted to the analysis of theoretical aspects of professional suitability. Own vision of authors on concept «professional suitability» is submitted. Importance of professionally significant qualities in formation of suitability to pedagogical activity at teachers on physical training is examined. The algorithm of research of professional suitability in conditions of educational process is proved.
Ключевые слова: профессиональная пригодность, профессионально значимые качества, алгоритм исследования.
В современных социально-экономических условиях специалисты сталкиваются с проблемой конкурентоспособности и адаптивности. В связи с этим от них требуется не только высокая компетентность в определенной профессии, но и достаточный «набор» профессиональных смежных умений и навыков. Поэтому одним из важнейших требований современного рынка труда к подготовке специалиста для любой сферы профессиональной деятельности является сочетание фундаментальности образования с многообразием специализаций.
В условиях рынка любая деятельность человека приобретает новые признаки, среди которых особенно важно проектировать формирование профессиональной пригодности будущих специалистов для осуществления педагогической деятельности в современных социально-экономических условиях.
В настоящем исследовании основное внимание уделено теоретическим вопросам исследования профессиональной пригодности педагога.
Общие представления об особенностях профессиональной деятельности педагога. Главная особенность педагогической деятельности состоит в специфике ее объекта, которым является обучаемый. Продуктом деятельности педагога выступают полученные обучаемыми знания, умения и навыки, а также формируемые свойства и характерологические качества личности. В то же время объект педагогической деятельности одновременно является и субъектом учебной деятельности, который ставит перед собой определенные цели, стремится их достичь, исходя из своих способностей1.
Главными структурными компонентами педагогической деятельности принято считать конструктивный, организаторский, коммуникативный и гностический2. Перечисленные компоненты присущи педагогам всех профилей. В профессиональной деятельности педагога по физической культуре О.В. Петунин3 выделяет еще и двигательный компонент. В этот компонент автор включает содержание как уроков физической культуры, так и внеклассных спортивно-массовых мероприятий. Деятельность педагога по физической культуре непосредственно связана также с выполнением хозяйственных функций. И вообще следует подчеркнуть более многообразный характер работы педагога по физической культуре по сравнению с педагогами других профилей. Перечисленные компоненты педагогической деятельности в практике находятся в тесной связи и взаимозависимости, но соотношение их различно.
* Заведующий кафедрой спортивных игр Российского государственного университета им. А.И. Герцена, кандидат педагогических наук, профессор.
** Доцент кафедры оздоровительной физической культуры Российского государственного университета им. А.И. Герцена, кандидат педагогических наук.
*** Доцент кафедры физической культуры и прикладных единоборств Санкт-Петербургского университета МВД, кандидат педагогических наук.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (38) 2008
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (38) 2008
Педагогика, психология, кадровое обеспечение ОВД
Анализ научной литературы позволяет говорить, что в педагогической профессии существует большое, если не бесконечное, число индивидуальных стилей, ведущих к успеху в обучении и воспитании. В то же время в деятельности учителей физического воспитания выявлено три отчетливо выраженных индивидуальных стиля деятельности4: организаторско-коммуникативный, конструктивноорганизаторский и конструктивно-коммуникативный.
Как отмечается в исследованиях5, только при наличии положительного мотива формируется характерный для данного работника индивидуальный стиль деятельности. Под индивидуальным стилем В.С. Мерлин6 понимает закономерно организованную систему операций деятельности, значимо связанную с определенными нейродинамическими и психодинамическими свойствами и наиболее эффективную для достижения объективно ценного результата деятельности. На основе научных данных он выделяет следующие уровни индивидуальности: биохимический, соматический, нейрофизиологический, личностный и уровень социального статуса. Автор подходит к анализу индивидуальности с точки зрения качественного своеобразия закономерностей, действующих на различных уровнях, и наряду с другими различает относительно независимые сферы психомоторики и интеллектуальной организации.
Общий подход к пониманию индивидуальности человека имеет существенное значение при изучении структуры и динамики взаимосвязей в системе «человек-профессия», непосредственное -для решения задач профессиональной ориентации, отбора и формирования профессиональной пригодности и ее прогнозирования. В связи с этим Б.В. Кулагин7 отмечает, что прогнозирование профессиональной пригодности должно быть основано на учете профессионально важных свойств человека, которые выявляются путем сопоставления показателей свойств с показателями независимых критериев успешности профессиональной деятельности. Все это предъявляет особые требования к качеству отбора и подготовки педагогических кадров в вузе.
Период обучения в вузе совпадает со вторым периодом юности или первым периодом зрелости, который отличается сложностью становления личностных черт8. Еще более актуальными в этом возрасте становятся самоанализ и самооценка, в т.ч. формирующегося «профессионального Я».
Нельзя не отметить, что одним из самых тяжелых социальных последствий современной образовательной парадигмы стала потеря профессиональной культуры, разрушение и угасание ценностных идеалов в деятельности педагога. Это обстоятельство самым отрицательным образом сказалось на практической деятельности студентов и педагогов, т.к. повлекло за собой ослабление мотивации профессионального развития.
Среди большого количества факторов, влияющих на формирование профессиональной пригодности будущего специалиста, необходимо выделить, на наш взгляд, наиболее значимые факторы. К ним относятся:
- динамизм и мобильность условий жизнедеятельности во всех профессиональных сферах;
- дестабилизация социальных взаимоотношений индивида с характерными признаками той непосредственной культурной среды, к которой он принадлежит;
- колоссальное расширение потока разнообразной информации, в которой сложно ориентироваться будущему специалисту.
При всех отмеченных сложностях именно студенческий возраст является определяющим как для выявления профессиональных и творческих интересов, приоритетов в профессиональном становлении будущего педагога, так и для целенаправленного развития и формирования профессионально значимых качеств.
Нам представляется, что, несмотря на сложные социально-экономические условия, сегодняшнюю ситуацию в профессионально-педагогическом образовании можно считать благоприятной для духовного развития и профессионального становления будущего специалиста по физической культуре.
Профессиональная пригодность в системе «человек-профессия». При характеристике системы «человек-профессия» в качестве обобщающего определения сущности складывающихся в ней отношений часто используется термин «взаимоприспособление». Тем самым подчеркивается, что человек не только выбирает профессию, которая отвечает его особенностям, но и изменяет ее в соответствии с общественными и личными потребностями. При этом он в процессе обучения и самостоятельной профессиональной деятельности «переделывает» самого себя, стремясь увеличить соответствие между требованиями профессии и своими возможностями. Происходящие при этом изменения в человеческом звене системы «человек-профессия» имеют две формы проявления. Первая может быть определена как собственно профессиональная адаптация, которая заключается в том, что человек постепенно осваивает знания, умения и навыки, равно как и навыки социальнопрофессиональных контактов и общения. Вторая предполагает существенную перестройку тех его психофизиологических структур и механизмов, благодаря которым осуществляется данный вид
деятельности. Процесс, который происходит при этом в системе «человек-профессия», имеет как бы встречную направленность: приспособление профессии к человеку и человека - к профессии.
Таким образом, при анализе вопросов о содержании зависимостей в системе «человек-профессия» идея взаимоприспособления является обоснованной, но при условии, что при оценке роли каждого из звеньев системы и человеческого и технологического (профессионального), учитываются присущие им специфические и социально-экономические особенности. Проблема изучения человеческого звена в системе «человек-профессия» является актуальной как в теоретическом плане, так и в практическом, ибо она связана с решением многих важных задач качества подготовки, качества воспитания и качества использования профессиональных кадров.
Можно говорить, что человек является «интегральным звеном» системы «человек-профессия». В связи с этим уместно привести высказывание Б.Ф. Ломова: «Именно он организует процесс регулирования и тем самым координирует работу всех элементов системы, связывая их в единое целое» 9 .
Анализ некоторых вопросов профессиональной пригодности представлен К.М. Гуревичем10. Автор предлагает и обосновывает разделение профессиональной пригодности на абсолютную и относительную. Профессиональная абсолютная пригодность необходима для профессий ответственных, напряженных по темпу или вследствие неожиданно возникающих сложных ситуаций (стрессов). Она определяется рядом природных особенностей, на базе которых формируется. Профессиональная относительная пригодность - для профессий сравнительно простых или осуществляемых в обстановке равномерного следования и распределения внешних стимулов (требований)11.
Однако, несмотря на отдельные положительные результаты в исследовании профессиональной пригодности, к настоящему времени еще, на наш взгляд:
- в теоретическом плане отчетливо не определен целостный фундамент для ее продуктивной дальнейшей разработки, что отрицательно влияет на решение многих важных задач качества отбора, качества подготовки, качества воспитания и качества использования профессиональных кадров;
- не сформирована единая точка зрения по вопросу определения структурных компонентов профессиональной пригодности на основе изучения профессионально значимых качеств и свойств человека как целостной личности, определяющих ее построение.
Недостаточная теоретическая разработанность проблемы профессиональной пригодности человека объясняется не только сложностью предмета анализа, ограниченностью имеющихся экспериментальных материалов, но и традиционностью подходов к ее разработке. Так, при анализе психофизиологических, генетически обусловленных факторов выбора профессии нередко исходят из не всегда правильных представлений о требованиях различных профессий к человеку в условиях рынка. В данном контексте необходимо отметить, что экономическая сторона в оплате труда существенно влияет на содержание и характер требований различных профессий к человеку и повышает их, в связи с чем возрастает роль оценки не только индивидуально-психофизиологических, но и социальных характеристик человека. Чем обоснованнее и «жестче» профессиональные требования, тем актуальнее экономическая и социальная необходимость в выявлении и использовании «глубинных» ресурсов человека, в т.ч. и индивидуальных, генетически обусловленных.
Резюмируя, необходимо заметить, что:
- во-первых, социальная значимость труда в разных сферах профессиональной деятельности предъявляет к личности специалиста, его морально психологическому статусу, физическому развитию, знаниям, умениям и навыкам различные жесткие требования, несоответствие которым во многом снижает пригодность к эффективной профессиональной деятельности. В то же время формирование пригодности специалиста к эффективному выполнению профессиональных обязанностей определяется не только стратегией и тактикой обучения в вузе, но и готовностью студента решать учебнопрофессиональные различные задачи. Необходимо отметить, что проблема выявления людей, соответствующих определенным требованиям, которые предъявляются теми или иными видами профессиональной деятельности для выполнения определенных функций, является особой психологопедагогической проблемой. Здесь важной и необходимой предпосылкой научной разработки теоретических и прикладных вопросов профессиональной пригодности является изучение структуры и динамики взаимосвязей в системе «человек-профессия».
Понятие «профессиональная пригодность» является основным понятием, которое раскрывает сущность и практическое значение адаптации человека в рамках конкретной профессии. В связи с этим «профессиональная адаптация понимается как процесс приспособления людей к изменившимся условиям профессиональной основной деятельности»12. В то же время профессиональная адаптация должна отражать важнейшие факторы и зависимости, определяющие результаты деятельности в рамках конкретных профессиональных сфер. При таком понимании профессиональную пригодность
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (38) 2008
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (38) 2008
Педагогика, психология, кадровое обеспечение ОВД
недостаточно рассматривать только с точки зрения механизмов «что может делать человек» (степень сформированности его профессионально значимых качеств). Не менее важно исследовать, «что он хочет и должен делать» для того чтобы развить свои профессионально значимые качества настолько, насколько он хочет в последующем активно трудиться и осознает, что он должен для этого делать;
- во-вторых, разные сферы профессиональной деятельности специалиста предъявляют различные требования к содержанию и структуре профессионально значимых качеств.
Не выходя за рамки трактовки профессионально важных качеств, под которыми В.Д. Шадриков понимает «индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность её освоения»13, нами вводится понятие профессионально значимые качества. Под профессионально значимыми качествами будущего специалиста следует понимать личностные, интеллектуальные, психомоторные, психофизиологические и физические качества, обеспечивающие овладение профессиональной деятельностью и эффективность её выполнения.
В контексте рассматриваемой проблемы необходимо отметить важность выявления динамики профессионально значимых качеств в образовательном процессе, что, по мнению Г.А. Бордовского, А.А. Нестерова, С.Ю. Трапицина, «позволяет судить о его качествах и уровне психологической готовности выпускников решать профессиональные задачи»14.
Актуальность указанной проблемы трудно переоценить, поскольку вопрос развития профессионально значимых качеств будущего специалиста для разных сфер деятельности является, по-нашему мнению, узловым моментом формирования профессиональной пригодности.
Изучение психолого-педагогической литературы позволило выявить неоднозначность трактовки понятия «профессиональная пригодность»15. Анализ этих понятий позволяет в обобщенном виде представить, что профессиональная пригодность рассматривается:
- во-первых, как совокупность врожденных и приобретенных качеств и свойств человека, предопределяющих успешность формирования пригодности к конкретным видам деятельности;
- во-вторых, как совокупность сформированных профессиональных знаний, умений, навыков, а также психофизиологических, физиологических качеств и свойств и социальных характеристик человека, обеспечивающих эффективное выполнение профессиональных задач.
С таких позиций профессиональную пригодность можно рассматривать как совокупность наличных, с точки зрения включения его в деятельность, особенностей человека, которая формируется на различных этапах учебной и профессиональной деятельности.
Исследование проблемы профессиональной пригодности специалиста связано с рассмотрением двух взаимодействующих, но по содержанию различных этапов. Первый этап - определение пригодности, ее оценка для выявления механизма развития наличных особенностей человека и возможности компенсации другими качествами. Второй - процесс формирования пригодности, развитие профессионально важных качеств, свойств и характеристик человека на этапах учебнопрофессиональной подготовки и профессиональной адаптации в реальной трудовой деятельности.
Поиск путей изучения профессиональной пригодности будущего конкурентоспособного специалиста к деятельности в современных социокультурных условиях составляет проблему любого прикладного исследования.
Профессиональная пригодность к педагогической деятельности рассматривается нами как профессиональная интегральная характеристика специалиста, которая обусловливает качество формирования знаний, умений и навыков, механизм развития наличных профессионально значимых качеств, возможность их компенсации другими качествами и определяет степень его конкурентоспособности решать конкретные профессиональные задачи в реальной трудовой деятельности.
Проделанная работа не исчерпывает всех вопросов изучаемой проблемы. Поэтому необходимы дальнейшие исследования в этом направлении, в которых, как нам представляется, должно быть уделено внимание динамике формирования у студентов профессионально значимых качеств и определению эффективных технологий по ее диагностике на разных этапах профессионального становления.
Таким образом, всё вышесказанное позволяет определить алгоритм исследования профессиональной пригодности в рамках образовательного процесса:
- разработка методик начальной (для всестороннего изучения и выявления потенциальных возможностей и особенностей личности студента), корректирующей (текущей) и обобщающей (итоговой) диагностики пригодности в разных сферах деятельности;
- рассмотрение структуры профессионально значимых качеств и определение ключевых качеств, несущих основную нагрузку при освоении и осуществлении деятельности; обоснование минимального предела (границы) уровня их развития и диапазона индивидуальных различий;
- выявление механизма их формирования и возможности компенсации другими качествами.
При этом мы придерживаемся мнения, что указанная этапность исследования профессиональной пригодности дает возможности для оценки, планирования средств и коррекции результатов в учебно-профессиональной подготовке будущих специалистов, способных качественно выполнять профессиональные задачи и мобильно перестраиваться в их решении исходя из условий рынка труда.
Список литературы
1. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. / Б.Г. Ананьев. - М.: Педагогика, 1980. - Т.1. - 230 с.
2. Бодров, В.А. Психология профессиональной пригодности / В.А. Бодров.- М.: ПЕР СЭ, 2001. - 390 с.
3. Бордовский, Г. А. Управление качеством образовательного процесса: монография / Г.А. Бордовский, А.А. Нестеров, С.Ю. Трапицын. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. - 359 с.
4. Виленский, М.Я. Профессиональная направленность физического воспитания студентов педагогических специальностей: учеб. пособие / М.Я. Виленский, Р.С. Сафин. - М.: Высш. шк., 1989. - 159 с.
5. Вяткина, З.Н. Формирование типологически обусловленного индивидуального стиля деятельности как условие совершенствования профессиональной подготовки учителей физического воспитания // Основы профессионального мастерства учителя физической культуры: тез. докл. Всесоюз. научн. конф. - Ульяновск, 1976. - С. 107-108.
6. Гуревич, К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы / К.М. Гуревич. - М.: Наука, 1970. - 272 с.
7. Дьяченко, М.И. Психологический словарь - справочник / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович.
- Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2001. - 576 с.
8. Климов, Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы (к психологическим основам научной организации труда, учения, спорта) / Е.А. Климов.- Казань: Изд-во Казанск. гос. ун-та, 1969. - 278 с.
9. Кузьмина, Н.В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся // Вопросы психологии. - 1984. - №1. - С. 20 - 27.
10. Кулагин, Б.В. Основы профессиональной психодиагностики / Б.В. Кулагин. - Л.: Медицина, 1984. - 216 с.
11. Ломов, Б.Ф. Человек и техника: Очерки инженерной психологии / Б.Ф. Ломов. - М.: Сов. радио, 1966. - 464 с.
12. Мерлин, В. С. Проблема интегрального исследования индивидуальности человека // Психологический журнал. - 1980. - Т.1. - №1. - С. 58-71.
13. Мерлин, В.С. Системный подход к онтогенезу интегральной индивидуальности // Психология формирования и развития личности. - М., 1981. - С. 87 - 105.
14. Петунии, О.В. Формирование профессионального мастерства учителя физкультуры: учеб. пособие / О.В. Петунии. - М.: Просвещение, 1980. - 112 с.
15. Шадриков, В.Д. Способности человека / В.Д. Шадриков. - М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО МОДЭК, 1997. - 228с.
16. Шапарь, В.Б. Словарь практического психолога / Виктор Шапарь. - М.: АСТ; Харьков: Торсинг, 2005. - 734 с.
1 См.: Виленский М.Я. Профессиональная направленность физического воспитания студентов педагогических специальностей: Учебное пособие. М., 1989.
2 См.: Кузьмина Н.В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся // Вопросы психологии. 1984. № 1. С. 20-27.
3 См.: Петунии О.В. Формирование профессионального мастерства учителя физкультуры: Учебное пособие. М., 1980.
4 См.: Вяткина З.Н. Формирование типологически обусловленного индивидуального стиля деятельности как условие
совершенствования профессиональной подготовки учителей физического воспитания // Основы профессионального мастерства учителя физической культуры: Тезисы доклада на Всесоюзной научной конференции. Ульяновск, 1976. С. 107-108.
5 Гуревич К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М., 1970; Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы (к психологическим основам научной организации труда, учения, спорта). Казань, 1969; Мерлин В.С. Проблема интегрального исследования индивидуальности человека // Психологический журнал. 1980. Т. 1. № 1. С. 58-71.
6 См.: Мерлин В.С. Системный подход к онтогонезу интегральной индивидуальности // Психология формирования и развития личности. М., 1981. С. 87-105.
7 Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. Л., 1984.
8 См.: Ананьев Б.Г Избранные психологические труды: В 2-х т. Т 1. М., 1980, и др.
9 Ломов Б.Ф. Человек и техника: Очерки инженерной психологии. М., 1966. С 34.
10 См.: Гуревич К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М., 1970.
11 См. там же. С. 151.
12 Шадриков В.Д. Способности человека. М., Воронеж, 1997. С. 18.
13 Там же. С. 129.
14 См.: Бордовский ГА. Управление качеством образовательного процесса: Монография. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. С. 160.
15 См.: Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. М., 2001; Дьяченко М.И. Психологический словарь-справочник. Мн.; М., 2001; Шапарь В.Б. Словарь практического психолога. М.; Харьков, 2005.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (38) 2008